Научная статья на тему 'Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза'

Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1529
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / DIGITAL ECONOMY / SOCIETY INFORMATIZATION / AUTOMATED CONTROL SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGIES / SCIENTIFIC ACTIVITIES MONITORING / INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Польшакова Н.В., Коломейченко А.С., Яковлев А.С.

Переход современного общества от индустриальной к информационной модели развития социально-экономических отношений предоставил карт-бланш развитию цифровых технологий, их внедрению в общественную жизнь, оказывая тем самым, значительное влияние на все составляющие ее сегменты. Продвижение цифровых технологий предполагает, что производство, обмен, распределение и потребление общественных благ неразрывно связано с генерированием, аккумулированием, агрегированием и формализацией информационных потоков и знаний, представленных в цифровом виде. Понятия «сквозные информационные технологии», «цифровая экономика», «экономика знаний» становятся неотъемлемой частью современного общества. В этих условиях возрастает роль науки как объективного связующего звена. Данная публикация посвящена перспективным направлениям развития в области мониторинга научно-технических работ в условиях цифровой экономики. Авторами выделены основные проблемы, тормозящие развитие инновационных процессов. Выявлена необходимость совершенствования организационной системы науки путем разработки автоматизированных систем управления научно-исследовательской и конструкторской деятельностью. Основным направлением решения данной задачи является проектирование автоматизированной системы управления (АСУ) НаИР, учета и мониторинга научно-исследовательской деятельности вуза, с применением современных методов объектно-ориентированного программирования. Проектируемая авторским коллективом автоматизированная система ориентирована на удаленный сбор и хранение данных по результатам научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников в централизованном хранилище, позволяющих выявить структурные закономерности в исследуемой области и установить распределение научного потенциала, как внутри ВУЗа, так и между ВУЗами региона. Это позволит обеспечить объективный анализ результативности деятельности научно-технической работы в ВУЗе, приведет к повышению качества принимаемых управленческих решений в сфере науки и увеличит эффективность системы организации исследований и разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Польшакова Н.В., Коломейченко А.С., Яковлев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE RESEARCH WORK AS THE BASIC INSTRUMENT OF MONITORING ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL WORK OF THE UNIVERSITY

The transition of modern society from an industrial model to an information model for the development of social and economic relations has provided carte blanche for the development of digital technologies, their implementation in public life, thereby having a significant impact on all its segments. The advancement of digital technologies implies that the production, exchange, distribution and consumption of public goods is inseparably linked to the generation, accumulation, aggregation and formalization of information flows and knowledge presented in the digital form. The concepts of "end-to-end information technology", "digital economy", "knowledge economy" are becoming an integral part of modern society. Under these conditions, the role of science as an objective connecting link is growing. This publication is devoted to promising areas of the development in the field of monitoring scientific and technical work in the digital economy. The authors highlighted the main problems inhibiting the development of innovative processes. The need for improving the organizational system of science through the development of automated control systems for research and development activities is identified. The main direction of solving this problem is the design of an automated control system (ACS), accounting and monitoring of the university's research activities, using modern methods of object-oriented programming. The automated system designed by the team of authors is focused on the remote collection and storage of the data according to the results of the research activities of scientific and pedagogical workers in a centralized repository, allowing to identify structural patterns in the studied area and establish the distribution of scientific potential, both within the educational institution and between universities of the region. This will provide an objective analysis of the effectiveness of scientific and technical work at the university and will lead to an increase in the quality of managerial decisions in the field of science and will increase the efficiency of the organization of research and development.

Текст научной работы на тему «Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза»

УДК / UDC 004:001.891:378.4:001.8-047.36

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВУЗА

DIGITALIZATION OF THE RESEARCH WORK AS THE BASIC INSTRUMENT OF MONITORING ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL WORK

OF THE UNIVERSITY

Польшакова H.B.*, кандидат экономических наук, доцент Polshakova N.V.*, Candidate of Economic Science, Associate Professor Коломейченко A.C., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Kolomeychenko A.S., Candidate of Economic Science, Associate Professor,

Head of Department Яковлев A.C., кандидат экономических наук, доцент Yakovlev A.S., Candidate of Economic Science, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени H.B. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: polshakovanv@yandex. ru

Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы по заказу ФГБОУ ВО Орловский ГАУ «Создание научно-информационной среды вуза»

Переход современного общества от индустриальной к информационной модели развития социально-экономических отношений предоставил карт-бланш развитию цифровых технологий, их внедрению в общественную жизнь, оказывая тем самым, значительное влияние на все составляющие ее сегменты. Продвижение цифровых технологий предполагает, что производство, обмен, распределение и потребление общественных благ неразрывно связано с генерированием, аккумулированием, агрегированием и формализацией информационных потоков и знаний, представленных в цифровом виде. Понятия «сквозные информационные технологии», «цифровая экономика», «экономика знаний» становятся неотъемлемой частью современного общества. В этих условиях возрастает роль науки как объективного связующего звена. Данная публикация посвящена перспективным направлениям развития в области мониторинга научно-технических работ в условиях цифровой экономики. Авторами выделены основные проблемы, тормозящие развитие инновационных процессов. Выявлена необходимость совершенствования организационной системы науки путем разработки автоматизированных систем управления научно-исследовательской и конструкторской деятельностью. Основным направлением решения данной задачи является проектирование автоматизированной системы управления (АСУ) НаИР, учета и мониторинга научно-исследовательской деятельности вуза, с применением современных методов объектно-ориентированного программирования. Проектируемая авторским коллективом автоматизированная система ориентирована на удаленный сбор и хранение данных по результатам научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников в централизованном хранилище, позволяющих выявить структурные закономерности в исследуемой области и установить распределение научного потенциала, как внутри ВУЗа, так и между ВУЗами региона. Это позволит обеспечить объективный анализ результативности деятельности научно-технической работы в ВУЗе, приведет к повышению качества принимаемых управленческих решений в сфере науки и увеличит эффективность системы организации исследований и разработок.

Ключевые слова: цифровая экономика, информатизация общества, автоматизированные системы управления, информационные технологии, мониторинг научной деятельности, инновационные процессы.

The transition of modern society from an industrial model to an information model for the development of social and economic relations has provided carte blanche for the development of digital technologies, their implementation in public life, thereby having a significant impact on all its segments. The advancement of digital technologies implies that the production, exchange, distribution and consumption of public goods is inseparably linked to the generation, accumulation, aggregation and formalization of information flows and knowledge presented in the digital form. The concepts of "end-to-end information technology", "digital economy", "knowledge economy" are becoming an integral part of modern society. Under these conditions, the role of science as an objective connecting link is growing. This publication is devoted to promising areas of the development in the field of monitoring scientific and technical work in the digital economy. The authors highlighted the main problems inhibiting the development of innovative processes. The need for improving the organizational system of science through the development of automated control systems for research and development activities is identified. The main direction of solving this problem is the design of an automated control system (ACS), accounting and monitoring of the university's research activities, using modern methods of object-oriented programming. The automated system designed by the team of authors is focused on the remote collection and storage of the data according to the results of the research activities of scientific and pedagogical workers in a centralized repository, allowing to identify structural patterns in the studied area and establish the distribution of scientific potential, both within the educational institution and between universities of the region. This will provide an objective analysis of the effectiveness of scientific and technical work at the university and will lead to an increase in the quality of managerial decisions in the field of science and will increase the efficiency of the organization of research and development.

Key words: digital economy, society informatization, automated control systems, information technologies, scientific activities monitoring, innovative processes.

Объявленный в 2016 году Президентом РФ В.В. Путиным курс на развитие информатизации государства, последующая выработка «Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг.» № 203 от 09.05.20l7 года послужили основой для утверждения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». По заявлению Президента РФ «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний» [3].

Согласно принятой «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы» цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства [2].

Неоспоримая аксиома то, что одними из важнейших направлений повышения эффективности цифровой хозяйственной деятельности являются: развитие науки, технологический прогресс и внедрение новых информационных технологий и нестандартных решений, основанных на них. Таким образом, сегодня цифровая экономика - это глобальный тренд, способный создавать новую модель развития социально-экономических и производственно-технических процессов, базирующихся на достижениях в сфере высоких технологий.

Мы согласны с мнением С.И. Черных, высказанным в работе «Цифровая экономика и наука» - «Наука и производимые ею новые знания являются центральным стержнем, на который «нанизываются» практически все аспекты

современной экономики, базирующейся на научно-технологической модели -общих принципах и стандартах развития, основанных на инновационных источниках роста, связанных в первую очередь с использованием прорывных результатов фундаментальных и прикладных исследований» [9].

Научно-технологическая модель включает в себя внедрение инновационных методов и технологий для проведения исследований и разработок, базирующихся на цифровых платформах. Свершившимся фактом стал переход к научно-технологической модели для многих зарубежных стран, в которых присутствует стабильный и непрерывный процесс внедрения инноваций. Именно этот процесс становится драйвером динамичного и качественного экономического подъема и повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономической системы и как следствие повышение удовлетворенности населения качеством жизни. Естественно, такая модель присуща лидирующим мировым экономикам, которые способны обеспечивать выполнение двух основных условий. Одно из них - это высокий уровень удовлетворенности качеством жизни граждан со средним уровнем дохода; и второе условие - наличие симбиоза между эффективной научно-технологической базой и высокотехнологичным производством, которые способны к постоянной генерации инноваций и их трансферу [7]. В нашем государстве реализация этих двух условий в полном объеме пока не достигнута, но «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» задает вектор для формирования и старта инновационных процессов.

Принятая программа цифровой экономики - не единственная инициатива власти по технологическому перевооружению страны. Так, например, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит сферу научной деятельности в один ряд с приоритетными национальными проектами (программами).

Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29 марта 2019 года № 377 разработана с учётом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика». Она включает в себя следующие основные мероприятия:

1) экспертное, прогнозное и аналитическое обеспечение научно-технологического развития, корректировки и детализации приоритетов такого развития, выработки и установки технологических директив;

2) развитие цифровых платформ для участников научно-технологического развития;

3) поддержку выставочной и экспозиционной деятельности;

4) развитие цифровой инфраструктуры оборота прав и объектов интеллектуальной собственности;

5) поддержку правовой охраны и защиту на зарубежных рынках;

6) мониторинг и совершенствование системы управления научно-технологическим развитием;

7) поддержку новых, в том числе краудфандинговых форм финансирования научно-технических проектов;

8) создание и развитие для ученых и инженеров информационных систем, позволяющих осуществлять мониторинг их профессионального роста и упрощающих для них доступ к адресной поддержке.

Кроме того, в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и национального проекта «Наука» предстоит создание единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия,

с помощью которой можно будет получать исчерпывающие сведения о поддержке молодых ученых, которую оказывает государство на федеральном или региональном уровне.

Реализация совокупности вышеперечисленных программ позволит государству осуществить прорыв в сфере научно-технологического и социально-экономического развития страны. О скоординированности этих проектов говорят поставленные правительством РФ задачи создания сквозных цифровых технологий, предпочтительно на основе отечественных информационных технологий и создания привлекательных условий работы в России как для отечественных, так и для иностранных ученых и молодых перспективных исследователей [1].

Тем не менее, существует ряд проблем, сдерживающих инновационное развитие. К ним следует отнести необходимость совершенствования организационной системы науки [5]. Изжившая себя модель организации науки и научного обслуживания, еще сохраняющая некоторые черты советской системы, становится непреодолимым препятствием на пути развития инновационных процессов в области высоких технологий, и обусловлена большим разрывом между наукой, образованием и производством. Таким образом, в качестве основной проблемы российской науки выступает отсутствие четкой вертикальной государственной системы управления научно-технологической сферой, осуществляющей средне- и долгосрочное планирование и прогнозирование развития, а так же проводящей мониторинг исполнения текущих проектов, в том числе и эффективного расходования финансовых ресурсов выделенных на реализацию этих проектов.

По нашему мнению, чтобы создать такую структуру необходимо усиление интегрирующей роли академической науки, которая способна создать единое научное пространство, и при этом выступать агрегатором знаний, умений и навыков в области фундаментальных и прикладных исследований. Как показывает практика, академическая наука не исключает проведения фундаментальных исследований в ВУЗах, государственных научных центрах и частных корпорациях. Тем не менее, и на этом направлении имеются свои «подводные камни». Несмотря на то, что в России создан весьма благоприятный инвестиционный климат, финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации промышленного производства с внедрением высоких технологий остаются весьма жесткими. Следовательно, предпринимательский сектор экономики не заинтересован вкладывать деньги в отечественную науку. Таким образом, реальные поступления денежных средств на развитие российской науки не обеспечивают даже ее простого воспроизводства. В таких условиях роль государства в субсидировании научных изысканий должна выступать на первый план. Первыми попытками финансировать науки стало создание в 1992 г. Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), а в 1994 г. -Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Финансирование научных проектов не ограничивается работой только этих фондов. Принятое в 2010 году Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» жестко регламентирует порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, в том числе порядок отбора получателей субсидий. Также следует отметить, что в настоящее время активными грантодателями научных проектов выступают отраслевые министерства и

ведомства. Так, например: в 2017 году высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств федерального бюджета выполнена 151 научно-исследовательская работа на сумму 194,139 млн. рублей. Основными организаторами конкурсов, в которых участвуют аграрные образовательные учреждения являются: РФФИ, РГНФ, Российский научный фонд (РНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), Минобрнауки России [4].

Еще одним положительным моментом является финансирование научных проектов самими ВУЗами, которые выступают гратодателями. Так, например, в Орловском ГАУ уже несколько лет существует практика грантового финансирования наиболее актуальных и перспективных научных разработок. Такой подход к финансированию науки не только изменяет внутреннюю среду работы научно-педагогических коллективов, но и подталкивает администрацию ВУЗов изменять подходы управления научной деятельностью, нацеливать свою работу на создание условий в ВУЗе для развития сильных научных школ [8].

Однако, тут же перед контролирующими органами вуза встает проблема мониторинга результатов научно-исследовательской деятельности, который как правило, проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования на основе системы критериев и индикаторов. В рамках проводимого контроля научно-исследовательской частью осуществляются сбор и регистрация первичных документов, их агрегирование, формализация, анализ сводных показателей, отчетов и их последующая передача для выработки оптимального решения при выборе альтернативных вариантов. Агрегированная информация предоставляет собой количественные данные для таких функций управления научной деятельностью, как планирование, контроль и анализ.

В настоящее время актуальной методической проблемой мониторинга науки является отсутствие высококачественного инструментария, базой которого являются сквозные информационные технологии, интернет вещей, искусственный интеллект, используемого в процессе измерения и статистической обработки результатов и их адекватная интерпретация. В качестве важнейшей задачи, для любого ВУЗа, выступает необходимость систематизации информации о результатах научной деятельности в системе высшей школы.

Стартовавшая в марте 2019 года Федеральная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» дает возможность «поставить на цифровые рельсы» процедуру мониторинга научно-технической деятельности. Под эгидой данной Программы и в целях поддержки научных исследований, приоритетных для развития научного потенциала ФГБОУ ВО Орловский ГАУ научно-исследовательскому коллективу предоставлен внутривузовский научный грант в рамках выполняемой научно-исследовательской работы: «Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию управления взаимодействиями объектов научно-исследовательской деятельности, планирование, мониторинг и анализ результатов научно-исследовательской деятельности аграрного вуза («НаИР»)

Основным направлением решения данной задачи является формирование формализованных информационных модулей (блоков) данных, позволяющих выявить структурные закономерности в исследуемой области и установить распределение научного потенциала, как внутри ВУЗа, так и между ВУЗами региона. По сути, вся полученная в процессе мониторинга информация должна быть обработана, структурирована и сформирована единую базу данных. Формализация данных по модульному принципу предоставит возможность разработки прогнозов по конкретным направлениям науки, в том числе и в области высоких технологий, а также заниматься трансфером инноваций, принадлежащих

учреждениям системы высшее школы. В роли конечного пользователя рассматривается аппарат управления, отвечающего за эффективность научной деятельности ВУЗа или научно-исследовательская часть.

Основной целью НИР/НИОКТР является разработка автоматизированной системы управления (АСУ) НаИР, учета и мониторинга научно-исследовательской деятельности вуза, которая должна включать удаленный сбор и хранение данных по результатам научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников в централизованном хранилище. Разработка АСУ также предусматривает наличие унифицированных форм сбора информации и отчетности, развитого логико-математического и инструментального аппаратов анализа данных и их представления в графическом виде, мониторинг выполнения текущих научных исследований, а также составление планов научно-исследовательской деятельности. Предполагается, что АСУ НаИР должна работать в режиме удаленного авторизованного доступа, база данных должна быть доступна для расширения и трансформации с целью настройки под особенности различных высших учебных заведений, а также должны быть предусмотрены гибкие механизмы интеграции в информационные системы, действующие в вузе и обеспечивающие эффективное функционирование информационного пространства. Информационная система должна быть универсальна для всех вузов Министерства сельского хозяйства РФ.

Апробация пилотного проекта информационной системы автоматизации управления взаимодействиями объектов научно-исследовательской деятельности вуза, мониторинг и анализ результатов проходит на базе ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, предполагается внедрение информационной системы в научно-исследовательскую деятельность университета, получение авторского свидетельства и дальнейшее ее совершенствование и развитие.

Для реализации проекта АСУ НаИР необходима систематизация и формализация априорной информации трёх видов:

- информация о целях деятельности автоматизированной системы управления;

- информация о сложившейся в ВУЗе предметной области;

- информация о действующих индикаторах, предназначенных для оценки достижения целей.

Первый вид априорной информации - это информация, определяющая техническое задание для реализации проекта.

Следующим указанным видом информации является информация об изучаемой предметной области. Это довольно широкий класс априорной информации, включающий в себя сведения об основных сущностях предметной области, их атрибутах, и отношениях между ними.

И наконец, третий вид информации это, по сути, банк знаний, содержащий сведения об оценочных индикаторах, характеристиках исполняемых алгоритмах, возможных ограничениях, предъявляемых требованиях к входным данным, и т.д. Примерный состав предметных областей и индикаторов представлен в таблице 1.

Исследование предметных областей в ряде случаев является сложной проблемой. Например, оценка эффективности научной деятельности затруднена из-за того, что далеко не все результаты научных работ имеют инновационную, коммерческую направленность, а получение научного результата и эффект от его коммерциализации часто разделены по времени. Значительная часть научных разработок ориентирована на получение социального и гуманитарного эффекта, который с трудом или вовсе не подлежит коммерческому измерению.

Таблица 1 - Примерный перечень изучаемых предметных областей и оценочных индикаторов_

Изучаемая предметная область Состав оценочного индикаторов

Продуктивность научной деятельности Число изобретений, поданных заявок на получение научных грантов, патентов и лицензий на изобретения, в том числе на базы данных и программные продукты

Эффективность научной деятельности Число проводимых защит диссертаций, изобретений, ноу-хау, полученных лицензий и патентов на использование объектов интеллектуальной собственности

Эффективность госбюджетного финансирования Доля изобретений, ноу-хау, ПО, БД, монографий, ставших результатом выполнения госбюджетных НИР

Актуальность научных исследований Количество НИР и изобретений, которые относятся к приоритетным направлениям развития науки и техники, результаты которых были коммерциализированы

Научный потенциал Абсолютное число докторов, кандидатов наук, научных школ, членов РАН, заслуженных деятелей науки

Перспективность научной деятельности Сведения о работающих диссертационных советах с перечнем научных отраслей и специальностей, входящих в них, количество подготавливаемых данной организацией докторов и кандидатов наук. Сведения о научных исследованиях, выполненных в рамках научно-технических программ, федеральных целевых программ, грантов, государственного задания

Наукометрические показатели научной деятельности Число публикаций в международных цитатно-аналитических базах данных Web of Science/Scopus, а также в специализированных профессиональных базах данных, РИНЦ; индекс Хирша, импакт-фактор и т.д.

Инновационный потенциал Наличие технопарков, бизнес- инкубаторов, малых инновационных предприятий; Число студентов-соавторов публикаций и изобретений

В заключение вышесказанного хотелось бы отметить актуальность и новизну разворачиваемого работы над проектом АСУ НаИР. О характере приоритетности свидетельствуют такие факты как обязанность вузов и научных организаций предоставлять сведения о научной деятельности (форма № 2-наука) различным инстанциям (ФСМНО, Росстат и т.д.). Перечни предоставляемых показателей во многом пересекаются, хотя имеют свою специфику. Такое обилие однотипной информации приводит к увеличению бюрократической нагрузки на научные и образовательные организации и к несопоставимости отчетной информации из-за различных методических рекомендаций по заполнению идентичных показателей. Разработка единого методического подхода на основе при заполнении форм позволила бы решить обозначенные проблемы, а также существенно упростила бы сам процесс сбора информации и ее обработки. В качестве основной базы предлагается использовать форму Росстата № 2-наука, дополнив ее показателями, необходимыми для измерения результативности научно-техннической деятельности организации [6].

Создание информационной системы АСУ НаИР, предусматривающей формирование и обновление личных профилей самими учеными и дополненной возможностью импортирования информации из наукометрических баз данных, обеспечило бы высокую достоверность информации.

Выводы. В целом создание эффективной системы оценивания обеспечит объективный анализ результативности деятельности научно-технической работы в ВУЗе, приведет к повышению качества принимаемых управленческих решений в сфере науки и увеличит эффективность системы организации исследований и разработок.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Пункты 10, 11.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203). Пункт 3.

3. Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности РФ // https://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 06.08.2019).

4. Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов» // http://agrarian.council.gov.ru/activity/activities/round_tables/92496/ (дата обращения: 06.08.2019).

5. Грибанов Д.В. Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2011. № 28. С. 8-17.

6. Гусев А.Б., Доронина Е.Г., Вершинин И.В., Малахов В.А. Мониторинг и оценка результатов научно-технической деятельности: зарубежный опыт и Российская практика // Наука. Инновации. Образование. 2018. № 1 (27). С. 65-91.

7. Коломейченко А.С., Польшакова Н.В., Ноздрина Ю.В. Роль информационно-консультационных служб в информационном обеспечении трансфера инноваций в АПК // Научное мнение. 2014. № 5. С. 117-124.

8. Полешкина И.О. Проблемы грантового финансирования научных исследований в аграрных вузах // Международный технико-экономический журнал. 2014. № 2. С. 70-75.

9. Черных С.И. Цифровая экономика и наука // ЭТАП. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-nauka (дата обращения: 06.08.2019).

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda». Punkty 10, 11.

2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody (utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 goda № 203). Punkt 3.

3. Formirovanie tsifrovoy ekonomiki - eto vopros natsionalnoy bezopasnosti RF // https://tass.ru/ekonomika/4389411 (data obrashcheniya: 06.08.2019).

4. Ob integratsii usiliy nauchnykh i obrazovatelnykh uchrezhdeniy APK v tselyakh aktivizatsii nauchnykh issledovaniy i podgotovki spetsialistov» // http://agrarian.council.gov.ru/activity/activities/round_tables/92496/ (data obrashcheniya: 06.08.2019).

5. Gribanov D.V. Problemy i perspektivy razvitiya gosudarstvennoy innovatsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii // Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost.2011. № 28. S. 8-17.

6. Gusev A.B., Doronina Ye.G., Vershinin I.V., Malakhov V.A. Monitoring i otsenka rezultatov nauchno-tekhnicheskoy deyatelnosti: zarubezhnyy opyt i Rossiyskaya praktika // Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2018. № 1 (27). S. 65-91.

7. Kolomeychenko A.S., Polshakova N.V., Nozdrina Yu.V. Rol informatsionno-konsultatsionnykh sluzhb v informatsionnom obespechenii transfera innovatsiy v APK // Nauchnoe mnenie. 2014. № 5. S. 117-124.

8. Poleshkina I.O. Problemy grantovogo finansirovaniya nauchnykh issledovaniy v agrarnykh vuzakh // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2014. № 2. S. 70-75.

9. Chernykh S.I. Tsifrovaya ekonomika i nauka // ETAP. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-nauka (data obrashcheniya: 06.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.