Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 64. С. 94-104. Tomsk State University Journal of Economics. 2023. 64. рр. 94-104.
Научная статья УДК 336.7
аог 10.17223/19988648/64/7
Цифровые инструменты «зеленого» финансирования Лариса Владимировна Санникова1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Решение проблем глобального изменения климата во многом зависит от переориентации финансовых потоков на поддержку «зеленых» проектов. Большинство стран мира предпринимает усилия по совершенствованию системы «зеленого» финансирования, создавая благоприятную нормативную и регулятор-ную среду для выпуска и оборота «зеленых» финансовых инструментов. Одним из новых направлений совершенствования «зеленого» финансирования является цифровизация данной сферы. Внедрение цифровых технологий позволяет создавать принципиально новые «зеленые» цифровые финансовые инструменты, которые обладают технологическим потенциалом для повышения доверия инвесторов к таким финансовым продуктам, расширения их круга и снижения затрат на привлечение «зеленого» финансирования. Цель настоящей статьи - выявление и анализ цифровых финансовых инструментов «зеленого» финансирования. В качестве таковых в статье рассматриваются цифровые «зеленые» облигации, в том числе с функцией цифрового отслеживания, токенизированные углеродные кредиты. Автор отмечает не только их достоинства, но и недостатки. Особое внимание в статье уделяется цифровым валютам центральных банков, которые впервые в отечественной литературе характеризуются с точки зрения возможности их использования в «зеленом» финансировании. На основании проведенного исследования сделан вывод, что цифровые финансовые инструменты обладают большим технологическим потенциалом для развития системы «зеленого» финансирования.
Ключевые слова: «зеленое» финансирование, цифровые финансовые инструменты, «зеленый» Финтех, цифровые «зеленые» облигации, токенизированные углеродные кредиты, цифровые валюты центральных банков
Для цитирования: Санникова Л.В. Цифровые инструменты «зеленого» финансирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 64. С. 94-104. аог 10.17223/19988648/64/7
© Санникова Л.В., 2023
Original article
Instruments of green digital finance
Larisa V. Sannikova1
1 Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Addressing global climate change depends on reorienting financial flows to support green projects. Most countries in the world are making efforts to improve the green finance system by creating a supportive regulatory and legal environment for the issuance and circulation of green financial instruments. Global financial markets are demonstrating a trend towards transformation, during which the financing of green economy projects is turning from isolated transactions realised in individual segments of national and international markets into a common business practice. At the same time, the development of green finance is hindered, on the one hand, by investors' distrust of green financial instruments due to the lack of uniform standards and a reliable verification system and, on the other hand, by the increasing cost of such financial instruments due to standardisation and verification requirements. The solution to this problem is seen in the use of advanced digital technologies, such as distributed ledger technologies, artificial intelligence, and the Internet of Things, in the field of green finance. The introduction of digital technologies makes it possible to create fundamentally new green digital financial instruments that have the technological potential to increase investor confidence in such financial products, expand their range and reduce the cost of attracting green finance. The aim of this article is to identify and analyse digital financial instruments for green finance. The article explores digital green bonds, including digitally tracked bonds, and tokenised carbon credits. The author highlights both the advantages of these financial instruments and their disadvantages. Despite the obvious advances in green Fintech, these projects are still primarily experimental in character. The article is the first in the Russian literature to characterise central bank digital currencies (CBDCs) in terms of their potential use in green finance. The full transparency of CBDCs and their programmability allows controlling the expenditure of targeted funds, which makes the use of CBDCs as green finance instruments attractive. The research has shown that the introduction of digital technologies will make it possible to reduce the cost of issuing green financial instruments, accelerate the movement of green financial flows, and ensure control over the targeted expenditure of funds. In general, it can be concluded that digital financial instruments can give a new impulse to the development of the green finance market. In this regard, it is necessary to create a supportive regulatory and normative environment for such digital solutions to improve the green finance system. Keywords: green finance, digital financial instruments, Green Fintech, digital green bonds, tokenised carbon credits, central bank digital currency (CBDC)
For citation: Sannikova, L.V. (2023) Instruments of green digital finance. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 64. pp. 94-104. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/64/7
Введение
Глобальное изменение климата признано международным сообществом основной угрозой человечеству в XXI в. Наибольшее влияние оказывает
глобальное потепление, вызываемое выбросами углекислого газа. Для России данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как из-за особенностей географического положения и климата скорость потепления климата на территории страны выше среднемировой. Об этом свидетельствует и обсуждение последствий глобального потепления для России на совещании Президента РФ с членами Правительства РФ в августе 2023 г.1
Одним из направлений борьбы с глобальным потеплением является снижение выбросов углекислого газа, что обусловливает необходимость перехода к модели низкоуглеродной экономики. Реализация такого перехода требует, как указано в Парижском соглашении 2015 г., «приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата». В Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утв. Постановлением Правительства 29 октября 2021 г. № 3052-р, отмечается первостепенная важность создания «стимулов и условий для переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны, а также адаптации участников финансового рынка к новым видам рисков при переходе к экономике устойчивого развития, в том числе к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов».
Мировые финансовые рынки демонстрируют тенденцию к трансформации, в ходе которой финансирование проектов «зеленой» экономики от единичных операций, реализуемых на отдельных сегментах национальных и международных рынков, превращается в обычную деловую практику. При этом развитию «зеленого» финансирования препятствует, с одной стороны, недоверие инвесторов к «зеленым» финансовым инструментам из-за отсутствия единых стандартов и надежной системы верификации, а с другой -удорожание таких финансовых инструментов из-за требований стандартизации и верификации.
Решение данной проблемы видится в использовании передовых цифровых технологий, таких как технологии распределенных реестров, искусственный интеллект, интернет вещей, в области «зеленого» финансирования. Настоящая статья призвана выявить наиболее эффективные цифровые финансовые инструменты и раскрыть их технологический потенциал для решения проблем «зеленого» финансирования.
«Зеленый» финтех как драйвер устойчивого финансирования
Поиск надежных цифровых решений для совершенствования системы устойчивого финансирования ведется в рамках нового научного направления - Green FinTech («зеленый» финтех), объединяющего достижения в области устойчивого финансирования и финансовых технологий [1-5]. Как отмечают исследователи, «Green FinTech обладает потенциалом для
1 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72050
преобразования существующей финансовой системы во всех областях, включая платежи, инвестиции, финансирование, консультации и страхование посредством устойчивости, например, путем направления капитала в «зеленые» инвестиции, улучшения данных для оценки «зеленых» компаний и т.д.» [6].
Альянс «зеленых» цифровых финансов (Green Digital Finance Alliance) и Швейцарская сеть «зеленых» финтехов (Swiss Green Fintech Network) разработали первую в мире таксономию «зеленого» финтеха. Она позволяет обеспечить согласованный подход для инвесторов и участников рынка к созданию экологически чистых финансовых технологий [7].
Таксономия «зеленого» финтеха содержит следующие восемь категорий:
1) «зеленые» решения для цифровых платежей и счетов;
2) «зеленые» цифровые инвестиционные решения;
3) цифровые решения для ESG-данных и ESG-аналитики;
4) «зеленые» цифровые краудфандинговые платформы и платформы синдицированного финансирования;
5) «зеленые» цифровые технологии риск-анализа и страхования;
6) «зеленые» цифровые депозитные и кредитные решения;
7) решения для «зеленых» цифровых активов;
8) «зеленые» регтех-решения.
Наиболее востребованными «зелеными» финансовыми инструментами в России являются «зеленые» кредиты и «зеленые» облигации. Но «зеленые» кредиты, как инструменты устойчивого финансирования, не были институ-ализированы в национальной системе устойчивого финансирования, в отличие от «зеленых» облигаций. В связи с этим особый интерес представляют возможности для цифровизации «зеленых» облигаций, под которой понимается токенизация «зеленых» активов.
Категория «Решения для "зеленых" цифровых активов» таксономии «зеленого» финтеха включает:
- выпуск традиционных классов «зеленых» активов в токенизированной форме;
- токенизацию «зеленых» активов, т.е. цифровое представление таких активов, как углеродный кредит или кредит биоразнообразия.
Данные финтех-решения основаны на технологиях распределенного реестра, в том числе блокчейна. Именно децентрализованные реестры, использующие криптографическую защиту, зарекомендовали себя как эффективные механизмы создания доверия в недоверенной среде. Известные преимущества данной технологии, такие как децентрализованное управление, прозрачность и неизменяемость транзакций, отсутствие посредников, более всего соответствуют требованиям открытости, точности и полноты информации, раскрываемой эмитентами «зеленых» облигаций. Кроме того, по данным исследователей, использование блокчейна при выпуске облигаций сокращает затраты эмитента более чем в 10 раз, тем самым открывая возможности для небольших устойчивых и зеленых проектов [8].
В мире накоплен определенный опыт по выпуску цифровых облигаций, который может быть использован и для выпуска «зеленых» облигаций в
цифровой форме. В 2019 г. испанская банковская группа BBVA впервые осуществила выпуск структурированных «зеленых» облигаций для страховой группы Mapire на собственной блокчейн-платформе. В 2021 г. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) апробировал технологию блокчейн, выпустив в сотрудничестве с Goldman Sachs, Santander и Societe Generale цифровые облигации.
В настоящее время на рынке много предложений не только от технологических компаний и цифровых платформ, но и от правительственных структур и международных организаций. Инновационный центр Банка международных расчетов (BIS) и Валютное управление Гонконга (HKMA) разработали два прототипа цифровых платформ: прототип Daml1, созданный Digital Asset в партнерстве с GFT, и прототип Liberty, созданный консорциумом Liberty, состоящим из Standard Chartered Bank, SC Ventures и Shareable Asset2. Они дают возможность инвесторам вложить любую сумму в безопасные государственные облигации, которые позволят разработать зеленый проект. Разработчики обещают: «В течение срока действия облигации инвестор может не только видеть начисленные проценты, но и отслеживать в режиме реального времени, сколько чистой энергии генерируется, и, как следствие, сокращение выбросов CO2, связанное с инвестициями»3.
Принципиально новый финансовый продукт - «зеленые» облигации с цифровым отслеживанием (digitally tracked green bond - GDTB)4 был предложен Японской биржевой группой (Japan Exchange Group - JPX), партнером Токийской фондовой биржи. Доходы от этих облигаций планируется использовать для развития JPX объектов по производству электроэнергии на биомассе и объектов по производству солнечной энергии.
Учет и передача GDTB осуществляются путем внесения электронных записей на блокчейн-сети консорциумного типа (ibet ior Fin). Они являются первыми оптовыми цифровыми облигациями в Японии, которые проданы институциональным инвесторам. Особенностью таких облигаций служит наличие функции «цифрового отслеживания», которая позволит эмитентам получать показатели «зеленого» финансирования, такие как объем выработки электроэнергии и объем сокращения выбросов CO2, от объектов «зеленой» генерации без участия эмитента. Возможность визуализации таких данных, а также их просмотра и загрузки в любое время позволит повысить прозрачность «зеленых» проектов и сделать мониторинг более эффективным для инвесторов.
Другое направление связано с токенизацией не финансовых инструментов, а непосредственно «зеленых» активов. Наибольшее распространение получила токенизация углеродных кредитов - процесс создания криптоактива (токена), который может быть использован в качестве инвестиционного
1 URL: https://www.bis.org/publ/othp43_report3.pdf
2 URL: https://www.bis.org/publ/othp43_report2.pdf
3 URL: https://www.bis.org/about/bisih/topics/green_finance/green_bonds.htm
4 URL: https://www.nomuraholdings.com/news/nr/nsc/20230427/20230427.html
актива в ограничении и торговле углеродными кредитами. Углеродные кредиты - это торгуемые сертификаты, которые представляют право на выброс одной метрической тонны СО2 или эквивалентного количества парникового газа. Торговля углеродными кредитами является рыночным механизмом, направленным на сокращение выбросов парниковых газов.
Преимущества токенизации углеродных кредитов заключаются в упрощении и оптимизации процесса покупки и продажи углеродных кредитов. Из-за отсутствия посредников, таких как банки или расчетные палаты, транзакции могут осуществляться быстрее и с меньшими затратами. Малый и средний бизнес, а также частные лица могут более легко получить доступ к рынкам углеродных кредитов.
Выпущены различные виды токенизированных углеродных кредитов. Например, Universal Carbon является первым в мире торгуемым углеродным токеном, выпущенным на публичном блокчейне. Токен можно приобрести и хранить в качестве инвестиции или «сжечь», чтобы компенсировать углеродный след. Каждый токен Uphold представляет собой годовую тонну выбросов углерода.
Интересен и проект Genesis 2.01, реализованный Инновационным центром Банка международных расчетов (BIS) в сотрудничестве с Валютным управлением Гонконга и Глобальным инновационным центром ООН по изменению климата, в рамках которого изучалась техническая возможность оцифровки «зеленых» облигаций с углеродными форвардами (также известных как проценты за результаты смягчения последствий - MOI).
MOI - это токенизированные форвардные углеродные кредиты для соответствующего проекта или углеродные выгоды, которые проект принесет в будущем. Например, ветряная электростанция будет генерировать углеродные выгоды в течение десятилетнего срока действия облигации. Право на данные ежегодные углеродные льготы - это ежегодные MOI, прикрепленные к облигации. Будущее погашение облигации осуществляется с использованием углеродных кредитов, которые должны быть в значительной степени получены за счет деятельности, финансируемой исходной «зеленой» облигацией. Концептуально преимущество залога единиц углеродного кредита в рамках купона «зеленых» облигаций приводит к тому, что эмитенты облигаций получают более дешевое финансирование для «зеленых» инвестиций, снижая при этом риск «зеленого отмывания».
Предложенное цифровое решение позволяет в режиме реального времени отслеживать данные о результатах смягчения последствий, связанные с жизненным циклом облигаций. Использование блокчейна, смарт-контрак-тов и других связанных технологий продемонстрировало техническую осуществимость отслеживания, доставки и передачи оцифрованных углеродных форвардов.
Однако токенизация углеродных кредитов не всегда достигает заявленных целей. Компании покупают углеродные кредиты и выводят их из
1 URL: https://www.bis.org/about/bisih/topics/green_finance/genesis_2.htm
обращения, чтобы компенсировать свои выбросы, но инвесторы также покупают их и не выводят из обращения в надежде, что цена углеродных кредитов вырастет и они смогут продать их с прибылью. Или компании могут скупать дешевые углеродные кредиты и списывать их, когда цена становится высокой, загрязняя окружающую среду по более низкой цене. Кроме того, из-за отсутствия стандартизации токенизации углеродных кредитов покупатели и продавцы не могут сравнивать и оценивать качество различных кредитов.
В России с принятием Федерального закона № 259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилась возможность выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА). Обзор выпущенных на российском рынке ЦФА показывает, что они не связаны с реализацией «зеленых» проектов1. Однако в перспективе можно ожидать использование ЦФА для развития «зеленого» финансирования, так как операторами платформ ЦФА выступают компании, аффилированные с крупными российскими банками, такими как Сбер, ВТБ, Альфа-банк, которые активно участвуют в реализации «зеленой» повестки.
Несмотря на очевидные достижения в сфере «зеленого» финтеха, следует признать, что проекты в области цифровых устойчивых финансов на сегодняшний день носят скорее экспериментальный характер.
Роль цифровых валют центральных банков в «зеленом» финансировании
Принципиально новым инструментом устойчивого финансирования может стать цифровая валюта центральных банков (далее - ЦВЦБ). В докладе Международного валютного фонда ЦВЦБ определена как «новая форма денег, выпущенная в цифровом виде центральным банком и предназначенная для использования в качестве законного платежного средства» [9]. В качестве ключевых признаков ЦВЦБ можно выделить следующие: цифровая форма; эмиссия осуществляется центральным банком и является его прямым обязательством; номинирована в национальной расчетной валюте; признана законным платежным средством [10]. Ожидается, что внедрение ЦВЦБ позволит снизить потребности в обработке наличных денег, расширить доступ населения к финансовым услугам, упростить и ускорить трансграничные платежи и в целом обеспечить большую прозрачность и подотчетность в финансовой системе.
Кроме того, в литературе отмечается [11-13], что ЦВЦБ способны внести определенный вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). В частности, розничные ЦВЦБ могут содействовать обеспечению финансовой инклюзии, предоставив потребителям, не пользующимся
1 URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/analytics/jdw/20062023_digi-tal_financial_assets.pdf
банковскими услугами (unbanked), возможность осуществлять платежи с использованием смартфонов и иных гаджетов, в том числе и в офлайн-ре-жиме. ЦВЦБ являются более энергоэффективными по сравнению не только с частными цифровыми валютами, но и с традиционными банкнотами, печать которых довольно энергозатратна [14], поэтому могут способствовать достижению цели «Борьбы с изменением климата» (ЦУР 13).
В рамках настоящего исследования особый интерес представляет идея «зеленых» ЦВЦБ, которая набирает популярность в мире. В июне 2021 г. на заседании рабочей группы по финансовым технологиям Комитета по финансовым услугам Конгресса США Кармель Кадет, генеральный директор американской финансовой технологической компании EMTECH, упомянул о концепции «зеленых» ЦВЦБ как о потенциальном требовании к дизайну1. По мнению исследователей, «принятие системы "зеленых" ЦВЦБ позволит выполнить Парижское соглашение 2015 г., направив финансовые потоки на устойчивое к изменению климата развитие, которое в то же время стимулирует сокращение выбросов CO2, что в сочетании с мерами по снижению CO2 и соблюдением прав человека, в том числе прав природы (rights of nature), может создать альтернативу, заслуживающую дальнейшего изучения» [15]. Данный прогноз подтверждается результатами эмпирического исследования пилотной программы цифрового юаня в Китае, авторы которого пришли к выводу, что ЦВЦБ полезны для ускорения «зеленого» финансирования, так как способствуют выпуску зеленых облигаций [11].
Для понимания того, какие именно свойства ЦВЦБ могут придать более динамичное развитие системе «зеленого» финансирования, необходимо обратиться к таксономии ЦВЦБ. Модели ЦВЦБ существенно разнятся по своему дизайну, а соответственно, и по своим характеристикам.
Одним из важнейших свойств ЦВЦБ является полная транспарентность всех транзакций и данных пользователей. Каждая ЦВЦБ представляет собой уникальный цифровой код, который легко отслеживается на единой платформе, оператором которой, как правило, выступает центральный банк. Поэтому вся информация о транзакциях будет доступна непосредственно центральному банку. В отношениях с гражданами такая прозрачность несет угрозы для конфиденциальности пользователей. Однако для инвесторов возможность отслеживания платежей может быть привлекательной и может повысить их доверие к «зеленым» проектам с использованием ЦВЦБ.
Другим преимуществом ЦВЦБ по сравнению с традиционными безналичными денежными средствами является используемая технология «программируемых денег». «Программируемыми деньгами» называются цифровые валюты, свойства которых определены смарт-контрактами. По словам разработчиков, смарт-контракты позволяют реализовывать «политику» таких «умных» денег, т.е. «могут решать, разрешено ли тратить деньги в
1 URL: https://www.congress.gov/event/117th-congress/house-event/LC67031/text?q= %7B%22search%22%3A%5B%22%5C%22Financial%5C%5C%22%2C%22Services%5C% 22%22%5D%7D&s= 1 &r=82
данной транзакции, могут инициировать вспомогательные действия, включая побочные платежи, и могут отказаться от денег в определенных обстоятельствах» [16]. Применение данной технологии в ЦВЦБ позволяет контролировать расходование целевых средств, что обусловливает привлекательность их использования в качестве инструментов «зеленого» финансирования.
Необходимо отметить, что возможность программирования ЦВЦБ, как и их полная транспарентность, вызывает опасения из-за рисков чрезмерного контроля со стороны государства за расходами пользователей ЦВЦБ, прежде всего граждан. В законодательстве о цифровом рубле данная проблема была решена посредством прямого указания на отсутствие у оператора платформы права определять и контролировать направления использования цифровых рублей пользователями, а также устанавливать ограничения их прав на распоряжение цифровыми рублями по своему усмотрению (п. 5 ст. 308 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Однако в рамках договора счета цифрового рубля пользователь может настроить функцию «программируемых денег» для осуществления конкретных видов платежей. Следовательно, функция «программируемых денег» цифрового рубля может быть задействована в рамках финансирования «зеленых» проектов.
Таким образом, цифровые валюты центральных банков могут рассматриваться в качестве инновационных платежных инструментов «зеленого» финансирования. Их использование ответственными инвесторами позволит им более эффективно контролировать финансирование «зеленых» проектов.
Заключение
Как показало исследование, цифровые инструменты, такие как токени-зированные «зеленые» активы и цифровые валюты центральных банков, обладают высоким технологическим потенциалом для развития «зеленого» финансирования. Их использование позволит удешевить выпуск «зеленых» финансовых инструментов, ускорить движение «зеленых» финансовых потоков, обеспечить контроль за целевым расходованием денежных средств. В целом можно сделать вывод, что цифровые финансовые инструменты способны придать новый импульс развитию рынка «зеленых» финансов. В связи с этим необходимо создать благоприятную нормативную и регуля-торную базу для таких цифровых решений в целях совершенствования системы «зеленого» финансирования.
Список источников
1. Bayat-Renoux F., Svensson U., Chebly J. Digital Technologies for Mobilizing Sustainable Finance Applications of Digital Technologies to Sustainable Finance. Sustainable Digital Finance Alliance. 2018. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/3d4f2c_6767ef5b999 c4e3fa42c0e05e6ea2ac3.pdf
2. Deng X., Huang Z., Cheng X. FinTech and Sustainable Development: Evidence from China Based on p2p Data // Sustainability. 2019. № 11. 6434.
3. ArnerD.W., BuckleyR.P., ZetzscheD.A., Robin V. Sustainability, FinTech and financial inclusion // European Business Organization Law Review. 2020. № 21(1). P. 7-35.
4. NassiryD. The role of fintech in unlocking green finance: Policy insights for developing countries. № 883. ADBI Working Paper. 2018.
5. Sancak I.E. Sustainable Digital Finance. SSRN. November 13, 2021. URL: https: // ssrn. com/abstract=3962698
6. Puschmann T., Hoffmann C.H., Khmarskyi V. How Green FinTech Can Alleviate the Impact of Climate Change—The Case of Switzerland // Sustainability. 2020. № 12 (24). 10691.
7. Дронова А.М., Главина С.Г. Зеленые финансовые технологии // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэко-фин]. 2023. № 01(55). С. 12-18. doi: 10.6060/ivecofin.2023551.630
8. Blockchain. Gateway for sustainability linked bonds. HSBC, Sustainable Digital Finance Alliance. September 24, 2019. URL: https://www.sustainablefinance.hsbc.com/mobilising-fi-nance/blockchain-gateway-for-sustainability-linked-bonds
9. Griffoli T.M., PeriaM.S.M., Agur I., Ari A., Kiff J., Popescu A., Rochon C. Casting Light on Central Bank Digital Currencies / IMF. November 12, 2018. URL: https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/Issues/2018/11/13/Casting-Light-on-Central-Bank-Digital-Currencies-46233
10. Санникова Л.В. Правовые основы цифровых валют центральных банков и цифрового рубля // Финансовый журнал. 2023. Т. 15, № 5.
11. Yang Q., Zheng M., Wang Y. The Role of CBDC in Green Finance and Sustainable Development // Emerging Markets Finance and Trade. 2023. doi: 10.1080/1540496X.2023.2185096;
12. Ozili P.K. Using Central Bank Digital Currency to Achieve the Sustainable Development Goals. 2023. doi: 10.2139/ssrn.4370181
13. Ozili P.K. Circular Economy and Central Bank Digital Currency // Circ.Econ.Sust. 2022. № 2. P. 1501-1516. doi: 10.1007/s43615-022-00170-0
14. Cadet C. CBDCs are a Chance to Build a Greener Future. 2022. August 12. URL: https://www.nasdaq.com/articles/cbdcs-are-a-chance-to-build-a-greener-future
15. Becerra J.R.J., Campaña C., Valencia N.M.R., Alcivar J.M.I. Research of the Development of Green Central Bank Digital Currency // Cbdc. 2023. March 3. doi: 10.2139/ssrn.4412456
16. Weber I., Staples M. Programmable money: next-generation blockchain-based conditional payments // Digital Finance. 2022. № 4. P. 109-125. doi: 10.1007/s42521-022-00059-5
References
1. Bayat-Renoux, F., Svensson, U. & Chebly, J. (2018) Digital Technologies for Mobilizing Sustainable Finance Applications of Digital Technologies to Sustainable Finance. Sustainable Digital Finance Alliance. [Online] Available from: https://docs.wixstatic.com/ugd/ 3d4f2c_6767ef5b999c4e3fa42c0e05e6ea2ac3.pdf
2. Deng, X., Huang, Z. & Cheng, X. (2019) FinTech and Sustainable Development: Evidence from China Based on p2p Data. Sustainability. 11. p. 6434.
3. Arner, D.W., Buckley, R.P., Zetzsche, D.A. & Robin, V. (2020) Sustainability, FinTech and financial inclusion. European Business Organization Law Review. 21(1). pp. 7-35.
4. Nassiry, D. (2018) The role of fintech in unlocking green finance: Policy insights for developing countries. ADBI Working Paper. 883.
5. Sancak, I.E. (2021) Sustainable Digital Finance. SSRN. November 13, 2021. [Online] Available from: https://ssrn.com/abstract=3962698
6. Puschmann, T., Hoffmann, C.H. & Khmarskyi, V. (2020) How Green FinTech Can Alleviate the Impact of Climate Change—The Case of Switzerland. Sustainability. 12(24). p. 10691.
7. Dronova, A.M. & Glavina, S.G. (2023) Green financial technologies. Ivecofin. 01(55). pp. 12-18. (In Russian). doi:10.6060/ivecofin.2023551.630
8. HSBS. (2019) Blockchain. Gateway for sustainability linked bonds. HSBC, Sustainable Digital Finance Alliance. September 24, 2019. [Online] Available from: https://www.sustainablefinance.hsbc.com/mobilising-finance/blockchain-gateway-for-sustainability-linked-bonds
9. Griffoli, T.M. et al. (2018) Casting Light on Central Bank Digital Currencies. IMF, November 12, 2018. [Online] Available from: https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/Issues/2018/11/13/Casting-Light-on-Central-Bank-Digital-Currencies-46233
10. Sannikova, L.V. (2023) Legal Framework for Central Bank Digital Currencies and Digital Ruble. Finansovyy zhurnal - Financial Journal. 15 (5). (In Russian).
11. Yang, Q., Zheng, M. & Wang, Y. (2023) The Role of CBDC in Green Finance and Sustainable Development. Emerging Markets Finance and Trade. 59(15). pp. 4158-4173. doi: 10.1080/1540496X.2023.2185096
12. Ozili, P.K. (2023) Using Central Bank Digital Currency to Achieve the Sustainable Development Goals. Contemporary Studies in Economics and Financial Analysis - CSEF. 111. doi: 10.2139/ssrn.4370181
13. Ozili, P.K. (2022) Circular Economy and Central Bank Digital Currency. Circ.Econ.Sust. 2. pp. 1501-1516. doi: 10.1007/s43615-022-00170-0
14. Cadet, C. (2022) CBDCs are a Chance to Build a Greener Future. August 12, 2022. [Online] Available from: https://www.nasdaq.com/articles/cbdcs-are-a-chance-to-build-a-greener-future
15. Becerra, J.R.J., Campaña, C., Valencia, N.M.R. & Alcivar, J.M.I. (2023) Research of the Development of Green Central Bank Digital Currency, CDBC. March 3, 2023. doi: 10.2139/ssrn.4412456
16. Weber, I. & Staples, M. (2022) Programmable money: next-generation blockchain-based conditional payments. Digital Finance. 4. pp. 109-125. doi: 10.1007/s42521-022-00059-5
Информация об авторе:
Санникова Л.В. - доктор юридических наук, профессор, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института при Минфине РФ (Москва, Россия). E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-7250-5062 Web of Science Researcher ID: K-4636-2016 Scopus Author ID: 57224824651 eLIBRARY ID: SPIN-код: 9079-5887, AuthorID: 198507
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
L.V. Sannikova, Dr. Sci. (Law), professor, professor of the Russian Academy of Sciences, leading researcher of the Centre for International Finance of the Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7250-5062, Web of Science Researcher ID: K-4636-2016, Scopus Author ID: 57224824651, eLIBRARY ID: SPIN code: 9079-5887, AuthorID: 198507
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 07.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.
The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 07.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.