Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 3-7.
УДК 338.2:004.9
ЦИФРОВЫЕ И НЕЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СЕВАСТОПОЛЯ
Балашов Е. Л., Зубович К. Е.
Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова, Симферополь, Российская Федерация E-mail: balashov_j@mail.ru
В данной работе представлены результаты оценки текущего состояния развития цифровой экономики в городе Севастополе. Рассматривались нецифровые факторы, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики в регионе. Это, в первую очередь, государственная политика и регулирование, лидерство и институты, человеческий капитал, экономическая среда и пр. При оценке исследовались также цифровые факторы: основные направления цифровой трансформации общества, бизнеса и государственного сектора Севастополя.
Ключевые слова: цифровая экономика, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, социально-экономическое развитие, «Умный город».
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько лет, начиная с 2014 г., в городе Севастополь наблюдается прогресс в рамках развития электронного правительства, который характеризуется увеличением количества предоставляемых электронных услуг, ростом числа зарегистрированных пользователей Единого портала государственных услуг, а также созданием регионального портала, созданием специального регионального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия и пр. Несмотря на некоторые успехи в данной сфере, для дальнейшего перехода к более высокому уровню цифровой зрелости необходимо реализовать целый ряд инициатив, в том числе необходимы значительная трансформация текущей архитектуры электронного правительства, упор на использование официальных баз данных, проактивное предоставление услуг по жизненным и деловым ситуациям и пр. На данный момент Правительством Севастополя были определены стратегические цели цифровой трансформации. Законодательным Собранием города Севастополя 18 июля 2017 г. принят Закон города Севастополя «Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [1]. В утвержденной стратегии одной из трех главных целей является создание высокоэффективной экономики, которая будет ориентирована на производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. В соответствии с данной целью также ставится стратегическая задача, направленная на создание условий для развития ИКТ. Для ее решения необходимы реализация проекта создания технопарка в сфере ИКТ, а также некоторые меры регулирования:
• содействие легализации хозяйственной деятельности;
• разработка механизмов для вывода ИТ-предприятий на региональные и глобальные рынки, продвижение услуг на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
• содействие привлечению в город крупных российских корпоративных клиентов для оказания аутсорсинговых услуг в сфере ИКТ [1].
На долгосрочную перспективу в Стратегии развития региона среди направлений экономической политики определены шесть приоритетных направлений развития ИКТ в Севастополе. Непосредственное отношение к развитию цифрового сектора имеет направление «обеспечение конкурентоспособности и технологического развития ИКТ», которое включает в себя помимо стимулирования использования ИКТ также и создание условий для развития конкурентоспособной ИКТ-индустрии.
Несмотря на положительные тенденции, намеченные в развитии региона, в данной сфере существует ряд ограничений, которые затормаживают продвижение: в стратегических документах не указаны целевые показатели развития цифрового бизнеса, отсутствует план мероприятий и дорожные карты по достижению стратегических целей, не утверждены региональные механизмы для стимулирования цифровой трансформации бизнеса [1, 2]. Также существенным недостатком является то, что в Севастополе доля предприятий, которые используют модели цифровых компетенций работников, еще очень мала, а также недостаточна активность предприятий по повышению ИКТ-компетенций работников, плюс в регионе ощущается нехватка ИКТ-специалистов. В регионе уровень применения цифровых технологий потребителями по сравнению с Россией в целом находится на среднем уровне. Также важно отметить высокие показатели по ШПД домохозяйств к интернету и наличию компьютеров дома, использованию населением платежных карт, получению населением государственных услуг. Однако в то же время на данный момент показатели, характеризующие деятельность, осуществляемую через интернет, осуществления онлайновых покупок и использования в домохозяйствах технологий «умного дома» находятся на низком уровне.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Перейдем к рассмотрению нецифровых факторов, влияющих на развитие цифровой экономики в городе Севастополе. К сильным сторонам Севастополя относится детальная стратегия социально-экономического развития и утверждение Концепции «Умный город», которая выполняет функции стратегии цифровой трансформации и определяет цели и задачи по широкому кругу условий и направлений развития цифровой экономики [2]. Вместе с тем, социально-экономическая стратегия нуждается в модернизации и учете возможностей и рисков, связанных с использованием современных цифровых технологий. К недостаткам документов стратегического планирования можно отнести отсутствие измеримых целевых показателей в сфере развития цифровой экономики, непроработанность вопросов цифровой трансформации ряда приоритетных для города отраслей экономики и отсутствие взаимоувязанной системы программных документов по реализации цифровой стратегии. Вовлеченность губернатора и руководства Севастополя в разработку и контроль реализации политики цифровой трансформации обеспечивает необходимый уровень лидерства в развитии цифровой экономики со стороны власти. В регионе формируется система управления, действуют институты, позволяющие представителям заинтересованных сторон принимать участие в управлении цифровой трансформацией, используется механизм
ГЧП, есть диалог с представителями ИКТ-бизнеса и научно-образовательного сообщества. Тем не менее, необходимо расширить участие представителей бизнеса и гражданского общества в обсуждении цифровой повестки и планов действий правительства. Правительство Севастополя только начинает использовать регуляторные механизмы для стимулирования производства, использования цифровых технологий и привлечения ИТ-специалистов к работе на предприятиях города. Правительство Севастополя, приняв концепцию «Умный город», в которой есть направление, связанное с нормативным регулированием, показывает стремление к развитию собственной нормативной правовой базы цифровой экономики на основе федерального законодательства и федеральных программ, что в дальнейшем должно положительно сказаться на темпах развития цифровой экономики в Севастополе. Однако в настоящее время эти планы реализуются преимущественно на уровне концептуальных документов и не получили воплощения ни в законодательстве (кроме налоговых льгот), ни в практике его применения. Есть несколько взаимосвязанных проблем человеческого капитала Севастополя как важного условия развития цифровой экономики: дефицит ИКТ-специалистов, их недостаточное количество среди занятых в организациях и на предприятиях города, недостаточный объем подготовки кадров в учреждениях профессионального образования Севастополя. Эти проблемы отрицательно сказываются на процессах цифровой трансформации, особенно в бюджетной сфере. Проблемой города является и удержание талантливых людей в регионе, отток которых также является сдерживающим фактором для его развития. На миграцию ИКТ-специалистов и целых компаний в другие регионы и страны сильное воздействие оказывает действующий санкционный режим. Несмотря на то, что в Севастополе существуют определенные научные заделы в сфере цифровых технологий, сложившиеся научные коллективы, а также некоторые элементы инновационной инфраструктуры, в целом регион существенно уступает среднероссийскому уровню. Среди наиболее значимых факторов, препятствующих становлению цифровой экономики в городе, необходимо отметить влияние санкций зарубежных государств, дефицит финансовых ресурсов, пока не выстроенную цепочку трансфера технологий и, наконец, небольшую емкость локального рынка. Вместе с тем, ряд показателей и экспертных оценок позволяют говорить о достаточно большом нереализованном потенциале инновационного развития города. Состояние бизнес-среды в Севастополе по всем приведенным параметрам уступает среднероссийскому уровню. Наиболее проблемными зонами являются интенсивность конкуренции на региональном рынке и защита прав на интеллектуальную собственность. Если второй показатель свидетельствует о недостаточной эффективности работы судебный системы, то первый показатель демонстрирует и дополнительные возможности по развитию экономики в стране, включая сектор ИКТ. Учитывая, что международные санкции имеют своеобразный протекционистский эффект для местных компаний, в Севастополе существуют условия для появления и развития высокотехнологичного бизнеса, ориентированного именно на локальный рынок. Правительство Севастополя не ведет достаточно активной деятельности по обеспечению информационной безопасности и в основном следует федеральной политике и инициативам. Уделяется много внимания работе по
обеспечению информационной безопасности детей. При этом вовлечению в этот процесс населения и его информированию, напротив, уделяется недостаточно внимания.
Далее рассмотрим цифровые факторы, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики в Севастополе. На сегодняшний день в регионе сформирована достаточно развитая цифровая инфраструктура (ЦИ). К сильным сторонам данной ЦИ относятся высокий уровень покрытия городского пространства мобильной сотовой связью (в том числе 3G и 4G); ценовая доступность ШПД а также состояние кибербезопасности. Однако в городе менее развит фиксированный ШПД, кроме того, на данный момент в регионе слабо развит рынок услуг облачных вычислений и уровень городской индустрии аналитики данных. Платформенная инфраструктура, особенно в части присутствия глобальных и национальных онлайновых платформ в Севастополе сравнима со среднероссийской. (Региональные онлайновые платформы представлены всего лишь в нескольких секторах экономики. К сожалению, на сегодняшний день национальных или глобальных компаний в сфере цифровых платформ среди компаний в Севастополе нет. В соответствии с проведенным экспертным опросом, уровень осведомленности, а также мотивации севастопольских предприятий к применению нарождающихся цифровых технологий, оценивается как недостаточно высокий. В городе очень мало компаний, которые начали применять эти технологии или предлагать их своим клиентам, а по некоторым технологиям региональные производители вообще отсутствуют.
Для наглядности рассмотрим следующую схему [3]:
Стратегические цели и программы го цифровой цифровая трансформации бизнеса Законодательство и трансформация регулирование процессов
отдельных секторов цифровой трансформации
экономики „ бизнеса
Цифровое лидерство и предпринимательство
Кадры с цифровыми компетенциями для бизнеса
НИОКР и инновации для цифрового бизнеса
Бизнес-среда для цифровой трансформации
Доля предприятий, Доверие и
использующих услуги безопасность для
облачных вычислений Широкополосный ведения цифрового доступ к интернету бизнеса
] Севастополь Россия
Рис. 1. Схема сопоставления цифровых факторов в России и городе Севастополе.
Нарождающиеся явления цифровой .экономики
Использование новых цифровых технологий в бизнесе
Электронная коммерция
Использование традиционных технологий в бизнесе
ВЫВОДЫ
Исходя из проведенной оценки уровня развития цифровой экономики города Севастополя, можно заключить, что регион находится на среднем уровне и добился немалых успехов в этой области. Кроме того, есть сформированные предпосылки для последующего развития, однако присутствует ряд ограничений, которые блокируют имеющийся потенциал и возможности.
В заключении хотелось бы сказать, что в Севастополе наблюдается нарастающее влияние применения цифровых технологий на экономический рост и наблюдается повышение доступности и качества предоставляемых услуг. Эксперты отмечают наличие большого потенциала для дальнейшего развития. По определенным параметрам социально-экономических эффектов цифровой трансформации регион соответствует общероссийскому уровню, а по некоторым даже немного опережает их, например, в сфере улучшения качества предоставления государственных услуг. Однако существуют и проблемные зоны. Например, к слабым местам можно отнести отсутствие целевых показателей социально-экономических эффектов, которые должны быть отражены в документах стратегического планирования в сфере цифровой экономики, а также слабое развитие новых моделей бизнеса на основе цифровых технологий.
Список литературы
1. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf
2. Концепция формирования цифровой среды Севастополя «Умный город». Утверждена Распоряжением Правительства Севастополя № 16-РП от 25 января 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sevastopol.gov.ru/docs/253/46715/
3. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе / Под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2018. 98 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/328465526
Статья поступила в редакцию 08.04.2019