АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Цифровизация в российском институте права: реальность и перспективы
Розанов Александр Николаевич,
аспирант ГМУ им. Ушакова E-mail: [email protected]
Сазонов Александр Анатольевич,
аспирант ГМУ им. Ушакова E-mail: [email protected]
Статья посвящена современному статусу процесса цифрови-зации в российском праве, а также перспективам её развития. Цифровизация при этом представлена в широком смысле, как процесс модернизации человеческой цивилизации за счёт внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества. В статье рассматривается проблема цифровой юриспруденции на примере такой технологии искусственного интеллекта, как «семантическая графа знаний», способная полностью заменить юридическую творческую деятельность. Исходя из этого поднимается проблема безработицы и других негативных последствий цифровизации как одного из инструментов глобализации. На примерах показано, как цифровизация провоцирует изменения во внутреннем строении права: формальных и содержательных его чертах, размывает границы между отраслями права, благодаря чему мы можем наблюдать, как устоявшиеся традиционные институты начинают претерпевать существенные трансформации. Не без внимания оставлена проблема цифровизации принятия правового решения, а именно вопрос электронного правосудия как способа снятия нагрузки с судебной системы. Тема доверия к электронному правосудию рассматривается через призму низкого доверия россиян к судебной системе.
Ключевые слова: цифровизация, цифровое право, цифровой рубль, искусственный интеллект, нейросети, электронное правосудие.
S2
со см о см
В настоящее время мы говорим о цифровиза-ции как о принципе гораздо чаще, чем спорим о ее необходимости. Пандемийная эпоха способствовала тому, что вводимые ограничения стимулировали как власть, так и бизнес использовать технологии для гарантий комфортной и безопасной жизни социума и экономического хозяйства. В 2020 году выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай» премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о необходимости превращения государства в цифровую платформу [1].
Заметная цифровая трансформация произошла и получила активное развитие именно в пан-демийный период, к примеру, до эпохи коронавиру-са казалось невозможным столь массовое использование QR-кодов, глобальный перевод обучения в онлайн-формат. Изменения не могли не затронуть сферу правового урегулирования, как минимум ввиду вовлечения новых общественных отношений, ранее не требующих урегулирования или не существующих вовсе. Как следствие, не могла цифровизация не затронуть и работу правосудия и судов.
Если сузить тему дискуссии о цифровизации до юриспруденции, то можно отметить, что здесь цифровизация приобрела масштабный характер. Идеальный юрист с точки зрения бизнеса вынужден выполнять достаточно монотонную работу, например проводить мониторинг и оценку рисков. Во многих юридических компаниях перед работником стоит задача вручную заходить в картотеку арбитражных дел, пробивать по ИНН и ОГРН все релевантные организации, отслеживая появление новых судебных дел и, в зависимости от размера исковых требований, размещать дела в матрицу рисков для определения стратегии реагирования. Эта алгоритмичная деятельность считается творческой юридической задачей, однако уже сейчас во многих компаниях этот процесс оптимизируется при помощи такой технологии искусственного интеллекта, как семантическая графа знаний [2], эффективно работающая в 1-2 предметных областях. На фоне заметного прогресса работы нейро-сетей (ИНС), являющихся основным направлением в структурном подходе по изучению возможности моделирования естественного интеллекта с помощью компьютерных алгоритмов, мы делаем вывод о том, что следующая большая революция неизбежна. К примеру, в начале февраля 2022 года стало известно о студенте рггу, «написавшем» диплом за сутки с использованием
чат-бота ChatGPT (запущен 30 января 2022 года). В пресс-службе РГГУ сообщили, что применение нейросетей и искусственного интеллекта - это «новый вызов» для образовательного сообщества [3]. ВУЗ принял решение не лишать студента диплома, однако мы можем быть уверены, что еще не раз столкнемся с подобным, в особенности на фоне распространения данной новости. Вопросом, как судить исполнителей, прибегающих к помощи нейросетей несомненно должен быть передан в Мин-цифры России.
Один из главных минусов цифровизации, волнующий граждан - это проблема безработицы. Еще несколько лет назад, до распространения использования нейросетей для выполнения творческой юридической деятельности, в России уже существовали роботы-юристы. Звучавшие тогда позитивные прогнозы были связаны с тем, что деятельность данных роботов была ограничена судебными операциями и не включала в себя творческую деятельность. Как мы можем наблюдать, графы знаний растворяют идею того, что юридическая деятельность - это искусство и оставляют действующим юристам надежду лишь на то, что их навыки будут задействованы в обучении нейро-сетей и составлении семантических граф знаний.
Внутреннее строение права уже меняется под воздействием современных технологий, как в плане формальных характеристик, так и в плане содержательных черт. Касательно формального отношения, речь идет о появлении новых отраслей права из-за потребности правовых норм в реальности виртуальной. В частности, в научном сообществе ведутся дискуссии о появлении отрасли цифрового права. Данный дискурс трудно игнорировать, ведь сфера отношений, связанная с цифровыми технологиями и их влиянием стремительно усложняется и уже не может обойтись без регуляционных мер. Речь идет, к примеру, об отношениях, связанных с цифровой личностью, с реализацией прав человека в виртуальной среде, с появлением новых цифровых сущностей, таких как криптова-люта. По решению Центробанка РФ начать разработку дополнительной формы российской национальной валюты - Цифрового рубля, можно предположить, что в будущем может возникнуть сектор цифрового финансового права. На официальном сайте Центробанка решение по созданию цифровой валюты на государственном уровне объясняется следующим образом: «Цифровизация экономики и развитие финансовых технологий формируют запрос общества на новые, передовые способы платежей» [4]. Что касается содержательных характеристик изменений строения права, то здесь дискуссия заводит нас в малоизученное явление появления в праве циклических правовых массивов. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современное отраслевое деление права - искусственный конструкт, устаревший и не дающий полного представления о тех процессах, которые происходят в правовой сфере. Ещё рано говорить о том, что появится новое деление,
однако то, что цифровизация размывает границы между отраслями права - это действительность.
Немаловажно отметить, что цифровизация уже повлияла на важнейшие юридические документы страны. Так, Федеральный закон от 18.03.2019 г. № 34-Ф3 вносит изменения в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ, вводя понятие «цифровые права» [5]. Тем не менее, при изучении текста, мы видим, что законодатель употребил понятие цифровых прав только в узком смысле и отнес к ним только имущественные права, которые существуют в рамках определенной информационной системы и в ней предусмотрел осуществление и распоряжение цифровыми правами и их переходом на основании сделок. Также указанный документ постановил законным осуществлять сделки с помощью электронных и иных технических средств, допуская использовать любые достоверные способы определения выразившего свою волю лица. Конечно, такой узкий подход к пониманию цифровых прав на фоне вышеизложенной топики внедрения нейросетей уже кажется устаревшим, однако мы предлагаем читателю сфокусировать внимание на явлении, когда устоявшиеся традиционные институты начинают претерпевать существенные трансформации под влиянием цифровых технологий. Наши рассуждения дают право полагать, что в ближайшем будущем формулировка цифровых прав станет употребляться в правовых документах в более глобальном смысле.
Одна из центральных проблем, стоящих перед российским обществом и государством - это проблема цифровизации права, это касается в том числе работы судов и правосудия. Здесь мы хотели бы рассмотреть проблематику не «электронного обеспечения правосудия», но «электронного правосудия», где возможности искусственного интеллекта используются в качестве способа разрешения самого спора по существу. Иными словами, мы возвращаемся к дискуссии об изменениях в праве содержательного характера, а конкретно тех, при которых субъект оценки доказательств и принятия решения по делу будет полностью автоматизирован. Такие изменения не видятся нам чем-то мрачным и в их пользу хотим согласиться со следующим тезисом из статьи Степанова О.А., Печегина Д.А. и Дьяконовой М.О.: «Поскольку процесс - это совокупность совершенно определенных норм, правил и процедур, регламентирующих производство по делу, то, имея в своем распоряжении необходимые данные, вполне возможно прогнозировать исход какого-либо действия того или иного участника правоприменительного процесса [6, с. 7]». Также хотим отметить, что по нашему мнению, в РФ де факто действует прецедентное право, поскольку при возникновении в делопроизводстве спорного вопроса, при принятии решения судья так или иначе опирается на мнение вышестоящей инстанции, это же может делать и искусственный интеллект.
Проблему электронного правосудия и доверия к неодушевленному субъекту также можно рассмо-
5 -а
сз
<
S2
со
треть через призму отношение россиян к судебной системе в целом. Так, посредством общественного опроса АНО «Независимый Исследовательский Центр» провел мониторинг отношения россиян к судебной системе в стране. По итогам мониторинга был зафиксирован рост недоверия людей судебной системе. Если в 2018 году так считали 50% опрошенных, то в 2020 году уже 70% (в обоих опросах - сумма ответов «полностью» и «скорее не доверяю») [7]. Если в обществе действительно настолько высокий вопрос недоверия к суду, где делопроизводством занимаются люди, то даже при гипотетической судебной реформе, где место судьи занимает ИИ, рост общественных волнений маловероятен.
В свете последних событий мы также можем наблюдать возрастание случаев преследования россиян за мнение в интернете. Согласно информации из ежегодного доклада проекта «Сетевые свободы», число уголовных преследований за выражение мнения в Сети достигло максимального значения за последние 15 лет, всего - 779 случаев [8]. Большинство из возбужденных дел оканчиваются схожими приговорами, однако делопроизводство по преступной деятельности в сети интернет сильно нагружают судебные органы. По нашему мнению, не лишено смысла полагать, что в ближайшем будущем приговоры по подобным делам будет выносить искусственный интеллект.
В заключении хотим отметить, как важно понимать, что любое поборство цифровизации под предлогом угнетения свободы человека, отсутствия конфиденциальности, угрозы безработицы, распространения киберпреступности и кибертер-роризма либо бессмысленно, поскольку процесс цифровизации по определению неотвратим, либо контраргументируется множеством цифровых технологий, делающих жизнь человека безопаснее и комфортнее.
Цифровизация, как один из инструментов глобализации, практически не предотвратим. Мы можем регулировать разве что степень её развития и распространения, поскольку, как и глобализация, цифровизация обладает таким недостатком, как технологический разрыв и цифровая поляризация. Если ресурсы страны будут направлены на развитие и поддержку IT-сферы, а также на привлечение и удержание соответствующих специалистов, то нет никакого сомнения, что процесс цифровиза-ции в РФ не будет отставать от ведущих мировых держав.
Литература
1. Мишустин заявил, что власти серьезно работают над цифровизацией / [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass.ru/ekono-mika/9765889 (дата обращения: 03.02.2023).
2. Grainger, T., AlJadda, K., Korayem, M., & Smith, A. (2016). The Semantic Knowledge Graph: A Compact, Auto-Generated Model for Real-Time Traversai and Ranking of any Relationship with-
in a Domain. 2016 IEEE International Conference on Data Science and Advanced Analytics (DSAA), 420-429.
3. Студента РГГУ не станут лишать диплома, написанного с помощью нейросети ChatGPT / [Электронный ресурс] // Сноб: [сайт]. - URL: https://snob.ru/news/studenta-rggu-ne-stanut-lishat-diploma-napisannogo-s-pomoshyu-nejroset-chatgpt/ (дата обращения: 03.02.2023).
4. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций / [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ru-ble/ (дата обращения: 03.02.2023).
5. Поправки в ГК с 1 октября: цифровые права, электронная форма сделок, смарт-контракты и другие изменения https://www.consultant. ru/news/2/ © КонсультантПлюс, 1997-2023 / [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/news/2/ (дата обращения: 03.02.2023).
6. Степанов О.А., Печегин Д.А., Дьяконова М.О. К вопросу о цифровизации судебной деятельности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 5. С. 4-23. DOI: 10.17323/20728166.2021.5.4.23.
7. Отношение россиян к судебной системе (по материалам всероссийского опроса 2020) / [Электронный ресурс] // Независимый исследовательский центр РФ: [сайт]. - URL: http:// исследовательский-центр.рф/otnoshenie-rossiyan-k-sudebnoj-sisteme-po-materialam-vserossijskogo-oprosa/?ckattempt=1 (дата обращения: 03.02.2023).
8. Число случаев преследования россиян за мнение в интернете стало рекордным за 15 лет / [Электронный ресурс] // The Moscow Times: [сайт]. - URL: https://www.moscowtimes. net/2023/02/03/chislo-sluchaev-presledovaniya-rossiyan-zamnenie-vinternete-pochti-dostiglo-800-istalo-rekordnim-za15-let-a32919 (дата обращения: 03.02.2023).
DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN INSTITUTE OF LAW: REALITY AND PROSPECTS
Rozanov A.N., Sazonov A.A.
State Medical University Ushakova
The article is devoted to the current status of the digitalization process in Russian law, as well as the prospects for its development. At the same time, digitalization is presented in a broad sense as a process of modernization of human civilization through the introduction of digital technologies in all spheres of society. The article deals with the problem of digital jurisprudence on the example of such artificial intelligence technology as a "semantic knowledge graph", which can completely replace legal creative activity. Based on this, the problem of unemployment and other negative consequences of digitalization as one of the tools of globalization is raised. The examples show how digitalization provokes changes in the internal structure of law: its formal and substantive features, blurs the boundaries between branches of law, thanks to which we can observe how well-established traditional institutions begin to undergo significant transformations. Not without attention is the problem of digitalization of legal decision-making, namely the issue of e-justice as a way to relieve the burden on the judicial system. The topic of trust in e-jus-tice is viewed through the prism of Russians' low trust in the judicial system.
Keywords: digitalization, digital law, digital ruble, artificial intelligence, neural networks, e-justice.
References
1. Mishustin said that the authorities are seriously working on digitalization / [Electronic resource] // TASS: [website]. - URL: https:// tass.ru/ekonomika/9765889 (date of access: 02/03/2023).
2. Grainger, T., AlJadda, K., Korayem, M., & Smith, A. (2016). The Semantic Knowledge Graph: A Compact, Auto-Generated Model for Real-Time Traversal and Ranking of any Relationship within a Domain. 2016 IEEE International Conference on Data Science and Advanced Analytics (DSAA), 420-429.
3. A student of the RSUH will not be deprived of a diploma written using the ChatGPT neural network / [Electronic resource] // Snob: [website]. - URL: https://snob.ru/news/studenta-rggu-ne-stanut-lishat-diploma-napisannogo-s-pomoshyu-nejroset-chatgpt/ (date of access: 02/03/2023).
4. Digital ruble. Report for public consultations / [Electronic resource] // Central Bank of the Russian Federation: [website]. -URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (date of access: 02/03/2023).
5. Amendments to the Civil Code from October 1: digital rights, electronic form of transactions, smart contracts and other changes https://www.consultant.ru/news/2/ © ConsultantPlus, 1997-2023 / [Electronic resource] // " ConsultantPlus": [website]. - URL: https://www.consultant.ru/news/2Z (date of access: 03.02.2023).
6. Stepanov O.A., Pechegin D.A., Dyakonova M.O. On the issue of digitalization of judicial activity // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 5. P. 4-23. DOI: 10.17323/2072-8166.2021.5.4.23.
7. The attitude of Russians to the judicial system (based on the materials of the All-Russian survey 2020) / [Electronic resource] // Independent Research Center of the Russian Federation: [website]. - URL: http://research-center.rf/otnoshenie-rossiyan-k-sudebnoj-sisteme-po-materialam-vserossijskogo-oprosa/?ckattempt=1 (date of access: 03.02.2023).
8. The number of cases of persecution of Russians for their opinion on the Internet has become a record for 15 years / [Electronic resource] // The Moscow Times: [website]. - URL: https://www. moscowtimes.net/2023/02/03/chislo-sluchaev-presledovaniya-rossiyan-zamnenie-vinternete-pochti-dostiglo-800-istalo-rekordnim-za15-let-a32919 (accessed: 02/03/2023).