The paper substantiates that recent advances in B2B adoption allow enterprises to accelerate business dynamics, but these solutions are still limited to one value chain, in one business area, and usually between a static set of actors. The study concludes that in the current environment, the business ecosystem is the integration of the business environment with the software environment in which business applications can be developed and used; a particular process of territorial innovation enabled by the presence of a digital ecosystem.
Based on the research conducted, the following conclusions are formed: in order to successfully participate in the business ecosystem, traditional enterprises often need to change their view of the customer and the way they interact with them. The modern form of business ecosystem is a unique self-organizing system based on fundamental principles, capable of analyzing the whole process of interaction of business structures in an inseparable unity.
Keywords: ecosystem, corporations, digitalization, innovation.
Введение
Экономические субъекты всегда объединяются в системы по территориальному или производственному принципу. В зависимости от рыночной привлекательности локализация предприятий и организаций формирует соответствующие инфраструктуры [3]. В современном мире конкурентная борьба стран, регионов, компаний за лидерство переходит в новый формат -цифровой [2]. В одной экосистеме могут развиваться абсолютно не связанные между собой ни по сфере деятельности, ни по региону размещения предприятия и организации. Но их объединяет общая задача -оптимизация связи бизнеса с потребителем. Крупный бизнес готов жертвовать текущей прибылью в пользу роста клиентской базы. Экономика таких проектов обычно непрозрачна, но конечному потребителю всегда удобно пользоваться разными услугами, в т.ч. финансовыми, а также приобретать товары по одному ID и получать поддержку в едином call-center. Именно такая коллаборация и локализация
по единым ID позволяет говорить о востребованности нашего общества в формировании новых инфраструктур в виде бизнес-экосистем [9].
Согласно исследованию Института статистики Высшей школы экономики, наибольший удельный вес вложений в инновации и цифровизацию осуществляют банки, и лишь 9% - промышленные компании и 8,6% - компании, занимающиеся телекоммуникациями. Российские промышленные корпорации только приходят к пониманию, что без внедрения инноваций в ближайшей перспективе компания может стать неконкурентоспособной на рынке. Поэтому большинство российских организаций начинает формировать собственные бизнес-экосистемы, а некоторые уходят под единый бренд совместно с банком. Наиболее известные на сегодняшний день экосистемы - X5 Retail Group, Ozon, «Яндекс», Tinkofff, Сбер и VK.
Путь к формированию бизнес-экосистем отчасти обусловлен оцифровкой больших массивов данных, а также появлением передовых инструментов аналитики, которые позволяют компаниям лучше понимать своих клиентов и обеспечивают конкурентоспособное позиционирование на рынке, а также возможность беспрецедентно персонализировать продукт для конечного потребителя.
Основными связующими элементами созданных бизнес-экосистем являются подписки и программы лояльности, а также голосовые помощники. Но базисная локация происходит по вертикали вокруг основного бизнеса: здоровье, питание, финансы, услуги доставки, покупки онлайн и т.д. И, если проанализировать действующие бизнес-экосистемы на российском рынке в зависимости от значимости сервисов, мы увидим, что границы между банковскими и небанковскими экосистемами размываются. Бизнес-экосистемы позволяют предприятиям и организациям, не имеющим достаточных ресурсов, получать доступ к базе данных и развивать новые компетенции, что создает ряд преимуществ для развития как отдельной компании системы, так и всей экосистемы в целом. Таким образом, локализация участни-
ков инновационных процессов разных сфер деятельности влияет на рыночную эффективность деятельности системы и уровень внедрения экосистемы в массы, что приводит к сбору и накоплению информации в базы данных для ведения инновационной деятельности. Это позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными в краткосрочной перспективе. В результате мы имеем потребность в разработке экономической, социальной, экологической и финансовой политики внутри корпорации с целью координации разных сфер деятельности для достижения экономического роста и устойчивого развития.
Технологические вызовы должны быть объединены с общественными проблемами. Поэтому одной из особенностей экономики, основанной на знаниях, является растущее сотрудничество между предприятиями, экономическими и социальными агентами, для того чтобы предлагать инновационные услуги и продукты, а также участвовать в научно-исследовательской деятельности в «одно окно». Сотрудничество предприятий и организаций разных сфер экономики и 1Т-технологий оказалось эндогенной чертой и одной из ее самых сильных сторон в условиях глобальной конкуренции.
Методология
Основываясь на существующих экосистемах в экономике страны, в данной статье мы исследуем преимущества и сложности развития бизнес-экосистем в регионе и проанализируем особенности их формирования по территориальному признаку. В исследовании, наряду с классическими научными методами (анализ, синтез и сравнение), постулируется экономика предприятия в цифровой трансформации. Мы основываемся на теории, что в цифровой бизнес-экосистеме проявляются новые структурные вертикали, отличные от классической структуры предприятия.
На основе традиционных методов сравнительного и систематического анализа, кластеризации, противопоставления и обобщения в исследовании анализируются работы ведущих исследователей Европы,
актуальные процессы современной экономики, в том числе региональная специфика.
Обсуждение
Реализация цифровой экосистемы должна поддерживать конкретный динамический сценарий, в котором ключевую роль играют динамические агрегации и эволюции бизнес-услуг. Действительно, последние достижения в области внедрения B2B позволяют предприятиям ускорить динамику бизнеса, однако эти решения все еще ограничены, т.к. основой архитектуры Business to Business является поддержка одной цепочки создания стоимости, в одной бизнес-области и обычно между статичным набором участников. В этих случаях в цепочке поставок есть один хозяин, которым часто является компания, владеющая этой цепочкой [5]. И эта компания, которая является корпорацией, имеет возможность навязывать свои стандарты для всех участников бизнес-экосистемы, что приводит к неэффективному взаимодействию и отсутствию реального видения проблем в корпорации.
Локализация и объединение компаний из разных сфер, безусловно, создают новые информационные потоки и новые направления для культурного и экономического обмена, однако если предметы и финансы легко перемещаются из одной точки мира в другую, то с конечным потреблением дело обстоит иначе. Другими словами, «информация и товары перемещаются и распространяются по новым каналам и достигают новых территорий, в то время как декодирование этой информации и ценность этих товаров приобретают более узкое значение и интегрируются в уже существующие местные знания и культуру» [Morgan, 1997] [7, 8].
Социальный капитал, которым обладает каждый человек и предприятие, пока некодифицированные ценности, поэтому ему труднее мигрировать и переносить из одного региона в другой. Тем не менее эти активы жизненно важны для местных инноваций, а также на уровне отдельного предприятия.
Таким образом, мы понимаем, что в текущих условиях бизнес-экосистема - это интеграция бизнес-среды с программной средой,
в которой могут разрабатываться и использоваться бизнес-приложения; особый процесс территориальных инноваций, обеспечиваемый наличием цифровой экосистемы.
Цифровые бизнес-экосистемы могут быть реализованы в регионах с очень разными социально-экономическими и инфраструктурными характеристиками. «Пространственным измерением экономических и социальных процессов немного пренебрегают в пользу видения, в котором технологии могут развивать новые модели бизнеса и социального взаимодействия, не зависящие от первоначальных пространственных измерений» [1].
В этом процессе создания и распространения местных знаний и укрепления сотрудничества решающую роль играют региональные катализаторы - местные участники, которым позволено пользоваться данными системами для облегчения и ускорения процесса внедрения бизнес-экосистемы в регионе. Региональные центры работают над созданием атмосферы взаимного доверия для продвижения подхода цифровой экосистемы на местах и конкретного использования технологической среды. Именно региональные катализаторы взаимодействуют с предприятиями и организациями, координируя их программы обучения, поддерживая их технические системы и контролируя их деятельность. Перед региональными центрами также стоит несколько основных задач:
• вовлечение местных предприятий малого и среднего бизнеса;
• поддержка технологического развития системы;
• адаптация к местным потребностям;
• развитие атмосферы доверия у клиента.
Региональный центр, т.н. катализатор, является одним из ключевых институтов, который должен обеспечить успех внедрения цифровой бизнес-экосистемы.
Определение кластеров и/или отраслей, в которых необходимо развиваться и начать создание бизнес-экосистемы, - это ключевой шаг для регионального центра. Некоторые отрасли и сектора рассматриваются как критически важные для будущего региона и поэтому могут потребовать первоочередного
внимания. Определение движущих сил и факторов влияния, которые будут способствовать принятию и распространению концепции в сообществе, будет основой для определения ядра бизнес-экосистемы.
Такие взаимодействия бизнеса в структуре экосистемы создают многогранные сетевые эффекты с возможностью виртуального взаимодействия структуры, что в совокупности формирует взаимовыгодное сотрудничество участников, а также создают своеобразный фильтр, позволяющий сохранить ценность взаимодействия каждого бизнеса внутри системы [11, 12]. Таким образом, форма бизнес-экосистемы представляет собой весь спектр взаимоотношений, складывающихся в реальной современной практике бизнеса и его партнеров. В то же время она представляет собой уникальную самоорганизующуюся систему, основанную на фундаментальных принципах, способную анализировать весь процесс взаимодействия бизнес-структур в неразрывном единстве.
Взаимодействия, в свою очередь, могут быть оформлены в виде долгосрочных партнерских соглашений, различных форм договора купли-продажи, в которых участники придерживаются основных принципов взаимовыгодных отношений при сотрудничестве.
Результаты
Чтобы успешно участвовать в бизнес-экосистеме, традиционным предприятиям часто необходимо изменить свое представление о клиенте и способ взаимодействия с ним. Они больше не ограничены предоставлением услуг в рамках исторических границ своей отрасли и могут выйти за их пределы и обслуживать клиентов на протяжении всего пути клиента и его ГО в экосистеме.
Поскольку невозможно заранее определить все необходимые функциональные модели, которые являются сложными, комплексными и постоянно меняющимися, участники бизнес-экосистем должны быть свободны в определении, публикации и использовании любых моделей, которые они считают адекватными для своего бизнеса. Благодаря подходу, основанному на моделировании, бизнес-модели могут быть преобразованы и отоб-
ражены в модели, специфичные для платформы, без вмешательства пользователя. Каждый структурный компонент децентрализован. Такой подход потенциально позволяет экосистеме быть самовосстанавливающейся и переживать технические и сетевые сбои.
Таким образом, бизнес-экосистема обеспечивает более устойчивый экономический рост и более высокую конкурентоспособность компаний в представленном регионе. Появляются новые возможности взаимодействия с пользователем и конечным потребителем, оптимизация логистических и финансовых потоков.
В результате изменяется структура управления, требующая инновационных преобразований. Таким образом, информация становится активом, который влияет на эффективность бизнеса.
Чем больше партнеров в единой сети и экосистеме, тем умнее она становится, так как машинные алгоритмы позволяют распознавать закономерности, строить модели и генерировать рекомендации. В конечном итоге использование цифровых технологий пока еще приводит к повышению производительности труда, так как время, необходимое для производственных процессов, значительно сокращается, снижаются производственные затраты и энергозатраты на изготовление продукции, а следовательно, в среднесрочной перспективе должна снижаться цена предложения.
Как было изложено выше, формирование эффективной цифровой бизнес-экосистемы неотделимо от устойчивого развития региона. Основой конкурентоспособности региона является наличие развитых бизнес-экосистем, которые способствуют движению капитала и ресурсов, направленных на создание связей между экономическими субъектами, ориентированными на технологическое развитие и коммерциализацию инноваций. Традиционно структуру цифровой бизнес-экосистемы представляют следующие субъекты: корпорации и малые предприятия торговли и телекоммуникаций, финтех-компании и др. Необходимо не забывать, что государство также является одним из
активных участников экосистем. Главной задачей государства для формирования бизнес-экосистем является создание оптимальных условий и стимулирование притока бизнес-инвестиций. Задача создания цифровой бизнес-экосистемы региона заключается в создании условий для автономного развития экономики региона или отрасли.
Одна из основных проблем формирования цифровой бизнес-экосистемы региона заключается в том, что этот процесс не может быть быстрым. При этом в процессе формирования бизнес-экосистемы мало шансов на ускоренный рост, так как это сложный, нелинейный, внутренне противоречивый процесс. Попытки искусственно ускорить процесс могут привести к катастрофе. Поэтому каждая цифровая бизнес-экосистема - это еще и уникальная организация, имеющая общие характеристики, по которым можно сравнивать параметры прогресса этих систем, которую необходимо формировать по существу.
Запуская экосистему, традиционные предприятия ожидают прироста дохода и клиентов, считая, что простых, интуитивно понятных клиенту шагов, например добавление нескольких умных функций или приложения на свой веб-сайт или подключение робота с простыми функциями, достаточно. Однако это ошибочное мнение. Клиенты могу попробовать пользоваться новыми функциями в приложении и на сайте, если это не приводит к удорожанию его итерации, но, если приложение не упростило схему взаимодействия клиента с предприятием, можно считать, что вложения в инновации компанией были сделаны впустую.
На процесс формирования бизнес-экосистемы региона влияет «множество различных факторов, характерных для конкретного региона, таких как: географическое положение, наличие и доступность природных ресурсов, структура экономики и организация деятельности бизнеса, стоимость и доступность энергии, трудовые ресурсы и т.д. Это приводит к тому, что разные регионы появляются в разных моделях экосистем» [10]. Наряду с этим цифровые экосистемы являются предметом модели-
рования, особенно если они являются нелинейными, т.к. мы имеем возможность определить единую базисную модель, отражающую основные характеристики типовой существующей эффективной экосистемы. Различные элементы модели инновационного развития бизнес-экосистемы должны быть тесно связаны между собой, что предполагает процесс постоянного обмена различными потоками (информацией, ресурсами, финансами). Каждый элемент экосистемы необходимо делить на подсистемы разного уровня, чтобы оптимизировать решения отдельных локальных задач.
В зависимости от промышленных корпораций, экосистемы представляют собой следующий уровень эволюционного развития экономики. В бизнес-экосистеме сотрудничество участников характеризуется прежде всего более тесным взаимодействием в пространстве создания стоимости, основанным на активном использовании цифровых технологий, часто в виде платформ и инновационного программного обеспечения для управления отдельными или командными функциями в рамках организации или бизнес-экосистемы.
Выводы
Бизнес-экосистема - это интеграция бизнес-среды с программной средой, в которой могут разрабатываться и использоваться бизнес-приложения; особый процесс территориальных инноваций, обеспечиваемый наличием цифровой экосистемы.
Процесс внедрения цифровых экосистем в контексте вышеизложенного можно понимать как задачу перевода процесса разработки и использования технологической среды в различные местные условия и максимизации его потенциала в плане экономического развития, улучшения социального капитала, распространения инноваций. Кроме того, внедрение бизнес-экосистемы - это создание сети, предполагающей активизацию многостороннего сотрудничества и вовлечение различных заинтересованных сторон.
Главным результатом функционирования бизнес-экосистемы региона должно стать установление сложных экономических взаимосвязей между различными
элементами системы - традиционными предприятиями региона. Эти отношения должны основываться на таких важных элементах, как инновационное предпринимательство, источники финансирования и обмен информацией. Для преодоления цифрового разрыва предприятиям необходимо следовать лучшим практикам крупных корпораций в Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Censis (2006) Territorial Social Capital and Drivers SMEs. WP27, Del 27.1 Internai report available on http://www. digital-ecosystem.org.Accessed 10.08.2006.
2. Днепров М.Ю., Михайлюк О.В. Цифровая экономика как новая экономическая категория // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - С. 12791294. - DOI: 10.18334/vinec.9.4.41249.
3. Куимов В.В. и др. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов: моногр. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 225 с.
4. Михайлюк М.В. Трансформация экосистемы логистики интернет-торговли в условиях эволюционного преобразования онлайн-ритейла // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2021. - № 2. - С. 7378.
5. Михайлюк М.В. Цифровая трансформация рынка: маркетинговые потенциал и институционально-рыночные особенности развития онлайн-продаж // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№ 11 (124). - С. 725-728. - DOI: 10.34925/EIP.2020.124.11.141.
6. Михайлюк М.В. Экономика России на пороге третьего десятилетия: кризис институтов развития и перестройка производственно-распределительных цепочек в условиях структурно-отраслевой модернизации // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 12 (125). - С. 3133. - DOI: 10.34925/EIP.2021.125.12.003.
7. Morgan K. The learning Region: institutions, innovation and regional renewal, Regional Studies. 1997.
8. Morgan K. The Exaggerated Death of Geography: Localised Learning, Innova-
tion and Uneven Development, paper presented at The Future of Innovation Studies Conference, Eindhoven university of Technology, 20-23 September 2001.
9. Nachira F., Dini P., Nicolai A., Louarn M., Leon L.R. Digital Business Ecosystems, 2007.
10. Селиверстов Ю.И., Люлючен-ко М.В. Модель формирования инновационной экосистемы региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2019. - № 10-1. - С. 101-106. - DOI: 10.17513/vaael.751.
11. Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю., Щербаков В.В. Экосистемы как инструмент обеспечения инновационного развития регионов // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием : материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции, Тюмень, 29 ноября 2019 года / Отв. ред. В.В. Пленкина. - Тюмень: Тюменский индустриальный ун-т, 2020. - С. 182-185.
12. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Смарт-контракт как инструмент менеджмента в клиентоориентирован-ных моделях бизнеса // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: материалы Национальной c междунар. участием науч.-практич. конф., Тюмень, 27 ноября 2020 года. - Тюмень: Тюменский индустриальный ун-т, 2020. - С. 168-171.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Censis (2006) Territorial Social Capital and Drivers SMEs. WP27, Del 27.1 Internal report available on http://www. digital-ecosystem.org.Accessed 10.08.2006.
2. Dnieprov M.Yu, Mikhailuk O.V. Digital economy as a new economic category // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. -2019. - № 4. - Р. 1279-1294. - DOI: 10.18334/vinec.9.4.41249.
3. Kuimov V.V. et al. Cooperative-network interactions as a resource of self-organization and achievement of qualitative results: monogr. - M.: INFRA-M, 2019. - 225 c.
4. Mikhaylyuk M.V. Transformation of the ecosystem of online commerce logistics in the evolutionary transformation of online retail // Competitiveness in the global world:
economy, science, technology. - 2021. -№ 2. - P. 73-78.
5. Mikhaylyuk M.V. Digital transformation of the market: marketing potential and institutional and market features of the development of online sales // Economics and Entre-preneurship. - 2020. - № 11 (124). - P. 725728. - DOI: 10.34925/EIP.2020.124.11.141.
6. Mikhailuk M.V. Economy of Russia on the threshold of the third decade: crisis of development institutions and restructuring of production and distribution chains in conditions of structural-industrial modernization // Economics and Entrepreneurship. - 2020. -№ 12 (125). - P. 31-33. - DOI: 10.34925/EIP.2021.125.12.003.
7. Morgan K. The learning Region: institutions, innovation and regional renewal, Regional Studies. 1997.
8. Morgan K. The Exaggerated Death of Geography: Localised Learning, Innovation and Uneven Development, paper presented at The Future of Innovation Studies Conference, Eindhoven university of Technology, 20-23 September 2001.
9. Nachira F., Dini P., Nicolai A., Louarn M., Leon L.R. Digital Business Ecosystems, 2007.
10. Seliverstov Y.I., Lyulyuchen-ko M.V. Model of formation of an innovative ecosystem of the region // Vestnik of the Altai Academy of Economics and Law. - 2019. -№ 10-1. - P. 101-106.
11. Silkina G.Y., Shevchenko S.Y., Shcherbakov V.V. Ecosystems as a tool to ensure innovation development of regions // Innovations in regional and sectoral development management : Materials of the National c international participation scientific and practical conference, Tyumen, 29 November 2019 / Editor-in-Chief V.V. Plenkin. - Tyumen: Tyumen Industrial University, 2020. - P. 182-185.
12. Shcherbakov V.V., Silkina G.Y., Shevchenko S.Y. Smart-contract as a management tool in client-oriented business models // Innovations in the management of regional and sectoral development : materials of the National c international participation scientific-practical conference, Tyumen, November 27, 2020. - Tyumen: Tyumen Industrial University, 2020. - P. 168-171.