УДК 373
DOI 10.25688/2072-9014.2019.48.2.11
Т.А. Якименко
Цифровое домашнее задание
В работе описаны основные возможности проекта «Московская электронная школа», которые получают учителя, родители и учащиеся. В том числе рассмотрена новая функция этого проекта — «Цифровое домашнее задание».
Ключевые слова: «Московская электронная школа»; цифровые технологии; библиотека МЭШ; цифровое домашнее задание.
В последние годы столичное образование претерпело ряд серьезных преобразований. Одним из них стало внедрение в обучение облачной интернет-платформы «Московская электронная школа» (МЭШ)1. Данная платформа содержит все необходимые образовательные материалы и инструменты для их создания и редактирования. Пользователями МЭШ являются родители, учащиеся, учителя и управленческая команда. Основные возможности МЭШ: качественное информирование о ходе образовательного процесса, наличие разнообразных интерактивных составляющих. «Московская электронная школа» позволяет:
• свободно использовать доступные электронные учебные материалы;
• получать достоверную информацию об успехах и пробелах учащихся;
• использовать возможности для объективного контроля.
Также МЭШ создает новые возможности для работы учителей. В своей работе им теперь для различных педагогических целей можно создавать и делиться сценариями уроков; использовать в работе современные электронные пособия, виртуальные лаборатории; оперативно взаимодействовать с учениками и родителями, используя электронные сервисы; обмениваться опытом с коллегами в профессиональной среде.
МЭШ состоит из следующих структурных компонентов: интерактивная панель; электронный журнал и дневник (ЭЖД); библиотека электронных материалов; контроль прохода и питания школьников; Wi-Fi сеть. Рассмотрим, какие возможности предоставляет ЭЖД и библиотека МЭШ учителям, обучающимся и их родителям (табл. 1).
Как мы видим, «Московская электронная школа» предоставляет все условия для создания и получения качественного образования в каждой школе.
Функционал библиотеки МЭШ с каждым днем обновляется и совершенствуется. Одним из ее последних обновлений стало внедрение нового
1 Знакомство с Московской электронной школой. URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/composed_documents/7862635 (дата обращения: 06.02.2019).
© Якименко Т А., 2019
Трибуна молодых ученых
95
Таблица 1
Возможности ЭЖД и библиотеки МЭШ
МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА
ЭЖД БИБЛИОТЕКА МЭШ
Для учителя: Рабочая программа. Поурочное планирование. Удобные формы контроля. Сценарии уроков. Классное руководство. Внеурочная деятельность. Автоматические отчеты. Для родителей и учащихся: Оценки. Темы уроков. Режим пребывания. Анализ успеваемости. График контрольных работ. Уведомления об отсутствии Для учителя: Электронный конспект каждого урока. Разработка сценариев педагогическим сообществом. Привязка к любому этапу урока элемента содержания. Поддержка интерактивных возможностей любого оборудования. Автоматический контроль объема изученного содержания. Для родителей и учащихся: Возможности повторения урока в удобном месте в любое время. Поиск по темам и ключевым словам. Возможность перехода из сценария в нужное место учебника. Электронные рабочие листы на каждом уроке
инструмента «Кабинет учителя», с помощью которого учитель может проверить и оценить выполнение учеником цифрового домашнего задания.
Под цифровым домашним заданием будем понимать прикрепленные в электронном дневнике различные мультимедийные материалы, которые учитель может дать обучающимся в качестве домашнего задания, впоследствии оно может быть проверено в личном кабинете.
В качестве цифрового домашнего задания учитель может прикрепить следующие типы контента библиотеки МЭШ:
• Электронные учебники, литературу, электронное учебное пособие (ЭУП).
Электронное учебное пособие (см. рис. 1) — это сборник учебных материалов, которые используются при обучении по определенному модулю. Данное пособие позволяет учащимся усвоить и систематизировать полученные знания. Например, при подготовке к ЕГЭ удобно в качестве домашнего задания прикрепить ЭУП. В пособии, показанном на рисунке 1, рассматривается решение различных типов уравнений. Приведены основные методы решения, для большей наглядности имеются видеофайлы о методах решения заданий с примерами. Также представлены задания для самостоятельного выполнения, которые и могут служить домашним заданием (см. рис. 2).
• Приложения.
Библиотека МЭШ содержит большое количество учебных приложений по различным темам курса математики [1]. Прикрепленные в качестве домашнего задания приложения позволят учащимся увидеть изучаемый материл в более интересной форме (см. рис. 3), что будет способствовать лучшему его запоминанию и усвоению.
Статьи ЭУП:
Предисловие Рациональныеуравнения Основные методы решения Тренировочные задания Иррациональныеуравнения Основные методы решения Тренировочные задания Логарифмические уравнения
ЖШЯ гскзюой | Ш* 4 «К
Математика УРАВНЕНИЯ
Рис. 1. ЭУП — подготовка к ЕГЭ «Уравнения»
Рис. 2. Содержание ЭУП — подготовка к ЕГЭ «Уравнения»
Рис. 3. Учебные приложения • Видео- и аудиоматериалы.
Видеоматериалы удобно использовать для дополнительного закрепления изученного материала (рис. 4). В особенности это важно для тех учащихся, которые отсутствовали на уроке.
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
97
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ КРУГ
Ось синусов ж ^ -2 2 2 Л» л
¡>7С 1 Г = 1 1*4.% °сь косинусов / 6л У /
П " 2 ■Ъ Л ,1* 2 г —
00:56
03:23
Полный экран
Рис. 4. Видеофрагмент «Определение синуса и косинуса угла»
Часто на уроках учитель устраивает математические диктанты. Теперь данный тип контроля можно использовать и в домашнем задании. Для проведения домашнего математического диктанта можно отправлять учащимся аудиоматериалы (рис. 5), а уже на уроке провести проверку выполненного задания.
Рис. 5. Окно аудиозаписи математического диктанта по теме «Система координат»
• Тест/тестовое задание.
После изучения той или иной темы в качестве цифрового домашнего задания учащимся можно загрузить тест. На его выполнение отводится определенное время, которое устанавливает сам учитель. Ученик может выполнить тест ровно один раз.
Личный кабинет учителя в МЭШ (рис. 6) позволяет отслеживать статус выполнения домашнего тестирования учениками, проверять результаты и выставлять оценки в электронный дневник. Данный функционал в разы сокращает время на проверку домашних заданий. Рассмотрим функционал кабинета учителя подробнее.
Рис. 6. Кабинет учителя в МЭШ
Раздел «Результаты тестирования». В данном разделе можно просмотреть список учеников, которые выполнили цифровое домашнее задание (рис. 7). Нажав на строку с фамилией конкретного ученика, можно увидеть список вопросов и ответов учащегося. Таким образом, учитель имеет возможность отследить характер ошибок ученика, допущенных им в работе. Для каждого ученика также отображается статистика выполнения теста в процентном соотношении (рис. 7).
Рис. 7. Окно раздела «Результаты тестирования»
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
99
Данные возможности проекта «Московская электронная школа» упрощают работу учителя с домашним заданием, облегчают проверку и оценку выполненных заданий.
Из всего вышеизложенного вытекает, что возможности «Московской электронной школы» не только делают содержание образования доступным, но и позволяют учителю донести ученикам больше качественного контента, разнообразить формы и содержание заданий. «Московская электронная школа» сочетает в себе как новые цифровые технологии, так и традиционное образование, что позволяет педагогам учить, а школьникам — учиться на качественно новом цифровом уровне.
Литература
1. Семеняченко Ю.А. Особенности преподавания математики с использованием ресурсов Московской электронной школы // Российское математическое образование в XXI веке: материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (25-28 октября 2018 г.). Набережные Челны: ПринтЭкспрессПлюс, 2018. С. 166-168.
Literatura
1. Semenyachenko Yu.A. Osobennosti prepodavaniya matematiki s ispol'zovaniem resursov Moskovskoj e'lektronnoj shkoly' // Rossijskoe matematicheskoe obrazovanie v XXI veke: materialy' XXXVII Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara prepodavatelej matematiki i informatiki universitetov i pedagogicheskix vuzov (25-28 oktyabrya 2018 g.). Naberezhny'e Chelny': PrintE'kspressPlyus, 2018. S. 166-168.
T.A. Yakimenko
Digital Homework
The paper describes the main features of the Moscow Electronic School project, which teachers, parents and students receive. In particular, the new functionality of this project — Digital homework.
Keywords: Moscow Electronic School; digital technologies; Moscow Electronic School library; digital homework.