Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ - СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ - СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горошко Игорь Владимирович

Курс на построение информационного общества содержит в себе определённые вызовы для системы государственного управления, ставит перед правоохранительными органами задачи обеспечения открытости и эффективного взаимодействия с внешней средой. В статье рассматриваются современное состояние и проблемные вопросы цифровизации правоохранительной деятельности. Обосновывается вывод о возможном изменении её содержания в цифровую эпоху в направлении актуализации профилактической компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горошко Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A MODERN LAW ENFORCEMENT TREND

The course to build an information society contains certain challenges for the system of public administration, puts before the law enforcement agencies the task of ensuring openness and effective interaction with the external environment. The article examines the current state and problematic issues of digitalization of law enforcement. The conclusion about the possible change of its content in the digital era in the direction of the actualization of the preventive component is substantiated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ - СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_02_98 УДК 008.2+342

Цифровизация -современный тренд развития правоохранительных органов

Игорь ГОРОШКО

Понятие «цифровизация» настолько прочно вошло в нашу повседневную жизнь, что, наверное, по праву может считаться одним из символов современной эпохи.

За 20 с небольшим лет на совершенно малом по историческим меркам временном интервале цифровизация прошла путь от некоторой декларативной установки, закреплённой в положениях Хартии глобального информационного общества, до общемирового тренда, нашедшего своё отражение во всех сферах человеческого бытия и явившегося катализатором общественного развития.

Наиболее ярко она проявилась в государственном управлении, в частности, в принятых решениях по разработке электронного правительства.

В международной практике под электронным правительством (E-Government) принято понимать систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов с использованием инфор-

мационно-телекоммуникационных (электронных) технологий (ИКТ).

Современные ИКТ, по своей сути, являются цифровыми, т. е. оперирующими цифровыми (или дискретными) сигналами, поэтому электронное правительство уместнее

ГОРОШКО Игорь Владимирович - доктор технических наук, профессор, заведующий отделом правовой статистики и информационного обеспечения прокурорской деятельности Университета прокуратуры Российской Федерации. E-mail: ggoroshko@agprf.org

Ключевые слова: государственное управление, информационно-коммуникационные технологии, правоохранительные органы, цифровизация.

было бы назвать цифровым, тем более что автоматизация управления при его организации достигается на базе компьютерной (цифровой) техники.

Основные цели создания электронного правительства связаны с необходимостью повышения эффективности государственных учреждений и совершенствования их взаимодействия с обществом и друг с другом [1].

Как правило, различают три основных направления такого взаимодействия между:

- государством и потребителями (гражданами) (Government-to-Citzen, G2C);

- государством и бизнесом (Government-to-Business, G2B);

- различными органами государственной власти и межведомственный обмен данным (Government-to-Government, G2G) [2].

Акцент на повышение качества взаимодействия между государством и обществом является следствием адаптации так называемого менеджериального подхода к системе государственного управления, сформулированного в 1992 г. американскими исследователями Д. Осборном и Т. Геблером в работе «Преобразование правительства» (Reinventing Government) и развитого в концепции «сервисного государства».

Менеджериальный подход вводит в систему государственного управления ряд положений теории рационального выбора и экономические категории спроса и предложения.

Гражданин при таком подходе рассматривается как потребитель публичных услуг, а государство, в лице органов исполнительной власти любых уровней или их представителей, в качестве производителя (или поставщика) услуг. Кроме того, гражданину в данной схеме отведена роль верховного арбитра, оценивающего качество работы государственного служащего, и от того, в какой степени гражданин удовлетворён предоставленной услугой, в конечном итоге зависит благополучие последнего.

В Российской Федерации идея электронного правительства нашла своё отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, а более детальная её проработка содержалась в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р (Концепция ЭП).

В качестве приоритетов Концепции ЭП были провозглашены:

- обеспечение удалённого доступа к информации о деятельности государственных органов;

- предоставление услуг с использованием ИКТ [3].

Основные принципы и процедуры предоставления госуслуг при взаимодействии граждан с органами власти России зафиксированы в принятом Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об орга-

1 https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/about/unegovdd-framework

2 https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2013/04/UN_E-Government-Survey_2003.pdf

3 СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

низации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ-210) [4].

Согласно ФЗ-210 государственная услуга трактуется как деятельность федерального органа исполнительной власти по реализации профильных функций в пределах установленных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей - физических и юридических лиц (за исключением государственных органов и органов местного самоуправления).

Подчёркивая важность информационно-коммуникационных технологий как инструмента достижения цели повышения качества и доступности для граждан государственных услуг в сфере публичного управления, законодатель включил в ФЗ-210 гл. 5, посвящённую использованию ИКТ, а в ст. 19 обращает внимание на необходимость формулировки требований к информационным системам, составляющим информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, задействованную при предоставлении государственных услуг в электронной форме.

Такие требования содержатся в целом ряде документов Правительства Российской Федерации, принятых в развитие ФЗ-210:

- постановлении от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»;

- постановлении от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в

4 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;

- распоряжении от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»;

- распоряжении от 25 декабря 2013 г. № 2516-р «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»;

- распоряжении от 9 июня 2014 г. № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» и ряде других.

Современные тенденции, ориентированные на совершенствование взаимодействия власти и заявителей с использованием ИКТ, нашли своё отражение и в правоохранительных органах (ПрО).

Сегодня на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) любой гражданин, иностранец или лицо без гражданства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут ознакомиться с номенклатурой, порядком и правилами предоставления значительного количества услуг, оказываемых правоохранительными органами (а также осуществляемыми ими функциями) по линии:

- МВД России - это 45 услуг (функций);

- Росгвардии - 34;

- МЧС России - 22;

- Минюста России - 13;

- ФСБ России - 21;

- ФСТЭК России - 13;

- Минобороны России - 9;

- ФССП России - 4;

- Генеральной прокуратуры Российской Федерации - 2;

- ФТС России - 2.

В ряде случаев услуги могут быть оказаны в электронной форме.

Подобные возможности предоставляют и официальные сайты правоохранительных министерств и ведомств, на которых расположены специальные разделы.

Например, раздел «Государственные услуги» выведен на главные страницы сайтов ФСБ России (http://www.fsb.ru) и Росгвардии (https://rosguard. gov.ru).

В некоторых ПрО доступ к перечню оказываемых государственных услуг организован за счёт многошагового перехода с главной страницы.

На сайтах Минюста России (https://minjust.gov. ru/ru), МВД России (Ь|^://мвд.рф), ФСТЭК России (https://fstec.ru) ссылка на соответствующие страницы организована из раздела «Деятельность» главной страницы. Для Минюста России число переходов равно 2, для МВД России и ФСТЭК России - 3.

В ФССП России (http://www.fsb.ru) доступ к государственным услугам возможен после вызова бокового меню (строка «Сервисы») или из футера (подвала) (число переходов равно 3).

Развитие технологии межведомственного электронного взаимодействия обеспечило возможность получения услуг дистанционно в многофункциональных центрах (МФЦ), работающих по принципу «одного окна», которые играют роль посредников между правоохранительными органами и гражданами. Заявитель обращается за получением услуги в одном месте, и если для её осуществления требуется согласованная позиция различных правоохранительных органов, то это согласование достигается за счёт межведомственного информационного обмена, ор-

ганизуемого сотрудниками МФЦ без участия заявителя.

На официальных сайтах многих ПрО (Минобороны России, СК России) организованы и интернет-приёмные для подачи обращений по вопросам, относящимся к компетенции министерств и ведомств, а на едином портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Ы±рэ://ерр. genproc.gov.ru/web/gprf) реализован прямой канал связи предпринимателей с органами прокуратуры.

Некоторые специализированные сервисы правоохранительных органов, напрямую не связанные с предоставлением государственных услуг и не настроенные на работу с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тем не менее ориентированы на формирование комфортной среды информационного взаимодействия.

В число таких сервисов входят, например, сервисы ФСИН России: ФСИН ПОЧТА, ФСИН ФОТО и ФСИН ПРЕССА, предназначенные для отправки электронных сообщений, фотографий и печатных изданий соответственно лицам, находящимся в следственных изоляторах или местах лишения свободы.

Для обеспечения информационной открытости на официальных сайтах правоохранительных органов представлены и иные сведения по различным направлениям деятельности, одни из которых являются инвариантами (противодействие коррупции, международное сотрудничество; взаимодействие со СМИ и др.), а некоторые - уникальными, отражающими специфику конкретного министерства или ведомства.

К таковым относятся:

- для ФСИН России - производственная деятельность. На сайте ведомства приведён перечень продукции, выпускаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы (продукция автомобилестроения, строительные материалы, сельскохозяйственная продукция, мебель, продукты питания и многое другое) с указанием контактной информации для заключения возможных договоров;

- для ФСБ России - лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по осуществлению работ, связанных с государственной тайной (её использованием и защитой), криптографическими средствами (разработкой, производством, распространением), средствами негласного получения информации (разработкой, производством, реализацией, приобретением для продажи), средствами защиты конфиденциальной информации (разработкой, производством); аккредитация организаций в качестве испытательных лабораторий; сертификация средств защиты информации; контроль за ввозом на территорию ЕАЭС и Российской Федерации и вывозом за их пределы криптографических средств и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

- для СК России - деятельность по расследованию наиболее резонансных дел и преступлений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- для ФТС России - внешнеэкономическая деятельность;

- для Росфинмониторинга - деятельность, связанная с национальной

оценкой рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в различных предметных областях (кредитно-финансовой сфере, сфере бюджетных отношений, сфере незаконного производства наркотиков, в сфере коррупционных правонарушений) и т. д.

Воплощение в жизнь идеи информационной открытости потребовало значительных усилий со стороны правоохранительных органов.

За короткий срок была разработана нормативная правовая основа цифровизации, включающая документы стратегического и организационно-распорядительного характера; создана необходимая информационно-телекоммуникационная инфраструктура; приняты соответствующие технические стандарты, методики и регламенты.

Безусловно, для осуществления указанных мероприятий в правоохранительных министерствах и ведомствах имелись определённые предпосылки, юридическая и техническая база, которые способствовали их реализации.

Ещё в 90-е годы прошлого века была начата разработка единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) Минюста России; единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России, системы информационного обеспечения борьбы с преступностью МВД России, осуществлены отдельные решения, касающиеся создания и развития сетей передачи данных, электронного документооборота, автоматизации рабочих мест.

Однако названные разработки были ориентированы в основном на совершенствование оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

Задачи обеспечения информационной открытости, доступности информационных ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия с гражданами на основе использования ИКТ стали актуальными для ПрО после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (20022010 годы)».

В указанном постановлении решение вышеперечисленных задач всеми государственными органами представлялось одной из предпосылок повышения эффективности государственного управления [5].

Своё дальнейшее развитие информатизация правоохранительных органов получила на основании уже упомянутых документов: распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, Концепции ЭП и др.

В 2008 г. президентом Российской

Федерации была утверждена Стратегия развития информационного общества, в которой повышение эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности представления государственных услуг, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации было названо в числе основных задач повышения уровня жизни граждан и совершенствования системы государственного управления [6].

Как следствие, в эти годы в ПрО были разработаны и приняты кон-

цептуальные документы, определившие контуры современной информатизации в контексте идей информационного общества.

В 2011 г. в МВД России издан приказ № 837 «О повышении качества предоставляемых МВД России государственных услуг (функций)», утвердивший перечень государственных услуг (функций), оказываемых МВД России в электронном виде.

Названный приказ позволил не только активизировать работу по переходу на предоставление государственных услуг в электронную форму, но и положил начало созданию системы мониторинга качества предоставления государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел России.

В 2012 г. в МВД России утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 гг., которой были предусмотрены:

- развитие информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде, а также их интеграция с основными компонентами инфраструктуры электронного правительства;

- обеспечение электронного взаимодействия подразделений МВД России с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- обеспечение общего защищён-ного регламентированного доступа пользователей к ресурсам централизованных информационных систем

5 https://digital.gov.rU/ru/activity/programs/6/

6 https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

МВД России в режиме реального времени [7].

Также в 2012 г. Правительством России была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которая провозглашала обеспечение доступа граждан к правосудию, его максимальную открытость и прозрачность основными направлениями дальнейшего развития судебной системы [8].

В рамках реализации Программы по направлению информатизации на рассматриваемом временном интервале предполагалось внедрить современные информационные технологии в:

- деятельность судебной системы;

- сфере судебно-экспертной деятельности;

- систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде [9].

В ФТС России приказом руководителя в 2015 г. были утверждены основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 г. [10].

В данном приказе говорилось, что развитие и внедрение ИКТ в таможенных органах осуществляется в целях автоматизации и информационного обеспечения возложенных на таможенные органы функций и задач в области таможенного дела, предоставления государственных услуг, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Новые акценты в информатизации

правоохранительных министерств и ведомств появились в связи с утверждением Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы [11] и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12], которые ввели в легальный оборот такие понятия, как «цифровизация», «цифровая среда», «цифровая экономика», «цифровая экосистема».

В 2017 г. эти понятия были использованы в Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (Концепция), в частности, при описании обоснования, условий и целей цифровой трансформации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагалось, что при реализации Концепции будет обеспечена комплексная оптимизация внутренней деятельности органов прокуратуры, сформирована соответствующая цифровая среда с учётом потребностей граждан, бизнеса, государства в своевременном полу-

7 https://www.lib2.podelise.ru/docs/673/index-55098-1.html

8 СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.

9 http://www.government.ru/docs/7072

10 https://customs.consultant.ru/documents/1138057

11 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

12 СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

чении качественных и достоверных сведений и согласовано развитие цифровой экосистемы органов прокуратуры и других субъектов контрольно-надзорной деятельности.

Говоря об актуальности цифровой трансформации для органов прокуратуры, авторы Концепции подчёркивали, что она, с одной стороны, обусловлена современными тенденциями развития цифровой экономики России и необходимостью в этой связи обеспечения перехода в деятельности органов прокуратуры на преимущественное использование данных в цифровой форме, а с другой - нерешённостью ряда проблем, среди которых следует выделить следующие:

- существующая информационная инфраструктура не обеспечивала требуемой уровень ведомственного взаимодействия и взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями и государственными органами, включая защищённую передачу данных, широкополосный доступ пользователей к сети Интернет, ТР-телефонию, ви-деоконференцсвязь, единую систему электронной почты;

- используемые технические решения в ряде случаев базировались на разнородных импортных технических и программных средствах, не позволяющих обеспечить надёжное и безопасное функционирование информационных ресурсов и систем;

- используемый парк средств вычислительной техники морально и технологически устарел и не соответствует существующим и перспективным требованиям обеспечения эффективных и безопасных электронных коммуникаций работников

органов прокуратуры при осуществлении ими своей деятельности.

Вышеперечисленные проблемы являлись типичными для многих правоохранительных органов.

Для достижения целей цифровой трансформации в Концепции выделялся ряд направлений, одно из которых, связанное с формированием среды доверия, подразумевало решение следующих задач:

- разработку и внедрение механизмов повышения удовлетворённости граждан, организаций и учреждений степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов;

- обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;

- повышение прозрачности информационного сопровождения надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях.

Выдвинутые в Концепции идеи были развиты и обобщены в Положении о ведомственных программах цифровой трансформации, утверждённом в 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 (Постановление-1646).

В названном документе впервые было раскрыто содержание понятия «цифровая трансформация» и сформулированы общие подходы к её ре-

ализации для всех государственных органов [13].

Постановлением-1646 были уточнены и цели цифровой трансформации, в которые в числе прочих вошло:

- повышение удовлетворённости граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

- снижение издержек государственного управления;

- повышение уровня надёжности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения иностранного производства;

- устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Опыт Генеральной прокуратуры Российской Федерации по реализации мероприятий цифровой трансформации оказался востребованным и в других правоохранительных органах.

В качестве ближайших ориентиров на 2023 г. вышеперечисленные цели были внесены в ведомственные программы цифровой трансформации ФСИН России, Росгвардии, МВД России, МЧС России, ФТС России, ФССП России, утверждённые в 2020-2021 гг.

Положения Концепции, касающиеся необходимости повышения качества информационного взаимодей-

13 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6612.

14 СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.

ствия субъектов контрольно-надзорной деятельности и обеспечения её прозрачности, получили развитие на федеральном уровне.

В 2020 г. был принят Федеральный закон № 284 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в ст. 19 которого говорится о создании федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ, Система) [14].

С 1 июля 2021 г. Система введена в эксплуатацию, её оператором выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Помимо автоматизации учётных функций ФГИС ЕРКНМ решает задачу совершенствования информационного взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласованного проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Кроме того, Система обеспечивает в открытой её части доступ неограниченного круга лиц к информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора).

ФГИС ЕРКНМ пришла на смену федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», которая на первом этапе продолжит своё функционирование в качестве ведомственной подсистемы.

Как уже подчёркивалось выше, открытость и доступность информации является важной характеристикой информационного общества.

По материалам доклада Счётной палаты России, подготовленного совместно с Центром перспективных управленческих решений и автономной некоммерческой организацией «Информационная культура», наивысший уровень открытости среди всех правоохранительных органов на сегодняшний день демонстрирует Минюст России [15].

Такие ведомства, как МВД России, Росгвардия, ФССП России, ФСТЭК России, Росфинмониторинг, ФСИН России, занимают средние позиции.

Низкая степень открытости ожидаемо характерна для ФСБ России, ФСО России, СВР России и Минобороны России (СК России и Генеральная прокуратура Российской Федерации в оценке не участвовали).

Другой важной характеристикой информационного общества служит цифровая зрелость государственного управления.

Впервые это понятие было использовано в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г., в котором были сформулированы национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. [16].

В этом документе среди показателей, которые должны свидетельствовать о достижении цели «Цифровая трансформация», фигурировал термин цифровая зрелость сферы государственного управления.

Цифровая зрелость государственного управления, согласно приказу Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчёта целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформа-

ция"», оценивается по шести долевым показателям:

- видам сведений в федеральных информационных системах, доступным в электронном виде, необходимым для оказания массовых социально значимых услуг;

- электронному юридически значимому документообороту в федеральных органах исполнительной власти;

- государственным услугам, предоставленным без нарушения регламентного срока;

- проверкам в рамках контрольно-надзорной деятельности, проведенным дистанционно, в том числе с использованием чек-листов в электронном виде;

- обращениям за получением государственных услуг в электронном виде среди услуг, не требующих очного посещения;

- массовым социально значимым государственным услугам, доступным в электронном виде;

- показателю «сокращение времени фактического предоставления государственных и муниципальных услуг в 3 раза» [17].

Кроме того, для каждой государственной услуги разработана своя шкала цифровой зрелости, содержащая шесть градаций (или уровней) («Минус 1», «Нулевой», «Начальный», «Базовый», «Продвинутый», «Супер») [ 18].

Уровень «Минус 1» соответствует бумажному варианту подачи заявления на получение государственной услуги и требует очного присутствия заявителя.

15 https://cpur.ru/research_pdf/0tkrytost2020.pdf

16 http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

17 https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/

18 https://digital.gov.ru/uploaded/files/matritsa-otsenki-tsifrovoj-zrelosti.pdf

На уровне «Супер» услуга запрашивается и Имеющаяся информация об уровне цифро-

предоставляется дистанционно, полностью в элек- вой зрелости оказываемых государственных услуг тронном виде и непосредственно в момент об- различных правоохранительных органов приведе-ращения. на в табл.

Таблица

Показатели цифровой зрелости государственных услуг правоохранительных органов

Министерство (ведомство) Количество государственных услуг по шкале цифровой зрелости Всего услуг

Минус 1 Нулевой Начальный Базовый Продвинутый Супер

МВД России 19 5 5 4 33

Росгвардия 1 4 22 27

МЧС России 11 4 15

ФТС России 3 7 10

ФСИН России 2 2

ФССП России 1 1 2

Как показывает проведённый анализ, несмотря на проделанную большую работу в направлении совершенствования собственной ин-формационно-телекоммуникацион-ной инфраструктуры, большинство ПрО имеет ещё значительный потенциал для развития информационной открытости и цифровой зрелости.

Контуры этого развития определяются не только принятыми ведомственными программами цифровой трансформации. Перспективным представляется дальнейшая модернизация этих программ с учётом формирующейся тенденции на унификацию архитектурно-технологических, организационных решений задач ЦТ и подходов к созданию государственных цифровых платформ.

Возможные направления такой унификации нашли своё отражение в эксперименте по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», а также в целом ряде проектов, анонсируемых распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления», и связанных с разработкой:

- единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы;

- единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю;

- системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей;

- единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг;

- типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологий [19].

Цифровизация активно внедряется не только в систему государственного управления.

Как уже отмечалось, сегодня многие аспекты жизни человека, их качественное состояние зависят от ИКТ: здравоохранение и образование, коммунальное обслуживание,

утилитарные функции контроля и управления в зданиях и сооружениях, на транспорте, общественных местах и т. п.

Современный человек, по сути, практически полностью погружён в цифровое пространство, которое становится для него такой же привычной средой обитания, как природная, техногенная, социальная.

Одной из характеристик этого пространства является возможность осуществления всеобъемлющего контроля за физическим и психическим состоянием человека, его местонахождением, материальным благосостоянием, занятостью и социальным статусом [20].

С развитием систем искусственного интеллекта и технологий больших данных, в условиях постоянной связи индивида с глобальными информационными сетями, предсказать поведение последнего, в том числе и преступного, по всей видимости, не составит большого труда [21].

Это обеспечит в недалёком будущем перенос акцентов в деятельности правоохранительных органов с пресечения, раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников в пользу мероприятий профилактической направленности и, как следствие, существенное снижение для общества издержек, являющихся результатом преступных посягательств.

Необходимой предпосылкой такого переноса может служить новое качество интеграции информационных систем правоохранительных и других государственных органов, учреждений, организаций на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления, позволяющее говорить о создании единого общественного информационного пространства, пространства, которое способствует воплощению в жизнь принципов рационального общества.

В таком обществе эффективный социальный контроль станет настоятельной потребностью для каждого из его членов. В таком обществе индивиды, перефразируя Ф. Д. Рузвельта, не отказываются ни от свободы, ни от безопасности и поэтому достойны и того и другого.

19 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6637.

20 Капинус О. С. Право и технологии: анализ взаимосвязи в новых цифровых реалиях // 0бозреватель-0bserver. 2021. № 6. С. 82.

21 Горошко И. В. Актуальные вопросы правоохранительной деятельности в условиях информационного общества // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3. С. 93.

Библиография • References

Горошко И. В. Актуальные вопросы правоохранительной деятельности в условиях информационного общества // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3. С. 88-97. [Goroshko I. V. Aktual'nye voprosy pravoohranitel'noj deyatel'nosti v usloviyah informacionnogo obshchestva // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 3. S. 88-97]

Капинус О. С. Право и технологии: анализ взаимосвязи в новых цифровых реалиях // Обозреватель-Observer. 2021. № 6. С. 76-85. [Kapinus O. S. Pravo i tekhnologii: analiz vzaimosvyazi v novyh cifrovyh realiyah // Obozrevatel'-Observer. 2021. № 6. S. 76-85]

СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

[SZ RF. 2008. № 20. St. 2372]

СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

[SZ RF. 2010. № 31. St. 4179]

СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.

[SZ RF. 2012. № 40. St. 5474]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

[SZ RF. 2017. № 20. St. 2901]

СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

[SZ RF. 2017. № 32. St. 5138]

СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.

[SZ RF. 2020. № 31 (ch. I). St. 5007]

СЗ РФ.2020. № 42 (ч. III). Ст. 6612. [SZ RF. 2020. № 42 (ch. III). St. 6612] СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6637. [SZ RF. 2020. № 42 (ch. III). St. 6637]

Чурсина Т. И. [и др.]. Тенденции цифровизации исполнительной власти в зарубежных

странах: научно-практическое пособие. М.: Инфотропик Медиа, 2021. - 232 с. [CHursinaT. I. [i dr.]. Tendencii cifrovizacii ispolnitel'noj vlasti v zarubezhnyh stranah:

nauchno-prakticheskoe posobie. M.: Infotropik Media, 2021. - 232 s.] https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/about/unegovdd-framework https://digital.gov.rU/ru/activity/programs/6/ https://www.lib2.podelise.ru/docs/673/index-55098-1.html http://www.government.ru/docs/7072 https://customs.consultant.ru/documents/1138057 https://cpur.ru/research_pdf/0tkrytost2020.pdf http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

https: //legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/

https://digital.gov.ru/uploaded/files/matritsa-otsenki-tsifrovoj-zrelosti.pdf https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2013/04/UN_E-Government-Survey_2003.pdf

Статья поступила в редакцию 28 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.