Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ФЕНОМЕН ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА БЫТИЯ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ МЕДИАТИЗАЦИЯ / ГАДЖЕТИЗАЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / DIGITALIZATION IN TODAY'S SOCIAL AND HUMANITARIAN SPACE / DIGITAL TRANSFORMATION INFORMATION AND DIGITAL SPACE TECHNOLOGICAL GLOBALIZATION / THE DIGITAL REVOLUTION THE PHENOMENON OF VIRTUALIZATION OF SOCIAL SPACE / REVOLUTIONARY CHANGE THE INFORMATION SPHERE OF BEING / MEDIA TECHNOLOGY / COMPUTERIZATION / GLOBAL MEDIATION / GADGETIZATION OF THE WORLD AND MAN / ECONOMIC RELATIONS / TRANSFORMING VALUES AND MEANINGS / HUMAN CAPITAL / RUSSIAN EDUCATION / STRATEGY OF OUTSTRIPPING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Григорьева Марина Анатольевна

В настоящее время цифровые технологии активно влияют на все сферы материальной и духовной жизнедеятельности человека и общества в целом. Интеграция с информационными технологиями позволяет не только в экономике автоматизировать бизнес-процессы, сокращать ресурсные затраты, повышать конкурентоспособность отраслей и увеличивать эффективность выполнения разного рода задач, но и оптимизирует образовательные процессы, связанные с обучением, формированием профессиональных компетенций, информационным обеспечением и в, конечном итоге, цифровые сервисы меняют наш образ жизни. В рамках данной обзорной статьи авторы осуществляют источниковедческий анализ научных статей, опубликованных в выпусках журнала "Kant" за последние два года, по проблематике цифровизации в современном социально-гуманитарном пространстве в различных научных аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Григорьева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE MODERN SOCIAL AND HUMANITARIAN SPACE

Digital technologies are now actively influencing all spheres of material and spiritual life of a person and society as a whole. Integration with information technology allows not only the economy to automate business processes, reduce resource costs, increase the competitiveness of industries and increase the efficiency of various tasks, but also optimizes educational processes related to training, professional competency, information and, ultimately, digital services change our way of life. As part of this review paper, the authors carry out a source analysis of scientific articles published in the journal "Kant" for the past two years on the issue of digitalization in the modern social and humanitarian space in various scientific aspects.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Цифровая трансформация меняет экономику, культуру, производственные процессы, образование и, прежде всего, то, что мы об этом есем думаем, 8 конечном итоге, цифровые сервисы меняют образ жизни. Технологическую глобализацию можно анализировать с точки зрения мутаций, произошедших в интерпретации социального пространства - от традиционного, ограниченного географическими координатами взаимодействия, до делокали-зованного и универсализирующего. Пандемия, вызванная вирусомСО\/Ю-19, усилила эту тенденцию. Цифровая революция порождает феномен виртуализации социального пространства - в смысле переноса социализирующих взаимодействий в виртуальную среду - с особыми и в некоторой степени непредсказуемыми последствиями для эволюции человека или даже всего вида. Этот сдвиг хорошо счи-тывается в трех фокусных точках, связанных между собой, - экономика, философия, образование.

Высшее образование стало новым звездным кораблем в политическом флоте правительств всего мира. Акцент государственной политики на высшем образовании отчасти отражает растущее согласие в макроэкономике с теорией "нового роста" или "эндогенного роста", основанной на работах Солоу, Лукаса и Ромера, которые утверждают, что движущей силой экономического роста являются технологические изменения (т.е. наращивание знаний о том, как мы преобразуем вводимые ресурсы в результаты производственного процесса). Знания о технологиях и уровнях информационных потоков в настоящее время считаются критически важными для экономического развития и могут определять различные модели роста. Короче говоря, университеты рассматриваются как ключевой двигатель экономики знаний. Этот акцент в политике высшего образования также согласуется с инициативами по развитию предпринимательских навыков и активности в рамках так называемых национальных систем инноваций. На сегодняшний день все процессы перенесены в виртуальные пространства, где они успешно или менее успешно испытывают на себе новые формы взаимодействия, что неизбежно влияет на культуру, Очевидно, что использование инноваций не равно использованию технологий, поскольку это не простая роботизация производственного процесса, но это постоянный процесс переосмысления, который включит фундаментальные вопросы и трудные решения, требующий формирования инновационной культуры. Как

однажды сказал Питер Друкер, "культура ест стратегию на завтрак" поэтому цифровизация требует осмысленного подхода к себе, и чем больше времени займет этот этап, тем скорее мы найдем правильное направление.

В одной из обзорных статей, опубликованных на страницах журнала "Kant", авторами отмечалось, что "вызовы современного развития общества в условиях растущей глобализации, сопровождаемой, с одной стороны, - техноло-гизацией и цифровизацией во всех общественных сферах, а с другой - утратой традиционных ценностей, разрушением духовно-нравствен-ных и моральных устоев в обществе, что побуждают научное сообщество к поиску новых образовательных ресурсов, педагогических технологий, отвечающим новым вызовам времени" [2, 11].

На страницах нашего журнала дискуссии по;. данной проблематике продолжаются, и уче-" ные различных научных областей в своих публикациях отмечают возросшую актуальность целого ряда научных направлений в поиске, разработке и реализации тактики и стратегии развития общества в современных условиях технологизации и цифровизации общества.

Характеризуя современные тенденции, Ж.В. Федорова справедливо подчеркивает: "Основной тенденцией общественного развития конца XX - начала XXI ее. становятся революционные изменения в информационной сфере бытия. 8 первую очередь, это связано с технологической обусловленностью социально-культурного ландшафта - развитием меди-атехнологий, компьютеризацией, глобальной "медиатизацией" и "гаджетизацией" мира и человека" [16, 194]. C.B. Кручинин, осуществляя философский анализ влияния гаджетиза-ции на социальное бытие, изучает его как неотъемлемый феномен, характеризующий современное общество, и выявляет его положительное и негативное влияние. Размышляя над проблемой влияния гаджетов на современное социальное бытие человека, автор подмечает одну существенную деталь о том, что "гад-жетиззция изменяет отношение человека к информации... Основным негативным последствием данного процесса является то, что человек оперирует все меньшим объемом знаний, что снижает уровень социализации, увеличивает социальную изоляцию и отчужденность" [6, 168]. Ёще на одну мысль в этой связи автор обращает внимание, справедливо отмечая, что "Ценности и предпочтения, формируемые гаджетизацией, по сути, начинают

о

cü о

CXJ

cf

Lû <

¡¡Й et

г?

со

=г Z

S

со X

UJ

П

UJ Q-

-0 Q_

O СО LO O

концентрироваться вокруг обновлений информации, а также вокруг интенсивного ритма жизни, навязанного информационным обществом и его уровнем контакта с социумом" [6,169]. Обобщая, автор отмечает:". ..гаджети-зация в большей степени влияет на социальное бытие негативно, в частности за счет отдаления человека от общества, стимулирования развития депрессии, социальной изоляции, ги-перболизованности образов и элементов реальности, депривации семейных ценностей [6,170]. Вместе с тем автор отмечает и положительный эффект гаджетизации, который заключается "в развитии самостоятельной, независимой личности, стремившейся к самостоятельному решению проблем". Консолидируясь с автором, подчеркнем, что "тенденции влияния гаджетизации на общество изменятся тогда, когда доминирующей парадигмой социального бытия перестанет быть потребление" [6,170].

В статье Ж.8. Федоровой анализируется спе цификэ информационного пространства в контексте экономических отношений, обозначивших ведущую роль рыночных механизмов в функционировании средств массовой коммуникации и информации. Подчеркивается, что информационное обеспечение общественной формы бытия является вектором социального порядка. В современном типе общества традиционные формы контроля информационного пространства (принуждение, преследование, ограничение) меняют направление, появились более действенные способы изменения духовной организации человека и общества, связанные с использованием экономического регулирования. Обосновывается положение о том, что результатом экономического вмешательства становятся товарно-денежные отношения в медиасфере, которые обуславливают особенности подхода к подаче информации и организации коммуникативных потоков. Социальные и информационные технологии воздействия меняют облик реальности, проявляются в деформации ее смыслового ареала [16]. Подчеркнемтезисавтораотом, что "В информационном пространстве в первую очередь трансформируются ценности и смыслы, обращаются в собственную противоположность- в онтологически негативное.... Постоянная девальвация аксиологически значимого становится привычной процедурой. В результате его исходное - ценностное - значение утрачивается" [16, 197]. Автор сформулировал важный вывод о том, что "Возникает условная (а часто и анонимная) идентичность, которая создает культ пассивной созерцательности по

отношению к окружающему миру и самому себе: так осуществляется вытеснение индивидуальности из социального пространства - в нем не остается места субъекту, ответственному за слова и поступки" [16,197).

В условиях кризиса глобализации российское образование должно резлизовывать стратегию опережающего развития, воссоздавая цивилизационные образы России как одного из полюсов многополярного мира, воспитывать человека российской культуры через свою цивилизационно-идентичную образовательную модель [8).

Очевидно, что современное образовательное пространство требует эффективности учителя как носителя ценностей и знаний; психолога, сопровождающего учеников в процессе становления учебной траектории; организатора взаимодействия между семьей и школой; школой и учреждениями различных сфер деятельности; менеджера образовательных услуг; организатора досуга и т. д. [14]

Цифровизэция при всех ее явных плюсах и еще не до конца проявленных минусах огромными темпами внедряется в школы и вузы, что еще острее актуализирует научные поиски педагогического сообщества. С.Н, Лукаш и В.А. Зуев подчеркивают: "Неизбежная модернизация школы, обусловленная продолжающимся кризисом морали, культуры, нравственности и духовности, неупорядоченный набор знаний, лишенный логической связи, - все это вновь поднимает вопрос о возвращении полноценного воспитания в учебные заведения, делает актуальным целенаправленное внедрение в учебный план предметов духовно-нрав-ственного содержания {предмет "Основы православной культуры" уже преподается в общеобразовательных учебных заведениях)" [8, 298]. Авторы статьи размышляют о ценностях христианской педагогики в цивилизационной парадигме модернизации российского образования. Анализируя новые положения Конституции и Закона "Об образовании", они отмечают, что новые положения "опосредовано нацеливают нас на культурно-цивилизацион-ную парадигму российского образования, расчищая почву для ликвидации потенциальных противоречий с ментально-ценностным ядром российской цивилизации, порождающих кризисы социальной системы" [8, 296].

В статье А. В. Кокорева обращается внимание на важнейшую, на наш взгляд, проблематику становления ценностно-смысловых ориентиров у будущих специалистов, обучающихся в условиях цифровой среды образовательных

организаций. Отмечена роль цифровой среды в подготовке компетентных специалистов, раскрыты принципы организации и проведения воспитательной работы преподавателя образовательной организации, обеспечивающие становление ценностно-смысловых ориентиров личности, получающей профессию, обоснована необходимость владения преподавателем основами социальной психологии, знаниями в области теории и методики профессионального образования, раскрыта и описана роль преподавателя в проведении воспитательной работы, в целях успешного становления ценностно-смысловых ориентиров у будущих специалистов в условиях цифровой среды образовательной организации [5]. Размышляя в контексте данной проблематики, автор отмечает: "...вместе с проблемами внедрения дуального образования, решения проблем регионального кадрового стандарта, реализацией программы "Глобальное образование", ученых, осуществляющих свою педагогическую деятельность в образовательных организациях, интересуют и проблемы ценностных ориентаций тех, кто в скором времени, получив образование, будет работать в разных сферах отечественной экономики" [5, 280]. По мнению автора статьи "Ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста, обучающегося в условиях цифрового образования, -сложное образование, предполагающее рассмотрение, как минимум, трех основных компонентов: когнитивного, эмотивного, поведенческого..." [5, 284]. По убеждению автора, "наличие у будущего специалиста целеустремленности, надежности, верности определенным принципам и идеалам, активная жизненная позиция свидетельствуют об устойчивой и непротиворечивой совокупности его ценностно-смысловых ориентаций в условиях функционирования цифровой среды [5, 284]".

Статья "Этапы вхождения студентов педагогического вуза в цифровую школу" посвящена актуальной проблеме вхождения студентов в профессиональную среду, 8 статье дан анализ научной разработанности основных дефиниций, связанных с цифровым образованием. Показана иерархическая "лестница" образовательных результатов. Рассмотрена эффективная модель формирования информационно-образовательной среды и представлены ее уровни, выявлены системные элементы цифрового образования, в числе которых выступают информационно-образовательная среда, цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые процессы проверки зна-

ний, цифровые технологии организации обучения, цифровой контент.[П] По результатам исследования, авторы выявили цели цифрови-зации среднего общего образования: "обеспечение широкого доступа к информационно-цифровым ресурсам с использованием их в образовательном процессе, обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей" [11, 319],

Б статье "Цифровая компетентность бакалавров педагогического профиля" дается анализ актуальных цифровых компетенций, формируемых у бакалавров педагогического профиля в образовательном пространстве вуза, рассматриваются возможности расширения цифровых компетенций будущих учителей для повышения эффективности учебно-воспи-тательного процесса в школе и профессио-г нального роста педагога [14]. Профессиональные компетенции современного учителя, по оценкам авторов, включают: обладание критическим мышлением, развитыми способностями к общественной деятельности, умением проектировать собственный педагогический процесс, управлять активными формами взаимодействия, привлекать школьников к сотворчеству, что предполагает умение выполнять в цифровой среде современного образовательного учреждения [14]. Обобщая, авторы подчеркивают: "Цифровая компетентность бакалавров педагогического профиля предполагает развитие умений к построению профессионального взаимодействия в Интернет-пространстве, осуществлению информационного поиска, отбору и критической оценке профессионально важной информации, выстраиванию индивидуальной траектории непрерывного профессионального развития в открытом информационном пространстве" [14,324].

Статья A.B. Козыревой и других соавторов посвящена проектированию и конструированию технологии обучения математике будущих специалистов на онлайн-занятиях по математике. Показана актуальность, преимущества и способы внедрения в учебный процесс компьютерных средств обучения математике, сервисов глобальной сети Интернет и их роль в онлайн обучении. [4[ Авторы, подчеркивая значимость онлайн-обучения как компонента в образовательном процессе вуза, отмечают, что продвижение цифровизации позволяет повысить готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности и уровень

о

cü о

CXJ

cf

Lü <

sc Ct

г?

со

=r Z

s

сформированное™ универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций за счет активной цифровизации образовательных ресурсов и незамедлительного доступа к ним обучающихся. ]4] По результатам исследования, авторы сформулировали следующие выводы; "организация и проведение онлайн-занятий с использованием компьютерных средств обучения математике, сервисов глобальной сети Интернет, разработки электронного конспекта позволяют разнообразить традиционные подходы к обучению, вызвать интерес у обучающихся к усвоению сложных математических понятий, активизировать познавательную активность и побудить к научно-исследовательской деятельности"...[4,27В]. При этом "...эффективность внедрения онлайн-обучения математике обусловливается тем, насколько профессионально разработаны пакеты приложений, соответствующие требованиям ФГОС к уровню подготовки будущих специалистов" [4,278],

Исследованию интерактивных приемов и методов развития художественно-эстетических потребностей в системе музыкального образования посвящена статья Т.И. Стражниковой. 8 контексте данной статьи художестве нно-эсте-тические потребности рассматриваются как потребности, мотивирующие стремление человека к прекрасному, ценностно-ориентиро-ванному восприятию, изучению произведений искусства, художественно-творческой деятельности. Нельзя не согласиться с автором, что развитие художественно-эстетических потребностей - сложный, многокомпонентный процесс, предполагающий использование современных средств и методов обучения, среди которых особое место занимают интерактивные приемы и методы, включающие диалог, полилог, дискуссию, коллоквиум, сотрудничество участников учебного процесса, мультимедийные и другие методы. [12]

В статье Л.Н. Латиповой и А.Р. Фасхутдино-вой проанализированы и систематизированы основные тенденции в формировании и развитии дизайнерского мышления в технологическом образовании. На основе исследования спроектирован инновационный комплекс по определению уровня сформированное™ дизайнерского мышления, предложены инструменты для повышения уровня дизайнерского мышления у школьников на уроках "Технология", проранжированы сайты-конструкторы для формирования дизайнерского мышления. Опытным путем определена эффективность использования дистанционных технологий в

формировании дизайнерского мышления в тех-нологическом образовании школьников [7].

В статье М,Г. Мухидинова и его соавторов изучен процесс использования и адаптации Интернет-технологий для решения образовательных задач, выделены возможности образовательной модели обучения, определены пути развития системы образования в этих условиях и выявлены факторы, определяющие эффективность обучения, рассматривается Интернет- технология как инновационная педагогическая технология и как средство массовой коммуникации обучения, [10] Рассматривая Интернет-технологии как инновационную педагогическую технологию, авторы определяют пути развития: "Перевод организационных структур традиционной модели обучения лекций, практических и лабораторных занятий можно осуществить различными путями: модернизировать с использованием Интернет-средств; спроектировать на Интернет-платформе новые организационные структуры, которые решают те же педагогические и дидактические задачи" [10, 336].

В последнее время в педагогических публикациях стало актуальным понятие "безопасная образовательная среда", но при этом основной акцент рассмотрения данного понятия рассматривается в ключе безопасности обучаемых как субъектов образовательной среды, 8 статье Н.И. Цвирко и С.А. Тюренковой представлен аспект безопасной образовательной среды, рассматриваемый со стороны педагогов, в частности, их участие в обеспечении безопасной профессионально-образовательной среды.[17] Авторы справедливо отмечают, что "профессионально-образовательная среда является неотъемлемым компонентом образовательной среды любого образовательного учреждения и направлена, в первую очередь, на обеспечение безопасности и комфортных условий для профессиональной самореализации и профессионального роста педагога через процессы его самоидентификации, осознания профессиональных потребностей и готовность активно участвовать в формировании необходимых параметров такого рода среды" [17, 408]. Проведенное исследование показало необходимость и возможность развития у студентов в условиях дистанционного обучения компетенций в области обеспечения БПОС, которые рассматриваются авторами как компетенции, необходимые для формирования комфортных условий освоения образовательных программ в удаленном формате. [17]

Проблема обеспечения темпов экономического роста остается, как и прежде, одной из

важнейших для россиискои экономики, особенно, в условиях перехода к инновационному производству, В рамках цифровой экономики остро встает необходимость разработки новых подходов к инвестиционному анализу как неотъемлемой составляющей стратегии экономического роста в целом.

Статья Д.С. Демиденко и соавторов посвящена особенностям инвестиционного анализа применительно к инновационным проектам в условиях процесса цифровизации экономики. Проанализировано понятие экономического роста в его классической и современной трактовке. Рассмотрены специфические особенности анализа эффективности капитальных вложений на предприятиях, отмечены трудности, с которыми сталкивается инновационное предприятие в процессе своей производственной деятельности. С помощью математического аппарата обоснован авторский подход к формированию критериев для сопоставления затрат и результатов с целью оценки эффективности инвестиционных решений. В статье предложен авторский подход к формированию резервов под привлекаемые заемные средства для финансирования инвестиционных проектов в условиях цифровой экономики, отмечено, что целесообразно выполнять ряд условий, таких как выбор наиболее технически и экономически обоснованных проектов, позволяющих формировать резервы в размере меньшем, чем вся величина заимствований, а также сокращать сроки реализации проектов, что позволит отвлекать финансовые ресурсы в резервы на более короткие сроки. [3]

Обобщая, авторы отмечают, что "при формировании резервов под привлекаемые заемные средства для финансирования инвестиционных проектов в условиях цифровой экономики, целесообразно выполнять ряд условий, таких как выбор наиболее технически и экономически обоснованных проектов, позволяющих формировать резервы в размере меньшем, чем вся величина заимствований, э также сокращать сроки реализации проектов, что позволит отвлекать финансовые ресурсы в резервы на более короткие сроки... Кроме того, по мысли авторов, "повышение надежности реализуемых проектов и снижение рисков позволит уменьшить рисковую надбавку к процентной ставке при определении текущей приведенной стоимости проекта, что в свою очередь уменьшит размер резервирования" [3,257],

Сельские терри тори и образуют определенные системные условия для формирования

специфического вида человеческого капитала, для которого характерны совершенно уникальные свойства и эффекты. Особый интерес вызывает изучение процесса становления человеческого капитала сельских территорий (ЧК CT) и его роль в их социально-экономическом развитии. В статье E.H. Белкиной и М.В. Зайцевой рассмотрены основы формирования человеческого капитала сельских территорий с позиций его социально-экономической роли и стратегического производственного фактора, оказывающего влияние на все процессы, протекающие в границах сельских поселений. В целью идентификации специфичных черт человеческого капитала сельских территорий применен онтогенетический подход, который позволил выделить ключевые хронологические этапы развития исследуемой категории и расширить его сущностное наполнение. [1] Обращает на себя внимание утверждение авто-г ров, что "Сельские территории чаще всего формируют отрицательный человеческий капитал, который разрушительным образом действует на экономику и социальную сферу села, а также замедляет прогресс и диффузию инноваций" [1,25 9|, с чем трудно согласиться. Далее те же авторы отмечают, что "...сельские территории являются поставщиками трудовых ресурсов с высокими мотивационными характеристиками и внутренними стимулами, позволяющими достигать значительных успехов в трудовой деятельности" [1, 260 ]. Здесь очевидно противоречие, выраженное в утверждении, с одной стороны тем, что "сельские территории чаще всего формируют отрицательный человеческий капитал", а с другой -"сельские территории являются поставщиками трудовых ресурсов с высокими мотивационными характеристиками и внутренними стимулами" [1, 259-260]. Осуществляя ретроспективный анализ проблематики эволюции человеческого капитала в сельской территории, авторы заключают: "Человеческий капитал сел получает импульсы к развитию и маневрирует между экономическими ограничениями и институциональными барьерами..., формируется новый аграрный сектор, привлекающий трудовые ресурсы в сельские поселения, который базируется на знаниях, личной мотивации и семейно-поколенческом укладе, активном использовании цифровых технологий ведения бизнеса" [1,263].

В современных условиях одним из основных направлений совершенствования стратегического планирования развития сельского хозяйства является "использование цифровых

о

cü о

CXJ

cf

Lü <

ic:

а

г? со

=г Z

к

s

и

технологий и информационных систем, позволяющих осуществлять построение моделей развития отрасли, учитывающие многие показатели, е том числе финансовые, развитие деятельности сельского хозяйства" [13, 365]. Вопросам совершенствования стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства и посвящена статья Н.С. Тимофеевой. 8 ходе исследования предлагается процесс разработки стратегического плана развития аграрной отрасли, который учитывает особенности цифрового сельского хозяйства. [13] Обобщая, автор заключает: "...процесс стратегического планирования предполагает, что при разработке стратегии следует учитывать специфические особенности сельскохозяйственного производства, направления развития цифрового сельского хозяйства, нормативно-правовые акты стратегического планирования, а также необходимо проводить анализ сельских территорий по уровню развития сельского хозяйства и цифровых технологий..., что в совокупности позволяет разработать направления совершенствования системы стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства региона" [13, 369].

Статья Я, К. Чеккуевой посвящена изучению основных преимуществ и недостатков цифро-визации сельского хозяйства в России. 8 ходе исследования были выявлены преимущества применения цифровыхтехнологий в сельском хозяйстве, таких как: повышение производительности труда в сельском хозяйстве; появление новых профессий; снижение бюрократии и коррупции, [18] 8 статье осуществляется анализ проблем и факторов, негативно влияющих на процесс цифровизации в сельском хозяйстве. Обобщая результаты исследования, автор формулирует условия и указывает на пути решения проблемы: "в современных условиях цифровизация сельского хозяйства рассчитана для крупных компаний; необходима проработка вопросов цифровизации для небольших хозяйств, в расчете на малый и средний бизнес; в результате реализации проекта должна быть организована работа государственного сектора в сфере цифровизации государственных услуг; цифровыми должны стать услуги по государственной регистрации, подтверждению сделок с земельными активами, лицензированию, сертификации, разрешениям на осуществление какой-либо деятельности в сфере АПК" [18,111 -112].

В статье Р.Ш. Шарипова и А.Г. Исавнина рассмотрены направления технологического и

информационного сопровождения дорожно-строительной отрасли в условиях цифровой экономики. На основании анализа предполагается, что цифровизация деятельности компании дорожно-строительной отрасли с учетом тенденций цифровой экономики позволит повысить конкурентоспособность в отрасли и экономическую эффективность деятельности в целом. [19] Авторы, в частности, подчеркивают: "активное внедрение цифровых технологий оказывает влияние на развитие всех сфер экономики.... Внедряемые технологии определяют развитие государственного управления и бизнеса, формирования новых форм коммуникации в обществе, что создает синер-гетический эффект в результате цифровизации экономики, как в России, так и в мире" [19,393]. В процессе анализа авторы выявляют проблемы в работе дорожно-строительной отрасли и отмечают: отсутствие стандартизации бизнес-процессов и возможности их автоматизации; нехватку КР[ для оценки эффективности дорожно-строительных работ и управленческих процессов; использование цифровых технологий ограничено предпроектными работами и проектированием объектов дорожного строительства" [19, 393].

По результатам анализа направлений развития информатизации и современных тенденций в дорожно-строительной отрасли авторы формулируют обобщающий вывод о том, что "ключевым стратегическим направлением является использование внедряемых технологий, которые определяют развитие государственного управления и бизнеса, формирования новых форм коммуникации в обществе, что создает синергетический эффект в результате цифровизации дорожно-строительной отрасли на различных уровнях. На основании проведенного анализа предполагается, что цифровизация деятельности компании дорожно-строительной отрасли с учетом тенденций цифровой экономики позволит повысить конкурентоспособности в отрасли и экономическую эффективность деятельности в целом" [19, 396].

Феномену цифровой грамотности как ключевому компоненту социализации современного человека в сетевом обществе посвящена статья В.А. Файтельсона. При этом социализация рассматривается как процесс и результат вхождения индивида в сетевое общество, т.е. адаптация самосознания личности, происходящая в результате использования современных ИКТ в контексте жизнедеятельности в виртуальном и в реальном мирах. [15] Исследуя

цифровую граммотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе, автор подчеркивает значимость развития информационных и коммуникационных сетей и сетевых принципов, которые "в настоящее время способствуют распространению сетевых структур, их логики и, следовательно, сетевой культуры", характеризующейся "временным непостоянством, асинхронностью, нелинейностью, семантическим и аксиологическим плюрализмом..." [15, 163]. Очевидно также, что в процессе "сетевой социализации у человека возникает целый ряд новых интересов, ценностей, мотивов и потребностей, а также новых форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с цифровым жизненным пространством человека ..., в сетевом обществе социализация личности происходит в цифровом пространстве (социальные сети, форумы, чаты и т.д.) и в реальной жизни" [15,167].

Одним из ключевых моментов в развитии российской экономики является взаимодействие органов власти и бизнес-структур, которое, несомненно, является одним из двигателей экономики, но при этом имеет ряд серьезных недостатков. 8 статье О.Н. Момото-вой и других соавторов рассмотрены основные подходы к взаимодействию государства и бизнес-структур, а также основные модели и инструменты взаимодействия, выявлены тенденции и проблемы процесса взаимодействия органов власти и бизнеса на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики [9]. На основании анализа проблематики авторы пришли к выводу, что "для эффективного взаимодействия с бизнесом государство должно создать благоприятную инфраструктуру, активно размещать государственные и муниципальные заказы, а также заниматься разработкой и внедрением институтов взаимодействия... Эффективная модель взаимодействия подразумевает, что сотрудничество должно быть взаимовыгодным, бизнес должен стать социальной опорой населения..., при этом система взаимоотношений должна быть гибкой, а созданные институты должны отвечать постоянно меняющимся требованиям рынка..." [9, 76 -77].

Очевидно, что тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса является благоприятным фактором развития экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Ученые подчеркивают, что при решении существующих проблем целесообразно активно использовать аспекты цифровизации, что

позволит вывести рассматриваемое взаимодействие, а значит и экономику России, на новый уровень.

Литература:

1. Езелкина E.H., Зайцева М.В. Специфика формирования и хронология развития человеческого капитала сельских территорий: от коллективизации до цифровой экономики // Kant. - 2019. -№1(30 WC 258-264.

2. Григорьев А.Ф., Григорьева М.А. Технологиза ция и цифровизация в современном педагогическом пространстве: ретроспективный обзор // Kant. - 2019. - №1(34). - С. 1 Мб.

3. Демиденко Д.С., Родионов Д.Г., Малевская-Ма левич Е.Д. Особенности финансирования инвес тиционных проектов на предприятиях в условиях цифровой экономики // Kant. - 2018. - №4(29). -С 253-258.

A. Козырева A.B., Терновая И.А., бочков П.В. Технологический подход в подготовке будущего специалиста на онлайн-занятиях по метем атаке в техническом вузе // Kant. - 2020. - №3(36). - С 273-279.

5. Кокорев А. В. Становление ценностно-смысло-" 8ых ориентиров у будущих специалистов в условиях функционирования цифровой среды техникума // Kant. - 2020. - №3(36). - С. 279-2S4.

6. Кручииин С.6. Философский анализ влияния гаджетизациина социальное бытие//Kant.-2019.

- №4(33).-С. 166-170.

7. Латипова Л.Н.,Фасхутдинова А.Р. Цифровая среда формирования дизайнерского мышления обучающихся на уроках технологии // Kant - 2020. -№3(36). -С, 289-294.

8. Лукаш С.Н., Зуев В,А. Христианская педагогика в цивилизационной парадигме модернизации российского образования // Kant. - 2020. - №3(36). -С. 294-300.

9. Момотова Ö.H., Воронцова Г.6., Ьорис O.A., Вла сова Н.В. Подходы, модели и инструменты взаимодействия органов власти и бизнес структур на региональном уровне в условиях цифровизации // Kant. - 2020. -- №3(36). - С. 72-77. Ю.Мухвдинов М.Г., Магомедов A.M., Магомедов Г.А. Возможности Интернет-технологий в решении образовательных задач // Kant. - 2020. - №3(36). -С. 332 -337.

11.Преснякова Т.Н, Непочатых И.А., Исаева Н.Е. Этапы вхождения студентов педагогического вуза в цифровую школ у//Kant. - 2019. - № 1 (34). С.314-321.

12.Стражникова Т.И. Интерактивные приемы и методы развития художественно-эстетических потребностей в системе музыкального образования // Kant. - 2020. - №1(34). - С. 338-342.

B.Тимофеева И.С. Стратегическое планирование в условиях цифрового сельского хозяйства // Kant.

- 2019. - №3(32). - С. 364-369.

14.Топилина Н.В.,Топилина И.И. Цифровая компетентность бакалавров педагогического профиля // Kant. - 2020. - №2(35). - С. 321-324.

15.Файтеяьсон В.А. Цифровая грамотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе // Kant. - 2019. - №3(32). - С. 163-168.

о

cü о

CXJ

cf

Lü <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sc Ct

г^ to

3-

z

к

S

13

16.Федорова Ж.В. Информационное простран ство как сфера социально-экономических отношений И Kant. - 2019. - №4(33). - С. 194-198.

17.Цвирко Н.И., Тюренкова С.А. Развитие у будущих педагогов компетенций в области обеспече ния безопасной профессионально-образовательной среды в условиях дистанционного обучения II Kant. - 2020. - №3(36). - С. 407-413.

18.ЧеккуеваЛ.К. Преимущества и недостатки цифровизации сельского хозяйства России // Kant. -2019.-№4(33).-С. 108-112.

19.Шарипов Р.Ш„ Исавнин А.Г. Влияние цифровой экономики на развитие дорожно-строительной отрасли // Kant. - 2019. - N92(31). - С. 392-397. 20.Эдиев A.M. Информационная система управления персоналом //Kant.-2019, - №4(33).- С. 124-127.

ASSESSMENT OFTHE IMPACT OF COVID-19 ONTHE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES A vanesian ErikArtumvkh, Postgraduate student, Assistant, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg

The article discusses the specifics of the functioning of small and medium-sized enterprises in the context of the impact of the corona virus pandemic. Analyzed the priority measures to support enterprises and organizations by the governments of European countries and the United States related to the COVID-19 pandemic. Own vision of the impact of the COVIDi9 pandemic on the development of small and medium sized businesses was proposed. The key measures have been identified that can improve the financial situation of small and medium-sized businesses after their release from quarantine; restructuring of debts and loans; postponement or discount in payment for rent of real estate; simplified taxation system to reduce the tax burden; reduction or temporary leave without payment of certain categories of personnel; restrictions on hiring new staff; compensation for the cost of the work of consultants who help the company find a new business model and not dose; support for businesses moving online (benefits, direct assistance); government procurement to support small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium business; COViD-19 pandemic; coronavirus; economic crisis.

00! 10.24923/2222-243Х.2020-37.2

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОУЮ-19 НА РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА

В статье рассмотрена специфика функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в условиях воздействия пандемии коронавируса, Проанализированы первоочередные меры поддержки предприятий и организаций правительствами европейских стран и США, связанные с пандемией СОУЮ-19. Предложено собственное видение влияния пандемии на развитие малого и среднего бизнеса. Установлены ключевые меры, которые могут улучшить финансовую ситуацию малого и среднего бизнеса после выхода их из карантина; реструктуризация долгов и займов; отсрочка или скидка в оплате аренды недвижимости; упрощенная система налогообложения для снижения налоговой нагрузки; сокращение или временный отпуск без оплаты отдельных категорий персонала; ограничение найма нового персонала; компенсация стоимости работ консультантов, которые помогают компании найти новую бизнес модель и не закрыться; поддержка предприятий, перешедших в онлайн (льготы, прямая помощь); государственные закупки для поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; пандемия СОНО-19; коронавирус; экономический кризис.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

ЪАванееянЭ.А,, 2020

О

си о

CXJ

cf

Lfl <

а

г? со

=г Z

S

15

По мере распространения вспышки C0VSD-19 в крупнейших мировых компаниях обнаружили беспокойство относительно возможных разорванных соглашений по поставкам сырья и материалов, остановленного производства и пустых магазинов. Некоторые компании выражают оптимизм относительно того, как правительствам удается сдерживать распространение вируса, и о мерах, которые они внедряют для поддержки бизнеса. Вместе с тем руководители видят реальную угрозу для своих предприятий, осознавая, что могут потерять инвестиции, и даже предусматривают увольнение работников, что, в свою очередь, еще больше снижает экономическую активность. При этом главной уязвимостью для предприятий США и Европы является их растущая зависимость от Китая как поставщика и заказчика в течение последних 10-20 лет.

Так, консалтинговая компания McKinsey & Company обозначила три сценария развития кризиса. Мягкий вариант - это ликвидация вспышек коронавируса ко II кварталу 2020 года. В таком случае глобальный 8ВП вместо 2,5 возрастет в пределах 2%. Если пандемию не удастся побороть в течение первого полугодия, рост мировой экономики не превысит 1,5%. 8 случае затяжной пандемии и разрастания болезни в течение 11-111 кварталов может произойти падение глобального В8П на 1,5% [2].

А В А НЕСЯН Зри к Артурович, аспирант, ассистент кафедры Государ-сгвенного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.