Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1000
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / НОРМЫ ПРАВА / ПРАВО / РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев Денис Викторович

Актуальность статьи подчеркивается, что современные технологии создают новые условия и факторы для возникновения и прекращения общественных отношений, отражаясь в новых явлениях и феноменах современности. Происходящие вызовы, появляющиеся требования влекут за собой изменения в правовой среде, а цифровые процессы обличаются в правовые формы, закрепляются нормами права. Целями представленного исследования является анализ современного состояния и перспектив взаимовлияния цифровизации и права. Рассматривается право как «проводник» цифровых технологий в двух сферах - в государственном управлении и в экономике, что предопределило задачи исследования: рассмотреть взаимосвязь цифровизации, права и государственного управления, охарактеризовать взаимодействие цифровизации, права и экономики. Ключевой проблемой отмечается, что право в условиях цифровизации обеспечивает развитие и воплощение идей «сервисного» государства и «цифрового» правительства, объединяя внешнюю и внутреннюю сферы государственного управления, что отражается в подзаконных актах программного характера (например, Стратегии, приоритетные программы, концепции), федеральных законах, подзаконных актах органов исполнительной власти. Статья включает разделы, посвященные созданием цифровизацией новых форм и средств для приобретения, изменения и прекращения субъективных прав и юридических обязанностей участников гражданского оборота, где право сохраняет свои основные функции - регулятивную и охранительную, но трансформируя их формы и средства. Выводами статьи отмечается, что процессы взаимовлияния права и цифровизации имеют не только практическую, но и теоретическую значимость. При этом право обеспечивает государственную политику по развитие цифровых технологий и информатизации в государственном управлении и экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN MODERN RUSSIA: WAYS AND PROSPECTS

The relevance of the article emphasizes that modern technologies create new conditions and factors for the emergence and termination of social relations, reflected in new phenomena and phenomena of modernity. The ongoing challenges, emerging requirements entail changes in the legal environment, and digital processes are denounced in legal forms, fixed by the norms of law. The purpose of the presented research is to analyze the current state and prospects of mutual influence of digitalization and law. The law is considered as a "conductor" of digital technologies in two areas - in public administration and in the economy, which predetermined the tasks of the study: to consider the relationship of digitalization, law and public administration, to characterize the interaction of digitalization, law and economy. The key issue, it is noted that right in the context of digitalization provides for the development and implementation of ideas "service" state and the digital government by combining the internal and external spheres of governance, which is reflected in the bylaws of a software nature (e.g., Strategy, priority programmes, concepts), Federal laws, legal acts of Executive authorities. The article includes sections devoted to the creation by digitalization of new forms and means for the acquisition, modification and termination of subjective rights and legal obligations of participants in civil turnover, where the law retains its main functions - regulatory and protective, but transforming their forms and means. The article concludes that the processes of mutual influence of law and digitalization have not only practical, but also theoretical significance. At the same time, the law provides state policy on the development of digital technologies and informatization in public administration and the economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

2020 T.5 №4

Legal Bulletin

Шепелев Денис Викторович

кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) e-mail: denn0508@yandex.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ1

Аннотация. Актуальность статьи подчеркивается, что современные технологии создают новые условия и факторы для возникновения и прекращения общественных отношений, отражаясь в новых явлениях и феноменах современности. Происходящие вызовы, появляющиеся требования влекут за собой изменения в правовой среде, а цифровые процессы обличаются в правовые формы, закрепляются нормами права.

Целями представленного исследования является анализ современного состояния и перспектив взаимовлияния цифровизации и права. Рассматривается право как «проводник» цифровых технологий в двух сферах - в государственном управлении и в экономике, что предопределило задачи исследования: рассмотреть взаимосвязь цифровизации, права и государственного управления, охарактеризовать взаимодействие цифровизации, права и экономики.

Ключевой проблемой отмечается, что право в условиях цифровизации обеспечивает развитие и воплощение идей «сервисного» государства и «цифрового» правительства, объединяя внешнюю и внутреннюю сферы государственного управления, что отражается в подзаконных актах программного характера (например, Стратегии, приоритетные программы, концепции), федеральных законах, подзаконных актах органов исполнительной власти.

ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ НАУЧНОГО ПРОЕКТА РФФИ № 18-29-16114

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Статья включает разделы, посвященные созданием цифровизацией новых форм и средств для приобретения, изменения и прекращения субъективных прав и юридических обязанностей участников гражданского оборота, где право сохраняет свои основные функции - регулятивную и охранительную, но трансформируя их формы и средства.

Выводами статьи отмечается, что процессы взаимовлияния права и цифровизации имеют не только практическую, но и теоретическую значимость. При этом право обеспечивает государственную политику по развитие цифровых технологий и информатизации в государственном управлении и экономике. Ключевые слова: цифровизация, современное российское государство, цифровые процессы, правовые формы, нормы права, право, российская правовая система, цифровые технологии, цифровое Правительство

Shepelev Denis V.

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSLA) e-mail: denn0508@yandex.ru

DIGITALIZATION IN MODERN RUSSIA: WAYS AND PROSPECTS

of

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

digital technologies in two areas - in public administration and in the economy, which predetermined the tasks of the study: to consider the relationship of digitalization, law and public administration, to characterize the interaction of digitalization, law and economy.

The key issue, it is noted that right in the context of digitalization provides for the development and implementation of ideas "service" state and the digital government by combining the internal and external spheres of governance, which is reflected in the bylaws of a software nature (e.g., Strategy, priority programmes, concepts), Federal laws, legal acts of Executive authorities.

The article includes sections devoted to the creation by digitalization of new forms and means for the acquisition, modification and termination of subjective rights and legal obligations of participants in civil turnover, where the law retains its main functions -regulatory and protective, but transforming their forms and means. The article concludes that the processes of mutual influence of law and digitalization have not only practical, but also theoretical significance. At the same time, the law provides state policy on the development of digital technologies and informatization in public administration and the economy.

Keywords: digitalization, modern Russian state, digital processes, legal forms, legal norms, law, russian legal system, digital technologies, digital government

Современное постиндустриальное общество испытывает колоссальную нагрузку, можно сказать встряску по проверке потребностей, ценностей, интересов в информации и способах ее получения и обработки. Свободное информационное общество не может существовать без информационных технологий, ресурсов. Потребности каждого человека и общества в этом диктуют ему двигаться в сторону цифровизации, создавая все новые и новые информационные технологии, правовое положение которых требует законодательного урегулирования. Развитие цифровых технологий создает новые условия для возникновения и институционализации «новой», цифровой реальности.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Однако влияние цифровизации на правовые отношения возможно только в случаях, закрепленных нормами права. Внедрение и признание цифровых технологий в «правовое» поле является результатом государственной политики [5, с. 130]. Причем практика применения внедряемых положений может привести к диссонансу между планируемым и итоговым эффектом. Минимизировать такие ситуации представляется возможным только в случаях, когда проводимая политика и принимаемые государством меры, в том числе в ходе осуществления правотворческих полномочий, продуманы, взвешены и позволяют прогнозировать развитие практики применения. В связи с этим, возникает целесообразность выявить и охарактеризовать перспективы развития правовой институционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики.

Цифровизация является мощнейшим катализатором для множества социально-экономических и политических процессов, в последующем оказывающим взаимное влияние на тенденции развития цифровых преобразований. В современной реальности появляются соврменные институты, такие как системы по поиску, социальные сети, платформы электронной торговли, электронные книги, цифровые платежные системы [6, с. 47]. Современные технологии создают новые условия и факторы для возникновения и прекращения общественных отношений, отражаясь в новых явлений и феноменах современности. Происходящие вызовы, появляющиеся требования влекут за собой изменения в правовой среде.

Цифровые процессы обличаются в правовые формы, закрепляются нормами права, а субъективные права и юридические обязанности обретают новые формы воплощения и реализации. Все это приводит к взаимодействию и взаимосвязи и цифровизации, и права, что является предметом исследования, представленного в настоящей статье. При этом, следует учитывать и выделять те сферы, куда направлена основная деятельность государства по внедрению цифровых технологий, признавая их на нормативно-правовом уровне. Таковыми сферами сегодня стали процессы цифровизации в государственном управлении и экономике, что находит свое отражение в принятых документах стратегического

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

характера на национальном уровне. Тем самым право становится «проводником» цифровых процессов в сферы государственного управления и экономики, создавая условия допустимости и правомерности новых технологий в возникающих правоотношениях между государством, обществом и личностью.

Блага цифровизации позволяют упорядочить многие явления и процессы, в том числе, и государственная деятельность, что влечет за собой изменения в государственном управлении. Эти изменения происходят в результате внедрения методов и способов реализации органами государственной власти своих полномочий.

Внедрение цифровых технологий на государственное управление в полной и осознанной мере произошло в рамках административной реформы с развитием оказания государственных услуг, а также выполнения государственных функций, которые получили детализацию в специальных подзаконных актах -административных регламентах.

Рассматривая цифровизацию, право и государственное управление следует отметить, что правовые нормы обеспечивают внедрение цифровых технологий как во внутренние отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, так и во внешние, предполагая взаимодействие с физическими и юридическими лицами.

В современном российском государстве констатируется этап трансформации механизма государственного управления через становление так называемого «цифрового правительства» [4, с. 60-72], что также связано с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы2.

Информационный обмен между органами власти и гражданами реализуется через единую цепь межведомственного системного электронного взаимодействия. Причем участвующие взаимодействуют через оператора этой системы.

РФ. 2017.

г 8

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Вместе с этим, происходит трансформация бюджетного процесса, предполагающая его воплощение в единой информационной системе3.

Таким образом, информационный обмен и межведомственное взаимодействие, создание баз данных, имеющих юридическую значимость, а также информатизация бюджетного процесса становятся основным предметом преобразований внутренней сферы государственного управления в условиях цифровизации.

Трансформация внешней формы государственного управления в условиях цифровизации получила отражение в порядке оказания государственных услуг и осуществления государственных функций, новых методах, формах и способах реализации полномочий. Вторым аспектом является создание условий для идентификации субъектов права во взаимоотношениях с органами государственного управления.

А значит вместе с цифровизацией развивается и правовая система государства, примеряя на себе новые нормативные правовые акты в сфере цифровизации. Реализация этих актов, в свою очередь, требует финансового обеспечения, а значит, государство периодически обновляет свои стратегические цели в этой области и определяет государственные программы, требующие финансирования. Это связано с тем, что современный ритм жизни предлагает обществу так или иначе участвовать в нем быстро и оперативно, что одновременно упрощает жизнь в части получения товаров, услуг, работ и удовлетворения потребностей в них [3, с. 30-40].

Обоснованно отмечают А.М. Воронов и А.М. Гоголев, что существенный вопрос современного российского государства — ее образование как динамично развивающегося государства демократического типа. Приблизиться к этой цели невозможно без результативного функционирования системы управления

ресурс] //

w 88

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

государством, поэтому проведение административной реформы становится фактором приоритетным для дальнейшего становления и развития российской государственности [1, с. 21].

Современная практика принятия подзаконных нормативных правовых актов включает: акты Президента Российской Федерации либо акты, одобренные или утвержденные совещательными органами при главе государства, которые носят программный характер, находящих свое выражение в Концепции, Стратегии или иных формах, и содержащих последовательный перечень мер, применяемых в рамках реализации государственной политики.

Такие акты содержат и меры, предусматривающие реализацию правотворческих полномочий органов государственной власти, начиная с разработки законопроекта в ведомственном министерстве и его представлении в Правительство Российской Федерации для реализации им права законодательной инициативы. Кроме того, в таких актах могут быть предусмотрены направления правоприменительной практики, а также рекомендации по реализации властных полномочий в рамках выполнения органами публичной власти своих полномочий. Таким образом, формируются два направления перспектив развития правовой институционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики - в правотворчестве и в правоприменительной практике.

Здесь стоит упомянуть Государственную программу «Информационное общество», реализуемую в целях повышения качества работы и жизни населения, повышения качества работы организаций, реализации финансовой сферы государства с применением телекоммуникационных и информационных технологий.

Программа состоит из четырех структурных частей, куда входит часть, посвященная безопасности в обществе информационном, информационной среде, инфраструктуре и в целом государству как информационному механизму. Их оказывают Россвязь - занимается почтовыми отправлениями, финансирование охватывает более 600 млрд рублей, Роспечать - 900 млрд рублей, Роскомнадзор и

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Минкомсвязь - регистрация деятельности в сфере связи - 150 млрд рублей выделено, Минкомсвязь - услуги в сфере услуг.

Программа была разработана в 2011 году, сроком реализации к 2020 для качественной и доступной возможности использования услугами связи и сети «Интернет», в том числе разнообразными услугами связи; равно открытого доступа населения к медиасреде; пресечения правонарушений в информационном обществе с помощью национальных разработок по обработке, передачи и хранении данных, гарантирующей защиту правовых и законных интересов личности, общества, государства; реализации государственного управления и контроля в электронной форме, а также полномочий государственных (муниципальных) органов власти, а также повышения оперативного и качественного взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти с гражданами и организациями.

Ответственным и соответственными за ее реализацию являются многочисленные ведомства, включая Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Роспечать Россвязь. Участниками Государственной программы являются многочисленные органы власти.

Первая редакция данной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р и формировалась в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития России, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в нее вносились согласно приоритетам, определенными такими указами Президента Российской Федерации как:

1. от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности России»,

2. от 9 мая 2017 г. №2 203 «О Стратегии развития информационного общества в России на 2017 - 2030 годы»,

3. от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года»,

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

4. Основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства России от 29 сентября 2018 г.,

5. Национальная программа «Цифровая экономика России», утвержденной протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16

6. и другими документами стратегического планирования.

Индексом реализации этой программы будет рейтинг в интернете, а также доля в государственных закупках программного обеспечения для реализации данной программы. При этом есть определенный план достижения показателей в части доступности и использования населением услуг почтовой связи, а также совершение юридически значимых действий через информационные технологии, в том числе показатель обращения граждан за услугами через информационные технологии.

Нельзя не признать, что процессы цифровизации внедряются в государственное управление и экономику уже в течение нескольких лет [2, с. 2529]. Нельзя и игнорировать результаты и достижения проделанной работы, массив которой отражен в изменении правового регулирования административных и гражданских правоотношений, а также в создании организационных и нормативных основ деятельности органов публичного управления.

Право, обеспечивая развитие цифровых технологий в государственное управление, создает условия для его трансформации, видоизменения взаимодействия органов власти с гражданами и организацией в цифровой среде, включая условия для их идентификации.

Внедрение цифровых технологий в гражданский оборот позволяет государствам конкурировать между собой в создании благоприятного инвестиционного климата, создавая преимущества для собственной юрисдикции, что в конечном итоге должно привлекать новых крупных субъектов

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

международного и иностранных рынков в экономическую систему конкретного государства.

Библиографический список.

1. Воронов А.М., Гоголев А.М. К предмету административного права современной России // Финансы: Теория и Практика. 2017. №1. 130. C.21.

2. Киселев В. К. Экономика и право: противоречивое единство // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. Т. 8. № 1. 2008. С. 25-29.

3. Познер Р. Экономический анализ права в 2-х т. Т. 1 / перевод с английского А.А. Фофонова; под редакцией В.Л. Тамбовцева. - СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 30-40.

4. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 60-72.

5. Соловяненко Н.И. Вопросы развития электронного правосудия в условиях цифровой экономики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №11. С. 130.

6. Тихомиров Ю.А. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / коллектив авторов. М.: Юстиция, 2018. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.