Научная статья на тему 'Цифровизация розничного кредитования: проблемы и перспективы'

Цифровизация розничного кредитования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РОЗНИЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / DIGITALIZATION / RETAIL LENDING / COMMERCIAL BANK / BANKING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутфуллина Виктория Вячеславовна

В условиях цифровизации экономики первоочередной задачей банковского сектора становится внедрение цифровых технологий в системы обслуживания при одновременном соблюдении требований со стороны регулятора. В статье анализируется структура банковского рынка, а также основные показатели розничного кредитного портфеля ПАО Сбербанк. Дается оценка предлагаемым цифровым решениям, применяемым банками для ускорения процессов и удовлетворения потребностей физических лиц. В завершение дается оценка проблем и перспектив развития цифровизации розничного кредитования.In the conditions of digitalization of the economy, the primary task of the banking sector is to introduce digital technologies into service systems while simultaneously complying with the requirements of the regulator. The article analyzes the structure of the banking market and the main indicators of the retail loan portfolio of Sberbank. It evaluates the proposed digital solutions used by banks to accelerate processes and meet the needs of individuals. In conclusion, the problems and prospects for the development of digitalization of retail lending are assessed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация розничного кредитования: проблемы и перспективы»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Лутфуллина В.В. Email: Lutfullina689@scientifictext.ru

Лутфуллина Виктория Вячеславовна - магистрант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, г. Сургут

Аннотация: в условиях цифровизации экономики первоочередной задачей банковского сектора становится внедрение цифровых технологий в системы обслуживания при одновременном соблюдении требований со стороны регулятора. В статье анализируется структура банковского рынка, а также основные показатели розничного кредитного портфеля ПАО Сбербанк. Дается оценка предлагаемым цифровым решениям, применяемым банками для ускорения процессов и удовлетворения потребностей физических лиц. В завершение дается оценка проблем и перспектив развития цифровизации розничного кредитования.

Ключевые слова: цифровизация, розничное кредитование, коммерческий банк, банковский сектор.

DIGITALIZATION OF RETAIL LENDING: PROBLEMS AND PROSPECTS Lutfullina V.V.

Lutfullina Victoria Vyacheslavovna - Master's degree Student, DEPARTMENT OF FINANCE, MONETARY CIRCULATION AND CREDIT, SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: in the conditions of digitalization of the economy, the primary task of the banking sector is to introduce digital technologies into service systems while simultaneously complying with the requirements of the regulator. The article analyzes the structure of the banking market and the main indicators of the retail loan portfolio of Sberbank. It evaluates the proposed digital solutions used by banks to accelerate processes and meet the needs of individuals. In conclusion, the problems and prospects for the development of digitalization of retail lending are assessed.

Keywords: digitalization, retail lending, commercial bank, banking sector.

В настоящее время первоочередной задачей топ-менеджмента крупнейших банков является внедрение новых цифровых технологий и их применение для анализа потенциального рынка клиентов и увеличения прибыли за счет новых каналов привлечения и ускорения процессов. Данный тренд прогнозирует, что большая часть прибыли банковского сектора в условиях цифровизации перейдет к тем банкам, которые смогут приспособиться к новым условиям и успешно внедрить цифровые механизмы, создавая новые продукты и процессы. Так, самые продвинутые банки мира уже сегодня занимаются доведением до совершенства своих мобильных приложений, а также создают так называемые «хакатоны» и agile-команды, то есть объединения специалистов из разных областей, совместно создающих и совершенствующих прорывные технологии и новые продукты банков, что делает эту тему актуальной для изучения.

Согласно исследованию аналитической службы McKinsey около 45% всех чистой прибыли в мировом розничном банкинге будут получены за счет цифровых технологий (Рисунок 1).

Рис. 1. Влияние цифровых технологий, % от чистой прибегли розничного банкинга [1, 5]

Так, цифровизация поможет развить новые каналы продаж и предложения для клиентов, но в то же время увеличит конкуренцию на рынке за счет развития каждого банка в отдельности по определенному пути, помогающему расширить предложение для клиента розничного банкинга. В то же время, наблюдается ряд угроз потерь чистой прибыли, в частности увеличение операционных рисков банков в результате развития цифровых технологий.

При оценке рынка розничного банкинга в России можно сказать, что по статистике ЦБ РФ на 1 января 2018г. на 5 крупнейших банков, в число которых входят ПАО Сбербанк, "Банк ВТБ", "Газпромбанк", "Банк ВТБ 24" и «Финансовая Корпорация Открытие» в части розничного банкинга приходится:

• 64,72% кредитов физическим лицам;

• 65,5% вкладов физических лиц.

При этом доля ПАО Сбербанк в кредитовании физических лиц составляет около 75% кредитов, выданных крупнейшими банками. Кроме того, ПАО Сбербанк является лидером рынка в части применения цифровых технологий в деятельности, в связи с чем его опыт является интересным для исследования в рамках настоящей работы. Согласно динамике, представленной в Таблице 1, рост розничного кредитного портфеля в 4 квартале обеспечен сильным ростом как ипотечного (5,6%), так и потребительского кредитования (5,5%) (Таблица 1) [3].

Таблица 1. Розничный кредитный портфель ПАО Сбербанк 2014-2018гг., млрд. рублей

Год 2014 2015 2016 2017 2018

Розничный кредитный портфель 4847 4966 5032 5717 6745,5

- жилищные кредиты 2270 2555 2751 3191 3850

- потребительские кредиты 1868 1682 1574 1726 2108

- кредитные карты и овердрафты 539 587 587 679 657,5

- автокредитование 170 142 120 121 130

Стремительный рост жилищного кредитования ПАО Сбербанк в первую очередь связан с внедрением платформы «ДомКлик», позволяющей перенести сделку покупки недвижимости за счет кредитных средств на единую платформу, позволяющую подать заявку на ипотеку, выбрать объект недвижимости, а также получить право собственности и оформить обременение банка, снизив временные затраты на сделку и

операционные риски в части проблем с оформление обременения по жилищным кредитам. На конец 2018 года доля ипотечных кредитов, рассмотренных на платформе достигла отметки 25%.

При анализе внедренных цифровых технологий в части потребительского кредитования, повлиявших на рост кредитного портфеля, можно отметить ввод новой функции в Сбербанк Онлайн, позволяющей направить заявку на кредит и получить решение удаленно в течение 2 дней, перенеся рассмотрение и подписание договора из офиса Банка в цифровую среду, тем самым расширив круг потенциальных клиентов и сократив сроки рассмотрения заявок; а также ввод функции расчета кредитного потенциала клиента, позволяющей в моменте оценить на основе скоринговой модели платежеспособность клиента и его доходы и автоматически сформировать индивидуальные предодобренные предложения.

Анализ предложений других банков в части доступности продуктов кредитования через системы Интернет-Банка и сайта Банка показали, что в настоящий момент опыт ПАО Сбербанк является передовым в секторе, так как подобные технологии внедрены раньше банков-конкурентов, что позволило провести определенный стресс-анализ и усовершенствовать действующие продукты. Однако в части розничного кредитования также есть перспективные отрасли для развития, в частности POS-кредитования через торговый и интернет-эквайринг, позволяющее отправить заявку на кредит и оплатить услуги кредитными средствами с помощью терминала, установленного у партнера банка. Такой способ поможет занять новый рынок привлечения клиентов, однако несет более высокие риски для банка, так как идентификация пользователя пластиковой карты проводится сотрудником контрагента, не зависящим от банка, что несет определенные кредитные и операционные риски.

Подводя итог, важно отметить, что цифровизация розничного кредитования -мощный инструмент для развития банковского сектора, позволяющий увеличить конкуренцию и усовершенствовать предложение для конечного потребителя, а также снизить ряд затрат при одновременном получении дополнительной прибыли для банков за счет новых каналов привлечения. Однако важно также учитывать, что применение цифровых технологий в банковской сфере также сопряжено с различными рисками, в результате реализации которых банк может потерять репутацию на рынке и доверие клиентов. В связи с чем для решения проблем, предлагаются следующие варианты:

1) Совершенствование способов обработки массивов данных для формирования комплексных предложений для клиентов на основе качественных скоринговых моделей, учитывающих все возможные кредитные риски банка и уменьшающих временной лаг, возникающий в результате требуемого времени для обработки данных в системе;

2) Развитие цифровых технологий, позволяющих анализировать психологический тип клиента на основании DISC модели и предложить стратегии работы с клиентом;

3) Автоматизация низкорискованных и типовых процессов для снижения затрат и повышения уровня контроля комплаенс-рисков.

Список литературы /References

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

2. Никитина Т.В. Проведение цифровизации в розничном банковском бизнесе (на примере практики Сбербанка) / Никитина Т.В., Гальпер М.А., Лучко А.Д. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Санкт-Петербург, 2018. № 5. С. 71-75.

3. Презентация Г. Грефа на ГОСА 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/ir/docs/G_Gref_ Presentation_AGM_2018_rus.PDF/ (дата обращения: 02.06.2020).

4. Strategic choices for banks in the digital age. McKinsey research, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.