Научная статья на тему 'Цифровизация образовательных процессов в вузах'

Цифровизация образовательных процессов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2323
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ СЕРВИСОВ / УПРАВЛЕНИЕ / УНИФИКАЦИЯ ФОРМАТОВ ДАННЫХ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / DIGITALIZATION / TRANSFORMATION / TECHNOLOGICAL STRUCTURES / UNIVERSITIES / EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMMUNICATIONS / UNIVERSITY / COMMON STANDARDS / INTEGRATION OF SERVICES / MANAGEMENT / UNIFICATION OF DATA FORMATS / NETWORKING ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюкавкин Николай Михайлович

Процесс цифровизации экономики прочно вошел в практику применения в деятельности субъектов хозяйствования, в том числе и вузов. С помощью цифровых технологий повышается эффективность деятельности, точность выполнения производственных, образовательных и иных операций,качество производимой продукции, оказания услуг. В настоящее время прогресс в сфере цифровых технологий в сфере образования осуществляется с большой интенсивностью и приводит к невозможности функционирования без их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESSES IN UNIVERSITIES

The process of digitalization of the economy has become firmly established in practice in the activities ofbusiness entities, including universities. With the help of digital technologies increases the efficiency,accuracy of production, educational and other operations, the quality of products, services. Currently,the progress in the field of digital technologies in education is carried out with great intensity and leadsto the impossibility of functioning without their use.

Текст научной работы на тему «Цифровизация образовательных процессов в вузах»

УДК 338

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ВУЗАХ

© 2019 Н.М. Тюкавкин*

Процесс цифровизации экономики прочно вошел в практику применения в деятельности субъектов хозяйствования, в том числе и вузов. С помощью цифровых технологий повышается эффективность деятельности, точность выполнения производственных, образовательных и иных операций, качество производимой продукции, оказания услуг. В настоящее время прогресс в сфере цифровых технологий в сфере образования осуществляется с большой интенсивностью и приводит к невозможности функционирования без их использования.

Ключевые слова: цифровизация, трансформация, технологические уклады, образование, университет, цифровые технологии, профессиональные коммуникации, интеграция сервисов, управление, унификация форматов данных, онлайн-курсы.

Терминологически цифровизация означает трансформацию третьего технологического уклада в четвертый и пятый, путем масштабного внедрения цифровых технологий в экономику и другие сферы деятельности общества [2]. Цифровизация это использование цифровых способов обработки информации и на этой основе создания нового контента ее передачи и распространения. При этом цифровая трансформация затрагивает все виды экономической деятельности, сектора, а также отрасли экономики, включая сферу образования [4].

Цифровизация имеет огромный потенциал для ускорения экономического развития. Особую роль играет внедрение концепции «Индустрия 4.0», реализация инфраструктурных сетевых проектов и кросс-инновационных сетей, как интеграторов и коммуникаторов деятельности сферы образования, разработки и реализации стратегий и программ инновационного развития вузов [5].

В настоящее время, в сфере образования, для управления образовательными процессами используют как аналоговые, так и цифровые системы обработки информации.

В аналоговых применяется определенный спектр частот для создания и передачи массивов информации. Аналоговый сектор занимает до 60 процентов современного рынка информации. Их основные недостатки низкая скорость передачи информации, большие объемы используемых ресурсов, низкое качество передаваемой информации, возникновение ошибок [6].

Цифровые системы, в отличие от аналоговых, предоставляют более высокое качество использования информации, задействуют незначительные объемы ресурсов, имеют высокую скорость передачи информации, а также более существенную управляемость процессов [7]. На основе цифровых систем управления бизнес-процессами строится цифровая экономика.

Вопросы развития цифровизации образовательных процессов вузов напрямую связаны с конкурентоспособностью национальных экономических систем, так как хроническое отставание в применении актуальной информации, неполное и несвоевременное и неполное использование цифровых ресурсов вузами сопровождается потерей рыночных позиций и привлекательности оте-

* Тюкавкин Николай Михайлович (tnm-samara@mail.ru), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики инноваций, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», 443086 РФ, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34.

tl

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 1 (1)

чественной системы образования [8]. С точки зрения мировой экономики, асимметрия в использовании цифровых технологий вузами различных стран, ставит в зависимость отдельные государства от более развитых в цифровом отношении стран, что приводит их к отставанию в развитии национальных систем образования.

Сегодня, к образовательным процессам вузов на основе использования цифровых технологий, имеется два подхода [9]:

1. Первый подход, определяемый как классический, говорит о том, что цифровые технологи образования это построение образовательных процессов, основанных на использовании цифровых технологий. Он характеризует сферу использования цифровизации в системе образования как область использования электронной продукции: передача данных, цифровые коммуникации, цифровое моделирование, дистанционное обучение и др.

2. Второй подход более расширенный, где цифровые образовательные процессы представляет экономическое производство, в котором применяются цифровые технологии. По мнению ряда ученых, данное пространство требуется расширять и в него внедрять цепи оказания услуг, где используются цифровые технологии, в т.ч.: «умное предприятие (вуз)», «умная система образования», инжиниринговые услуги, технологии индустрии 4.0, интернет вещей и пр.

По мнению автора, основой цифровых технологий образовательных процессов вузов является оказание образовательных услуг, связанных как с использованием цифровых технологий, имеющих в своем составе элементы цифровой техники - цифровые технологии позволяют получить более качественные, инновационное образование, а элементы цифровизации образовательных процессов вузов делают данную услугу уникальной, придавая ей новые потребительские свойства.

Другими словами, цифровизация образовательных процессов вузов - это деятельность, которая непосредственно связана с развитием цифровых информационных технологий, куда входят и сервисы по оказанию

онлайн-услуг, использование цифрового образовательного пространства, дистанционного обучения, сетевизация предоставления образовательных услуг, осуществление электронных образовательных курсов, интернет-услуги и пр. [10]

В 2019 году стартовал Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», утвержденный Правительством РФ в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 20192025 годы» [1]. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни -в любое время и в любом месте [11].

Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека направлены на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.е. обучения в течении жизни, а также его индивидуализации на основе технологий продвинутого обучения позволяющие преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.

Президентом РФ в декабре 2016 года был подписан Указ о формировании и утверждении целевой государственной программы «Цифровая экономика» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 года, №1632-р как программа «Цифровая экономика РФ»), представляющая социально-экономическую трансформацию, инициированную массовым освоением и использованием цифровых технологий, т.е. технологий, формирования, обработки, передачи и обмена информацией [1].

Основные направления цифровизации системы образования изложены в решении Комитета по образованию и науке ГД Федерального собрания РФ (от 20 февраля 2018

$1

года № 40-5) «О развитии информатизации системы образования и о совершенствования законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», где отмечается, что информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в РФ и важным направлением развития системы российского образования.

К числу системообразующих направлений развития образования в РФ относятся [3]:

❖ расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

❖ расширение применения средств автоматизации деловых процессов, баз данных, информационно-коммуникационных технологий в практике управления образованием на всех ее уровнях управления, в т.ч. в каждой образовательной организации;

❖ создание цифрового учебного и просветительского контента, электронных учебников и учебных пособий, электронных информационно-образовательных сред и платформ, электронных учебных курсов, обеспечивающих гражданам возможности получения образования в течение всей жизни вне зависимости от места их проживания;

❖ развитие методов и форм обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая расширение возможностей реализации образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Создание современной правовой базы электронного обучения позволило многим странам сформировать на этой основе, по сути, новую высокоинтеллектуальную быстро растущую отрасль экономики знаний -индустрию электронного обучения, построенную на применение технологии «больших данных», распределенных цифровых образовательных средах, новых информационно-коммуникационных технологиях, новых педагогических подходах в представлении и освоении информации [5].

При этом объем средств, связанных непосредственно с реализацией процессов обучения, составляет около 30 процентов, а остальной оборот приходится на информационно-технологическое сопровождение: хостинг, провайдинг, создание контента, предоставление облачных сервисов, сервисов по обработке больших данных, оплату трафика в сети Интернет, консалтинг, независимую экспертизу контента и результатов освоения образовательных программ и многое другое [6].

Цифровизация образования, как сфера профессиональной деятельности, уже вышла за границы национальных образовательных систем и имеет глобальный характер. Образовательными услугами, которые предоставляются на таких образовательных платформах пользуются многие миллионы граждан многих стран, в том числе российские граждане [2].

В настоящее время в 273-Ф3 «Об образовании в РФ» законодательно закреплены понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», условия и ограничения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, цифровые (электронные) библиотеки с электронными учебными изданиями.

Минобрнауки России утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Минобрнауки РФ от 23.08. 2017 г. № 816), в котором нормативно закреплены:

❖ учет отдельных особенностей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при лицензировании образовательной деятельности;

❖ реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»;

❖ создана Национальная ассоциация открытого образования, по инициативе ко-

tl

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 1 (1)

торой при поддержке Минобразования России создана и развивается национальная платформа открытого образования «openedu.ru»;

❖ созданы межвузовская платформа «Универсариум», на которой зарегистрировано более полутора миллиона пользователей, а также медиатека лекций на русском языке «Лекториум».

Данным приказом также определено, что при реализации образовательных программ с применением электронного образования и дистанционного открытого образования, образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/ или в электронно-цифровой форме [6].

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди основных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию он-лайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых растет с каждым годом. Сейчас предлагается более 5000 курсов от более чем 500 университетов [7].

Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт данной сферы: кроме ежегодного удвоения численности предлагаемых курсов и количества слушателей прогнозируемая консолидированная выручка рынка MOOC увеличится более чем в пять раз к 2020 г., по некоторым оценкам [7].

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании -развитие цифровых библиотек и цифровых

кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, а также и в России [4].

Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей [5].

Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами [7].

Во-первых, в настоящее время практически все студенты демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, особенно это касается топовых университетов. Ввиду глобализации рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках одной страны или кластера стран, а на международном уровне [9]. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества университета будет определяться сво-

$1

евременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения [10]. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

В ходе работы с российскими и зарубежными университетами и бизнес-школами в РФ сформирована «Концептуальная модель цифрового университета», состоящая из пяти уровней поддерживающей платформы [2]:

❖ первый уровень представлен научно-педагогическими работниками (НПР), студентами;

❖ второй уровень представлен базовыми информационными сервисами;

❖ третий уровень включает в себя сервисы, существенно облегчающие жизнь студентов и НПР в современном университете;

❖ четвертый уровень является наиболее ресурсоемким с точки зрения внедрения, но в то же время позволяет университету получить наибольшую добавленную стоимость. Он состоит из таких сервисов, как цифровой маркетинг, управление исследовательскими проектами, управление закупками, взаимодействие с абитуриентами и студентами;

❖ пятый уровень состоит из цифровых технологий, к которым относятся дроны (беспилотные летательные аппараты) и стартапы.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий, направленных на внедрение изменений в университете, включающие [6]:

❖ разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения;

❖ оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

❖ поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР;

❖ оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами - студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Несмотря на то, что переход к цифровизации образовательных процессов в вузах может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты,которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами [7].

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Цифровая среда делает образование более доступным: любой желающий вне зависимости от местонахождения, в любое удобное время, а также с минимальными затратами может повысить свои профессиональные компетенции, пройдя любой из доступных онлайн-курсов [2].

Онлайн-образование позволяет обеспечить непрерывность обучения, когда на лю-

ф

бом этапе профессионального развития можно получить новые знания и компетенции. Оно позволяет развить способность к самообучению и самообразованию. А это качество сегодня - одна из ключевых компетенций для профессионала в любой области, и ее роль со временем будет только возрастать.

Двадцать ш есть ун и верситетов подписал и хартию о цифровизации образовательного пространства, которая содержит единые принципы формирования рынка 1Т-решений для вузов и будет способствовать их сетевому взаимодействию и распространению лучших цифровых практик. Подписание хартии состоялось в ходе образовательного мероприятия «Остров 10-22», проходящего с 10 по 22 июля 2019 года в Сколковском институте науки и технологий. Среди вузов-подписантов хартии: четыре федеральных, четыре национальных исследовательских и девять опорных [6].

Кроме того, с целью развития идей, сформулированных в хартии, руководители 1Т-служб более 50 вузов подписали протокол, подтверждающий намерения активно развивать профессиональную коммуникацию в области цифровизации университетов [2].

Отмечается, что развитию данного направления препятствуют отсутствие единых стандартов сопряжения данных различных вузов, а также интеграции сервисов управления. Согласно тексту документа, вузы будут стремиться обеспечить унификацию форматов данных, способствовать сетевому взаимодействию и внедрению лучших онлайн-курсов. Кроме того, одним из приоритетов обозначено создание системы учета баз данных, интеллектуальных сервисов и систем прогнозирования.

Следующим шагом, как отметили в пресс-службе, станет совместная разработка стандартов, рекомендаций, норм и правил рынка 1Т-решений для вузов.

Согласно планам Минобрнауки к 2020 году российские вузы должны создать 3500 онлайн-курсов (к 2025 этот показатель должно быть доведен до 4000). Такие требования означают перевод значительной части образовательной программы ведущих вузов в онлайн-формат.

Библиографический список

1.Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207967/

2. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. 2009. No 11. С. 50-52.

3. Авдеева И.Л. Развитие цифровой экономики в условиях глобализации:управленческий аспект // International Scientific and Practical Conference World science. 2017. Т. 3. No 4 (20). С. 57-60.

4. Бодрунов С.Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриализа-ции российской экономики // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 7-22.

5. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. - ВНИИ Геосистем, 2017. -28 с.

6. Главный тренд российского образования - цифровизация. URL: http://www.ug.ru/article/ 1029

7. Исследование российского рынка онла-йн-образования и образовательных технологи-ий. URL: https://edmarket.digital/

8. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/ about/bcg-review/digitalization.aspx

9. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http:// neorusedu.ru/about

10. Развитие цифровой экономики в России. Доклад Всемирного Банка 20 декабря 2016г. URL: http://gosbook.ru/node/94904]

11. Defining and Measuring the Digital Economy. Working Paper Kevin Barefoot, Dave Curtis, William Jolliff, Jessica R. Nicholson, Robert Omohundro 3/15/2018. URL: https:// www.bea.gov/digital-economy/_pdf/defining-and-measuring-the-digital-economy.pdf

12. The Transformative Economic Impact of Digital Technology. URL: http://unctad.org/ meetings/en/Presentation/ecn162015p09_Katz_ en.pd; https://blogs.dxc.technology/2016/09/27/ the-economic-impact-of-digital-transformation/

Поступила в редакцию 20.09.2019 г.

ЭКСПЕРТ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 1 (1)

DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESSES IN UNIVERSITIES

© 2019 N.M. TyUkuvkm

The process of digitalization of the economy has become firmly established in practice in the activities of business entities, including universities. With the help of digital technologies increases the efficiency, accuracy of production, educational and other operations, the quality of products, services. Currently, the progress in the field of digital technologies in education is carried out with great intensity and leads to the impossibility of functioning without their use.

Keywords: digitalization, transformation, technological structures, universities, education, digital technologies, professional communications, University, common standards, integration of services, management, unification of data formats, networking online courses.

* Tyukavkin Nikolay Mikhailovich (tnm-samara@mail.ru), Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Innovation Economics, Samara National Research University Named After Academician S. P. Korolev, 443086 Samara, Russian Federation.

Received for publication on 20.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.