Научная статья на тему 'Цифровые и нецифровые факторы, влияющие на развитие цифровой экономики Севастополя'

Цифровые и нецифровые факторы, влияющие на развитие цифровой экономики Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИКТ (ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / "УМНЫЙ ГОРОД" / DIGITAL ECONOMY / ICT (INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / "SMART CITY"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов Е.Л., Зубович К.Е.

В данной работе представлены результаты оценки текущего состояния развития цифровой экономики в городе Севастополе. Рассматривались нецифровые факторы, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики в регионе. Это, в первую очередь, государственная политика и регулирование, лидерство и институты, человеческий капитал, экономическая среда и пр. При оценке исследовались также цифровые факторы: основные направления цифровой трансформации общества, бизнеса и государственного сектора Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашов Е.Л., Зубович К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL AND NON-DIGITAL FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF SEVASTOPOL

In the Russian Federation, special attention to the development of the digital economy is associated with the appeal of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on the December 1th, 2016 with an annual Address in which a proposal was formulated as "to launch a large-scale system program for the development of the economy of a new technological generation, the so-called digital economy". The government of the Russian Federation developed and approved the program "Digital economy of the Russian Federation" in July 2017 and in December 2017 and February 2018 as part of the implementation of the Address. approved action plans for the implementation of certain areas of the program. Sevastopol has not remained outside the strategically important activities for the formation of the digital economy. Since November 2017, within the framework of the adopted all-Russian program and Strategy of social and economic development of the city of Sevastopol until 2030, we have implemented a priority project "Smart city". In January 2018, the government of Sevastopol approved the concept of forming a digital environment "Smart city". Given the global technological changes, urban renewal should be based on the use of digital technologies. We have to think about solutions that will allow us combine infrastructure with unmanned transport, digital Maritime and air navigation, and improve logistics. This is very important for the city of Sevastopol. The paper presents the results of the assessment of the current state of the digital economy in the city of Sevastopol. The analysis was carried out using the methodology developed for the evaluation of the digital economy. Much attention is spent to the so-called non-digital factors affecting the development of the digital economy (government policy and regulation, leadership and institutions, human capital, economic environment), equally in the evaluation of the main directions in which the digital transformation of society, business and the state.

Текст научной работы на тему «Цифровые и нецифровые факторы, влияющие на развитие цифровой экономики Севастополя»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 3-7.

УДК 338.2:004.9

ЦИФРОВЫЕ И НЕЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СЕВАСТОПОЛЯ

Балашов Е. Л., Зубович К. Е.

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова, Симферополь, Российская Федерация E-mail: balashov_j@mail.ru

В данной работе представлены результаты оценки текущего состояния развития цифровой экономики в городе Севастополе. Рассматривались нецифровые факторы, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики в регионе. Это, в первую очередь, государственная политика и регулирование, лидерство и институты, человеческий капитал, экономическая среда и пр. При оценке исследовались также цифровые факторы: основные направления цифровой трансформации общества, бизнеса и государственного сектора Севастополя.

Ключевые слова: цифровая экономика, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, социально-экономическое развитие, «Умный город».

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет, начиная с 2014 г., в городе Севастополь наблюдается прогресс в рамках развития электронного правительства, который характеризуется увеличением количества предоставляемых электронных услуг, ростом числа зарегистрированных пользователей Единого портала государственных услуг, а также созданием регионального портала, созданием специального регионального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия и пр. Несмотря на некоторые успехи в данной сфере, для дальнейшего перехода к более высокому уровню цифровой зрелости необходимо реализовать целый ряд инициатив, в том числе необходимы значительная трансформация текущей архитектуры электронного правительства, упор на использование официальных баз данных, проактивное предоставление услуг по жизненным и деловым ситуациям и пр. На данный момент Правительством Севастополя были определены стратегические цели цифровой трансформации. Законодательным Собранием города Севастополя 18 июля 2017 г. принят Закон города Севастополя «Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [1]. В утвержденной стратегии одной из трех главных целей является создание высокоэффективной экономики, которая будет ориентирована на производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. В соответствии с данной целью также ставится стратегическая задача, направленная на создание условий для развития ИКТ. Для ее решения необходимы реализация проекта создания технопарка в сфере ИКТ, а также некоторые меры регулирования:

• содействие легализации хозяйственной деятельности;

• разработка механизмов для вывода ИТ-предприятий на региональные и глобальные рынки, продвижение услуг на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;

• содействие привлечению в город крупных российских корпоративных клиентов для оказания аутсорсинговых услуг в сфере ИКТ [1].

На долгосрочную перспективу в Стратегии развития региона среди направлений экономической политики определены шесть приоритетных направлений развития ИКТ в Севастополе. Непосредственное отношение к развитию цифрового сектора имеет направление «обеспечение конкурентоспособности и технологического развития ИКТ», которое включает в себя помимо стимулирования использования ИКТ также и создание условий для развития конкурентоспособной ИКТ-индустрии.

Несмотря на положительные тенденции, намеченные в развитии региона, в данной сфере существует ряд ограничений, которые затормаживают продвижение: в стратегических документах не указаны целевые показатели развития цифрового бизнеса, отсутствует план мероприятий и дорожные карты по достижению стратегических целей, не утверждены региональные механизмы для стимулирования цифровой трансформации бизнеса [1, 2]. Также существенным недостатком является то, что в Севастополе доля предприятий, которые используют модели цифровых компетенций работников, еще очень мала, а также недостаточна активность предприятий по повышению ИКТ-компетенций работников, плюс в регионе ощущается нехватка ИКТ-специалистов. В регионе уровень применения цифровых технологий потребителями по сравнению с Россией в целом находится на среднем уровне. Также важно отметить высокие показатели по ШПД домохозяйств к интернету и наличию компьютеров дома, использованию населением платежных карт, получению населением государственных услуг. Однако в то же время на данный момент показатели, характеризующие деятельность, осуществляемую через интернет, осуществления онлайновых покупок и использования в домохозяйствах технологий «умного дома» находятся на низком уровне.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Перейдем к рассмотрению нецифровых факторов, влияющих на развитие цифровой экономики в городе Севастополе. К сильным сторонам Севастополя относится детальная стратегия социально-экономического развития и утверждение Концепции «Умный город», которая выполняет функции стратегии цифровой трансформации и определяет цели и задачи по широкому кругу условий и направлений развития цифровой экономики [2]. Вместе с тем, социально-экономическая стратегия нуждается в модернизации и учете возможностей и рисков, связанных с использованием современных цифровых технологий. К недостаткам документов стратегического планирования можно отнести отсутствие измеримых целевых показателей в сфере развития цифровой экономики, непроработанность вопросов цифровой трансформации ряда приоритетных для города отраслей экономики и отсутствие взаимоувязанной системы программных документов по реализации цифровой стратегии. Вовлеченность губернатора и руководства Севастополя в разработку и контроль реализации политики цифровой трансформации обеспечивает необходимый уровень лидерства в развитии цифровой экономики со стороны власти. В регионе формируется система управления, действуют институты, позволяющие представителям заинтересованных сторон принимать участие в управлении цифровой трансформацией, используется механизм

ГЧП, есть диалог с представителями ИКТ-бизнеса и научно-образовательного сообщества. Тем не менее, необходимо расширить участие представителей бизнеса и гражданского общества в обсуждении цифровой повестки и планов действий правительства. Правительство Севастополя только начинает использовать регуляторные механизмы для стимулирования производства, использования цифровых технологий и привлечения ИТ-специалистов к работе на предприятиях города. Правительство Севастополя, приняв концепцию «Умный город», в которой есть направление, связанное с нормативным регулированием, показывает стремление к развитию собственной нормативной правовой базы цифровой экономики на основе федерального законодательства и федеральных программ, что в дальнейшем должно положительно сказаться на темпах развития цифровой экономики в Севастополе. Однако в настоящее время эти планы реализуются преимущественно на уровне концептуальных документов и не получили воплощения ни в законодательстве (кроме налоговых льгот), ни в практике его применения. Есть несколько взаимосвязанных проблем человеческого капитала Севастополя как важного условия развития цифровой экономики: дефицит ИКТ-специалистов, их недостаточное количество среди занятых в организациях и на предприятиях города, недостаточный объем подготовки кадров в учреждениях профессионального образования Севастополя. Эти проблемы отрицательно сказываются на процессах цифровой трансформации, особенно в бюджетной сфере. Проблемой города является и удержание талантливых людей в регионе, отток которых также является сдерживающим фактором для его развития. На миграцию ИКТ-специалистов и целых компаний в другие регионы и страны сильное воздействие оказывает действующий санкционный режим. Несмотря на то, что в Севастополе существуют определенные научные заделы в сфере цифровых технологий, сложившиеся научные коллективы, а также некоторые элементы инновационной инфраструктуры, в целом регион существенно уступает среднероссийскому уровню. Среди наиболее значимых факторов, препятствующих становлению цифровой экономики в городе, необходимо отметить влияние санкций зарубежных государств, дефицит финансовых ресурсов, пока не выстроенную цепочку трансфера технологий и, наконец, небольшую емкость локального рынка. Вместе с тем, ряд показателей и экспертных оценок позволяют говорить о достаточно большом нереализованном потенциале инновационного развития города. Состояние бизнес-среды в Севастополе по всем приведенным параметрам уступает среднероссийскому уровню. Наиболее проблемными зонами являются интенсивность конкуренции на региональном рынке и защита прав на интеллектуальную собственность. Если второй показатель свидетельствует о недостаточной эффективности работы судебный системы, то первый показатель демонстрирует и дополнительные возможности по развитию экономики в стране, включая сектор ИКТ. Учитывая, что международные санкции имеют своеобразный протекционистский эффект для местных компаний, в Севастополе существуют условия для появления и развития высокотехнологичного бизнеса, ориентированного именно на локальный рынок. Правительство Севастополя не ведет достаточно активной деятельности по обеспечению информационной безопасности и в основном следует федеральной политике и инициативам. Уделяется много внимания работе по

обеспечению информационной безопасности детей. При этом вовлечению в этот процесс населения и его информированию, напротив, уделяется недостаточно внимания.

Далее рассмотрим цифровые факторы, которые оказывают влияние на развитие цифровой экономики в Севастополе. На сегодняшний день в регионе сформирована достаточно развитая цифровая инфраструктура (ЦИ). К сильным сторонам данной ЦИ относятся высокий уровень покрытия городского пространства мобильной сотовой связью (в том числе 3G и 4G); ценовая доступность ШПД а также состояние кибербезопасности. Однако в городе менее развит фиксированный ШПД, кроме того, на данный момент в регионе слабо развит рынок услуг облачных вычислений и уровень городской индустрии аналитики данных. Платформенная инфраструктура, особенно в части присутствия глобальных и национальных онлайновых платформ в Севастополе сравнима со среднероссийской. (Региональные онлайновые платформы представлены всего лишь в нескольких секторах экономики. К сожалению, на сегодняшний день национальных или глобальных компаний в сфере цифровых платформ среди компаний в Севастополе нет. В соответствии с проведенным экспертным опросом, уровень осведомленности, а также мотивации севастопольских предприятий к применению нарождающихся цифровых технологий, оценивается как недостаточно высокий. В городе очень мало компаний, которые начали применять эти технологии или предлагать их своим клиентам, а по некоторым технологиям региональные производители вообще отсутствуют.

Для наглядности рассмотрим следующую схему [3]:

Стратегические цели и программы го цифровой цифровая трансформации бизнеса Законодательство и трансформация регулирование процессов

отдельных секторов цифровой трансформации

экономики „ бизнеса

Цифровое лидерство и предпринимательство

Кадры с цифровыми компетенциями для бизнеса

НИОКР и инновации для цифрового бизнеса

Бизнес-среда для цифровой трансформации

Доля предприятий, Доверие и

использующих услуги безопасность для

облачных вычислений Широкополосный ведения цифрового доступ к интернету бизнеса

] Севастополь Россия

Рис. 1. Схема сопоставления цифровых факторов в России и городе Севастополе.

Нарождающиеся явления цифровой .экономики

Использование новых цифровых технологий в бизнесе

Электронная коммерция

Использование традиционных технологий в бизнесе

ВЫВОДЫ

Исходя из проведенной оценки уровня развития цифровой экономики города Севастополя, можно заключить, что регион находится на среднем уровне и добился немалых успехов в этой области. Кроме того, есть сформированные предпосылки для последующего развития, однако присутствует ряд ограничений, которые блокируют имеющийся потенциал и возможности.

В заключении хотелось бы сказать, что в Севастополе наблюдается нарастающее влияние применения цифровых технологий на экономический рост и наблюдается повышение доступности и качества предоставляемых услуг. Эксперты отмечают наличие большого потенциала для дальнейшего развития. По определенным параметрам социально-экономических эффектов цифровой трансформации регион соответствует общероссийскому уровню, а по некоторым даже немного опережает их, например, в сфере улучшения качества предоставления государственных услуг. Однако существуют и проблемные зоны. Например, к слабым местам можно отнести отсутствие целевых показателей социально-экономических эффектов, которые должны быть отражены в документах стратегического планирования в сфере цифровой экономики, а также слабое развитие новых моделей бизнеса на основе цифровых технологий.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf

2. Концепция формирования цифровой среды Севастополя «Умный город». Утверждена Распоряжением Правительства Севастополя № 16-РП от 25 января 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sevastopol.gov.ru/docs/253/46715/

3. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе / Под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2018. 98 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/328465526

Статья поступила в редакцию 08.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.