Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА / RESPONSIBILITY / BEHAVIOR / DIGITALIZATION / LIFE ACTIVITY / INDIVIDUAL / FREEDOM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвитина О. А.

В статье рассматриваются особенности ответственности личности в контексте цифровизации ее жизнедеятельности. Ответственность личности анализируется в диапазоне от повседневной, личностной до исторической. Приводятся примеры возникающих ограничений и сложностей для проявления ответственного поведения в цифровом мире. Акцент делается на свободе как главном условии для реализации ответственного поведения личности в цифровом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF LIFE AND ACTIVITY: FEATURES OF RESPONSIBLE BEHAVIOR OF INDIVIDUAL

The article discusses the features of personal responsibility in the context of digitalization of its life and activity. Personal responsibility is analyzed in the range from everyday responsibility to historical. Examples of emerging limitations and challenges for responsible behavior in the digital world are given. The emphasis is on freedom as the main condition for the implementation of responsible behavior of the individual in the digital world.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 47-52. УДК 159.9+330.3

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.47-52

О. А. Москвитина

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ*

В статье рассматриваются особенности ответственности личности в контексте цифровизации ее жизнедеятельности. Ответственность личности анализируется в диапазоне от повседневной, личностной до исторической. Приводятся примеры возникающих ограничений и сложностей для проявления ответственного поведения в цифровом мире. Акцент делается на свободе как главном условии для реализации ответственного поведения личности в цифровом мире.

Ключевые слова: ответственность; поведение; цифровизация; жизнедеятельность; личность; свобода.

O. A. Moskvitina

DIGITALIZATION OF LIFE AND ACTIVITY: FEATURES OF RESPONSIBLE BEHAVIOR OF INDIVIDUAL

The article discusses the features of personal responsibility in the context of digitalization of its life and activity. Personal responsibility is analyzed in the range from everyday responsibility to historical. Examples of emerging limitations and challenges for responsible behavior in the digital world are given. The emphasis is on freedom as the main condition for the implementation of responsible behavior of the individual in the digital world.

Keywords: responsibility; behavior; digitalization; life activity; individual; freedom.

Переход к новому технологическому укладу, наступление новой информационной эпохи в истории человечества влечет для людей, проживающих в местах, куда «ступила нога» цифровых технологий, значительное изменение их жизнедеятельности. Изменения эти связаны с наступлением в экономическом развитии современного общества четвертой промышленной революции, технологии которой основаны на искусственном интеллекте, созданном благодаря интеллекту естественному [1].

Виртуализация жизнедеятельности, «сращивание» психического с цифровой средой кардинально меняет окружающий человека мир, предъявляет к нему требования, которые зачастую он не может выполнить в силу того, что эти требования для большинства людей находятся за пределами их физических, пси-

хологических и моральных возможностей. Происходит нарушение экологии человека, погружение его в мир, физически не существующий, но определяющий всё сильнее его жизнь. Примером этому может служить паника, более 20 лет назад охватившая часть компьютеризованного мира: в преддверии миллениума пользователи были переполнены мрачными ожиданиями программных сбоев (связанных с переходом в новое тысячелетие) на своих виртуальных устройствах [2].

Исследователи отмечают, что, с одной стороны, происходит постепенное, но неуклонное исключение людей из производств и системы управления через применение технологий «умного города», «интернета вещей» и др. [3; 4], а с другой - у человека, находящегося в технологической среде,

* Работа выполнена в рамках госзадания «Структура и виды поведения современных школьников с разными уровнями психологического благополучия в цифровой среде» Рег. № НИОКТР АААА-А20-120060490048-8.

© Москвитина О. А., 2020

например на определенных платформах, есть возможность формировать так называемое «дружественное» окружение для достижения своих целей [5]. Перемещение в виртуальный мир человека, а вернее, в большей степени его личностного начала, приводит к тому, что всё то, что составляет его содержание: активность, убеждения, предпочтения, представления, особенности мировоззрения и пр., -оцифровывается, становится частью так называемого «цифрового профиля», или «авата-ра». Избыточная публичность и/или отрыв от реальности, от живого общения и практики жизни не может не деформировать человека. И причиной тому может стать страх неуспешности и несостоятельности, желание социального одобрения или, напротив, стремление к резонерству и противопоставлению себя другим, а также самоцензура - «как бы чего лишнего не обнародовать» и т. д. Цифровой мир, мир виртуальной реальности и современные способы передачи информации, обладая не антропогенной, но машинной природой, влияют на человеческие представления о возможном, допустимом и целесообразном [6]. Для совладания с этим невозможным цифровым миром был создан «культурный интерфейс», приспосабливающий мир битов и байтов к человеческому восприятию, создавая у обывателя иллюзию контроля над ним. Примером культурного интерфейса является рабочий стол на мониторе компьютера с его понятными «папками», «корзинами» и пр. [2]. Однако такое «приручение» цифровых «джунглей» весьма иллюзорно: примером тому может стать еще одно проявление виртуальной реальности - искусственный интеллект, который проникает в частную жизнь, и никто не может сказать, насколько глубоко это проникновение [7]. В связи с этим особенно остро встает вопрос о такой имманентно присущей человеку черте, как стремление обладать чем-то своим, собственностью: проблема не только «пиратства» и нарушения авторских прав [8], но и доступности для злоумышленников цифровых документов, их подделка, отсутствие должного надзора за проникновением в цифровые хранилища и, как следствие, утрата прав не только на интеллектуальную собственность, но иногда и на вполне реальную, физическую. Но более тревожным на сегодняшний день является слабая законодательная база, регулирующая взаимоотношения между человеком и «циф-

рой». Особенности последствий от воздействия искусственного интеллекта на человеческую жизнь создают риски и угрозы [9]; у «цифры» больше «прав», чем у человека, который вынужден цифровыми технологиями пользоваться [10], возникает предпосылка доминирования искусственного интеллекта над разумом человека [3]. Здесь невольно вспоминается фантастический рассказ Фредерика Чиландера «Судебный процесс», особенно его плачевный финал1.

Цифровизация влияет не только на судьбы отдельных личностей, но и на общество в целом. Возникают явления так называемого цифрового неравенства и разделения людей по принципу доступности для них новейших технологий, устройств, сети «Интернет», а также навыков их использования. Люди, лишенные в силу разных причин «цифровых благ цивилизации», не вовлечены в изменяющиеся под влиянием технологий коммуникацию и поведение, восприятие и мышление, образование и профессионализацию и в целом - мировоззрение и уклад жизни [11]. Происходит вытеснение живого опыта, поко-ленческий разрыв усугубляется [12].

Видимые изменения мира, обусловленные цифровизацией жизни человека, связаны, во-первых, с открытостью данных и исчезновением анонимности, что провоцирует всякого рода манипуляции и мошенничества, во-вторых, с изменением привычек потребления, что влияет на количество времени, отведенного на досуг, его формы и пр., в-третьих, с изменением форматов обучения и его содержания, в-четвертых, с заменой личности ава-таром и с изменением процессов идентификации и социализации, в-пятых, с коммуникативным сближением людей из разных культур, с их интеграцией, а также с познанием нового, в-шестых, с изменением применения языка, которое влечет за собой изменение культуры устной и письменной речи, изменение смыслов и значений языковых единиц [11].

Передавая контроль, а во многом и ответственность за себя цифровым технологиям, созданным и регулируемым 1Т-компаниями, человек постепенно отчуждается от многих значимых областей жизни, не только в широком социальном контексте, но даже в личностном, приобретая взамен комфорт и удобство. Человек, привыкший жить в физическом мире, где есть и явное, и тайное, редко удерживает в сознании тот факт, что любые его

действия в виртуальном мире оставляют нестираемые и недоступные для его воздействия «цифровые следы», хранящиеся в его «информационном досье» - всё то, чем «питается и живет» искусственный интеллект - так называемые «большие данные» (Big Data) [7]. Всё окружающее и сама жизнь становятся переработанной информацией, но самое важное заключается в том, что не только обыватель создает и предоставляет информацию о себе, своих привычках и предпочтениях, особенностях поведения, об окружении и связях, но и информация извне воздействует на него, направляя и ограничивая свободу его выбора, а следовательно, и его ответственность. Так, на сегодняшний день общественности представлены разоблачения манипуляций характером преподносимой пользователям информации корпорациями Google (из поисковых запросов) и Facebook (из новостной ленты) [4].

Еще одним примером может служить сфера образования: ее качество, объем и доступность, которые определяли и будут определять жизнедеятельность человека и в современных цифровых условиях. Исследователи указывают, что существует проблема так называемого разделения обучения, которую следует анализировать, задавая три вопроса: во-первых, о том, кому будет дозволено обладать знанием и кто уже им обладает, во-вторых, о том кто принимает управленческие решения о том, кому будет дозволено знать, и, наконец, в-третьих, о том, каков источник власти, который решает вопрос о распределении образования [4]. Человек, ограниченный своими базовыми потребностями, не имеющий полноценной картины мира, оказывается ограниченным и в свободе принятия решений, и в возможностях осуществления своих намерений этими рамками, а следовательно, и пространство его ответственности становится значительно меньше [13].

В психологической науке понятийное поле, связанное с ответственностью, включает в себя компоненты «чувство», «отношение», «действие», «поступок», «поведение» [14] и «черта личности» [13]. Ответственность соотносится с волей, исполнительностью, выполнением обязательств в разных сферах жизнедеятельности. Движущей силой ответственного поведения, как любого другого, является мотивация (внешняя или внутренняя), определяющая его качественные характеристики [14]. Однако внешняя мотивация

теперь опосредуется интеллектуальным алгоритмом, представляющим собой средство для фильтрации базовых оснований культуры, т. е. всё, что «должно», и всё, что «ценно», становится средством направления туда, где выгодно для кого-то, кто определяет, в терминологии Ш. Зубофф: «Кто знает?» и «Кто решает?» [4].

Всё вышесказанное становится основой для развития повышенной ответственности [11], с одной стороны, и заставляет задуматься о ситуации риска и опасностей, исходящих от технологических новшеств [6], - с другой.

Ответственность разными исследователями определяется в диапазоне от поведенческой, личностной, экзистенциальной [15] и неситуативной [16] до социальной и исторической. Ответственность раскрывает особенности отношения человека к своим поступкам и их последствиям и готовности за них отвечать [17] как тому, кто их причинил и создал, она является основой для принятия осознанных решений. Готовность нести ответственность характеризует личность, которая достигла определенного уровня зрелости, обладающая готовностью к неситуативной ответственности. Исходя из того, что ответственность как личностное качество непосредственно является критерием личностной зрелости, люди, у которых развита неситуативная ответственность, обладают высоким уровнем самопознания и самореализации, больше задумываются о будущем [16]. Помимо повседневной, обыденной ответственности исследователями выделяется в качестве отдельного понятия бытийная, экзистенциальная ответственность, которая понимается как «активное осмысление жизни, принятие ее многоплановости, противоречивости, амбивалентности, способность с учетом данных характеристик управлять жизнью и собственным развитием» [18, с. 724]. Встает вопрос о том, насколько внешние ограничения соотносятся с этим понятием ответственности, а по сути, насколько она соотносится и со свободой выбора, и с возможностью управлять своей жизнью во внешнем плане с учетом современных цифровых ограничений.

В рамках взаимодействия между личностью и обществом ответственность понимается как свойство, позволяющее ему быть успешным в современных социально-экономических условиях [19]. Такое понимание ответственности как успешности в цифровом

мире приобретает особое звучание: самопрезентация в виртуальном пространстве, представление виртуальному сообществу определенного содержания, контента, например с целью извлечения выгоды (материальной или моральной), подвергает ответственность за публикуемое особому испытанию: возникает вопрос о цели публикуемого, о мотивации автора сообщения. С другой стороны, публикуемое конкретной личностью в виртуальной реальности будет иметь не только «персональные» для этой личности последствия в виде потока рекламы, новостей и пр., но средством насыщения искусственного интеллекта своим опытом [4].

Публичность в цифровой среде, вольное или невольное влияние (пусть и не моментальное) на ее содержание усиливает осознание связи между личностью и социокультурной средой, которая является предпосылкой и условием глубокого понимания человеком границ меры возможного, что является ответственностью высшего уровня [13]. В данном контексте речь может идти об исторической ответственности, предполагающей обеспечение шагов групп людей в будущее, и характеризуется уровнем самоопределения целых наций и народов [16]. Механизмом перехода от индивидуальной ответственности к исторической можно считать осознание человеком, личностью своей принадлежности к роду. Осознание и принятие этой принадлежности становится связью между прошлым -предками, их историей, настоящим - собой, своей историей и перспективой - и будущим -своими детьми или деяниями, а следовательно, и расширяет границы ответственности от повседневного, экзистенциального до социального и исторического контекста.

Виртуальная среда, среда социальных сетей «испытывает на прочность» прежде всего социальную ответственность. Возникает вопрос о том, какой она должна быть в новых технологических условиях взаимодействия между людьми, да и жизнедеятельности в целом, когда информационная среда пестрит сообщениями, например, об украденных персональных данных? Известно, что социальная ответственность раскрывает себя в системе отношений и взаимодействий между человеком и тем миром, в котором он существует [13] и включает в себя нормативную и субъективную ответственность, их соотношение; управляется ценностными механизмами

и носит внутренний характер: осознается, принимается и реализуется во благо других и самого себя [20]. Ответить на этот вопрос можно, поняв ценности цифрового мира. Безусловной ценностью является время, но если в реальном мире соотношение времени и ответственности сводится к ее предвосхищению в будущем за решения, принятые в настоящем, осознанию своей ответственности в текущем моменте и ретроспективному осознанию ответственности за то, что было сделано ранее, и те последствия, которые наступили в настоящем времени [15], то в цифровом мире, подчиняющемся экономическим законам, чем ближе время приближается к нулю между возникшей потребностью человека для достижения им цели и удовлетворением этой потребности, тем эффективнее человеческая система [3]. Таким образом, достижение целей и удовлетворение потребностей в своем персонифицированном мире (как непременном условии цифровизации жизнедеятельности) за максимально короткое время становится ценностью. Такая скорость в принятии решений является препятствием анализу возможных последствий, приводит к невозможности отдавать отчет в своих поступках, а следовательно, к невозможности полностью нести ответственность за них.

Новый информационный цифровой мир с избытком представляет поток образов, сюжетов, нередко случайных и обрывочных. Всё это приводит к медианасыщению человека и искажению реального и достоверного представления о мире; человек утрачивает возможность обмениваться опытом «вживую» и способность к саморефлексии [6]. С точки зрения исследователей характеристикой ответственного поведения субъекта является прогнозирование конечного результата своих поступков и предвосхищение наличия на пути его достижения непреодолимых препятствий, которые заставят его, субъекта, отказаться от результата [21]. Но в современных условиях «проблема технологий преломляется как проблема опыта свободы» [2, с. 13]. Изменит ли это ответственность? Вряд ли. Вероятно, по-прежнему ответственность / безответственность будет характеризоваться выполнением / невыполнением взятых на себя обязательств, внешней или внутренней мотивацией, однако контекст ее воплощения будет задавать и рамки ее воплощения. Ответственность предполагает свободу выбора, которая

имеет свои ограничения и меру [13]. Современный мир, непредсказуемый, с постоянно изменяющимися правилами «игры», не поддающимися ни контролю, ни осмыслению, вряд ли может вызвать доверие, а следовательно, и проявление свободного выбора. Можно предположить, что в сложившихся противоречивых условиях у человека может возникать феномен отчуждения моральной ответственности [22]. Следует учитывать, что представления об ответственности сложились еще до цифровых преобразований, однако теперь, когда человек погружен в социальные сети и сервисы, он не вполне может считаться той личностью, которая есть в реальности: личность сосуществует с аватаром, или цифровым двойником, представляющим из себя виртуальный образ, созданный для репрезентации себя другим. Возникает новый формат социально-цифровых ролей, постоянно подтверждаемый в виртуальном пространстве и ожидающий такой же виртуально-символической реакции в виде лайков, смайликов, комментариев.

В условиях ограничений и рисков, по нашему мнению, ответственность современной личности в своем активном, практическом выражении будет для многих людей сворачиваться по направлению от исторической к повседневной, сохраняя свой масштаб лишь в идеальном плане, т. е. в представлениях о том, как должно быть. Но для отдельных людей, готовых действенно, в реальности брать на себя ответственность и нести ее бремя, ее охват не будет сворачиваться, но, возможно, будет расширяться от повседневного контекста к историческому.

Примечание

1 Чиландер Ф. Судебный процесс / пер. М. Николаевой. URL: https://www.litmir.me/br/?b= 72453&p=1 (дата обращения: 20.10.2020).

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслов В. И., Лукьянов И. В. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. - 2017. - № 2. - С. 38-48.

2. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). -С. 11-16.

3. Бондаренко В. М. Мировоззренческий подход к формированию, развитию и реализа-

ции «цифровой экономики» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13. - № 1. - С. 237-251.

4. Зубофф Ш. Эпоха надзирающего капитализма. Борьба за будущее человечества на грани реальности / пер. С. Катуков // Семь искусств. - 2020. - № 7. - URL: http:// 7i.7iskusstv.com/y2020/nomer7/zuboff/ (дата обращения: 20.08.2020).

5. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 10. - С. 46-63.

6. Александрова Л. Д. Опыт саморефлексии в контексте медиареальности и цифровой культуры // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 9 (419) : Философские науки. - Вып. 49. -С. 90-95.

7. Горбунов А. С. Личность и цифровые технологии в информационном массовом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2018. - № 4. - С. 8-16.

8. Яковлев Л. С. Цифровые технологии в контексте антропологической революции // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). - С. 52-61.

9. Васильев А. А., Шпопер Д. Искусственный интеллект: правовые аспекты // Известия АлтГУ. - 2018. - № 6 (104). - С. 23-26.

10. Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2 (254). - С. 5-17.

11. Лисенкова А. А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект // Российский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - № 3. - С. 217-222.

12. Москвитина О. А., Кабардов М. К. Особенности межпоколенческих отношений в условиях цифровизация общества // Межпоко-ленческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике : сб. меж-дунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - М. : Психол. ин-т РАО, 2020. - С. 235-238.

13. Апанасенко О. Н., Малюков С. Г. Ответственность личности и уровень ее социальности // Царскосельские чтения. - 2013. -Т. II. - № XVII. - С. 159-163.

14. Смирнова А. Р. О структуре ответственности // Вестник Удмуртского университета. -2017. - Т. 27. - Вып. 4 : Серия Философия. Психология. Педагогика. - С. 464-467.

15. Чумакова Е. В., Лукьянова С. П. Структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности // Психология. Психофизиология. - 2009. - № 18. - С. 37-42.

16. Бутаева У. А. Неситуативная ответственность как важный критерий зрелости // Проблемы современного образования. -2019. - № 1. - С. 35-40.

17. Селезнёва Е. В. Особенности ответственного поведения у студентов // Акмеология = Астео1оду. - 2017. - № 1. - С. 18-22.

18. Фризен М. А. Рефлексивные основания экзистенциальной ответственности личности: от осмысления к измерению // Современные исследования социальных проблем. - 2015. -№ 9 (53). - С. 720-732. - й01: 10.12731/2218-7405-2015-9-56.

19. Харитонова И. В., Хорошун М. Э. Особенности взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разные возрастные периоды // Гуманитарные, социально-

Информация о статье Дата поступления 29 октября 2020 Дата принятия в печать 11 ноября 2020

Сведения об авторе

Москвитина Ольга Александровна - кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Психологического института РАО (Москва, Россия). E-mail: mskvn-lg@yandex.ru.

Для цитирования

Москвитина О. А. Цифровизация жизнедеятельности: особенности ответственного поведения личности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 47-52. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.4752.

экономические и общественные науки. -2014. - № 12-2. - С. 238-242.

20. Барановская Л. А. К вопросу о ценностной структуре социальной ответственности // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 204-212.

21. Прядеин В. П. Факторная структура воли, ответственности и исполнительности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (22). -С. 19-26.

22. Ледовая Я. А., Тихонов Р. В., Боголюбова О. Н., Казенная Е. В. , Сорокина Ю. Л. Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и методы его измерения // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 4. -С. 23-39.

Article info

Received October 29, 2020 Accepted

November 11, 2020 About the author

Moskvitina Olga Alexandrovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Psychological Institute of RAE (Moscow, Russia). E-mail: mskvn-lg @yandex.ru.

For citations

Moskvitina O. A. Digitalization of Life and Activity: Features of Responsible Behavior of Individual. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 4, pp. 47-52. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.47-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.