Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ПЕРУ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ПЕРУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОНЛАЙН РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купчина Екатерина Валентиновна

Цифровая трансформация является основополагающим фактором повышения производительности и экономического развития большинства государств. Новые технологии и повышение скорости и прозрачности судебных процессов, требует системного и четко сформулированного применения соответствующих инструментов в различных областях: цифровое правительство, цифровая экономика, цифровая связь, цифровое образование, цифровые технологии, цифровые инновации, цифровые услуги, цифровое общество, гражданство и цифровая интеграция, и цифровая безопасность. Основными задачами, решаемыми в рамках настоящего исследования, являются: выявление существующих цифровых инструментов в системе разрешения гражданско-правовых споров в Республике Перу; определение механизмов и подходов по совершенствованию процедуры разрешения и рассмотрения гражданско-правовых споров с применением цифровых технологий государственными судами. В результате проведенного исследования, автором были проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление услуг государственными судами Республики Перу в цифровом формате. Установлено, что, несмотря на существующее в стране цифровое неравенство, правительство Республики Перу активно содействует развитию, укреплению и продвижению цифровых технологий в системе гражданского судопроизводства, что способствует повышению социальной функции судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CIVIL JUSTICE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF PERU

Digital transformation is a fundamental factor in increasing the productivity and economic development of most states. New technologies and increasing the speed and transparency of litigation require a systematic and clearly articulated application of appropriate tools in various areas: digital government, digital economy, digital communications, digital education, digital technology, digital innovation, digital services, digital society, citizenship and digital inclusion, and digital security. The main tasks to be solved within the framework of this study are: identification of existing digital tools in the system of resolving civil disputes in the Republic of Peru; determination of mechanisms and approaches to improve the procedure for resolving and considering civil disputes using digital technologies by state courts. As a result of the study, the author analyzed the main legal acts regulating the provision of services by the state courts of the Republic of Peru in digital format. It has been established that, despite the digital divide existing in the country, the government of the Republic of Peru actively promotes the development, strengthening and promotion of digital technologies in the civil justice system, which contributes to the enhancement of the social function of the courts.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ПЕРУ»

Цифровая трансформация системы гражданского судопроизводства Республики Перу

Купчина Екатерина Валентиновна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов E-mail: [email protected]

Цифровая трансформация является основополагающим фактором повышения производительности и экономического развития большинства государств. Новые технологии и повышение скорости и прозрачности судебных процессов, требует системного и четко сформулированного применения соответствующих инструментов в различных областях: цифровое правительство, цифровая экономика, цифровая связь, цифровое образование, цифровые технологии, цифровые инновации, цифровые услуги, цифровое общество, гражданство и цифровая интеграция, и цифровая безопасность. Основными задачами, решаемыми в рамках настоящего исследования, являются: выявление существующих цифровых инструментов в системе разрешения гражданско-правовых споров в Республике Перу; определение механизмов и подходов по совершенствованию процедуры разрешения и рассмотрения гражданско-правовых споров с применением цифровых технологий государственными судами. В результате проведенного исследования, автором были проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление услуг государственными судами Республики Перу в цифровом формате. Установлено, что, несмотря на существующее в стране цифровое неравенство, правительство Республики Перу активно содействует развитию, укреплению и продвижению цифровых технологий в системе гражданского судопроизводства, что способствует повышению социальной функции судов.

Ключевые слова: цифровизация, онлайн разрешение споров.

искусственный интеллект,

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00276.

Введение

Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона Республика Перу является наиболее ярким примером, сумевшая за короткий промежуток времени преодолеть цифровой барьер в большинстве социальных и экономических секторов развития страны. В системе гражданского судопроизводства применение цифровой трансформации требует инновационных подходов и преемственности, с интенсивным использованием цифровых технологий, систематизацией и анализом данных для обеспечения социальной функции судов.

В самом начале пандемии Республика Перу столкнулась с серьезными проблемами, связанными с различными инфраструктурными факторами: образование, здравоохранение, финансовые услуги, а также система отправления правосудия. Широкое цифровое неравенство в указанных областях оказалось серьезным препятствием при оказании удаленных услуг. Пробел в доступе к технологиям препятствует надлежащему внедрению цифровых технологий, ставя таким образом под угрозу непрерывность системы отправления правосудия. Оцифровка судов и судебных разбирательств может быть затруднена, если не принимать во внимание существующие пробелы в обеспечении доступа к технологиям. Согласно рейтингу IMD World Digital Competitiveness Ranking [1] - Республика Перу на конец 2019 года занимала 55 место из 193 по показателям электронного участия и 71 место из 193 по индексу развития электронного правительства. Также ввиду особенностей природного ландшафта страны и бюрократическими проволочками, в Перу весьма сложно обстоит ситуация с обеспечением необходимой технологической инфраструктурой, такой как высокоскоростной доступ в Интернет, цифровые серверы или платформы.

Кроме того, Перу также сталкивается с трудностями в обеспечении соблюдения правовых обязательств прозрачности, доступа к публичной информации и открытым данным из-за отсутствия критериев для засекречивания и рассекречивания государственной информации, отсутствия конкретных механизмов для обеспечения соблюдения обязательств по созданию и раскрытию данных.

С целью развития экосистемы, регулирующей цифровую деятельность страны, а также создания механизмов сотрудничества и взаимодействия с государственными, частными и гражданскими субъектами в цифровой среде посредством системного и комплексного подхода, который обе-

5 -о

сз

<

спечивает создание общественной ценности и способствует созданию экономической и социальной ценности для граждан, отдельных субъектов и общества в целом, а также способствует укреплению основных функций государства, Верховным Указом Президента Республики Перу № 006-2020 был утвержден Указ создании Национальной системы цифровой трансформации на 2021-2026 годы [2]. В контексте принятия данного Указа также были предприняты попытки улучшить нормативно-правовую базу для цифровой трансформации перуанского государства, в которой ведущую роль взял на себя Секретариат цифрового правительства при президенте Совета министров (Secretaría de Gobierno Digital dependiente del Presidente del Consejo de Ministros - SEGDI).

Цифровые инструменты в системе гражданского судопроизводства Республики Перу

Тема применения новых прорывных технологий в судебной системе остается актуальной для перуанского государства, в том числе, разработки в области искусственного интеллекта, помогающие в создании документов и судебных дел, организации информации для принятия решений. Статья 172 Органического закона о судебной власти Республики Перу (Ley Organica Del Poder Judicial) предусматривает что: «Органы управления судебной власти имеют необходимые условия для адаптации к современным методам управления, процессам создания электронных документов, управлению судебными делами и архивом» [3]. Активное внедрение цифровых технологий в систему гражданского судопроизводства Перу получило необходимую нормативную поддержку, что позволяет практически беспрепятственно проводить постоянные обновления. Согласно статье 42 Положения об организации и функциях (Reglamento de Organización y Funciones - ROF) Главного управления судебной власти Республики Перу: «Управление информационными технологиями осуществляется линейным органом Генерального управления, отвечающим за планирование, организацию, руководство, запуск и разработку компьютерных систем, а также эксплуатацию и администрирование технологической инфраструктуры» [4]. Этот орган стимулирует и управляет технологическим планами судебной системы, определяет необходимость использования новых информационно-коммуникационных технологий в судебной системе, с целью обеспечения быстроты и прозрачности решения конфликтов.

Следует отметить, что внедрение цифровых инструментов в систему гражданского судопроизводства Республики Перу не является новой инициативой. Цифровизация судебной системы, осуществляемая судебными органами в течение не— скольких лет, идет рука об руку с так называемым S2 «электронным правительством», которое заключу чается в использовании цифровых технологий для ° переопределения отношений между государством z и гражданами, тем самым улучшая управление

и государственные услуги, гарантирующие справедливое и прозрачное рассмотрение споров [5].

Еще 20 лет назад Республика Перу приняла «Рамочный закон о модернизации государственного управления» от 29 января 2002 года № 27658 [6], который стал отправной точкой на пути модернизации всей системы управления государством, включая систему разрешения споров гражданско-правового характера.

6 октября 2004 года было принято Административное постановление № 180-2004-CE-PJ. Данным постановлением устанавливалась возможность ознакомления с судебными документами через единый сайт судебной системы по присвоенному номеру и, таким образом, узнавать о предоставлении письменных документов и выдаче постановлений, вынесенных по каждому делу.

В 2008 году Административным постановлением Исполнительного совета № 214-2008-CE-PJ от 30 июля 2008 года в Республике Перу введена «Служба электронных уведомлений судебной власти», которая позволяет получать судебные уведомления, выдаваемые в каждом конкретном случае, в электронном виде на почтовый ящик, указанный процессуальными сторонами при подаче документов, тем самым сокращая время и затраты, связанные с отправкой бумажных уведомлений.

Создание Реестра просроченных судебных должников (Registro de Deudores Judiciales Morosos - REDJUM) в соответствии с Административным постановлением 24-2016-CE-PJ от 3 февраля 2016 года. Этот инструмент содержит записи о должниках, у которых возникла задолженность по выполнению своих денежных обязательств, вытекающих из ранее вынесенных судебных решений.

Создание реестра электронных судебных решений, предусмотренных Постановлением 104-2017-CE-PJ от 29 марта 2017 г. Данный инструмент способствует сокращению времени на ознакомление сторон спора с решением суда, а также уменьшению расходов на отправку бумажных решений [7].

Электронный судебный файл (Expediente Judicial Electrónico - EJE) и Электронная таблица сторон (Mesa de Partes Electrónica - MPE), введенные Административным постановлением 05-2017-CE-PJ от 6 января 2017 года. Благодаря этому инструменту стороны могут просматривать, читать и загружать любые файлы по делу, тем самым способствуя прозрачности отправления правосудия, поскольку пользователи немедленно информируются о ходе их судебного разбирательства.

23 апреля 2020 года Верховный суд Республики Перу Административным указом № 000123-2020-CE-PJ1 установил возможность использования платформы Google Hangouts Meet по всей стране с целью обеспечения возможности проведения разбирательств в сети Интернет. Эти технологии охватили два новых метода или способа ведения гражданского судопроизводства, кото-

рые ранее не применялись в Перу. Первый из них заключается в использовании онлайн-процессов, позволяющих участникам спора и судьям взаимодействовать и развивать производство удаленно (посредством удаленной работы, удаленных слушаний и удаленного сбора доказательств). Вторым было внедрение онлайн-судов, позволяющих подавать иски и совершать любые процессуальные действия в цифровом формате, тем самым устраняя необходимость физически находиться в суде [8].

В июле 2020 года Верховный суд Перу издал Административное постановление № 173-2020-СЕ-PJ «О порядке проведения дистанционных слушаний и процессуальных действий». Учитывая сложную ситуацию, связанную с отсутствием навыков удаленной работы у перуанских юристов, а также доступа к высокоскоростному интернет соединению и современным цифровым инструментам в отдельных регионах страны, Верховный суд Перу уполномочил судей данным постановлением оценивать потребности каждого дела и технологические возможности сторон, чтобы решить, следует ли проводить всю процедуру удаленно или разрешить сторонам и их адвокатам продолжать разбирательство на месте. В частности, эти меры привели к тому, что Верховный суд Перу:

• санкционировал удаленные разбирательства и процедуры;

• выпустил несколько протоколов и руководств для устранения технологических пробелов;

• обязал суды нижестоящих инстанций оценивать уместность дистанционного разбирательства в каждом конкретном случае.

Искусственный интеллект в судебной системе Республики Перу

Основываясь на принципе безотлагательности, развитие онлайн-процессов между участниками судебного разбирательства призвано обеспечить немедленную и эффективную коммуникацию в режиме реального времени [9, с. 213]. Тем не менее, поскольку большинство технологических изменений, произошедших в последнее время в системе гражданского судопроизводства Перу, были обусловлены экстренными мерами, связанными с пандемией коронавируса - это стало сложной задачей для перуанских судей, которые были знакомы только с классическими процессами. Технологические изменения противостоят старой модели судебного ведения дел. Дело не только в том, что технологии могут быть сложными в использовании или неизвестными большинству судей, но и в том, что судебная власть Перу не определила четкую повестку дня в отношении того, как проводить эти процедуры удаленно.

Согласно мнению председателя Верховного суда Перу Барриоса: «опора на технологии - это новый путь, по которому перуанская судебная система пойдет в будущем и искусственный интеллект станет следующим технологическим достижени-

ем, который будет использоваться судебными органами по всей стране» [10]. Однако необходимо принимать во внимание различные аспекты, касающиеся этого инструмента. Программное обеспечение и алгоритмы могут анализировать правила, прецеденты, повторяющиеся случаи и факты, с целью оказания помощи при принятии судебных решений. Однако данный метод создания судебных решений сопряжен с обработкой огромного количества информации. Это означает, что нормативные базы законов и прецедентов должны быть заложены в эти системы человеком, оставляя место для ошибок и необъективной информации, а, следовательно, и необъективных решений.

Тем не менее, развитие технологий не стоит на месте и 29 января 2021 года в системе разрешения гражданско-правовых споров Перу появилось новое приложение для поиска судебных решений, основанное на технологии искусственного интеллекта - Buscador de Jurispudencia Sistematizada [11]. Это первый большой шаг судебной системы Перу по внедрению искусственного интеллекта. Как заявил председатель Верховного суда Перу Барриос: «это приложение сделает судебную систему более прозрачной и открытой». В рамках применения упомянутой выше системы искусственный интеллект используется только для того, чтобы обрабатывать загруженную информацию, а не для того, чтобы оценивать и принимать решения самостоятельно.

Заключение

С целью достижения эффективности цифровых инноваций в судебной системе Республики Перу и применения новых преобразующих и революционных технологий, необходимо укреплять цифровую уверенность, понимаемую как состояние, возникающее в результате того, насколько правдивыми, предсказуемыми, этичными, прозрачными и безопасными являются цифровые взаимодействия, которые создаются с целью содействия развитию цифровой трансформации. Применение новых информационно-коммуникационных технологий в системе разрешения гражданско-правовых споров требует укрепления взаимосвязи между этикой, технологией и законом [12, с. 183]. В этой связи государство должно создавать адекватные программы обучения, способствующие продвижению цифровых инноваций в судебной системе Перу.

Цифровые инновации в судебной системе Перу и применение новых преобразующих и прорывных технологий являются необходимостью. Процессы, инициированные перуанской системой правосудия, требуют соответствующего технологического прорыва, который включает в себя использование современных цифровых инструментов, в том числе, искусственный интеллект.

Новые технологии, способствующие повышению скорости и прозрачности судебных процессов, требуют системного применения. Для достижения эффективности цифровых инноваций в судебной

5 -о

сз

<

системе в Перу и применения новых преобразующих и революционных технологий требуется укреплять цифровое доверие, понимаемое как единый механизм, который возникает в результате того, насколько правдивым, предсказуемым, этичным, прозрачным, безопасным и надежным является взаимодействие государственных органов по вопросам создания и развития цифровой инфраструктуры в судебной системе.

Литература

1. Рейтинг IMD World Digital Competitiveness 2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https ://www. imd .org/globalassets/wcc/ docs/release-2019/digital/imd-world-digital-competitiveness-rankings-2019.pdf (Дата обращения 10.07.2022)

2. Официальный сайт Правительства Республики Перу. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gob.pe/transformaciondigital (Дата обращения 07.07.2022)

3. Органический закон о судебной власти Республики Перу. Официальный сайт Правительства Республики Перу. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www2.congreso.gob. pe/sicr/cendocbib/con5_uibd.nsf/12401364ED-47E583052586DB00186DE2/$FILE/TU0-L0PJ. pdf (Дата обращения 30.06.2022)

4. Положение об организации и функциях Главного управления судебной власти Республики Перу. Официальный сайт Правительства Республики Перу. Электронный ресурс. Режим доступа: https ://www.pj .gob. pe/wps/wcm/con-nect/bcd9e5804462f1 a5b2f9ff4d561 bbe64/ROF-GG.pdf? MOD=AJPERES (Дата обращения 30.06.2022)

5. Rolando Martel Chang. El Expediente Judicial Electrónico (EJE): la experiencia peruana in Giovanni Priori Posada. Justicia y Proceso en el Siglo XXI (Palestra 2019). Электронный ресурс. Режим доступа: http://vlex.com.pe.up.idm.oclc.org/ vid/expediente-judicial-electronico-eje-797856389 (Дата обращения 05.07.2022)

6. Ley Marco de Modernización de la Gestión del Estado (LEY N° 27658). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.midagri.gob.pe/portal/ download/pdf/cetsar/ley-modernizacion.pdf (Дата обращения 25.06.2022)

7. Paloma Baca. LA IMPLEMENTACIÓN DE TECNOLOGÍA EN EL PROCESO JUDICIAL PERUANO. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cms.law/es/per/publication/la-imple-men tacion-de-tecnologia-en-el-proceso-judicial-peruano (Дата обращения 26.06.2022)

8. Rommel Abilio Infante Asto. La transformación digital del sistema de justicia. El Peruano. Электронный ресурс. Режим доступа: https://elp-eruano.pe/noticia/119991 -la-transformacion-digital-del-sistema-de-justicia (Дата обращения 26.06.2022)

9. Rusakova, E.P. Robotization of Civil Proceedings: Reality or Future. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Vol. 288. - P. 211-217. -DOI 10.1007/978-981-16-9808-8_23.

10. Elvia Barrios: Poder Judicial Utilizará Avances Sobre Inteligencia Artificial Para Combatir Violencia De Género. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gob.pe/institucion/ pj/noticias/502544-elvia-barrios-poder-judicial-utilizara-avances-sobre-inteligencia-artificial-para-combatir-violencia-de-genero (Дата обращения 11.07.2022)

11. Официальный сайт Генерального Совета судебной власти Республики Перу. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.poder-judicial.es/search/indexAN.jsp (Дата обращения 11.07.2022)

12. Купчина, Е.В. Вопросы кибербезопасности в системе гражданского судопроизводства США. Евразийский юридический журнал. -2021. - № 10(161). - С. 182-185.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CIVIL JUSTICE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF PERU

Kupchina E.V.

Peoples' Friendship University of Russia

Digital transformation is a fundamental factor in increasing the productivity and economic development of most states. New technologies and increasing the speed and transparency of litigation require a systematic and clearly articulated application of appropriate tools in various areas: digital government, digital economy, digital communications, digital education, digital technology, digital innovation, digital services, digital society, citizenship and digital inclusion, and digital security. The main tasks to be solved within the framework of this study are: identification of existing digital tools in the system of resolving civil disputes in the Republic of Peru; determination of mechanisms and approaches to improve the procedure for resolving and considering civil disputes using digital technologies by state courts. As a result of the study, the author analyzed the main legal acts regulating the provision of services by the state courts of the Republic of Peru in digital format. It has been established that, despite the digital divide existing in the country, the government of the Republic of Peru actively promotes the development, strengthening and promotion of digital technologies in the civil justice system, which contributes to the enhancement of the social function of the courts.

Keywords: digitalization, artificial intelligence, online dispute resolution.

References

1. Rating IMD World Digital Competitiveness 2019. Electronic resource. Access mode: https://www.imd.org/globalassets/wcc/ docs/release-2019/digital/imd-world-digital-competitiveness-rankings-2019.pdf (Accessed 07/10/2022)

2. Official website of the Government of the Republic of Peru. Electronic resource. Access mode: https://www.gob.pe/transforma-ciondigital (Accessed 07.07.2022)

3. Organic law on the judiciary of the Republic of Peru. Official website of the Government of the Republic of Peru. Electronic resource. Access mode: https://www2.congreso.gob.pe/si-cr/cendocbib/con5_uibd.nsf/12401364ED47E583052586DB-00186DE2/$FILE/TUO-LOPJ.pdf (Accessed 06/30/2022)

4. Regulations on the organization and functions of the General Directorate of the Judiciary of the Republic of Peru. Official website of the Government of the Republic of Peru. Electronic resource. Access mode: https://www.pj.gob.pe/wps/wcm/ connect/bcd9e5804462f1a5b2f9ff4d561bbe64/ROF-GG.pdf? MOD=AJPERES (Accessed 06/30/2022)

5. Rolando Martel Chang El Expediente Judicial Electric (EJE): la experiencia peruana in Giovanni Priori Posada. Justicia y Proceso en el Siglo XXI (Palestra 2019). Electronic resource. Access mode: http://vlex.com.pe.up.idm.oclc.org/vid/expediente-judicial-electronico-eje-797856389 (Accessed 07/05/2022)

6. Ley Marco de Modernización de la Gestión del Estado (LEY N° 27658). Electronic resource. Access mode: https://www.mi-dagri.gob.pe/portal/download/pdf/cetsar/ley-modernizacion.pdf (Accessed 25.06.2022)

7. Paloma Baca. LA IMPLEMENTACIÓN DE TECNOLOGÍA EN EL PROCESO JUDICIAL PERUANO. Electronic resource. Access mode: https://cms.law/es/per/publication/la-implementacion-de-tecnologia-en-el-proceso-judicial-peruano (Accessed 06/26/2022)

8. Rommel Abilio Infante Asto. La transformationacion digital del sistema de justicia. El Peruano. Electronic resource. Access mode: https://elperuano.pe/noticia/119991-la-transformacion-digital-del-sistema-de-justicia (Accessed 06/26/2022)

9. Rusakova, E. P. Robotization of Civil Proceedings: Reality or Future. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. -Vol. 288. - P. 211-217. - DOI 10.1007/978-981-16-9808-8_23.

10. Elvia Barrios: Poder Judicial Utilizará Avances Sobre Inteligencia Artificial Para Combatir Violencia De Género. Electronic resource. Access Mode: https://www.gob.pe/institucion/pj/ noticias/502544-elvia-barrios-poder-judicial-utilizara-avances-sobre-inteligencia-artificial-para-combatir-violencia-de-genero (Date appeals 11.07.2022)

11. Official website of the General Council of the Judiciary of the Republic of Peru. Electronic resource. Access mode: https://www. poderjudicial.es/search/indexAN.jsp (Accessed 07/11/2022)

12. Kupchina, E.V. Cybersecurity issues in the US civil justice system. Eurasian legal journal. - 2021. - No. 10(161). - S. 182185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.