ственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2013. - № 4 (25). - С. 100-108.
3. Мудуев, Ш.С. Создание функционирующей системы сельскохозяйственной потребительской кооперации решит множество социально-экономический проблем в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. - 2014. - № 2. - С. 16-20.
4. Мудуев, Ш.С. Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - № 2. - С. 50-60.
УДК 656.073 ББК 65.29
Тагиров Шамиль Магомедович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tagirov Shamil Magomedovich - Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РД
DIGITALIZATION OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье проведен анализ перспективы внедрения цифровых инновационных технологий в транспортный комплекс РД; определены потенциальные возможности транспортной отрасли, исходные условия для циф-ровизации экономики региона; основные предпосылки эффективного внедрения цифровых возможностей.
Ключевые слова: мировая экономика, цифровизация, современные цифровые технологии, инновации, рынок транспортных услуг, транспортный комплекс, цифровая система.
The article analyzes the prospects for the introduction of digital innovative technologies in the transport complex of the Republic of Dagestan; identified the potential of the transport industry, the baseline for the digitalization of the economy of the region; basic prerequisites for the effective implementation of digital capabilities.
Keywords: world economy, digitalization, modern digital technologies, innovations, transport services market, transport complex, digital system.
Современные реалии развития мировой экономики выдвигают странам, претендующим на ведущую роль, в формировании доминирующей позиции и сфер влияния требования интеграции во все отрасли экономики инновационных цифровых технологий. Относительно недав-
но Российская Федерация определила для себя новые приоритетные цели, создающие условия прорыва экономики на лидирующие позиции в мире. Одним из инструментов решения поставленных целей является формирование комфортной среды для создания цифровой экономики. Достигнуть поставленных целей возможно за счёт подходов, определяющих общее понимание задач реализации и комплексная детализация разнообразных особенностей цифровизации, а также многообразия аспектов цифровой экономики, оценка уровня воздействия на развитие всех отраслей и в частности транспортного комплекса.
Транспортный комплекс является составной частью социально-производственной инфраструктуры, играет основную роль в инновационном развитии РД.
Предоставляя возможность транспортировки огромного количества грузов и перевозки пассажиров, комплекс создает условия товарооборота (товарообмена), являясь основным звеном, связующим производителей продукции и товаров в единую интегрированную транспортно-логистическую систему [1].
Играя роль материального носителя, связывая регионы и отрасли, а также предприятия, обеспечивает не только комфортные условия для оптимальной деятельности всего спектра отраслей экономики региона, но и является фактором увеличения эффективного функционирования производства.
Обладая хорошо организованной транспортно - дорожной инфраструктурой, дающей возможность предоставить высокоскоростное и экономичное товародвижение на мировые и внутренние площадки (рынки), обеспечивает необходимые минимальные требования для экономического роста РД.
Следовательно, формирование энергично растущего, стабильно работающего и эффективно функционирующего транспортного комплекса в рамках цифровой экономики обеспечивает оптимальные предпосылки упрочения и поддержки экономики РД, повышения качества и благосостояния граждан [1].
Современное состояние транспортной инфраструктуры имеет достаточно устойчивое материально-техническое положение и высокий потенциал, что является необходимым фактором поддержания и развития на определенный уровень экономического роста и благополучия граждан.
На сегодняшний день региональный транспортный комплекс функционирует в ситуации, когда появилась возможность к новому импульсу или возрождению реального сектора экономики за счёт внедрения инновационных цифровых технологий.
Поэтапно приходит в норму ситуация в различных направлениях, таких как кредитное, финансовое и производственное, воплощаются судьбоносные качественные реформы, усовершенствуются административно - правовые и экономические механизмы, обеспечивающие экономический и социальный рост. Инвестиции в основной капитал показаны на рисунке 1.
Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2017 г показана на рисунке 2.
Рисунок 1 Инвестиции в основной капитал
РФ СКФО РД РИ КБР КЧР РСОА ЧР СК
П Жилые здания и помещения
□ Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
□ Машины, оборудование, транспортные средства
□ Объекты интеллектуальной собственности
□ Прочие
Рисунок 2. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2017 г.
Как видно из рисунка 1, до 2013 года инвестиции неуклонно росли, но начиная с 2014 года они падают и составляют 199385 млн. руб. Это второе место по СКФО. В то же время, это всего лишь 1,24% от всех инвестиций по России.
Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов показывает, что их уровень позволяет использовать имеющийся
потенциал для внедрения инновационных цифровых технологий с достаточной долей вероятности получения высокого уровня эффекта.
Внедрение цифровых технологий повысит эффективность работы транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса в целом, что напрямую влияет на результативную, продуктивную деятельность всех отраслей экономики, а следовательно, и процветания страны.
Сказывается и мировой кризис, и санкции в отношении РФ, тем не менее инвестиционная привлекательность РД находится на достаточно высоком уровне, что позволяет говорить о хороших перспективах внедрения цифровых технологий в экономику региона, в частности, транспортный комплекс.
На мировом экономическом пространстве рынок транспортных услуг имеет позиции одного из самых перспективно развивающихся направлений.
Отраслевая интеграция транспортного комплекса имеет прямое влияние на всю экономику региона, поэтому необходимо подчеркнуть важность развития данного сектора экономики.
Ведя речь в сегодняшних реалиях о модернизации транспортного комплекса, важно подчеркнуть первостепенное значение цифровиза-ции, представляющей собой некий инструмент, дающий новый толчок в эволюционном развитии и преобразовании.
Современная цифровая экономика использует новейшие достижения науки и техники, внедряя их во все сектора экономики региона, одним из флагманов является дорожно-транспортный комплекс, в связи с чем необходимо подчеркнуть важность подобной практики, что кардинально повлияет на формирование особой среды инновационного развития в различных направлениях. [3]
Особенности природно-климатических, производственно-хозяйственных и социально-экономических условий Республики Дагестан детерминируют потребность адаптирования региона через механизмы результативной деятельности - цифровизации транспортной инфраструктуры и комплекса в целом.
Для каждого района республики возникает необходимость достигать определенные цели, позволяющие сформировывать определенные условия развития и трансформации транспорта, модернизации региональной группировки транспортной системы, рационализации территориально-отраслевой инфраструктуры транспортного комплекса, создания экономико-транспортных коммуникаций территориальной системы, вывод на качественно новый уровень предоставления транспортных услуг с учетом региональных особенностей, создания условий для привлечения инвестиций в транспортную отрасль и т.д.
Выводы и предложения:
Развитие экономики региона не возможно без перехода её важной составляющей - транспортной отрасли в целом и транспортного комплекса в частности - «на цифру».
Для более эффективного решения этой задачи необходимо транспортный комплекс интегрировать в разрабатываемую единую цифровую платформу транспортного комплекса РФ (ЕЦПТК). Реализация представленной интеграции возможна как за счёт бюджетных источни-
ков финансирования, так и с привлечением инвестиций (внебюджетного финансирования).
Стратегические задачи внедрения ЕЦПТК на региональном уровне позволят решить множество задач, как локального характера, так и глобальных перспектив. Среди которых можно выделить:
- создание более качественных и эффективных платформенных цифровых сервисов для решения управленческих задач транспортно -логистическими потоками по различным направлениям, учитывая транзитный потенциал РД (международные транспортные коридоры);
- использование имеющихся потенциальных возможностей и ресурсов для внутриотраслевого комплексного интегрирования и создания условий для полного перехода на цифровое коммуницирование;
- проведение комплексных мониторинговых мероприятий по объектам транспортного комплекса, грузо- и пассажиропотоков, а также инфраструктуры;
- принятие и внедрение принятых цифровых стандартов на транспорте, основывающихся на нормативно-правовой базе цифровой экономики РФ;
- вхождение региональной транспортно-логистической системы в российское и общемировое транспортное цифровое пространство;
- мероприятия по защите региональной транспортной отрасли от мировых монополистов - лидеров цифровой экономики;
- приведение интересов всех участников транспортного процесса к единой цифровой составляющей через координацию и синхронизацию совместной работы с ОАО «РЖД», ММТП, авиаперевозчиками, ТЛС и другими субъектами транспортного комплекса.
Список литературы:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Дагестан от 11 октября 2010 года № 53 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан»
3. Коломейцева, А.А. Национальные стратегии и программы цифрови-зации экономики в ЕС: опыт для России / А.А. Коломейцева // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018. — С. 693-696.
4. http://transportrussia.ru/item/4045-transportnyj-kompleks-budet-otsifrovan. html
5. http://www.mintransdag.ru/transportnyy-kompleks
6. https://www.gks.ru
7. https://dagstat.gks.ru