Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кармаев Александр Алексеевич, Ким Светлана Викторовна

Цифровые технологии в современном мире активно внедряются во все сферы жизни общества, в том числе в образование. Цифровая среда изменяет технологии познавательной деятельности, восприятие картины мира, методики преподавания и коммуникации между учителями и учениками. В статье рассматриваются проблемы и перспективы цифровизации проектной деятельности школьников, возможности формирования компетенций XXI века в информационной среде современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IGITALIZATION OF SCHOOLCHILDREN’S PROJECT WORK: PROBLEMS AND PROSPECTS

Digital technologies in the modern world are being actively introduced in all spheres of society, including education. The digital environment is changing cognition technologies, perception of the world, teaching methods and communication between teachers and students. The article considers the problems and prospects of digitalization of schoolchildren project work, the opportunities for the development of 21st century competencies in the information environment of modern education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Современные технологии в образовании

УДК 371.388

А. А. Кармаев, С. В. Ким

Цифровизация проектной деятельности школьников:

проблемы и перспективы

Аннотация

Цифровые технологии в современном мире активно внедряются во все сферы жизни общества, в том числе в образование. Цифровая среда изменяет технологии познавательной деятельности, восприятие картины мира, методики преподавания и коммуникации между учителями и учениками. В статье рассматриваются проблемы и перспективы цифровизации проектной деятельности школьников, возможности формирования компетенций XXI века в информационной среде современного образования.

I Ключевые слова: цифровизация; проектная деятельность школьников; информационная культура; информационно-коммуникационные технологии.

A. A. Karmaev, S. V. Kim

Digitalization of schoolchildren’s project work:

problems and prospects

Abstract

Digital technologies in the modern world are being actively introduced in all spheres of society, including education. The digital environment is changing cognition technologies, perception of the world, teaching methods and communication between teachers and students. The article considers the problems and prospects of digitalization of schoolchildren project work, the opportunities for the development of 21st century competencies in the information environment of modern education.

| Keywords: digitalization; schoolchildren project work; information culture; information and communication technologies.

72

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

Естественные темпы цифровизации школьного образования значительно ускорились в последнее время [3], что во многом объясняется требованиями Правительства Российской Федерации к населению в условиях пандемии. В таких условиях единственной формой обучения школьников стали уроки онлайн.

Требуемая скорость охвата всех школьников и дошкольников дистанционным обучением потребовала от педагогов методической готовности к дистанционному онлайн-обучению. Различие между онлайн- и офлайн-обучением рассматривается как различие между компьютерно-опосредованной (сетевой) коммуникацией и межличностным общением соответственно. В рамках данной статьи мы не будем исследовать проблемы коммуникации и педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения онлайн, а рассмотрим проблемы только одного аспекта школьного образования. Это проблемы формирования навыков XXI века в процессе проектной деятельности в условиях цифровизации. Под цифрови-зацией мы понимаем процесс трансформации деятельности за счет информационно-коммуникационных технологий [4] и перевода информации в цифровую форму [2].

К базовым технологиям цифровизации относятся Интернет и мобильные коммуникации. Проанализируем возможности цифровизации проектной деятельности школьников. Проектная деятельность школьников — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Насколько это актуально, подтверждает тот факт, что в подмосковном образовании реализуются два больших проекта по формированию навыков XXI века в условиях проектной деятельности школьников.

В 2019/20 учебном году открылся новый сезон предметных сборов «Малая Академия Подмосковья». Организаторами сборов выступают Академия социального управления (АСОУ) и Ассоциация педагогов Московской области «Учителя Подмосковья» при поддержке Министерства образования Московской области. Участники сборов — школьники 8-10-х классов Московской области, достигшие наиболее высоких результатов в обучении. Проект «Малая Академия Подмосковья» инициирован в целях повышения качества образования по математике, физике, информатике, русскому языку и литературе, биологии и химии. Образовательные модули по предметам направлены на работу с мотивированными учащимися и нацелены на изучение тем, вызывающих наибольшие трудности. Занятия проводят ведущие педагоги вузов России, научные сотрудники институтов, опытные педагоги. По отзывам участников проекта, для них был важен не только высокий науч-

ный уровень преподавания, но и самостоятельное выполнение групповых практико-ориентированных проектов с публичной защитой. Уникальная черта проекта — нацеленность на формирование у участников ключевых компетенций, необходимых им в будущем:

• уметь работать в команде;

• быть самостоятельным и активным;

• уметь побуждать к активности других;

• видеть многообразие решений проблемы;

• уметь критически мыслить;

• уметь ставить цели;

• уметь аргументировать и отстаивать свою позицию и др.

Предметные сборы направлены на повышение уровня предметного образования школьников, развитие профессиональной компетенции учителей, популяризацию олимпиад и конкурсов среди учащихся Подмосковья. Ребята не только получают новые знания, но и демонстрируют уже имеющиеся. Очень важным обстоятельством является пятидневное пребывание членов команд на одной территории не только во время учебной работы, но и в свободное время. Школьники проживают пять дней в подмосковном пансионате «Левково». Участники прошедших сборов имели возможность прослушать научно-популярные лекции по биологии преподавателей МГУ. Из этих лекций они узнали много нового о специфике работы человеческого мозга и роли ботанических садов в сохранении природы. Школьники также приняли участие в увлекательнейшем тренинге на командообразование. Лекции и практические занятия проводили преподаватели из АСОУ, МГОУ, МФТИ, МГУ. Командная работа над проектами (и их защита) осуществлялась под руководством сту-дентов-консультантов. Были также организованы встречи с представителями предприятий и организаций Московской области. Защита проектов продемонстрировала, что школьники проявляют интерес к участию в данной форме внеурочной образовательной практики. Опроc участников проекта «Малая Академия Подмосковья» показал, что они провели эти дни с наибольшей пользой для себя. В сборах приняли участие 250 школьников из 27 муниципальных образований Московской области. Итогом двух смен стала защита проектов, посвященных освоению Космоса, возможному строительству метро в Подмосковье, эффективным методам борьбы с компьютерными вирусами, актуальным экологическим, историческим, философским и психологическим вопросам.

В своих отзывах подмосковные школьники отметили, что на сборах они приобрели много полезных знаний, которые смогут использовать при сдаче ЕГЭ, участии в олимпиадах, в дальнейшей проектной деятельности. Они также отметили удачные форматы лекций и практических занятий, высокий профессионализм педагогов. А самое

Кармаев А. А., Ким С. В.

Цифровизация проектной деятельности школьников: проблемы и перспективы

73

главное — сборы помогли им найти друзей-едино-мышленников, поверить в себя и как можно полнее раскрыть свои таланты.

Участие в проекте «Малая Академия Подмосковья» позволило школьникам понять, какие навыки XXI века им необходимо освоить для самостоятельной проектной и командной работы. Каждый попытался определить свою роль в проектной команде, углубить знания по любимым учебным дисциплинам. Опрос школьников и примеры их сетевого взаимодействия выявили интересный факт: многие ребята подружились и продолжают общаться в Сети с членами своей команды, а некоторые команды в полном составе приезжают повторно на сезонные сборы1.

Второй большой проект — «Кадры будущего для регионов» — реализуется в Подмосковье с 2018 года в рамках Соглашения Губернатора Московской области А. Ю. Воробьева c Агентством стратегических инициатив.

«У нас много одаренных школьников и студентов. Но таланту нужно помочь проявиться и развиваться, чтобы он смог достойно реализовать свои идеи в родной стране, в родном регионе. Московская область создаст такую среду возможностей — зону опережающего кадрового развития по самым востребованным перспективным направлениям. Задач предстоит решить много: профессиональная навигация, формирование института наставников, обучение ребят таким современным компетенциям, как проектная деятельность, работа в командах, выработка творческих решений. Дорогие друзья, я уверен, что проект «Кадры будущего для регионов» поможет вырасти новым молодым лидерам. Желаю удачи всем участникам проекта. Вместе с вами мы будем создавать сильное Подмосковье!» — отметил Губернатор Московской области, Андрей Юрьевич Воробьев.

В рамках реализации проекта «Кадры будущего для регионов», «250 подмосковных школьников пройдут отбор и обучение по различным направлениям. Также будут выбраны 60 тьюторов из числа студентов колледжей и вузов Московской области», — рассказала Ольга Сергеевна Забрало-ва, первый заместитель председателя Правительства Московской области.

В 2018/19 учебном году Московская область вошла в семерку пилотных субъектов по реализации инициативы «Кадры будущего для регионов». В июне 2018 года было отобрано 200 старшеклассников из 23 муниципалитетов Московской области и 40 тьюторов из числа студентов областных вузов. В этом году Подмосковье — один из 23 регионов, где реализовывается проект.

По словам О. С. Забраловой, «основная задача проекта — сформировать из талантливых ребят

1 URL: https://drive.google.com/drive/folders/1O4K-h6pL3NLIrvYLesFx92b7ybsqM_LC?usp=sharing

региональные лидерские команды. С этой целью команды школьников будут продолжать разрабатывать и реализовывать свои проекты, направленные на развитие Подмосковья. У нас в области много талантливых ребят, каждому из них дается возможность реально применить свои знания и умения. В этом ребятам помогают наставники, они курируют участников и способствуют эффективной реализации задуманного. Пройдя обучение в губернаторской школе в сентябре 2018-го, обучающиеся подмосковных школ совместно с тьюторами и наставниками разработали и апробировали 24 командных проекта. Лучшие представлены на специальной смене в Артеке в октябре 2019 года. Эти проекты также могут рассчитывать на поддержку в нашем регионе».

На новом этапе реализации проекта «Кадры будущего для регионов» (2020 г.) задействованы 250 школьников, которые составили 22 команды. Важным отличием этого этапа является то, что вся проектная деятельность в течение полугода проводится дистанционно, в режиме онлайн. В АСОУ, в оргкомитет проекта «Кадры будущего для регионов», поступает множество звонков и электронных сообщений от участников проекта. Вопросы касаются организации межличностного взаимодействия в период проектной работы. Удаленность друг от друга участников проектных команд создает проблемы коммуникации, включая выбор лидера команды. В связи с этим тьюторы вынуждены были общаться не с избранными лидерами команд, а с наиболее мотивированными школьниками. Таким образом, проблемы в проектных командах возникали не только из-за распределения ролей в команде, но и из-за отсутствия необходимого взаимодействия с тьюторами и наставниками. Тем не менее проектная работа продолжалась. В апреле 2020 года состоялась предзащита проектов команд, которые, несмотря на организационные и коммуникационные проблемы, смогли подготовить к предзащите 22 проекта.

С целью выявления проблем реализации проекта «Кадры будущего для регионов» нами был проведен опрос его участников — школьников и тьюторов. Разработанная и предложенная нами анкета содержала следующие вопросы:

Насколько Вы удовлетворены (от 1 до 10 баллов):

1. Участием в проектной команде? (Средний балл 7,4)

2. Совместной работой в команде? (Средний балл 7,1)

3. Самостоятельной работой под руководством тьютора? (Средний балл 7,0)

4. Участием в проекте «Кадры будущего для регионов»? (Средний балл 6,0)

5. Руководством тьютора? (Средний балл 7,9)

6. Опытом профориентации? (Средний балл 7,3)

7. Заочным общением с членами команды? (Средний балл 6,55)

74

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

8. Общением с новыми друзьями-коллегами из участников команды? (Средний балл 6,9)

9. Сопровождающими мероприятиями — сезонными сборами, семинарами, мастер-классами, очными встречами? (Средний балл 6,75)

10. Заочным тьюторством проектами? (Средний бал 3,8)

Были опрошены 22 лидера проектных команд. Следует отметить, что средние показатели в данном случае носят поверхностный характер, и не позволяют детально проанализировать удовлетворенность школьников. Опрос показал, что основное распределение баллов — от 7 до 8. Однако ответы на последний вопрос выявили низкую удовлетворенность школьников заочным тью-торством (средний показатель оказался 3,8). Это свидетельствует о наличии проблем в процессе онлайн-коммуникации.

Опрос тьюторов также выявил проблему дистанционного взаимодействия с командой школьников, которое чаще заменялось общением с одним членом команды. Тем не менее отметим, что при всех трудностях процесс проектной деятельности в онлайн-режиме состоялся.

Важно подчеркнуть, что, по мнению экспертов, в данном виде образовательной деятельности существуют проблемы, касающиеся формирования команды и организации командной работы. Соответственно, можно сделать вывод, что проектная деятельность онлайн слабо формирует актуальные навыки XXI века.

Однако вызовы современной жизни показали, как важно молодому поколению владеть приемами коммуникации и в существующих непростых условиях. Следует отметить и готовность молодого поколения осваивать такие формы взаимодействия, как онлайн-коммуникация. При этом важно и умение критически оценивать получаемую информацию, оценивать ее на предмет достоверности и «логического встраивания в текущую задачу» [1]. Е. А. Кашина отмечает умение организовать ресурсы данных, использовать информацию [7].

Специалисты исследовательской группы ЦИРКОН обращают внимание на то, что в настоящее время формируется новое поколение информационно-коммуникативной цивилизации. Поэтому современное онлайн-образование готовит молодежь к эффективному производству информации, взаимообмену ею для жизнедеятельности и социального творчества. Это путь к медиакультуре конкретного человека как умению жить в диалоге — горизонтальном и вертикальном, историческом с разными поколениями, культурами и цивилизациями. Формируется интернет-поколение с качественно новым способом жизнедеятельности и освоения информационной культуры. Информационная культура — это грамотная деятельность по поиску, обработке и целесообразному использованию информации. Подростки

не просто пользуются Интернетом и технологиями коммуникации, они живут в этой новой среде обитания при синергии реального и виртуального общения как единой системы. Прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов. Исследователи отмечают, что к живому межличностному взаимодействию с ровесниками и взрослыми подростки прибегают, только если нужно что-то понять или принять важное решение. Изменилось и место родителей в структуре потребностей детей в общении с ними [5]. Современное интернет-поколение — это «глобальные дети», которые имеют неограниченные возможности получения и обработки информации, знаний. Следовательно, педагогу необходимо соответствовать новым вызовам современности, осваивать и грамотно применять цифровые технологии [6].

Итоговые выводы исследования:

1. Сравнение проблем формирования у школьников навыков XXI века в режиме офлайн- и онлайн-организации проектной деятельности на примере реализации проекта «Малая Академия Подмосковья» и проекта «Кадры будущего для регионов» показывает, что в режиме онлайн-коммуникации более значимо проявляются проблемы взаимопонимания и взаимодействия в команде. Однако эти проблемы следует рассматривать как естественные точки роста навыков и компетенций XXI века в современном информационно-коммуникационном пространстве среды обитания современной молодежи.

2. Исследование подтвердило, что активное участие в целенаправленной коммуникативной деятельности и проектное творчество оказывают существенное влияние на все составляющие развития личности, обеспечивают юного человека актуальными технологическими и психологическими средствами для успешного участия в социальной деятельности и общении.

3. Тьютор в общении со школьниками реализует важные функции навигации и фасилитации информационного поиска и принятия проектных решений школьниками.

4. Организация проектной деятельности в режиме онлайн является актуальным вариантом формирования у школьника компетенций XXI века как основы медиакультуры информационно-коммуникационной цивилизации.

Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в Интернете, определяет перенос акцентов в программах медиаобразования с технических навыков на обучение грамотному поиску информации, ее систематизации, этике общения. Дети нуждаются в навигаторских программах, которые содержали бы полезные подсказки, помогали в поиске качественной информации по различным направлениям. Особенна важна роль межличностного обще-

Кармаев А. А., Ким С. В.

Цифровизация проектной деятельности школьников: проблемы и перспективы

75

ния, которое является основным фильтром для отбора значимой информации, установления экспертных оценок, придания определенных смыслов информации. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации.

Информатизация и цифровизация меняют парадигму современного образования [8]. В осно-

ве его преобразования лежат процессы развития человечества: информатизация и цифровизация всех отраслей экономики и жизни общества. Современная коммуникативная система позволяет включить подрастающее поколение в реальные социальные преобразования, обеспечить диалог поколений.

Литература

1. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мек-шенева // Современные наукоемкие технологии. — 2009. —№ 11. — С. 50-52.

2. Введение в «цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. — Москва: ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с.

3. Главный тренд российского образования — цифровизация. — URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 15.03.2018).

4. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковс-кий, М. И. Макеенко, С. С. Смирнов. — Москва: Медиа-Мир, 2017. — 160 с. —ISBN 978-5-91177-098-3.

5. Информатизация образования // Российская педагогическая энциклопедия. — URL: https://pedagogicheskaya. academic.ru/1241/ (дата обращения: 15.03.2018).

6. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. — URL: https://edmarket. digital/ (дата обращения: 15.03.2018).

7. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Кашина. — Екатеринбург: [Б.и.], 1997. — 187 с.

8. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы / А. Марей. — URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 15.03.2018).

References

1. Aksyukhin A. A., Vitsen A. A., Meksheneva Zh. V. Informat -sionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke [Information technologies in education and science]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2009, n. 11, pp. 50-52.

2. Keshelava A. V., Budanov V. G., Rumyantsev V. Yu. et al. Vvede-nie v «Tsifrovuyu» ekonomiku [Introduction to «digital» economy]. Gen. ed. A. V. Keshelav; Ch. «digital» cons. I. A. Zim-nenko. Moskva: VNII Geosistem, 2017. 28 p.

3. Glavnyy trend rossiyskogo obrazovaniya — tsifrovizatsiya [Digitalization: the main trend of Russian education]. Available at: http://www.ug.ru/article/1029 (accessed 15 March, 2018).

4. Vartanova E. L., Vyrkovskiy A. V., Makseenko M. I., Smirnov

S. S. Industriya rossiyskikh media: tsifrovoe budushchee: akade-micheskaya monografiya [Russian media industry: digital future: academic monograph]. Moskva : MediaMir, 2017. 160 p.

5. Informatizatsiya obrazovaniya [Informatization of education]. Rossiyskayapedagogicheskaya entsiklopediya [Russian encyclopedia of education]. Available at: https://pedagogicheskaya. academic.ru/1241/ (accessed 15 March, 2018).

6. Issledovanie rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazo-vatelnykh tekhnologiy [Study of the Russian market of online education and educational technologies]. Available at: https:// edmarket.digital/ (accessed 15 March, 2018).

7. Kashina E. A. Prognozirovanie struktury integrirovannogo kur-sa informatiki: dis.... kand. ped. nauk [Predicting the structure of an integrated computer science course: PhD thesis]. Ekaterinburg, 1997. 187 p.

8. Marey A. Tsifrovizatsiya kak izmenenieparadigm [Digitalization as a paradigm shift]. Available at: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (accessed 15 March, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.