Научная статья на тему 'Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе'

Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровой контент / создание цифрового контента / медиабизнес / цифровая среда / digitalization / digital content / digital content creation / media business / digital environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленкова Алина Юрьевна

Медиабизнес является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, производящей информацию, которую потребляют люди. Развитие технологий порождает возникновение новых видов контента в цифровом пространстве, а также способов его дистрибуции. В рамках статьи рассмотрены научные подходы, раскрывающие современные тенденции развития контента, выделена концепция симуляции в формировании цифрового медиапространства. Определены ключевые особенности, присущие цифровому контенту, а также обосновано воздействие цифровизации на создание и распространение контента в медиабизнесе. При создании статьи были применены методы анализа и синтеза, сравнения, в рамках которых были выделены основные возможности и вызовы, с которыми участники медиабизнеса могут столкнуться при производстве цифрового контента в условиях цифровизации. Были сформированы гипотезы о возможных тенденциях развития цифрового контента в будущем, а также сделан акцент на актуальные тренды, связанные с цифровой трансформацией и интеграцией социальной жизни человека в виртуальный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of content creation and distribution in the media business

The media business is one of the most dynamically developing sectors of the economy, producing information that people consume. The development of technology gives rise to the emergence of new types of content in the digital space, as well as methods of its distribution. The article examines scientific approaches that reveal current trends in content development and highlights the concept of simulation in the formation of the digital media space. The key features inherent in digital content are identified, and the impact of digitalization on the creation and distribution of content in the media business is substantiated. When creating the article, methods of analysis, synthesis, and comparison were used, within which the main opportunities and challenges that participants in the media business may encounter in the production of digital content in the context of digitalization were highlighted. Hypotheses were formed about possible trends in the development of digital content in the future, and emphasis was placed on current trends related to digital transformation and the integration of human social life into the virtual world.

Текст научной работы на тему «Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе»

Зеленкова Алина Юрьевна

обучающаяся магистратуры, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: 227560@edu.fa.ru

Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе

Медиабизнес является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, производящей информацию, которую потребляют люди. Развитие технологий порождает возникновение новых видов контента в цифровом пространстве, а также способов его дистрибуции. В рамках статьи рассмотрены научные подходы, раскрывающие современные тенденции развития контента, выделена концепция симуляции в формировании цифрового медиапространства. Определены ключевые особенности, присущие цифровому контенту, а также обосновано воздействие цифровизации на создание и распространение контента в медиабизнесе. При создании статьи были применены методы анализа и синтеза, сравнения, в рамках которых были выделены основные возможности и вызовы, с которыми участники медиабизнеса могут столкнуться при производстве цифрового контента в условиях цифровизации. Были сформированы гипотезы о возможных тенденциях развития цифрового контента в будущем, а также сделан акцент на актуальные тренды, связанные с цифровой трансформацией и интеграцией социальной жизни человека в виртуальный мир.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой контент, создание цифрового контента, медиабизнес, цифровая среда.

Для цитирования: Зеленкова А.Ю. Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1. № 4. С. 29-33. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0260

Alina Yu. Zelenkova

Master's Student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: 227560@edu.fa.ru

Digitalization of content creation and distribution in the media business

The media business is one of the most dynamically developing sectors of the economy, producing information that people consume. The development of technology gives rise to the emergence of new types of content in the digital space, as well as methods of its distribution. The article examines scientific approaches that reveal current trends in content development and highlights the concept of simulation in the formation of the digital media space. The key features inherent in digital content are identified, and the impact of digitalization on the creation and distribution of content in the media business is substantiated. When creating the article, methods of analysis, synthesis, and comparison were used, within which the main opportunities and challenges that participants in the media business may encounter in the production of digital content in the context of digitalization were highlighted. Hypotheses were formed about possible trends in the development of digital content in the future, and emphasis was placed on current trends related to digital transformation and the integration of human social life into the virtual world.

Keywords: digitalization, digital content, digital content creation, media business, digital environment.

JEL Classification: M31, L82

For citation: Zelenkova A.Yu. Digitalization of content creation and distribution in the media business. Issues of Media Business, 2022, vol. 1, no. 4, pp. 29-33. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0260

Ак

т

п

ктивное развитие различных технологии, средств массовой коммуникации и инструментов информационного общества в значительной степени оказывает влияние на усиление ..погружения социальной жизни человека в цифровое медиапространство, что осуществляется посредством различных медиаканалов. Цифровая среда на сегодняшний день служит не только коммуникационным медиатором, но и хранилищем большого количества различной информации, включающей в себя потребляемый пользователями в сети цифровой контент.

Понятие цифрового контента описывает рынок информационных либо развлекательных продуктов, распространение которых реализуется в цифровом формате и транслируется цифровые устройства: компьютеры, смартфоны, планшеты. Затрагивая вопрос значимости цифрового контента следует отметить, что ему отводится роль важнейшего элемента в масштабах системы рынков высоких технологий. Компонентами цифрового контента можно обозначить его производство, распространение и потребление конечным пользователем [Марфицына, 2021].

Обращаясь к теории, следует упомянуть ряд положений труда «Понимание медиа: внешние расширения человека» Маршалла Маклюэна, характеризующих медиа как физическое и психическое продолжение человека, идентифицирующего его в пространстве и времени [Маклюэн, 2003]. Действительно, обращаясь к реалиям и рассматривая уровень погружения человека в виртуальный мир, прослеживается зависимость людей от потребления цифрового контента в части постоянного нахождения в инфополе, в связи с реальностью. Как бы парадоксально это не звучало, цифровая реальность — лишь симуляция, которую в настоящее время принимают за истину, куда уходят от действительности в потребление контента и формирования информационного вакуума. Эта возможность охотно используется субъектами медиаиндустрии в создании уникального и релевантного для современной аудитории цифрового контента, с целью продвижения своих товаров и услуг или же формирования у человека определенной позиции.

Понятия симулякра и симуляции применимы в качестве ключевого определения для современной цифровой среды. Жан Бодрийяр, основатель теории симуляции в эпоху постмодерна, определяет симулякр как подмену действительности, то есть имитирование эффекта реальности [Головин, Коханая, 2020]. Подобное мы можем видеть в формате продукта производимого цифрового контента — в основном контент потребляется в цифровом медиапространстве, поэтому посредством публикуемой и распространяемой в сетях информации происходит моделирование собственной картины мира как для конкретного человека, так и для всех потребителей в целом.

Симуляцию в медиа помогают успешно формировать кроссмедийные цифровые платформы, побуждая потребителя переходить с одного ресурса на другой за дополнительной информацией, что как раз характерно для постмодернистского средства массовой информации. У человека формируется иллюзия доступа к любым данным, благам, а по факту люди коллективно формируют сам информационный ресурс — наглядным примером является Википедия. Это отсылает нас также к возрастанию роли пользователя в генерации контента в виртуальном пространстве, а именно UGC как одного из эффективных видов контента с точки зрения медиабизнеса.

Большой объем предложения разнообразного цифрового контента, как пользовательского, так и сгенерированного искусственным интеллектом, вызван совершенствованием современной цифровой коммуникации, что является следствием процесса цифровизации. Так, цифровизация представляет собой процесс, в рамках которого технологии используются для оптимизации бизнес-процессов и создания новых возможностей. В медиабизнесе цифровизация осуществляется на нескольких уровнях: производство контента, его распространение и продвижение, а также монетизация. Можно отметить, что цифровизация затрагивает медиабизнес и контент в аналогичных вопросах, и, соответственно, модифицирует подходы к созданию, распространению и потреблению цифрового контента [Кириленко, Колобова, 2021].

Воздействие трансформации цифровой среды на процесс создания контента в медиабиз-несе заключается в возникновении новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, Big Data, блокчейн, которые предоставляют возможность создавать более интерактивный, персонализированный и высококачественный контент.

Виртуальная и дополненная реальность способствует созданию такого контента, как интерактивные игры, 3D-модели, видео и анимация. К примеру, VR-технологии могут предоставить пользователям возможность полного погружения в цифровой мир, создавая возможности для расширения кругозора и получения новых ощущений. Данные технологии можно считать наиболее яркой симуляцией, которая способна передать наибольшее количество кодов человеку.

Что касается искусственного интеллекта и нейросети, то они используется для анализа данных, автоматизации процессов и создания контента на основе алгоритмов. Модерация контента в таком случае осуществляется за счет ряда правил либо стандартов, определяемых для публи-30 куемой информации, формат и тема которой может быть сгенерирована посредством анализа

источников на различных языках и диалектах. Применение искусственного интеллекта широко применяется как инструмент для написания текстовых материалов, генерации музыки или обработки изображений [Миюзов, 2021]. Отечественным примером выступает недавно разработанная нейросеть Yandex GPT, генерирующая тексты по запросу пользователя.

Как ранее неоднократно упоминалось, технологии развиваются с огромной скоростью и контент старается за ними успевать и им соответствовать. Существуют некоторые тенденции, которые на данный момент характерны для цифрового контента и делают его наиболее привлекательным для пользователя. К таким тенденциям относятся: персонализация; быстрое производство и постоянное обновление; безопасность и защита авторских прав.

В соответствии с вышеупомянутыми тенденциями, цифровой контент должен максимально отвечать предпочтениям и интересам конкретного пользователя, а это, в свою очередь, требует использования больших объемов данных и аналитики. Скорость разработки и обновления контента может быть обеспечена за счет применения автоматизации и инструментов для быстрой генерации и тестирования медиапродукта. Это также означает, что актуальный цифровой контент должен учитывать изменяющиеся потребности пользователей и тренды в медиабизнесе. И, конечно же, вопрос безопасности безусловно важен, ведь чем больше цифрового контента в сетях, тем больше вероятность его кражи и незаконного распространения. Это говорит о необходимости создания эффективных мер защиты, таких как использование блокчейн-технологий или цифровых подписей [Иванова, Чернухин, 2022].

Создание качественного цифрового контента — это только первый шаг на пути к успеху в медиабизнесе. Чтобы добиться максимальных охватов и привлечь больше аудитории, необходимо правильно распространять свой контент. На данный момент существует множество платформ и каналов распространения контента, и выбор наиболее подходящих достаточно важен.

В качестве одного из наиболее важных аспектов успешной дистрибуции цифрового контента можно выделить выбор правильной платформы для его публикации. Существует несколько популярных платформ для публикации цифрового контента, таких как социальные сети, видео-хостинги и мессенджеры, и каждая из них имеет свои уникальные возможности и ограничения.

За счет социальных сетей цифровые сообщества получают возможность быстро достигать большой аудитории и устанавливать контакт с ней. Например, на данный момент «ВКонтакте» можно охарактеризовать как самую популярную социальную сеть, используемую для распространения своего контента в Российской Федерации. Видеохостинги, такие как «YouTube» и «Rutube» предназначены для дистрибуции видео-контента. Особенностью является то, что видеохостинги позволяют субъектам медиабизнеса интегрировать свой контент на свои сайты или социальные сети — кросс медиа, что может помочь увеличить охват аудитории и увеличить число просмотров. Однако, тут необходимо учитывать, что на видеохостингах существует конкуренция, и чтобы привлечь внимание потребителей контента, необходимо выделяться качеством и уникальностью.

Мессенджеры, такие как Telegram, позволяют быстро доставлять контент своей целевой аудитории и устанавливать с ней контакт. Зачастую медиа компании используют мессенджеры в качестве новостных каналов, каналов о продуктах, развлекательных или личных. Кроме того, мессенджеры предоставляют возможность для создания чат-ботов, которые могут автоматически распространять контент и обеспечивать постоянный контакт с аудиторией.

Важно отметить, что выбор платформы для распространения цифрового контента должен быть основан на целевой аудитории, формате контента и стратегии дистрибутора, так как у каждой платформы есть свои уникальные особенности и собственные механизмы продвижения. Кроме того, необходимо обеспечивать разработку стратегии продвижения контента в цифровой среде, оптимизировать его для поисковых систем и социальных сетей, а также следить за реакцией аудитории на публикуемый контент и при необходимости поддерживать обратную связь.

Затрагивая вопрос цифровизации в рамках медиабизнеса, следует охарактеризовать ее как процесс перехода от традиционных методов создания, распространения и потребления контента к использованию современных инновационных технологий и инструментов. Цифровизация открывает новые возможности для медиа-компаний, позволяя им быстро реагировать на изменения в индустрии и требованиях аудитории, создавать уникальный контент и улучшать свой бизнес [Дружинин, Гуров, 2022]. В Таблице 1 наглядно представлены основные преимущества и риски цифровизации медиабизнеса на сегодняшний день.

Так, персонализация контента помогает увеличить число просмотров и подписчиков, повысить уровень вовлеченности аудитории [Иванченко, Писарева, 2021]. С помощью социальных сетей медиа-компании могут достичь своей целевой аудитории и установить с ней контакт, привлечь новых зрителей и увеличить охват. Использование новых форматов, таких как видео, аудио (подкасты) и интерактивные материалы, также привлекает аудиторию за счет уникальности и 31 аутентичности, либо использования личностей и персонажей, импонирующих потребителям.

Таблица 1 — Преимущества и риски цифровизации медиабизнеса

Преимущества Риски

Создание уникального и персонализированного цифрового контента Использование социальных сетей и других платформ для распространения контента Использование новых форматов контента Конкуренция со стороны новых игроков на рынке медиа Быстрое развитие технологий и изменении предпочтений аудитории Риски в области безопасности данных

Источник: составлено автором по по данным государственной программы «Содействие населению»

В соответствии с риском конкуренции, дистрибуторам нужно быть адаптивными и гибкими, искать новые способы привлечения аудитории и удержания ее внимания, быстрое развитие технологий приводит к необходимости постоянно обновлять технологическую базу и пересматривать бизнес-модели, а увеличение объемов цифровой информации ведет к вероятности кибе-ратак и утечек данных, что требует высокого уровня защиты данных.

Потенциальным последствием цифровизации может стать возникновение значительных изменений в структуре медиа-рынка, что негативно повлияет на деятельность некоторых компаний. Например, рост онлайн-медиа может привести к уменьшению объемов традиционных медиа, таких как газеты и журналы, что может негативно сказаться на доходах таких компаний.

Отдельно хотелось бы отметить гипотезу относительно телевизионного контента: он, возможно, не утратит своей актуальности даже несмотря на углубление в развитие виртуальной среды. Телевизионная среда является достаточно предсказуемой для потребителей контента и удобной в плане навигации, поэтому она может удержать аудиторию за счет определённого набора каналов, где точно будет стабильно транслироваться контент на определенную тематику. Учитывая скорость того, как меняется цифровая реальность и растут технологии, люди склонны не успевать за этими трендами и возвращаться к так называемому «якорю», демонстрирующему, что есть в его жизни что-то стабильное. Но также и здесь есть возможность развития интерактивности: технологии, к примеру, могут в будущем позволить людям влиять на сюжетные линии передач и шоу в режиме реального времени.

Таким образом, цифровизация медиабизнеса представляет собой сложный процесс, который может быть успешным только при условии постоянного обновления технологической базы, адаптации к изменяющимся требованиям рынка и запросам аудитории. Производители контента в сфере медиабизнеса, преодолевшие все вызовы и риски, смогут получить значительные преимущества и достичь успеха в современном медиабизнесе, а также завоевать доверие со стороны пользователей [Кузнецова, Русавская, 2022].

Цифровизация медиабизнеса привела к большому количеству возможностей для создания и распространения контента, что, в свою очередь, увеличивает конкуренцию и требует от компаний постоянного развития и совершенствования своих технологических возможностей. Следует отметить, что цифровые технологии позволяют медиа-компаниям сократить издержки и оптимизировать процессы, что может привести к снижению цен на контент для потребителей [Дружинин, Гуров, 2022]. Учитывая современные реалии, технологии будут продолжать совершенствоваться, и, соответственно, количество контента будет также расти. В связи с этим можно выдвинуть предположение о ходе цифровизации контента в скором и отдаленном будущем.

Принимая во внимание темпы развития технологий и цифровой среды, возможен соответствующий рост потребности в упрощении навигации внутри медиапространства. Даже сегодня людям важно, как организован сервис и какие инструменты дистрибуции используются в нем. Форма представления информации и контента будет меняться согласно предпочтениям пользователей еще более гибко, удерживая интерес пользователя и отвечая всем его запросам.

Согласно упоминаемой ранее концепции симулякра Бодрийяра, для современного общества характерно внедрение ложных объектов и иллюзий в реальность, примером чего как раз и служит виртуальная и дополненная реальность, представляющая симуляцию реальной жизни в рамках цифрового пространства. Уже сейчас объективная реальность в достаточной степени поглощается множеством цифровых симулякров — интернет, социальные сети, цифровые медиа — все это становится для современного человека более реальным, чем существование в настоящей действительности. Так, в качестве предполагаемой тенденции развития контента в рамках технологического прогресса можно выделить потребность и возможность потребителей контента прожить совершенно разнообразную виртуальную жизнь, почувствовать себя разным и переключать сознание между собственными Я: в физическом аспекте и цифровом. Прогресс цифровизации и виртуализации дополненной реальности, по моему мнению, сможет еще больше погружать аудиторию в цифровой мир и, тем самым, открывать новые грани допустимого.

Если же говорить о будущих поколениях, то внимание аудитории на потребляемом контенте будет удерживаться меньше, так как уже сейчас присутствует тенденция клиповости сознания

и рассеянности [Новиков, Ковалева, 2019]. Это, возможно, приведет к актуализации практик по концентрации и внимательности, что, опять же, можно реализовать в качестве продукта на рынке онлайн-обучения. Также достаточно реальной кажется более глубокая интеграция деятельности в цифровые миры, что будет приносить государству основной экономический доход, в связи с чем создание виртуального контента будет позиционироваться как привилегированная работа, а офлайн-занятость тем временем приобретет статус рутиной работы наряду с машинным трудом.

Таким образом, цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе представляет собой достаточно важный этап в развитии индустрии и обеспечивает как медиа-компаниям, так и государству новые возможности для роста и развития. При этом важным аспектом выступает постоянное совершенствование технологических возможностей и внедрение инноваций с учетом анализа рисков и обеспечения безопасности для распространяемого и потребляемого цифрового контента. Неизвестно, каким конкретно будет вектор развития контента, но с учетом нынешних реалий ясно одно: контент будет все более персонализированным и адаптивным, а также усилится погружение потребителей контента в цифровой мир и его реалии.

Литература

Головин Ю.А., Коханая О.Е. Создание и трансформация социокультурных симулякров в современных медиа // Челябинский гуманитарий. 2020. № 3 (52). С. 76-82.

Дружинин А.М., Гуров Ф.Н. Цифровизация медиапроизводства: адаптация, целеполагание, аксиологические аспекты // Гуманитарный вестник. 2022. № 2 (94).

Иванова М.Г., Чернухин А.М. Применение технологии блокчейн для защиты авторских прав // Вестник Академии. 2022. № 1. С. 14-20.

Иванченко О.В., Писарева Е.В. Тенденции развития агентского бизнеса digital-услуг // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4 (96). С. 69-73.

Кириленко В. П., Колобова Е.Ю. Развитие медиабизнеса в условиях глобальной цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 2. С. 127-142.

Кузнецова Е.И., Русавская А.В. Влияние цифровизации на изменение технологий и информационной модели современного медиабизнеса // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 376-380.

Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

Марфицына А.Р. Цифровой контент современных СМИ как среда для формирования цифрового этикета в условиях трансмедиа // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 1. С. 177-184.

Миюзов Р.Е. Применение технологии искусственного интеллекта при модерации контента в сети Интернет // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. С. 41-45.

Новиков В.Г., Ковалева С.В. Гиперреальность, симулякры и симуляции в виртуальном пространстве как феномен «антисоциальной» теории Жана Бодрийяра // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 1. С. 39-45.

References

Druzhinin A.M., Gurov F.N. Digitalization of media production: adaptation, goal setting, axiological aspects. Humanities Bulletin, 2022, no. 2 (94). (In Russian)

Golovin Yu.A., Kokhanaya O.E. Creation and transformation of socio-cultural simulacers in modern media. Chelyabinsk Humanitarian, 2020, no. 3 (52), pp. 76-82. (In Russian)

Ivanchenko O.V., Pisareva E.V. Development trends of digital service agency business. International Research Journal, 2020, no. 6-4 (96), pp. 69-73. (In Russian)

Ivanova M.G., Chernukhin A.M. Application of Blockchain Technology for Copyright Protection. Bulletin of the Academy, 2022, no. 1, pp. 14-20. (In Russian)

Kirilenko V.P., Kolobova E.Yu. Media Business Development in the Context of Global Digitalization. Administrative consulting, 2021, no. 2, pp. 127-142. (In Russian)

Kuznetsova E.I., Rusavskaya A.V. ^e impact of digitalization on changing technologies and the information model of the modern mediabusiness. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 1, pp. 376-380. (In Russian)

Marfitsyna A. R. Digital Content of Modern Media as a Sphere for the Formation of Digital Etiquette in the Context of Transmedia. Humanitarian Vector, 2021, vol. 16, no. 1, pp. 177-184. (In Russian)

McLuhan G.M. Understanding Media: Human External Extensions. Moscow, 2003. (In Russian)

Miyuzov R.E. The use of artificial intelligence technology in the moderation of content on the internet. Student science: current issues, achievements and innovations, 2021, pp. 41-45. (In Russian)

Novikov V.G., Kovaleva S.V. Hyperreality, simulacra and simulations in virtual space as a phenomenon of «antisocial» theory by

Jean Baudrillard. Digital sociology, 2019, vol. 2, no. 1, pp. 39-45. (In Russian) 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.