УДК 7.06
цифровой проект в пространстве галереи:
репетируя сборку1
от составителя
Галина Анатольевна Орлова
кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия), доцент Департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва), руководитель Обнинского цифрового проекта e-mail: [email protected]
Аннотация. Тематический блок объединяет три высказывания о выставке-исследовании от лица куратора, дизайнера звука и исследователя, участвующего в монтаже. В ходе выставки «Критическая сборка: люди и атомы» (Галерея «У», апрель 2015, Минск) экспонировались эмпирические данные Обнинского цифрового проекта и изобретались экспериментальные техники работы с ними. Исследователи, изучающие первое поколение «ядерных НТРовцев» и проектирующие специализированную интернет-платформу для хранения, анализа и визуализации материалов по истории большой советской науки и техники, на время превратили пространство галереи в полигон для сборки тематизированных множеств, выявления пределов аналитического насыщения разных медиа и пронзительной в своей со-бытийности ручной аналитики.
^К^ючевые слова: исследовательская выставка, курирование данных, сборка, Обнинский проект.
1 Тематический блок подготовлен в рамках проекта «Знание на экране: визуальный перевод в социогуманитарных проектах», реализуемых в ШАГИ РАНХиГС в 2016 году под руководством Г. Орловой.
Сегодня неортодоксальный исследователь, чувствительный к играм репрезентации и расширению возможностей для эпистемических экспериментов с нею, органично превращается в куратора выставки. Философ Жан-Франсуа Лиотар и директор Центра технического творчества Тьер-ри Шапут в 1985 году в Центре Помпиду курировали знаменитое «Les Immatériaux»1, проблематизируя «невозможность оформить отношения с миром традиционными способами» и экспонируя «преобразование материальных качеств объекта в нематериальные» [Смолянская: 128]. Социолог Бруно Латур, историк науки Питер Гэлисон, художник / теоретик искусства Питер Вейбл, куратор Ханс Уильрих Обрист и их коллеги в 2002 году в Центре искусства и медиатехно-логий Карлсруэ курировали выставку «Icono-clash: Beyond the Image Wars in Science, Religion and Art»2, посвященную страстям по визуальным образам. Сам Латур определял ее интеллектуальную и коммуникативную форму как «археологию ненависти и фанатизма». Концепт iconoclash (столкновение с образом) был введен в обиход там же и тогда же в качестве альтернативы старому недоброму icono-clasm (иконоборчеству), слишком жесткому и узкому для того, чтобы описывать сложные
отношения, возникающие в процессе производства и разрушения образов [Latour: 22]. Визуальный исследователь Джеймс Эл-кинс в 2005 году в Галерее Льюиса Глюксма-на в Университетском колледже Корка организовал выставку «Visual Practices Across the University». Выставка была приурочена к конференции о визуальной грамотности. Тогда Элкинс обратился к сотрудникам всех факультетов этого университета с предложением выставить и прокомментировать визуальные образы, с которыми они сталкиваются по роду своей научной или педагогической деятельности, и тем самым принять участие в осмыслении особенностей специализированного видения, конструируемого в разных областях знания [Elkins]. Такие выставки заметно расширяли спектр исследовательской деятельности гуманитария, ведь они были ориентированы не столько на экспонирование конкретного результата научной работы, сколько на поиск средств и возможностей для производства нового знания в интермедиальных средах, бодряще непривычных для интеллектуалов-книжников.
Мы с коллегами тоже искали новые возможности и инструменты. Выставка-исследование «Критическая сборка: люди и атомы» (кураторы Галина Орлова и Наталья
1 Ссылка на страницу выставки на сайте Центра Помпиду: https://www.centrepompidou.fr/cpv/resource/cRyd8q/ г6гМ4)'х.
2 Ссылка на страницу выставки на сайте 7КМ: http://zkm.de/en/event/2002/05/iconoclash.
Ненарокомова) работала в апреле 2015 года в минской Галерее «У» в рамках фестиваля «Artes Liberales»1, ежегодно проводимого Альмирой Усмановой с группой кураторов при поддержке Европейского гуманитарного университета. В течение двух недель в двух залах экспонировались эмпирические данные самого настоящего исследования и экспериментальные техники работы с ними.
Данные были получены в рамках коллективного проекта, с 2012 года реализуемого в Обнинске, городе дюжины институтов ядерного профиля. Проектом руководил Андрей Зорин2. Изучали антропологический профиль первых поколений ядерных НТРов-цев и условия возможности технологического прорыва, совершенного этими людьми в условиях позднего социализма. Поскольку архивы Средмаша - советского атомного ведомства - и по сей день в значительной степени закрыты для исследователей, мы записывали биографические интервью со свидетелями и активными участниками событий полувековой давности - реакторщи-ками, нейтронщиками, материаловедами,
ядерными метеорологами, радиохимиками, радиомедиками и спецстроителями. В итоге получилось порядка трехсот интервью и пятисот часов аудиозаписи. Теперь пишем коллективную монографию и готовим к открытию электронный архив проекта. Собранные нами данные, снабженные метками и комментариями, будут размещены на специализированной интернет-платформе3, позволяющей не только хранить, но также размечать и по-разному экспонировать материалы, имеющиеся в нашем распоряжении [Орлова].
Выход за пределы стабильного / линейного текста и мультимедийное расширение исследовательской работы довольно быстро были опознаны в качестве одной из самых многообещающих возможностей цифровой научной работы гуманитария [Dick], [Brown]. Основания для эпистемологического оптимизма были. После того, как диктофон вошел в повседневный обиход полевого исследователя, социологи и антропологи заново открыли для себя аналитическую ценность текста [Langellier]. Весьма вероятно, что элек-
1 Ссылка на страницу проекта Artes Liberales - 2015: http://artes-liberales.by/ru/2015-edition.
2 Проекты «Научно-техническая интеллигенция в историко-культурной перспективе: формирование среды, мировоззрения и трудовой этики» (РАНХиГС, 2012), «Идеология и практика технологического прорыва: люди и институты» (РАНХиГС, 2013).
3 Пока платформа находится в разработке, веб-мастер Ольга Шиф предложила нам соорудить на ее месте декоративную заглушку, которая бы создавала атмосферу и несла рамочную информацию о проекте. Летом 2014 года эта заглушка была размещена на сайте obninsk-project.net. Веб-дизайн - О. Шиф. Дизайн звука - А. Возьянов.
тронный архив, позволяющий переходить от расшифровки к записи, от письма к голосу или видео, использование возможностей поиска по безразмерному корпусу данных и реализация потенциала гипертекста - это следующий шаг в медиализации аналитической работы и ее интенсификации. Мы готовились этот шаг сделать - готовились к экспонированию своих данных и метаданных в цифровых средах. Курированием этот процесс - не без влияния кураторского поворота в современном искусстве, выставочном деле и культуре в целом [O'Neill] - стали называть относительно недавно, в конце 2000-х годов. Кураторами мы осознали себя не без влияния харизматичного Манифеста цифровой гуманитаристики 2.0. И даже стали у себя в проекте называть тех, кто тратит десятки человеко-часов на то, чтобы переслушать исследовательские интервью, соотнести с ними расшифровку и сделать сам транскрипт более визуально дружелюбным, кураторами авто-ризации1. Авторы Манифеста - Тодд Пре-снер и Питер Ланенфельд из Университета Калифорнии вместе с Джеффри Шнэппом из Гарварда - решительно приравняли исследователя будущего, работающего в цифровых
мирах, где данные стремительно умножаются, статус теории изменяется, а ценность рефлексивного показа знания на экране возрастает, к куратору [Presner].
Но только выходит, что в отличие от Лио-тара, Латура и Элкинса мы, делая выставку-исследование, двигались от курирования данных в цифровых средах к курированию объектов и событий в более традиционном выставочном пространстве. В отличие от «Les Immatériaux» мы работали не с демате-риализаицей объекта, а с материализацией устройства виртуальной коллекции и ее аналитического дизайна. В отличие от латуров-ского «Iconoclash» мы не придумывали слова для того, чтобы их курировать. Зато находили неожиданное сближение между пониманием критической сборки в ядерной физике и использованием концепта «сборка» (assemblage) в постструктуралистской социальной науке. А затем инструментализировали его. Думая о «сборках» - аннотированных тематических коллекциях фрагментов интервью, воспоминаний, газетных публикаций, фото и видеоматериалов, снабженных гиперссылками, - как о верхнем этаже сайта Обнинского проекта, мы создавали - за предела-
1 На Третьем цифровом коллоквиуме «Знание на экране: новые режимы видимости в социогуманитаристике», который мы проводили в декабре 2016 года на базе РАНХиГС (Москва), Александра Касаткина в своем докладе «Разговор на экране: трансформация политик транскрибирования в Обнинском цифровом проекте» говорила об этом сдвиге.
ми цифровых сред - ручной прототип этого решения. Наконец, в отличие от Элкинса, который позвал весь университетский мир
- от технологов и астрономов до филологов и психотерапевтов - показать и прокомментировать свои образы, мы пригласили посетителей выставки экспериментировать с размещением корпуса обнинских данных
- изменяя место их локализации, создавать новые образы и производить новые знания.
Наша тематическая подборка написана от лица тех, кто делал выставку. Это высказывания куратора (Галина Орлова), архитектора саундскейпа (Андрей Возьянов) и исследователя-монтажницы (Александра Касаткина). Они - о том, что выставка как форма исследовательской работы не только интермедийна, но и трансдисциплинарна, поскольку предполагает выход не только за пределы текста, но и за пределы устоявшихся традиций производства знания внутри академии. Галерея «У», куда мы в итоге вышли, стала для нас своего рода лабораторией, сгущенная материальность которой позволила сделать то, что было так сложно осуществить в пространстве бесплотной виртуальной реконструкции - отрепетировать сборку.
Литература
Орлова, Г.А. Собирая проект // ШАГИ / STEPS. 2016. № 1. С. 54-166.
Смолянская, Н. Возвышенное в интерпретациях искусства постмодерна: концепция
Ж.-Ф. Лиотара для выставки «Нематериальное» // Философский журнал. 2009. № 1. С.127-140.
Brown, D. (2002). Going digital and staying qualitative: some alternative strategies for digitizing the qualitative research process. Forum: Qualitative Social Research, 3 (2). Available from: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0202122 (date of access 26.12.16).
Dicks, B., Mason, B., Coffey, A., & Atkinson, P. (2005). Qualitative research and hypermedia. London: Sage Publications Limited.
Elkins, J. (Ed.). (2007). Visual practices across the university. Munich: Wilhelm Fink Verlag.
Langellier, K. (2001). Personal narrative. In M. Jolly (Ed.), Encyclopedia of life writing: autobiographical and biographical forms. London: Fitzroy Dearborn, Vol. 2, 699-701.
Latour, B. (2002). What is Iconoclash? Or is there a world beyond image wars? In B. Latour & P. Weibel (Eds.), Iconoclash. Cambridge, MA: MIT Press, 14-37.
Manovich, L. (2013). Museum without walls, art history without names: visualization methods for Humanities and Media Studies. Available from: http://manovich.net/index.php/projects/ museum-without-walls-art-history-without-names-visualization-methods-for-humanities-and-media-studies (date of access 26.12.16).
O'Neill, P. (2007). The curatorial turn: from practice to discourse. Bristol: Intellect.
Presner, T., Schnapp, J., & Lunenfeld, P. (2009). The digital humanities manifesto. Available from:
http://www. humanitiesblast. com/manifesto/ Manifesto_V2. pdf (date of access 26.12.16).
References:
Brown, D. (2002). Going digital and staying qualitative: some alternative strategies for digitizing the qualitative research process. Forum: Qualitative Social Research, 3 (2). Available from: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0202122 (date of access 26.12.16).
Dicks, B., Mason, B., Coffey, A., & Atkinson, P. (2005). Qualitative research and hypermedia. London: Sage Publications Limited.
Elkins, J. (Ed.). (2007). Visual practices across the university. Munich: Wilhelm Fink Verlag.
Langellier, K. (2001). Personal narrative. In M. Jolly (Ed.), Encyclopedia of life writing: autobiographical and biographical forms. London: Fitzroy Dearborn, Vol. 2, 699-701.
Latour, B. (2002). What is Iconoclash? Or is there a world beyond image wars? In B. Latour & P. Weibel (Eds.), Iconoclash. Cambridge, MA: MIT Press, 14-37.
Manovich, L. (2013). Museum without walls, art history without names: visualization methods for Humanities and Media Studies. Available from: http://manovich.net/index.php/projects/ museum-without-walls-art-history-without-names-visualization-methods-for-humanities-and-media-studies (date of access 26.12.16).
O'Neill, P. (2007). The curatorial turn: from practice to discourse. Bristol: Intellect.
Orlova, G. (2006). Sobiraya proyekt [Making up a project]. Steps, 1, 154-166.
Presner, T., Schnapp, J., & Lunenfeld, P. (2009). The digital humanities manifesto. Available from: http://www. humanitiesblast. com/manifesto/ Manifesto_V2. pdf (date of access 26.12.16).
Smolyanskaya, N. (2009). Vozvyishennoe v interpretatsiyakh iskusstva postmoderna: kontseptsiya Zh.-F.Liotara dlya vyistavki «Ne-materialnoe » [Sublime in the interpretations of postmodern art: the conception of J.-F. Liotar for exhibition "Les Immatériaux"]. Filosofskiy zhur-nal, 1, 127-140.
DIGITAL PROJECT IN THE GALLERY: COACHING THE ASSEMBLAGE
Galina A. Orlova, PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Associate Professor the European Humanities University (Lithuania), Head of Obninsk digital project; e-mail: [email protected]
Abstract. The following section of papers is a set of three discourses, which belong to the curator, the sound designer, and the researcher, all taking part in the research exhibition assemblage. The exhibition «Critical assembly: people and atoms» («Y» Gallery, April 2015, Minsk) was conceived to be a demonstration of both empirical data of the Obninsk digital project and experimental ways of work with them. Researchers, who dealt with the first generation of 'nuclear science revolutionaries', were to create a special Internet platform for saving data, to analyze and visualize the materials concerning the history of big Soviet science projects. All this pushed them to transform the gallery space into a space for assemblage, revealing the limits of analytic saturation of different media, and the vernacular co-being of manual analytics.
Key words: research exhibition, data curation, Obninsk digital project, assemblage.