Научная статья на тему 'Производство по уголовному делу в электронном формате по законодательству Республики Казахстан'

Производство по уголовному делу в электронном формате по законодательству Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3259
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / ЭЛЕКТРОННОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ELECTRONIC DOCUMENTS / ELECTRONIC CRIMINAL CASE / CRIMINAL PROCEEDINGS / ELECTRONIC DOCUMENT CIRCULATION / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Задорожная В.А.

В статье анализируются положения законодательства Республики Казахстан, регламентирующие производство по уголовному делу в электронном формате, рассматривается возможность использования данного опыта при совершенствовании российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINAL PROCEEDINGS IN ELECTRONIC FORMAT ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article analyzes the legislation of the Republic of Kazakhstan which regulates the criminal proceedings in electronic format. The author considers the possibility of using the Republic of Kazakhstan`s experience in the improvement of the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Производство по уголовному делу в электронном формате по законодательству Республики Казахстан»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УДК 343.13 С. 70—75

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Задорожная В. А.

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) E-mail: verum_z@mail.ru

В статье анализируются положения законодательства Республики Казахстан, регламентирующие производство по уголовному делу в электронном формате, рассматривается возможность использования данного опыта при совершенствовании российского законодательства.

Ключевые слова: электронный документ, электронное уголовное дело, уголовное судопроизводство, электронный документооборот, информатизация.

THE CRIMINAL PROCEEDINGS IN ELECTRONIC FORMAT

ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zadorozhnaya V. A.

South Ural State University (national research university) E-mail: verum_z@mail.ru

The article analyzes the legislation of the Republic of Kazakhstan which regulates the criminal proceedings in electronic format. The author considers the possibility of using the Republic of Kazakhstan's experience in the improvement of the Russian legislation.

Keywords: electronic documents, electronic criminal case, criminal proceedings, electronic document circulation, informatization.

Введение электронного документооборота в российский уголовный процесс рассматривается в научной литературе как неизбежное будущее, не наступающее по ряду причин как технического, так и процессуального характера. К числу технических проблем, препятствующих введению электронного документооборота, можно отнести: 1) необходимость разработки эффективного программного обеспечения, единого для всех органов уголовного преследования по всей стране; 2) решение вопросов надежности хранения информации, информационной безопасности электронного уголовного дела, его защищенности от хакерских атак, вредоносных программ и несанкционированного доступа; 3) оснащение всех органов предварительного расследования, контрольных и надзорных органов мобильными автома-

тизированными системами для формирования электронных материалов уголовных дел; 4) обучение (переквалификация) сотрудников правоохранительных органов; 5) обеспечение доступа электронному производству (материалам электронного уголовного дела и возможности подавать заявления и жалобы) для лиц, не владеющих навыками использования компьютерных технологий [1, с. 163]. Что касается уголовно-процессуального законодательства, то оно должно быть усовершенствовано таким образом, чтобы введение электронного документооборота в уголовном процессе не создавало дополнительных рисков ограничения прав граждан и доступа их к правосудию.

Информатизация судопроизводства в целом и уголовного, в частности, осуществляется по всему миру, в связи с чем опыт зарубежных

государств, в особенности стран, имеющих схожий с российским порядок производства по уголовным делам, представляет теоретический и практический интерес. В частности, в Республике Казахстан в декабре 2017 г. в Уголовно-процессуальный кодекс [2] были внесены изменения [3], позволяющие расследовать уголовные дела в электронном формате. Согласно материалам сайта Верховного Суда Республики Казахстан, первое электронное уголовное дело было рассмотрено уже в январе 2018 г1. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — УПК РК) введен новый термин: «формат уголовного судопроизводства» (ст. 42-1 УПК РК) и предусмотрено два формата: бумажный и электронный.

Помимо данной нормы, УПК РК содержит понятие электронного документа, определяя его как документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи (п. 15 ст. 7 УПК РК). Форму электронного документа могут иметь: заявление об уголовном правонарушении (ч. 1 ст. 181 УПК РК); гражданский иск (ч. 5 ст. 167 УПК РК); замечания на полный или краткий протокол судебного заседания (ст. 348, 348-1 УПК РК); протокол главного судебного разбирательства (ч. 8 ст. 347 УПК РК); ходатайство прокурора о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 419 УПК РК); запрос на истребование уголовного дела для подачи ходатайства, лицами, имеющими право на внесение представления, принесение протеста на вступившие в законную силу судебные акты (ст. 486 УПК РК); ходатайство, протест или представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов (ч. 1 ст. 488 УПК РК).

В виде электронных документов могут быть оформлены доказательства: заключение эксперта (ч. 1 ст. 283 УПК РК); заключение специалиста (ст. 117 УПК РК). Защитник и представитель потерпевшего вправе опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к уголовному делу, с помощью технических средств. Ход и результаты такого опроса могут быть отражены на электронном носителе, который приобщается к уголовному делу (п. 5 ч. 3 ст. 122 УПК РК). Сведения в форме

1 В соответствии с обновленным УПК в Казахстане впервые рассмотрено «электронное уголовное дело» // Верховный Суд Республики Казахстан. URL: http://sud. gov.kz/rus/news/v-sootvetstvii-s-obnovlennym-upk-v-kazahstane-vpervye-rassmotreno-elektronnoe-ugolovnoe-delo (дата обращения: 24.10.2018).

электронного документа для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе предоставить подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также любые граждане и организации (ч. 4 ст. 122 УПК РК).

Таким образом, процедура электронного производства по уголовному делу в УПК РК подробно не регламентирована, обозначены лишь возможность ее ведения и определенный перечень процессуальных документов и видов доказательств, которые могут иметь электронный формат. Вместе с этим законодатель предоставил Генеральному прокурору Республики Казахстан полномочия принимать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми органами уголовного преследования, по вопросам ведения уголовного судопроизводства в электронном формате (ч. 6 ст. 58 УПК РК). Такой нормативный акт был принят 3 января 2018 г. и содержит Инструкцию о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате(далее — Инструкция) [4].

Исходя из положений данной Инструкции, для осуществления электронного судопроизводства в Республике Казахстан существует информационная система «Единый реестр досудебных расследований» (ИС ЕРДР). Данная информационная система имеет дополнительный функционал — модуль «Электронное уголовное дело» (модуль е-УД), предназначенный для организации подготовки, ведения, отправления, получения и хранения электронного уголовного дела. Также ИС ЕРДР имеет функционал «SMS-оповещение», позволяющий через мобильную связь и (или) электронную почту направлять текстовые сообщения участникам уголовного процесса для их уведомления либо явки к лицу, ведущему уголовный процесс; а также функционал «Публичный сектор», позволяющий участникам уголовного процесса получать удаленный доступ к материалам электронного уголовного дела, подавать жалобы и ходатайства. В отсутствии возможности удаленного доступа участники уголовного процесса знакомятся с материалами уголовного дела путем воспроизведения лицом, ведущим уголовный процесс, соответствующих материалов, с возможностью получения их электронной копии (п. 26 Инструкции).

Должностное лицо органа уголовного преследования получает доступ к ведению электронного уголовного дела в ИС ЕРДР

при прохождении процессов авторизации и аутентификации посредством: электронной цифровой подписи (ЭЦП), выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан; персонального идентификационного номера-кода, присваиваемого государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов; идентификации с использованием биометрического считывателя (п. 9 Инструкции). При производстве досудебного расследования следственной, следственно-оперативной группой, доступ в модуле е-УД к находящемуся в производстве группы электронному уголовному делу получают члены группы, осуществляющие данное досудебное расследование (п. 31 Инструкции).

Еще до начала производства по уголовному делу в ИС ЕРДР автоматически формируются первые электронные документы: Рапорт о регистрации КУИ», «Рапорт об обнаружении сведений об уголовном правонарушении», «Уведомление прокурора о начале досудебного расследования». В случае принятия решения о ведении электронного уголовного дела вышеуказанные рапорты автоматически вкладываются системой в материалы электронного уголовного дела, а также отражаются в описи электронного уголовного дела (п. 11 Инструкции). В ИС ЕРДР возможно автоматическое формирование сопроводительных писем прокурору и в суд.

Решение о выборе электронного формата уголовного дела принимает лицо, которому поручено досудебное расследование, при принятии его в свое производство (п. 10 Инструкции), о чем выносится мотивированное постановление (ч. 2 ст. 42-1 УПК РК). После вынесения постановления в модуле е-УД в течение 24 часов формируется автоматическое уведомление надзирающему прокурору. В тот же срок о принятом решении уведомляются подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник, частный обвинитель, гражданский ответчик, потерпевший, гражданский истец, их представители. Дальнейшее изменение формата ведения уголовного судопроизводства с бумажного на электронный не допускается, кроме случаев соединения уголовных дел (п. 10 Инструкции).

При создании электронных документов лицо, ведущее уголовный процесс, использует имеющиеся в ИС ЕРДР шаблоны. Подписание процессуальных и иных документов, составленных в электронном виде,

осуществляется участниками уголовного процесса путем заверения электронной цифровой подписи или посредством планшета подписи (п. 12 Инструкции).

Документы материалов уголовного дела, созданные ранее на бумажном носителе, после принятия решения о ведении уголовного дела в электронном формате, сканируются и вкладываются в электронное уголовное дело в виде PDF-документов незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов после вынесения постановления о ведении электронного судопроизводства (п. 11, 14, 16 Инструкции). Бумажные документы, переведенные в электронный формат, сохраняются органами уголовного преследования, и подлежат направлению в прокуратуру или в суд вместе с электронным уголовным делом (п. 6 Инструкции). Медиа-файлы, которые по решению лица, ведущего уголовный процесс, приобщены к электронному уголовному делу, подлежат вложению в модуль е-УД (п. 13 Инструкции). В ИС ЕРДР заполняются необходимые информационные учетные документы, осуществляется электронное взаимодействие с экспертами, специалистами, а также с судом (п. 5 Инструкции).

Изменение формата с электронного на бумажный УПК РК разрешает лишь при невозможности дальнейшего ведения уголовного судопроизводства в электронном формате (ч. 2 ст. 42-1 УПК РК). Инструкция о ведении судопроизводства в электронном формате конкретизирует данную норму. Так, согласно п. 22 Инструкции, переход с электронного на бумажный формат допускается в случае возникновения нештатных (к примеру, отсутствие электроэнергии, связи, доступа к модулю е-УД) или чрезвычайных ситуаций, но не ранее чем по истечении 24 часов с момента возникновения такой ситуации. Если по уголовному делу требуется проведение неотложных следственных или процессуальных действий, допускается переход до истечения 24 часов с момента возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации.

Помимо этого, переход с электронного формата уголовного судопроизводства на бумажный осуществляется в случаях: направления материалов уголовного дела в иностранное государство для продолжения уголовного преследования; приобщения к материалам уголовного дела сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну (п. 22 Инструкции); соединения уголовных

дел по усмотрению лица, ведущего расследование (п. 17 Инструкции).

При переходе из электронного в бумажный формат в ИС ЕРДР в электронном виде заполняется мотивированное постановление и форма об изменении формата уголовного судопроизводства. Далее незамедлительно, но не позднее 24 часов осуществляется распечатывание материалов электронного уголовного дела. Ранее вложенные в модуль е-УД PDF-документы заменяются на оригиналы бумажных документов путем их истребования из мест хранения (п. 23 Инструкции).

При необходимости соединения уголовных дел, каждое из которых ведется в электронном формате, после вынесения лицом, ведущим уголовный процесс, постановления о соединении дел незамедлительно, но не позднее 24 часов, обеспечивается соединение дел в модуле е-УД. Если производство по одному или нескольким из соединяемых дел велось в бумажном формате, то лицо, ведущее уголовный процесс, при вынесении постановления о соединении уголовных дел одновременно решает вопрос об определении формата соединенного уголовного дела, который, согласно п. 17 Инструкции, может быть и бумажным, и электронным.

В случае выбора дальнейшего ведения уголовного дела в электронном формате, документы материалов соединяемых уголовных дел, которые велись в бумажном формате, незамедлительно, но не позднее 24 часов, после принятия соответствующего решения, вкладываются в электронное уголовное дело в виде PDF-документа с внесением в модуль е-УД сведений об изменении формата уголовного судопроизводства. В случае выбора дальнейшего ведения уголовного дела в бумажном формате незамедлительно, но не позднее 24 часов, осуществляется переход с электронного на бумажный формат (п. 17 Инструкции).

Выделение уголовного дела в отдельное производство осуществляется в модуле е-УД путем выделения материалов дела с присвоением отдельного номера ЕРДР (п. 18 Инструкции). В случае прерывания сроков досудебного расследования в порядке ст. 45 УПК РК, в модуле е-УД лицу, ведущему уголовный процесс, ограничивается доступ на совершение процессуальных и иных действий в рамках электронного уголовного дела, кроме тех, которые предусмотрены УПК РК (п. 19 Инструкции). После принятия органом, ведущим уголовный процесс, решения о прекращении производства по электронному уголовному делу

и после изучения прокурором законности принятого процессуального решения, электронное уголовное дело подлежит архивированию. Архивирование осуществляется автоматически путем сохранения в модуле е-УД с определением соответствующего статуса (п. 20 Инструкции). Решение о передаче электронного уголовного дела по подследственности делает недоступным (неактивным) данное уголовное дело для передающего органа (п. 23 Инструкции).

Доступ к материалам электронных уголовных дел имеет надзирающий прокурор, получающий посредством ИС ЕРДР информирование о принимаемых по делу решениях, и имеющий возможность проверки законности, согласования и утверждения процессуальных решений органов, ведущих уголовный процесс, а также передачи электронного уголовного дела в суд (п. 27—29 Инструкции).

Перечисленными вопросами нормативное регулирование производства по электронному уголовному делу по законодательству Республики Казахстан исчерпывается, тем не менее, электронные уголовные дела расследуются и рассматриваются в судах. Что же касается возможности перенять опыт соседнего государства, то анализ законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы производства по электронному уголовному делу, показывает, что процессуальные вопросы охвачены в нем не в полном объеме. Так, например, законодатель предусматривает переход с электронного формата ведения уголовного дела на бумажный в случае возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации, устанавливая срок 24 часа для такого перехода, чтобы предотвратить поспешный отказ от электронного формата уголовного дела, кроме случаев, не терпящих отлагательств (п. 22 Инструкции). Данная норма означает, что в случае любого технического сбоя при необходимости проведения следственных или процессуальных действий, производство по уголовному делу окончательно переводится в бумажный формат, возможности изменения которого закон не предусматривает.

В УПК РК и Инструкции прямо не указано, каким образом после принятия решения об избрании электронного формата уголовного дела к нему приобщаются материалы и документы, предоставленные защитником либо иными участниками производства по уголовному делу, и оформленные в бумажном формате. Каковы требования

к электронным документам, представляемым участниками производства по делу следователю, в частности, требования к объему документа, качеству сканирования, обязательным реквизитам. Не регламентировано, вправе ли лицо, ведущее производство по электронному уголовному делу, производить следственные действия не в электронном формате в случае производства их в условиях, исключающих ведение электронной документации (повторный осмотр места происшествия, допрос свидетеля по месту его нахождения и т. п.); возможно ли проводить следственные или иные процессуальные действия по электронному уголовному делу с составлением процессуальных документов в бумажном формате, когда возможность составления электронных документов отсутствует, но без перехода на бумажный формат в целом.

Остается открытым вопрос соблюдения сроков предварительного расследования, содержания лиц под стражей и производства следственных и процессуальных действий в случае возникновения долговременных (более 24 часов) сбоев работы ИС ЕРДР или иных нештатных ситуаций, при условии нахождения всех материалов уголовного дела в электронном формате и невозможности их распечатывания.

Наконец, немаловажным является вопрос хранения уголовных дел в электронном формате. Совершенствование электронных носителей информации имеет обратную сторону. Сегодня мы не можем прочесть информацию, записанную в электронном формате 20 лет назад, не имея компьютера, снабженного дисководом для считывания дискеты, и программного обеспечения, позволяющего распознать текст, выполненный в давно не актуальном текстовом редакторе. «Нет ничего более эфемерного, чем долговременные носители информации. Мы все еще можем прочитать текст, напечатанный пять веков назад. Однако мы не можем посмотреть видеокассету или CD-ROM, которому всего несколько лет.

Если только мы не держим в подвале старые компьютеры» [5, с. 26].

В нашей стране в настоящее время возможно составление отдельных процессуальных документов в электронной форме в ходе судебного производства в федеральных [6] и мировых судах [7], Верховном Суде РФ [8]. При этом подробно регламентированы требования к электронным документам, электронным образам документов, порядок и условия их подачи. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» [9], положения Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, применяются при наличии технической возможности.

Распространение практики составления электронных процессуальных документов на уголовное судопроизводство, в том числе досудебное, потребует существенного дополнения и переработки уголовно-процессуального законодательства. В то же время появление электронных доказательств, необходимость их получения, процессуального оформления и хранения обусловливает необходимость поиска разумной модели интеграции бумажного и электронного документооборота при производстве по уголовному делу. В этом случае у лица, имеющего электронную цифровую подпись, будет возможность оперативно подготовить и прислать следователю электронный документ, а также получить от следователя электронные документы, что значительно сэкономит время и ресурсы сторон. Лица, у которых подобной возможности нет — будут пользоваться традиционной процедурой производства по уголовным делам. При совершенствовании отечественного законодательства целесообразно учитывать законодательный и правоприменительный опыт ведения электронных уголовных дел, имеющийся в зарубежных странах.

Список литературы

1. Абдулвалиев, А. Ф. Предпосылки и перспективы внедрения электронной формы уголовного дела в деятельность судебных органов / А. Ф. Абдулвалиев // Юридические исследования. — 2013. — № 5. — С. 150—164.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.07.2018 г.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: http:// adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 24.10.2018).

3. О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности : Закон

Республики Казахстан от 21 декабря 2017 г. № 118-VI ЗРК [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: http://adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 24.10.2018).

4. Об утверждении Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате : Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 3 января 2018 г. № 2. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2018 г. № 16268 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: http:// adilet.zan.kz/rus (дата обращения: 24.10.2018).

5. Карьер, Ж.-К., Эко, У Не надейтесь избавиться от книг! / Интервью Ж.-Ф. де Тоннака ; пер. с фр. и примеч. О. Акимовой. — СПб. : Симпозиум, 2010. — 336 с.

6. Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 г. № 2S1 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 г. № 168 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 г. № 46-П) // СПС «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти : федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Abdulvaliev, A. F. Predposylki i perspektivy vnedreniya elektronnoy formy ugolovnogo dela v deyatelnost sudebnykh organov / A. F. Abdulvaliev // Yuridicheskie issledovaniya. — 2013. — № S. — S. 1S0—164.

2. Ugolovno-protsessualnyy kodeks Respubliki Kazakhstan ot 4 iyulya 2014 goda № 231-V (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 12.07.2018 g.) [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. — URL: http://adilet.zan.kz/rus (data obrashcheniya: 24.10.2018).

3. O vnesenii izmenenii i dopolneniy v nekotorye zakonodatelnye akty Respubliki Kazakhstan po voprosam modernizatsii protsessualnykh osnov pravookhranitelnoy deyatelnosti : Zakon Respubliki Kazakhstan ot 21 dekabrya 2017 g. № 118-VI ZRK [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. — URL: http://adilet.zan.kz/rus (data obrashcheniya: 24.10.2018).

4. Ob utverzhdenii Instruktsii o vedenii ugolovnogo sudoproizvodstva v elektronnom formate : Prikaz Generalnogo prokurora Respubliki Kazakhstan ot 3 yanvarya 2018 g. № 2. Zaregistrirovan v Ministerstve yustitsii Respubliki Kazakhstan 23 yanvarya 2018 g. № 16268 [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. — URL: http://adilet.zan.kz/rus (data obrashcheniya: 24.10.2018).

5. Karer, Zh.-K., Eko, U. Ne nadeytes izbavitsya ot knig! / Intervyu Zh.-F. de Tonnaka ; per. s fr. i primech. O. Akimovoy. — SPb. : Simpozium, 2010. — 336 s.

6. Ob utverzhdenii Poryadka podachi v federalnye sudy obshchey yurisdiktsii dokumentov v elektronnom vide, v tom chisle v forme elektronnogo dokumenta : prikaz Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude RF ot 27.12.2016 g. № 2S1 // SPS «KonsultantPlyus».

7. Ob utverzhdenii Poryadka podachi mirovym sudyam dokumentov v elektronnom vide, v tom chisle v forme elektronnogo dokumenta : prikaz Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude RF ot 11.09.2017 g. № 168 // SPS «KonsultantPlyus».

8. Poryadok podachi v Verkhovnyy Sud Rossiyskoy Federatsii dokumentov v elektronnom vide, v tom chisle v forme elektronnogo dokumenta (utv. prikazom Predsedatelya Verkhovnogo Suda RF ot 29.11.2016 g. № 46-P) // SPS «KonsultantPlyus».

9. O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti primeneniya elektronnykh dokumentov v deyatelnosti organov sudebnoy vlasti : federalnyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 220-FZ // SPS «KonsultantPlyus».

Дата поступления статьи в редакцию: 30.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.