Научная статья на тему '«ЦИФРОВИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ» '

«ЦИФРОВИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1199
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Цифровизация уголовного процесса / международный опыт / формирование электронного правосудия / электронное судопроизводство / информационный портал / эффективность уголовного процесса / электронное уголовное дело / Е-дело / электронный документооборот / СИОПСО. / Digitalization of the criminal case / international experience / the formation of electronic justice / electronic legal proceedings / information portal / the effectiveness of the criminal cases / e-criminal case / e-legal case / electronic document management / Information systems (information exchange systems for law enforcement agencies / special government and other bodies)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлеубаев Даулет Казиханович, Иманбаев Серик Марденович, Карымсаков Рахмет Шамилович

Внедрение электронного судопроизводства позволяет обеспечить прозрачность уголовного процесса, за счет доступа к уголовному делу в режиме онлайн, экономить финансовые средства и время, исключить утери и фальсификации материалов, усилить системный ведомственный контроль и прокурорский надзор. В настоящее время электронное уголовное дело охватывает все стадии уголовного процесса, включая регистрацию уголовных правонарушений, досудебное расследование, судебное разбирательство и исполнение наказания. Авторами проведен подробный анализ поэтапного внедрения цифровизации уголовного процесса в Республике Казахстан, с использованием международного опыта. Кроме этого, приводятся примеры успешной реализации государственной политики по цифровизации, где применение информационных технологий в уголовном судопроизводстве выступают эффективным инструментом повышения гарантий и защиты прав граждан в уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE CRIMINAL CASE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN:FORMATION AND PRACTICE OF APPLICATION

The introduction of electronic legal proceedings makes it possible to ensure the transparency of the criminal process, through access to the criminal case online, save money and time, eliminate the loss and falsification of materials, strengthen system departmental control and prosecutorial supervision. Currently, the electronic criminal case covers all stages of the criminal process, including registration of criminal offenses, pre-trial investigation, trial and execution of sentences. A detailed analysis was conducted by the authors on phased implementation of digitalization of the criminal case in the Republic of Kazakhstan, using international experience. Furthermore, examples of successful implementation of the state policy on digitalization are provided, where the use of information technologies in legal proceedings is an effective tool for increasing guarantee and protecting the rights of citizens in criminal case.

Текст научной работы на тему ««ЦИФРОВИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ» »

Тлеубаев Даулет Казиханович, кафедры «Национальное и международное право» Университет «Туран-Астана» Иманбаев Серик Марденович, кандидат юридических наук, профессор Университет «Туран-Астана» Карымсаков Рахмет Шамилович кандидат юридических наук, доцент Университет «Туран-Астана» DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-31-37 «ЦИФРОВИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

Tleubayev Daulet,

2nd year postgraduate student, department of National and international law,

Turan-Astana University Imanbaev Serik, PhD in Law, Professor Turan-Astana University Karymsakov Rakhmet PhD in Law, Professor Turan-Astana University

DIGITALIZATION OF THE CRIMINAL CASE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN:FORMATION AND PRACTICE OF APPLICATION

Аннотация.

Внедрение электронного судопроизводства позволяет обеспечить прозрачность уголовного процесса, за счет доступа к уголовному делу в режиме онлайн, экономить финансовые средства и время, исключить утери и фальсификации материалов, усилить системный ведомственный контроль и прокурорский надзор. В настоящее время электронное уголовное дело охватывает все стадии уголовного процесса, включая регистрацию уголовных правонарушений, досудебное расследование, судебное разбирательство и исполнение наказания. Авторами проведен подробный анализ поэтапного внедрения цифрови-зации уголовного процесса в Республике Казахстан, с использованием международного опыта. Кроме этого, приводятся примеры успешной реализации государственной политики по цифровизации, где применение информационных технологий в уголовном судопроизводстве выступают эффективным инструментом повышения гарантий и защиты прав граждан в уголовном процессе.

Abstract.

The introduction of electronic legal proceedings makes it possible to ensure the transparency of the criminal process, through access to the criminal case online, save money and time, eliminate the loss and falsification of materials, strengthen system departmental control and prosecutorial supervision. Currently, the electronic criminal case covers all stages of the criminal process, including registration of criminal offenses, pre-trial investigation, trial and execution of sentences. A detailed analysis was conducted by the authors on phased implementation ofdigitalization of the criminal case in the Republic of Kazakhstan, using international experience. Furthermore, examples of successful implementation of the state policy on digitalization are provided, where the use of information technologies in legal proceedings is an effective tool for increasing guarantee and protecting the rights of citizens in criminal case.

Научная новизна исследования. Научная новизна статьи состоит в проведении комплексного анализа поэтапного внедрения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов и судов, несмотря на непродолжительное время их реализации.

Scientific novelty of the research. The scientific novelty of the article consists in conducting a comprehensive analysis of the phased implementation of information technologies in the activities of law enforcement agencies and courts, despite the short time of their implementation.

Ключевые слова: Цифровизация уголовного процесса, международный опыт, формирование электронного правосудия, электронное судопроизводство, информационный портал, эффективность уголовного процесса, электронное уголовное дело, Е-дело, электронный документооборот, СИОПСО.

Keywords: Digitalization of the criminal case, international experience, the formation of electronic justice, electronic legal proceedings, information portal, the effectiveness of the criminal cases, e-criminal case, e-legal case, electronic document management, Information systems (information exchange systems for law enforcement agencies, special government and other bodies)

УДК 343.13; 343.10МРНТИ 10.79.01

магистрант 2 курса,

За последние годы в Республике Казахстан проведены серьезные преобразования в деятельности органов уголовного преследованиями судов.

В статье Шульгина Е.П. указано, что в Казахстане система электронного судопроизводства является одним из элементов государственного управления [1].

Проведенным реформам предшествовало изучение международного опыта, в т.ч. возможности расследования уголовных дел в электронном формате.

К примеру, был изучен опыт электронного документооборота США, где используется многопрофильная функциональная система «Public Accessto Court Electronic Records» (далее - PACER) -«Публичный доступ к судебным электронным запи-сям»[2].

PACER - система публичного доступа к данным окружных судов и апелляционных судов США. Особенностью является ее коммерческая составляющая, то есть пользователи могут запросить интересующую их информацию за определенную плату.

Также был изучен опыт Сингапура, где электронное правосудие реализуется посредством предоставления услуг через виртуальные суды [3, 4].

Правоохранительные органы Сингапура являются одними из первых, кто стал применять высокие информационные технологии для сокращения сроков привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

В судах Сингапура впервые была применена процедура видеоконференции, являющиеся, в настоящее время, наиболее универсальной и продуктивной технологией современности.

Для ускорения принятия решений суды Сингапура имеют комплексный набор онлайновых правовых информационных систем, в частности:

1. Система «Law Net Legal Workbench» обеспечивает интеллектуальный поиск информации по юридическим базам данных.

2. База данных сотрудников судебных органов (JODB) содержит судебные рабочие документы и сборники, систему правил вынесения приговоров (SINGS).

3. Система управления приоритетами ресурсов (IMPRESS) содержит информацию о ранее принятых судебных решениях по делам, рассмотренным как в Верховном суде, так и подчиненными судами.

В нашей стране внедрение электронного судопроизводства стало возможным благодаря утверждению в августе 2009 года Концепции правовой политики Республики Казахстан(далее- Концепция) на период с 2010 до 2020 года[5], где была предусмотрена:

- регламентация порядка ведения электронного судопроизводства и использования информационных технологий в деятельности судов(т.е. оптимизация информационного обмена между судами и иными государственными органами без необходимости истребования информации от сто-

рон по делу, о возможности дистанционного проведения ряда процессуальных действий посредством видеосвязи, теле- и видеоконференций);

-упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, в том числе упрощение порядка досудебного производства.

В соответствии с поручением Главы государства, начиная с 2011 года, Генеральной прокуратурой осуществлен комплекс организационных и практических мер по укреплению учетно-регистра-ционной дисциплины.

В частности, введена уголовная ответственность за укрытие преступлений, нормативно закреплена возможность увольнения руководителей правоохранительных органов за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений, изменена формула расчета раскрываемости преступлений.

В 2012 году были внедрены инновационные проекты «Электронный КУЗИ» и «Электронный талон», посредством которых прокурор, руководитель органа или заявитель в режиме онлайн могут проконтролировать регистрацию, ход и результаты рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

В декабре 2013 года был подписан Совместный приказ Генерального Прокурора, Председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и Министра внутренних дел [6] о переходе на электронный формат ведения единого карточного учета заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных дел, результатов их расследования и прокурорского надзора. Его реализация осуществлялась согласно графика.

Тем самым был осуществлен дальнейший переход на автоматическое формирование отчетов о состоянии преступности.

В целях предупреждения и пресечения нарушений конституционного права граждан на личную свободу, с начала 2012 года в органах внутренних дел г.Алматы и Астане экспериментально был реализован пилотный проект: «Дежурный прокурор в полиции - гарант прав граждан». В рамках данного пилотного проекта внедрен электронный учет и видео фиксация доставленных лиц и посетителей в здания органов внутренних дел.

Благодаря реализации данного проекта в 2013 году факты незаконного содержания граждан в служебных кабинетах и других помещениях органов уголовного преследования снизились на 23% (с 587 до 454).

В последующем, учитывая эффективность проекта, приказом Генерального Прокурора от 24 декабря 2014 года утверждена Инструкция о порядке электронного учета посетителей в правоохранительных органах[7], согласно которой электронный учет посетителей с использованием базы данных АРМ ЕРДР ведется правоохранительными органами в городах республиканского значения и областных центрах.

За 2020 год прокурорами из служебных помещений органов уголовного преследования освобождено 326 лиц (393).

Таким образом, внедрение электронного учета посетителей показало свою эффективность, т.к. отмечается ежегодное снижение фактов незаконного содержания граждан в служебных помещениях.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 107 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана («Казахстан в новой реальности: время действий»), утвержденных Указом Президента РК от 14 сентября 2020 года №413 [8], предусмотрено введение сплошного видеонаблюдения в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также во всех оперативно-следственных подразделениях правоохранительных органов.

Видится, что эти меры (внедрение сплошного видеонаблюдения и автоматизированный учет посетителей) будут способствовать соблюдению конституционных прав граждан, в т.ч. искоренению недозволенных методов работы (пыток) и необоснованного содержания лиц в служебных помещениях.

Одним из условий повышения эффективности выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений является внедрение в деятельность правоохранительных и специальных органов современных научно-технических средств и информационных технологий специального назначения.

22 декабря 2015 года приказом Генерального Прокурора № 151 утверждены Правила использования системы информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов(далее - СИОПСО).

Основным направлением СИОПСО, объединяющей 73 базы данных государственных органов, является реализация механизма интеллектуального анализа, что позволяет повысить эффективность профилактики, выявления и раскрытия преступлений.

Всего с начала функционирования СИОПСО в базу данных поступает ежегодно более 5 млн. запросов.

Если ранее требование о наличии либо отсутствии судимости исполнялось от 3 до 7 суток, то с использованием СИОПСО эта процедура у сотрудников органов уголовного преследования занимает 2-3 минуты.

За 2016 год к уголовной ответственности привлекались 117743 подозреваемых, на которых ис-требовались справки из психиатрических и наркологических диспансеров. Посещение указанных учреждений с запросами приводило к расходованию минимум 100 тысяч человеко-часов и 2,5 тонн бумаги (справочно: в 2017 году - 115682 подозреваемых, 2018 году - 108290, 2019 году - 99508, 10 месяцев 2020 года - 63506).

Таким образом, создание СИОПСО позволяет сотрудникам правоохранительных и специальных органов оперативно получать интересующую информацию от заинтересованных государственных

органов, а также экономить бюджетные средства, выделяемые на эти цели.

Другим не менее эффективным инструментом в профилактике уголовных правонарушений является внедрение КПСиСУ информационной системы «Карта уголовных правонарушений»[9].

В 2016 году во исполнение 32 шага Плана нации «100 конкретных шагов»(утвержден в мае 2015 года) КПСиСУ представлен к пользованию Интернет-портал «Карта уголовных правонарушений». На карте могут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения. Также реализован детальный просмотр преступлений в определенной местности по времени, видам и тяжести.

На сайте КПСиСУ также имеются другие геоинформационные системы(Карты аварийности (ДТП), уголовных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение правонарушений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, обращений физических и юридических лиц в государственные органы).

Обеспечение автоматизированного доступа к открытым данным позволяет пользователям Портала (физические и юридические лица, общественные организации, представители СМИ и бизнеса, органов государственной власти) получать соответствующую информацию для проведения анализа, что показывает на прозрачность предоставления статистических данных гражданам, представителям научных учреждений и общественным организациям.

С принятием в 2014 году Уголовно-процессуального кодекса[10] изменился порядок регистрации уголовных правонарушений (ранее преступления ставились на учет при возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении по не реабилитирующим основаниям).

В результате максимальной регистрации преступности сокращено более чем в 19 раз укрытие преступлений (с 6666 в 2011году до 345 в 2015 году).

Для повышения прозрачности уголовного процесса, за счет доступа к уголовному делу в режиме онлайн, в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» Генеральной прокуратурой в 2017 году разработан модуль «Электронное уголовное дело» (далее - е-УД), который интегрирован с судебной информационной системой «ТереМк»[П].

Реализации данного функционала предшествовало изучение международного опыта, в т.ч. Южной Кореи, Саудовской Аравии, Грузии[12], Эстонии [13], России [14], Греции, Дании, Италии, Франции и других стран Европы [15], Великобритании [16], ОАЭ [17] и Нидерландов [18].

В декабре 2017 года в УПК внесены измене-ния[19], позволяющие лицу, ведущему уголовный процесс, по своему усмотрению вести уголовное судопроизводство в электронном формате (ст. 42-1 УПК).

В марте 2018 года был подписан Совместный приказ «О поэтапной цифровизации уголовного процесса, включая процесс рассмотрения обращений граждан»[20].

Приказом Генерального Прокурора №2 от 3 января 2018 года утверждена Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате.

Для расследования электронных дел реализованы функционалы:

- доступ в систему посредством 3-х факторной аутентификации;

- 350 шаблонов базовых процессуальных документов;

- нанесение подписей на процессуальные документы посредством графического планшета (стилус);

- получение персональных сведений из государственных баз данных;

- «SMS-повестка» (вызов участников уголовного процесса);

- веб-портал «Публичный сектор» (электронное взаимодействие органов уголовного преследования с адвокатами и участниками процесса);

- «е-Жалоба» - подача участниками процесса жалоб в онлайн режиме;

- АРМ «Криминалист» (электронное назначение и получение криминалистических исследований);

- АРМ «Эксперт» (электронное назначение и получение судебных экспертиз).

Доступ к системе ЕРДР предоставляется только по защищенному каналу связи в единой транспортной среде государственных органов (ЕТС ГО).

Для защиты каналов связи устанавливаются специальные программно-аппаратные комплексы CERTEX VPN (шифраторы). В системе е-УД следователь, дознаватель, их начальники и прокурор заходят посредством 3-х факторной авторизации (ЭЦП, логин/пароль и отпечаток пальца).

Все их действия фиксируются в модуле «Жур-налирование событий», предназначенном для контроля за действиями должностных лиц по конкретным делам (фиксируется кто и когда имел доступ к уголовному делу, просматривал, вводил сведения о произведенных следственных действиях, редактировал и т.д.).

В целях обеспечения безопасности от возможных хакерских атак и выявлению уязвимостей системы на постоянной основе проводятся санкционированные DOC-атаки, с привлечением специалистов Центра анализа и расследования кибера так.

В качестве одного из удобных функционалов следует отметить возможность электронного санкционирования следственных действий и рассмотрения ходатайств об избрании мер пресечения.

В стране не во всех районных подразделениях органов уголовного преследования имеются изоляторы временного содержания (ИВС) и следователи вынуждены тратить время на доставления в суды подозреваемых, преодолевая большие расстояния.

К примеру, в Жамбылской области Байзакский и Жуалынский районные суды, где отсутствуют изоляторы временного содержания (ИВС) подключили в режиме видеоконференции с ИВС УВД г. Тараз.

В результате отпала необходимость в конвоировании подозреваемых на расстояние 18 и 60 км. соответственно. В итоге сроки решения вопросов о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей сократились в среднем на 6 часов. Возможность дистанционного рассмотрения таких ходатайств органов уголовного преследования и осуществления судами допроса подозреваемых позволило исключить риски их побега.

Если учесть, что ежегодно в суды доставляются для решения вопроса санкционирования меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении 10 тысяч лиц(в 2018 году - 9957, 2019 году -10619, за 10 месяцев т.г. - 10002), то применение современных технологий позволяет сэкономить значительные финансовые средства, выделяемые на эти цели (справочно: по примерным расчетам на эти цели затрачивается свыше 140 тыс. чело веко -часов сотрудников службы конвоирования, топлива на сумму более 45 млн. тенге, а также имеются затраты, связанные с износом автотранспорта, зарплатой водителей и др.).

Кроме того, участники процесса имеют доступ к материалам электронного дела посредством информационного портала «Публичный сектор», где имеется возможность ознакомиться с материалами дела, получить копии процессуальных документов, а также подать заявления, ходатайства и жалобы в режиме онлайн, и получить на них ответы.

В рамках цифровизации судебной системы, проекта «SMART СОТ» развивается электронное правосудие[21].

С 2016 года внедрена новая информационно -аналитическая система судебных органов «Терелт» интегрированная с информационными программами государственных органов и организа-ций[22].

Все залы судебных заседаний в республике оснащены модернизированными системами аудио-и видео фиксации (АВФ) с возможностью электронного протоколирования, что уменьшило основания для жалоб на порядок ведения судебного заседания, замечаний на протоколы. В свою очередь, широкий спектр онлайн-услуг создает условия для прозрачности и оперативности правосудия, минимизации не процессуальных контактов.

В августе 2018 года в Генеральной прокуратуре прошло заседание Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, где были обсуждены вопросы цифровизации уголовного процесса и выработан ряд конкретных рекомендаций, в т.ч. по вопросам финансирования, надлежащего технического оснащения и обучения сотрудников правоохранительных органов.

В настоящее время электронное уголовное дело охватывает все стадии, включая регистрацию

уголовных правонарушений, досудебное расследование, судебное разбирательство и даже исполнение наказания.

В целом, с момента внедрения с января 2018 года в электронном формате расследовалось свыше 200 тысяч дел, из них свыше 29 тысяч направлено в суд (справочно: в 2018 году в электронном формате расследовалось 20309 уголовных дел, из них направлено в суд - 5844, в 2019 году -68487/10391, за 2020 год -115811/13417).

При этом, в 2020 году удельный вес электронных уголовных делв общей структуре досудебных производств составил 43% (115811 из 272641).

Анализ показал, что в целом грубых нарушений норм УПК в ходе расследования уголовных дел в электронном формате не допускается.

В то же время, можно выделить отдельные характерные недостатки:

- избрание электронного формата, но проведение большинства следственных действий в бумажном формате с последующим вложением сканированных копий документов;

- отсутствие в электронном деле процессуальных документов;

- нарушение сроков вложения сканированных документов (24 часа);

- составление процессуальных документов «задним» числом;

- необоснованный переход с электронного на бумажный формат;

- формальное ведение расследования уголовных дел в электронном формате и необеспечение полноты расследования электронных дел.

Вышеуказанные недостатки не являются массовыми и в первую очередь связаны со сложностями и новизной расследования в электронном формате. С расширением практики применения и решением ряда технических проблем ситуация исправляется.

Генеральной прокуратурой и органами уголовного преследования в целях повышения эффективности досудебного расследования проводятся обучающие семинары, оказывается практическая, методическая и консультативная помощь.

Разработаны обучающие видеоролики, совместно с территориальными подразделениями КПСиСУ проводятся выездные занятия по обучению сотрудников уголовного преследования и прокуроров работе в системе «е-УД».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществляется круглосуточная техническая поддержка пользователей.

В то же время, дальнейшее упрощение и облегчение работы следователей, прокуроров и судей во многом зависит от разрешения проблем технического характера, таких как увеличение пропускной способности каналов связи, улучшение качества работы информационной системы.

Работа в данном направлении продолжается.

Так, в рамках реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана 1 сентября т.г. («Казахстан в новой реальности: время действий»), с 1 октября т.г. по всей республике реализуется пилотный проект по

согласованию прокурором ключевых решений, затрагивающих права и свободы человека в ходе досудебного производства по уголовным делам.

В настоящее время Генеральной прокуратурой осуществляется мониторинг за реализацией пилотного проекта, а также прорабатываются законодательные поправки по наделению прокурора полномочиями по согласованию ключевых решений по уголовным делам.

Список использованных источников:

1. Шульгин Е.П. Организация деятельности органов, осуществляющих производство в электронном формате (опыт зарубежных стран). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41489022 (дата обращения 22.11.2020).

2. Международный опыт развития судебного делопроизводства.

https://bstudy.net/796782/spravochnik/mezhdunarodn УУ_opyt_razvitiya_sudebnogo_deloproizvodstva (дата обращения 24.11.2020).

3. Аносов А.А. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской ФедерацииURL: http://www.resource-shelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20. (дата обращения 20.11.2020).

4. ElectronicFilingService. https://www.sicc.gov.sg/forms-and-services/elec-tronic-filing-service (датаобращения 20.11.2020).

5. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.[Электронный ресурс] - Режим доступа±йр:/^^^ап^ (дата обращения: 17.11.2020).

6. Совместный приказ Председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) от 28 декабря 2013 года № 425, Генерального Прокурора РК от 30 декабря 2013 года № 124 и Министра внутренних дел РК от 28 декабря 2013 года № 758. «О переходе на электронный формат ведения единого карточного учета заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных дел, результатов их расследования и прокурорского надзора»(утратил силу). [Электронный ресурс] - Режим до-ступа±йр:/^^^ап^ (дата обращения: 19.11.2020).

7. Приказ Генерального Прокурора РК от 24 декабря 2014 года №162об утверждении Инструкции о порядке электронного учета посетителей в правоохранительных органах. [Электронный ресурс] - Режим доступа±йр:/^^^ап^ (дата обращения: 20.11.2020).

8. Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана («Казахстан в новой реальности: время действий»), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413.[Электронный ресурс] - Режим до-ступа±йр:/^^^ап^ (дата обращения: 15.11.2020).

9. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. https://www.gov.kz/memleket/entities/pravstat?lang=r u. (дата обращения 18.11.2020).

10. Уголовно-процессуальный кодекс РК в редакции от 2014 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:Ы1р://а&М^ап^ (дата обращения: 20.11.2020).

11. Заместитель Генерального Прокурора РК Ахметжанов М.М.: Генпрокуратура разработала систему электронных уголовных дел. https://newtimes.kz/obshchestvo/57803-genprokuratura-razrabotala-sistemu-elektronnykh-ugolovnykh-del (дата обращения 18.11.2020).

12. Зуев С.В. Цифровая среда уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы. https://www.iuaj.net/node/2614 (дата обращения 22.11.2020).

13. Security and safety.https://e-estonia.com/so-lutions/security-and-safety/e-justice/ (датаобращения 20.11.2020).

14. Л.А. Юхневич. «Электронное правосудие -будущее российской судебной системы» http://www.consultant.ru/law/interview/yuhnevich/ (дата обращения 17.11.2020).

15. Dory Reiling. E-justice: experiences with court IT in Europe http://www.iijusti-cia.org/docs/Dory.pdf (датаобращения 27.11.2020).

16. New digital case management system delivers centralised access to criminal case information. https://www.gov.uk/government/news/new-digital-case-management-system-delivers-centralised-access-to-criminal-case-information (датаобращения 27.11.2020).

17. Abu Dhabi lawsuits can now be filed online. https://www.thenationalnews.com/uae/courts/abu-dhabi-lawsuits-can-now-be-filed-online-1.838433 (датаобращения 18.11.2020).

18. The Netherlands: Digitization of Legal System. https ://www. loc.gov/law/foreign-news/arti-cle/the-netherlands-digitization-of-legal-system/ (датаобращения 22.11.2020).

19. Digitalisation of the EU Justice Systems: new ways forward. https://europa.eu/newsroom/events/dig-italisation-eu-justice-systems-new-ways-forward_en (датаобращения 20.11.2020).

20. Закон РК от 21 декабря 2017 года № 118-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности». [Электронный ресурс] - Режим доступа:Ы1р:/^^^ап^ (дата обращения: 18.11.2020).

21. Совместный приказ Министра информации и коммуникаций РК от 20 марта 2018 года № 98, Генерального Прокурора РК от 13 марта 2018 года № 37, Министра финансов РК, Министра обороны РК, Начальника Службы государственной охраны РК, Председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК от 16 марта 2018 года № 66,Председателя Комитета национальной безопасности РК и Мини-

стра внутренних дел РК «Опоэтапнойцифровиза-ции уголовного процесса, включая процесс рассмотрения обращений граждан».[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://adilet.zan.kz (дата обращения: 20.11.2020).

22. Статья: «О цифровизации судебной системы Казахстана рассказали в Баку». in-form.kz https://www.inform.kz/ru/o-cifrovizacii-sudebnoy-sistemy-kazahstana-rasskazali-v-baku_a3526241 (дата обращения 18.11.2020).

23. Об утверждении третьего периодического Национального доклада Республики Казахстан в рамках Универсальногопериодического обзора по правам человека (изменения на 06 ноября 2019). (дата обращения 19.11.2020).

References:

1. Shul'ginE.P. Organizaciyadeyatel'nostiorganov, osushchestvlyayushchihproizvodstvovelektronnom-formate (opytzarubezhnyhstran). https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=41489022 (dataobrashcheniya 22.11.2020).

2. Mezhdunarodnyjopytrazvitiyasudebnogodelo-proizvodstva. https://bstudy.net/796782/spravoch-nik/mezhdunarod-

nyy_opyt_razvitiya_sudebnogo_deloproizvodstva (dataobrashcheniya 24.11.2020).

3. Anosov A.A. Informacionno-pravovyevopros-yformirovaniyaelektronnogopravosudiyav Ros-sijskojFederacii. URL: http://www.resourceshelf.com/ 2008/ 12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20. (dataobrashcheniya 20.11.2020).

4. Electronic Filing Service. https://www.sicc.gov.sg/forms-andservices/electronic-filing-service (data obrashcheniya 20.11.2020).

5. KoncepciyapolitikiRespublikiKazahstanna period s 2010 do 2020 goda, utverzhdennayaUkazomPre-zidentaRespublikiKazahstanot 24 avgusta 2009 goda № 858. [Elektronnyjresurs] - Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (датаобращения: 17.11.2020).

6. SovmestnyjprikazPredsedatelyaAgentstva RK pobor'be s ekonomicheskoj i korrupcion-nojprestupnost'yu (finansovayapoliciya) ot 28 dek-abrya 2013 goda № 425, General'nogoProkurora RK ot 30 dekabrya 2013 goda № 124 i Ministravnutrennih del RK ot 28 dekabrya 2013 goda № 758. «O perekhode-naelektronnyj format vedeniyaedinogokartochnogou-chetazayavlenij, soobshchenij, zhalob i inojinformacii o prestupleniyah, proisshestviyah, ugolovnyh del, rezu-l'tatovihrassledovaniya i prokurorskogonadzora» (utratilsilu). [Elektronnyjresurs] - Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (датаобращения: 19.11.2020).

7. PrikazGeneral'nogoProkurora RK ot 24 dek-abrya 2014 goda №162 obutverzhdeniiInstrukcii o por-yadkeelektronnogouchetaposetitelej v pravoohranitel'nyhorganah. [Elektronnyjresurs] -Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (data obrashcheniya: 20.11.2020).

8. Obshchenacional'nyj plan meropriyatijporeal-izaciiPoslaniyaGlavygosudarstvanaroduKazahstana («Kazahstan v novojreal'nosti: vremyadejstvij»), utver-zhdennyjUkazomPrezidentaRespublikiKazahstanot 14 sentyabrya 2020 goda №413. [Elektronnyjresurs] -

Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (data obrash-cheniya: 15.11.2020).

9. Komitetpopravovoj statistike i speciarnymuchetamGenerarnojprokuratury. https://www.gov.kz/memleket/entities/pravstat?lang=r u. (dataobrashcheniya18.11.2020).

10. Ugolovno-processual'nyjkodeks RK v redakciiot 2014 goda [Elektronnyjresurs] -Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (dataobrashcheniya: 20.11.2020).

11. Zamestitel' General'nogoProkurora RK Ahmetzhanov M.M. : Genprokuraturarazrabotalasistemuelektronnyhugolovn yhdel. https://newtimes.kz/obshchestvo/57803 -genprokuratura-razrabotala-sistemu-elektronnykh-ugolovnykh-del (dataobrashcheniya 18.11.2020).

12. Zuev S.V. Cifrovayasredaugolovnogosudo-proizvodstva: problemy i perspektivy. https://www.iuaj.net/node/2614 (data obrashcheniya 22.11.2020).

13. Security and safety.Elektronnoepravosudie v Estonii. https://e-estonia.com/solutions/security-and-safety/e-justice/ (data obrashcheniya 20.11.2020).

14. L.A. Yuhnevich. «Elektronnoepravosudie -budushcheerossij skoj sudebnoj sistemy» http://www.consultant.ru/law/interview/yuhnevich/ (data obrashcheniya 17.11.2020).

15. DoryReiling. E-justice: experiences with court IT in Europe http://www.iijusticia.org/docs/Dory.pdf (data obrashcheniya 27.11.2020).

16. New digital case management system delivers centralised access to criminal case information. https://www.gov.uk/government/news/new-digital-case-management-system-delivers-centralised-access-to-criminal-case-information (data obrashcheniya 27.11.2020).

17. Abu Dhabi lawsuits can now be filed online. https://www.thenationalnews.com/uae/courts/abu-dhabi-lawsuits-can-now-be-filed-online-1.838433 (data obrashcheniya 18.11.2020).

18. The Netherlands: Digitization of Legal System. https://www.loc.gov/law/foreign-news/arti-cle/the-netherlands-digitization-of-legal-system/ (data obrashcheniya 22.11.2020).

19. Digitalisation of the EU Justice Systems: new ways forward. https://europa.eu/newsroom/events/dig-italisation-eu-justice-systems-new-ways-forward_en (data obrashcheniya 20.11.2020).

20. Zakon RK ot 21 dekabrya 2017 goda № 118-VI «O vneseniiizmenenij i dopolnenij v nekotoryeza-konodatel'nyeaktyRespublikiKazahstanpovo-prosammod-

ernizaciiprocessual'nyhosnovpravoohranitel'nojdeyatel 'nosti». [Elektronnyjresurs] - Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (data obrashcheniya: 18.11.2020).

21. SovmestnyjprikazMinistrainformaciiikom-munikacijRKot 20 marta 2018 goda № 98, Gen-eral'nogoProkuroraRKot 13 marta 2018 goda № 37, MinistrafinansovRK, MinistraoboronyRK, Nachal'ni-kaSluzhbygo sudarstvennoj ohranyRK, Predse-datelyaAgentstvapodelamgosudarstvennojsluzhby-iprotivodejstviyukorrupciiRKot 16 marta 2018 goda № 66, PredsedatelyaKomitetanacional'nojbezopas-nostiRKiMinistravnutrenniMelRK «Opoetap-nojcifrovizaciiugolovnogoprocessa, vklyucha-yaprocessrassmotreniyaobrashchenijgrazMan». [Elektronnyjresurs] - Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz (data obrashcheniya: 20.11.2020).

22. Stat'ya: «O cifrovizaciisudebnoj sistemyKazahstanarasskazali v Baku». inform.kz https://www.inform.kz/ru/o-cifrovizacii-sudebnoy-sistemy-kazahstana-rasskazali-v-baku_a3526241 (data obrashcheniya18.11.2020).

23. Ob

utverzhdeniitret'egoperiodicheskogoNacional'nogodok ladaRespublikiKazahstan v

ramkahUniversal'nogoperiodicheskogoobzorapoprava mcheloveka (izmeneniyana 06 noyabrya 2019). (dataobrashcheniya 19.11.2020).

УДК 349.2

Люманова А. Л.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Научный руководитель: Кручек И. В. преподаватель кафедры гражданского права Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

РР!: 10.24412/2520-6990-2021-1198-37-40 О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ

Lyumanova A. L.

Crimean Branch of the Russian State University of Justice» Research Supervisor: Kruchek I. V.

lecturer of the Department of Civil Law Crimean Branch of the Russian State University of Justice»

ABOUT SOME FEATURES OF THE CONCLUSION OF AN EMPLOYMENT CONTRACT WITH A

MUNICIPAL EMPLOYEE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.