Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информационные технологий / преподавание / цифровые инструменты / обучение. / education / information technology / teaching / digital tools / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчиева Жаркынай Серикболовна, Кусаинова Улжан Болатовна, Майкен Акбаян Бекзатовна, Токтабай Еркегали Дарханович

Новые образовательные технологии очень полезны в системе образовании. Они используются не только в сфере образования, но также в административных и управленческих отделах школ, колледжей и университетов. Таким образом, образование может извлечь выгоду из технологий, которые могут улучшить учебные программы и создать новые возможности для обучающихся и преподавателей. Цель исследования – задуматься о важности включения цифровых технологий в систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчиева Жаркынай Серикболовна, Кусаинова Улжан Болатовна, Майкен Акбаян Бекзатовна, Токтабай Еркегали Дарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATION: THE ROLE AND INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

New educational technologies are very useful in the education system. They are used not only in the field of education, but also in the administrative and management departments of schools, colleges and universities. In this way, education can benefit from technologies that can improve curricula and create new opportunities for students and teachers. The purpose of the study is to reflect on the importance of including digital technologies in the education system.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37.018: 004.4 Научная статья

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Байчиева Ж.С., Кусаинова У.Б., Майкен А.Б., Токтабай Е.Д. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Новые образовательные технологии очень полезны в системе образовании. Они используются не только в сфере образования, но также в административных и управленческих отделах школ, колледжей и университетов. Таким образом, образование может извлечь выгоду из технологий, которые могут улучшить учебные программы и создать новые возможности для обучающихся и преподавателей. Цель исследования -задуматься о важности включения цифровых технологий в систему образования.

Ключевые слова: образование, информационные технологий, преподавание, цифровые инструменты, обучение.

Для цитирования: Байчиева Ж.С., Кусаинова У.Б., Майкен А.Б., Токтабай Е.Д. Цифровое образование: роль и влияние информационных технологий в современном образовательном процессе // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 113-116.

DIGITAL EDUCATION: THE ROLE AND INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Baychieva J.S., Kusainova U.B., Maiken A.B., Toktabai E.D.

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. New educational technologies are very useful in the education system. They are used not only in the field of education, but also in the administrative and management departments of schools, colleges and universities. In this way, education can benefit from technologies that can improve curricula and create new opportunities for students and teachers. The purpose of the study is to reflect on the importance of including digital technologies in the education system.

Keywords: education, information technology, teaching, digital tools, training.

For citation: Baychieva J.S., Kusainova U.B., Maiken A.B., Toktabai E.D. Digital education: the role and influence of information technology in the modern educational process// Science and Reality. 2024. no. 2 (18), pp. 113-116. (in Russian).

Включение технологий в систему образования имеет фундаментальное значение, поскольку мир постоянно развивается, а цифровой век является реальностью для людей, участвующих в процессе обучения в образовании. Если рассматривать образовательный процесс как совокупность взаимодействия, включающую вербальную, невербальную, эмоциональную и эмпатическую коммуникацию, то информационные технологии имеют потенциал не только для улучшения передачи информационных потоков, но и, прежде всего, для эффективного обучения тех, кто вовлечён в этот процесс. Первое преимущество новых образовательных технологий - широкое распространение контента. Конечно, Интернет предоставляет огромные возможности для обучения. Сегодня многие обучающие ресурсы доступны на YouTube, где пользователи могут находить видео-уроки и образовательный контент по различным предметам и навыкам. Кроме того, существуют специализированные веб-сайты, где можно скачать обучающие материалы, такие как электронные книги, видеокурсы, аудиозаписи и другие форматы образовательного контента. Это предоставляет учащимся гибкость выбора формата и времени обучения, а также разнообразие учебных ресурсов для различных предпочтений и уровней знаний. Очевидные примеры - онлайн-курсы или учебники. Благодаря оцифровке и новым технологиям обучения концепции распространяются быстро: большие объемы информации передаются за короткое время многим людям одновременно, что способствует распространению коммуникации и знаний. Интеграция новых технологий в учебные программы приносит существенные преимущества, среди которых следует выделить следующие основные аспекты:

- Более оперативный обмен информацией.

- Широкомасштабное использование контента.

- Лучшая вовлеченность учеников.

- Большая склонность учащихся к использованию технологического инструмента.

- Добавление новых технологий в учебные программы открывает возможность симуляции реалистичных сценариев и ситуаций, которые учащиеся могут исследовать и изучать в контролируемой обучающей среде.

- Повышение универсальности программы обучения.

- Образовательные технологии как инструмент для дальнейшего обучения и углубления знаний.

- Повышение мотивации в обучении [1].

Невозможно недооценить влияние новейших технологий, применяемых в образовательном процессе. Влияние их распространяется не только на прямые аспекты обучения, но и на косвенные, способствующие улучшению подготовки и развитию эмпатии. Цифровые инструменты оказывают благоприятное воздействие на обстановку в аудитории, стимулируя учащихся к большей мотивации и глубокому погружению в учебный материал. Использование технологий в классе способствует мотивации учащихся, улучшает их склонность к обучению, обогащает образовательный процесс и укрепляет взаимоотношения между учениками и преподавателями, что является ключевым фактором для успешного развития индивидуальности ребенка. Образовательные технологии могут быть воплощены в форме интеграции в учебные занятия и находят широкое применение именно в этом контексте. Таким образом, цифровые технологические средства могут оказаться полезными не только в классе, но и в домашних условиях на этапе дополнительного изучения материала, но они не должны восприниматься как замена традиционным методам преподавания.

Существует несколько образовательных технологий, начиная с самых простых -планшетов или компьютеров, но есть и другие.

Планшет: это важный цифровой инструмент, поскольку его легко носить с собой, он занимает мало места и очень практичен в использовании. В классе он является полезным помощником, так как делает использование технологий доступным для человека.

Компьютер: помимо нескольких занятий в специальных классах, дома он становится важным инструментом исследования для углубления тем и создания таких работ, как курсовые, резюме, таблицы, инфографики.

Облако: общие пространства позволяют ученикам взаимодействовать с другими сверстниками или учителями, имея информацию и учебные материалы, доступные в режиме реального времени.

Программное обеспечение и приложения: существуют бесплатные программы, которые помогают повысить эффективность обучения и вовлечь ученика как на уроках, так и дома. Учителя также могут найти полезные инструменты для подготовки уроков, перепланирования обучения и управления классом [2].

Объекты и устройства: существуют симуляции событий или географических мест, которые были идеально воссозданы и доступны благодаря 3D-очкам или специальным козырькам, которые, будучи надетыми, способны обеспечить полное погружение. Специальные камеры или другие цифровые устройства позволяют реализовать использование технологического компонента в рамках образовательных маршрутов.

Чтобы быть функциональной и полезной, образовательная технология должна способствовать сквозному, общему, инклюзивному, совместному и оценочному образованию.

Образовательные технологии: зачем их использовать?

Подход к образовательным технологиям с позиции вспомогательного инструмента, который помогает учителю, позволяет видеть их как ценный ресурс, а не ограничивающий фактор. Учебный проект, разработанный для ребенка с трудностями в обучении или страдающего когнитивными расстройствами, может найти положительный отклик в использовании планшетов и компьютеров. Например, использование голосовых синтезаторов, которые некоторые программы предоставляют в распоряжение пользователя, также может стать решением проблемы, преобразуя длинный текст в более сжатое и понятное изложение в интересах ученика [3].

Создание концептуальных карт - еще один пример того, как речь учителя может быть преобразована в визуальную и непосредственную поддержку, активируя чувство зрения вместо чувства слуха. Таким образом, несколько учеников могут в сжатой форме получить различную информацию и одновременно получить эффективный и необходимый инструмент для обучения.

С использованием технологий можно планировать разнообразные занятия для учащихся, предлагая возможность учиться новому, уважая особенности каждого из них. Таким образом, школа - это среда взаимодействия, которая дополняется технологиями, позволяющими навести мост между знаниями, становясь компонентом сотрудничества и социальных преобразований [4].

Список источников

1. Батова М.М. Цифровая парадигма развития системы «образование - наука -производство» - М.: Первое экономическое издательство, 2021. - 218 с.

2. Цифровое будущее или экономика счастья? монография / А. В. Черновалов, 3. Цекановский, 3. Шиманьский, П. А. Черновалов. - 5-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2023. - 218 с.

3. Мерецков О.В. Педагогико-технологические подходы к созданию цифрового образовательного контента территориально распределенными коллективами: монография. -М осква: Директ-М едиа, 2023. - 156 с.

4. Возможности сочетания естественного и искусственного интеллектов в образовательных системах: коллективная монография / А. М. Абдуллаев, Е. В. Аверченко, Т. С. Александрова [и др.]; под ред. С.О. Крамарова. — Москва: РИОР, 2023. — 232 с.

Байчиева Жаркынай Серикболовна, магистрант образовательной программы «Информационные системы», кафедра «Информационные системы и информатика», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Baychieva Zharkynai Serikbolovna, master's student of the educational program «Information Systems», Department of «Information Systems and Informatics», Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Кусаинова Улжан Болатовна, магистр технических наук, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и информатика», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Kusainova Ulzhan Bolatovna, Master of Technical Sciences, Senior Lecturer at the Department of «Information Systems and Informatics», Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

® : ulzhan-92-92@mail.ru.

Майкен Акбаян Бекзатовна, магистрант образовательной программы «Информационные системы», кафедра «Информационные системы и информатика», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Maiken Akbayan Bekzatovna, master's student of the educational program «Information Systems», Department of «Information Systems and Informatics», Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Токтабай Еркегали Дарханович, преподаватель кафедры «Информационные системы и информатика», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Toktabay Yerkegali Darkhanovich, teacher at the Department of «Information Systems and Informatics», Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Дата поступления: 19.04.2024

© Байчиева Ж.С., Кусаинова У.Б., Майкен А.Б., Токтабай Е.Д., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.