Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ КОЧЕВНИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ'

ЦИФРОВОЕ КОЧЕВНИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ КОЧЕВНИЧЕСТВО / ЦИФРОВОЙ КОЧЕВНИК / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФОТОГРАФ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Евгения Владимировна, Мартынова Татьяна Николаевна

Введение. Статья посвящена анализу цифрового кочевничества (номадизм) студенческой молодежи как феномена, социокультурного явления, образа жизни и профессиональной деятельности в условиях современного сетевого информационно-коммуникативного общества. Методология. Обобщаются результаты современных исследований и практического опыта цифровых кочевников как особой социально-профессиональной категории молодых людей. Феномен цифрового кочевничества студенческой молодежи рассматривается с позиций социокультурного подхода, согласно которому жизненное разнообразие признается важным ресурсом и определяющим моментом для анализа профессиональной деятельности, системы жизненных ценностей, образа жизни и социальных практик, выявления социальных рисков этой группы молодежи. Результаты. По мнению респондентов, номадизм, как социокультурное явление, имеет свои негативные последствия, которые могут привести к возникновению определенных социальных рисков. В результате фотографы-кочевники сталкиваются с целым рядом психологических проблем, которые были нами разделены по степени значимости (наиболее вероятные проблемы фотографов-кочевников, проблемы средней значимости, проблемы, встречающиеся относительно редко). Нестабильная занятость фотографов-номад - это одна из наиболее вероятных проблем профессиональной деятельности. В качестве социальных рисков ведущие позиции заняли: риск нестабильной занятости, совмещение семейных обязанностей и профессиональной деятельности, условия среды проживания, превышающие способности и возможности человека, отсутствие гарантий оплаты труда. Профессиональная деятельность молодого цифрового фотографа представляет собой изменчивую разноплановость, ей присущ определенный набор ценностей, что определяется как профессиональные возможности. Заключение. В условиях цифрового кочевничества как рискогенного образа жизни и среды возникает необходимость управления социальными рисками, потребность в их предупреждении и минимизации за счет реализации человеком социального и индивидуально-личностного потенциала. Феномен цифрового кочевничества студенческой молодежи является относительно новым в академических дискуссиях. Обилие экспликаций в отношении цифрового кочевничества указывает на неоднозначность самой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL NOMADICITY OF STUDENT YOUTH: LIFE VALUES, PROFESSIONAL OPPORTUNITIES AND SOCIAL RISKS

Introduction. The article is devoted to the analysis of digital nomadicity of student youth as a phenomenon, a socio-cultural phenomenon, a way of life and professional activity in the conditions of a modern network information and communication society. Methodology. The results of modern research and practical experience of digital nomads as a special socio-professional category of young people are summarized. The phenomenon of student youth digital nomadicity is considered from the standpoint of a socio-cultural approach, according to which life diversity is recognized as an important resource and a defining moment for analyzing professional activities, a system of life values, lifestyle and social practices, and identifying social risks for this group of young people. Results. According to respondents, nomadicity, as a socio-cultural phenomenon, has its own negative consequences, which can lead to certain social risks. As a result, nomad photographers face a number of psychological problems, which we have divided according to the degree of importance (the most likely problems of nomad photographers, problems of medium significance, problems that are relatively rare). The unstable employment of nomad photographers is one of the most likely problems of professional activity. As social risks, the leading positions were occupied by: the risk of unstable employment, the combination of family responsibilities and professional activities, environmental conditions that exceed the abilities and capabilities of a person, and the lack of guarantees of wages. The professional activity of a young digital photographer diverse, it has a certain set of values, which is defined as professional opportunities. Conclusion. In the conditions of digital nomadicity, as a risky lifestyle and environment, there is a need to manage social risks, the need to prevent and minimize them through the realization of a person’s social and individual personal potential. The phenomenon of student digital nomadicity is relatively new in academic discussions. The abundance of explications regarding digital nomadicity indicates the ambiguity of the practice itself.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ КОЧЕВНИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ»

УДК/UDC 364.4-053.81:004.9 DO110.54509/22203036_2023_1_186 EDN BPQIZB

Кривцова Евгения Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Мартынова Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

НйЯЙЯН

Krivtsova Evgenia V.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Martynova Tatiana N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

ЦИФРОВОЕ КОЧЕВНИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ

DIGITAL NOMADICITY OF STUDENT YOUTH: LIFE VALUES, PROFESSIONAL OPPORTUNITIES AND SOCIAL RISKS

Введение. Статья посвящена анализу цифрового кочевничества (номадизм) студенческой молодежи как феномена, социокультурного явления, образа жизни и профессиональной деятельности в условиях современного сетевого информационно-коммуникативного общества.

Методология. Обобщаются результаты современных исследований и практического опыта цифровых кочевников как особой социально-профессиональной категории молодых людей. Феномен цифрового кочевничества студенческой молодежи рассматривается с позиций социокультурного подхода, согласно которому жизненное разнообразие признается важным ресурсом и определяющим моментом для анализа профессиональной деятельности, системы жизненных ценностей, образа жизни и социальных практик, выявления социальных рисков этой группы молодежи.

Результаты. По мнению респондентов, номадизм, как социокультурное явление, имеет свои негативные последствия, которые могут привести к возникновению определенных социальных рисков. В результате фотографы-кочевники сталкиваются с целым рядом психологических проблем, которые были нами разделены по степени значимости (наиболее вероятные проблемы фотографов-кочевников, проблемы средней значимости, проблемы, встречающиеся относительно редко). Нестабильная занятость фотографов-номад - это одна из наиболее вероятных проблем профессиональной деятельности. В качестве социальных

рисков ведущие позиции заняли: риск нестабильной занятости, совмещение семейных обязанностей и профессиональной деятельности, условия среды проживания, превышающие способности и возможности человека, отсутствие гарантий оплаты труда.

Профессиональная деятельность молодого цифрового фотографа представляет собой изменчивую разноплановость, ей присущ определенный набор ценностей, что определяется как профессиональные возможности.

Заключение. В условиях цифрового кочевничества как рискогенного образа жизни и среды возникает необходимость управления социальными рисками, потребность в их предупреждении и минимизации за счет реализации человеком социального и индивидуально-личностного потенциала. Феномен цифрового кочевничества студенческой молодежи является относительно новым в академических дискуссиях. Обилие экспликаций в отношении цифрового кочевничества указывает на неоднозначность самой практики.

Introduction. The article is devoted to the analysis of digital nomadicity of student youth as a phenomenon, a socio-cultural phenomenon, a way of life and professional activity in the conditions of a modern network information and communication society.

Methodology. The results of modern research and practical experience of digital nomads as a special socio-

professional category of young people are summarized. The phenomenon of student youth digital nomadicity is considered from the standpoint of a socio-cultural approach, according to which life diversity is recognized as an important resource and a defining moment for analyzing professional activities, a system of life values, lifestyle and social practices, and identifying social risks for this group of young people.

Results. According to respondents, nomadicity, as a socio-cultural phenomenon, has its own negative consequences, which can lead to certain social risks. As a result, nomad photographers face a number of psychological problems, which we have divided according to the degree of importance (the most likely problems of nomad photographers, problems of medium significance, problems that are relatively rare). The unstable employment of nomad photographers is one of the most likely problems of professional activity. As social risks, the leading positions were occupied by: the risk of unstable employment, the combination of family responsibilities and professional activities, environmental conditions that exceed the abilities and capabilities of a person, and the lack of guarantees of wages.

The professional activity of a young digital photographer diverse, it has a certain set of values, which is defined as professional opportunities.

Conclusion. In the conditions of digital nomadicity, as a risky lifestyle and environment, there is a need to manage social risks, the need to prevent and minimize them through the realization of a person's social and individual personal potential. The phenomenon of student digital nomadicity is relatively new in academic discussions. The abundance of explications regarding digital nomadicity indicates the ambiguity of the practice itself.

Ключевые слова: цифровое кочевничество, цифровой кочевник, молодежь, студенческая молодежь, социальные риски, жизненные ценности, профессиональные возможности, фотограф.

Keywords: digital nomadicity, digital nomad, youth, student youth, social risks, life values, professional opportunities, photographer.

Введение

Цифровое кочевничество приобрело популярность в последние годы как модный образ жизни и как способ бросить вызов традиционным условиям работы.

Быстрый рост этих мобильностей связан с социально-политическими факторами, такими как глобализация, индивидуализация, увеличение международного опыта и мобильности, простота передвижения, технологии беспроводной связи и развитие транс-

портных систем, оцифровка недвижимости, новые профессиональные возможности. Современные процессы формирования мировых рынков, развития транспортных и коммуникационных технологий приводят к новым социальным образованиям, закономерностям и возможностям. Действительно, циф-ровизация и включение мобильности в повседневную жизнь (как физического перемещения, так и технологической связи) привели к расширению досуга и мобильного образа жизни как на национальном, так и на международном уровне.

Одной из самых последних тенденций мобильного образа жизни является цифровое кочевничество. Это новый тип мобильности, который является результатом внедрения мобильных технологий в повседневную жизнь и различные типы профессиональной деятельности. Этот «растущий» образ жизни подрывает традиционные взгляды и привязанность к дому, работе и даже к стране.

Виртуальная среда изменяет структуру общества, образ жизни и ценности людей, способы их взаимодействия. В виртуальной среде сосредоточена деловая, образовательная и развлекательная информация, обеспечен доступ к базам данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, к разнообразным информационным ресурсам государственных и частных учреждений и компаний, библиотек и т.д. В большей степени это актуально для молодежи [1]. Молодые развиваются в цифровом биосоциальном пространстве, где виртуальное пространство есть продолжение физического и социального [5]. Хотелось бы отметить, что мобильный образ жизни и профессиональная деятельность кочевников сопряжены с множеством уникальных рисков.

Таким образом, можно констатировать, что данная научная проблема является актуальной, т.к. быстрое развитие цифровых технологий и становление информационного общества делает кочевой образ жизни представителей молодого поколения все более распространенным.

Методология

Термин «цифровой кочевник» был введен Маки-мото и Мэннерсом в 1997 году для описания последствий технологического прогресса в жизни людей [9]. Они предсказали, как мобильные и портативные технологии дополнят работу и отдых и создадут новый образ жизни, в котором «люди будут свободны от ограничений времени и места» [10]. Цифровые кочевники, или номады, - это фрилансеры нового поколения. Цифровой кочевник проецирует феномен

номадизма в смысле современной метафоры как свободы без ограничений; представляет собой современный бренд, понятийную инновацию, символизирующую определенную экзистенциальную свободу.

Термин «цифровой кочевник» описывает категорию мобильных профессионалов, которые выполняют свою работу удаленно из любой точки мира, используя цифровые технологии, а «цифровой кочевник» относится к образу жизни, который развивают эти высокомобильные профессионалы, не зависящие от местоположения.

За рубежом формируется целая каста «цифровых бродяг», которая представляет собой как индивидуальных путешественников, так и семьи, путешествующие в течение многих лет и зарабатывающие на жизнь в пути, следуя идее детерриториализации.

И. П. Кужелева-Саган считает, цифровой кочевник уже не просто герой авторских метафорических идей и концепций, примеряющий различные облики, роли, черты и характеристики на страницах научных и публицистических источников, но реальный и активный представитель современного общества. Стремясь адаптировать устаревшие социальные структуры, идеи и системы к личным потребностям, ценностям и правилам игры, он неизбежно изменяется и сам под влиянием всепоглощающих процессов технологиза-ции, цифровизации, медиализации и др. [4].

На данный момент количество исследовательских работ, посвященных этому явлению в разных частях мира, неуклонно растет. Современные исследования предлагают различные точки зрения, определения и классификации цифровых кочевников, но не имеют последовательного понимания этого термина и явления.

Проведенный анализ зарубежных источников позволил нам обобщить не только научные исследования, но и получить информацию о цифровом номадизме на интернет-сайтах. Это книги, статьи, истории о кочевом образе жизни представителей разных профессий - писателей, веб-разработчиков, фотографов и др.; рекомендации с пошаговыми инструкциями о кочевом образе жизни, о том, как осуществить мечты о пространственной независимости, как можно изменить свою жизнь и мир вокруг себя. За рубежом есть мировое сообщество цифровых кочевников и удаленных специалистов. Цель сообщества - сотрудничать друг с другом, делясь опытом, знаниями, советами и особыми моментами.

Несомненно, отечественные интернет-ресурсы тоже предоставляют информацию о таком стиле жизни, кроме того, сами кочевники делятся опытом,

дают советы, как минимизировать негативные последствия этого своеобразного и в какой-то мере рискованного образа жизни.

Цифровые кочевники для выполнения своих профессиональных обязанностей используют цифровые телекоммуникационные технологии, им доступен целый ряд видов профессиональной деятельности: программирование и веб-разработка; дизайн во всех возможных его проявлениях; репетиторство, консультации, удаленное обучение (голосовая и видеосвязь через Skype, Zoom и т.п.); системное администрирование; фотография и видеосъемка; обработка фотографий - ретушь, реставрация и т.п.; написание текстов различной тематики, поисковое продвижение и другие.

Для цифровых кочевников (номадов) как особой социальной категории людей характерен мобильный образ жизни, динамичность, потребность в свободе без границ, искусство совмещения работы и путешествий, достижение баланса между онлайн-жизнью и офлайн-жизнью.

К настоящему времени сложилась весьма обширная типологизация новых номадов, осуществляемая по различным критериям и признакам. Среди различных групп кочевников особенно выделяются так называемые знаниевые кочевники, студенческие кочевники или иностранные студенты-кочевники [3].

С. Лусмяги, специалист в области новейших образовательных технологий, отмечает, что в ближайшем будущем такой тип кочевников, как студенческие кочевники, составят следующую волну цифровых номадов [8]. Студенческие кочевники - молодые специалисты, которые еще учатся в вузах или недавно окончили обучение и стремятся совместить развитие профессиональной карьеры со свободным, мобильным образом жизни. К этой группе, в том числе, относятся фотографы - цифровые кочевники.

Основная масса современных цифровых номадов - это довольно рациональные молодые люди, сознательно выбирающие кочевой стиль поведения как проявление своей жизненной позиции. М. С. Яницкий указывает на свойственную им высокую мобильность, непривязанность к постоянному месту жительства и социальному окружению: именно современные молодые люди становятся так называемыми номадами постмодерна, носителями распространяющихся в обществе «мобилистических традиций», выбирая цифровое кочевничество, фриланс и другие современные формы мобильного образа жизни [7].

Это своеобразный уход от сложившейся системы ценностей, навязанных стереотипов и стандартов,

попытка улучшить качество жизни (в том смысле, что на задний план отходит некая обременительность многих правил и норм поведения в обществе). В этом отношении достижение индивидуального «Я» идет не в контексте общепринятых норм, а порой вопреки им.

Система ценностей формируется в процессе социализации личности и образует относительно устойчивую и самостоятельную характеристику личности. Выбор ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь жизненными ценностями [2].

Индустриальная система ценностей, основанная на накоплении материальных благ, у цифровых номадов уступает место таким жизненным ценностям, как творчество, самореализация, и ценностям, связанным с активностью человека как личности (индивидуальность, ответственность, любознательность, открытость мышления).

Однако наряду с положительными гранями профессиональной деятельности цифровых кочевников существуют различного рода риски, в том числе социальные риски.

Под социальными рисками понимают оценку личностью коммуникативных ситуаций неопределенности, связанных с возможными выгодами и потерями для нее [6].

Цифровые кочевники, стремясь обеспечить достойный материальный уровень жизни себе и близким, платят огромную цену за свое социальное благополучие как высшую социальную ценность, за свою профессиональную независимость, порой в ущерб своему психическому и физическому здоровью. Предоставленность человека самому себе и отсутствие гарантированной поддержки со стороны государства и общества приводят к необходимости анализа причин возникновения социальных рисков и поиска конструктивных способов защиты от них.

Ярким примером цифрового кочевничества молодежи можно считать профессиональную деятельность фотографов, социальные риски и жизненные ценности которых анализируются нами в статье.

Профессия фотографа относительно молодая и достаточно престижная в современном обществе. Фотографом считают человека или специалиста, в чьи задачи входит подготовка к проведению съемок (выбор темы, переговоры, получение разрешений и согласований, подбор моделей, реквизита, оборудования, выбор места и т.п.), непосредственное проведение фотосъемки и последующая работа по обработке и печати фотографий, продажа материала.

Профессиональная деятельность фотографа -цифрового кочевника предполагает относительно свободный график работы и отсутствие будничной рутины. Успешность его деятельности во многом зависит от профессиональных навыков и умений, а также от наличия фотоаппарата, быстродействующего и мощного компьютера, специальных программ для редактирования, быстрого подключения к Интернету, безопасности хранения информации.

В процессе жизнедеятельности человека, в том числе фотографа-номада, идет постоянная переоценка жизненных ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром, осознанным и принятым общим смыслом его жизни. Статусные ценности (социальный и профессиональный статусы, престиж, богатство, власть), которые связаны с занятием определенной, по возможности высокой, позиции в обществе, уходят на второй план. При этом особую значимость приобретают креативные ценности (творчество, любознательность, открытость мышления) и ценности, обеспечивающие самоутверждение (справедливость, честность, индивидуальность, независимость). Изменяя привычную комфортную предметно-пространственную среду, фотографы - цифровые кочевники становятся в большей степени создателями, чем потребителями.

Исследование с целью выявления возможного спектра социальных рисков в профессиональной деятельности цифрового кочевника и анализа их жизненных ценностей проводилось с участием 72 молодых респондентов в возрастном диапазоне от 20 до 27 лет. В исследовании принимали участие фотографы из разных стран и городов: Россия - 79% от общего числа респондентов (Астрахань, Кемерово, Кострома, Москва); Белоруссия - 10% (Брест); Турция - 7% (Стамбул); Греция - 4% (Салоники). Среди общего числа респондентов 58 % - мужского пола, 42 % - женского. Состоят в браке 30 % респондентов, 83 % совмещают кочевничество с получением высшего образования, остальные 17% имеют высшее образование и на данный момент обучаются в магистратуре.

В работе нами были использованы следующие методы исследования: анализ и систематизация информации на основе научных работ и интернет-ресурсов. В качестве эмпирического метода выступил анкетный опрос.

Результаты

Мы полагаем, что существует взаимосвязь между системой ценностей и возможностью возникновения социальных рисков в профессиональной деятель-

ности такой социальной категории людей, как фотографы - цифровые кочевники.

Анализ положительных и отрицательных сторон номадизма позволил выявить факторы, обусловливающие предпочтение кочевого образа жизни фотографов:

- свобода выбора, независимость (так отметили 75 % респондентов);

- способность человека действовать и поступать по своему усмотрению (58,3 %);

- возможность реализовать себя, самоактуализация (54,2 %);

- познание других культур через путешествие; новые впечатления (45,8 %);

- целостность восприятия картины мира, выражающаяся через готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей (20,8 %);

- окружение, изменяемое в зависимости от потребностей и желаний человека, ведь мир прекрасен в своем разнообразии (16,7%);

- расширение круга офлайн-коммуникаций (большое количество корреспондентов/респондентов (8,3 %).

По мнению респондентов, номадизм как социокультурное явление имеет свои негативные последствия, которые могут привести к возникновению определенных социальных рисков:

- размываются границы между отдыхом и работой (66,7 %);

- снижение материальных ресурсов (58,3 %);

- самостоятельная организация своей пространственно-временной сетки (37,5%);

- языковые барьеры (29,3 %);

- отказ от привычных и комфортных вещей (16,7 %);

- переизбыток новых впечатлений (12,5%);

- проблемы с Wi-Fi (12,5%);

- изменение круга общения. Регулярное общение с родственниками, а также старыми друзьями и знакомыми возможно только через Интернет (8,3 %).

В результате фотографы-кочевники сталкиваются с целым рядом психологических проблем (общий процент не равен 100, поскольку отражены максимальные выборы значимости проблем из каждого блока) (рис. 1, 2, 3).

Как показали результаты анкетного опроса респондентов, для физического, психологического комфорта и нивелирования отрицательных последствий номадизма цифровым кочевникам важно иметь некую среду для творческой реализации, социального общения и деловой синергии - она называется «коворкинг-среда», которая уже возникает в разных городах по всему миру.

■ Тревожность,

возникающая от страха перед неизвестным

□ Интернет-зависимость

□ Негативные эмоции

Рис. 1. Наиболее вероятные проблемы фотографов-кочевников

■ «Жизнь для себя», жизнь без обязательств перед семьей, профессиональным сообществом

□ Одиночество, вызванное тоской по дому, отсутствием близких людей

□ Изменения эмоционального состояния и субъективного благополучия

Рис. 2. Проблемы средней значимости

■ Изоляция

□ Стагнация развития и отказ от достижений

И Депрессия

Рис. 3. Проблемы, встречающиеся относительно редко

Нестабильная занятость фотографов-номадов -это одна из наиболее вероятных проблем профессиональной деятельности. По мнению респондентов, для предотвращения этой и других проблем особое внимание необходимо уделять не только языковым навыкам, но и предупреждению материальных трудностей. Испытуемые выделили ряд способов и возможностей получения дохода для кочующих фотографов (табл. 1).

Как отмечает большая часть респондентов (83,3%), самым актуальным способом получения дохода являются прямые продажи своих услуг клиенту в процессе взаимодействия с ним. 41,7% фотографов полагают, что необходимо активно присут-

ствовать в Интернете - использовать социальные медиа для своего позиционирования. Веб-сайт и страницы в социальных сетях привлекают платежеспособных клиентов. Такой же процент кочевников указывает в качестве возможного источника блоги, которые выполняют для фотографа ряд функций: коммуникация, самопрезентация, развлечение, сплочение и удержание социальных связей, саморазвитие, психотерапия, продвижение товаров и услуг. Работу на журнал/газету, статьи, фоторепортажи для СМИ отметили 29,2%. 25% считают, что можно зарабатывать себе на жизнь фотостоками. Авторы размещают портфо-лио на разных сайтах, которые выступают посредниками между фотографом и покупателем. Основные клиенты фотостоков - информационные порталы, сайты и просто разные компании. Плюс фотостоков заключается также и в том, что одна и та же фотография может быть продана бессчетное количество раз.

Возможный спектр социальных рисков, с которыми, по мнению респондентов, сталкиваются цифровые кочевники, ведущие мобильный образ жизни, представлены в таблице (табл. 2). Респондентам предлагалось выбрать из указанных видов социальных рисков не более трех наиболее вероятных и проранжи-ровать их в зависимости от степени значимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что риск нестабильной занятости получил максимальное количество выборов респондентов, что является вполне закономерным, т.к. цифровое кочевничество существенно отличается от работы в офисе, организации, где занятость и доход априори предска-

Таблица 1

Актуальные способы и возможности получения дохода для кочующих фотографов, в %

Возможности дохода %

Прямые продажи своих услуг и работ 83,3

Использование социальных медиа для своего позиционирования 41,7

Блоги 41,7

Работа на журнал/газету, статьи, фоторепортажи для СМИ 29,2

Фотостоки 25

Обучение 20,8

YouTube 4,2

Продакт-плейсмент в экспедициях 4,2

зуемы и стабильны. Кроме того, трудности возникают при совмещении двух (или более) социальных ролей, выполнение которых также превышает возможности индивида - семейной и профессиональной. Риск, связанный с условиями проживания, превышающий способности и возможности человека, отнесен к основным профессиональным социальным рискам, и фотографу не всегда удается точно предположить, насколько климат, безопасность, материальные затраты будут соответствовать его представлениям о той или иной стране. Признание того факта, что будущая среда обитания не может быть полностью смоделирована во время подготовки к работе в мобильных условиях, а среда будет отличной от представлений, естественны.

Таблица 2

Количество выборов каждого вида социального риска, в %

Вид социального риска Количество выборов

наиболее вероятные проблемы менее вероятные проблемы проблемы, с которыми сталкиваются редко

Нестабильная занятость 54

Совмещение семейных обязанностей и профессиональной деятельности 33

Условия среды проживания (климат, безопасность, материальные затраты и т.д.) превышают способности и возможности человека 21

Отсутствие гарантий оплаты труда (неоплата сделанной части работы и пр.) 21

Потеря интереса к работе в связи с постоянным поиском новых работодателей 25

Несоответствие требуемого уровня профессионализма в данном виде деятельности 21

Отсутствие социальных выплат, т.к. работодатель, сотрудничая с цифровыми кочевниками, не имеет с последними каких-либо документально подтвержденных трудовых отношений 21

Состояние здоровья, наличие заболеваний 17

Перенос эмоций и отношений других людей на свое состояние 17

Неспособность выстраивать конструктивное взаимодействие с заказчиками 12,5

17%

■ Активные социальные контакты

□ Креативность

□ Развитие себя

В Сохранение собственной индивидуальности

□ Духовное удовлетворение Н Собственный престиж

□ Достижение

Ш] Высокое материальное положение

Рис. 4. Значимость для фотографа-номада жизненных ценностей (в%)** **Сумма не равна 100 %, поскольку каждая ценность оценивалась по 5-балльной шкале. При этом 5 баллов - максимально высокая значимость ценности, далее по убывающей, 1 балл - максимально низкая значимость)

В реальной жизнедеятельности фотографа-кочевника возможность возникновения различного рода рисков связана с системой их жизненных ценностей (рис. 4).

В результате проведенного анализа было выявлено, что профессиональная деятельность цифрового фотографа представляет собой изменчивую разноплановость, ей присущ определенный набор ценностей. Кроме привычной включенности в виртуальное пространство, для фотографа-номада являются важными:

- установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли (67 % от общего числа респондентов; соотношение в оценке значимости данной ценности между респондентами мужчинами и женщинами - 56 и 44 % соответственно);

- реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность (67%; с учетом пола респондентов - практически равное распределение в оценке значимости данной ценности);

- познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик (50%; с учетом пола респондентов - практически равное распределение в оценке значимости данной ценности);

- преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости (46 %; ценность значима для 80 % мужчин и 20 % женщин);

- руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над

материальными (33%; значимость ценности для мужчин и женщин - 75 и 25 % соответственно);

- завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям (29%; значимость ценности для мужчин и женщин -57 и 43 % соответственно);

- актуализация внешних и внутренних ресурсов для достижения цели (29%; значимость ценности для мужчин и женщин - 57 и 43 % соответственно);

- стремление к материальному благополучию как главному смыслу существования (17%; значимость ценности для мужчин и женщин - 75 и 25% соответственно).

Таким образом, в системе жизненных ценностей фотографа-номада наиболее высокий ранг значимости занимают смысложизненные (свобода) и интерак-ционистские (взаимодействие и общение) ценности. Наименее важной оказалась ценность высокого материального положения. Достоверно значимых различий в жизненных ценностях в группах респондентов мужчин- и женщин-фотографов не выявлено.

Жизненные ценности фотографов - цифровых кочевников являются ведущими в выборе жизненной стратегии и решений, предопределяют ориентации, достижения и возможность возникновения тех или иных социальных рисков в контексте профессиональной деятельности.

Заключение

В результате исследования нами были выделены виды социальных рисков, с которыми чаще всего сталкиваются фотографы-номады: риск невозможности достижения результата, ролевой риск, риск несо-

ответствия возможностей и требований, предъявляемых профессией, риск неопределенности среды.

Для данной социальной группы людей, в большей степени, характерны ценности индивидуализации (смысложизненные), что объясняет их потребности в мобильном образе жизни, постоянной смене социального окружения, независимости от бытовых и социальных обстоятельств. Номад живет ради получения новых впечатлений, свободы, которая дает возможность выбирать что угодно, не зависимо от пространственного нахождения субъекта и времени -они преодолевают чувство пространства и границ.

Ведущими модусами, структурирующими процесс жизнедеятельности фотографа - цифрового кочевника, являются свобода, новизна и развитие. Цифровое кочевничество выступает как часть жизни, связанной с поиском и реализацией путей саморазвития и в профессиональной сфере. Молодые люди расширяют географическую мобильность, связанную с занятостью, поскольку сочетают в себе цифровое и физическое перемещение, причем последнее является личным выбором, а не требованием занятости. Профессиональная деятельность молодого цифрового фотографа представляет собой изменчивую разноплановость, ей присущ определенный набор ценностей, что определяется как профессиональные возможности: установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли; реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность; познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик; завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям; актуализация внешних и внутренних ресурсов для достижения цели.

В то же время фотограф не может постоянно вести кочевой образ жизни, поскольку человеку как социальному существу нужны привычная инфраструктура, принадлежность к социальным институтам, к социальным группам для удовлетворения всех потребностей, а не только потребности в самоактуализации.

В условиях цифрового кочевничества как риско-генного образа жизни и среды возникает необходимость управления социальными рисками, потребность в их предупреждении и преодолении за счет реализации человеком социального и индивидуально-личностного потенциала.

Феномен цифрового кочевничества молодежи является относительно новым в академических дис-

куссиях. Обилие экспликаций в отношении цифрового кочевничества указывает на неоднозначность самой практики.

Цифровые кочевники - это как высокомобильные профессионалы, так и путешественники, ведущие образ жизни, что создает дополнительные трудности в описании этого явления. Существующие исследования, подходы и концептуальные рамки этого явления, как правило, рассматривают цифровых кочевников либо с точки зрения работы, либо с точки зрения отдыха. Таким образом, в дополнение в этой статье предлагается концептуальное определение цифрового кочевничества в рамках подхода к мобильности образа жизни. Он также определяет важность мобильной работы как неотъемлемого компонента такой мобильности, основанной на образе жизни.

Литература

1. Кривцова Е. В., Трапезникова И. С. Философия жизни и экономические риски в управлении карьерой фотографа номада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). С. 100-109.

2. Кривцова Е. В., Мартынова, Т. Н. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения. Кемерово, 2014. 140 с.

3. Кужелева-Саган И. П. Общие контуры онтологии образования в эпоху нового кочевничества // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1 (29). С. 200-211.

4. Кужелева-Саган И. П., Сучкова Н. А. Цифровое кочевничество в среде томских студентов: идентификация и самоидентификация // Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 102-114.

5. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 44-53.

6. Молокостова А. М., Бендас Т. В. Социальные риски в будущей профессиональной деятельности студентов // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 1. С. 59-72.

7. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М. С. Яниц-кий, А. В. Серый, О. А. Браун, Ю. В. Пелех, О. В. Маслова, М. В. Сокольская, Р. Д. Санжаева, А. Р. Монсонова, С. Б. Даг-баева, Ю. Ю. Неяскина, Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.

8. Lusmägi S. The Next Wave of Digital Nomads - Student Nomad. URL: https://medium.com/@sandralusmgi/the-next-wave-of-digital-nomads-student-nomads-f0b16a4c7517 (дата обращения: 13.12.2019).

9. Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. 1997.

10. Makimoto T. The age of digital nomad-impacts of CMOS innovation // IEEE Solid State Circuits Mag. 2013. Vol. 5, iss. 1. P. 40-47.

References

1. Krivcova E. V., Trapeznikova I. S. Filosofija zhizni i jekonomich-eskie riski v upravlenii kar'eroj fotografa nomada [Philosophy of life and economic risks in managing the career of a nomad photographer]. Scientific-methodological Electronic Journal "Kon-cept" 2017, no. 1 (January), pp. 100-109. (In Russian).

2. Krivcova E. V., Martynova, T. N. Tolerantnost' lichnosti v sisteme cennostnogo samoopredelenija [Personal Tolerance in the

System of Value Self-Determination]. Kemerovo, 2014, 140 p. (In Russian).

3. Kuzheleva-Sagan I. P. Obshhie kontury ontologii obrazovanija v jepohu novogo kochevnichestva [General contours of the ontology of education in the era of new nomadism]. Pedagogical Review, 2020, no.1 (29), pp. 200-211. (In Russian).

4. Kuzheleva-Sagan I. P., Suchkova N. A. Cifrovoe kochevnichestvo v srede tomskih studentov: identifikacija i samoidentifikacija [Digital nomadism among Tomsk students: identification and self-identification]. Siberian Journal of Psychology, 2018, no. 67, pp. 102-114. (In Russian).

5. Miroshkina M. R. Interpretacii teorii pokolenij v kontekste rossi-jskogo obrazovanija [Interpretations of the Theory of Generations in the Context of Russian Education]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 2, pp. 44-53. (In Russian).

6. Molokostova A. M., Bendas T. V. Social'nye riski v budushhej professional'noj dejatel'nosti studentov [Social risks in the future

professional activity of students]. Organizational Psychology, 2015, vol. 5, no. 1, pp. 59-72. (In Russian).

7. Yanitskij M. S., Seryj A. V., Braun O. A., Pelekh Y. V., Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhayeva R. D., Monsonova A. R., Dag-baeva S. B., Neyaskina Yu. Yu., Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Sistema cennostnyh orientacij «pokolenija Z»: social'nye, kul'turnye i demograficheskie determinanty [The value orientations system of generation Z: social, cultural and demographic determinants]. Siberian Journal of Psychology, 2019, no. 72, pp. 46-67. (In Russian).

8. Lusmagi S. The Next Wave of Digital Nomads - Student Nomad. Available at: https://medium.com/@sandralusmgi/the-next-wave-of-digital-nomads-student-nomads-f0b16a4c7517 (accessed 13.12.2019). (In English).

9. Makimoto T., Manners, D. Digital Nomad. 1997.

10. Makimoto T. The age of digital nomad-impacts of CMOS innovation. IEEE Solid State Circuits Mag, 2013, vol. 5, iss. 1, pp. 40-47. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.