24 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
Elena Aleksandrovna Orekhova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of global economy and theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 330.1
Елена Александровна Орехова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
цифровое доверие как фактор развития
в условиях турбулентности
Сложившиеся условия российской и мировой действительности характеризуются как турбулентность. Состояние турбулентности сопровождается сменой приоритетов не только экономики, но и общества в целом. Одним из трендов происходящей турбулентности является массовое распространение онлайн-пространства и цифровых технологий. Актуализируются вопросы и проблемы, связанные с развитием цифровой экономики. Внутри данной проблемы особую значимость приобретает цифровое доверие. Экспертные исследования утверждают, что доверие - это ключевой фактор конкурентоспособности цифровой экономики страны. Доверие делает возможным развитие цифрового общества. В статье рассматриваются различные подходы к определению доверия и идентификации его как экономического фактора. Даются рекомендации, направленные на повышение институционального доверия, целью которого является культивация цифрового доверия и, соответственно, развитие цифровой экономики и цифрового общества.
Ключевые слова: цифровая экономика, доверие, цифровое доверие, институциональное доверие, турбулентность, кризис, цифровое пространство.
digital trust as a contributor to development under uncertainty and turbulence
The article argues that the current situation in Russia as well as the whole world is highly turbulent and uncertain. The state of turbulence coincided with the shift of priorities not only in economy but society as a whole. One of the trends of the current turbulence is the mass spread of online presence and digital technologies. The issues and problems related to the development of the digital economy are becoming more and more relevant. Among those problems, a problem of digital trust is particularly important. Expert research shows that trust is a key factor in the competitiveness of the country's digital economy. Trust makes the establishment and development of a digital society possible. The article examines popular approaches to defining trust and discussing trust as an economic factor. The article presents recommendations aimed at increasing institutional trust that leads to cultivating digital trust, and, ultimately, developing digital economy and digital society.
Keywords: digital economy, trust, digital trust, institutional trust, turbulence, crisis, digital space.
Турбулентность представляется сложной траекторией движения любой системы, так как означает крайнюю степень нестабильности. Турбулентность сопровождается проникновением рисков высокого уровня в различные сектора и сферы, становлением новой конфигурации мироустройства. Существует так называемое время турбулентности. Оно может вызревать десятилетиями, но возникает при этом всегда неожиданно, лавинообразно, с совершенно непрогнозируемыми последствиями. Кроме того, совершенно очевидно, что турбулентность может быть вызвана причинами не только экономического, но и неэкономического порядка [3].
Происходящие в настоящее время явления как на глобальном, так и на уровне российской реальности, обусловленные таким факторами, как пандемия, снижение стоимости нефти, падение курса национальной валюты, представляют собой не что иное, как время турбулентности.
При этом даже на самом пике происходящей турбулентности становится очевидным, что меняются приоритеты в сторону развития онлайн-пространства и цифровых технологий. Данные изменения происходят молниеносно. Удаленная орга-
низация трудовой деятельности, удаленные консультации, бесконтактное оказание услуг становятся основными составляющими хозяйственной жизни [1].
Таким образом, актуальность исследования разноплановых проблем развития цифровой экономики продиктована складывающимися жизненными условиями и обстоятельствами.
Относительно недавно появился новый термин «цифровое доверие» - концепция, определяющая уверенность в надежности всех компонентов цифрового взаимодействия: пользователей, процессов, устройств, технологий и вендоров. В складывающихся обстоятельствах данная концепция является фундаментальной.
Говоря о доверии в современных условиях, можно сказать, что это ключевой фактор, определяющий конкурентоспособность цифровой экономики страны, без которого невозможно развитие цифрового общества [8]. Исследования в области проблем, связанных с формированием, а также с измерением уровня доверия, ведутся достаточно давно, но так и не выработаны единые методики, так как сам феномен доверия сложен и неоднозна-
НБЫ1994-5094 ♦-
25 -♦
чен. Уровень цифрового доверия еще более сложен и непрост для понимания и измерения, но остается при этом ключевым условием развития глобальной цифровой экономики [2].
Проводимые отечественные и зарубежные исследования показывают, что граждане отводят представителям бизнеса и власти роль гаранта доверия, и поэтому необходимо повышать его уровень среди граждан и потребителей. Внедрение новых технологий, качество интернет-инфраструктуры, институциональное развитие и инновационный климат - все эти показатели определяют, насколько цифровая экономика страны конкурентоспособна. Но при этом ключевая роль отводится правительству [4].
Прежде чем более подробно анализировать феномен «цифровое доверие», следует раскрыть сущность самого понятия «доверие» в качестве экономического фактора. Существует множество различных определений доверия. В целом это уверенность в чьей-то добросовестности, искренности, в правильности чего-либо и основанное на этом отношение к кому-нибудь.
Рассмотрим наиболее яркие определения категории «доверие». М. Вебер разделяет общностно ориентированное действие и общественно ориентированное действие. Общностно ориентированное действие есть смысловая ориентация на ожидания определенного поведения других и в соответствии с этим (субъективная) оценка шансов на успех собственных действий. В ряде случаев человек ориентируется на ожидания от других людей осмысленного поведения, т.е. субъективно понимаемого как осмысленное данным индивидом. В подобных ситуациях человек фактически экстраполирует способ своего субъективного осмысления реальности на восприятие ее партнером. Такая экстраполяция, подкрепленная межличностным опытом, приводит к формированию общего интереса, на основе которого и совершается социальный акт. Возникающее на этой базе доверие носит ярко выраженный функциональный характер.
Совершая общественно ориентированное действие, человек полагает, что он может рассчитывать на совместно принятый посредством обобщенного объединения характер действий другого или других и что в его интересах полностью ориентировать на это действия. Доверие опосредовано уже не общностью интересов, а правилами того или иного целевого союза.
А. Маршалл рассматривал доверие в качестве необходимого элемента развитых рыночных отношений.
Н. Луман считал, что доверие - это генерализованное ожидание того, что другой будет удерживать свою свободу, свой неупорядоченный потенциал для разнообразной деятельности, поступая в согласии со своей личностью или с той личностью, которую он предъявляет другим. Таким образом, действия субъекта предсказуемы и соответствуют характеристикам его образа в представлении контрагентов.
Э. Гидденс выделяет два вида доверия: доверие к людям и доверие к абстрактным системам (символические знаки (деньги) и институциональные структуры).
Дж. Коулман утверждает, что доверие есть результат рационального выбора взаимодействующих субъектов.
Р. Хардин считает, что доверие между участниками отношений возникает вследствие осознания ими выгод согласованного поведения для достижения общих целей.
Согласно определению Ф. Факуямы, доверие -это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и добросовестно, со вниманием к нуждам окружающих в согласии с некоторыми общими нормами. Подчеркивается ведущая роль этических и нравственных норм.
По мнению А. Селигмена, проблема доверия интерпретируется в качестве неизбежного следствия возрастающего числа социальных ролей, приводящей к расплывчатости ожиданий, связанных с ролями. Доверие требуется в тех ситуациях, когда отсутствует исчерпывающая информация для принятия обоснованных решений.
П. Штомпка уверен, что доверие - своеобразная ставка на будущее, неотъемлемый элемент человеческой деятельности в условиях неопределенности и риска. Доверие и недоверие - это ресурсы, капитал.
Б. Мильнер в экономике рассматривает доверие на различных уровнях и его отсутствие - это источник прямых экономических потерь (предоплата, сбережения, курс акций, бегство капитала и т. д.).
А. Ляско утверждает, что, с одной стороны, доверие снижает трансакционные издержки, с другой стороны, требует дополнительных расходов на его поддержание (специальные мероприятия). Реальные выгоды определяются соотношением полученной экономии и дополнительных затрат.
Т.П. Скрипкина выделяет доверие как самостоятельный социально-психологический феномен. Ученым сформулированы основные формально-динамические характеристики доверия в виде меры, избирательности и парциальности.
Рассматривая межличностные отношения, В. С. Сафонов выделяет специфический вид общения - доверительное общение, которое имеет активную обратную связь, обогащенную контекстом и подтекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает механизмы рефлексии. Подобное представление межличностных отношений играет важную роль разработки механизма взаимодействия агентов экономических отношений.
По своей структуре доверие включает как рациональный, так и традиционный компоненты. Рациональное доверие основывается на склонности доверять располагаемой информации и своим способностям к ее обработке. Под традиционным, или институциональным, доверием подразумевается до-
26 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
верие к сложившимся нормам и порядкам поведения (институтам) [5].
Выделяются следующие аспекты позитивного влияния высокого уровня доверия:
- облегчение согласования интересов участников экономических взаимодействий, активизация информационных обменов и кооперация в инновационной сфере;
- снижение инвестиционных рисков крупных программ и проектов на основе уменьшения неопределенности будущего в связи с ослаблением угрозы оппортунистических действий;
- сокращение трансакционных издержек осуществления мониторинга и контроля, минимизация расходов на защиту прав собственности, ослабление нагрузки на юридическую систему и повышение ее дееспособности;
- на основе модели равновесного роста установлено, что обществу с низким уровнем доверия в большей мере угрожает ловушка бедности и др.
Как на эмоционально-психологическом уровне, так и на уровне экономической категории, доверие может испытывать в весьма широком диапазоне резкие скачки и колебания различной амплитуды.
ВЦИОМ, «Левада-центр», Trust Barometer Edel-man и другие независимые российские и международные агентства ежегодно публикуют рейтинги, оценивающие уровень доверия к различным институтам и организациям. Как правило, это общественные институты, правительство, президент, армия, государственный аппарат, общественные организации и т.д. Демонстрируя, к сожалению, далеко не самые лучшие результаты, доверие, тем не менее, в современных условиях проникает в экономическую среду, становясь вслед за информацией факторным ресурсом, наравне с трудом, землей или капиталом [8].
В настоящее время не остается сомнений, что доверие является ключевым ресурсом цифровой экономики. Так, рейтинг Digital Evolution Index утверждает, что доверие выступает ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность цифровой экономики страны, без которого невозможно развитие цифрового общества. В условиях цифровой экономики доверие - это прагматический, материальный и работоспособный актив, который можно и нужно создавать, а 1Т-технологии позволяют это сделать гораздо быстрее, чем в иных условиях.
Существует простая формула, предложенная Стивеном Кови, которая дает возможность уйти от восприятия доверия как нематериальной и неизмеримой переменной и увидеть в нем необходимый фактор экономической эффективности. Формула строится на следующей критически важной идее: доверие всегда влияет на два результата - на скорость и затраты. Когда доверие падает, скорость снижается, а затраты взлетают вверх. Когда доверие растет, скорость тоже возрастает, а затраты снижаются.
Примеров подтверждения данного постулата масса. Так, одними из самых распространенных цифровых ресурсов являются «Сбербанк онлайн» и Портал государственных услуг. Их использует большая часть населения. Данные порталы содержат все персональные данные, предоставление которых подразумевает, что пользователи доверяют данным ресурсам и считают их безопасными. Благодаря высокому уровню доверия к данным ресурсам осуществляются необходимые банковские платежи, оказываются государственные услуги, такие как изготовление справок, запись к врачу, оформление путевок, пособий, оплата налогов штрафов и т.д. Посредством данных ресурсов пользователи могут себя обезопасить, например, перед поездкой за границу, когда неожиданно могут возникнуть старые неоплаченные штрафы или налоги. Существенно эффективнее становится государственный сектор, экономя колоссальные ресурсы государства. В настоящее время в смартфонах большинства пользователей имеется не один десяток приложений, содержащих персональные данные, что еще раз подтверждает, что доверие выступает ключевым ресурсом цифровой экономики.
Еще одним доказательством того, что доверие есть ключевой экономический фактор, выступает инвестиционный климат страны. Согласно рейтингу Bloomberg, основными факторами, негативно воздействующими на приток инвестиций, являются: общее экономическое положение (курс рубля, санкции); высокие налоги; коррупция. Но внедрение технологий блокчейн, обеспечивающих прозрачность финансовых трансакций и позволяющих отслеживать всю цепочку движения денежных потоков, способно в большей мере ликвидировать коррупцию [9].
Таким образом, очевидна взаимосвязь между цифровыми технологиями, обеспечивающими прозрачность финансовых потоков, доверием, скоростью, затратностью и эффективностью. При ликвидации возможности коррупции и повышении прозрачности доверие возрастает, инвестиции активизируются, а экономика в целом становится более эффективной.
Кроме того, цифровая экономика - это экономика отношений, основанных на доверии. Открытые аккаунты в социальных сетях масштабируют доверие, повышая эффективность публичных личностей. Известные бизнесмены и общественные деятели делятся опытом, мыслями, идеями. Их читают. За ними наблюдают. Таким образом, с одной стороны, повышается их популярность и рейтинги, а с другой- это определенная социальная нагрузка, так как возникают обязательства осуществлять подборку материала, снимать эфиры, выкладывать видео, что требует определенных затрат. Таким образом, лидеры бизнеса, политики, общественные личности во всем мире готовы к общению, открыты, готовы делиться, а единственным барьером выступает язык [10].
НБЫ1994-5094 ♦-
27 -♦
При этом открытыми становятся не только люди. На фондовом рынке, например, особую актуальность приобретают открытые персональные инвестиционные профили брокеров, инвесторов -это то, что создает доверие, может активизировать рынок и привлечь дополнительные инвестиции [7].
Возвращаясь к сетевым ресурсам, следует отметить еще один тренд актуализации доверия. Наиболее популярным блогерам присваивается статус «Лидер мнения», а это означает, что подписчики доверяют этому блогеру. На них ориентируются как в потреблении товаров и услуг, так и в иных вопросах. Таким образом, происходит монетизация доверия, так как рекламодатели размещают рекламу на их страничках и аккаунтах.
В условиях цифровизации максимально высоким уровнем доверия обладают программисты, так как к ним обращаются за помощью многие структуры, прежде всего государственные. Таким образом, личность, отношения и доверие в условиях цифровой экономики приобретают наивысшую значимость.
Странам необходимо культивировать развитие цифровой экономики посредством повышения прежде всего институционального доверия. В данном контексте общественная политика является ключом к развитию цифровой экономики. Подобный подход неоднократно применялся многими странами. Так, например, в Индии правительством стимулируется сокращение использования наличных денежных средств. Необходимо понимать, что такие разные факторы, как инновации и институты власти, в равной степени могут способствовать развитию цифровой экономики. Следует осуществлять поиск цифровых союзников, ликвидировать разрыв в уровне доступа к мобильному интернету.
Таким образом, не только провайдерам, но и органам власти необходимо сделать своим приоритетом повышение уровня доверия к цифровым технологиям, так как происходит движение от
экономики свободного предпринимательства к экономике, основанной на роботах.
1. Журавлева Г.П. Цифровая экономика - новое направление в развитии современной экономической теории / Г.П. Журавлева, Н.В., Манохина // XXI век: новая реальность социально-экономического развития мира и России Александрова Е.В., Амирова Н.Р., Арбачаускас В.О., Архи-пова Л.С., Бархатов В.И., Батудаева Л.И., Бенц Д.С., Бурденко Е.В., Быканова О.А., Вакурин А.В., Вертакова Ю.В., Винокуров М.А., Гагарина Г.Ю., Гажур А.А., Гоца Н.В., Дубовик М.В., Ермолаев С. А., Ефимова Л .Н., Журавлева Г.П., Истомина Е.А. и др. Сер. «Университетские научные школы». Москва; Тамбов, 2018. С. 17-31.
2. Ларина Е.Б. Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках / Ларина Е.Б., Орехова Е.А. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2 (76). С. 29-34.
3. Манохина Н.В. Новые правила игры в условиях экономической турбулентности / Журавлёва Г.П., Манохина Н.В. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 5 (49). С. 23-28.
4. Митяева Н.В. Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления / Митяева Н.В., Заводило О.В. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 20-24.
5. Орехова Е.А. Доверие и ответственность в условиях внешних шоков // Институциональная и структурная адаптация российской экономики к внешним шокам: поиск моделей устойчивого развития. Саратов, 2016. С. 42-65.
6. Орехова Е.А. Культура доверия как фактор формирования гражданского общества // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 152-154.
7. Степанова Т.Е. Цифровая экономика России: новые методы исследования / Н.В. Манохина, Т.Е. Степанова // Балтийский морской форум: материалы VII Междунар. Балтийского морского форума: в 6 т. Калининград, 2019. С. 666-671.
8. иКЬ: http://www.iksmedia.ru/news/5421812-Doverie-osnova-cifrovoj-ekonomiki.html#ixzz6HPrp10tt
9. иКЬ: https://www.bloomberg.com/europe
10. ШЬ: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates.