Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / социально-экономическое развитие / умный город / цифровая транспортная инфраструктура региона / digitalization / digital economy / socio-economic development / smart city / digital transport infrastructure of the region
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ»

Пьянкова С.Г.

д.э.н., доцент, профессор Кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург silen_06@list.ru Заколюкина Е. С.

аспирант, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург k_zako@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, социально-экономическое развитие, умный город, цифровая транспортная инфраструктура региона.

Keywords: digitalization, digital economy, socio-economic development, smart city, digital transport infrastructure of the region.

На сегодняшний день процесс цифровой трансформации затрагивает практически все отрасли, более того цифровизация становится необходимым условием сохранения конкурентных преимуществ того или иного государства на мировой арене. Глобальный тренд перехода на «цифру» наглядно демонстрируют разработанные странами стратегии развития и программы трансформации. В настоящее время развитие социально-экономических систем происходит в условиях нового подхода, так называемой Индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции. Для Индустрии 4.0 характерно внедрение всевозможных инновационных технологий, цифровых, информационных, автоматизации процессов, внедрение искусственного интеллекта1.

Созданный в 2018 году Международный научный совет (ISC) в годовом отчете за 2020 год особое внимание уделил процессу цифровизации, а именно, так называемой, цифровой революции2. В рамках соответствующего раздела обозначается такая долгосрочная задача, как создание «цифровой планеты для устойчивого развития». ISC обсуждало обозначенную повестку с Немецким агентством по охране окружающей среды (UBA), ПРООН, ЮНЕП и Future Earth. В результате в 2021 году была запущена Коалиция за цифровую экологическую устойчивость (CODES). На сегодняшний день работа в данном направлении активно ведется3.

Страны Европейского союза, США, Япония ставят на приоритетное место в рамках дальнейшего развития формирование цифровой экономики. Еще в 1999 году Европарламентом была принята инициатива «Электронная Европа» (e-Europe), подразумевающая переход к информационному обществу посредством формирования информационной инфраструктуры и внедрения новых технологий4. На текущий момент в рамках развития европейских стран присутствует «повестка цифрового развития», предполагающая цифровую безопасность, цифровизацию государственного управления и развитие цифровых компетенций. В Европе разработана программа финансирования «Цифровая Европа» (DIGITAL), которая направлена на внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы, государственное управление, жизнь граждан5. Данная программа направлена на поддержание проектов в следующих областях: искусственный интеллект, суперкомпьютеры, кибербезопасность, передовые цифровые навыки, широкомасштабное внедрение цифровых технологий в экономику и общество. Стоит отметить, что программа «Цифровая Европа» представляет собой дополнение к существующим в рамках ЕС программам, таким как «Горизонт Европа», «Фонд Соединения Европы» и др.6

Программа развития Организации объединенных наций (ПРООН) содержит в себе цифровую стратегию на 2022-2025 годы7. В Стратегическом плане программы развития цифровым технологиям отводится одно из ключевых мест. Для осуществления стратегии обозначены следующие цели8:

• Использование цифровых технологий для повышения уровня работы программ ПРООН;

• Стремление к укреплению инклюзивных цифровых экосистем;

1 Что такое индустрия 4.0? // РБК Тренды. - https://trends.rbc.ru/trends/industry/5e740c5b9a79470c22dd13e7

2 International Science Council. - https://council.science/ru/about-us/

3 Там же.

4 Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Афонина В.Е. Цифровизация в глобальном мире: международная практика и российский опыт // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. - № 10-2. - С. 150-159. - https://vaael.ru/ru/article/view?id=1881

5 https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/activities/digital-programme

76 Ibid.

7 Программа развития Организации Объединенных наций. Цифровая стратегия на 2022-2025 годы. - https://digitalstrategy. undp.org/documents/Digital-Strategy-2022-2025-Full-Document_RU_Interactive.pdf

8 Там же.

• Превращение ПРООН в цифровую организацию.

Стоит отметить, что термин «цифровой» в рамках Программы развития Организации объединенных наций подразумевает, во-первых, огромный диапазон всевозможных технологий, влияющих на многочисленные аспекты жизни, во-вторых, особое мировоззрение, трансформирующееся в новый способ работы. Цифровая стратегия ПРООН предполагает инклюзивную цифровую трансформацию, нацеленную на удовлетворение потребностей всех членов общества.

Активную работу в области цифровой трансформации проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, 13-15 декабря 2022 года прошло совещание министров Комитета ОЭСР по политике в области цифровой экономики. Обсуждаемыми на совещании темами были следующие1:

• «Цифровые факторы глобальной экономики»;

• «Создание лучшего общества»;

• «Ставить людей на первое место в цифровой трансформации»;

• «Использование возможностей искусственного интеллекта и новых технологий».

Так, в соответствии со справочным документом совещания ОЭСР ключевыми цифровыми факторами глобальной экономики являются: 1) онлайн-платформы; 2) трансграничные потоки данных; 3) цифровая безопасность2.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) также выдвинул цифровую повестку. Так, был утвержден документ «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» от 11 октября 2017 г. № 12. Данная цифровая повестка реализуется с учетом3:

• Необходимости соответствия правового регулирования в рамках ЕАЭС;

• Национальных интересов всех участников Союза, уровня развития их экономики, рынков, технологической составляющей и состояния цифровой инфраструктуры;

• Специфических особенностей отраслей экономики, а также особенностей регулирования экономических процессов в рамках заявленной повестки;

• Имеющихся обязательств стран-членов Союза в отношении международных договоров.

В названном выше документе указано, что цифровизация рынка товаров и услуг существенно упростит торговые процедуры посредством использования цифровой формы, электронной торговли, механизма «единого окна» в области экономики. Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обозначена необходимость к 2024 году решить задачу по разработке и внедрению национального механизма осуществления согласованной политики стран-членов Союза в рамках реализации задач в области развития цифровой экономики4.

Стоит обратить внимание на разработанную в рамках ООН цифровую повестку для Латинской Америки и Карибского бассейна5. Данная стратегия нацелена на развитие цифровой экосистемы в странах Латинской Америки и Карибском бассейне и рассчитана на период до 2024 года. Осуществление поставленной цели планируется достигнуть посредством регионального сотрудничества, внедрения инноваций. Цифровая политика принятой стратегии предполагает следующие области развития6:

• Цифровая инфраструктура;

• Цифровая трансформация и цифровая экономика;

• Цифровое правительство;

• Инклюзивность, цифровые навыки;

• Новые технологии для устойчивого развития;

• Цифровая безопасность;

• Региональный цифровой рынок;

• Цифровое региональное сотрудничество;

• Противостояние пандемии и содействие экономическому восстановлению и реактивации.

В Соединенных Штатах Америки в 2016 году была запущена программа «Digital Economy Agenda» («Повестка по цифровой экономике)7. Данная программа подчеркивает влияние развития цифровой экономики на экономический рост в целом и уровень конкурентоспособности государства. Ключевая цель программы - поддержка предприятий страны в решении вопросов на иностранных цифровых рынках, увеличение экспорта посредством использования глобальных каналов электронной коммерции. Цифровая повестка в США также нацелена на поддержание Интернета в качестве всеобщей глобальной площадки для торговли, привлечения инноваций, коммуникации. Приоритетные направлениями в рамках реализации программы «Digital Economy Agenda» являются: открытый и безопасный Интернет, внедрение новых технологий и инноваций, безопасность в сети Интернет, свободный доступ.

1 https://www.oecd-events.org/digital-ministerial

2 Ibid.

3 Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. Цифровая повестка ЕАЭС.https://globalcentre. hse.ru/eeudigital

4 Там же.

5 Цифровая повестка для Латинской Америки и Карибского бассейна. - https://www.cepal.org/en/digital-agenda-latin-america-and-caribbean-elac2024/digital-agenda-2024

6 ГГ^

Там же.

7 Положихина М.А. Национальные модели цифровой экономики. 2018. - https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-modeli-tsifrovoy-ekonomiki/viewer

Центрально-азиатским региональным экономическим сотрудничеством (ЦАРЭС) была разработана цифровая стратегия до 2030 года1. Данная программа предполагает создание общего цифрового пространства, цифровой экосистемы, позволяющей внедрять новые сервисы и продукты, повышать скорость цифровой трансформации, а также обеспечивать свободный поток данных по региону. Для реализации стратегии поставлены следующие задачи2:

• Стимулирование инвестиций в цифровую инфраструктуру;

• Обеспечение соответствующей законодательной базы в отношении цифровых технологий;

• Развитие цифровых навыков и привлечение квалифицированных кадров;

• Устранение региональных торговых барьеров и др.

Китай разработал план развития цифровой экономики на период 2021-2025 годы3. Посредством реализации данной программы ожидается цифровая трансформация ключевых отраслей, совершенствование системы управления цифровой экономикой. Задачами этого плана является повышение качества цифровой инфраструктуры и ее оптимизация, цифровая модернизация предприятий, в также активное международное сотрудничество в рамках цифровой экономики.

Необходимо отметить, что «большая двадцатка» рассматривала вопросы в отношении цифровизации уже давно. Так, на саммите в Вашингтоне в 2008 году рассматривались вопросы глобального управления в области цифровизации, особое внимание уделялось вопросу электронной торговли4. С тех пор дискурс по теме цифровой трансформации постепенно расширяется. Вектор развития направлен не только на области, связанные с финансовой составляющей, но и затрагивает многочисленные аспекты получения положительного эффекта от цифровизации.

Процесс развития цифровой экономики в мире достаточно неравномерен. Рейтинг Digital Evolution позволяет проследить уровень внедрения Интернета в жизнь населения5. В соответствии с темпом роста цифровой экономики в данном рейтинге все страны разделены на 4 группы (рис. 1). Каждая страна оценивалась по таким показателям, как инновационный климат, институциональная среда, спрос и предложение на цифровые технологии. По данному рейтингу Россия занимает 39 место и входит в третью группу «перспективных» государств.

Рисунок 1.

Рейтинг Digital Evolution, 20176

На сегодняшний день переход к цифровой экономике становится одной из государственных задач в Российской Федерации. Данный процесс связан с необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке России. Помимо повышения конкурентных преимуществ цифровизация экономики неразрывно связана с обеспечением национальной и информационной безопасности государства.

Стоит сказать, что цифровая трансформация предусматривает разработку соответствующей стратегии. При этом разработка качественной стратегии требует детального анализа текущей ситуации. Под анализом стоит понимать выявление заинтересованных сторон, ресурсов, показателей, ограничений правового характера, особенностей того или иного региона и др. Важной составляющей разработки стратегического документа является определение цифровой

1 Цифровая стратегия ЦАРЭС 2030. - https://www.carecprogram.org/uploads/NFP_Sessionl.2_Digital_Transformation_Strategy_ 20211012_RU.pdf

2 Там же.

3 Китай обнародовал план развития цифровой экономики на 2021-2025 годы // РИА Новости. - https://ria.ru/20220113/plan-1767664316.html

4 Киртон Дж., Уоррен Б. Повестка дня «Группы двадцати» в области цифровизации // Вестник международных организаций. -М., 2018. - Т.13, № 2. - https://cyberleninka.rU/article/n/povestka-dnya-gruppy-dvadtsati-v-oblasti-tsifrovizatsii/viewer

5 Санникова Т., Богомолова А., Жигалова В. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. - Томск, 2019. - Т. 9, № 2. - https://www.researchgate.net/publication/ 334719334_Zarubeznye_modeli_cifrovoj_transformacii_i_perspektivy_ih_ispolzovania_v_rossijskoj_praktike

6 Источник тот же.

зрелости, что определяет этапы развития в рамках стратегии1. Стратегический подход позволяет спрогнозировать и разработать план развития в долгосрочной перспективе.

Исходя из глобальной тенденции к цифровому преобразованию, стратегия социально-экономического развития региона или города должна включать в себя направление цифровой трансформации. Одним из проявлений цифрови-зации является внедрение проектов «Умный город». «Умный город» представляет собой инновационный проект обустройства городского пространства путем внедрения новейших достижений науки и техники, в том числе, цифровых технологий2. Подобный проект также является элементом цифровой транспортной инфраструктуры. По мнению авторов данного исследования, переход к цифровой транспортной инфраструктуре соответствует определенному этапу развития социально-экономической системы .

К преимуществам «Умных городов» относятся повышение общественной безопасности, оптимизация работы социальных служб, экономичное потребление ресурсов, повышение качества социальной жизни населения, эффективное функционирование транспортной систем. В таких крупных городах как Барселона, Тяньцзинь, Сингапур, Амстердам, Сан-Франциско концепция «Умный город» уже активно функционирует4.

В Российский Федерации в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» был разработан проект цифровизации городского хозяйства «Умный город»5. Цель проекта - цифровая трансформация, автоматизация процессов, комплексное повышение эффективности городской инфраструктуры. На рис. 2 представлены ключевые принципы реализации проекта.

Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности городов, формирования эффективной системы управления, а также повышение качества жизни граждан. Для решения различных вопросов, связанных с внедрением проекта, создан Национальный Центр компетенций «Умный город».

Ориентация ид человека

Принципы реализации проекта «Умный город» в РФ6

По итогам 2021 года была проведена оценка хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Российской Федерации, что отражено в рейтинге ^ городов7. В табл. 1 представлены лидеры. В соответствии

1 Санникова Т., Богомолова А., Жигалова В. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. - Томск, 2019. - Т. 9, № 2. - https://www.researchgate.net/publication/ 334719334_Zarubeznye_modeli_cifrovoj_transformacii_i_perspektivy_ih_ispolzovania_v_rossijskoj_praktike

2 Пьянкова С.Г. модель «Умный город» в рамках развития цифровой транспортной инфраструктуры региона / С.Г. Пьянко-ва, Е.С. Заколюкина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. - Т. 2, № 12 (132). - С. 79-87. - Б01 10.36871^.^^.2022.12.02.010. - ЕБЫ KFVZNS.

3 Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Цифровая транспортная инфраструктура региона: понятийный аппарат и оценка эффективности // Экономика и предпринимательство. 2022. - № 6 (143). - С. 644-651. Б01 10.34925/Е1Р.2022.143.6.116. EDN CZLZQW.

4 Умный город: концепция, технологии, примеры // ТРАССКОМ. - https://trasscom.ru/blog/umnyj-gorod

5 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. - https://minstroyrf.gov.ru/tra des/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/

6 Составлено авторами на основе данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. - https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/

7 Умный город. Ведомственный проект Минстроя России // Официальный сайт проекта. - https://russiasmartcity.ru/

с уровнем технологичности выделяется три категории. Уровень 60-120 - высокоинтеллектуальный интегрированный город, уровень 30-60 - высокотехнологичный управляемый город, уровень 0-30 - технологически ориентированный город.

Таблица 1

Рейтинг ТО городов РФ на 2021 год1

Номер «Пятерка» лидеров IQ Размер города

1 Москва 117,16

2 Санкт-Петербург 98,13 Крупнейшие города (более 1 млн чел.)

3 Нижний Новгород 88,26

4 Уфа 86,70

5 Казань 85,00

1 Тюмень 100,75

2 Рязань 87,76 Крупные города (250 тыс. - 1 млн.чел.)

3 Сургут 86,25

4 Химки 83,98

5 Кострома 78,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ханты-Мансийск 91,85

2 Реутов 85,69 Большие города (100 250 тыс. чел.)

3 Королев 83,86

4 Орехово-Зуево 82,76

5 Ноябрьск 81,77

1 Саров 87,70

2 Железноводск 79,54 Административные центры (менее 100 тыс. чел.)

3 Наро-Фоминск 76,21

4 Кыштым 72,81

5 Дубна 72,48

Проекты «Умных городов» постепенно внедряются в регионах России, но данный процесс происходит в разных масштабах и довольно неравномерно. Если в крупных городах активно внедряются инновационные технологии, цифровые решения, происходит автоматизация процессов, то в регионах темпы цифровой трансформации значительно ниже. При этом в каждом субъекте РФ есть какие-либо слабые места и точки роста, таким образом, требуется выявление подобных зон и включение их в проекты развития.

Согласно рейтингу Smart City Index самыми умными городами в 2021 году стали Сингапур, Цюрих и Осло2. Также в десятку рейтинга вошли Тайбэй, Лозанна, Хельсинки, Копенгаген, Женева, Окленд, Бильбао. Москва находится на 54 месте, а Санкт-Петербург на 79. В ходе составления данного рейтинга были учтены такие показатели как перспективы роста и развития, мобильность, уровни безопасности и здравоохранения.

В результате проведенного исследования, авторы приходят к выводу о необходимости разработки комплексной стратегии социально-экономического развития того или иного региона, включающей в себя направление трансформации городского пространства. При этом под модернизацией городов следует понимать внедрение проектов «Умный город», что является составляющей цифровизации транспортной инфраструктуры региона (рис. 3).

Источник: Составлено авторами.

Рисунок 3.

Элементы стратегии социально-экономического развития региона

1 Умный город. Ведомственный проект Минстроя России // Официальный сайт проекта. -

2 Smart City Index. - https://smartcitiesindex.org/smartcitiesindexreport2022

https://russiasmartcity.ru/

Для эффективного развития социально-экономической системы стратегический документ в области городского благоустройства должен опираться на следующие аспекты:

• Качественная и полная оценка текущего состояния;

• Ориентация на мировую практику;

• Акцент на внедрении передовых технологий;

• Учет возможных рисков;

• Акцент на поэтапное внедрение мероприятий с учетом особенностей того или иного региона;

• Направленность на устранение дифференцированности в уровне развития как регионов, так и городов.

Цифровая трансформация в виде модернизации городского пространства способна значительно улучшить качество жизни населения, повысить конкурентные преимущества региона, а в дальнейшем и всей страны. При этом данный процесс не должен быть стихийным. Необходим стратегический подход, ориентированный на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.