Научная статья на тему 'Исследовательская выставка между шумом и немотой: озвучивая гуманитарное знание о точной науке'

Исследовательская выставка между шумом и немотой: озвучивая гуманитарное знание о точной науке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ВЫСТАВКА / ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБНИНСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ / СБОРКА / RESEARCH EXHIBITION / SOUNDSCAPE / OBNINSK DIGITAL PROJECT / ASSEMBLAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Возьянов Андрей Григорьевич

Несмотря на новые технические возможности и аналитические вызовы, качественные исследования эпохи новых медиа остаются текстоцентричными. Задача данного эссе осмысление попытки аудиально обогатить экспонирование исследовательских данных в ходе выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Основное внимание уделяется, во-первых, обнажению приемов качественной методологии, тяготеющей к переработке медиально неоднородных первичных данных в текст, а во-вторых, содержательному вкладу, который аудиальные решения позволяют внести в обработку и интерпретацию данных. Звуковой дизайн выставки включал три самостоятельных аудиальных решения: саундскейп НИИ, создающий атмосферу и связывающий между собой объекты экспонирования в основном зале; коллаж из фрагментов рабочих семинаров проекта и полевых бесед, дающий аудиальный срез рутины исследования, обычно скрытой от публики; саундтрек к любительским киноматериалам, снятым физиками в конце 1950-х начале 1970-х годов. В ходе создания аудио и монтажа выставки технические вопросы не просто преобладали над эстетическими и концептуальными, но и заметно влияли на решения по организации звукового пространства. Для социального исследователя, имеющего опыт записи и редактирования аудио, озвучивание научных данных заключало в себе и техническую борьбу с шумом, и аналитическое упражнение по переводу, и эстетический ребус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essay aims at analysis of an attempt to sonically enrich the process of research data demonstration at the exhibition, «Critical assembly: people and atoms». The focus is, first, on the unmasking of qualitative methodology techniques which gravitate to the processing of medially heterogeneous primary data into text, and secondly, towards a heuristic contribution to the processing and interpretation of data via audial solutions. Sound accompaniment for the exhibition consisted of three separate parts: the soundscape of the research institute, creating the atmosphere and connecting the exhibits in the main hall; a collage from excerpts of the project`s working seminars and field recordings, revealing the researchers’ routine, usually unheard by the public; the soundtrack to the compilation of amateur films was shot by physicists in the late 1950s early 1970s. During the preparation and installation of the exhibition, technical issues predominated over aesthetic and conceptual ones; moreover, they informed the organizational decisions on sound space. For a social scientist with some experience in the recording and editing of audio, to give sound to the scientific data meant a technical struggle with noise, an analytical exercise in translation, and an aesthetic puzzle.

Текст научной работы на тему «Исследовательская выставка между шумом и немотой: озвучивая гуманитарное знание о точной науке»

УДК 7.06

исследовательская выставка между шумом и немотой: озвучивая гуманитарное знание о точной науке

Андрей Григорьевич Возьянов

PhD-студент Института исследований Восточной и Юго-Восточной Европы Университета Регенсбург, (Регенсбург, Германия) e-mail: avozyanov@gmail.com

Аннотация. Несмотря на новые технические возможности и аналитические вызовы, качественные исследования эпохи новых медиа остаются текстоцентричными. Задача данного эссе - осмысление попытки ауди-ально обогатить экспонирование исследовательских данных в ходе выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Основное внимание уделяется, во-первых, обнажению приемов качественной методологии, тяготеющей к переработке медиально неоднородных первичных данных в текст, а во-вторых, - содержательному вкладу, который аудиальные решения позволяют внести в обработку и интерпретацию данных.

Звуковой дизайн выставки включал три самостоятельных аудиальных решения: саундскейп НИИ, создающий атмосферу и связывающий между собой объекты экспонирования в основном зале; коллаж из фрагментов рабочих семинаров проекта и полевых бесед, дающий аудиальный срез рутины исследования, обычно скрытой от публики; саундтрек к любительским киноматериалам, снятым физиками в конце 1950-х - начале 1970-х годов.

В ходе создания аудио и монтажа выставки технические вопросы не просто преобладали над эстетическими и концептуальными, но и заметно влияли на решения по организации звукового пространства. Для социального исследователя, имеющего опыт записи и редактирования аудио, озвучивание научных данных заключало в себе и техническую борьбу с шумом, и аналитическое упражнение по переводу, и эстетический ребус.

лючевые слова: исследовательская выставка, звуковое пространство, Обнинский цифровой проект, сборка.

Андрей Возьянов во время монтажа выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Минск. 2015. Фото Н. Ненарокомовой.

О

тправные точки: вместо предыстории

Обнинский проект: Обнинский проект -один из немногих мне известных, что пробле-

матизируют текстоцентричность качественных исследований эпохи новых медиа. Несмотря на новые возможности по сбору, обработке и представлению данных, академическое письмо в формате статьи остается преобла-

дающим продуктом исследования. Коллектив Обнинского проекта стремится критически отрефлексировать и преодолеть (моно)медий-ность и эгоцентричность такой исследовательской работы путем разработки веб-ресурса, позволяющего представлять материалы исследования.

Мой опыт работы со звуком:

Его можно разделить на художественно-музыкальный (авторство и продюсирование треков в составе группы; запись ди-джей мик-сов) и редакционно-документальный (запись звуков в различных пространствах; монтаж саундскейпов и уменьшение уровня шума на аудиозаписях интервью; сведение собственных и чужих звуковых дорожек в финальный трек). так или иначе, это опыты скорее мономедиальные, случившиеся в пространстве привычных интерфейсов записи и редактирования звука. Еще до участия в выставке «Критическая сборка: люди и атомы» я решал две задачи для Обнинского проекта - записывал звуковой банер для заглушки сайта1 и монтировал подкаст по следам цифрового коллоквиума «Усложнение гуманитария».

Исследовательская выставка:

Формат исследовательской выставки, хотя и набирает популярность, кажется, пока мало описан. Так, Ниддерер с коллегами, отмечая непроработанность темы, советуют искать

в исследовательском проекте и пространстве выставки доступные гомологичные модели интерпретации [Niedderer, Biggs, Ferris]. Авторы текстов о трансмедиальном сторителлинге работают с полем коммерческого и развлекательного, огибая регистры научности и документальности. Алек Робертсон, переходя к более детализированным размышлениям о межмедиальном переходе в системе координат «данные - выставка», все еще действует в рамках визуального / графического [Robertson].

Перспективы аналитики звука:

Аналитическая роль звука в выставке, по моим представлениям, предполагает два уровня решения задач. На методологическом уровне происходит обнажение приемов качественного исследования, ориентированного на перевод в письменный текст всех эмпирических материалов вне зависимости от их исходной формы. На уровне содержания, как оказалось, пока недостижимо-идеальном, необходимо рассказать о самой теме исследования через звук что-то такое, чего пока еще не рассказано письменным словом. Промежуточным вариантом решения этой задачи мне представляется аудио-обогащение события, контента, анализа.

Ниже я попытаюсь прокомментировать аудио-обогащение процесса экспонирования исследовательских данных - местами эстет-

1 Ссылка на заглушку сайта Обнинского цифрового проекта. Веб-дизайн - О. Шифр. Дизайн звука - А. Возьянов. 2014 г.: http://obninsk-project.net.

ского, местами неосознанно эстетизирован-ного, но все же откликающегося на повестку выставки-исследования.

Материальность экспонируемого знания: соприкосновение с техникой и временем

После начала монтажа выставки я испытал новое для себя ощущение неотвратимости дедлайна. В отличие от текста отчета, несвоевременная отсылка которого не влечет непосредственных физических последствий, по контрасту с докладом, который можно набросать схематично и перемещаться по хорошо освоенному материалу при презентации, неготовность выставочного пространства была пугающе осязаема.

Технические вопросы к дизайну звука в процессе коллективной подготовки выставки явно - и тоже непривычно - преобладали. Велась обстоятельная переписка про длину кабелей, требуемые разъемы, подзарядку плееров и т.д. Сейчас мне в этом слышится перекличка с историей музыки в подходе SCOT (social construction of technology). Развитие музыкальных стилей записи и исполнения здесь ставится во взаимосвязь с материальными условиями (стоимостью, размером и весом синтезаторов, например). Решения по организации звукового пространства «Критической

сборки» так же принимались под влиянием -и в виду - данных технических возможностей и выборов: доступного количества колонок, схемы размещения розеток, способности плееров воспроизводить аудиофайлы в высококачественном формате ^ау.

Люди с разными медийными бэкграундами по-разному расставляли акценты в организации звукового пространства выставки. Так, мне было практически безразлично, как будут выглядеть визуальные следы звука: динамики, плееры, провода и т.д. Но этот вопрос беспокоил Галину Орлову, озабоченную визуальным планом: белые коробочки, в которые предлагалось прятать плееры, были неприемлемы, не говоря о креплении плееров прямо на стену.

Саундскейп НИИ -в поисках громкости данных

Одним из основных элементом звукового дизайна выставки был сайндскейп научно-исследовательского института1. По технике исполнения и принципу работы он был похож на баннер для сайта. Я попытался собрать ритмический рисунок из звуков того пространства, в котором работали герои и героини проекта. Нащупывать нечеткую грань между эстетическими и аналитическими критериями, а также совместить их было довольно непросто.

Ситуация осложнялась тем, что мне при-

1 Фрагмент саундскейпа НИИ для выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Архитектор саундскейпа А. Воз-ьянов. 2015. Слушать по ходу чтения.

шлось вербализовывать и понятным образом сообщать свои суждения об эстетике звука людям, не вовлеченным в его производство. Где-то мое стремление к точности реконструкции встречалось с опасениями по поводу возможных эффектов избранных решений: «С лампами бы поаккуратнее. У меня, например, из-за проблем с вентилятором ноутбук издает звук, который родной брат этих самых ламп. Дак ведь на стену от этого временами лезть хочется» - писала 26.03.15 Галина Орлова. Переговоры касались не только наполнения, но и общей интенсивности звука на выставочной площадке. Меня предостерегали от «сенсорного перегруза» громким звуком, усугубляющим и без того нелегкий труд вдумчивого чтения, предаться которому организаторы выставки предлагали посетителям.

Финальная и самая сложная часть работы

- монтаж дорожек с голосами информантов и исследователей - потребовала пространственного воображения. Вместо обычных для диджея двух каналов мы работали с четырьмя

- по количеству основных тематических блоков и стен в главном зале выставочной галереи. Полифония хорошо обыгрывала разрыв между линейным текстом и устной коммуникацией, в которой реплики перебиваются, накладываются, следуют параллельно. Одним из технических решений было сведение звуковых дорожек таким образом, чтобы один саунд-скейп шел в левую, а другой - в правую колонку. Один плеер таким образом обслуживал два

саундскейпа. Это решение мне и сейчас кажется остроумным. Со-настройка громкости была непривычным для меня опытом, который тянет интерпретировать в рамках поляризации «искусство - наука». В какие-то моменты мне хотелось растворить речь в амбиентном гудении институтских ламп. Но перекличка расклеенных по стенам цитат с голосами в записи должна была быть прозрачной и разборчивой. Выходит, мы расставляли исследовательские акценты через децибелы. А эпистемологическая композиция проекта вступала в диалог с музыкальной композицией трека.

Основной зал выставки зазвучал не сразу, а по частям. Сперва мы поставили на проигрывание ритмичную, инструментальную часть саундтрека - из звуков ламп и выключателей. Эффект присутствия репрезентируемого места (НИИ) в пространстве выставочного зала был частично достигнут. Он усиливался от многократного прослушивания, и мы несколько раз уменьшали громкость звука еще до включения дорожек с речью. Когда зазвучали «аналитические» дорожки с голосами информантов, в зал уже заходили первые посетители. Мы двигали колонки туда-сюда, пытаясь найти баланс между транслируемыми голосами; одновременно двигались и разговаривали посетители, невольно взаимодействуя с выставляемым контентом. В момент монтажа это пугало и раздражало; теперь, на расстоянии, это кажется мне любопытным элементом интерактивности. Живые голоса слушающих

смешивались с записанными голосами говорящих, но едва ли аудитория полностью разделяла первые и вторые. Этот эффект возникал на пересечении недочетов нашего тайм-менеджмента с осознанной установкой на включение аудитории.

Внутри звука

Следующим пространством выставки, требующим озвучки, стала «исследовательская кухня». там размещался чайник, из которого торчали наушники. В наушниках звучал коллаж из записей рабочих семинаров проекта и фрагментов полевых записей1.

Ранее, пытаясь представить коллоквиум в непривычном для исследователя формате - через нарезку фрагментов аудиозаписей докладов вместо обзорного текста - мы столкнулись с новыми операциями анализа и ранее не замечаемыми следами научного мероприятия. На поверхность вышли медийные отличия звуковой цитаты от цитаты текстовой. В частности, при работе со звуком у нас нет инструмента квадратных скобок, поэтому, в частности, невозможно пояснить местоимение (типа «он», «она») именем собственным. Отсутствует и такой инструмент, принятый у расшифровщиков интервью, как указание на говорящего (обозначения «В:», «О:», «Инф.», «Инт.» и т.д.). Потому особенно сложно было

в звуковых фрагментах воссоздать ситуацию беседы.

В процессе отбора цитат я поймал себя на том, что пытаюсь снять противоречивость и многоголосие дискуссии. Почти автоматически идет поиск цельных мыслей, выраженных одним говорящим. Неясно также, затирать ли «цокание», слова-паразиты, упоминание аф-филиации посреди сфокусированного разговора о материале полевой работы. Если в работе с печатным текстом есть сложившаяся практика принятия подобных решений, то здесь ее приходилось вырабатывать.

Из-за того, что звук традиционно мыслится только в качестве исходника-«полуфабриката» для качественного проекта, наши практики обращения с аудио по инерции несли на себе отпечаток работы с транскриптами. Мы пытались преодолеть эту инерционность, включая «проблемные участки» аудиозаписи речи - с ветром, шумами дороги, проглоченными окончаниями. тем самым показывая через не-отфильтрованные зашумления и искажения, что транскрибирующие голос часто делают тот выбор, которого не остается у читающих.

Отдельные вопросы были связаны с авторским правом. В социальных науках мы довольно требовательно относимся к атрибуции авторства текстовых цитат, закавычивая даже фрагменты в два-три слова. К аудиоцитатам

1 Фрагмент саундскейпа исследовательской кухни для выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Архитектор саундскейпа А. Возьянов. 2015. Слушать по ходу чтения.

той же продолжительности мы поначалу отнеслись некритично. Это контрастировало с практикой не только в отношении текстов, но и в отношении снимков. Необходимость писать владельцам фото с просьбой о разрешении их использовать для выставки была осознана в самом начале работы. «Не знаю, насколько этично использовать такие штуки для коллажей, тем более что нет разрешения на использование голоса. Но ведь в коллаже не будет авторства голосов» - писала Саша Касаткина. При этом, хотя ни снимки, ни звуки не выдавали имен, личность раскрывалась косвенным образом.

Как и в случае с саундскейпом НИИ, четкое техническое задание на разработку звукового дизайна исследовательской кухни отозвалось широкими методологическими вопросами: о медиа-конфигурации современной субъект-ности; о том, как складывается идентификация; об историчности нашей заботы про анонимность и защищенность.

Сны физиков. Звуковая дорожка

Третья часть звукового дизайна выставки была самой непривычной для меня. В затемненной комнате показывалась нарезка из любительских кинозаписей. Аудио-оформление выросло из ее абсолютной немоты1. Кому-то из участниц проекта тишина показалась дискомфортной, и стали поступать предложения

о том, как разнообразить аудиодорожку. Вначале они не нашли поддержки у Галины Орловой: «Нет-нет, пожалуйста!!!!!!!! Никаких лишних звуков. Только треск проектора». Звук проектора подбирался тщательно. Артур Топ-чян, монтировавший оцифрованные киноматериалы, уточнил, что, «судя по всему, пленка Усачева 8 мм или 16 мм, соответственно, проектор должен быть какой-то небольшой, домашний». Через Фейсбук в Петербурге я нашел обладателя кинопроектора и съездил записать звук на диктофон. В тот момент брать сэмпл из доступных онлайн библиотек тр3-звуков мне показалось непрофессиональным.

К началу - и во время - монтажа выставки скорость наполнения аудиодорожки новыми звуками росла по экспоненте. Выезжая на монтаж из Петербурга, я писал: «Если вдруг нам в Минске попадется старый радиоприемник -дайте, пожалуйста, знать. Я запишу звук прокручиваемой волны». После этого обсуждение саундтрека велось только устно. И мне уже не удастся точно вспомнить, как принималось решение. Но за два дня до монтажа мы дописали голос за кадром. Я откопал ксилофонные записи к трекам своей группы, а мой напарник прислал мне записанные им по моей просьбе звуки губной гармошки. Полтора часа очень гетерогенного видео обрели некую звуковую вариативность, хотя и остались крайне мини-

1 Фрагмент саундтрека к любительским киноматериалам для выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Архитектор звука А. Возьянов. 2015. Слушать по ходу чтения.

малистичными. Странным образом и сейчас я могу прослушать весь этот пустынный аудио-массив без видео и без чувства скуки. Возможно, в стрессе и спешке именно эстетическая интуиция меньше всего потеряла в качестве. технического отступления от изначальной задумки избежать не удалось и здесь. Когда счет времени до открытия выставки пошел на часы, значение приобрел объем закачиваемых в Интернет файлов. «Артур, заливаю аудиодорожку

на Яндекс, она все-таки будет в mp3, ибо мау весил бы около 1,5 ГБ. Эта весит 208 мб» - писал я в ночь перед открытием, 07.04.15.

Отсутствие фиксации.

«Так трещат наши данные»

Еще в момент подкладывания звука под видео возник неутешительный вывод - на пути к эвристичной трансмедиальной артикуляции стоит приобретение элементар-

«Так трещат наши данные». Демонтаж выставки «Критическая сборка: люди и атомы». Сотрудники Галереи «У» Михаил Мишук и Екатерина Коляда разбирают «Поверхность данных». Наблюдает Бен Коуп. Минск. 2015. Фото Ю. Градович.

ных навыков. Пока же инфраструктурой исследования - незамечаемой, работающей (хотя порою ломающейся) - остается только текст. Звук требовал к себе пристального внимания, но не всегда позволял добраться до содержания. А иногда он попросту вытеснялся. «Чтобы не проседала документация» выставки, была создана... экспликация к звуковому оформлению - написана, сверстана, распечатана и наклеена на стену галереи. Когда несколькими днями позже, из другой страны, я увидел в ветке внутреннего форума проекта ссылку со словами «так трещат наши данные», то сразу перешел по ней с мыслью, что наконец услышу звук выставки «со стороны». Однако на видео был запечатлен лишь процесс демонтажа выставки. Отрываемые от кубов наклейки и металлические держатели издавали пронзительный скрежет и скрип.

К сожалению, у нас не осталось ни одной видеозаписи с выставки в процессе ее работы, как нет ни одной аудиозаписи, где бы на саундскейп НИИ наложились голоса посетителей выставки, их шаги, покашливание, щелчки фотокамер и другие слышимые следы живого присутствия. Монтаж выставки, столь тщательно инвентаризующей разные медийные регистры исторического и исследовательского опыта, равно как опыт суще-

ствования в этом пространстве, остались захватывающим - и абсолютно беззвучным - воспоминанием.

Литература

Niedderer, K., Biggs M., & Ferris, M. (2006). The Research Exhibition: context, interpretation and knowledge creation. Design Research Society International Conference Proceedings. IADE. Available from: http://uhra.herts.ac.uk/ bitstream/handle/2299/7475/903898.pdf (date of access: 17.01.2017).

Robertson, A. (2002). 2D and Paper to 3D and Pixels: the Research-Exhibition and its on-line media. Available from: http://ead.verhaag.net/ fullpapers/ead06_id171_2.pdf (date of access: 17.01.2017).

References

Niedderer, K., Biggs M., & Ferris, M. (2006). The Research Exhibition: context, interpretation and knowledge creation. Design Research Society International Conference Proceedings. IADE. Available from: http://uhra.herts.ac.uk/ bitstream/handle/2299/7475/903898.pdf (date of access: 17.01.2017).

Robertson, A. (2002). 2D and Paper to 3D and Pixels: the Research-Exhibition and its on-line media. Available from: http://ead.verhaag.net/ fullpapers/ead06_id171_2.pdf (date of access: 17.01.2017).

RESEARCH EXHIBITION BETWEEN NOISE AND MUTENESS: HOW TO MAKE HUMANITIES SPEAK ON SCIENCIES

Andrey G. Vozyanov, a PhD student at Graduate School for East and Southeast European Studies, University of Regensburg; e-mail: avozyanov@gmail.com.

Abstract. The essay aims at analysis of an attempt to sonically enrich the process of research data demonstration at the exhibition, «Critical assembly: people and atoms». The focus is, first, on the unmasking of qualitative methodology techniques which gravitate to the processing of medially heterogeneous primary data into text, and secondly, towards a heuristic contribution to the processing and interpretation of data via audial solutions.

Sound accompaniment for the exhibition consisted of three separate parts: the soundscape of the research institute, creating the atmosphere and connecting the exhibits in the main hall; a collage from excerpts of the project's working seminars and field recordings, revealing the researchers' routine, usually unheard by the public; the soundtrack to the compilation of amateur films was shot by physicists in the late 1950s - early 1970s.

During the preparation and installation of the exhibition, technical issues predominated over aesthetic and conceptual ones; moreover, they informed the organizational decisions on sound space. For a social scientist with some experience in the recording and editing of audio, to give sound to the scientific data meant a technical struggle with noise, an analytical exercise in translation, and an aesthetic puzzle.

Key words: research exhibition, soundscape, Obninsk digital project, assemblage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.