Научная статья на тему 'Цифровое развитие туристской сферы'

Цифровое развитие туристской сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
DIGITAL ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / TOURISM / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СФЕРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзаева Ругия Эльдар Кызы, Кулакова Людмила Ивановна

В данной статье рассмотрены вопросы становления цифровой экономики в сфере туризма, а также внутренние и внешние факторы, влияющие на её развитие. Значимость данного исследования состоит в том, что в настоящем обзоре рассматриваются условия и факторы формирования цифровой экономики и информационного обеспечения туристской деятельности, что является важнейшим импульсом её развития. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, позволившие представить определение туристско-рекреационного предпринимательства и условия для внедрения цифровых технологий в сферу туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DEVELOPMENT OF TOURISM SPHERE

This article discusses the development of the digital economy in the field of tourism, as well as internal and external factors affecting its development. The significance of this study lies in the fact that the present review of the conditions and factors in the formation of the digital economy and the information support of tourism activities, which is the most important impulse for its development. The paper used theoretical and empirical research methods that allowed us to provide a definition of tourism and recreational entrepreneurship and the conditions for the introduction of digital technologies in the tourism sector.

Текст научной работы на тему «Цифровое развитие туристской сферы»

DIGITAL DEVELOPMENT OF TOURISM SPHERE Rzayeva Я.Е.1, Kulakova L.I.2 (Russian Federation) Email: Rzayeva449@scientifictext.ru

1Rzayeva Rugia Eldar kyzy - Student;

2Kulakova Lyudmila Ivanovna - PhD in Economics, Dean, FACULTY OF ECONOMICS, FAR EASTERN BRANCH OF THE ALL-RUSSIAN FOREIGN TRADE ACADEMY MINISTRY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKY

Abstract: this article discusses the development of the digital economy in the field of tourism, as well as internal and external factors affecting its development. The significance of this study lies in the fact that the present review of the conditions and factors in the formation of the digital economy and the information support of tourism activities, which is the most important impulse for its development. The paper used theoretical and empirical research methods that allowed us to provide a definition of tourism and recreational entrepreneurship and the conditions for the introduction of digital technologies in the tourism sector.

Keywords: digital economy, entrepreneurship, tourism.

ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ Рзаева Р.Э.1, Кулакова Л.И.2 (Российская Федерация)

1Рзаева Ругия Эльдар кызы - студент; 2Кулакова Людмила Ивановна - кандидат экономических наук, декан, экономический факультет, Дальневосточный филиал Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы становления цифровой экономики в сфере туризма, а также внутренние и внешние факторы, влияющие на её развитие. Значимость данного исследования состоит в том, что в настоящем обзоре рассматриваются условия и факторы формирования цифровой экономики и информационного обеспечения туристской деятельности, что является важнейшим импульсом её развития. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, позволившие представить определение туристско-рекреационного предпринимательства и условия для внедрения цифровых технологий в сферу туризма.

Ключевые слова: цифровая экономика, предпринимательство, сфера туризма.

DOI: 10.24411/2410-2865-2019-10701

Развитие цифровой экономики в сфере туризма - это сложный процесс, затрагивающий всех потребителей услуг, как домохозяйства, органы государственного управления, так и фирмы туристской отрасли, чья деятельность регламентируется определенными нормативными правовыми актами. При формировании подходящих факторов внутренней и внешней среды предприятие в сфере туризма обладает всеми требуемыми условиями для цифрового развития своей деятельности.

Целью данного исследования является выявление факторов влияющих на развитие цифровой экономики в туризме.

Для дальнейшего исследования трансформации подходов к определению роли цифрового развития туристской сферы под туристско-рекреационной деятельностью, которая является отражением предпринимательства, мы будем понимать хозяйственную деятельность, связанную не только с формированием и продвижением туристского продукта, но и функционированием инфраструктуры туризма [2].

Уровень развития туризма является одним из параметров, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов и благосостояния населения. Особенно важную роль призваны сыграть инновации в индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что туризм по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа. Туризм является важнейшей сферой экономической деятельности для национальных экономик многих государств. Помимо этого следует отметить, что туризм - это информационно насыщенна сфера, где сбор, передача, анализ, а также хранение информации играют важную роль при принятии решений на всех уровнях данной отрасли. В связи с эти формирование и развитие цифровой экономики имеют огромное значение для туристской деятельности, в которой уже активно используют новейшие информационно-коммуникативные технологии. Информационное поддержание туризма представляет собой комплекс информационной базы данных о туристской деятельности и специализированных информационных технологиях, которые предназначены для её обработки и анализа, обеспечивающие эффективное функционирование туристской системы.

Цифровая экономика является уникальным типом хозяйствования, в котором главными являются цифровая информация и соответствующие методы управления данными. Для цифровой экономики характерно доминирующая роль цифровой информации над всеми другими элементами производства.

В условиях формирования цифровой экономики информационное обеспечение туристской деятельности является важнейшим фактором её развития.

В туристической деятельности основным фактором производства услуг является информация, которую может получить потенциальный потребитель услуг, а конечным результатом туристской деятельности является впечатление полученное потребителем в процессе путешествия.

Цифровая экономика базируется на интеграции всех бизнес процессов происходящих в экономических системах на всех уровнях, при этом особое значение придается информационной составляющей, обеспечивает доступ к информации о деятельности экономических систем в режиме реального времени в интегральной глобальной системе. В условиях цифровой экономики формируются новые требования к информационно-коммуникативной среде, информационным системам и сервисам. Формирование единого информационного пространства осуществляется с учетом потребностей населения в получение качественных и достоверных сведений ориентированных на социально-экономическую сферу.

Главным отличительным фактором цифровой экономики является то, что информация является важнейшим активом, ценность которого всё время увеличивается. В туристической сфере вопрос формирование единого информационного пространства обсуждают уже давно. Государственными органами управления сферой туризма сделано достаточно много в этом направлении. Индустрия туризма в полной мере ориентирована на активное внедрение новейших цифровых технологий. Большая часть деятельности уже перестроена в соответствии с развитием цифровой экономики, включая систему бронирования туров, технологии электронной оплаты и т.д.

Уровень формирования цифровой экономики во многом определяется развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и степенью их внедренности в социально-экономическую жизнь общества. В связи с развитием технологий, в

настоящее время интернетом пользуется 81% населения РФ, 93% предприятий торговли, 80% транспортных предприятий, 95% органов государственного управления. Больше всего интернет-технологии используются при проведении финансовых операций, для взаимодействия с органами государственной власти, при коммуникации с поставщиками и потребителями. В основном все предприятия туристической сферы в той или иной степени используют информационно-коммуникационные технологии, т.к. все основные процессы деятельности базируются на обработке информации, включая разнообразные системы бронирования в туризме, информационно-поисковые системы, информационно-коммуникационные связи с партнерами, конечными пользователями и т.д. Значительная доля современных технологий продвижения в туризме основана на применении интернет-технологий.

Программой развития цифровой экономики в России на период до 2025 года прописаны 5 основных направлений [1]:

1) Кадры и образование;

2) Нормативное регулирование;

3) Формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

4) Информационная инфраструктура;

5) Информационная безопасность.

Для туристско-рекреационной деятельности большую роль играет информационная инфраструктура, обеспечивающая формирование, функционирование, развитие единого информационного пространства и средств информационного взаимодействия на всех уровнях туризма. Формированием информационной инфраструктуры на мегауровне занимаются такие организации, как Всемирная туристская организация (UNWTO), Всемирный совет по туризму и путешествиям ^ТТС) . На макроуровнях за развитие информационной инфраструктуры в туризме отвечают национальные туристские администрации и национальные туристские организации. На региональном уровне информационная инфраструктура формируется соответствующими региональными органами управления туристской деятельности. Отдельные предприятия туристической предпринимательской деятельности представляют собой микроуровень, информационное сопровождение обеспечивается ими самостоятельно.

Взаимодействие всех участников рынка, включая туроператорские и турагентские компании, средства размещения, транспортные компании, сами туристы, формируется за счёт информационного пространства сферы туризма. Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Развитие информационных технологий являются основным фактором продвижения экономики в настоящее время, а также существенно влияет на все аспекты организации туристской деятельности, проявляется это в формировании принципиально новых типов организаций, в том числе виртуальные туристические компании, распределенные сетевые туроператорские структуры и т.д.

Туристско-рекреационные фирмы, в условиях рыночной экономики, все чаще нуждаются в разработке и развитии новых продуктов и услуг, они осознают связанную с этим экономическую выгоду. Однако не все компании готовы прибегнуть к внедрению новых технологий, ведь это связанно и с определённой долей риска, а также сложностью прогнозирования дальнейших результатов деятельности. При грамотном подходе к формированию и развитию цифровой экономики в туризме это все может дать немалый доход предприятиям.

Стоит отметить, что развитие цифровой экономики в туристско-рекреационной деятельности зависит в основном от факторов внутренней и внешней среды. Данные факторы взаимодействуют между собой и зависят от конкретных социально-экономических условий развития государства и региона на макроуровне, а также предприятия на микроуровне.

На макроуровне формируются внешние факторы развития цифровой экономики в сфере туризма. Условно они делятся на 2 группы:

1. Статистические - природно-климатические, географические, культурно-исторические.

2. Динамические - политико-правовые, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические.

Фундаментом туризма на уровне региона и страны являются природные ресурсы, к которым относят природные ландшафты, моря, вулканы, реки, горы, минеральные воды, целебные источники, климат. Также в развитии туристической деятельности большую роль играют культурно-исторические факторы: исторические памятники, мемориалы, музеи, культура и обычаи местных жителей регионов и т.д. Туристическая деятельность в основном направлена на природно-климатические и культурно-исторические факторы. Неграмотное развитие территорий и неправильный подход в эксплуатации природного и культурного наследия может привести к упадку туристского потенциала.

Динамические факторы, также сильно влияют на развитие туристской деятельности. Политическая нестабильность региона, военные конфликты, затяжные кризисы в экономике, большая доля безработицы и прочее негативно влияют на уровень развития туризма. Социально-демографический фактор является более значимым в данной группе. Этот фактор характеризуют такие показатели, как уровень жизни населения, степень благосостояния, уровень занятости, демография, уровень образования и культуры, урбанизация и т.д. Такие факторы как уровень деятельности системы здравоохранения, уровень криминала, а также экологическая обстановка в регионе, можно отнести к отдельным социальным факторам. Материально-техническими факторами развития туристской деятельности является инфраструктура туризма, то есть отели, хостелы, магазины, дороги, связь, банки и другое.

При анализе внешней среды туристической деятельности нужно обратить большое внимание на факторы приведенные выше, влияющие непосредственно на формирование, внедрение, а также последующее развитие цифровой экономики и новой продукции. Все это благоприятно влияет на развитие всей сферы туризма.

Внутренние факторы развития туристического бизнеса также играют большую роль в процессе внедрения цифровой экономики. Данные факторы формируются на микроуровне туристических фирм. К внутренним факторам относят: политика цифровизации, стратегия туристической деятельности компании, внедрение новейших информационно-коммуникативных технологий, а также их развитие, поддержка нововведений со стороны управленческого аппарата компании, высокий уровень финансовых возможностей компании, а также организационно-техническая готовность к внедрению и развитию нововведений.

Развитие цифровой экономики значительно изменит инфраструктурное обеспечение многих видов экономической деятельности, в том числе туризма. С учётом того, что фундаментом цифровой экономики является обработка большого количества информации, то высокотехнологичная система хранения, обработки и передачи информации приобретает особую важность. Следует ожидать активного развития мобильных технологий, для удобства потенциальных туристов, которые обеспечивают выполнение широкого функционала, например покупку авиабилетов, бронирование гостиниц, навигация на местности, предоставление справочной информации о достопримечательностях, культурных и исторических наследиях рейтингах ресторанов и т.д. [3].

Цифровая экономика формирует возможность создания потенциально новых форм туристических предприятий. Также значительные изменения произойдут в сфере кадровой инфраструктуры.

Все более технологизируются наша общественная жизнь и туристическая деятельность, формируется новое единое информационное пространство в сфере

мирового туризма, развивается система информационного обеспечения и

управления туризмом.

Список литературы /References

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 01.10.2019).

2. Кулакова Л.И. Методический инструментарий оценки эффективности государственной поддержки туристско-рекреационного предпринимательства в условиях Камчатского края. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vak.mimbrnauki.gov.ru/advert/100029021/ (дата обращения: 01.12.2019).

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Влияние мобильных приложений на развитие туристской индустрии // Вестник Национальной академии туризма, 2015. С. 17-20.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r "On approval of the program" Digital Economy of the Russian Federation". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (date of access:10.01.2019).

2. Kulakova L.I. Methodological tools for assessing the effectiveness of state support for tourist and recreational entrepreneurship in the Kamchatka Territory. Thesis for the degree of candidate of economic sciences. [Electronic resource]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/advert/100029021/ (date of access: 01.12.2019).

3. MorozovM.A., Morozova N.S. The influence of mobile applications on the development of the tourism industry // Bulletin of the National Academy of Tourism, 2015. P.17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.