УДК 342.71
Фалалеев Михаил Алексеевич
студент Восточного института -Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета https://orcid.org/0000-0003-4762-0445
Ситдикова Наталия Андреевна
студент Восточного института -Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета https://orcid.org/0000-0003-0165-2011
Нечай Екатерина Евгеньевна
кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета https://orcid.org/0000-0002-8509-5728
ЦИФРОВОЙ ГРАЖДАНИН: ФЕНОМЕН
И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Falaleev Mikhail Alekseyevich
Student, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University https://orcid.org/0000-0003-4762-0445
Sitdikova Natalia Andreyevna
Student, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University https://orcid.org/0000-0003-0165-2011
Nechay Ekaterina Evgenyevna
PhD in Political Science, Associate Professor, Political Science Department, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University https://orcid.org/0000-0002-8509-5728
"DIGITAL CITIZEN": THE PHENOMENON AND MAIN SCIENTIFIC APPROACHES
TO DEFINITION
Аннотация:
Исследование посвящено анализу феномена цифрового гражданина в контексте развития технологий цифровой коммуникации между различными субъектами политической системы. Целью работы является рассмотрение основных научных подходов и прогнозов, связанных с изучением феномена цифровых граждан. Основными научными методами стали систематизация теоретического материала, типологизация актуальных исследовательских подходов и их экстраполяция на политические практики конкретных государств. В работе представлен анализ научных представлений о вышеуказанном феномене, который стал предметом внимания исследователей менее 30 лет назад, но за это время оказал значительное влияние на развитие политических процессов во всем мире. Авторы делают вывод, что при помощи директивного, патерналистского и гражданского исследовательских подходов осуществляется среднесрочное и долгосрочное прогнозирование трансформации политических систем под влиянием феномена цифровых граждан.
Ключевые слова:
цифровой гражданин, политическая система, политическое участие, цифровое гражданство, цифровизация
Summary:
The research dwells upon the analysis of the phenomenon of "digital citizen" in the context of the development of digital communication technologies between various subjects of the political system. The aim of the work is to consider the main scientific approaches and forecasts related to the study of the phenomenon of "digital citizens". The main scientific methods were systematization of theoretical material, typologization of current research approaches and their extrapolation to the political practices of specific states. The paper presents the analysis of scientific ideas about the phenomenon, which became the subject of consideration by researchers less than 30 years ago, however, during this time had a significant impact on the development of political processes around the world. The authors conclude that with the help of directive, paternalistic and civic research approaches, medium-and long-term forecasting of the transformation of political systems under the influence of the phenomenon of "digital citizens" is carried out.
Keywords:
digital citizen, political system, political participation, digital citizenship, digitalization
Возможности сети Интернет позволяют заинтересованным политическим субъектам оказывать высокоинтенсивное информационное воздействие одновременно на огромное количество пользователей. Мы можем говорить о том, что Интернет уже стал частью обыденной жизни большинства людей. Это подтверждают данные доклада «Digital 2020: Global Digital Overview», согласно которым среднестатистический взрослый человек в 2020 г. проводит в глобальной сети более 6,5 часов, тогда как в 2015 г. этот показатель составлял 4,5 часа [1]. Увеличение времени
нахождения в Интернете характерно и для России. Так, согласно данным опросов ВЦИОМ, за период с 2015 по 2020 гг. количество постоянных пользователей сети выросло с 51 до 71 % [2]. Высокие темпы приобщения людей к использованию Интернета обуславливают актуальность политологических исследований, рассматривающих сетевое взаимодействие людей и государства.
Прежде чем приступать к анализу основных подходов к определению феномена цифрового гражданина, необходимо разобраться с дефинициями и дать характеристику терминам «гражданин» и «цифровая среда». Гражданином можно назвать человека, обладающего определенными правами и обязанностями, возникающими и поддерживающимися в рамках устойчивых политико-правовых взаимоотношений с государством. Гражданин является центральным элементом института гражданства. Т. е. индивид, являющийся гражданином государства, взаимодействует с ним в четко определенном законом формате.
Рассматривая цифровую среду как совокупность технологий, позволяющих человеку осуществлять дистанционную коммуникацию посредством использования ресурсов сети Интернет, мы можем проецировать ее возможности на гражданина. Более того, система органов государственной власти также может реализовывать ряд своих функций при помощи использования технологий интернет-коммуникации. Это говорит о том, что государство, равно как и гражданин, представлено в цифровой среде. Следовательно, граждане могут взаимодействовать с государством посредством сети Интернет и наоборот, а значит мы можем предположить их взаимное влияние друг на друга в цифровой среде.
Основным понятием представленной работы является «цифровой гражданин», определяемым как сложное явление со свойствами, присущими как гражданину, так и цифровой среде. Значительный вклад в теоретические исследования о взаимосвязи гражданина и государства в цифровой среде внесла американский политолог К. Моссбергер, которая разработала и изложила в своих работах концепцию цифрового гражданства. Согласно ее определению, цифровое гражданство - это способность индивидов участвовать в жизни общества в условиях происходящей технологической трансформации средств массовой коммуникации и политических институтов государств [3]. Данное К. Моссбергер определение позволило научному сообществу в значительной степени продвинуться в изучении феномена цифровых граждан, т. к. дало возможность определить в качестве предмета исследования способность граждан на институциональном уровне участвовать в социально-политических процессах при помощи сети Интернет. Продолжая и дополняя концепцию К. Моссбергер, зарубежные [4] и российские исследователи [5] констатируют, что воздействие цифровизации на институт гражданства уже стало значимым фактором развития политических систем, поскольку оно влияет на повышение уровня их политического участия, а также способствует развитию связей между различными элементами гражданского общества.
Последние 20 лет стали временем формирования основных подходов к оценке воздействия феномена цифровых граждан на трансформацию политических систем. Основным критерием для выделения данных подходов стало определение основного субъекта деятельности, который детерминирует содержание феномена цифрового гражданина и вектор его развития в конкретной политической системе. Выделяются директивный, патерналистский и гражданский подходы.
Директивный подход при изучении влияния феномена цифрового гражданина на политическую систему предполагает определение изучаемого явления как части государственной политики, направленной на мониторинг основных сведений о гражданине для повышения степени стабильности и устойчивости как административного, так и политического управления. Особое внимание при использовании данного подхода уделяется оценке степени проработанности нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения граждан и государства в сети Интернет, а также рассмотрению аппаратных возможностей государства для контроля потоков информации в цифровой среде. Так, примером применения подобного подхода являются исследования, нацеленные на изучение возможностей создания государствами полноценной системы социального контроля цифровых граждан [6].
Исследования в рамках патерналистского подхода сосредоточены на рассмотрении феномена цифрового гражданина в контексте его влияния на деятельность государственных органов по оказанию услуг населению. В качестве примера подобного использования можно рассмотреть работы, касающиеся изучения возможностей государства по созданию онлайн-сервисов для цифровых граждан и оценки их потенциального влияния на стабильность политической системы. В отличие от директивного, в патерналистском подходе исследователь понимает цифровизацию гражданства не как инструмент контроля населения, а как способ организации процесса предоставления государственных услуг в цифровом формате для улучшения их качества, что потенциально должно способствовать гармонизации развития политической системы [7].
Работы, нацеленные на изучение феномена цифрового гражданина как фактора, влияющего на трансформацию политической системы в рамках гражданского подхода, рассматривают элементы гражданского общества как первичные субъекты цифрового политического взаимодействия. Исследователи, используя данный подход, раскрывают влияние феномена цифрового гражданина на функционирование гражданских объединений, например, местных сообществ и независимых медиа в контексте изменения содержания и характера их политической деятельности [8].
Результатами применения описанных исследовательских подходов являются не только систематизированные и структурированные данные о цифровых гражданах, но и прогнозы об их влиянии на политические системы государств будущего. При рассмотрении таких прогнозов следует уточнить, что они делятся по критерию масштаба рассмотрения на глобальные и национальные. Глобальные прогнозы моделируют развитие системы международных отношений в контексте обретения большинством населения мира доступа к возможностям сети Интернет. Соответственно можно говорить не только о трансформации межгосударственных, но и общественных международных взаимодействий. Национальные прогнозы, в свою очередь, сконцентрированы на рассмотрении влияния феноменов цифровизации на развитие политических систем отдельных государств с учетом их специфики.
Основными моментами глобальных прогнозов, касающихся влияния феномена цифровых граждан на развитие политических систем мира, являются предположения о том, что большое развитие получат идеи цифрового космополитизма, который может стать основой идеологии глоба-листских политических проектов будущего. Важную роль в прогнозировании влияния феномена цифровых граждан играет оценка прогресса в разработке средств идентификации человека, зашедшего в Интернет. Так, исследователи, использующие директивный подход, полагают, что благодаря цифровизации феномена гражданства, государства мира смогут использовать систему социального контроля, способную предупреждать опасные для устойчивости политической системы конфликты. В свою очередь, при использовании патерналистского подхода акцентируется внимание на том, что феномен цифровых граждан в глобальном масштабе позволит оптимизировать процессы оказания различных услуг и усовершенствовать процессы работы надгосударственных политических структур при помощи автоматических систем. Прогнозы следствий влияния феномена цифрового гражданина на политические системы в рамках гражданского подхода в глобальном масштабе сосредоточены на обосновании того, что объединения граждан, благодаря возможностям сети Интернет, получат большую степень автономии, что негативно повлияет на статус национальных правительств - единственных гарантов единства больших социальных общностей.
Исследователи воздействия феномена цифровых граждан на политическую систему на национальном уровне при использовании директивного подхода делают акцент на том, что политический строй государства и политическая культура обществ оказывают решающее влияние на содержание мер по обеспечению социального контроля. Так, например, авторитарный политический режим и конфуцианская политическая традиция являются теми специфическими факторами, которые обуславливают прогнозы, согласно которым феномен цифровых граждан позволит правительству КНР относительно беспрепятственно разработать и внедрить систему тотального социального контроля при помощи возможностей информационно-коммуникационной взаимосвязанности людей в сети Интернет [9].
При задействовании патерналистского подхода для оценки влияния феномена цифровых граждан на трансформацию политической системы национального уровня политологи выделяют такие факторы, как уровень вовлеченности граждан в использование сети Интернет и открытость системы государственного управления той или иной страны, поскольку они позволяют оценить в рамках прогноза как количество потенциальных получателей цифровых услуг, так и политическую готовность правительства к повышению уровня транспарентности своей деятельности. В качестве примера можно рассмотреть исследования относительно развития сервисов электронного правительства в России. Согласно прогнозам, реализация системы электронного правительства должна произойти максимально эффективно ввиду широкого распространения Интернета и готовности правительства страны к публикации существенных массивов информации, касающихся государственного управления [10, с. 160-161].
В свою очередь использование гражданского подхода при оценивании влияния феномена цифровых граждан на развитие политической системы национальных государств подразумевает учет таких факторов как уровень развития институтов гражданского общества и степень атоми-зации общества. В качестве примера прогнозов такого рода можно отметить исследования, предполагающие, что уровень развития гражданского общества в Исландии вкупе с низкой степенью социальной атомизации может при дальнейшей цифровизации гражданства привести к тому, что национальное правительство будет выполнять исключительно функции содержания социальной инфраструктуры и защиты территориальной целостности страны, в то время как автономные виртуальные сообщества будут проводить взаимообмен услугами, ресурсами и информацией [11].
На основании вышесказанного можно сказать, что феномен цифровых граждан влияет на трансформацию отношений граждан и государства. Несмотря на то, что проблематика данного феномена стала предметом изучения политической науки относительно недавно, ученым сообществом на сегодняшний день был разработан достаточно эффективный аппарат методологических инструментов для рассмотрения явлений подобного рода, сформированы директивный, патерналистский и гражданский исследовательские подходы. Научные работы в рамках директивного подхода исходят из тезиса о том, что, благодаря возникновению феномена цифровых граждан, в будущем государство сможет заранее купировать деструктивную гражданскую активность. Это позволит повысить уровень политической стабильности. Исследования, относящиеся к патерналистскому подходу, постулируют мысль, что феномен цифровых граждан позволит государству вкупе со снижением издержек повысить оперативность и качество оказания государственных услуг населению в сети Интернет. В свою очередь, научные труды, которые относят к гражданскому подходу, рассматривают феномен цифровых граждан в контексте его влияния на автономность гражданских сообществ вследствие цифровизации процессов коммуникации и политического участия.
Мы видим, что научно-исследовательский арсенал политологии сегодня позволяет эффективно осуществлять прогнозирование развития феномена цифрового гражданина в контексте его влияния на развитие политической системы. Авторами работы на основании существующих в науке подходов выделены и сгруппированы прогнозы, реализация которых с учетом современной динамики взаимодействия феномена цифровых граждан и ряда специфических факторов, будет характеризовать трансформацию политического взаимодействия государства и граждан в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Ссылки:
1. Digital 2015: Global Digital Overview // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2015-global-digital-over-view (дата обращения: 03.12.2020) ; Digital 2020: Global Digital Overview // DataReportal. URL: https://datare-portal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения: 03.12.2020).
2. Сеть как спасение [Электронный ресурс] // WCIOM. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/set-kak-spasenie (дата обращения: 02.12.2020).
3. Mossberger K. Toward Digital Citizenship: Addressing Inequality in the Information Age // Routledge Handbook of Internet Politics. L., 2009. P. 173-185.
4. Theocharis Y., Van Deth J.W. The Continuous Expansion of Citizen Participation: A New Taxonomy // European Political Science Review. 2018. Vol. 10, iss. 1. P. 139-163. https://doi.org/10.1017/S1755773916000230 ; Orgad L. Global and Digital // Debating Transformations of National Citizenship. Cham, 2018. P. 353-358. 10.1007/978-3-319-92719-0_61.
5. Пырма Р.В. Политические грани цифрового гражданства // Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 69-78. 10.31171/vlast.v27i4.6588 ; Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 65-69. 10.31171/vlast.v27i4.6587.
6. Мансуров А. В. Подход к автоматизированному выявлению потенциально опасной информации в пространстве современных сетевых сервисов // Символ науки. 2016. № 8-2 (20). С. 73-76.
7. Вологдина Е.С. Государственное управление в эпоху цифровой трансформации: вызовы и риски // Актуальные проблемы государственно-правового развития России : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Чита, 2020. С. 7-10.
8. Куппаева Б.Т. Интернет-участие граждан в политике в контексте механизма взаимодействия государства и гражданского общества // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives : Proceedings of the 1st International symposium. Берлин, 2018. С. 95-113.
9. Schlœger J. Collaboration in China's E-Government: A Cultural-Theory Analysis // The Road to Collaborative Governance in China. 2015. Р. 123-145. 10.1057/9781137542182_6.
10. Верболоз Е.П., Нечай Е.Е. Качество цифровизации государственных услуг в Российской Федерации на примере Приморского края // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами : материалы II Международной научно-практической конференции. Т. 2. М., 2020. С. 158-162.
11. Landemore H. Inclusive Constitution-Making: The Icelandic Experiment // The Journal of Political Philosophy. 2015. Vol. 23, no. 2. Р. 166-191. 10.1111/jopp.12032.
Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна