JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 349.6
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-305-310 NIION: 2003-0059-6/21-121 MOSURED: 77/27-003-2021-06-320
Оксана Игоревна Шарно
Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, [email protected]
Аннотация. Цифровизация природоохранной системы обусловлена необходимостью широкого применения информационных технологий. В этой связи их значение переосмысливается, а внедрение инновационных цифровых технологий в процедуры и механизм возмещения экологического вреда презюмируется. Для целей исследования в работе раскрыты понятия «цифровой сигнал», «цифровой формат», экологический вред и экологическая ответственность (авт. опред.), цифровой формат возмещения экологического вреда (авт. опред.). В ходе проведенного исследования анализируются цифровой формат профилактики и предупреждения экологического вреда (производственных процессов и предприятий, экологического и космического мониторинга, экологические стартапы, «умные города»), а также цифровой формат возмещения вреда (уведомления или оповещения о причиненном окружающей среде ущербе, процедур возмещения экологического вреда).
Ключевые слова: цифровизация, цифровой формат возмещения экологического вреда, экологический вред, экологическая безопасность
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №
Для цитирования: Шарно О. И. Цифровой формат возмещения экологического вреда // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 305-310. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-305-310.
Original article
Oksana I. Sharno
Volgograd State University, Volgograd, Russia, [email protected]
Abstract. The digitalization of the environmental system is due to the need for widespread use of information technologies. In this regard, their meaning is being rethought. The introduction of innovative digital technologies into the procedures and mechanism of compensation for environmental damage is presumed by the author. For research purposes, the work discloses the concepts of «digital signal», «digital format», environmental harm and environmental responsibility (author's definition), digital format for compensation for environmental harm (author's definition). In the course of the study, the digital format of prevention and prevention of environmental harm is analyzed. It includes production processes and enterprises, environmental and space monitoring, environmental startups, «smart cities». The author also covers the issue of using the digital format of compensation for harm, namely, notification or notification of damage to the environment, the use of procedures for compensation for environmental harm.
Keywords: digitalization, digital format of compensation for environmental harm, environmental harm, environmental safety
Acknowledgments: The research was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of scientific project No. 20-011-00864.
For citation: Sharno O. I. Digital format for compensation for environmental damage. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):305-310. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-305-310.
© mapHO O. H., 2021
Цифровой формат возмещения экологического вреда
20-011-00864.
Digital format for compensation for environmental damage
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Процесс реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечение сбалансированных решений социально-экономических и экологических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности сопровождаются внедрением цифровых технологий. Цифровиза-ция природоохранной системы — это возможность более эффективно обеспечивать конституционные права на благоприятную окружающую среду, открытость и доступность экологической информации, эффективность контрольно-надзорной деятельности.
Необходимость широкого применения компьютерных, информационных ресурсов в экологии и охране окружающей среды предопределена современными цифровыми реалиями, темпами развития общества, усложнением его инфраструктуры. Окружающая среда в таких условиях находится в крайне не стабильном состоянии, систематически подвергается вредоносному воздействию, что требует повышения эффективности процедур её охраны, восполнимости и восстановления. При таких обстоятельствах значение цифровых технологий применительно к природоохранной деятельности переосмысливается с позиции либо их признания, как инструментария, существенно уменьшающего вред окружающей среде, либо спорности применения как рычага, повышающего нагрузку на энергопотребимость.
В настоящей статье мы не ставим перед собой задачи дать оценку применения цифровизации в процессе охраны окружающей среды, это требует самостоятельных исследований, целью настоящего исследования является использование цифровых технологий при возмещении экологического вреда. В этом значении цифровизация демонстрирует безусловную эффективность. Именно в разрезе минимизации и возмещения вреда, возникшего в результате антропогенного воздействия цифровые технологии сегодня актуальны и востребованы.
Цифровизация — это процесс, в котором современные технологии используются либо внедряются в различные сферы жизни и производства, переводя их в более гибкое по отношению к текущему состояние, обеспечивающее при прочих равных условиях наилучший конкурентоспособный результат. Цифровизация обеспечивает онлайнизацию сторон, объектов, которые ранее не имели точек соприкосновения, а в реалиях цифрового мира получили возможность
безпрепятственного взаимодействия. Цифровизация используется и в целях фиксации трансформации (замены) тех или иных ресурсов цифровыми, путем создания логических механизмов, баз данных, библиотек, электронных справочников, содержащих в сжатом виде данные, использование которых обеспечивается в бесперебойном и ускоренном формате.
Допустимость внедрения инновационных цифровых технологий в процедуры и механизм возмещения экологического вреда презюмируется, т. к. цифровые инструменты обеспечивают ускоренную, объективную и достоверную фиксацию случаев причинения экологического вреда, их проверку, принятие соответствующих решений, восстановление или устранение последствий, хранение необходимых данных. Учитывая, что возмещение вреда направлено на обеспечение восстановления природы в состояние, предшествующее ее порче, снижению качества природных свойств окружающей среды, цифровизация возмещения экологического вреда представляет процесс, в котором на всех этапах — от возникновения (причинения) вреда до его возмещения, современные цифровые технологии служат обеспечению рациональной возможности в разумные сроки добиться восстановление утраченных свойств окружающей среды.
При таких обстоятельствах, механизм возмещения вреда должен подлежать цифровизации, внедрению в данный процесс цифровых форматов и средств автоматизации. Поэтому, инвестировать (в экономическом и правовом значении) в возмещение вреда целесообразно именно в части перевода (в любом направлении и соотношении) данного процесса в цифровой формат. Если термин «цифровой» обычно относится к хранению данных или информации в форме цифровых сигналов, где цифровой сигнал есть последовательность цифровых значений, то понятие «цифровой формат» есть совокупность цифровых сигналов (взаимообусловленных цифровых значений) и форматов данных, используемых в дискретном процессе, т. е. процессе, попеременно сменяющим нестабильные и стабильные состояния. Именно такой формат способен обеспечить восстановление нарушенных свойств природной среды, минимизировать причиненный окружающей среде вред, устранить последствия его наступления. Отсюда, цифровой формат возмещения экологического вреда есть совокупность последовательных цифровых значений, форматов данных, цифровых технологий, используемых в процессе, сменяющим нестабильное («поврежденное», утраченное) состояние окружающей среды на стабильное (восстановленное, защищенное) (авт. опред.).
JURISPRUDENCE
Вред окружающей среде — понятие широкое, он может быть вызван загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов, уничтожением леса, вырубкой деревьев, незаконной рыбалкой и охотой, не правомерной добычей полезных ископаемых, перекрытием рек, убийством животных, уничтожением птиц, растений, эрозией почвы, авиационным шумом и многим другим.
Эффективность возмещения вреда определяется таким критерием как «экологическая ценность», представляющим качество или физическую характеристику окружающей среды, от которой производно экологическое здоровье, достижение благоприятного состояния окружающей среды, именно экологическая ценность является миссией государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
Любое, пусть даже самое незначительное неблагоприятное воздействие на экологическую ценность, необоснованное вмешательство или возможность (вероятность) вмешательства в благоприятное состояние окружающей среды (загрязнение, захламление, выброс, вброс, иной способ) есть вред окружающей среде.
Под экологическим вредом понимается «любая деградация окружающей среды, произошедшая в результате нарушения правовых экологических требований, и любого, связанного с этим уменьшения материальных и нематериальных благ, охраняемых законом, в том числе жизни и здоровья людей, имущество физических и юридических лиц» [1]. Вред в экологической сфере означает «причинение, как правило, экологического правонарушения, а также воздействия источника повышенной опасности и даже правомерных действий, повлекших длительную (постоянную) утрату здоровья человека, утраты (порчи) его имущества, негативной стойкой (временно) инверсии свойств окружающей среды» [6, с. 261]. Экологический (экогенный) вред — это «деяние, вызванное нарушением правовых экологических требований действия, связанное с этим уменьшение материальных и нематериальных благ, охраняемых законом, в том числе жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц» [2, с. 495].
Следовательно, причинение вреда окружающей среде это совокупность экологических правонарушений, за которые следует экологическая ответственность — способность лиц претерпевать санкции за допущенные нарушения экологического законодательства (авт. определение), т.к. «юридическая ответственность — это специфическая обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или
материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права» [4, с. 140].
Видовое разнообразие экологическое ответственности предопределяет многообразие форм экологического вреда и способов защиты.
Так, материальный вред окружающей среде всегда менее значителен, чем фактический, реальный, он направлен на предотвращение или минимизацию, а также восстановление окружающей среды, т. к. оценка размера причиненного вреда (ущерба) не отвечает принципам восполнимости. Фактический, реальный вред экологическим ценным компонентам окружающей среды, территориям, имеющим высокую природоохранную ценность или особую значимость, преимущественно необратим или трудно восстановим, оказывает сильное или широкое распространение
По степени императивности вред окружающей среды может возникнуть:
а) вследствие не соблюдения природоохранного законодательства, при нарушении тех или иных предписаний закона, трактующих рациональное использование природных ресурсов, сопровождаемое их охраной и обеспечивающее устойчивое развитие;
б) в результате не соблюдения обязанностей по взятым на себя обязательства в области обеспечения благоприятной окружающей среды, экологической безопасности.
Экологическая ответственность и формы экологического вреда предопределяют цифровой формат его возмещения.
Учитывая, что возмещение экологического вреда базируется на основополагающих принципах его недопущения и предотвращения, считаем возможным представить к анализу следующие цифровые форматы и их содержание.
А) Цифровой формат профилактики и предупреждения экологического вреда, который включает:
- цифровой формат производственных процессов и предприятий, добросовестно обеспечивающих выполнение экологической обязанности, согласно которой лицо не должно заниматься какой-либо деятельностью, причиняющей или способной причинить экологический ущерб, если это лицо не принимает все разумные и практически осуществимые меры для предотвращения или минимизации ущерба. Так, в деятельность предприятий внедряются новейшие центры (оборудование) по комплексной переработке материалов, функционирование которых основывается на инновационных технических операциях, автоматизации действий, вторичной переработке отходов и их
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
перевод в тепловую и электрическую энергию, а также автоматизированный контроль выбросов наиболее крупных промышленных предприятий. Здесь стоит подчеркнуть, что следует стремиться к сохранению производств, реализующих природоохранные планы, направленные на поэтапное снижение воздействия на окружающую среду, путем внедрения экологоориен-тированных и инновационных технологий;
- цифровой формат экологического мониторинга — его функциональность заключается в накапливании, систематизации и анализе информации: о состоянии окружающей среды, о причинах изменений состояния, об источниках и факторах негативного воздействия. Примером может служить объектный мониторинг состояния недр (ОМСН), который всесторонне анализирует и систематизирует материалы ежегодных отчётов, оценивает состояние подземных вод и взаимосвязанных с ними поверхностных вод;
- цифровой космический мониторинг, геоинформационные решения, система цифрового космического инспектирования природных ресурсов нашей страны и объектов особого внимания, наносящих вред окружающей среде или испытывающих на себе негативное воздействие загрязняющих веществ, которые позволят специалистам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в оперативном режиме получать информацию о состоянии и статусе использования природных ресурсов и земель, отслеживать активность хозяйствующих субъектов и потенциальный экономический эффект от их деятельности [5];
- экологические стартапы, базирующие на внедрении цифровых аналогов производства и потребления, где цифровая роль для инфраструктуры является первоочередной задачей;
- «умные города» с разработкой путей сообщения, «умных парковок», зеленых зон, «умных» технологий в сфере обращения с твердыми коммунальными и бытовыми отходами, проблемы загрязнения будут эффективнее и быстрее устранены в interconnected городах;
- цифровизацию общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и взаимодействия общественных организаций и власти в сфере экологии.
Б) Цифровой формат возмещения вреда включает:
- цифровой формат уведомления или оповещения о причиненном окружающей среде ущербе. В данном случае следует говорить совершенствовании экологической информации, под которой понимают данные [2], представляемые в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме
(п. 3 ст. 2 Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»), отражающие процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества [3, с. 6]. Получение достоверной, т. е. не искаженной, соответствующей действительности, экологической информации становится возможным при организации коммуникаций по поводу ее полного, открытого и своевременного предоставления, что вытекает из принципов Всеобщей Декларации прав человека (ст. 19), Конституции Российской Федерации (ст. 29), а также предписаний Федеральных законов «Об охране окружающей среды (ст. 11), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), градостроительного, земельного и иного законодательства. В этой связи, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны создавать и обеспечивать информационный обмен документами, материалами, сведениями, непосредственно затрагивающими экологические права граждан. Любые сведения о состоянии окружающей среды должны быть верифицируемы, что предопределяет проверку достоверности таких сведений. Без должного коммуникативного обмена в этом случае достоверность данных о состоянии окружающей среды в целом либо в конкретном месте обитания приобретает черты декларативности. Примером цифрового формата уведомления или оповещения о причиненном окружающей среде ущербе является открытый доступ к данным мониторинга атмосферного воздуха в режиме «он-лайн» через Интернет в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург;
- цифровой формат процедур возмещения экологического вреда, который основывается на способах защиты при его возникновении. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает такие способы защиты как обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (ст. 77), выставление требований об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 80); определение порядка компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 78); особенности возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 79), в т. ч. окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
(ст. 78.1).
В ходе реализации процедур возмещения экологического вреда следует использовать такие информационные технологии и инструменты для исследований особо охраняемых природных территорий, природных ресурсов и фиксации причинения вреда как видеокамеры, квадрокоптеры; космические снимки и их дешифровку; геоинформационные системы; приборы и методы контроля загрязнения атмосферы, аналитика данных, позволяющая использовать модели прогноз — контроля и улучшающая планирование анализа угроз.
Цифровой формат возмещения экологического вреда обеспечивает: определение источника негативного антропогенного воздействия; установление характеристик и механизма негативного антропогенного воздействия; установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства.
Следовательно, цифровой формат возмещения экологического вреда может быть использован в спорах о возмещении вреда, причиненного в результате экологического правонарушения; спорах о выплате страхового возмещения; при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, в ходе расследований уголовных дел эколого-правозащитной направленности по ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод», ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», ст. 252 УК РФ «Загрязнение морской среды», ст. 254 УК РФ «Порча земли», ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», в иных спорах, направленных на возмещение экологического вреда, восстановление состояния окружающей среды до ее состояния, предшествовавшего нарушению.
Простое изменение привычек и повседневного образа жизни — это тоже переход к цифровым способам минимизации экологического вреда, но уже в порядке, предшествующем его возмещению.
Цель перевода процедур возмещения экологического вреда в цифровой формат — уменьшение негативного влияния образа жизни, антропогенной деятельности на окружающую среду с минимальными усилиями. Благодаря цифровым устройствам и их подключению к глобальной сети Интернет, что позволяет мгновенно доставлять и обрабатывать огромное количество данных, перед государством и обществом, в т. ч. в трансграничном пространстве, открываются бесценные возможности для управления различными ресурсами и предотвращения экологических нарушений.
Цифровые технологии, которые используются для минимизации и возмещения экологического вреда
должны быть основаны на минимальном потреблении энергии, сокращении и предотвращении вредных выбросов и сбросов, минимизации отходов производства и потребления. При внедрении цифрового формата следует использовать и такие рычаги как упрощение функций, этапов деятельности (действий), которые способствуют увеличению энергозатрат и повышению объема отходов производства и потребления, не снижают вредные выбросы и сбросы. В то же время следует уходить от таких цифровых технологий, которые влекут повышенное потребление энергии, что недопустимо с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Экологической доктриной Российской Федерации провозглашен принцип равного внимания к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы. Экономический рост не должен сопровождаться ухудшением состояния природных сред, в тоже время дело охраны окружающей среды не должно приводить к экономическому ослаблению города. В этой связи именно цифровой формат возмещения экологического вреда способен обеспечить реализацию концепции устойчивого развития и экологическую безопасность в современной России.
Список источников
1. Анисимов, А. П. Экологическое право России : учебник. М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 504 с.
2. Бринчук, М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для высших юридических учебных заведений. М. : Юристъ, 1998.
3. Дубовик, О. Л. Экологическая информация : понятие, виды, режим, защита // Зеленый мир. 2003. № 21-22.
4. Ерофеев, Б. В. Экологическое право : Учебник. М. : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2004.
5. Российские космические системы [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://russianspacesystems. ru/2020/10/26/roskosmos-i-minprirody-rossii/
6. Экологическое право : учебник / под ред. д.ю.н., проф. Ю. Е. Винокурова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экзамен, 2005.
References
1. Anisimov, A. P. Environmental law of Russia : textbook. M. : Higher éducation, Yurayt-Izdat, 2009. 504 p.
2. Pinchuk, M. M. Environmental law (environmental law) : textbook for higher educational establishments. M.
JURISPRUDENCE
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
: Yurist, 1998.
3. Dubovik, O. L. Ecological information : concept, types, mode, protection // Green World. 2003. No. 21-22.
4. Yerofeev, B. V. Environmental Law : textbook. Moscow: ID "FORUM"; INFRA-M, 2004.
5. Russian space systems [Electronic resource].
Access mode : http://russianspacesystems.ru/2020/10/26/ roskosmos-i-minprirody-ros sii/
6. Environmental law : textbook / edited by D.Yu.n., prof. Yu. E. Vinokurov. 2nd ed., reprint. and add. M. : Exam, 2005.
Информация об авторе
О. И. Шарно - доцент кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author O. I. Sharno - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Volgograd State University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 16.04.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 16.04.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.