Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ 4.0'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ 4.0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование 4.0 / высшее образование / цифровые технологии в образовании / вызовы современного образования / компетенции преподавателей / Education 4.0 / higher education / digital technologies in education / challenges of modern education / teacher competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатулина Анастасия Александровна

Современная эпоха Индустрии 4.0 оказывает влияние на функционирование и развитие образования. С появлением новых технологий и автоматизации процессов требования к квалификации преподавателей становятся все более высокими. Традиционные навыки, которым учили в прошлом, уже не так актуальны. Сейчас необходимо овладеть навыками работы с технологиями будущего, такими как искусственный интеллект, автоматизация процессов, интернет вещей и другими. Образовательные учреждения должны адаптироваться к новым требованиям рынка труда при подготовке кадров для новой экономики. Перед педагогическими кадрами ставятся новые вызовы — умение работать в цифровой образовательной среде (цифровые компетенции). В рамках педагогических компетенций важными являются не только навыки преподавания и обучения, но и использование цифровых ресурсов. Из-за пандемии COVID-19 педагогические работники были вынуждены в срочном порядке перейти на дистанционное обучение, и эти условия показали, что цифровые навыки у педагогов недостаточно сформированы. Именно сейчас принимаются меры для повышения качества цифровой компетентности педагогических кадров в высшей школе. В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современному преподавателю вуза в условиях цифровизации высшего образования. Методами исследования выступили сравнительный анализ, синтез и системный подход к особенностям применения Образования 4.0. Были проанализированы профессиональные компетенции преподавателя в условиях концепции Образование 4.0. Особое значение приобретает формирование таких компетенций, которые относятся к профессиональной деятельности в условиях цифровой среды и охватывают умения использовать цифровые форматы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гизатулина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EDUCATION 4.0 CONCEPT

The modern era of Industry 4.0 has an impact on the functioning and development of education. With the advent of new technologies and process automation, the requirements for teacher qualifications are becoming increasingly higher. Traditional skills taught in the past are no longer as relevant. Now it is necessary to master the skills of working with future technologies, such as artificial intelligence, process automation, the Internet of things and others. Educational institutions must adapt to new labor market requirements when preparing personnel for the new economy. New challenges are being presented to teaching staff — the ability to work in a digital educational environment (digital competencies). Within pedagogical competencies, not only teaching and learning skills are important, but also the use of digital resources. Due to the COVID-19 pandemic, educators were forced to urgently switch to distance learning, and these conditions showed that teachers’ digital skills are not sufficiently developed. Right now, measures are being taken to improve the quality of digital competence of teaching staff in higher education. The article examines the requirements for a modern university teacher in the context of digitalization of higher education. The research methods were comparative analysis, synthesis and a systematic approach to the features of the application of Education 4.0. The professional competencies of the teacher were analyzed in the context of the Education 4.0 concept. Of particular importance is the formation of such competencies that relate to professional activities in the digital environment and cover the ability to use digital learning formats.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ 4.0»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

VET Quality and Labour Market

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 64-70. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):64-70. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ 4.0

Анастасия Александровна Гизатулина, gizatulinaaa@mail.ru Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Современная эпоха Индустрии 4.0 оказывает влияние на функционирование и развитие образования. С появлением новых технологий и автоматизации процессов требования к квалификации преподавателей становятся все более высокими. Традиционные навыки, которым учили в прошлом, уже не так актуальны. Сейчас необходимо овладеть навыками работы с технологиями будущего, такими как искусственный интеллект, автоматизация процессов, интернет вещей и другими. Образовательные учреждения должны адаптироваться к новым требованиям рынка труда при подготовке кадров для новой экономики. Перед педагогическими кадрами ставятся новые вызовы — умение работать в цифровой образовательной среде (цифровые компетенции). В рамках педагогических компетенций важными являются не только навыки преподавания и обучения, но и использование цифровых ресурсов. Из-за пандемии COVID-19 педагогические работники были вынуждены в срочном порядке перейти на дистанционное обучение, и эти условия показали, что цифровые навыки у педагогов недостаточно сформированы. Именно сейчас принимаются меры для повышения качества цифровой компетентности педагогических кадров в высшей школе. В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современному преподавателю вуза в условиях цифровизации высшего образования. Методами исследования выступили сравнительный анализ, синтез и системный подход к особенностям применения Образования 4.0. Были проанализированы профессиональные компетенции преподавателя в условиях концепции Образование 4.0. Особое значение приобретает формирование таких компетенций, которые относятся к профессиональной деятельности в условиях цифровой среды и охватывают умения использовать цифровые форматы обучения.

Ключевые слова: Образование 4.0, высшее образование, цифровые технологии в образовании, вызовы современного образования, компетенции преподавателей

Для цитирования: Гизатулина А. А. Цифровые компетенции преподавателя высшего учебного заведения в рамках концепции Образование 4.0 // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 64-70.

© Гизатулина А. А., 2024

Original article

DIGITAL COMPETENCIES OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EDUCATION 4.0 CONCEPT

Anastasia A. Gizatulina, gizatulinaaa@mail.ru

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The modern era of Industry 4.0 has an impact on the functioning and development of education. With the advent of new technologies and process automation, the requirements for teacher qualifications are becoming increasingly higher. Traditional skills taught in the past are no longer as relevant. Now it is necessary to master the skills of working with future technologies, such as artificial intelligence, process automation, the Internet of things and others. Educational institutions must adapt to new labor market requirements when preparing personnel for the new economy. New challenges are being presented to teaching staff — the ability to work in a digital educational environment (digital competencies). Within pedagogical competencies, not only teaching and learning skills are important, but also the use of digital resources. Due to the COVID-19 pandemic, educators were forced to urgently switch to distance learning, and these conditions showed that teachers' digital skills are not sufficiently developed. Right now, measures are being taken to improve the quality of digital competence of teaching staff in higher education. The article examines the requirements for a modern university teacher in the context of digitalization of higher education. The research methods were comparative analysis, synthesis and a systematic approach to the features of the application of Education 4.0. The professional competencies of the teacher were analyzed in the context of the Education 4.0 concept. Of particular importance is the formation of such competencies that relate to professional activities in the digital environment and cover the ability to use digital learning formats.

Keywords: Education 4.0, higher education, digital technologies in education, challenges of modern education, teacher competencies

For citation: Gizatulina AA. Digital competencies of a higher education institution teacher within the framework of the Education 4.0 concept. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):64-70. (In Russ.)

Введение

Современная эпоха Индустрии 4.0 оказывает значительное влияние на образование человека. С появлением новых технологий и автоматизации процессов все более высокими становятся требования к квалификации педагогических работников. Существует необходимость обучаться новым специальностям и овладеть навыками работы с технологиями будущего, такими как искусственный интеллект, автоматизация процессов. Изменения произошли и в образовательном процессе, который уже сейчас отвечает вызовам цифровой революции и направлен на изменение будущего образования с использованием передовых технологий и автоматизации. Таким образом, цель нашего исследования — рассмотреть требования, предъявляемые к современному преподавателю вуза в условиях цифровизации высшего образования. Объектом исследования выступила преподавательская деятельность в вузе. Предмет исследования — трансформация преподавательской деятельности в условиях Образования 4.0.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили научные источники, размещенные в научной электронной библиотеке eLIBRARY Методы исследования: изучение научных литературных источников, обзор публикаций. В ходе исследования был проведен обзор научных материалов, посвященных использованию новых цифровых технологий в образовательном процессе, а также методов, используемых в рамках интегра-тивно-деятельностного подхода к развитию цифровой грамотности педагогов. Также были рассмотрены особенности профессионального образа педагога в контексте требований, возникающих в условиях цифровизации высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Образовательные учреждения адаптируются к новым требованиям рынка труда, ориентируясь на практику, связанную с реальными производственными процессами. Быстрое развитие технологий означает, что навыки, которыми человек обладал сегодня, завтра уже могут оказаться устаревшими. В контексте изменения

парадигмы общественного развития и его динамического и непредсказуемого характера профессиональные компетенции преподавателей рассматриваются как важнейший фактор развития высшей школы.

Четвертая промышленная революция (Industrie 4.0), начавшаяся в 2011 г., представляет собой новый уровень организации промышленного производства с использованием цифровых технологий [1]. Основной упор делается на поиск оптимального сочетания информационных технологий и человеческого капитала. Интеллектуальный капитал стал ключевым фактором современной экономики, в результате появились новые требования и запросы.

В настоящее время расширение 4.0 применяется для обозначения различных социотех-нических систем, таких как «Медицина 4.0», «Образование 4.0», «Экономика 4.0» и др. Концепция Образование 4.0 подразумевает образование, которое должно соответствовать Индустрии 4.0 и готовить студентов к предстоящей промышленной революции, т. е. само расширение 4.0 (в рамках четвертой промышленной революции) применительно к образованию связано с концепцией электронного (e-learning) или цифрового обучения [2]. С появлением новых технологий и автоматизации процессов также меняются востребованные на рынке труда навыки. Традиционных способов обучения уже недостаточно для удовлетворения потребности современного мира. В эпоху Образования 4.0 необходимы гибкость, адаптивность и умение быстро обучаться новому. Специалист должен быть готов к постоянному саморазвитию и обучению на протяжении всей жизни.

Д. Блинов отмечает, что цель концепции Индустрии 4.0 заключается в увеличении эффективности производства, сокращении времени на разработку и запуск новых продуктов, улучшении гибкости производства и повышении качества продукции, а также создании новых моделей бизнеса и рыночных возможностей, которые помогут компаниям добиться конкурентного преимущества на мировом рынке [3].

В отчете Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» были перечислены десять ключевых навыков, которые будут востребованы компаниями в будущем: в первую очередь это критическое и творческое мышление, когнитивная гибкость, умение находить простые решения для сложных проблем, эмоциональный интеллект и навыки ведения переговоров [4]. В свете того, что навыки и квалификация персонала станут ключевыми факторами

Индустрии 4.0, организации будут стремиться найти подходящих работников с необходимыми умениями и навыками.

В эпоху Индустрии 4.0, когда технологический прогресс и цифровая революция находятся в разгаре, образование для человека становится еще более важным. Сталкиваясь с быстрыми изменениями в мире труда, люди должны постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы быть успешными и конкурентоспособными. Образование для человека в эпоху Индустрии 4.0 играет ключевую роль в подготовке к вызовам будущего.

Четвертая промышленная революция потребует больших реформ в образовании, и в первую очередь это будет связано с рынком труда и умением «дружить» с информационными технологиями. Так, по мнению некоторых исследователей, в ближайшие пять лет руководители компаний планируют заменять труд людей роботами, в приоритете также будут сотрудники со знанием ИТ. Перепрофилирование и повышение квалификации ждет и многих работников в области здравоохранения, авиации, строительства, промышленности и др. [5].

Сегодня успех в бизнесе связан уже не с высококвалифицированными специалистами, а с их постоянно растущим «коэффициентом полезного действия». Так, в 2022 г. многие онлайн-консультанты в службах банков столкнулись с тем, что их труд заменяет робот-консультант, а значит, последовала волна увольнений [6].

В эпоху Индустрии 4.0, которая характеризуется цифровизацией и автоматизацией производства, традиционные методы обучения уже не могут полностью удовлетворить потребности студентов, поэтому необходимо развивать новые подходы в образовательном процессе. Одним из них является активное применение технологий в обучении. Современные студенты живут в цифровую эпоху и привыкли к использованию различных гаджетов и онлайн-платформ, значит важно интегрировать эти технологии в учебный процесс, чтобы сделать его более интересным и доступным. Например, использование интерактивных досок, мобильных приложений и он-лайн-курсов позволяет студентам получать знания в более удобных для них форме и темпе.

А. А. Бисултанова и А. Б. Темирова подчеркивают, что современные студенты с трудом переносят отсутствие цифровых ресурсов, поскольку они им нужны для поиска информации, поэтому молодые люди цифрового поколения предпочитают обучаться на электронных образовательных платформах, а не посещать лекции

и использовать бумажные материалы, так как образ мышления нового поколения значительно изменился [7]. Отсюда следует, что преподавателю вуза сложнее удерживать концентрацию внимания студентов во время лекций, соответственно от преподавателя требуется применение новых современных методов обучения, поиск новых форм преподнесения материала. Для преподавателей, привыкших к традиционным методам обучения, это может быть сложной задачей, которая потребует постоянного профессионального развития и готовности адаптироваться к новым педагогическим стратегиям [8].

Ученые М. Минцаев, Э. Алисултанова, Л. Умарова подтверждают, что образовательные учреждения являются основным источником знаний для молодежи, а интернет дополняет их информационными ресурсами и дает возможность расширить профессиональный кругозор. В связи с этим возрастает роль преподавателя, помогающего учащимся ориентироваться в информационном пространстве во время обучения. Поэтому педагогам все больше необходимо использовать новые технологические решения, чтобы показать учащимся, как самостоятельно применять технологии в образовательных целях [9].

О. Ефимова и А. Нестерова выделяют такие профессиональные компетенции преподавателя, как умение создавать собственный образовательный проект, культуру профессионального поведения и способность к саморегуляции в работе и общении [10].

Н. Д. Берман в своей работе описывает три основных аспекта цифровой грамотности педагогов — цифровые навыки, умение использовать цифровые технологии и безопасность в Сети [11].

Д. С. Константинова и М. М. Кудаева под цифровыми компетенциями понимают умение уверенно, критически мыслить и ответственно использовать цифровые навыки (знания и установки) для достижения целей, связанных с работой, обучением, досугом и участием в общественной жизни [12].

По мнению А. А. Муравьевой, на первый план выдвигаются такие компетенции вузовских преподавателей, как проектирование, реализация и разработка онлайн-курсов/модулей, создание веб-портфолио. Это требует от педагогических кадров вузов повышенной гибкости, адаптивности, способности принимать ответственные решения, идти на риск и решать ранее неизвестные проблемы [13].

О. Олейникова и Ю. Редина подчеркивают, что онлайн-обучение является важной частью

современных компетенций преподавателей. Они должны быть включены в программы подготовки и повышения квалификации, чтобы в дальнейшем эффективно организовывать и направлять работу студентов, помогая им формировать необходимые навыки [14].

Проанализировав публикации авторов и основные требования к педагогическим кадрам в рамках Образования 4.0, мы пришли к выводу, что для успешной адаптации к новым реалиям и эффективного учебного процесса преподавателям необходимо обладать определенными профессиональными навыками:

1. Гибкость и адаптивность. Современные технологии меняются быстро, и преподаватели должны быть готовы к постоянному обучению и изменениям в учебном процессе. Гибкость в методах преподавания и способность быстро перестраиваться под нужды студентов — важные качества современного преподавателя.

2. Цифровая грамотность. Применение различных онлайн-инструментов, платформ для дистанционного обучения, умение работать с электронными ресурсами — все это становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

3. Креативность и инновационность. Необходимы, чтобы привлечь внимание студентов и сделать учебный процесс увлекательным. Использование интерактивных методик, игровых технологий, проектной работы — все это способствует более эффективному обучению в современном мире.

4. Межличностные навыки. Умение эффективно коммуницировать с разнообразной аудиторией, включая представителей различных культур и стран, способность вдохновлять и мотивировать студентов — все это играет ключевую роль в успешном образовательном процессе.

Выделим основные современные требования к цифровым компетенциям преподавателя высшей школы в эпоху Образования 4.0 (рис. 1).

В результате исследования мы выяснили, что наиболее важным цифровыми компетенциями педагогических работников в условиях Образования 4.0 являются следующие:

- использование цифровых технологий в учебном процессе;

- разработка, организация и внедрение цифровых технологий на различных этапах обучения;

- развитие цифровой грамотности учащихся.

В современных условиях переход на новые инновационные образовательные технологии становится неизбежным. Эффективное взаимодействие обучающихся с различными

Рис. 1. Цифровые компетенции преподавателя в эпоху Образования 4.0

информационными средами делает образовательные учреждения более разнообразными, чем когда-либо.

Несмотря на то, что преподаватели высшей школы стремятся использовать в своей деятельности цифровые устройства, лишь небольшая их часть свободно владеет цифровыми технологиями и применяет их в обучении студентов [15].

М. Селезнева в ходе проведенного ей эмпирического исследования сделала вывод, что преподаватели испытывают трудности в понимании своей новой роли и функций в информационной образовательной среде. Они не хотят или не готовы занимать позицию внутри этой среды и не понимают психологических последствий развития информационных технологий для личности, таких как изменение структуры деятельности и потребностей. Другие проблемы связаны с неэффективным распределением рабочего времени и недостатком знаний в области информационно-коммуникационных технологий [16]. Соответственно учебным учреждениям следует уделять внимание цифровой грамотности, техническим навыкам, а также навыкам креативности и инновационности в процессе подготовки специалистов в эпоху Индустрии 4.0. В связи с чем рекомендовано повышение квалификации преподавателей в области ИТ. Программы электронного обучения создают большие возможности для привлечения к сотрудничеству представителей специализированных компаний для консультирования по вопросам повышения ИТ-квалификации преподавателей. Все это будет содействовать их быстрой адаптации

к информационной образовательной среде, расширению компетенций в области электронного (е-1еат^) или цифрового обучения, а следовательно, приведет к изменению самой структуры образовательного процесса.

Постоянное развитие и совершенствование данных навыков поможет преподавателям эффективно выполнять свою миссию — формировать новое поколение специалистов, готовых к вызовам современного мира.

Выводы

Таким образом, основные цифровые компетенции для вузовского преподавателя в условиях Образования 4.0 включают в себя навыки и умения в области онлайн-обучения, создания учебных материалов и курсов для дистанционного обучения, онлайн-заданий и тестов, мультимедийных продуктов, а также способность к адаптации и устойчивость.

В целях реализации новой модели Образования 4.0 следует уделить внимание повышению квалификации преподавателей вузов с разработкой карты компетенций, которые ориентированы на умения применять, разрабатывать и овладевать цифровыми технологиями в образовании для Индустрии 4.0, анализировать данные, работать с цифровыми сетями, владеть навыками междисциплинарного мышления; знания основ современного развития информационных технологий, четкое понимание особенностей Образования 4.0, его основных характеристик.

Образование играет ключевую роль в эпоху Индустрии 4.0, где технологии и автоматизация меняют условия работы и требования к рабочей силе. В этом контексте образовательные учре-

ждения должны адаптироваться к новым требованиям, формируя гибкую и конкурентоспособную рабочую силу. Одной из основных задач образования в эпоху Индустрии 4.0 является развитие навыков, необходимых для работы с новыми технологиями. Учебные программы

должны включать обучение цифровым технологиям, программированию, робототехнике и искусственному интеллекту. Овладение этими навыками позволит выпускникам быть готовыми к изменениям и эффективно взаимодействовать с автоматизированными системами.

Список источников

1. Корзина М. И. Вызовы четвертой промышленной революции: Россия и мир // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2020. № 37. С. 6-12.

2. Klopp M., Abke J. "Learning 4.0": a Conceptual Discussion // 2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE), 4-7 December 2018. Wollongong, NSW, Australia, 2019. Pp. 871-876. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8615244/ authors#authors (дата обращения: 11.12.2023).

3. Блинов Д. «Индустрия 4.0»: эра цифрового развития // Журнал IT Manager. 2023. № 7. URL: https://www.it-world.ru/cionews/business/194955.html (дата обращения: 10.03.2024).

4. The Future of Jobs Report 2020, October 2020 // World Economic Forum. URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

5. Паскова А. А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 4. С. 100-106.

6. Дерикот Н. Что будет с рынком труда к 2022-му: захватят ли власть алгоритмы и уволят ли вас в ближайшие пять лет // НОЖ. 2018. URL: https://knife.media/4ir/ (дата обращения: 10.03.2024).

7. Бисултанова А. А., Темирова А. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения доступности и развития инклюзивного образования // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020 Т. 16, № 1 (19). С. 56-63.

8. Наренова А. Н., Сейпуллаева Ж. А. Инновации в деятельности образовательных учреждений // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. Т. 5 (56). Новосибирск : СибАК, 2022. С. 40-46.

9. Минцаев М. Ш., Алисултанова Э. Д., Умарова Л. С. Проблемы образовательной политики профессиональной подготовки цифрового поколения // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. Т. 19, № 1 (31). С. 57-63.

10. Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. 2013. № 4. С. 37-39.

11. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 6-2. С. 35-38.

12. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055-1072. URL: https://1economic.ru/lib/111073 (дата обращения: 12.03.2024).

13. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 100-115.

14. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28.

15. Гнездова Ю. В. Необходимость изменения системы образования в условиях цифрови-зации экономики // Тенденции развития высшего образования в современном мире : материалы докладов Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. А. Берулава. Москва : Московский инновационный университет, 2018. С. 139-141.

16. Селезнева М. В. Профессионально-психологические проблемы преподавателей в информационной образовательной среде вуза // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход : сб. тр. конф. / под общ. ред. Л. М. Митиной. Москва : Перо, 2019. С. 384-387.

References

1. Korzina MI. Challenges of the fourth industrial revolution: Russia and the world. Vestnik Vostoch-no-Sibirskoy otkrytoy akademii = Bulletin of the East Siberian Open Academy. 2020;(37):6-12. (In Russ.).

2. Klopp M, Abke J. "Learning 4.0": a Conceptual Discussion. In: 2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE). Wollongong: NSW; 2019. Pp. 871-876. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8615244/authors#authors. (In Engl.).

3. Blinov D. "Industry 4.0": the era of digital development. Zhurnal IT Manager = IT Manager Magazine. 2023;(7). URL: https://www.it-world.ru/cionews/business/194955.html. (In Russ.).

4. The Future of Jobs Report 2020, October 2020. In: World Economic Forum. URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf. (In Engl.).

5. Paskova AA. "Education 4.0" in the era of digital transformation: prospects and possible ways of implementation. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of the Maykop State Technological University. 2021;(4):100-106. (In Russ.).

6. Dericot N. What will happen to the labor market by 2022: will algorithms seize power and will you be fired in the next five years. NOZh = KNIFE. 2018. URL: https://knife.media/4ir/. (In Russ.).

7. Bisultanova AA, Temirova AB. Using information and communication technologies to ensure accessibility and development of inclusive education. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye isotsial'no-eko-nomicheskie nauki = Vestnik GGNTU. Humanities and socio-economic sciences. 2020;16(1(19):56-63. (In Russ.).

8. Narenova AN, Seypullaeva ZhA. Innovations in the activities of educational institutions. In: Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya = Modern psychology and pedagogy: problems and solutions. Novosibirsk: SibAK; 2022. Pp. 40-46. (In Russ.).

9. Mintsaev MSh, Alisultanova ED, Umarova LS. Problems of educational policy for professional training of the digital generation. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Vestnik GGNTU. Humanities and socio-economic sciences. 2023;19(1(31):57-63. (In Russ.).

10. Efimova OS, Nesterova AV. Professional competencies of a university teacher. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and psychology of education. 2013;(4):37-39. (In Russ.).

11. Berman ND. On the issue of digital literacy. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern studies of social problems. 2017;(6-2):35-38. (In Russ.).

12. Konstantinova DS, Kudaeva MM. Digital competencies as the basis for the transformation of professional education. Ekonomika truda = Labor Economics. 2020;7(11):1055-1072. URL: https://1economic.ru/lib/111073. (In Russ.).

13. Muravyova AA, Oleinikova ON. Competencies of university teachers: modern challenges and paradigm shifts. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and psychology of education. 2020;(3):100-115. (In Russ.).

14. Oleinikova ON, Redina YuN. Macrotrends in the development of the higher education system in the world. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vys-shego obrazovaniya = Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2018;(3):13-28. (In Russ.).

15. Gnezdova YuV. The need to change the education system in the context of digitalization of the economy. In: Tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire = Trends in the development of higher education in the modern world. Moscow: Moscow Innovation University; 2018. Pp. 139-141. (In Russ.).

16. Selezneva MV. Professional and psychological problems of teachers in the information educational environment of a university. In: Nauka — obrazovanie — professiya: sistemnyy lichnostno-razvivayushchiy podkhod = Science — education — profession: a systematic personal development approach. Moscow: Pero; 2019. Pp. 384-387. (In Russ.).

Информация об авторе

А. А. Гизатулина — доцент кафедры социальной работы и социологии, кандидат социологических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

A. A. Gizatulina — Associate Professor of the Department of Social Work and Sociology, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 07.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.