Научная статья на тему 'Цифровое развитие общества в России: государственный и бизнес-аспекты'

Цифровое развитие общества в России: государственный и бизнес-аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / DIGITAL DEVELOPMENT OF SOCIETY / BUSINESS COMMUNITY / MODERN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земскова Ирина Анатольевна

В статье рассматривается процесс цифрового развития общества в России с учетом особенностей развития новых технологий информации и коммуникации. Выделаются две сферы подобного развития: на уровне бизнес-структур и на государственном уровне. Среди инновационных способов развития бизнеса выделены облачные технологии, стратегия Mobile First, а также готовые решения, позволяющие экономить время на решении задач. Среди основных направлений цифровизации общества на уровне бизнес-структур выделены следующие направления: обеспечение кибербезопасности, создание объединенных платформ для сотрудничества, успешное функционирование территорий опережающего развития, ликвидация цифровых разрывов последующих поколений пользователей. В качестве элементов цифрового развития общества на государственном уровне отмечены: цифровизация государственных услуг, инновационные технологические программы «умный город» в процессе управления населенными пунктами, нормативно-правовая база источников регулирования сферы применения цифровых технологий, стимуляция граждан к использованию государственных услуг в электронной форме, индуцирование бизнес-сообщества к внедрению и развитию современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DEVELOPMENT OF SOCIETY IN RUSSIA: STATE AND BUSINESS ASPECTS

The article studies the process of digital society development in Russia, taking into account the specifics of the evolution of new information and communication technologies. The author identifies two areas of digital development: at the business level and at the state level. The article focuses on innovative ways of business development that include cloud computing, Mobile First strategy, as well as ready-made solutions that offer time-saving opportunities. As far as major areas of business digitalization are concerned, the following areas are highlighted: ensuring cybersecurity, creating joint platforms for business cooperation, ensuring success of priority economic development areas, and closing digital gaps for subsequent generations of users. As far as digital development of society at the state level, the following areas are noted: digitalization of public services, innovative program «smart city» for managing cities and towns, legal framework for regulating the scope of digital technologies, encouraging citizens to use public e-services, and inducing the business community to introduce and develop advanced information technologies.

Текст научной работы на тему «Цифровое развитие общества в России: государственный и бизнес-аспекты»

ISSN 1994-5094 ♦-

13 -♦

Irina Anatolyevna Zemskova,

senior lecturer of the department of customs affairs and commodity science, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338

Ирина Анатольевна Земскова,

старший преподаватель кафедры таможенного дела и товароведения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И БИЗНЕС-АСПЕКТЫ

В статье рассматривается процесс цифрового развития общества в России с учетом особенностей развития новых технологий информации и коммуникации. Выделаются две сферы подобного развития: на уровне бизнес-структур и на государственном уровне. Среди инновационных способов развития бизнеса выделены облачные технологии, стратегия Mobile First, а также готовые решения, позволяющие экономить время на решении задач. Среди основных направлений цифровизации общества на уровне бизнес-структур выделены следующие направления: обеспечение кибербезопасности, создание объединенных платформ для сотрудничества, успешное функционирование территорий опережающего развития, ликвидация цифровых разрывов последующих поколений пользователей. В качестве элементов цифрового развития общества на государственном уровне отмечены: цифровизация государственных услуг, инновационные технологические программы «умный город» в процессе управления населенными пунктами, нормативно-правовая база источников регулирования сферы применения цифровых технологий, стимуляция граждан к использованию государственных услуг в электронной форме, индуцирование бизнес-сообщества к внедрению и развитию современных информационных технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровое развитие общества, бизнес-сообщество, современные технологии.

DIGITAL DEVELOPMENT OF SOCIETY IN RUSSIA: STATE AND BUSINESS ASPECTS

The article studies the process of digital society development in Russia, taking into account the specifics of the evolution of new information and communication technologies. The author identifies two areas of digital development: at the business level and at the state level. The article focuses on innovative ways of business development that include cloud computing, Mobile First strategy, as well as ready-made solutions that offer time-saving opportunities. As far as major areas of business digitalization are concerned, the following areas are highlighted: ensuring cybersecurity, creating joint platforms for business cooperation, ensuring success of priority economic development areas, and closing digital gaps for subsequent generations of users. As far as digital development of society at the state level, the following areas are noted: digitalization of public services, innovative program «smart city» for managing cities and towns, legal framework for regulating the scope of digital technologies, encouraging citizens to use public e-services, and inducing the business community to introduce and develop advanced information technologies.

Keywords: digital economy, digitalization, digital development of society, business community, modern technology.

Цифровое развитие общества в сложившейся архитектуре экономических отношений возможно лишь в случае преобладания необходимости цифрового общения граждан друг с другом, с органами государственной власти, с представителями бизнес-структур над традиционными способами общения. И такое преобладание должно давать преимущества, которые, несомненно, ведут к конкордации интересов субъектов названных отношений.

С целью эффективного развития цифрового общества целесообразно исследование процессов цифровизации экономики не только на федеральном, но и на региональном уровне. Необходимо выделить факторы, которые оказывают большое влияние на развитие инновационных цифровых технологий, исследование цифровых разрывов регионов, объяснение и ликвидацию неравномерности их развития, массовую пропаганду применения информационно-телекоммуникационных технологий среди населения, членов бизнес-сообщества и сотрудников государственных и муниципальных органов.

Проведенный анализ цифрового развития общества позволил выделить две сферы: на уровне бизнес-структур и на государственном уровне. Целесообразно рассмотреть каждую сферу развития более подробно.

Начнем с технологий цифровизации бизнеса, открывающих дорогу предприятиям к инновационным способам развития:

- облачные технологии, которые позволяют реализовывать один проект сразу нескольким группам одновременно и эффективно использовать ресурсы компании;

- стратегия Mobile First, используя которую фирмы получают и монетизируют мобильный трафик, уже догнавший по своим показателям трафик со стационарных устройств;

- готовые решения, позволяющие экономить время на решении задач. Огромная база инструментов, таких как приложения, расширения и коннекторы, повышает эффективность предприятия и требует минимальных временных затрат на их внедрение и адаптацию.

14 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦

Современные технологии цифровой трансформации снизили порог входа во многие сферы бизнеса. Начать и развивать собственный бизнес стало намного легче при помощи большого количества инструментов, которые предоставляет цифровиза-ция отраслей и предприятий.

Среди основных направлений цифровизации общества на уровне бизнес-структур необходимо выделить следующие направления.

1. К ключевым направлениям цифрового развития можно отнести обеспечение кибербезопас-ности, организации объединенных платформ для трансграничного сотрудничества, образование маркетплейсов для бизнесов и деятельности институтов поддержки и развития [3, а 14].

Информация выступает одним из основных ресурсов успеха современных управленцев. В 2017 г. Россия потратила 55 млрд руб. на защиту цифровых данных, что на 35% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. объем вложений достиг 100 млрд руб.

Организации тратят от 5 до 17% 1Т-бюджета на информационную безопасность. Особенно заинтересованными отраслями являются государственная (до 800 млн руб.) и банковская (до 300 млн руб.) сферы, на третьей позиции с равными показателями находятся промышленная сфера, сферы информационных технологий и транспорта (до 50 млн руб. в каждой) [5]. Максимальный бюджет организаций сферы образования на информационную безопасность в среднем не превышает 5 млн руб., тогда как доля государственных организаций с крайне низким уровнем бюджета на информационную безопасность составляет 20%.

Изначально нерешенные задачи кибербезопас-ности на уровне 1Т в совокупности с начавшейся повсеместно в нашем государстве цифровизацией сейчас активно проецируются на сферы бизнеса, которые исторически не подготовлены к эффективному отражению кибератак: на сектора реальной экономики, взаимодействие с государственными органами и бизнес-структурами, интернет вещей и др. В соответствии с этим бизнес обязательно должен уделять больше внимания анализу истинного положения дел, проводить оценку отдельно каждой информационной системы, стараться с большей точностью спрогнозировать варианты развития событий и результаты. Это позволит ускорить процесс развития различных технологий (от интеллектуального управления активами компаний до расследования инцидентов с разным уровнем ретроспективы и адаптацией к уникальным инфраструктурам). По результатам анализа данных 2018 г., можно сделать вывод, что каждая вторая организация подверглась кибератакам, а каждая третья компания (частная или государственная) понесла прямые финансовые потери. Интересен тот факт, что впервые целевых атак стало больше, чем массовых. В ближайшее время данная тенденция будет только усиливаться. Следовательно, чем эффективнее выстроенная компаниями защита, тем менее удачными будут массовые атаки на них.

2. Следующим направлением цифровизации общества на уровне бизнес-структур является создание объединенных платформ, в том числе для трансграничного сотрудничества. Этот бизнес-тренд особенно проявляется в промышленно развитых субъектах РФ, на территории которых работают крупные компании. Создание таких объединенных платформ особенно актуально, если география деятельности компании охватывает несколько субъектов РФ с разными часовыми поясами. В качестве примера таких платформ можно привести «Яндекс.Маркет». Подобные технологии позволяют синхронизировать цифровые решения бизнеса на базе единых платформ.

3. Еще одним выявленным информационным бизнес-трендом, способствующим развитию циф-ровизации общества, является появление и успешное функционирование территорий опережающего развития (ТОСЭР), особых экономических зон, индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, агентств и корпораций развития России, общее количество которых растет с каждым годом. На современном этапе развития цифровиза-ции работает 12 ТОСЭР, 26 особых экономических зон и 252 технопарка в 63 субъектах РФ, 831 индустриальный парк в 79 субъектах РФ, 153 агентства и корпорации развития России в 84 субъектах РФ. В уступающих лидерам субъектах РФ, как правило, такие центры (технопарки) только создаются либо находятся на стадии планирования [3, с. 15].

4. Следующей тенденцией в рассматриваемой области можно назвать появление цифровых разрывов последующих поколений. Операторам сетей и пользователям в дальнейшем нужно будет подстраивать свои существующие модели бизнеса с целью применения перспектив цифровой трансформации.

Тенденции цифрового развития общества на уровне государства:

- идущая полным ходом цифровизация государственных услуг. По инициативе государства создаются надлежащие инфраструктуры, порталы и услуги. Происходит перевод государственных услуг в электронную форму, что способствует повышению их качества, а также повышению качества жизни граждан, являющихся потребителями этих услуг. Государственные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения необходимых операций [1, с. 13]. Миграция процессов оказания государственных и муниципальных услуг в цифровое пространство также оказывает влияние на поведенческие шаблоны потребителей [4, с. 398];

- использование инновационных технологических программ «умный город» в процессе управления населенными пунктами. Подобные программы применяются в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах. В программе «Цифровая экономика» на направление «смартсити» предусмотрено 268 млрд руб. [2].

ISSN 1994-5094 ♦-

15 -♦

Федеральное софинансирование будет направлено в первую очередь на конкурсной основе регионам с высоким показателем специального индекса «IQ городов». Регионы, не уделяющие должного внимания развитию «умных городов», должны понимать, что этим отрицательно влияют на приносящие доход последствия внедрения технологий «умный город». Применение и развитие цифровых технологий при создании «умного города» способствует увеличению количества и повышению качества электронных государственных услуг, а также снижению уровня цифрового неравенства в регионах России;

- увеличение количества нормативно-правовых источников регулирования сферы применения цифровых технологий. Интересен тот факт, что в разных регионах уровень правового регулирования обозначенной темы сильно разнится. В крупных городах применяются программы «умный город», «умный транспорт», программа цифровизации и другие, а в субъектах России, уступающих по темпам цифрового развития, все еще продолжается процесс формирования сфер, регулирующих с правовой точки зрения создание, внедрение и развитие цифровых технологий, устранение цифрового неравенства. Основными направлениями успешного внедрения цифровой экономики являются ликвидация правовых препятствий для полноценного развития цифровой инфраструктуры, а также обеспечение развития технологий big data, квантовых компьютеров, искусственного интеллекта и новых производственных методов. Такая модернизация возможна и, наверное, даже целесообразна, но при этом необходима целенаправленная политика, которая должна выполнить ряд задач [6, с. 54];

- стимулирование граждан к использованию государственных услуг в электронной форме. Для старшего поколения проводится работа по ликвидации цифровой безграмотности путем обучения. Среди тех, кто умеет пользоваться современными информационными технологиями, с помощью средств массовой информации ведется пропаганда их применения, предоставления скидок на государственные услуги (например, на регистрацию юридического лица, оплату государственных пошлин и штрафов и т.д.). Важнейшим приоритетом государства является повышение эффективности политики развития цифровых навыков с учетом существующих на рынке труда пробелов и проблемы расширения социального неравенства;

- индуцирование бизнес-сообщества к внедрению и развитию современных информационных технологий. Подобное воздействие со стороны

директивных органов должно быть направлено на формирование восприимчивого внутреннего рынка страны, признающего значимость происходящих процессов и итогов цифровой трансформации. Необходимо осуществлять конкретные действия, направленные на повышение стабильности и про-гнозируемости делового климата. Целесообразно также развивать внутренний рынок с целью увеличения спроса, что можно достигнуть путем стимулирования крупных государственных предприятий к внедрению в свою деятельность не просто электронных, а современных цифровых технологий. Однако только стимулирование бизнес-сообщества не будет полным без содействия со стороны государства, которое в данном случае будет проявляться в мероприятиях по укреплению доверия населения к цифровой экономике.

В заключение необходимо подчеркнуть: особое значение имеет сегодня развитие общественных отношений, в которые на данном этапе развития все активнее внедряются новые цифровые технологии.

Государство и бизнес должны в равной степени прилагать усилия в процессах применения современных цифровых технологий, а также эффективно взаимодействовать при регулировании общественных отношений в экономике. Такое результативное взаимодействие принесет положительный синер-гетический эффект для каждого участника.

1. Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А. Цифровая таможня: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 9-14.

2. Анненков А. Федеральный взгляд на цифровое будущее российских регионов от 25.10.2018. URL: http://d-russia. ru/federalnyj-vzglyad-na-tsifrovoe-budushhee-rossijskih-regionov.html (дата обращения: 06.02.2020).

3. Индекс «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за 1-е полугодие 2018 года. Краткая версия // Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО. Октябрь 2018.

4. Манахова И.В., Земскова И.А. Влияние потребителей на повышение качества электронных государственных услуг // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. № 4. С. 394-400.

5. Устинова А. Компании тратят от 5 до 17% IT-бюджета на ИБ от 28.11.2017. URL: http://www.comnews.ru/content/ 110662/2017-11-28/kompanii-tratyat-jn-5-do17-it-byudzheta-na-ib# (дата обращения: 12.04.2019).

6. Ягубов Ш.Р. Проблемные аспекты при таможенном декларировании, препятствующие развитию таможенного дела // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.