УДК 336.2
Погорелов С.В. студент 3 курса магистратуры ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» Научный руководитель: Горшкова Н.В., доктор экономических наук
профессор
заведующий кафедрой финансов, учета и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Россия, г.Волгоград
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация: В настоящее время глобальным процессом, который позволяет охватить все сферы жизни и деятельности общества выступает цифровизация. Масштабы этой трансформации обуславливаются ускорением развития информационных технологий. Важным преимуществом цифровизации является нивелирование влияния человеческого фактора, ускорение производственных, учетных и контрольных процессов. В статье рассмотрены аспекты цифровизации процесса налогового администрирования на примере системы налогового мониторинга, приведен анализ состояния налогового мониторинга на территории Российской Федерации, описаны тенденции развития цифровизации налогового мониторинга, особенности применения налогового мониторинга предприятиями нефтяного сектора. Автор рассматривает основные проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в процесс налогового мониторинга в России.
Ключевые слова: цифровизация; налоговый мониторинг; налогообложение предприятий нефтяного сектора; проблемы и перспективы.
Pogorelov S. V.
3rd year master's student Volgograd State University
DIGITALIZATION OF TAX MONITORING ON THE EXAMPLE OF
OIL INDUSTRY ENTERPRISES
Abstract: Currently, digitalization is a global process that allows covering all spheres of life and activity of society. The scale of this transformation is caused by the acceleration of the development of information technologies. An important advantage of digitalization is the leveling of the influence of the human factor, the acceleration of production, accounting and
control processes. The article considers aspects of digitalization of the tax administration process on the example of the tax monitoring system, provides an analysis of the state of tax monitoring in the territory of the Russian Federation, describes trends in the development of digitalization of tax monitoring, features of the application of tax monitoring by oil sector enterprises. The author examines the main problems and prospects of the introduction of digital technologies in the process of tax monitoring in Russia.
Keywords: digitalization; tax monitoring; taxation of oil sector enterprises; problems and prospects.
На сегодняшний день существенными проявлениями технического и инновационного развития в экономических условиях развития являются процессы цифровизации. Активное внедрение цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности позволяет значительно повысить качество предоставляемых работ и услуг, оптимизировать процессы управления государством.
В условиях цифровизации возникла необходимость модернизации системы налогового администрирования. Цифровизация налоговой системы в быстроразвивающемся мире технологий крайне необходима, поскольку для решения проблемы, связанной с неуплатой налогов, выступает внедрение ФНС РФ системы налогового мониторинга. Комплексный подход к решению выявленных проблем позволит повысить эффективность налогового мониторинга. 28
Рассмотрим теоретические подходы к понятию налогового мониторинга.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый мониторинг выступает формой налогового контроля. По мнению ряда специалистов по своей природе налоговый мониторинг является методом контроля, так как он выражается в применении такого приема как наблюдение, которое проводится в отношении за
29
подконтрольным лицом. 29
М.В. Аракелова налоговый мониторинг рассматривает как форму
30
налогового администрирования. 30
В. Гензель считает, что мониторинг, проводимый налоговыми органами, представляет собой процедуру отслеживания и анализа налоговых рисков по операциям финансово-хозяйственой деятельности, которые проводятся крупными налогоплательщиками.
28 Кунцова В. С. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 353-355.
29 Березина Е.В., Баландина А.С., Беломытцева О.С. - Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 2. -С. 18 - 39.
30 Аракелова М.В. Налоговый мониторинг как форма налогового администрирования // Финансовое право. 2015. № 8. С. 39.
Так, Н. Фальшина понимает под налоговым мониторингом новый
31
режим налогового администрирования. 31
Федеральная налоговая служба под налоговым мониторингом понимает способ информационного взаимодействия, согласно которому налоговому органу предоставляется со стороны организации доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в реальный момент времени посредством онлайн, а также предоставление первичных документов и пояснений по запросам налоговиков.
Сущность налогового мониторинга направлена на оценку налоговых рисков, осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.
Основными положительными аспектами использования налогового мониторинга являются:
- выявление налоговых рисков;
- урегулирование спорных моментов, выявить которые ранее можно было бы только при проведении проверочных мероприятий;
- повышение скорости формирования налоговой отчетности;
- снижение затрат, связанных с проведением налогового контроля;
- онлайн-формат, что является главным и основным в период коронавирусной инфекции, что является актуальным.
В современных условиях деятельность налоговых служб направлена на развитие цифровизации налогового контроля, что позволит произвести замену привычных для общества форм проверок, на современные инструменты, при которых налогоплательщикам невыгодно уклоняться от уплаты налогов.
В соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 г № 348-Ф3 с 1 января 2015 года ФНС начала использовать систему дистанционного взаимодействия налоговой службы и организаций - налоговый мониторинг. Проведение налогового мониторинга в определенный период заменит выездные и камеральные проверки. 32 Правовое регулирование налогового мониторинга осуществляется статьями 105.26-105.28 главы 14.7 Налогового кодекса Российской Федерации. 33
Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга. 34
31 Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. 2018. № 1. С. 25-29.
32 Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
33 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ часть первая (ред. от 31.10.2019 г.).
34 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Следует отметить, что под систему налогового мониторинга подходят не все компании, поскольку выделены определенные критерии:
- сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ в совокупности, которая подлежит к уплате за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей;
- минимальный объем полученных доходов должен составлять не менее 3 млрд рублей;
- минимальная стоимость активов в совокупности по данным отчетности должна составлять 3 млрд рублей. 35
Таким образом, применение налогового мониторинга касается только крупных налогоплательщиков.
Система налогового мониторинга в Российской Федерации вступила в силу с 1 января 2016 года.
При проведении исследования была замечена положительная динамика компаний, которые присоединились к системе налогового мониторинга (рисунок 1).
Годы
Рисунок 1 - Динамика присоединения участников к системе налогового мониторинга за период 2016-2020 годы Источник: составлено автором.
С момента внедрения налогового мониторинга наблюдается рост участников, которые успешно присоединились к данной системе. Так за период 2016-2020 годы рост показателя составил с 7 до 95 участников соответственно, что больше на 88 участников в абсолютном и 1257% в относительном выражении, что безусловно является положительной тенденцией, поскольку это напрямую влияет на рост налоговых поступлений в бюджет.
35 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ часть первая (ред. от 31.10.2019 г.).
Следует отметить, что при подготовке концепции налогового мониторинга, до момента распространения коронавирусной инфекции, до введения мер ограничительного характера, прогнозировалось, что количество участников будет составлять более 200 компаний, и величина их налогов будет превышать 50% поступлений федерального бюджета.
На рисунке 2 представим отрасли экономики, перешедшие на систему налогового мониторинга.
Рисунок 2 - Отрасли экономики, перешедшие на систему налогового мониторинга*
*Источник: составлено автором.
Анализируя данные рисунка 2, следует отметить, что 31% компаний нефтегазовой отрасли перешли на систему налогового мониторинга, и данная отрасль занимает первое место среди отраслей экономики. Что касается отрасли торговли, то 13% организаций перешли на новую форму. Другие отрасли экономики только начинают переходить на систему налогового мониторинга, и только небольшая часть компаний и организаций других отраслей экономики перешли на налоговый мониторинг.
Внедрение системы налогового мониторинга в Российской Федерации является достаточно эффективной, что подтверждается увеличением налоговых поступлений в бюджет (рисунок 3).
4000
3000
2000
1000
ю
Л 0
д
и, ч -1000
я
-2000
-3000
-4000
-5000
2741
1 1974.3
ЗЕ
2020
-1961
-2956
-4102.5
Годы
Рисунок 3 - Дефицит (-)/профицит (+) федерального бюджета за 2015-2020 годы*
*Источник: составлено автором по источнику 14.
Анализируя данные рисунка 3 следует отметить, что тенденция увеличения дефицита бюджета прослеживалась до 2016 года, но после внедрения системы налогового мониторинга ситуация стала улучшаться, что связано с важностью цифровизации сферы в настоящее время.
В 2020 году наблюдается дефицит федерального бюджета, что связано с влиянием коронавирусных и нефтяных шоков, что привело к дефициту бюджета в 2020 году. В результате стагнации доходов и быстрого наращивания расходов, в первом квартале 2020 г. федеральный бюджет был исполнен с положительным около нулевым сальдо (+12 млрд. руб.). Было очевидно, что на конец года, когда влияние кризиса будет всё больше проявляться на бюджетной системе, баланс федерального бюджета уйдет глубоко в отрицательную зону. Таким образом, в 2020 году под воздействием шоков, вызванных пандемией, федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП), в то время как в 2019 году был зарегистрирован профицит в размере 1,9 трлн руб. (1,8% ВВП).
Особое значение имеет налогообложение нефтяной отрасли, что обусловлено зависимостью доходов страны от деятельности компаний нефтяной отрасли. Следовательно, важно развивать систему налогообложения, повышать эффективность налогового
администрирования, что и осуществляется посредством налогового мониторинга.
По состоянию на 2018 год на систему налогового мониторинга перешли 26 крупнейших налогоплательщиков, среди которых особе место занимают компании нефтяной отрасли: «Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ».
Способы информационного взаимодействия различны. На рисунке 4 представим способы информационного взаимодействия между НФС и нефтяной отрасли.
Г Ч Удаленнй доступ к информационной системе • ПАО "ЛУКОЙЛ"
г -1 Дистанционный доступ к "витрине данных" • Газпром; • Дочерние общества ЛУКОЙЛ; • Татнефть
Предоставление информации по телекоммуникационным ^ системам (ТКС) л • Роснефть
Рисунок 4 - Способы информационного взаимодействия* *Источник: составлено автором.
Среди компаний нефтяного сектора, которые успешно применяют налоговый мониторинг, являются: организации Группы «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Славнефть» и другие.
Роснефть выступает одним из крупных налогоплательщиком страны. В 2017 году компания начала применять налоговый мониторинг. Следует отметить, что в 2021 году 10 предприятий Роснефти подали заявления о переходе на налоговый мониторинг. Таким образом, к 2022 году количество «дочек» Роснефти достигнет 29. За счет применения налогового мониторинга в режиме онлайн-формат снизиться документооборот и налоговая нагрузка.
Другой крупной компанией нефтяного сектора является ПАО «ЛУКОЙЛ». Налоговый мониторинг применяется с 2018 года. Среди организаций Группы «ЛУКОЙЛ» в системе налогового мониторинга по состоянию на 01.01.2021 находятся 14 организаций, еще 4 организации вступят в налоговый мониторинг с 01.01.2022. В рамках осуществления информационного взаимодействия ПАО «ЛУКОЙЛ» представляет налоговому органу документы, необходимые для осуществления налоговой функции, посредством предоставления прямого доступа к учетной системе Общества - ИСУ ЛУКОЙЛ на базе SAP. Организации Группы «ЛУКОЙЛ» в рамках налогового мониторинга представляют документы посредством размещения их в ИСУ «Налоговый мониторинг. Витрина данных».
НГК «Славнефть» также является участником налогового мониторинга. Компания взаимодействует с налоговым органом посредством использования защищенных каналов связи ограниченного
доступа к системе «Парус», которая позволяет формировать данные бухгалтерского и налогового учета.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что предприятия нефтяной отрасли оказывают особое влияние на экономику страны, что безусловно отражается на федеральном бюджете страны, главным и актуальным аспектом в современных условиях, выступает внедрение системы налогового мониторинга, как цифровизации налоговой системы.
В ближайшее время основной задачей государства выступает обеспечение перехода крупных компаний на систему налогового мониторинга, что как мы видим даёт положительный эффект и будет способствовать сокращение числа неуплат налогов. Данный факт безусловно будет положительно влиять на экономику страны в целом.
Кроме того, несмотря на то, что налоговый мониторинг обладает рядом преимуществ, также и существуют некоторые проблемные аспекты и правовое регулирование налогового мониторинга требует доработки. Основной проблемой выступает недостаточная проработанность процедуры взаимосогласия между налогоплательщиком-организацией и налоговым органом.
Так, на наш взгляд, основными рекомендациями по развитию налогового мониторинга будут являться следующие:
- необходимо внести изменения в законодательство, в части пересмотра критериев для налогоплательщиков, изъявивших желание применить систему налогового мониторинга;
- необходимо снизить порог для добровольного присоединения организации к системе налогового мониторинга;
- при переходе на мониторинг при расчете сумы налогов, помимо НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ необходимо включить в перечень платежей все виды налогов и сборов, которые уплачивает организация.
Таким образом, за счет вышеуказанных рекомендаций, появиться доступность мониторинга не только для крупных компаний, но и для других. Переход на дистанционный контроль позволит обеспечить качественную работу налоговых органов, что также позволит облегчить исчисление и уплату налогов для налогоплательщиков.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ часть первая (ред. от 31.10.2019 г.).
2. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
4. Аракелова М.В. Налоговый мониторинг как форма налогового администрирования // Финансовое право. 2015. № 8. С. 39.
5. Березина Е.В., Баландина А.С., Беломытцева О.С. - Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 2. - С. 18
- 39.
6. Гриднев В. С. Перспективы развития налогового мониторинга в условиях цифровизации / В. С. Гриднев, К. С. Рословец // Технологии XXI века в юриспруденции: мат-лы Третьей междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 21 мая 2021 года) / отв. ред. Д. В. Бахтеев. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. С. 287-290.
7. Ефимова, Е. Г. Налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие:/ Е. Г. Ефимова, Е. Б. Поспелова; Институт мировых цивилизаций.
- 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Институт мировых цивилизаций, 2019.
- 200 с.: ил. - ISBN 978-5-6043054-4-7.
8. Кунцова В. С. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 353-355.
9. Налоги и налоговое администрирование в системе экономической безопасности: учебное пособие: / А. Г. Ярунина, Л. В. Санина, С. К. Содномова [и др.]; под ред. А. Г. Яруниной, Л. В. Саниной. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 344 с. - ISBN 978-5-4499-0053-1.
10. Налоговое право: учебник / Н. Д. Эриашвили, С. М. Зырянов, А. И. Григорьев [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2021. - 241 с.: схем. - ISBN 978-5-238-03512-3.
11. Плеханова Д. А., Матягина Т. В. Налоговый мониторинг -инновационная функция налогового контроля // Вестник науки и образования. 2019. № 3.
12. Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. 2018. № 1. С. 25-29.
13. Шобей Л.Г., Е.А. Григорьева Налоговый мониторинг как метод налогового администрирования // Вектор экономики. 2020. № 11(53). С. 29.
14. Официальный сайт Росстата - https://rosstat.gov.ru.
15. Официальный сайт ФНС России - https://www.nalog.ru
16. Официальный сайт ПАО «ЛУКОЙЛ» - https://lukoil.ru.
17. Официальный сайт «Роснефть» - https://www.rosneft.ru
18. Официальный сайт ПАО «НГК «Славнефть» - https://www.slavneft.ru.