ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Цифровизация системы гражданского судопроизводства: опыт Республики Колумбия
Купчина Екатерина Валентиновна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов E-mail: belousova_ev@pfur.ru
Система рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров государственными судами является одним из наиболее ярких примеров, отражающих современные тенденции цифровой трансформации общества. В системе отправления правосудия эта адаптация должна носить, в первую очередь, практический характер, облегчающий доступ к правосудию, а не становящийся препятствием или причиной возложения на стороны необоснованных обременений. Развитие новых технологий и их последующее применение в гражданском процессе призывают участников процесса и работников судебной системы переосмыслить понятия, которые ранее считались неопровержимыми. Основная цель настоящего исследования заключается в анализе основных этапов внедрения цифровых технологий в систему гражданского судопроизводства, а также демонстрации того, как изменялось процессуальное законодательство Республики Колумбия под воздействием сквозных цифровых технологий. Основными задачами, решаемыми в рамках настоящего исследования, являются: анализ и тенденции развития процессуального законодательства Республики Колумбия в результате внедрения в судебную систему цифровых инструментов; анализ современных цифровых инструментов, используемых в системе разрешения и рассмотрения гражданско-правовых споров Колумбии. В результате проведенного исследования, автором были проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление услуг государственными судами Республики Колумбия в цифровом формате. Установлено, что, судебная система Республики Колумбия имеет различные информационные системы для судебного управления, разные услуги или ИТ-решения, которые отвечают определенным конкретным потребностям, которые, хотя и могут быть полностью реализованы на пути к цифровой трансформации, но требуют развития в направлении согласованности и единства подходов, основанных на общих стандартах и рекомендациях.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые судебные инструменты, онлайн разрешение споров.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00276.
Введение
Технологии предлагают все больше и больше возможностей для поддержки юридического сектора. Каждый день чаще всего встречается термин Legaltech, под которым понимается использование технологий для поддержки или замены некоторых видов деятельности при оказании юридических услуг, а также организации работы системы правосудия [1, с. 18]. Инструменты, облегчающие поиск документов, чат-боты для помощи пользователям, механизмы разрешения споров онлайн, автоматизированная подготовка документов и сводок, стали незаменимыми помощниками в системе отправления правосудия большинства юрисдикций.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют большое значение для совершенствования судебных систем. Вот почему изменения, которые происходят в системе рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров, должны иметь четко определенные цели, отвечать конкретным потребностям, координироваться путем тщательно спланированных действий, а также подвергаться постоянному контролю.
Эволюция этой темы очевидна. Происходящие технологические преобразования должны отвечать потребностям контекста, которому они будут служить. Использование информационных и коммуникационных технологий должно гарантировать соблюдение основополагающих принципов судебных процессов, таких как: публичность, презумпция невиновности, прозрачность, опровержение и доступ к информации [2, с. 207]. Кроме того, включение ИКТ в судебные системы должно гарантировать защиту персональных данных пользователей, а также должно быть направлено на увеличение охвата, повышение эффективности и качества обслуживания.
Невозможно игнорировать широко распространенное осознание важности цифровой трансформации в правосудии, понимаемой как нечто, выходящее за рамки простого оперативного использования технологий. Это часть реальной оптимизации образа мышления и функционирования системы отправления правосудия, а также создание реальной выгоды для пользователей, в основе которой лежит использование преимуществ цифровых инструментов и решений. Кроме того, учитывая, что цифровая трансформация классифицируется, в том числе, как процесс социальной транс-
5 -а
сз
<
формации, ее возможное влияние на углубление социальных различий и неравенства необходимо учитывать при разработке государственной политики [3, с. 188].
Правовая основа цифровой трансформации системы гражданского судопроизводства Колумбии
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему правосудия Колумбии было основной целью государства на протяжении последних двадцати лет. Поэтапная подготовка и создание эффективной нормативно-правовой базы обусловили плавный и безболезненный переход системы рассмотрения и разрешения споров гражданско-правового характера в цифровой формат. Адаптация и эволюция нормативной базы и регулятивных стандартов должны рассматриваться как неотъемлемая часть процесса цифровой трансформации, поскольку именно эти элементы обеспечивают эффективность судебного процесса за счет использования технологий.
Статья 95 Статутного закона об отправлении правосудия Колумбии (Закон 270 от 1996 года), предусматривает, что Высший совет судебной власти должен стремиться к использованию передовых технологий в системе отправления правосудия, а также в рамках общей цифровой политики государства[4]. Аналогичным образом, данный закон устанавливает полномочия судебных служащих в использовании ИКТ для управления и обработки судебных процессов4.
Закон Колумбии № 527 от 1999 года содержит правовые основы в отношении признания и доказательной силы электронных сообщенийб, а также концептуализации цифровых подписей [5].
Постановление № 2609 от 2012 года регулирует управление электронными архивными документами, а также содержит с указания на проверку подлинности, целостности, неизменности, надежности, доступности и сохранности документов в качестве их ключевых качеств в рамках концептуализации электронного файла [6].
Общий процессуальный кодекс Колумбии, введенный в действие Законом № 1564 от 2012 года (Código General de Procedimientos - CGP) предусматривает в своей статье 103, что судебная власть должна «реализовать план цифрового правосудия, который должен быть интегрирован во все процессы и инструменты управления юрисдикционной деятельности посредством информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют формировать и управлять цифровыми файлами и онлайн-судами» [7]. План цифрового правосудия выступает в качестве объединяющего фактора, ко-£ торый координируется Высшим советом судебной £ власти Колумбии и является обязательным для со-g трудников всех судебных органов, которые также £¡¡ должны обеспечивать использование ИКТ в систе-z ме управления и обработки судебных процессов.
Ситуация, связанная с распространением COV-ID-19, также наложила свой отпечаток на процессы внедрения цифровых технологий в судебную систему Колумбии. В 2020 году правительство страны издало Законодательный декрет № 806, посредством которого были приняты некоторые меры, направленные на ратификацию внедрения информационных технологий в систему разрешения и рассмотрения споров гражданско-правового характера [8]. Данная мера позволила упорядочить некоторые судебные процессы и сделать обслуживание участников судебного разбирательства более гибким.
Отраслевой план развития судебной власти «Современное правосудие с прозрачностью и справедливостью» (Plan Sectorial de Desarrollo -Rama Judicial) на 2019-2022 годы определяет технологическую модернизацию и цифровую трансформацию судебной системы как один из его стратегических столпов, общей целью которого является поэтапное продвижение цифровой трансформации [9]. Данный план включает в себя набор проектов, направленных на укрепление и улучшение системы отправления правосудия в стране за счет продвижения инноваций, использования новейших технологий и прорывных цифровых инструментов. Для достижения целей указанного Плана Судебная власть, при координации Высшего совета судебной власти, осуществляет действия в рамках политики внедрения цифрового правосудия, которые предполагают анализ рекомендаций экспертов, опыта пользователей, существующих проблем, а также наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития цифровых судебных инструментов.
Также Национальный план развития на 20182022 годы «Пакт для Колумбии, Пакт о справедливости», принятый Законом № 1955 года от 2019 года (Plan Nacional de Desarrollo 2018-2022 «Pacto por Colombia, pacto por la equidad), определяет цифровую трансформацию в качестве одного из ключевых направления развития всей системы государства, в том числе системы отправления правосудия [10]. Так, статья 147 Национального плана развития устанавливает ряд принципов, которыми следует руководствоваться при реализации стратегических инновационных проектов государственными органами:
• стандарты защиты персональных данных и раскрытия публичных данных;
• политика и стандарты безопасности и цифрового доверия;
• стандарты функциональной совместимости между информационными системами общего пользования;
• приоритет использования облачных сервисов. Кроме того, Национальный план развития Колумбии отдельно устанавливает стратегические стандарты для обеспечения функционирования доступной системы отправления правосудия в цифровом формате. К ним относятся:
• стратегическая основа для функциональной совместимости системы правосудия, электронно-
го судебного дела и цифровых услуг для граждан в судопроизводстве с целью обеспечения цифровизации и публичных инноваций в системе правосудия для повышения ее эффективности;
• стратегическая основа для оцифровки и общественных инноваций, направленная на повышение производительности и справедливости в системе правосудия.
В рамках политики цифрового правительства была разработана модель цифровых услуг для граждан, которая включает, среди прочего, функциональную совместимость, электронную аутентификацию и службы папок для граждан, базовые и сквозные услуги, реализация которых является ключом к упрощению цифрового управления судебными разбирательствами.
Кроме того, Правительство Колумбии, совместно с Министерством юстиции и права выпустило Руководство по информационным технологиям для управления юрисдикционными процедурами, которое включает ряд функциональных и технических требований для цифровой трансформации юрисдикционных процессов административных органов, которые выполняют такого рода функции и облегчают процесс стандартизации электронных инструментов подачи заявок.
Наконец, 8 ноября 2019 года был выпущен документ CONPES 3975 - «Национальная политика цифровой трансформации и искусственного интеллекта», содержащий основные стратегические направления развития государства в указанных сферах на ближайшие 5 лет [11]. Общей целью Национальной политики является создание социальной и экономической ценности за счет цифровой трансформация государственного и частного секторов путем устранения барьеров, укрепления человеческого капитала и создания благоприятных условий, с целью устранения проблем и реализации возможностей для Колумбии в рамках цифровой трансформации системы гражданского судопроизводства.
Цифровые инструменты, применяемые в системе рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров Колумбии
Судебная система сталкивается со сложным контекстом, который по своим масштабам отличается от других служб. Имея это в виду, стоит сказать, что за последние несколько лет судебная система Колумбии существенно продвинулась в различных направлениях внутренней оптимизации судебного управления, а также обеспечения доступа и обслуживания для граждан на основе использования цифровых технологий. Кроме того, стремление к виртуальной и удаленной работе в результате чрезвычайной ситуации, связанной с распространением COVID-19, способствовало устранению очевидных барьеров и обеспечению конкретных потребностей
системы отправления правосудия, что также является частью преобразований.
Разнообразие технологических инициатив имеет жизненно важное значение в процессе цифровой трансформации. Среди наиболее важных направлений развития цифровых технологий в системе рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров государственными судами можно выделить следующие:
• определение потребностей или проблем, которые требуют комплексного решения в рамках цифровой трансформации системы отправления правосудия;
• содействие определению стандартов по внедрению цифровых технологий в судах;
• определение общих или сквозных технологических инициатив, которые можно рассматривать как оптимальные в вопросе перехода к цифровым судебным технологиям;
• содействие оптимизации новых цифровых услуг или функциональных возможностей электронной системы управления судебными процессами.
За последние двадцать лет Республика Колумбия смогла создать весьма обширную систему цифровых инструментов, способствующую оптимизации процессов рассмотрения и разрешения споров государственными судами. Наиболее популярными цифровыми судебными сервисами Колумбии являются:
• Система «Правосудие XXI». Внедрение системы происходило постепенно, в той мере, в какой устранялись некоторые инциденты и вносились коррективы. Данная система позволяет управлять судебным процессом и обеспечивает документооборот судебных органов. Впервые система начала свою работу в 2002 году с технологии клиент-сервер [12]. Функционал системы «Правосудие XXI» подавать иски, фиксировать процессуальные действия, отображать информации о принятых решениях. В 2015 году15 было принято решение о преобразовании системы в технологию в веб-среде. К перечисленным выше функциям была добавлена возможность электронной подписи документов и функционал оповещения сторон.
• SIGED и SAMAI. Системы SIGED и SAMAI направлены на улучшение внутреннего управления, а также управление информацией, связанной с действиями процессов из баз данных системы «Правосудие XXI». В последнее время SAMAI претерпела важные изменения, включив в себя различные функции, такие как электронные подписи, внутреннее управление офисами, интеграцию с инструментами для совместной работы и другие [13].
• SIRNA. Система национального реестра юристов в Колумбии. SIRNA предоставляет информацию услуги, связанные с профессиональной деятельностью юристов, органами судебной власти, сертификатами на осуществление профессиональной деятельности юристами и су-
5 -о
сз
<
CM О)
дьями, справки о дисциплинарном взыскании и т.д. Кроме того, SIRNA представляет собой систему с высоким потенциалом взаимодействия со службой электронной аутентификации для юристов и имеет веб-службу, облегчающую процессы обмена информацией и взаимодействия между судебными органами [14, с. 14]. Инструменты совместного управления (Офис 365). Первоначально система начала работу только в нескольких приоритетных судах, а затем в Высоких судах Колумбии. Дисциплинарной юрисдикционной палатой Колумбии, при координации Высшего совета судебной власти, был разработан рабочий план для оптимизации совместной работы в судебных органах, на основе использования и присвоения институциональных инструментов Office 365, таких как: OneDrive, SharePoint, Teams, Forms и т.д. [14, с. 15] В настоящее время корпоративная электронная почта стала одним из основных действительных средств для отправки и получения сообщений с данными в условиях подлинности, а также в соответствии с положениями Указа 806 от 2020 года. Аналогичным образом, OneDrive служит временным хранилищем в облаке, а платформа MS Teams, вместе с другими институциональными платформами поддерживает объем виртуальных слушаний. Электронная подпись: судебная власть внедряет различные модели электронной подписи в рамках аутентичности и институциональной цифровой идентификации, которые стали более актуальными в нынешних условиях продвижения виртуальной.
Инструменты BI (Business Intelligence). Данный вид цифровых судебных инструментов используется для анализа и визуализации данных и статистики. Высший совет судебной власти, Высокие суды и Дисциплинарная судебная палата располагают инструментами BI для получения более четкой и динамичной информации и показателей о ведении судебных процессов. Модель требований к электронным документам - MOREQ. Данный инструмент был введен в действие Соглашением 11314 от 19 июня 2019 года [15] в рамках Программы электронного документооборота судебной системы и одобрен Высшим советом судебной власти Колумбии. MOREQ является базовым документом, который описывает функциональные требования, которым должен соответствовать технологический инструмент для управления электронными документами в судебной системе, в соответствии с национальными и международными стандартами по этому вопросу и, следовательно, является одним достижений с точки зрения стандартизации электронного документооборота для судебной системы Колумбии. Интегрированная система судебного управления - SIUGJ. Высший совет судебной власти Колумбии при консультационной и технической поддержке Всемирного банка координирует
структурирование проекта по преобразованию судебного управления на основе информационных и коммуникационных технологий. Основной задачей SIUGJ является устранение пробелов, связанных с отсутствием строгих стандартов электронного документооборота или электронного управления файлами. Поэтапное развертывание новой интегрированной системы электронного процессуального управления судебной системой, которая служит архитектурой технологической поддержки, окончательно интегрирующей электронный файл, управление процессами и цифровыми услугами с соблюдением условий безопасности, открытости и аутентичности, что позволяет стандартизировать разнообразие институциональных систем. Внедрение SIUGJ сопровождается рядом компонентов и действий по укреплению институционального, инфраструктурного и технологического потенциала, а также адаптации офисов, управлению изменениями, информацией, инструментами повышения эффективности затрат и другими компонентами. Ожидается, что SIUGJ позволит обеспечить:
• 100% электронную регистрацию и взаимодействие;
• 100% интеграцию электронного судебного управления в систему процедурного управления;
• своевременную и качественную информацию в режиме реального времени;
• интеграция с цифровыми гражданскими услугами.
• обеспечение и соблюдение международной практики в области управления и обеспечения безопасности судебных процессов [9].
Заключение
Цифровая трансформация является частью 4-й промышленной революции, а это означает, что помимо использования или развития технологий, сейчас требуется изменить способ работы организации, улучшить производство, добиться гибкости, скорости, близости и доверия посредством решения реальных задач. проблемы, основанные на возможностях ИКТ и при непосредственном участии пользователя правосудия.
Судебная система Колумбии признает возможность активизировать определение и использование инструментов, которые позволяют цифровым инструментам на практике стать реальностью в рамках цифровой трансформации судебного управления и укрепления общественной доверия к системе отправления правосудия. Основная цель и задача органов судебной власти в ближайшие годы - поэтапно продвигать цифровую трансформацию в судебном и административном управлении».
Как было показано в настоящем исследовании, судебная система Республики Колумбия имеет различные информационные системы для судебного управления, разные услуги или ИТ-решения,
которые отвечают определенным конкретным потребностям, которые, хотя и могут быть полностью реализованы на пути к цифровой трансформации, но требуют развития в направлении согласованности и единства подходов, основанных на общих стандартах и рекомендациях. К таковым относятся:
• определение четких линий регулирования и стандартов цифровой трансформации, которые служат руководством для стратегического планирования;
• устойчивое институциональное укрепление сценария цифровой трансформации, основанного на технологическом и инновационном потенциале, прикладном управлении изменениями, управлении проектами, стратегической коммуникации;
• создание схемы устойчивого инвестирования судебной системы
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый судебной властью Колумбии, существуют очевидные потребности в совершенствовании действующих информационных систем и цифровых судебных, поскольку технологии не стоят на месте. В том числе, наличие высокой дисперсии информации и слаборазвитая цифровая культура. Несмотря на существование вспомогательных систем и платформ, ручная процедура и бумажная поддержка остаются преобладающими в управлении».
Литература
1. E. E. Frolova, E.P. Ermakova. Utilizing Artificial Intelligence in Legal Practice// Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Vol. 254. -P. 17-27. - DOI 10.1007/978-981-16-4621-8_2.
2. Купчина, Е.В. Обзор применения цифровых технологий международными коммерческими арбитражами // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 12(163). - С. 206-212.
3. E. P. Rusakova, E.E. Frolova. Procedural Standards for Civil Proceedings in China's Internet Courts // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Vol. 288. - P. 187-192. - DOI 10.1007/978-981-16-9808-8_20
4. LEY 270 DE 1996 (Marzo 7) Estatutaria de la Administración de Justicia. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oas.org/juridico/pd-fs/mesicic5_col_rj_anex2.pdf (Дата обращения 20.09.2022)
5. Poder Público - Rama Legislativa LEY 527 DE 1999. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oas.org/juridico/spanish/cyb_ col_Ley_527_de_1999.pdf (Дата обращения 22.09.2022)
6. Decreto N° 2609 de 2012 de Colombia. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.red-jurista.com/Documents/decreto_2609_de_2012_ ministerio_de_la_cultura.aspx (Дата обращения 18.09.2022)
7. LEY 1564 DE 2012 «Por medio de la cual se expide el Código General del Proceso y se dictan
otras disposiciones».El Congreso de la República. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cancilleria.gov.co/sites/default/ files/tramites_servicios/apostilla_legalizacion/ ley_1564_de_2012_codigo_general_del_proce-so.pdf (Дата обращения 22.09.2022)
8. DECRETO LEGISLATIVO N 806 DE 2020. MINISTERIO DE JUSTICIA Y DEL DERECHO. Электронный ресурс. Режим доступа: https://alcaldia-guataqui-cundinamarca.micolombiadigital.gov. co/sites/alcaldia-guataqui-cundinamarca/con-tent/files/000430/21454_decreto-806-del-4-de-ju-nio-de-2020.pdf (Дата обращения 20.09.2022)
9. PLAN SECTORIAL DE DESARROLLO RAMA JUDICIAL 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ramajudicial. gov.co/documents/10240/26035296/Plan+-Sectorial+de + Desarrollo+2019-2022.pd-f/1744e358-886d-44ed-96b2-3c319b5ffa99 (Дата обращения 25.09.2022)
10. Plan Nacional de Desarrollo 2018-2022 «Pacto por Colombia, pacto por la equidad. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dnp.gov.co/ DNPN/Paginas/Plan-Nacional-de-Desarrollo.aspx (Дата обращения 20.09.2022)
11. CONPES 3975 «Política Nacional de Transformación Digital e Inteligencia Artificial». Электронный ресурс. Режим доступа: https://colabora-cion.dnp.gov.co/CDT/Conpes/Econ%C3%B3mi-cos/3975.pdf (Дата обращения 15.09.2022)
12. Acuerdo 1591 del Consejo Superior de la Judicatura. Электронный ресурс. Режим доступа: https://actosadministrativos.ramajudicial.gov. co/GetFile.ashx?url=%7E%2FApp_Data%2FUp-load%2F1591-02.doc#:~: text=ACUERDO&tex-t=%E2%80%9CPor%20el%20cual%20se%20 establece, documental%20(Justicia%20XX-I)%E2%80%9D. (Дата обращения 25.09.2022)
13. Valoración Técnica y Funcional Aplicaciones Consejo de Estado: SIGED y SAMAI. Consejo de Estado y Min Tic. 2019
14. Rama Judicial Consejo Superior de la Judicatura. 2020. P. 34
15. ACUERDO PCSJA19-11314 19 de junio de 2019 «Por el cual se adopta el Programa de Gestión Documental de la Rama Judicial». Электронный ресурс. Режим доступа: https://actosad-ministrativos.ramajudicial.gov.co/GetFile.ashx-?url=%7e%2fApp_Data%2fUpload%2fPCS-JA19-11314.pdf (Дата обращения 25.09.2022)
DIGITALIZATION OF THE CIVIL JUSTICE SYSTEM: THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF COLOMBIA
Kupchina E.V.
Peoples' Friendship University of Russia
The system of consideration and resolution of civil disputes by state courts is one of the most striking examples, reflecting the current trends in digital transformation. In the system of administration of justice, this adaptation should be, first of all, practical, facilitating access to justice, and not becoming an obstacle or reason for imposing unreasonable burdens on the parties. The development of new technologies and their subsequent application in civil proceedings call on the participants in the process and employees of the judiciary
5
"O
C3
<
to rethink concepts that were previously considered irrefutable. The main purpose of this study is to analyze the main stages of the introduction of digital technologies into the civil justice system, as well as to demonstrate how the procedural legislation of the Republic of Colombia has changed under the influence of end-to-end digital technologies. The main tasks to be solved within the framework of this study are: analysis and development trends of the procedural legislation of the Republic of Colombia as a result of the introduction of digital tools into the judicial system; analysis of modern digital tools used in the system of resolution and consideration of civil disputes in Colombia. As a result of the study, the author analyzed the main legal acts governing the provision of services by the state courts of the Republic of Colombia in digital format. It has been established that the judicial system of the Republic of Colombia has various information systems for judicial administration, different services or IT solutions that meet certain specific needs, which, although they can be fully implemented on the path to digital transformation, but require development towards coherence and unity of approaches based on common standards and recommendations.
Keywords: digitalization, digital judicial tools, online dispute resolution.
References
1. E. E. Frolova, E.P. Ermakova. Utilizing Artificial Intelligence in Legal Practice// Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Vol. 254. - P. 17-27. - DOI 10.1007/978-981-16-4621-8_2.
2. Kupchina, E.V. Review of the use of digital technologies by international commercial arbitrations // Eurasian Law Journal. -2021. - No. 12(163). - S. 206-212.
3. E. P. Rusakova, E.E. Frolova. Procedural Standards for Civil Proceedings in China's Internet Courts // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Vol. 288. - P. 187-192. - DOI 10.1007/978-981-16-9808-8_20
4. LEY 270 DE 1996 (Marzo 7) Estatutaria de la Administración de Justicia. Electronic resource. Access mode: http://www.oas.org/ juridico/pdfs/mesicic5_col_rj_anex2.pdf (Accessed 20.09.2022)
5. Poder Público - Rama Legislativa LEY 527 DE 1999. Electronic resource. Access mode: http://www.oas.org/juridico/spanish/ cyb_col_Ley_527_de_1999.pdf (Accessed 09/22/2022)
6. Decreto N° 2609 de 2012 de Colombia. Electronic resource. Access mode: https://www.redjurista.com/Documents/decre-to_2609_de_2012_ministerio_de_la_cultura.aspx (Accessed 09/18/2022)
7. LEY 1564 DE 2012 "Por medio de la cual se expide el Código General del Proceso y se dictan otras disposiciones." El Congreso de la República. Electronic resource. Access Mode: https://www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/tramites_servi-cios/apostilla_legalizacion/ley_1564_de_2012_codigo_gener-al_del_proceso.pdf (Accessed 09/22/2022)
8. Decreto legislativo n 806 de 2020. Ministerio de justicia y del derecho. Electronic resource. Access mode: https://alcaldia-guataqui-cundinamarca.micolombiadigital.gov.co/sites/alcaldia-guataqui-cundinamarca/content/files/000430/21454_decre-to-806-del-4-de-junio-de-2020.pdf (Accessed 20.09.2022)
9. Plan sectorial de desarrollo rama judicial 2019. Electronic resource. Access mode: https://www.ramajudicial.gov.co/ documents/10240/26035296/Plan+Sectorial+de+Desarrol-lo+2019-2022.pdf/1744e358-886d-44ed-96b2-3c319b5ffa99 (Accessed 09/25/2022)
10. Plan Nacional de Desarrollo 2018-2022 "Pacto por Colombia, pacto por la equidad. Electronic resource. Access mode: https:// www.dnp.gov.co/DNPN/Paginas/Plan-Nacional-de-Desarrollo. aspx (Accessed 09/20/2022)
11. CONPES 3975 "Política Nacional de Transformación Digital e Inteligencia Artificial". Electronic resource. Access mode: https://colaboracion.dnp.gov.co/CDT/Conpes/Econ%C3%B3m-icos/3975.pdf (Accessed 09/15/2022)
12. Acuerdo 1591 del Consejo Superior de la Judicatura. Electronic resource. Access Mode: https://actosadministrativos. ramajudicial.gov.co/GetFile.ashx?url=%7E%2FApp_Da-ta%2FUpload%2F1591-02.doc#:~: text=ACUERDO&tex-t=%E2%80%9CPor%20el% 20cual%20se%20establece, documental%20(Justicia%20XXI)%E2%80%9D. (Accessed 25.09.2022)
13. Valoracion Técnica y Funcional Aplicaciones Consejo de Estado: SIGED y SAMAI. Consejo de Estado y Min Tic. 2019
14. Rama Judicial Consejo Superior de la Judicatura. 2020.P.34
15. Acuerdo PCSJA19-11314 19 de junio de 2019 "Por el cual se adopta el Programa de Gestión Documental de la Rama Judicial". Electronic resource. Access Mode: https://actosadminis-trativos.ramajudicial.gov.co/GetFile.ashx?url=%7e%2fApp_Da-ta%2fUpload%2fPCSJA19-11314.pdf (Accessed 09/25/2022)
OJ O)