Научная статья на тему 'Цифровизация внутреннего государственного финансового контроля как инструмент эффективного реформирования системы финансового контроля'

Цифровизация внутреннего государственного финансового контроля как инструмент эффективного реформирования системы финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный финансовый контроль / реформирование системы государствен-ного финансового контроля / цифровизация / цифровые технологии / устойчивое развитие экономики / эффек-тивность / ответственность в управлении государственными финансами / системы контроля финансовых операций на уровне государства / state financial control / reforming the system of state financial control / digitalization / digital tech-nologies / sustainable economic development / efficiency / responsibility in public finance management / financial transaction control systems at the state level

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Котова, Наталья Юрьевна Новикова, Ольга Александровна Воротилова, Антон Сергеевич Лылов, Александр Васильевич Курдюмов

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов внутреннего государственного финансового контроля, а именно цифровизации, как самого эффективно инструмента про-водимой государством реформы финансового контроля. «Цифровизация» определяется как процесс внедре-ния новых цифровых технологий во все сферы жизни человека. Основная цель цифровизации государствен-ного финансового контроля состоит в эффективном использовании технологий для обеспечения прозрачно-сти, эффективности и ответственности в управлении государственными финансами. Цифровые инструменты позволяют автоматизировать и упростить процессы сбора, анализа и контроля финансовых данных, а также повысить точность и достоверность информации. Цифровизация стала двигателем, драйвером общемиро-вого развития, она обеспечивает повышение результативности экономики, а также эффективности контроля со стороны государства и качества жизни. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы цифро-визации государственного финансового контроля. Выделены элементы системы реформирования государ-ственного финансового контроля. Также представлен анализ современных тенденций развития цифровиза-ции государственного контроля в России. Одним из основных преимуществ цифровизации внутреннего госу-дарственного финансового контроля является повышение эффективности и точности данного процесса. Важ-ным аспектом статьи является рассмотрение применения цифровых технологий в процессе организации внут-реннего государственного финансового контроля, совершенствования его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Владимировна Котова, Наталья Юрьевна Новикова, Ольга Александровна Воротилова, Антон Сергеевич Лылов, Александр Васильевич Курдюмов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of Internal State Financial Control as a Tool for Effective Reform of the Financial Management System

The article is devoted to the consideration of theoretical and practical aspects of internal state financial control, namely digitalization, as the most effective tool of the financial control reform carried out by the state. “Digitalization” is defined as the process of introducing new digital technologies into all spheres of human life. The main goal of the digitalization of state financial control is the effective use of technologies to ensure transpar-ency, efficiency and responsibility in the management of public finances. Digital tools allow automating and simpli-fying the processes of collecting, analyzing and controlling financial data, as well as improving the accuracy and reliability of information. Digitalization has become an engine, a driver of global development, ensuring an increase in the efficiency of the economy, also increases the effectiveness of state control and improving the quality of life. The elements of the system of reforming the state financial control are highlighted. It also presents the analysis of current trends in the development of digitalization of state control in Russia. One of the main advantages of digital-ization of internal state financial control is the increase of efficiency and accuracy of this process. An important aspect of the article is the consideration of the application of digital technologies in the process of organization of internal state financial control, improvement of its elements.

Текст научной работы на тему «Цифровизация внутреннего государственного финансового контроля как инструмент эффективного реформирования системы финансового контроля»

Научная статья УДК 336.1.07

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.31

Цифровизация внутреннего государственного финансового контроля как инструмент эффективного реформирования системы финансового контроля

Ольга Владимировна Котова1, Наталья Юрьевна Новикова2, Ольга Александровна Воротилова3, Антон Сергеевич Лылов4, Александр Васильевич Курдюмов5

1,2,4,5Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

3Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

1olgav1969@mail.ru

2novikova_ny@mail.ru

3olga.alexandrovna.vorotilova@gmail.com

4a.c. lylov@usue.ru

5kurdyumov@usue.ru, http://orcid.org/0000-0002-2523-7595

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов внутреннего государственного финансового контроля, а именно цифровизации, как самого эффективно инструмента проводимой государством реформы финансового контроля. «Цифровизация» определяется как процесс внедрения новых цифровых технологий во все сферы жизни человека. Основная цель цифровизации государственного финансового контроля состоит в эффективном использовании технологий для обеспечения прозрачности, эффективности и ответственности в управлении государственными финансами. Цифровые инструменты позволяют автоматизировать и упростить процессы сбора, анализа и контроля финансовых данных, а также повысить точность и достоверность информации. Цифровизация стала двигателем, драйвером общемирового развития, она обеспечивает повышение результативности экономики, а также эффективности контроля со стороны государства и качества жизни. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы цифровизации государственного финансового контроля. Выделены элементы системы реформирования государственного финансового контроля. Также представлен анализ современных тенденций развития цифровизации государственного контроля в России. Одним из основных преимуществ цифровизации внутреннего государственного финансового контроля является повышение эффективности и точности данного процесса. Важным аспектом статьи является рассмотрение применения цифровых технологий в процессе организации внутреннего государственного финансового контроля, совершенствования его элементов.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, реформирование системы государственного финансового контроля, цифровизация, цифровые технологии, устойчивое развитие экономики, эффективность, ответственность в управлении государственными финансами, системы контроля финансовых операций на уровне государства

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Котова О.В., Новикова Н.Ю., Воротилова О.А., Лылов А.С, Курдюмов А.В. Цифровизация внутреннего государственного финансового контроля как инструмент эффективного реформирования системы финансового контроля // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 243-252. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.31.

Original article

Digitalization of Internal State Financial Control as a Tool for Effective Reform of the Financial Management System

Olga V. Kotova1, Natalia Yu. Novikova2, Olga A. Vorotilova3, Anton S. Lylov4, Alexander V. Kurdyumov5

1 2 45Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

"Volgograd State Technical University

1olgav1969@mail.ru

2novikova_ny@mail.ru

3olga.alexandrovna.vorotilova@gmail.com

4a.c. lylov@usue.ru

5kurdyumov@usue.ru, http://orcid.org/0000-0002-2523-7595

Abstract. The article is devoted to the consideration of theoretical and practical aspects of internal state financial control, namely digitalization, as the most effective tool of the financial control reform carried out by the

© Котова О.В., Новикова Н.Ю., Воротилова О.А., Лылов А.С., Курдюмов А.В., 2023

- 243 -

state. "Digitalization" is defined as the process of introducing new digital technologies into all spheres of human life. The main goal of the digitalization of state financial control is the effective use of technologies to ensure transparency, efficiency and responsibility in the management of public finances. Digital tools allow automating and simplifying the processes of collecting, analyzing and controlling financial data, as well as improving the accuracy and reliability of information. Digitalization has become an engine, a driver of global development, ensuring an increase in the efficiency of the economy, also increases the effectiveness of state control and improving the quality of life. The elements of the system of reforming the state financial control are highlighted. It also presents the analysis of current trends in the development of digitalization of state control in Russia. One of the main advantages of digital-ization of internal state financial control is the increase of efficiency and accuracy of this process. An important aspect of the article is the consideration of the application of digital technologies in the process of organization of internal state financial control, improvement of its elements.

Keywords: state financial control, reforming the system of state financial control, digitalization, digital technologies, sustainable economic development, efficiency, responsibility in public finance management, financial transaction control systems at the state level

Funding: Independent work.

For citation: Kotova, O.V., Novikova, N.Yu., Vorotilova, O.A., Lylov, A.S & Kurdyumov, A.V. (2023) Digitalization of Internal State Financial Control as a Tool for Effective Reform of the Financial Management System. Theory and Practice of Social Development. (12), 243-252. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.31 (In Russian).

В настоящее время цифровая трансформация экономики становится неотъемлемым этапом развития не только российских, но и мировых экономических институтов. Процесс внедрения цифровых технологий представляет собой адаптацию к новой реальности, соответствие современным требованиям и ожиданиям потребителей. Государственная политика в последние годы, особенно в период пандемии и после ее завершения, акцентирует внимание на ускоренном внедрении цифровизации экономики и широком использовании цифровых технологий. Возможность осуществления финансового контроля удаленно, включая мониторинг использования государственных ресурсов, также оказывается в фокусе внимания и особенно актуальна сегодня, в т. ч. в рамках политической нестабильности в мире. Актуальность исследуемой темы подтверждается неотложной необходимостью перевода государственного финансового контроля в сферу цифровых технологий, текущими глобальными тенденциями использования современных методов и инициативой «Цифровая экономика Российской Федерации». Этот документ был утвержден Правительством Российской Федерации на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 4 июня 2019 года. События, такие как пандемия (Covid-19) и нестабильная экономико-политическая обстановка, вызванная действующими санкциями против России, подчеркнули необходимость серьезной трансформации системы внутреннего государственного финансового контроля.

В рамках темы настоящей статьи выделим группы проблем, которые целесообразно исследовать:

1. Провести обзор существующих технологий, используемых в сфере государственного финансового контроля.

2. Провести анализ зарубежного и отечественного опыта применения цифровых технологий органами, осуществляющими внутренний государственный финансовый контроль.

3. Систематизировать проблемы цифровизации в сфере внутреннего государственного финансового контроля России.

Актуальность развития системы внутреннего государственного финансового контроля представляется неоспоримой в данной политической и экономической нестабильности в обществе, контроль за использованием государственных ресурсов является важной задачей государственных контролирующих органов. В данном исследовании авторы рассматривают деятельность Федерального Казначейства, Министерства финансов, контрольных органов местного самоуправления.

Обращаясь к теоретическим аспектам, авторы статьи выделили основные дискуссионные моменты разграничения между внешним и внутренним государственным финансовым контролем. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). Дискуссионным вопросом является само понятие «финансовый контроль». Большинство авторов, в т. ч. и А.С. Нешитая, определяют финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления. Из данного и аналогичных определений исследователей финансового контроля четко прослеживаются основные функции финансового контроля.

Рассмотрим основную функцию внутреннего финансового контроля. Она заключается в обеспечении эффективности и надежности финансовой деятельности организации, включая соблюдение законодательства, нормативных актов, внутренних политик и процедур. Система внутреннего финансового контроля любого экономического субъекта, в т. ч. и государства, помогает

предотвращать мошенничество, обеспечивает достоверность и своевременность финансовой информации, а также оптимизацию использования финансовых ресурсов и минимизацию рисков.

Внутренний государственный финансовый контроль необходим для обеспечения соблюдения законодательства в сфере государственных финансов, предотвращения коррупции и повышения эффективности использования государственных ресурсов. Он включает в себя:

- проверку правильности составления и исполнения бюджета;

- контроль за использованием государственных средств;

- проверку деятельности государственных учреждений и предприятий;

- мониторинг соблюдения законодательства о государственных закупках.

Данный контроль на уровне государства нацелен на создание системы строгого соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, а самое важное - на повышение результативности использования средств бюджета (Костицына, 2020).

Суть методики внутреннего государственного финансового контроля. Методика внутреннего государственного аудита включает в себя ряд процедур, направленных на оценку эффективности управления, систем контроля и учета в государственных органах или организациях. Основные этапы методики внутреннего государственного аудита включают в себя следующие этапы:

1. Планирование аудита: определение целей, охват аудита и разработка плана проведения.

2. Сбор информации: поиск информации и анализ данных о деятельности и управлении организацией.

3. Оценка рисков: выявление потенциальных проблемных зон и угроз для целей аудита.

4. Проведение проверки: осуществление проверки деятельности и контрольных процедур, сопоставление фактических данных с установленными стандартами и нормами.

5. Формирование выводов: анализ полученных результатов и формирование заключений по эффективности управления и контроля.

6. Подготовка отчетности: подготовка отчета о проведенном аудите, выявленных проблемах и рекомендациях.

Методика внутреннего государственного аудита может различаться в зависимости от конкретных законодательных норм и требований в отдельных странах или регионах.

Особенностью российской системы внутреннего государственного финансового контроля является именно то, что она ориентирована на контроль использования средств на всех уровнях и обеспечение соблюдения норм законодательства, нормативных актов и установленных процедур в области государственных финансов.

Сегодня на современном этапе развития системы государственных финансов реформа государственного финансового контроля играет особую роль в процессе обеспечения прозрачности и эффективности управления государственными финансами. Проводимая в России реформа направлена на улучшение существующей системы контроля и надзора за расходованием бюджетных средств, а также против коррупции и злоупотреблений в сфере государственных финансов. Выделим основные направления реформы государственного финансового контроля (рис. 1).

Совершенствование нормативно-правовой базы: улучшение законодательства в области контроля расходования бюджетных

средств, системы внутреннего и внешнего финансового контроля, а также ответственности за нарушения в области финансового управления

Внедрение современных методов и технологий: автоматизация контрольных процессов

с использованием информационных систем и программного обеспечения, электронное ведение учета и отчетности, а также использование аналитических инструментов для выявления финансовых нарушений и неэффективного использования бюджетных средств

Укрепление международного сотрудничества с партнерами

и организациями, чтобы обменяться опытом, передать лучшие практики и обеспечить оказание поддержки в развитии государственного финансового контроля

Укрепление органов финансового контроля, расширение их полномочий, усиление кадрового состава, обеспечение необходимых ресурсов и технического оборудования, а также улучшение системы подготовки и обучения сотрудников

Развитие системы внутреннего контроля, разработка и внедрение процедур и механизмов, направленных на предотвращение финансовых нарушений, обеспечение эффективного использования бюджетных средств и повышение качества управления финансовыми ресурсами

Рисунок 1 - Направления реформы государственного финансового контроля1 Figure 1 - Directions for the Reform of Public Financial Control

1 Составлено авторами по данным источника: (Ялбулганов, 2020).

- 245 -

Указанные на рисунке 1 меры смогут способствовать созданию оптимально эффективной и прозрачной системы государственного финансового контроля, которая будет способствовать продуктивному управлению государственными финансами и защите интересов налогоплательщиков.

Теперь перейдем к влиянию процесса цифровизации на проводимую реформу системы внутреннего государственного финансового контроля в России и выделим основных ее участников (рис. 2).

На федеральном уровне внутренний государственный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном - органы государственного/муниципального финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований. Федеральное Казначейство играет основную роль в процессе контроля за исполнением бюджета, доходами и расходами, координации и надзоре за расходованием бюджетных средств. Оно отвечает за разработку и внедрение нормативных актов, регулирующих систему внутреннего контроля, а также за обеспечение руководства и поддержки других участников системы контроля.

Рисунок 2 - Субъекты внутреннего государственного контроля1 Figure 2 - Subjects of Internal State Control

С точки зрения распределения функционала между субъектами контроля в мировой практике, в зависимости от страны и организационной структуры, государственный контроль может осуществляться различными органами. Например, это могут быть счетные палаты, аудиторские службы, контрольно-ревизионные и другие государственные органы, ответственные за осуществление финансового контроля и аудита в государственных учреждениях.

Аналогичную функцию в системе внутреннего государственного контроля выполняет внутренний аудит в организации. Внутренний аудит выполняет независимую роль в процедуре оценки эффективности и исполнения финансовых операций, системы управления рисками и соответствия законодательству внутри государственной организации. Он помогает выявить потенциальные проблемы и риски, формирует рекомендации по их устранению.

Контроль на уровне бухгалтерской службы - она отвечает за правильность и своевременность учета, формирование финансовой отчетности и предоставление информации для финансово-экономического анализа.

Также в мировой практике существуют отдельные структуры по контролю и финансовому контролю. В большинстве стран созданы специальные управления, которые занимаются контролем и координацией в области финансового контроля в государственных органах. Они следят за обеспечением соответствия расходованию бюджетных средств требованиям финансового законодательства, проводят анализ эффективности расходов и контролируют финансовую отчетность государственных органов.

Это лишь некоторые основные участники системы внутреннего государственного финансового контроля, и они могут варьироваться в зависимости от конкретной страны и организационной структуры.

Рассмотрим процесс цифровизации внутреннего финансового контроля, который представляет собой «процесс внедрения цифровых технологий и решений для автоматизации и улучшения системы контроля финансовых операций внутри организации». «Автоматизация - применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации». Основное отличие цифровизации от автоматизации состоит, по мнению авторов, в том, что цифровизация - более широкий процесс, он предполагает использование специально созданных автоматизированных процессов, а также реорганизацию функций и процессов внутри какой-либо деятельности. Если говорить о более глобальном процессе, то это создание комплексных цифровых услуг, что подразумевает

1 Составлено авторами по данным источника: БК РФ Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

уже цифровую трансформацию, так как данная деятельность полностью перестраивает процессы в работе экономических субъектов. Как же изменится система внутреннего государственного контроля при использовании цифровых сервисов?

Под цифровизацией в системе государственных финансов, по мнению большинства исследователей, традиционно понимается система отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, то есть возможность автоматизации действий, операций при использовании современных информационных средств. Внедрение цифровых технологий во внутренний государственный финансовый контроль обуславливает изменение законодательства в данной области.

Традиционные методы контроля - ручной ввод данных и проверка бумажных документов, их заменяют автоматизированными системами, что позволяет сократить вероятность ошибок и ускорить процедуры контроля (Шешеня, Алимов, 2021). Автоматизация любого контролирующего процесса позволяет также анализировать большие объемы данных и выявлять аномалии, которые могут оставаться незамеченными при ручном контроле. Представим весь процесс внутреннего контроля в виде схемы (рис. 3).

Рисунок 3 - Процесс цифровизации внутреннего финансового контроля1 Figure 3 - Process of Digitalization of Internal Financial Control

Процесс цифрового внутреннего финансового контроля включает в себя несколько этапов:

1. На первом этапе собираются данные о финансовой деятельности организации, которые затем анализируются с целью выявления возможных проблем и рисков.

2. На втором этапе можно определить уровень рисков, связанных с финансовой деятельностью бюджетной организации.

3. На третьем этапе формируются меры, направленные на снижение выявленных рисков. Инструментарий для снижения рисков может быть реализован через изменение финансовых процедур, изменение процедур контроля в сторону их увеличения или распределения. Соответственно, разработанные меры внедряются в практику финансовой деятельности организации.

4. Мониторинг и контроль: осуществляется постоянный мониторинг выполнения мер по снижению рисков и контроль за их эффективностью.

5. Анализ результатов: по окончании определенного периода проводится анализ результатов внедрения мер по снижению рисков и при необходимости вносятся корректировки в планы и действия организации.

Выделим преимущества цифровизации. Она способствует повышению прозрачности и доступности информации. Благодаря цифровым системам, данные о финансовых операциях становятся доступными для анализа и мониторинга в режиме реального времени. Это позволяет управляющим и финансовым службам более оперативно реагировать на изменения ситуации и принимать управленческие решения на основе актуальных данных.

Еще одним преимуществом цифровизации внутреннего финансового контроля является снижение расходов на его организацию и поддержку. Замена ручных процессов автоматизированными системами позволяет сократить трудозатраты, уменьшить количество ошибок и сократить расходы на бумажные носители информации. Также цифровизация позволяет вести электронный документооборот и сократить время, затрачиваемое на поиск и обработку финансовой информации.

Однако следует отметить, что цифровизация внутреннего финансового контроля требует соответствующих инвестиций и ресурсов. Необходимо внедрить соответствующие программные и аппаратные средства, а также обеспечить обучение сотрудников новым технологиям. Кроме

1 Составлено авторами по данным источника: Финансирование национальной программы «Цифровая экономика»: [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.ac.gov.ru/poleznayainformaciya/4l1o/ (дата обращения: 05.10.2023).

того, необходимо также учитывать вопросы информационной безопасности и защиты данных в процессе цифровизации внутреннего финансового контроля.

В целом, цифровизация внутреннего финансового контроля является актуальным и перспективным направлением развития для всех экономических субъектов, которые стремятся повысить эффективность и точность своей финансовой деятельности, а также обеспечить прозрачность и доступность финансовой информации. В современных условиях совершенствование внутреннего государственного финансового контроля, подходов к его осуществлению, создание новых форм и методов контроля приобретает особое значение.

По мнению Минфина России и Федерального казначейства, новые горизонты внутреннего госфинконтроля не нацелены на последующий контроль. Сейчас во главу угла ставится контроль предварительный, основные цели которого - не выявление уже случившихся нарушений, а предупреждение рисков их совершения, создание условий для их минимизации.

Необходимым условием создания такой системы является цифровизация деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля. Так, согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в целях повышения эффективности внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля планируется формирование правовых основ для создания риск-ориентированного контроля, направленного на предупреждение нарушений, цифровизацию процессов и снижение нагрузки на подконтрольную среду.

Сегодня использование информационных систем в контрольной деятельности регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В настоящее время государственные органы, в т. ч. Федеральное Казначейство, используют следующие цифровые системы, представленные на рисунке 4.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ, за органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закреплено право получения необходимого постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам (ст. 269.2. Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, обязанность владельцев и операторов информационных систем предоставлять доступ к данным информационных систем по запросам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закреплена статьей 269.3 Бюджетного кодекса в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 244-ФЗ. Также указанной статьей закреплена обязанность органов государственной власти и иных организаций предоставлять информацию, документы и материалы в целях установления или подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представитель Федерального Казначейства Е.А. Леонтьева в недавнем выступлении указала: «в рамках положений Бюджетного кодекса, Федерального закона № 41-ФЗ, Федерального закона № 6-ФЗ КСО имеет право проверять органы внутреннего Г(М)ФК. Орган внутреннего Г(М)ФК, в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса для КСО, является участником бюджетного процесса как в качестве получателя бюджетных средств (это про бюджетную смету), так и в качестве органа, реализующего бюджетные полномочия по ВГ(М)ФК. Правомерность решений КСО можно оценить в суде. Минфин России не имеет права никаким образом регулировать деятельность КСО, тем более влиять на результаты их контрольных мероприятий. Министерство может оказывать лишь методическую поддержку».

Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» закреплены принципы информатизации и автоматизации контрольной деятельности, предусматривающие использование информационных технологий и данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах на всех этапах проведения контрольного мероприятия.

Как отмечает заместитель руководителя Федерального казначейства Э.А. Исаев, Федеральное казначейство для осуществления контрольной деятельности модернизирует существующие и внедряет новые автоматизированные инструменты контроля и мониторинга в финансово-бюджетной сфере, получает доступ к иным информационным ресурсам, обеспечивающим «максимально цифровое» взаимодействие контролеров-ревизоров и объектов контроля (Исаев, 2021: 382).

Действительно, сегодня Федеральное казначейство выступает оператором или владельцем множества информационных систем, что позволяет осуществлять непрерывный контроль и мониторинг выявления нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок (рис. 4).

Рисунок 4 - Основные государственные информационные системы, владельцем или оператором которых выступает Федеральное казначейство1

Figure 4 - Main Government Information Systems Owned or Operated by the Federal Treasury

Эти информационные системы содержат данные, которые можно использовать для оценки выполнения национальных проектов, государственных программ и задач, а также для проверки соответствия исполнения бюджетных расходов и доходов, включая законность осуществления расходов по государственным контрактам.

Использование информационных систем позволяет не только оперативно получать необходимую информацию, но и быстро ее обрабатывать, анализировать большие объемы данных. Уже на этапе подготовки к контрольным мероприятиям возможно выявлять нарушения (или признаки нарушений) в деятельности объектов контроля, без выхода на объекты контроля, в камеральном режиме (рис. 5).

Так, в настоящее время все закупки проводятся в электронной форме. Введен электронный документооборот на всем жизненном цикле закупки от планирования до приемки исполнения контракта, в том числе электронный контракт и электронный акт приемки.

Использование единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) позволяет обеспечивать контроль не только на стадии обоснования НМЦК, но и уже на стадии исполнения контракта.

Применяя в контрольной деятельности данную информационную систему, контролеры-ревизоры могут выявлять такие нарушения, как отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, нарушение сроков заключения и исполнения государственных контрактов, неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) к недобросовестному поставщику (подрядчику, исполнителю)) и прочие (Абсолямов, Денисова, 2020: 28).

Кроме того, в рамках ЕИС с апреля 2022 года Федеральное казначейство внедрило новую модель контроля в сфере закупок с применением цифровых механизмов подсистемы «Мониторинг закупок» - модуль «Риск-мониторинг».

Модуль «Риск-мониторинг» - это новый этап по переходу к цифровому смарт-контролю, позволяющий с большой степенью автоматизации выявлять возможные риски совершения нарушений в сфере государственных закупок с целью осуществления дальнейшего анализа в ходе проводимых контрольных мероприятий.

Организациям федерального уровня доступ к модулю предоставляется автоматически после регистрации в ЕИС, организациям уровня субъекта РФ - на основании письменного обращения в Федеральное казначейство (приказ Федерального казначейства от 10.12.2021 № 39н).

«Риск-мониторинг» позволяет в автоматизированном режиме выявлять закупки с признаками и рисками нарушений. Возможности подсистемы позволяют выбрать заказчика и просмотреть информацию о заключенных им контрактах, в отношении которых выявлены признаки нарушений. Также есть возможность сформировать данные о контрактах, заключенных в рамках ре-

1 Составлено авторами по данным источника: Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/gis/ (дата обращения: 05.11.2023).

ализации национальных проектов, в отношении которых выявлен риск «Короткие сроки исполнения контракта», или по реестровому номеру контракта проверить, есть ли по нему нарушения (Добролюбова и др., 2019: 28).

V.

Электронные системы отчетности: Государственные органы могут использовать цифровые платформы для сбора, анализа и мониторинга финансовых отчетов от предприятий и организаций. Это помогает автоматизировать процессы сбора данных и улучшает точность анализа. Смарт-контроль

X"

Система электронного документооборота (СЭД) - это цифровой сервис, который позволяет обрабатывать, хранить и обмениваться электронными документами. Федеральное Казначейство может использовать СЭД для обработки финансовых документов и совершения операций

V

Система электронных кошельков (СЭК)-это цифровая платформа, которая используется для хранения и управления электронными средствами. Федеральное Казначейство может использовать эту систему для перевода денежных средств

и совершения платежей

Ч.

Единая система внутреннего финансового контроля (ЕСВФК) - это цифровой сервис, предназначенный для обеспечения контроля и эффективного использования бюжетных средств. Он предоставляет инструменты для мониторинга и анализа финансовых операций и отчетности

Ч.

Единая система электронных торгов (ЕСЭТ) - это цифровая платформа, которая используется для проведения государственных закупок и аукционов. Федеральное Казначейство контролирует и обеспечивает финансовую составляющую данных процессов

Рисунок 5 - Цифровые системы, используемые государственными органами 1 Figure 5 - Digital Systems Used by Public Authorities

Раздел «Планирование контрольных мероприятий» используется для отбора объектов контроля для включения в план проверок с учетом категорий риска объектов контроля и рейтинга закупок. Для каждого заказчика автоматически, с учетом критериев вероятности возможных нарушений и значимости их последствий на основе данных ЕИС, определяется категория риска контролируемого объекта. Категория риска формируется путем суммирования оценок значимости и вероятности.

Возможности цифровизации внутреннего государственного финансового контроля позволяют:

- повысить качество планирования контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода;

- обеспечить непрерывный анализ состояния подконтрольной среды и ее объектов в режиме онлайн;

- сократить затраты временных и трудовых ресурсов для обработки огромного массива информации и проведения проверок, что позволит обеспечить скорейшее достижение конечного результата;

- повысить степень объективности выявленных нарушений и недостатков;

- снизить нагрузку на подконтрольную среду путем максимального ухода от взаимодействия с объектами контроля посредством бумажных носителей.

По мнению авторов исследования, в процесс внутреннего государственного контроля более активно внедрять искусственный интеллект, современные системы анализа данных. Целесообразно использовать искусственный интеллект для систематизации информации, а также использовать его для мониторинга и анализа выявленных нарушений в процессе контроля. Причем следует отметить, что Федеральное казначейство в 2023 году перешло на использование отечественного программного обеспечения «Смарт Виста» от компании «БПС Инновационные программные решения». Это подтверждает приверженность государственных контролирующих органов тенденции развития отечественной цифровизации в госсекторе.

''Составлено авторами по данным источника: Финансирование национальной программы «Цифровая экономика»...

Таким образом, подводя итог настоящего исследования, авторы сделали следующие выводы. В России деятельность контрольных органов не может осуществляться в отрыве от глобальной цифровизации всех процессов общества. Дальнейшая цифровизация внутреннего государственного финансового контроля напрямую зависит от оперативного совершенствования законодательства в данной области, которое необходимо для создания условий для повышения эффективности и результативности контроля, переходу к дистанционному контролю на основе данных информационных систем. Процесс цифровизации внутреннего государственного контроля предполагает комплексный подход, нужны не только цифровые сервисы, но и необходимо иметь квалифицированный персонал, это поможет значительно повысить эффективность и честность управления государственными ресурсами.

Список источников:

Абсолямов Р.Г., Денисова А.А. Дистанционный финконтроль: опыт региона // Финконтроль. 2020. № 3 (21). С. 24-30.

Исаев Э.А. Отдельные аспекты применения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) // Управленческий учет. 2021. № 9-2. С. 382-387. https://doi.org/10.25806/uu9-22021382-387.

Использование цифровых технологий при планировании, мониторинге и оценке результатов государственного управления: зарубежный опыт / Е.И. Добролюбова [и др.] // Цифровое будущее государственного управления по результатам. М., 2019. С. 22-30.

Костицына В.В. Понятие, виды государственного финансового контроля // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 2. № 8. С. 151-153.

Шешеня Е.С., Алимов С.А. Проблемы методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в РФ // Цифровизация экономики и образования: новые технологии в условиях пандемии : мат. международ. конкурса научных работ бакалавров, магистров и специалистов. Орёл, 2021. С. 241 -244.

Ялбулганов А.А. Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 11. С. 76-94. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.076-094.

References:

Absolyamov, R.G. & Denisova, A.A. (2020) Distantsionnyy finkontrol': opyt regiona [Remote financial control: the experience of the region]. Finkontrol'. (3 (21)), 24-30. (In Russian).

Dobrolyubova, E.I., Yuzhakov, V.N., Efremov, A.A., Klochkova, E.N., Talapina, E.V. & Startsev, Ya.Yu. (2019) Ispol'zovanie tsifrovykh tekhnologiy pri planirovanii, monitoringe i otsenke rezul'tatov gosudarstvennogo upravleniya: zarubezhnyy opyt [Th e use of digital technologies in planning, monitoring and evaluating the results of public administration: foreign experience]. In: Tsifrovoe budushchee gosudarstvennogo upravleniya po rezul'tatam [The digital future of public administration by results]. Moscow, pp. 22-30. (In Russian).

Isaev, E.A. (2021) Some aspects of the application of federal standards of internal state (municipal) financial control. Uprav-lencheskiy uchet. (9-2), 382-387. Available from: doi:10.25806/uu9-22021382-387. (In Russian).

Kostitsyna, V.V. (2020) Ponyatie, vidy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [The concept and types of state financial control]. Moya professional'naya kar'era. 2 (8), 151-153. (In Russian).

Sheshenya, E.S. & Alimov, S.A. (2021) Problems of methodological support of state audit and financial control in the Russian Federation. In: Tsifrovizatsiya ekonomiki i obrazovaniya: novye tekhnologii v usloviyakh pandemii [Digitalization of the economy and education: new technologies in the context of a pandemic]. Orel, pp. 241 -244. (In Russian).

Yalbulganov, A.A. (2020) The internal state financial control reform: tasks objectives and legal challenges. Actual Problems of Russian Law. 15 (11), 76-94. Available from: doi:10.17803/1994-1471.2020.120.11.076-094. (In Russian).

Информация об авторах О.В. Котова - кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=812341

Н.Ю. Новикова - старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=882543

О.А. Воротилова - кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=613023

А.С. Лылов - кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=777824

А.В. Курдюмов - доцент, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=594945

Вклад авторов:

О.В. Котова - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; участие в разработке учебных программ и их реализации; написание исходного текста; итоговые выводы.

Н.Ю. Новикова - участие в разработке учебных программ и их реализации; доработка текста; итоговые выводы.

О.А. Воротилова - участие в разработке учебных программ и их реализации; поиск и подготовка списка литературы; оформление таблиц.

А.С. Лылов - участие в разработке учебных программ и их реализации; подготовка схем процесса.

А.В. Курдюмов - общее руководство.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors O.V. Kotova - PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=812341

N.Yu. Novikova - Senior Lecturer, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=882543

O.A. Vorotilova - PhD in Economics, Associate Professor, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=613023

A.S. Lylov - PhD in Economics, Associate Professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=777824

A.V. Kurdyumov - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=594945

Contribution of the authors: O.V. Kotova - academic advising; research concept; methodology development; participation in curriculum development and implementation; source text writing; final conclusions.

N.Yu. Novikova - participation in the development of curricula and their implementation; revision of the text; final conclusions.

O.A. Vorotilova - participation in the development of educational programs and their implementation; searching and preparing a list of references; designing tables.

A.S. Lylov - participation in the development of training programs and their implementation; preparation of process diagrams.

A.V. Kurdyumov - general advising.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.