Научная статья на тему 'Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0'

Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индустрия 4.0 / навыки / критерии / веса / рабочая сила / мягкие навыки / технические навыки / предприимчивость / управление человеческими ресурсами / профессиональные навыки / доступность образования / Industry 4.0 / skills / criteria / weights / workforce / soft skills / technical skills / entrepreneurship / human resource management / professional skills / availability of education

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Минцаев Магомед Шавалович, Алисултанова Эсмира Докуевна, Усамов Ильяс Рухманович

В статье рассматриваются необходимые навыки и критерии, которыми должны обладать выпускники бакалавриата, чтобы эффективно работать в современных условиях промышленности 4.0, которая характеризуется автоматизацией и цифровизацией производственных процессов. Анализируя современные требования к Индустрии 4.0, в данной работе авторы определяют основные навыки и знания, которыми должны обладать бакалавры, в частности знание программирования и информационных технологий, навыки работы с автоматизированными системами, умение анализировать данные и принимать решения на основе полученной информации. С ростом технологического развития и внедрением таких концепций, как интернет вещей, искусственный интеллект, автоматизация процессов и другие, требования к сотрудникам в Индустрии 4.0 меняются. Традиционные навыки и знания становятся менее востребованными, а новые качества и умения, связанные с цифровыми технологиями, становятся ключевыми. Классификация необходимых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 позволяет установить основные области знаний, навыки и качества, которые должны быть развиты у будущих специалистов, такие как знание программирования, аналитические и проблемно ориентированные навыки, умение работать с большими данными, понимание работы цифровых систем и технологий, адаптивность и гибкость для работы в быстро меняющейся среде и т. д. Важно отметить, что классификация критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 должна быть гибкой и учитывать индивидуальные потребности различных отраслей и компаний. Различные компании могут иметь разные потребности в специалистах с учетом своих конкретных цифровых технологий и инноваций. Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что она позволяет определить необходимые критерии для подготовки бакалавров, которые будут соответствовать требованиям Индустрии 4.0 и способны эффективно работать в цифровой среде. Это поможет образовательным учреждениям и студентам адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и гарантировать их конкурентоспособность. В конечном счете цель данного исследования выявление ключевых критериев, которые необходимы для подготовки бакалавров, чтобы они могли эффективно работать в Индустрии 4.0. Это позволит преподавателям и учебным заведениям адаптировать свои программы обучения и обеспечить студентов нужными навыками для успешной карьеры в современной промышленности. В данном исследовании нами рассматривается четыре критерия, которые разделены на 41 подкритерий. К основным важным критериям относятся технические навыки, предприимчивость, готовность рабочей силы и мягкие критерии. В работе выявлено, что для Индустрии 4.0 важными критериями являются технические навыки, нужные для установления связи между машинами и человеческими ресурсами, которые управляют современными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Минцаев Магомед Шавалович, Алисултанова Эсмира Докуевна, Усамов Ильяс Рухманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of criteria for training specialists for Industry 4.0

Relevance of the research problem: this article discusses the necessary skills and criteria that graduates completing a Bachelor's degree program should have in order to work effectively in modern conditions of industry 4.0, which is characterized by automation and digitalization of production processes. Analyzing the modern requirements for industry 4.0, this work defines the basic skills and knowledge that bachelors should have. This may include knowledge of programming and information technologies, skills in working with automated systems, the ability to analyze data and make decisions based on the information received. With the growth of technological development and the introduction of concepts such as Internet of things, artificial intelligence, process automation, etc., the requirements for employees in industry 4.0 are changing. Traditional skills and knowledge are becoming less in demand, and new qualities and skills related to digital technologies are becoming crucial. The classification of the necessary criteria for training specialists with bachelor's degree for Industry 4.0 allows us to determine the main areas of knowledge, skills and qualities that should be developed by future professionals. This may include knowledge of programming, analytical and problem-oriented skills, ability to work with big data, understanding of digital systems and technologies, adaptability and flexibility to work in a rapidly changing environment, etc. It is important to note that the classification of bachelor's degree criteria for Industry 4.0 should be flexible and take into account the individual needs of different industries and companies. Different companies may have different needs for specialists, taking into account their specific digital technologies and innovations. Thus, the relevance of this topic lies in the fact that it allows us to determine the necessary criteria for the preparation of bachelors who will meet the requirements of industry 4.0 and will be able to work effectively in a digital environment. This will help educational institutions and students adapt to the changing demands of the labor market and guarantee their competitiveness. Ultimately, the purpose of this study is to identify the key criteria that are necessary for the preparation of bachelors so that they can work effectively in Industry 4.0. This will allow teachers and educational institutions to adapt their training programs and provide students with the necessary skills for a successful career in modern industry. In this study, we consider 4 criteria, which are divided into 41 sub-criteria. The main important criteria include technical skills, entrepreneurship, workforce readiness and soft skills criteria. The paper reveals that important criteria for Industry 4.0 are technical skills that are needed to establish a connection between machines and human resources that control modern technologies.

Текст научной работы на тему «Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231100 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11100 УДК 378.14

Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0

Analysis of criteria for training specialists for Industry 4.0

Авторы статьи

Authors of the article

Минцаев Магомед Шавалович,

профессор, доктор технических наук, ректор ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщи-кова», г. Грозный, Российская Федерация rector@gstou.ru ORCID: 0000-0002-8388-4862

Алисултанова Эсмира Докуевна,

доктор педагогических наук, директор Института прикладных информационных технологий ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, Российская Федерация esmira59@mail.ru ORCID: 0000-0002-2565-5615

Усамов Ильяс Рухманович,

старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, Российская Федерация usamov.ilyas@mail.ru ORCID: 0009-0004-3867-0074

Конфликт интересов

Magomed Sh. Mintsaev,

Doctor of Engineering Sciences, Professor, Rector of the Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russian Federation rector@gstou.ru ORCID: 0000-0002-8388-4862

Esmira D. Alisultanova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Applied Information Technologies, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russian Federation esmira59@mail.ru ORCID: 0000-0002-2565-5615

Ilyas R. Usamov,

Senior Lecturer, Department of Information Technologies, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russian Federation

usamov.ilyas@mail.ru ORCID: 0009-0004-3867-0074

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

For citation

Минцаев М. Ш., Алисултанова Э. Д., Усамов И. Р. Анализ критериев подготовки специалистов для Индустрии 4.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 133-151. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231100.htm. DOI

10.24412/2304-120X-2023-11100

M. Sh. Mintsaev, E. D. Alisultanova, I. R. Usamov, Analysis of criteria for training specialists for Industry 4.0 // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 10. - P. 133-151. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231100.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11100

Поступила в редакцию Received 17.08.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.09.23

Принята к публикации Accepted for publication 23.09.23 Опубликована Published 31.10.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Минцаев М. Ш., Алисултанова Э. Д., Усамов И. Р., 2023

Аннотация

I

Abstract

L

В статье рассматриваются необходимые навыки и критерии, которыми должны обладать выпускники бакалавриата, чтобы эффективно работать в современных условиях промышленности 4.0, которая характеризуется автоматизацией и цифровизацией производственных процессов. Анализируя современные требования к Индустрии 4.0, в данной работе авторы определяют основные навыки и знания, которыми должны обладать бакалавры, в частности знание программирования и информационных технологий, навыки работы с автоматизированными системами, умение анализировать данные и принимать решения на основе полученной информации. С ростом технологического развития и внедрением таких концепций, как интернет вещей, искусственный интеллект, автоматизация процессов и другие, требования к сотрудникам в Индустрии 4.0 меняются. Традиционные навыки и знания становятся менее востребованными, а новые качества и умения, связанные с цифровыми технологиями, становятся ключевыми. Классификация необходимых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 позволяет установить основные области знаний, навыки и качества, которые должны быть развиты у будущих специалистов, такие как знание программирования, аналитические и проблемно ориентированные навыки, умение работать с большими данными, понимание работы цифровых систем и технологий, адаптивность и гибкость для работы в быстро меняющейся среде и т. д. Важно отметить, что классификация критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0 должна быть гибкой и учитывать индивидуальные потребности различных отраслей и компаний. Различные компании могут иметь разные потребности в специалистах с учетом своих конкретных цифровых технологий и инноваций. Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что она позволяет определить необходимые критерии для подготовки бакалавров, которые будут соответствовать требованиям Индустрии 4.0 и способны эффективно работать в цифровой среде. Это поможет образовательным учреждениям и студентам адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и гарантировать их конкурентоспособность. В конечном счете цель данного исследования - выявление ключевых критериев, которые необходимы для подготовки бакалавров, чтобы они могли эффективно работать в Индустрии 4.0. Это позволит преподавателям и учебным заведениям адаптировать свои программы обучения и обеспечить студентов нужными навыками для успешной карьеры в современной промышленности. В данном исследовании нами рассматривается четыре критерия, которые разделены на 41 подкритерий. К основным важным критериям относятся технические навыки, предприимчивость, готовность рабочей силы и мягкие критерии. В работе выявлено, что для Индустрии 4.0 важными критериями являются технические навыки, нужные для установления связи между машинами и человеческими ресурсами, которые управляют современными технологиями.

Relevance of the research problem: this article discusses the necessary skills and criteria that graduates completing a Bachelor's degree program should have in order to work effectively in modern conditions of industry 4.0, which is characterized by automation and digitalization of production processes. Analyzing the modern requirements for industry 4.0, this work defines the basic skills and knowledge that bachelors should have. This may include knowledge of programming and information technologies, skills in working with automated systems, the ability to analyze data and make decisions based on the information received. With the growth of technological development and the introduction of concepts such as Internet of things, artificial intelligence, process automation, etc., the requirements for employees in industry 4.0 are changing. Traditional skills and knowledge are becoming less in demand, and new qualities and skills related to digital technologies are becoming crucial. The classification of the necessary criteria for training specialists with bachelor's degree for Industry 4.0 allows us to determine the main areas of knowledge, skills and qualities that should be developed by future professionals. This may include knowledge of programming, analytical and problem-oriented skills, ability to work with big data, understanding of digital systems and technologies, adaptability and flexibility to work in a rapidly changing environment, etc. It is important to note that the classification of bachelor's degree criteria for Industry 4.0 should be flexible and take into account the individual needs of different industries and companies. Different companies may have different needs for specialists, taking into account their specific digital technologies and innovations. Thus, the relevance of this topic lies in the fact that it allows us to determine the necessary criteria for the preparation of bachelors who will meet the requirements of industry 4.0 and will be able to work effectively in a digital environment. This will help educational institutions and students adapt to the changing demands of the labor market and guarantee their competitiveness. Ultimately, the purpose of this study is to identify the key criteria that are necessary for the preparation of bachelors so that they can work effectively in Industry 4.0. This will allow teachers and educational institutions to adapt their training programs and provide students with the necessary skills for a successful career in modern industry. In this study, we consider 4 criteria, which are divided into 41 sub-criteria. The main important criteria include technical skills, entrepreneurship, workforce readiness and soft skills criteria. The paper reveals that important criteria for Industry 4.0 are technical skills that are needed to establish a connection between machines and human resources that control modern technologies.

Ключевые слова

Key words

Индустрия 4.0, навыки, критерии, веса, рабочая сила, мягкие навыки, технические навыки, предприимчивость, управление человеческими ресурсами, профессиональные навыки, доступность образования

Industry 4.0, skills, criteria, weights, workforce, soft skills, technical skills, entrepreneurship, human resource management, professional skills, availability of education

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой «Информационные технологии» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова» Наталье Анатольевне Моисеенко за помощь в подготовке статьи.

The authors express their gratitude to Natalia A. Moiseenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information Technologies of the Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, for her help in preparing the article.

Введение / 1п^о^сйоп

Мир быстрыми темпами меняется, организации должны постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Некоторые из этих изменений вызваны развитием Индустрии 4.0. Индустрия 4.0 - эпоха промышленной революции, где компьютеризация, автоматизация и передовые технологии оказывают существенное влияние на производственные процессы. Индустрия 4.0 принесла огромные изменения, происходит интеграция цифровых технологий в производственные процессы. Примеры таких технологий включают в себя интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и облачные вычисления. Идет полная автоматизация и роботизация - Индустрия 4.0 активно использует роботов и автоматизированные системы для выполнения различных задач в производстве. Это позволяет повысить эффективность и надежность процессов, а также снизить затраты на рабочую силу. Появляются умные производственные системы, которые объединяют различные компоненты и устройства в одну интегрированную систему [1]. Это позволяет управлять производственными процессами в режиме реального времени, оптимизировать загрузку оборудования и снизить потери времени. Индустрия 4.0 основывается на взаимодействии между физическими и виртуальными компонентами производственной среды. Киберфизические системы сочетают в себе физические объекты (например, оборудование, машины) и цифровые технологии, чтобы создать синергию между реальным и виртуальным миром. Индустрия 4.0 меняет и традиционные модели бизнеса. Она позволяет компаниям предлагать новые услуги и производственные модели, основанные на анализе данных и использовании новых технологий. Это может включать в себя предложение услуги «платить за использование» вместо покупки оборудования или предоставление услуги «индивидуального производства» на основе потребностей клиентов. Индустрия 4.0 представляет собой переход к более интеллектуальным, эффективным и гибким производственным системам, которые помогают компаниям достичь большей конкурентоспособности и продуктивности. Особенностью Индустрии 4.0 является общение в режиме реального времени, взаимосвязь и взаимодействие между машинами, людьми и продуктами производства. Компания разрабатывает индивидуальную и оцифрованную интеллектуальную производственную модель, обеспечивающую высокую гибкость для быстрого удовлетворения потребностей клиентов [2].

Индустрия 4.0 принесла много проблем для организаций. Внедрение новых технологий и автоматизация в производстве приводят к сокращению рабочих мест. Технологический прогресс требует работников с новыми навыками, и компании могут столкнуться с трудностями в адаптации существующей рабочей силы к новым требованиям. Индустрия 4.0 основана на сети и связанных устройствах, что создает новые уязвимости и риски для кибератак. Организации должны бороться с ростом киберу-гроз и инвестировать в защиту информации и данных. Возникновение большого количества данных, генерируемых в результате использования новых технологий, может представлять вызов для организаций. Необходимо разработать эффективные системы сбора, хранения, анализа и использования данных. Индустрия 4.0 требует новых подходов к бизнес-моделям, включая цифровую трансформацию, переход к он-лайн-продажам и услугам, а также развитие экосистем совместной работы. Организации, не готовые к адаптации к новым требованиям рынка, могут столкнуться с конкурентными проблемами. Внедрение новых технологий может потребовать пере-

смотра существующих бизнес-процессов. Организации должны быть готовы к инновациям и гибкости в своих операциях, чтобы извлечь максимальную выгоду из использования новых технологий. В то время как технологии быстро развиваются, законодательство обычно отстает от необходимых регулятивных требований. Организации могут столкнуться с проблемами, связанными с соответствием законодательства при использовании новых технологий [3].

В эпоху Индустрии 4.0 страдает и система образования: становится сложно подготавливать высококвалифицированных бакалавров, которые отвечали бы современным требованиям работодателей. Одной из основных проблем системы образования в век Индустрии 4.0 является несоответствие между учебными программами и изменениями, происходящими в современном мире. Это означает, что учебные программы и методы обучения не всегда отражают новейшие технологии и требования рынка труда. В связи с развитием новых технологий, таких как искусственный интеллект, автоматизация, интернет вещей и дронов, появляются новые профессии и требуются новые навыки. Однако учебные программы не всегда обновляются достаточно быстро, чтобы соответствовать этим изменениям. В результате многие выпускники не имеют необходимых навыков для успешной карьеры в современной промышленности [4].

Другой проблемой системы образования в век Индустрии 4.0 является отсутствие акцента на развитии критического мышления и умений решать проблемы. Вместо этого часто акцент делается на запоминании фактов и прохождении стандартных экзаменов. Это не помогает студентам развивать творческое и критическое мышление, которые являются ценными навыками в современном мире работы.

Третья проблема - ограничение доступа к образованию. В некоторых регионах мира доступ к высшему образованию все еще ограничен, что приводит к неравенству в возможностях раскрытия потенциала. Система образования в век Индустрии 4.0 должна обеспечивать равный доступ и возможности для всех студентов независимо от их социального и экономического статуса [5].

В целом система образования должна быть более гибкой, адаптивной и ориентированной на развитие навыков, которые будут необходимы в современной индустрии. Она также должна быть доступной для всех людей, чтобы максимально использовать потенциал каждого человека и способствовать развитию общества.

С этой точки зрения цель данного исследования состоит в том, чтобы предложить основу для определения требуемых профессиональных навыков бакалавров в эпоху Индустрии 4.0 и предоставить дорожную карту для кадровых работников по персоналу. В рамках этой структуры были определены четыре основных критерия и 41 подкритерий для оценки новых профессиональных навыков. Основные критерии включают готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость. Исследование структурировано следующим образом:

- структура и руководство для процесса отбора навыков для будущих профессий;

- критерии и методы определения набора навыков, необходимых для бакалавров, которые подготавливаются к среде Индустрии 4.0 [6].

Обзор литературы / Literature review

Индустрия 4.0 - это термин, который относится к четвертой промышленной революции, связанной с использованием новых технологий и цифровых систем в производстве. Индустрия 4.0 представляет собой принципиально новый подход к организации производства, включающий в себя автоматизацию, облачные вычисления,

интернет вещей, искусственный интеллект и другие технологии. Задачей этой индустрии является создание умной и гибкой производственной системы, которая может быстро реагировать на изменения в рыночных условиях и предоставлять персонализированные продукты и услуги. «Индустрия 4.0 имеет потенциал изменить способ производства и привести к существенному улучшению производительности и экономическому развитию», - отмечает Анна Фомина в своем научном докладе «Индустрия 4.0. Основные понятия, преимущества и проблемы» [7].

Тарасов Иван Владимирович в своем научном труде «Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития» дает следующее определение концепции Индустрия 4.0:

«Концепция Индустрия 4.0 - это концепция, описывающая четвертую промышленную революцию. Эта концепция предполагает автоматизацию и цифровизацию производства с использованием различных технологий, таких как Интернет вещей, искусственный интеллект, облачные вычисления, биг-дата аналитика и другие» [8].

Основой концепции Индустрия 4.0 являются следующие принципы:

- связность: машины, системы и люди связаны между собой в цифровой среде, обмениваясь информацией и взаимодействуя друг с другом;

- распределенные системы: производственные системы состоят из множества различных компонентов, которые могут взаимодействовать и координировать свою работу без централизованного управления;

- автономность: машины и системы способны самостоятельно принимать решения и реагировать на изменения в окружающей среде без постоянного контроля человека;

- реальное время: данные и информация собираются и анализируются немедленно, что позволяет быстро реагировать и принимать решения;

- виртуализация: физические объекты и процессы моделируются и представляются в цифровой среде, что позволяет проводить тестирование и оптимизацию без необходимости реального прототипирования.

Ученые сформулировали следующие выводы об Индустрии 4.0.

Кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета Виталий Анатольевич Довгаль отмечает в своем научном труде «Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи», что технологии интернета вещей (1оТ), искусственного интеллекта (ИИ), автоматизации и робототехники играют ключевую роль в Индустрии 4.0, позволяя создавать умные фабрики и производственные системы [9].

Научный сотрудник факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Александровна Юдина в своем научном труде «Индустрия 4.0: конкуренция за актуальность» отмечает, что Индустрия 4.0 может значительно повысить производительность и эффективность производства, снизить затраты и улучшить качество товаров и услуг. Это осуществляется через автоматизацию процессов, оптимизацию цепей поставок, персонализацию производства и увеличение аналитической мощности [10].

Научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Мария Олеговна Кузнецова в своем научном труде «Риски Индустрии 4. 0 и их влияние на промышленные организации» отмечает, что Индустрия 4.0 создает ряд вызовов и рисков, которые требуют особого внимания. Например, существуют опасения относительно безопасности данных (особенно в случае кибератак), угрозы потери рабочих мест в результате автоматизации и необходимости переквалификации, а также этических и правовых вопросов в отношении использования ИИ и роботов [11].

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления Ирина Леонидовна Авдеева в своем научном докладе «Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах» отмечает: чтобы быть успешными в Индустрии 4.0, компании должны обладать гибкостью и адаптивностью, чтобы быстро принимать изменения. Они также должны инвестировать в обучение своих работников новым навыкам и умениям, связанным с цифровыми технологиями [12].

Исследования показывают, что Индустрия 4.0 приводит к сильному росту производительности и экономическому росту в странах, которые активно ее развивают. Поэтому правительства должны создать стимулы и инфраструктуру для популяризации Индустрии 4.0 в своих странах - так считает доктор экономических наук, профессор факультета экономических наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории измерения благосостояния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Марина Юрьевна Архипова в своем научном докладе «Региональные аспекты развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий в России» [13].

«Цель концепции Индустрии 4.0 - повышение эффективности производства, сокращение времени на разработку и запуск новых продуктов, улучшение гибкости производства и повышение качества продукции. Она также предполагает создание новых моделей бизнеса и рыночных возможностей, которые помогут компаниям добиться конкурентного преимущества на мировом рынке», - отмечает Данил Блинов в своем научном труде «Индустрия 4.0»: эра цифрового развития [14].

«Система образования в эпоху Индустрии 4.0 должна быть особенной и адаптированной к требованиям развивающихся технологий и сферы информационных технологий», - указывает Левенцов Виктор в своем научном докладе [15].

Одной из ключевых особенностей системы образования в эпоху Индустрии 4.0 является акцент на развитие цифровых навыков и компетенций. Цифровые технологии играют все более важную роль во всех сферах жизни, включая производство, обслуживание и образование. Поэтому система образования стремится подготовить студентов к цифровой реальности и обеспечить им необходимые навыки для работы с новыми технологиями.

Лейла Умарова считает, что одним из важных аспектов системы образования в эпоху Индустрии 4.0 является развитие навыков решения проблем, критического мышления, креативности и инноваций. В современном мире, где технологии развиваются быстрыми темпами, необходимо учить студентов не только знать информацию, но и уметь применять ее для решения реальных проблем и создания новых технологий [16].

Также система образования в эпоху Индустрии 4.0 акцентирует внимание на развитии междисциплинарных знаний и навыков, считает Амина Бетербиева. Современный мир становится все более сложным и связанным, и студентам нужно быть готовыми к работе в нескольких областях одновременно, взаимодействовать с разными профессионалами и решать сложные задачи, требующие знаний из разных областей [17].

«В системе образования в эпоху Индустрии 4.0 также акцентируется внимание на развитии социальных и межличностных навыков», - говорит Марта Гётц. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к командной работе, лидерству, коммуникации и умению работать в межкультурной среде. Поэтому система образования должна предоставлять студентам возможность развития таких навыков,

чтобы они могли успешно адаптироваться и работать в многонациональных и межкультурных командах [18].

Настя Щетинина считает, что в целом система образования в эпоху Индустрии 4.0 стремится подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих цифровыми навыками, междисциплинарными знаниями и социальными навыками, необходимыми для успешного существования и профессионального развития в современном мире [19].

Далее рассмотрим влияние Индустрии 4.0 на существующие наборы навыков бакалавров.

Валентина Исайченкова считает, что, поскольку демографическая, технологическая и социально-экономическая неопределенность быстро трансформирует отрасли и бизнес-модели, многие руководители предприятий не уверены, смогут ли они определить подходящие рабочие навыки на будущее, а образовательные учреждения не уверены, смогут ли они подготовить необходимых специалистов, которые бы удовлетворяли работодателей. В этом исследовании менеджерам по персоналу, а также образовательным учреждениям, которые готовят специалистов, предлагается инструмент принятия решений для определения важности различных навыков, необходимых для Индустрии 4.0 [20].

Навык - это умение и способность выполнять определенные действия или задачи с определенной компетентностью и качеством. Навык может быть связан с разными областями жизни (например, профессиональные навыки, социальные навыки, навыки решения проблем, навыки коммуникации и т. д.). Они могут быть приобретены через обучение, опыт работы или практику, постоянно развиваться и совершенствоваться. Навык является важной составляющей успеха во многих областях жизни и может быть определяющим фактором при достижении поставленных целей. Перед тем как начать разрабатывать навык, необходимо понять, какую цель он должен достичь. Цель может быть различной: предоставление информации, выполнение определенных действий, развлечение и т. д. Важно определить аудиторию навыка - определить, кому будет предназначен навык. Это поможет сделать процесс разработки более целенаправленным и удовлетворить потребности пользователей. Функционал навыка - важно определить, какие функции должен выполнять навык. Например, это может быть ответ на определенные вопросы, предоставление определенной информации, выполнение определенных команд и т. д. Важно постоянное обновление навыка, чтобы улучшать его функционал, исправлять ошибки и добавлять новые возможности в зависимости от потребностей пользователей.

Важно помнить, что основы навыка могут варьироваться в зависимости от личности, которой этот навык принадлежит. У некоторых специалистов навыки постоянно совершенствуются, а у некоторых остаются как постоянный алгоритм.

В этом исследовании используются четыре основных навыка. Эти навыки можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, навыки готовности к работе, которые демонстрируют фундаментальные способности, берутся из традиционных образовательных систем и программ развития, такие как составление резюме, самопрезентация и управление временем [21].

Вторая группа включает в себя основные человеческие навыки, обычно называемые мягкими навыками, такие как лидерство, коммуникация, сотрудничество и эм-патия. Наличие сотрудников с хорошими навыками межличностного общения, вероятно, сделает рабочее место более приятным, сотрудники, которые знают, как хорошо

взаимодействовать с другими с помощью поддерживающего диалога и проактивно-сти, будут чаще получать одобрение своих идей и будут более удовлетворены своим рабочим местом [22].

В-третьих, классифицируются технические навыки, такие как компьютерное программирование, кодирование и управление проектами и т. д., которые вытекают из новых проектов работы. Самоуправляемые интеллектуальные системы Индустрии 4.0 с автономными функциями создадут новые производственные экосистемы. Таким образом, передовые производственные процессы с использованием киберфизических систем на модульных «умных фабриках» создают взаимодействие машин и человека и симбиотическую реализацию продукта, отмечает Александр Чухров [23].

Четвертая группа состоит из предприимчивых навыков, включающих поиск возможностей и создание различных решений в рабочей среде для связанных с работой задач, таких как инновации, креативность, трудолюбие и готовность к риску, - так считает Татьяна Новикова [24].

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что Индустрия 4.0 представляет собой совокупность технологических инноваций, таких как искусственный интеллект, интернет вещей и автоматизация, которые изменяют способы работы и жизни людей. Важность этой индустрии и ее влияние на образование нельзя недооценивать. Мы выделили несколько аспектов, почему Индустрия 4.0 и образование тесно связаны и имеют огромное значение.

Первый аспект - развитие технологий: Индустрия 4.0 порождает необходимость в новых навыках и знаниях для работы с новыми технологиями. Образовательные учреждения должны быть готовы обучать студентов и работников этим новым навыкам, чтобы они могли успешно внедрять и использовать различные технологии в своей работе.

Второй аспект - автоматизация и снижение рабочей силы: вследствие автоматизации и внедрения ИИ некоторые традиционные профессии могут либо исчезнуть, либо измениться. Важно образовывать людей таким образом, чтобы они могли адаптироваться к таким изменениям. Например, люди могут переквалифицироваться в такие области, которые требуются для разработки и обслуживания новых технологий.

Третий аспект - инновации и конкурентоспособность: Индустрия 4.0 является движущей силой инноваций и развития. Образование играет ключевую роль в подготовке инженеров, программистов и других специалистов, которые могут создавать и разрабатывать новые технологии. Это важно для конкурентоспособности страны в глобальном масштабе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый аспект - гибкость и креативность: Индустрия 4.0 требует от работников быть гибкими, креативными и способными решать сложные задачи. Образование должно развивать эти навыки у студентов, чтобы они могли успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и эффективно решать проблемы.

В целом Индустрия 4.0 и образование тесно связаны друг с другом и играют ключевую роль в развитии современного общества. Использование новых технологий в производстве и жизни требует лучшей подготовки работников, что делает образование особенно важным компонентом успешной адаптации к изменяющимся условиям.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методология исследования

Нами используются систематические и организованные методы и подходы для выполнения научного исследования. Методология исследования включает в себя выбор

методов сбора и анализа данных, определение целей и задач исследования, определение целевой аудитории и выбор выборки, разработку инструментов для сбора данных и т. д. Это обеспечивает системность, последовательность и репрезентативность исследования, а также позволяет получить достоверные и объективные результаты.

Нами использовалась методология сравнения. Методология сравнения - это подход к исследованию или анализу, в котором объекты или явления сравниваются между собой для выявления сходств, различий, преимуществ и недостатков. Методология сравнения может быть применена в различных областях, таких как наука, искусство, экономика, социология и т. д.

Существуют различные подходы к проведению сравнительных исследований. Один из них - качественное сравнение, основанное на анализе текстов, документов или качественных данных. Качественное сравнение позволяет выявить различия и сходства между объектами и провести качественную оценку.

Другой подход - количественное сравнение, основанное на статистическом анализе количественных данных. Количественное сравнение позволяет провести численное сравнение и оценку объектов на основе полученных данных.

Методология сравнения также может включать выбор метрик или показателей для сравнения, разработку методов и инструментов сравнения, выбор статистических методов для анализа данных, интерпретацию и объяснение результатов.

Важным аспектом методологии сравнения является четкое определение целей исследования и выбор подходящего метода сравнения в соответствии с этими целями. Также важно учитывать контекст и особенности исследуемых объектов, чтобы сравнение было надежным и адекватным [25].

Структура исследования

Нами разработана структура для представления исследовательской работы по навыкам бакалавров в эпоху Индустрии 4.0. Список критериев включает в себя четыре основных критерия и 41 подкритерий. Основные критерии - готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость. Данное исследование было проведено путем привлечения 20 организаций, проработки четырех основных критериев и 41 подкритерия. Ввелась тесная работа с кадровыми службами организации. Было вовлечено 20 экспертов и 300 сотрудников организации, чтобы вывести закономерности важных критериев и навыков, которые нужны бакалаврам при выпуске в рамках Индустрии 4.0. Список критериев обсуждался с этими экспертами и сотрудниками с помощью интервью.

В табл. 1 показан набор критериев, включая набор навыков, необходимых для Индустрии 4.0.

Таблица 1

Набор критериев, необходимых для Индустрии 4.0

Готовность рабочей силы Мягкие навыки Технические навыки Предприимчивость

Грамотность Коммуникация Компьютерное программирование Инициатива

Умение считать Критическое мышление Кодирование Инновации

Цифровая грамотность Творческое мышление Управление проектами Креативность

Написание резюме Сотрудничество Финансовый менеджмент Трудолюбие

Самопрезентация Адаптивность Механические функции Находчивость

Управление временем Лидерство Научные задачи Устойчивость

Профессионализм Социально-эмоциональное обучение Навыки, основанные на технологиях Изобретательность

Этикет Командная работа Любопытство

Социальные нормы Уверенность в себе Оптимизм

Эмпатия Принятие рисков

Установка на рост Смелость

Культурная осведомленность Деловая хватка

Ведение бизнеса

Результаты исследования / Research results

В рамках исследования были выведены веса основных критериев отбора профессионалов для Индустрии 4.0 в табл. 2.

Таблица 2

Веса основных критериев отбора профессионалов для Индустрии 4.0

Критерий Эксперт (голос) Сотрудник организации (голос) Вес (количество голосов)

Готовность рабочей силы 5 66 3 (71)

Мягкие навыки 3 54 4 (57)

Технические навыки 7 101 1 (108)

Предприимчивость 5 79 2 (84)

Согласно табл. 2, наиболее важным критерием для навыков отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0 были признаны технические навыки с весом 108 голосов из 320, за которыми следуют предприимчивость, готовность к рабочей силе и мягкие навыки с весами 84, 71 и 57 голосов соответственно. Причина, по которой получен такой результат, заключается в том, что технические навыки включали в себя наиболее важный набор навыков, основанный на принципах Индустрии 4.0. Анализ результатов показал, что традиционные наборы навыков, включая готовность к работе с персоналом, мягкие навыки и предприимчивость, по-прежнему имеют решающее значение для отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0.

Согласно табл. 3, наиболее важным критерием в кластере готовности к рабочей силе была признана цифровая грамотность с весом 15 голосов, за которой следуют грамотность и умение считать с весами 14 и 11 голосов соответственно.

Таблица 3

Веса подкритериев в кластере готовности рабочей силы

Подкритерий Количество голосов

Грамотность 14

Умение считать 11

Цифровая грамотность 15

Написание резюме 5

Самопрезентация 4

Управление временем 7

Профессионализм 6

Этикет 4

Социальные нормы 4

Анализ результатов показал, что среди девяти подкритериев цифровая грамотность, грамотность и умение считать имеют почти 60% общей важности в кластере готовности рабочей силы, по мнению кадровых экспертов и сотрудников организации.

Согласно табл. 4, наиболее важным критерием в кластере мягких навыков было признано критическое мышление с весом 10 голосов, за которым следуют творческое мышление и лидерство с весами 9 и 7 голосов соответственно.

Таблица 4

Веса подкритериев в кластере мягких навыков

Подкритерий Количество голосов

Коммуникация 4

Критическое мышление 10

Творческое мышление 9

Сотрудничество 5

Адаптивность 3

Лидерство 7

Социально-эмоциональное обучение 3

Командная работа 4

Уверенность в себе 3

Эмпатия 3

Установка на рост 3

Культурная осведомленность 3

Анализ результатов показал, что среди 12 подкритериев критическое мышление, креативное мышление и лидерство имеют почти 45% от общего значения в кластере мягких навыков.

Согласно табл. 5, наиболее важным критерием в кластере технических навыков было признано управление проектами с весом 34 голоса, за которым следуют финансовый менеджмент и навыки, основанные на технологиях, с весами 16 и 15 голосов соответственно.

Таблица 5

Веса подкритериев в кластере технических навыков

Подкритерий Количество голосов

Компьютерное программирование 11

Кодирование 10

Управление проектами 34

Финансовый менеджмент 16

Механические функции 12

Научные задачи 10

Навыки, основанные на технологиях 15

Анализ результатов показал, что среди семи подкритериев управление проектами, финансовый менеджмент и навыки, основанные на технологиях, имеют 60% общей важности в кластере технических навыков.

Согласно табл. 6, наиболее важным критерием в кластере предпринимательства была признана креативность с весом 15 голосов, за которой следуют инновации и трудолюбие с весами 14 и 10 голосов соответственно.

Таблица 6

Веса подкритериев в кластере предприимчивости

Подкритерий Количество голосов

Инициатива 5

Инновации 15

Креативность 15

Трудолюбие 9

Находчивость 4

Устойчивость 6

Изобретательность 4

Любопытство 5

Оптимизм 4

Принятие рисков 5

Смелость 4

Деловая хватка 4

Ведение бизнеса 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов показал, что среди 13 подкритериев креативность, инновации и трудолюбие имеют почти 50% общей значимости в рамках предпринимательского кластера.

В табл. 7 показаны веса подкритериев по общей шкале.

Таблица 7

Вес каждого критерия в целом

Критерий Подкритерий Количество голосов

Готовность рабочей силы Грамотность 14

Умение считать 11

Цифровая грамотность 15

Написание резюме 5

Самопрезентация 4

Управление временем 7

Профессионализм 6

Этикет 4

Социальные нормы 4

Мягкие навыки Коммуникация 4

Критическое мышление 10

Творческое мышление 9

Сотрудничество 5

Адаптивность 3

Лидерство 7

Социально-эмоциональное обучение 3

Командная работа 4

Уверенность в себе 3

Эмпатия 3

Установка на рост 3

Культурная осведомленность 3

Технические навыки Компьютерное программирование 11

Кодирование 10

Управление проектами 34

Финансовый менеджмент 16

Механические функции 12

Научные задачи 10

Навыки, основанные на технологиях 15

Предприимчивость Инициатива 5

Иннованди 14

Креативность 15

Трудолюбие 10

Находчивость 4

Устойчивость 6

Изобретательность 4

Любопытство 5

Оптимизм 4

Принятие рисков 5

Смелость 4

Деловая хватка 4

Ведение бизнеса 4

Согласно табл. 7, наиболее важным критерием в целом было признано управление проектами с весом 34 голоса, за которым следуют финансовый менеджмент (16 голосов), навыки, основанные на технологиях (15), цифровая грамотность (15 голосов), грамотность (15 голосов), креативность (15 голосов) и инновации (14 голосов). Анализ результатов показал, что среди 41 подкритерия семь, а именно управление проектами, финансовый менеджмент, навыки, основанные на технологиях, цифровая грамотность, грамотность, инновации и креативность, имеют общий вес важности 43%. Кроме того, можно видеть, что три наиболее важных критерия были классифицированы в рамках кластера технических навыков, что означает: наиболее важными навыками, необходимыми для отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0, являются технические навыки.

Обсуждение

В современном мире важную роль сыграла цифровая трансформация. Цифровая трансформация - это процесс применения цифровых технологий для изменения способа работы организаций и общества в целом. Она включает в себя внедрение новых технологий, изменение бизнес-моделей, оптимизацию процессов и повышение эффективности деятельности.

Влияние цифровой трансформации на будущее огромно. Ниже приведены некоторые аспекты этого влияния:

- Экономика: цифровая трансформация способствует росту экономики, поскольку позволяет создавать новые рабочие места, улучшать производительность и повышать конкурентоспособность организаций.

- Образование: цифровые технологии вносят изменения в образовательные процессы. Они позволяют создать более интерактивные и доступные методы обучения, обеспечивают доступ к образованию из любой точки мира, а также помогают развивать навыки, необходимые для работы в цифровой экономике.

- Бизнес: цифровая трансформация меняет способ ведения бизнеса. Она обеспечивает доступ к новым рынкам и клиентам, улучшает процессы управления, повышает эффективность маркетинга и продаж. Также цифровая трансформация позволяет организациям адаптироваться к изменениям рынка и быстро реагировать на новые требования клиентов.

- Социальная сфера: цифровая трансформация вносит изменения во многие аспекты общественной жизни. Она улучшает доступность государственных услуг, позволяет создавать новые формы взаимодействия граждан с государством, обеспечивает возможность дистанционного обучения и работы, улучшает качество и доступность окружающей среды.

- Технологический прогресс на основе цифровой трансформации стимулирует развитие новых технологий. Она требует постоянного развития и инноваций в области информационных технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей и других областей, что способствует росту научных исследований и развитию новых инженерных решений.

В целом цифровая трансформация имеет огромное влияние на будущее, изменяя способ работы организаций, образовательные процессы, бизнес и общество. Она создает новые возможности, улучшает качество жизни, стимулирует экономический рост и способствует развитию новых технологий [26].

В настоящее время важнейшими критериями управления и распознавания конкурентных рыночных условий, связанных с новыми технологиями, такими как Индустрия 4.0, являются сбор, обработка и анализ данных. Чтобы иметь преимущество во все более конкурентном деловом мире, коммерческие компании должны использовать аналитику данных для получения основанного на данных представления о тенденциях в области трудовых ресурсов и внедрять на практике расширенные программы подбора персонала, графики стимулирования и компенсаций для удовлетворения растущих интересов и целей сотрудников. Системы баз данных по персоналу должны предоставлять мгновенные данные, которые могут быть получены с помощью программных алгоритмов фирмы, используемых для принятия решений о найме рабочей силы и управлении ею. Результатом станет повышение производительности труда и снижение текучести кадров [27].

Другое следствие может быть связано с потребностью в оцифрованной системе управления персоналом. Оцифрованная система управления персоналом является неотъемлемой частью современного бизнеса и имеет ряд преимуществ. Идет централизация данных - оцифрованная система управления персоналом позволяет хранить все данные о сотрудниках в одном месте, что упрощает доступ и обновление информации. Она также позволяет автоматизировать процессы, связанные с управлением персоналом, такие как рекрутинг, найм, оценка производительности, обучение и развитие сотрудников. Оцифрованная система управления персоналом позволяет автоматизировать множество рутинных задач, таких как расчет заработной платы, отпусков и отсутствий сотрудников, что позволяет сократить время и ресурсы, затрачиваемые на эти процессы. Это также улучшает точность и своевременность выполнения этих задач, позволяет упростить коммуникацию внутри компании. Сотрудники могут легко получить доступ к информации о своей заработной плате, отпусках, бене-фитах и других важных сведениях. Они также могут напрямую сообщать об отсутствиях, изменениях в рабочем графике и других своих потребностях. Оцифрованная система управления персоналом позволяет легко собирать и анализировать данные о персонале. Можно быстро получить отчеты о производительности, положении дел в команде, затратах на персонал и других показателях, что позволяет руководству принимать информированные решения, основанные на данных, обеспечивая высокий уровень безопасности данных о сотрудниках. Электронное хранение информации позволяет предотвратить потерю или несанкционированный доступ к данным, а

также обеспечивает возможность резервного копирования и восстановления данных. В целом оцифрованная система управления персоналом помогает компании улучшить свою эффективность и результативность, упростить процессы управления персоналом и повысить уровень коммуникации внутри организации [28].

Индустрия 4.0 требует объединения бизнес-функций. Это по-прежнему будет сложной задачей для большинства отраслей промышленности. Перед бизнес--компа-ниями будут возникать все больше и больше проблем в отношении рабочей силы старшего поколения, а также эффективности управления персоналом с использованием новых технологий. Стать самым востребованным и предпочтительным сотрудником для будущей рабочей силы будет непросто. Также непросто будет и системе образования, которая должна готовить специалистов, готовых адаптироваться в этих трансформациях [29].

Заключение / Conclusion

Критерии, классифицированные как готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость, сформировали наилучшую основу для дальнейшего изучения вопросов исследования. Наиболее важным кластером критериев были признаны технические навыки, за которыми следует предприимчивость. Поэтому организации и учебные учреждения должны уделять внимание техническим навыкам, таким как управление проектами, финансовый менеджмент и научные задачи, а также навыкам предприимчивости, таким как инновации и креативность, больше, чем другим критериям, в процессе подготовки специалистов в эпоху Индустрии 4.0.

При подготовке специалистов в новой технологической среде необходимо провести более детальный анализ критериев отбора сотрудников, указанных в качестве подкритериев. Технические навыки, которые необходимо оценить, - это управление проектами, финансовый менеджмент, навыки, основанные на технологиях, и механические функции в порядке убывания.

Второй вывод исследования подразумевает важность предпринимательских навыков, отсортированных от наиболее важных к менее важным, таким как инновации, креативность, трудолюбие и инициатива. Эти навыки имеют решающее значение для того, чтобы быть конкурентоспособными в промышленно развитом деловом мире. Предпочтение при выборе должно отдаваться людям, наделенным ими.

Следующий вывод определяет умеренно менее важные кластеры критериев отбора - готовность рабочей силы и мягкие навыки. Рассчитанные веса критериев могут быть успешно использованы при принятии решений о приеме на работу с заданными весами таких критериев, как цифровая грамотность, общая грамотность и умение считать, а также мягкие навыки, коммуникация, критическое и творческое мышление.

Поскольку процесс сбора данных включает в себя субъективные суждения, результаты этого исследования уникальны и специфичны и, следовательно, не могут быть обобщены. Однако предложенная структура и набор критериев носили общий характер.

В свете постоянно развивающейся Индустрии 4.0 становится все более важной подготовка бакалавров, которые будут готовы к работе в условиях изменчивости современной промышленности. Вот несколько новых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0:

1. Навыки цифровой компетенции - современная промышленность все больше основана на цифровых технологиях. Бакалавры должны обладать навыками работы с цифровыми инструментами и знать основы программирования и анализа данных.

2. Разработка навыков работы с робототехникой - робототехника играет важную роль в Индустрии 4.0. Бакалавры должны быть знакомы с основами работы с роботами и уметь программировать и обслуживать их.

3. Умение работать в команде - современные рабочие процессы в Индустрии 4.0 часто включают работу в командах. Бакалавры должны уметь эффективно взаимодействовать с другими членами команды и принимать участие в коллективном решении задач.

4. Знание технологических трендов - Индустрия 4.0 быстро развивается и меняется. Бакалавры должны быть в курсе последних технологических трендов и иметь представление о том, как они могут быть применены в различных отраслях.

5. Гибкость и адаптивность - современная промышленность требует от бакалавров гибкости и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям.

6. Умение решать проблемы и принимать решения - в Индустрии 4.0 бакалавры сталкиваются с комплексными проблемами, требующими творческого подхода и способности принимать решения на основе доступных данных и аналитики.

7. Владение профессиональными навыками - кроме новых навыков, бакалавры должны обладать традиционными профессиональными навыками, связанными с их специализацией. Например, инженеры должны знать основы инженерии, а экономисты - основы экономики [30].

Новый подход соответствия критериям отбора бакалавров для Индустрии 4.0 поможет выпускникам быть готовыми к современным требованиям для создания хороших перспектив для их будущей карьеры в трудовой деятельности.

Ссылки на источники / References

1. Комиссарова М. А., Сторожук И. Н. Трансформация отраслей народного хозяйства - цифровые платформы // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2020. - № 4 (72). - С. 129-136.

2. Лисовский А. Л. Оптимизация бизнес-процессов для перехода к устойчивому развитию в условиях четвертой промышленной революции // СРРМ. - 2018. - № 4 (107). - С. 10-17.

3. Миронова Н. А., Гурьянов В. В., Клячин А. О. Управление человеческими ресурсами // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2020. - № 1. - С. 260-264.

4. Паскова А. А. «ОБРАЗОВАНИЕ 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - № 4. - С. 100-106.

5. Шевякова А. Л., Петренко Е. С., Уразбеков А. К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // КЭ. - 2020. - № 9. - С. 2079-2096.

6. Тарасов И. В., Попов Н. А. Индустрия 4. 0: трансформация производственных фабрик // СРРМ. - 2018. - № 3 (108). - С. 102-109.

7. Фомина А. В., Мухин К. Ю. Индустрия 4.0. Основные понятия, преимущества и проблемы // ЭВ. - 2018. - № 3 (14). - С. 33-38.

8. Тарасов И. В. Индустрия 4. 0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. - 2018. - № 6 (50). - С. 57-60.

9. Довгаль В. А., Довгаль Д. В. Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2018. - № 1 (212). -С. 123-129.

10. Юдина М. А. Индустрия 4.0: конкуренция за актуальность // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 80. - С. 286-302.

11. Кузнецова М. О. Риски Индустрии 4. 0 и их влияние на промышленные организации // Вестник ГУУ. - 2018. -№ 11. - С. 115-121.

12. Авдеева И. Л., Цысов А. С. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах // ЕГИ. - 2020. - № 2 (28). - С. 24-30.

13. Архипова М. Ю., Сиротин В. П. Региональные аспекты развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий в России // Экономика региона. - 2019. - Т. 15. - Вып. 3. - С. 670-683.

14. Блинов Д. «Индустрия 4.0»: эра цифрового развития // Журнал IT Manager. - 2023. - № 7. - URL: https://www.it-world.ru/cionews/business/194955.html

15. Левенцов В. А., Радаев А. Е., Николаевский Н. Н. Аспекты концепции «Индустрия 4. 0» в части проектирования производственных процессов // n-Economy. - 2017. - № 1. - С. 19-31.

16. Минцаев М. Ш., Алисултанова Э. Д., Умарова Л. С. Проблемы образовательной политики профессиональной подготовки цифрового поколения // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. -2023. - Т. 19. - № 1 (31). - С. 57-63.

17. Алисултанова Э. Д., Бетербиева А. И., Шудуева З. А., Умарова Л. С. Проблемы и тренды образования в современном мире // Образование будущего: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -Грозный, 2022. - С. 17-23.

18. Гётц М. Потенциал кластеров по формированию востребованных компетенций и развитию гибкости компаний // Форсайт. - 2019. - № S2. - С. 134-139.

19. Щетинина Н. Ю. Индустрия 4.0: практические аспекты реализации в российских условиях // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 1 (21). - С. 232-238.

20. Исайченкова В. В. Обеспечение повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях цифровой экономики // Век качества. - 2019. - № 2. - С. 91-104.

21. Новикова Т. В., Блинов А. А. Применение методов сравнительного подхода в российской практике // Кронос. -2022. - № 11 (73). - С. 173-176.

22. Богдан Н. И. Человеческие ресурсы и навыки для цифровой экономики: мировая практика // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2020. - № 3-2. - С. 632-638.

23. Чухров А. С. Технические способности как необходимый компонент общих способностей студента технического вуза // МНКО. - 2018. - № 2 (69). - С. 336-337.

24. Новикова Т. Г. Обучение предприимчивому мышлению // Народное образование. - 2013. - № 9. - С. 62-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Маркс А., Риу Б., Рэйгин Ч. Истоки, развитие и применение качественного сравнительного анализа: опыт первых 25 лет // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. - 2015. - № 5. -С. 319-350.

26. Кудряшов В. С., Яшкин А. В. Цифровая трансформация экономики: особенности, риски, перспективы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2021. - № 23. - С. 34-52.

27. Тамполар Ю. Н. Методика оценки и анализа конкурентной среды // Статистика и экономика. - 2020. - № 4. -С. 53-57.

28. Зуева З. В., Катровский Ю. А. Использование цифровых технологий в управлении персоналом // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2021. - № 2 (19). - С. 64-68.

29. Юдина М. А. Индустрия 4. 0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 60. - С. 102-111.

30. Корнеева Е. Н., Крайнева Р. К., Федосеева О. Ю. Современная экономика: индустрия 4. 0 и роль образования для ее развития // Вестник ВУиТ. - 2020. - № 1 (45). - С. 122-130.

1. Komissarova, M. A., & Storozhuk, I. N. (2020). "Transformaciya otraslej narodnogo hozyajstva - cifrovye platformy" [Transformation of sectors of the national economy - digital platforms], Vestnik RGEU RINH, № 4 (72), pp. 129136 (in Russian).

2. Lisovskij, A. L. (2018). "Optimizaciya biznes-processov dlya perekhoda k ustojchivomu razvitiyu v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii" [Optimization of business processes for the transition to sustainable development in the context of the Fourth Industrial Revolution], SRRM, № 4 (107), pp. 10-17 (in Russian).

3. Mironova, N. A., Gur'yanov, V. V., & Klyachin, A. O. (2020). "Upravlenie chelovecheskimi resursami" [Human resource management], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologij "Integral", № 1, pp. 260-264 (in Russian).

4. Paskova, A. A. (2021). "OBRAZOVANIE 4.0" v epohu cifrovoj transformacii: perspektivy i vozmozhnye puti realizacii" ["EDUCATION 4.0" in the era of digital transformation: prospects and possible ways of implementation], Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, № 4, pp. 100-106 (in Russian).

5. Shevyakova, A. L., Petrenko, E. S., & Urazbekov, A. K. (2020). "Vyzovy Industrii 4.0 sisteme obrazovaniya: vozmozhnye izmeneniya v formirovanii kompetencij" [Challenges of Industry 4.0 to the education system: possible changes in the formation of competences], KE, № 9, pp. 2079-2096 (in Russian).

6. Tarasov, I. V., & Popov, N. A. (2018). "Industriya 4. 0: transformaciya proizvodstvennyh fabric" [Industry 4.0: Transformation of manufacturing], SRRM, № 3 (108), pp. 102-109 (in Russian).

7. Fomina, A. V., & Muhin, K. Yu. (2018). "Industriya 4.0. Osnovnye ponyatiya, preimushchestva i problem" [Industry 4.0. Key Concepts, Benefits and Challenges], EV, № 3 (14), pp. 33-38 (in Russian).

8. Tarasov, I. V. (2018). "Industriya 4. 0: ponyatie, koncepcii, tendencii razvitiya" [Industry 4.0: idea, concepts, development trends], Strategii biznesa, № 6 (50), pp. 57-60 (in Russian).

9. Dovgal', V. A., & Dovgal', D. V. (2018). "Internet Veshchej: koncepciya, prilozheniya i zadachi" [Internet of Things: concept, applications and challenges], Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki, № 1 (212), pp. 123-129 (in Russian).

10. Yudina, M. A. (2020). "Industriya 4.0: konkurenciya za aktual'nost'" [Industry 4.0: competition for relevance], Gosu-darstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik, № 80, pp. 286-302 (in Russian).

11. Kuznecova, M. O. (2018). "Riski Industrii 4. 0 i ih vliyanie na promyshlennye organizacii" [Industry 4.0 risks and their impact on industrial organizations], Vestnik GUU, № 11, pp. 115-121 (in Russian).

12. Avdeeva, I. L., & Cysov, A. S. (2020). "Sovremennyj analiz i perspektivy razvitiya cifrovyh tekhnologij v promyshlen-nyh ekonomicheskih sistemah" [Modern analysis and prospects for the development of digital technologies in industrial economic systems], EGI, № 2 (28), pp. 24-30 (in Russian).

13. Arhipova, M. Yu., & Sirotin, V. P. (2019). "Regional'nye aspekty razvitiya informacionno-kommunikacionnyh i cifrovyh tekhnologij v Rossii" [Regional aspects of the development of information, communication and digital technologies in Russia], Ekonomika regiona, t. 15, vyp. 3, pp. 670-683 (in Russian).

14. Blinov, D. (2023). "Industriya 4.0": era cifrovogo razvitiya" ["Industry 4.0": the era of digital development], Zhurnal IT Manager, № 7. Available at: https://www.it-world.ru/cionews/business/194955.html (in Russian).

15. Levencov, V. A., Radaev, A. E., & Nikolaevskij, N. N. (2017). "Aspekty koncepcii "Industriya 4. 0" v chasti proektiro-vaniya proizvodstvennyh processov" [Aspects of the Industry 4.0 concept in terms of designing production processes], n-Economy, № 1, pp. 19-31 (in Russian).

16. Mincaev, M. Sh., Alisultanova, E. D., & Umarova, L. S. (2023). "Problemy obrazovatel'noj politiki professional'noj podgotovki cifrovogo pokoleniya" [Issues of educational policy for professional training of the digital generation], Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki, t. 19, № 1 (31), pp. 57-63 (in Russian).

17. Alisultanova, E. D., Beterbieva, A. I., Shudueva, Z. A., & Umarova, L. S. (2022). "Problemy i trendy obrazovaniya v sovremennom mire" [Problems and trends in education in the modern world], Obrazovanie budushchego: materi-aly III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Groznyj, pp. 17-23 (in Russian).

18. Gyotc, M. (2019). "Potencial klasterov po formirovaniyu vostrebovannyh kompetencij i razvitiyu gibkosti kompanij" [The potential of clusters to create in-demand competences and develop company flexibility], Forsajt, № S2, pp. 134-139 (in Russian).

19. Shchetinina, N. Yu. (2017). "Industriya 4.0: prakticheskie aspekty realizacii v rossijskih usloviyah" [Industry 4.0: practical aspects of implementation in Russia], Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve, № 1 (21), pp. 232-238 (in Russian).

20. Isajchenkova, V. V. (2019). "Obespechenie povysheniya konkurentosposobnosti promyshlennogo predpriyatiya v usloviyah cifrovoj ekonomiki" [Ensuring increased competitiveness of an industrial company in the digital economy], Vek kachestva, № 2, pp. 91-104 (in Russian).

21. Novikova, T. V., & Blinov, A. A. (2022). "Primenenie metodov sravnitel'nogo podhoda v rossijskoj praktike" [Application of comparative approach methods in Russian practice], Kronos, № 11 (73), pp. 173-176 (in Russian).

22. Bogdan, N. I. (2020). "Chelovecheskie resursy i navyki dlya cifrovoj ekonomiki: mirovaya praktika" [Human resources and skills for the digital economy: world practice], Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnich-estvo, № 3-2, pp. 632-638 (in Russian).

23. Chuhrov, A. S. (2018). "Tekhnicheskie sposobnosti kak neobhodimyj komponent obshchih sposobnostej studenta tekhnicheskogo vuza" [Technical abilities as a necessary component of the general abilities of an engineering university student], MNKO, № 2 (69), pp. 336-337 (in Russian).

24. Novikova, T. G. (2013). "Obuchenie predpriimchivomu myshleniyu" [Fostering entrepreneurial thinking], Narodnoe obrazovanie, № 9, pp. 62-67 (in Russian).

25. Marks, A., Riu, B., & Rejgin, Chz. (2015). "Istoki, razvitie i primenenie kachestvennogo sravnitel'nogo analiza: opyt pervyh 25 let" [Origins, development and application of qualitative comparative analysis: experiences from the first 25 years], METOD: Moskovskij ezhegodnik trudov iz obshchestvovedcheskih disciplin, № 5, pp. 319-350 (in Russian).

26. Kudryashov, V. S., & Yashkin, A. V. (2021). "Cifrovaya transformaciya ekonomiki: osobennosti, riski, perspektivy" [Digital transformation of the economy: specific features, risks, prospects], Uchenye zapiski Tambovskogo otdele-niya RoSMU, № 23, pp. 34-52 (in Russian).

27. Tampolar, Yu. N. (2020). "Metodika ocenki i analiza konkurentnoj sredy" [Methodology for assessing and analyzing the competitive environment], Statistika i ekonomika, № 4, pp. 53-57 (in Russian).

28. Zueva, Z. V., & Katrovskij, Yu. A. (2021). "Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v upravlenii personalom" [Using digital technologies in personnel management], Biznes-obrazovanie vekonomikeznanij, № 2 (19), pp. 64-68 (in Russian).

29. Yudina, M. A. (2017). "Industriya 4. 0: perspektivy i vyzovy dlya obshchestva" [Industry 4.0: prospects and challenges for society], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik, № 60, pp. 102-111 (in Russian).

30. Korneeva, E. N., Krajneva, R. K., & Fedoseeva, O. Yu. (2020). "Sovremennaya ekonomika: industriya 4. 0 i rol' obrazovaniya dlya ee razvitiya" [Modern economy: industry 4.0 and the role of education for its development], Vestnik VUiT, № 1 (45), pp. 122-130 (in Russian).

Вклад авторов

М. Ш. Минцаев - обоснование актуальности темы классификации необходимых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0, анализ литературы по проблеме процесса образования в рамках Индустрии 4.0.

Э. Д. Алисултанова - сбор материала по зарубежной и отечественной литературе, рассмотрение и обоснование использования методов исследования, проведение исследования путем привлечения 12 организаций, проработка четырех основных критериев и 41 подкритерия (работа с кадровыми службами организации, вовлечение восьми экспертов и 300 сотрудников организации, чтобы вывести закономерности важных критериев и навыков, которые нужны бакалаврам в рамках Индустрии 4.0).

И. Р. Усамов - обработка материала, собранного в рамках исследования зарубежной и отечественной литературы, обоснование преимуществ технических навыков перед остальными видами навыков, заключение и выводы по проведенному исследованию.

Contribution of the authors

M. Sh. Mintsaev - justification of the relevance of classification of the necessary criteria for training bachelors for Industry 4.0, analysis of the literature on the issue of the educational process within the framework of Industry 4.0.

E. D. Alisultanova - collecting material from foreign and domestic literature, reviewing and justifying the use of research methods, conducting research by involving 12 organizations, developing four main criteria and 41 sub-criteria (work with the organization's personnel services, involving eight experts and 300 employees of the organization to derive patterns of important criteria and skills that bachelors need within Industry 4.0).

I. R. Usamov - processing of the material collected as part of foreign and domestic literature study, justification of the technical skills advantages over other types of skills, conclusions from the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.