Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриневич Лариса Анатольевна

Проанализированы основные направления цифровизации образовательно-воспитательного процесса в сфере современного российского высшего образования, охарактеризован феномен личной готовности преподавателей отечественной высшей школы к выполнению своих профессиональных функций в модернизированной информационно-коммуникационной среде. Изложен авторский взгляд на теоретическое понятие о процессах цифровизации образования; определены группы факторов, обусловивших глубокую интеграцию информационных технологий в педагогический процесс, протекающий в образовательных организациях высшего образования. Рассмотрены проблемы адаптации преподавателей современной российской высшей школы к новым информационно-коммуникационным технологиям, охарактеризована специфика педагогического взаимодействия с обучающимися поколения Z (родившимися с 1997 по 2012 год), рассмотрены ключевые психолого-педагогические особенности представителей этого поколения. Кратко охарактеризован ряд популярных цифровых инструментов организации современной педагогической среды, определяющих результативность образовательного процесса. Представлен обзор вариантов интерпретации научного понятия «интерактивное обучение». Автор критически осмысливает мнение британских экспертов, предлагающих сосредоточиться на цифровой модернизации трех направлений деятельности в сфере высшего образования. Изложены промежуточные итоги многолетнего авторского опыта преподавания дисциплин предметного цикла «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» студентам Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Российская Федерация) с использованием современных технических средств, общедоступных онлайн-ресурсов. Автор приходит к выводу об определяющем влиянии цифровизации педагогического процесса на ролевые позиции участников пары «студент - преподаватель», обусловливающей необходимость внедрения специальных адаптационных механизмов. Цифровизация образовательного процесса, по замечанию исследователя, предполагает также существенные изменения в системе управления образовательной организацией высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE TODAY’S RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: THEORY AND PRACTICE

The article analyses the key directions of digitalization of educational process in today’s Russian higher education system, outlines a phenomenon of domestic lecturers’ personal preparedness to work in new information and communication environment. The article gives the author’s view on an abstract concept of processes of digitalization of education; the researcher names a set of factors to determine a deep integration of information technologies into pedagogical process run in educational institutions of higher education. Problems of adaptation to the newest information and communication technologies that lecturers of modern Russian higher education system face with are considered. Peculiarities of pedagogical communication with students that belong to generation Z (born in 1997-2012) are highlighted; main psychological and pedagogical features of such age students are disclosed. A set of popular digital tools for designing the modern pedagogical environment that have an impact on effectiveness of educational process is briefly reviewed. The article describes several of variants of reading the “interactive education” concept. The author critically considers an opinion expressed by British experts: a need to fixate on digital renovation of three directions in higher education sector. The author outlines intermediate results of years of pedagogical experience in free online resources and gadget-assisted teaching the Information Science, Information and Communication Technologies subject cycle to students of Altai State Institute of Culture (Barnaul, the Russian Federation). The researcher comes to conclusion: digitalization of the pedagogical process has a determining influence on role positions of participants of a pair “student - teacher,” this requires special adaptation mechanisms for both of them. Digitalization of educational process, on the author’s view, involves changing the management system in an educational organization of higher education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

6. Pevnaya M.V., Zborovskiy G.E. Metodologiya issledovaniya perspektivnykh praktik, problem i vozmozhnostey upravleniya rossiyskim volonterstvom [Methodology for the study of promising practices, problems and opportunities of managing Russian volunteering]. Izvestiya Uralskogo Federal'nogo universiteta [Proceedings of the Ural Federal University], 2016, no. 4(154), pp. 212-220. (In Russ.).

7. Reanovich E.A. Smyslovye znacheniya ponyatiya "Potentsial" [Semantic meaning of the concept of "Potential"], 2012, no. 7-2 (7). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-znachenie-ponyatiya (accessed 05.11.2021).

8. Stegniy V.N., Nikonov M.V. Motivatsiya volonterskoy deyatel'nosti [Motivation of volunteer activity], 2018, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (accessed 05.11.2021).

9. Rotolo T., Wilson J. State-level differences in volunteerism in the united states: research based on demographic, institutional, and cultural macrolevel theories. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2011, no. 41(3), pp. 452-473. (In Engl.).

УДК 004:[378.1:008(470+571)]

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-242-248

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гриневич Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: kuminoval@mail.ru

Проанализированы основные направления цифровизации образовательно-воспитательного процесса в сфере современного российского высшего образования, охарактеризован феномен личной готовности преподавателей отечественной высшей школы к выполнению своих профессиональных функций в модернизированной информационно-коммуникационной среде. Изложен авторский взгляд на теоретическое понятие о процессах цифровизации образования; определены группы факторов, обусловивших глубокую интеграцию информационных технологий в педагогический процесс, протекающий в образовательных организациях высшего образования. Рассмотрены проблемы адаптации преподавателей современной российской высшей школы к новым информационно-коммуникационным технологиям, охарактеризована специфика педагогического взаимодействия с обучающимися поколения Z (родившимися с 1997 по 2012 год), рассмотрены ключевые психолого-педагогические особенности представителей этого поколения. Кратко охарактеризован ряд популярных цифровых инструментов организации современной педагогической среды, определяющих результативность образовательного процесса. Представлен обзор вариантов интерпретации научного понятия «интерактивное обучение». Автор критически осмысливает мнение британских экспертов, предлагающих сосредоточиться на цифровой модернизации трех направлений деятельности в сфере высшего образования. Изложены промежуточные итоги многолетнего авторского опыта преподавания дисциплин предметного цикла «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» студентам Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Российская Федерация) с использованием современных технических средств, общедоступных онлайн-ресурсов. Автор приходит к выводу об определяющем влиянии цифровизации педагогического процесса на ролевые позиции участников пары «студент - преподаватель», обусловливающей необходимость внедрения специальных адаптационных механизмов. Цифровизация образовательного процесса, по замечанию исследователя, предполагает также существенные изменения в системе управления образовательной организацией высшего образования.

Ключевые слова: цифровое образование, высшее образование, цифровизация образовательного процесса, информационные технологии, поколение Z, инновации, интерактивные методы обучения.

DIGITALIZATION OF THE TODAY'S RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: THEORY AND PRACTICE

Grinevich Larisa Anatolyevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Library Science and Information Technologies, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: kuminoval@mail.ru

The article analyses the key directions of digitalization of educational process in today's Russian higher education system, outlines a phenomenon of domestic lecturers' personal preparedness to work in new information and communication environment. The article gives the author's view on an abstract concept of processes of digitalization of education; the researcher names a set of factors to determine a deep integration of information technologies into pedagogical process run in educational institutions of higher education. Problems of adaptation to the newest information and communication technologies that lecturers of modern Russian higher education system face with are considered. Peculiarities of pedagogical communication with students that belong to generation Z (born in 1997-2012) are highlighted; main psychological and pedagogical features of such age students are disclosed. A set of popular digital tools for designing the modern pedagogical environment that have an impact on effectiveness of educational process is briefly reviewed. The article describes several of variants of reading the "interactive education" concept. The author critically considers an opinion expressed by British experts: a need to fixate on digital renovation of three directions in higher education sector. The author outlines intermediate results of years of pedagogical experience in free online resources and gadget-assisted teaching the Information Science, Information and Communication Technologies subject cycle to students of Altai State Institute of Culture (Barnaul, the Russian Federation). The researcher comes to conclusion: digitalization of the pedagogical process has a determining influence on role positions of participants of a pair "student - teacher," this requires special adaptation mechanisms for both of them. Digitalization of educational process, on the author's view, involves changing the management system in an educational organization of higher education.

Keywords: digital education, higher education, digitalization of educational process, information technologies, generation Z, innovations, interactive teaching methods.

В современных условиях в России активно продвигается идея цифровизации общественной жизни. Несомненно, что развитие информационных технологий оказывает влияние на жизнь современного общества. В контексте развития высшего образования учебный процесс обновляется с применением цифровых технологий нового поколения.

В истории было три закона, связанных с электронным обучением: Федеральный закон № 11 от 2003 года, № 11 от 2011 года и действующий Федеральный закон № 273. Концепция законов об образовании заключается в следующем: образовательные организации, которые хотят заниматься электронным обучением, должны показать, что они создали полноценную электронную образовательную среду. «Главной целью обучения является формирование в будущих специалистах определенного набора компетенций, связанных

с их профессиональной сферой деятельности, что следует из понятия "профессионального образования", содержащегося в базовом Федеральном законе № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» [9].

Высшие учебные заведения сталкиваются с множеством проблем. Так, например, во всех цивилизованных странах существуют электронные университеты, в России такой практикой можно назвать «Университет 20.35». В целом речь здесь идет об экономических проблемах и подготовке педагогических кадров по осуществлению в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов. Отметим следующие проблемы и пути их решения: 1. Ненастроенность педагога к изменениям, низкий уровень профессионального и социального оптимизма. Решение - формирование системы непрерывного повышения квалификации педагогов, формирова-

ние цифровых компетенций. 2. Консерватизм среды, традиции и слабые инновации. Решение - готовность перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменившимися запросами общества. 3. Неготовность обучаемых к самостоятельной деятельности в онлайн; слабые навыки самодисциплины и рефлексии, низкая мотивация обучающихся. Решение - устранение несоответствий между уровнем цифровых компетенций и личностных, новые методики обучения и вовлечения в деятельность. 4. Отсутствие цифровой среды, универсальных моделей проектирования цифрового контента и реализации онлайн-обучения. Решение - развитие цифровой среды, создание цифрового контента, внедрение модели сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня. Процесс изменения образовательной парадигмы неизбежен. Сталкиваясь с такими понятиями, как цифровой университет, надо понимать, что вузам необходимо перестроить процесс обучения и приспособить его под традиционные формы обучения. Конечно, это сможет обеспечить студентам индивидуальный подход в обучении, так как система позволит учитывать интересы каждого обучающегося и преподавателя.

Когда мы говорим об университетах будущего, то понимаем, что это совсем не те университеты, которые мы знаем. Цифровой Университет 20.35 не предполагает традиционных форм обучения, это даже не дистанционное образование, а, скорее, виртуальное пространство, в котором нет аудиторий, постоянных преподавателей, нет дипломов, все обучение ведется только через компьютерные сети. О результатах работы Университета 20.35 можно говорить немного позже, когда большая часть населения сможет подключиться к такому обучения [8].

По мнению В. Н. Минина, получать обучение в цифровую эпоху, с внедрением всех современных интернет-технологий является необходимым для того, чтобы считаться современным вузом, но при этом уметь совмещать традиционные формы обучения с развитием веб-технологий коллективного разума, семантической веб, искусственного интеллекта [6, с. 86]. Собирая образовательный контент на единую онлайн-платформу, современному студенту предоставляется возможность получить образование по индивидуальному запросу.

«Если мы говорим об инновационных методах с использованием цифровых технологий, то оптимальным будет обучение, где студенту дается возможность включиться в работу, проявляя активность, взаимодействие. Как показывает статистика, при активном обучении, после того как что-то прочитали, информации запоминается -10 %; после услышанного - 20 %; после увиденного - 30 %, а если увидели и услышали - 50 %, а если выполнили сами, запоминается 90 %. Таким образом, весь процесс обучения должен строиться по принципу максимум интерактивности, обратной связи» [3, с. 99].

Понятие «интерактивный» произошло от английского inter (взаимный) и fact (действовать). Исходя из понятия, можем увидеть, что интерактивное обучение - это социальная форма организации образовательного процесса, который: 1) непрерывен; 2) имеет пошаговую обратную связь со студентами; 3) на каждом шаге позволяет осуществлять процесс корректировки. Если мы говорим о мобильном обучении, модульности обучения, то соответственно интерактивность должна в полном виде присутствовать, также как и обратная связь от студентов. В этих целях рекомендуется проводить опрос студентов, преподавателей по вопросам обучения.

Для правильного выстраивания современного интерактивного обучения необходимо четко сформулировать цель, которую мы считаем главным приоритетом в процессе внедрения современного обучения для студентов нового поколения. Цель - это комфортное обучение, при котором студент мог бы себя в этом интерактиве проявить, показать свои возможности, почувствовать себя причастным к чему-то большему, не ограничиваясь рассказанным преподавателем материалом, после завершения занятия студент должен ощущать себя целостной частью этого процесса, быть готовым что-то интеллектуальное, созидательное построить, творить, правильно мыслить - все это очень важно в процессе обучения.

Как показывает практика, из 25 студентов высоко мотивированы только 3-4 человека (преподавателю приходится даже «догонять» их в стремлении постичь знания), однако большая часть студентов - это те, кто пришли учиться просто потому, что надо. Если мы говорим об образовании

с современными приемами и методами обучения, то активность должна идти не только от преподавателя, но и от студента, это некий тандем. Роль преподавателя - задать проблему, мотивировать, направить студентов, но разбираться и обучаться они должны сами. Также необходимо использовать обратную связь, знать, чем студент занимается, его интересы, увлечения, вести обсуждение о потребности на рынке труда по информационным технологиям, нанотехнологиям, информационной безопасности.

Отказ преподавателя от некоего «фильтра», который пропускает через себя все знания и выдает студентам, «фильтром» должны стать сами студенты. Конечно, свой максимальный запас знаний преподаватель должен выдать, после чего направлять студентов и решать совместные проблемы в процессе обучения. На сегодняшний день такая работа со студентами является пока недостижимой. Последние годы мотивация студентов является большой проблемой. Есть предложения на уровне правительства ввести психологов-профессионалов для помощи нахождения мотивации студентов. В качестве психолога может быть и сам преподаватель, чтобы помогать студентам строить свои знания, создавать, развиваться.

На первый план выходят активные методы обучения. То есть современное образование столкнулось с тем, что для нас очень важно научить студентов грамотно работать с информацией, обрабатывать ее. Это основа будущего профессионального преуспевания, возможность переучиваться в дальнейшем, когда новые профессии придут на смену старым, невостребованным.

Вузам необходимо обратить внимание на новые задачи, которые сегодня лидируют, это обеспечение формирования и развития познавательных интересов и способностей, дающих возможность обучающимся использовать их на подсознательном уровне и обучаться новому так же быстро, качественно, как с преподавателем, только без него. В методах обучения в цифровую эпоху должна быть заложена такая основа, как непрерывная обучаемость. Во-первых, преподаватели должны сами непрерывно обучаться, во-вторых, своим примером показывать, что студенты должны обучаться самостоятельно.

В современный период развития теории и методики профессионального образования уста-

новлена связь между ростом значимости цифровых технологий в решении научно-исследовательских, методологических и педагогических задач и проблемой совершенствования методик преподавания, основанных на информационных образовательных ресурсах с использованием мультимедийных средств обучения. Как пишет В. С. Москалюк, «обучение конкретным навыкам осуществляется на разных уровнях образования, но цифровые компетенции закладываются и обновляются на протяжении всей жизни» [7, с. 16].

Обучение конкретным навыкам - это совместная деятельность педагога и студента для достижения какой-либо цели. Достигая ее, педагог в рамках своей дисциплины должен помочь студенту в формировании его познавательных, творческих интересов, умения самостоятельно обучаться и использовать новые цифровые технологии. Говоря об уровне активности студента, можно отметить, что очевидным является стремление студента понять, запомнить и воспроизвести знания, имея определенный шаблон, а также постичь смысл изучаемого предмета, установить связь, овладеть способами применения и внедрения знаний в новых цифровых условиях. При всем этом нельзя забывать и о творческой составляющей, ведь образование идет в ногу с воспитанием, здесь студенту необходимо вести самостоятельный поиск решения проблем и проявлять познавательный интерес для взаимодействия с преподавателем.

Если первые две активности - это то, что мы можем заложить, чему обучить студентов, то творческая активность - это высшее достижение для преподавателя, когда студент, получая фундамент знаний, решая поставленные перед ним задачи, может генерировать свои идеи для решения новых задач.

Таким образом, сегодня образовательный процесс должен строиться на том, чтобы развить активность творчества. Уже с первого курса студенты занимаются научно-исследовательской, проектной деятельностью, это и есть те методы, которые студенты активно усваивают, они легко решают поставленные задачи на уровне выпускных квалификационных, магистерских работ, так как определена мотивация. Как показывает практика, для достижения наиболее эффективного ре-

зультата необходимо планирование образовательного контента.

Исследование британских экспертов выявило три направления в высшем образовании, которые гарантированно можно улучшить за счет цифровых технологий.

В 2020 году университеты во всем мире строили онлайн-обучение из того, что было. Не хватало интернет-инфраструктуры, учебных материалов для дистанта, подготовленных специалистов и времени, чтобы перенести курсы в онлайн. Экстренные решения, к которым пришлось прибегнуть в 2020 году, - по большей части временное явление традиционного обучения.

Пришло время шагнуть от перевода существующих курсов в онлайн-формат дальше -к полноценной трансформации преподавания и обучения в вузах. Так считают авторы совместного исследования британской организации по развитию цифровых технологий в высшем образовании Jisc и фонда Emerge Education. Будущее высшего образования, по мнению исследователей, за смешанными форматами, а ожидания студентов от используемых в обучении технологий будут только расти.

Исследование «От исправлений к форсайту: идеи Jisc и Emerge Education для университетов и стартапов» с подзаголовком «Дорожная карта до 2030 года» основано на интервью более чем с 50 представителями вузов и EdTech-рынка. Целью авторов было выявить идеи для долгосрочной стратегии обучения и преподавания в смешанных форматах. В ключевой части исследования описано, в каких именно областях высшего образования цифровые технологии открывают, по мнению британских экспертов, наиболее полезные изменения.

Всего исследование Jisc и Emerge Education называет три таких области: образовательный контент, его доставка через инфраструктуру обучения и оценки, поддержка в учебном процессе [2, с. 90].

Контент: больше интерактива. Суть этого понятия в следующем:

1. Все больше появляется цифровых учебников и учебных пособий, которые оснащены дополнительным материалом, в них встроены видео- или онлайн-задания, где студенту легко

проверить знания самостоятельно. Не обходится и без проблем, когда касается цифровизации процесса обучения. Не все идет так быстро, как хотелось бы, контроль осуществляется традиционными издателями.

2. На современном этапе развития цифровых технологий стали популярными открытые онлан-курсы, что также вкрапляется в учебный процесс. До пандемии технология использовалась для внешней аудитории, но практика показала, что это может быть базой основной образовательной программы любой дисциплины. Эксперты считают, что при массовых открытых онлайн-заняти-ях необходимо изучать потребности аудитории, объясняя это тем, что уровень вовлеченности и мотивации сильно разнится среди студентов нового поколения.

3. Можно отметить, что уровень качества цифровых образовательных программ значительно вырос. Для успешного изучения дисциплины появилась возможность разделения ее на небольшие фрагменты с акцентом на определенной учебной задаче и возможностью персонализировать работу студента по изучаемой дисциплине.

В категорию поддержки обучения исследование относит, главным образом, помощь студентам с заданиями, практическими работами, консультации по технике обучения. Но авторы отмечают, что такие сервисы стоит выстраивать параллельно с системой поддержки здоровья и психологического благополучия студентов.

В своей статье Л. С. Лабуз и Л. Н. Мазаева указали, что «одним из путей эффективного внедрения цифровых технологий в процесс обучения в высшей школе является создание и использование в процессе обучения учебных пособий и дидактических материалов нового поколения. Исследования показывают, что при создании современных электронных учебных пособий должна ставиться задача создания информационного компьютерного продукта, который был бы удобен для использования преподавателем как на учебном занятии, так и при подготовке к нему, содержал бы максимум полезной информации в доступной форме и способствовал бы повышению эффективности и наглядности обучения» [4, с. 92].

Для педагогов есть отличный подход в преподавании студентам нового поколения, это приме-

нение при обучении тех технических устройств, которыми молодежь пользуется регулярно, то есть того, что им близко и понятно, например:

- Смартфон - можно придумать, как студенты могут работать с этим устройством, выполняя задания по дисциплине. Как показывает практика, студенты на занятиях периодически берут в руки телефон, эту привычку можно использовать в «+», даже разрешить пользоваться социальными сетями, но при этом уметь ответить на вопрос, который будет задан. Опыт показывает, что: 1) возникает недоумение; 2) через короткое время интерес к телефону пропадает, они начинают слушать. Можно также искать информацию по телефону при ответе, на какой-либо вопрос, как вариант использовать QR-код, считывая с помощью телефона, и решать поставленные задачи. Новое поколение может не знать каких-то базовых вещей, но что-то у них получается быстрее и лучше, чем у предыдущего поколения студентов.

Также при ответе на вопросы студентам предлагается использовать мобильный телефон с сервисом Mentimeter.com, с помощью которого преподаватель может опросить студентов и получить обратную связь. С помощью этого сервиса каждому опросу присваивается идентификационный номер, студенты могут пройти онлайн-голо-сование.

- Виртуальная академия (VAcademia) - с помощью этого сервиса можно почувствовать реальное присутствие на занятиях, где проводятся лекции, семинары, практики с использованием разнообразного учебного инструментария для совместной работы преподавателя и студента. Важно отметить, что все занятия можно записывать, тем самым формируя материал для дистанционного обучения.

- Социальные сети - взаимодействие со студентами на понятной и привлекательной для них платформе (Instagram, ТЮТок, Youtube и др.).

- Искусственный интеллект - это пока еще на стадии развития, но можно использовать некоторые элементы, например распознавание голоса, лица и др. Уже сейчас мы можем подумать, как улучшить процесс образования и начать внедрять в свои дисциплины инновационные технологии, понятные поколению Ъ.

В Алтайском государственном институте культуры многие преподаваемые дисциплины можно объединить для комплексной проверки знаний и реализации их в профессиональной деятельности. Так, студенты 2-го курса направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в рамках междисциплинарных связей по учебным дисциплинам «Мультимедийные технологии культурно-досуговых программ» и «Технологии социально-культурной анимации» проводили мероприятие для младших школьников, где использовали навыки мультимедийных технологий (игры с помощью триггеров), которые в игровой форме по сценарию давались детям. Это, по сути, два поколения Ъ, одни учились по цифровым технологиям, другие принимали участие и также получали знания.

Работа с QR-кодами часто используется в квест-играх на занятиях по дисциплине «Информационные технологии», одновременно студенты изучают технологию и сразу же апробируют ее на практике. Как вариант, это генерация QR-кода для разработки собственного квеста студентом и работа в группах, а также квест, предлагаемый преподавателем по изучению темы.

По дисциплине «Этика и эстетика сетевой культуры» некоторые лекции проходят с использованием смартфонов, студенту дается возможность провести анализ одних и тех же понятий из разных источников, также провести опрос знакомых в социальных сетях, как они понимают эти термины, после идет обсуждение.

Главная задача - понять характерные черты нового поколения студентов, принять их, а не пытаться переделать. Подстроить процесс обучения под ту среду, в которой им комфортно находиться. Также повышать уровень компетентности педагогического состава для полного взаимодействия с поколением Ъ. В образовательном процессе часть дисциплин можно преподавать, используя цифровые технологии в лекционном материале, практические задания по дисциплинам, связанные с мультимедийными технологиями, апробировать в профессиональной практике. По результатам такой работы интерес к изучению предмета возрастает, студенты не только сами получают интерактивные знания, но и применяют их в профессиональной деятельности.

Литература

1. Борисова Е. В. Роль преподавания в цифровой системе образования // Человеческий капитал. - 2020. - № 3. -С. 104-110. - DOI: 10.25629/HC.2020.03.11.

2. Ивановский Б. Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Соц. новации и соц. науки. - 2021. - № 1. - С. 80-95. - DOI: 10.31249/snsn/2021.01.07.

3. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. - 2020. - № 2. - С. 97-100. - D0I:10.31483/r-75354.

4. Лабуз Л. С., Мазаева Л. Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. - 2016. - Т. 37. - С. 90-95.

5. Логинова А. С., Одинокова А. В., Гаврилова В. Е. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика [Электронный ресурс] // Вестн. Воронежского гос. университета. Серия: Право. -2020. - № 4. - С. 317-331. - URL: https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180.

6. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты [Электронный ресурс] // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - Т. 13, вып. 1. - С. 84-101. - URL: https:// doi.org/10.21638/spbu12.2020.106

7. Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образования // Наука и образование сегодня. -2019. - № 10. - С. 15-17.

8. Об университете 20.35: АНО «Университет НТИ 2035» [Электронный ресурс]. - URL: https://2035.university/ about (дата обращения: 30.08.2021).

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70191362 (дата обращения: 30.08.2021).

References

1. Borisova E.V. Rol' prepodavaniya v tsifrovoy sisteme obrazovaniya [Role of The University Teacher in The Digital Education System]. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2020, no. 3, pp. 104-110, doi: 10.25629/ HC.2020.03.11. (In Russ.).

2. Ivanovskiy B.G. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya v Evrope i Rossii: preimushchestva i riski [Digitalization of Higher Education in Europe and Russia: Benefits and Risks]. Sotsial'nye novatsii i sotsial'nye nauki [SocialNovelties and Social Sciences], 2021, no. 1, pp. 80-95, doi: 10.31249/snsn/2021.01.07. (In Russ.).

3. Kiselev A.A. Distantsionnoe obuchenie studentov: problemy i perspektivy ego razvitiya posle pandemii koronavirusa [Distance Learning of Students: Problems and Prospects of Its Development after the Coronavirus Pandemic]. Razvi-tie obrazovaniya [Development of education], 2020, no. 2, pp. 97-100, doi: 10.31483/r-75354. (In Russ.).

4. Labuz L.S., Mazaeva L.N. Informatsionnye tekhnologii v vysshem professional'nom obrazovanii: problemy i perspektivy [Information Technologies in Higher Professional Education: Problems and Perspectives]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 37, pp. 90-95. (In Russ.).

5. Loginova A.S, Odinokova A.V., Gavrilova V.E. Vnedrenie tsifrovykh tekhnologiy v obrazovatel'nye protsessy: teoriya i praktika [Adoption of Digital Technologies in Educational Processes: Theory and Practice]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Proceedings of Voronezh State University. Series Law], 2020, no. 4, pp. 317-331. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180.

6. Minina V.N. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya i ee sotsial'nye rezul'taty [Digitalization of higher education and its social outcomes]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology], 2020, vol. 13, iss. 1, pp. 84-101. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106.

7. Moskalyuk V.S. Ponyatie i sushchnost' tsifrovizatsii sistemy obrazovaniya [The Concept and Essence of Digitalization of the Education System]. Nauka i obrazovanie segodnya [Science and Education Today], 2019, no. 10, pp. 15-17. (In Russ.).

8. Ob universitete 20.35 [About the University 20.35]. (In Russ.). Available at: https://2035.university/about (accessed 30.08.2021).

9. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s dopolneniyami i izmeneniyami) [Federal Law of the Russian Federation of Dec. 29, 2012, no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70191362 (accessed 30.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.