ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-5-20-25
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В. И. Братцев, А. В. Ройбу
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье показана необходимость повышения цифровизации российской экономики с опорой на рациональное налоговое законодательство. Проникновение информационных технологий в аграрный сектор происходит так быстро, что вызывает вопросы о возможной недооценке экономической активности этого сектора в повышении продовольственного обеспечения страны, связанного с цифровыми продуктами. Авторами проведено исследование цифровизации налоговой системы России, стимулирующей развитие бизнеса и изменение налогового механизма, обеспечивающего предпосылки для формирования основного капитала аграрного сектора. Рассмотрены основные формы налогового стимулирования, показаны возможности их воздействия на аграрный сектор и на этой основе обоснована необходимость создания нового налогового механизма пролонгации налоговых платежей на прирост капитала до полного завершения информационно-инвестиционного процесса. Дается описание приоритетов российской налоговой политики в современных условиях сложной геополитической обстановки и санкционных ограничений. Делается вывод о неизбежности перехода России в число информационно развитых экономических держав. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальных условий вовлеченности всех экономических агентов в информационно-инновационную деятельность и наполнения экономики цифровым содержанием. Среди основных результатов исследования стоит отметить обоснование трансформации системы налогообложения, стимулирующей развитие бизнеса, а также разработку практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогового воздействия на проникновение информационных технологий на цифровые платформы аграрного сектора экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровые продукты, продовольственное обеспечение, налоговое стимулирование, развитие сельскохозяйственного производства.
TAXATION DIGITALIZATION AND INCENTIVE FOUNDATION OF DEVELOPING THE REAL SECTOR OF ECONOMY
Valeriy I. Bratcev, Andrey V. Roybu
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The article shows the necessity to intensify digitalization of Russian economy leaning on rational taxation legislation. Penetration of information technologies in the agrarian sector is so fast that it raises questions about possible underestimation of economic activity of the sector in improving the food provision of the country connected with digital products. The authors researched digitalization of the Russian taxation system stimulating the development of business and changes in the tax mechanism, which provides preconditions for shaping fixed capital of the agrarian sector. Key forms of tax incentives were described, their impact on the agrarian sector was shown and on this basis the necessity to develop a new taxation mechanism of prolonging tax payments on capital growth till the full completion of the information-investment process was grounded. The authors identify priorities of Russian taxation policy in today's conditions of complicated geopolitical situation and sanction restrictions. They came to the conclusion about the inevitable entry of Russia into the community of information- developed economics. A set of measures was put forward aimed at creating optimal conditions for involving all economic agents in informationinnovation work and filling economy with digital content. Among key findings of the research we should mention substantiation of taxation system transformations, which could stimulate business development and practical
recommendations dealing with upgrading the taxation impact on information technologies' penetration on digital platforms of the agrarian sector of economy.
Keywords: digital economics, digitalization, digital products, food provision, taxation incentives, development of agricultural production.
В современной экономической ситуации происходит изменение цифровых платформ реального сектора экономики, а также повышается вес цифровых товаров и услуг в структуре ВВП [1]. Эффективным инструментом общей модернизации выступают намерения государства по решению проблем цифровиза-ции, охватывающих все сферы хозяйственной деятельности, включая сельскохозяйственное производство.
Научные труды ряда отечественных ученых (В. И. Братцева, Б. А. Воронина, А. Ф. Серкова, И. Г. Ушачева, И. В. Швецовой и др.) позволили осмыслить особенности российской цифровой экономики, специфику функционирования и тенденции развития сельскохозяйственного производства в России. Методы эмпирического познания, анализ экономико-статистических показателей, метод экспертных оценок и другие позволили выявить проблемные зоны в области продовольственной независимости России и ее регионов.
Развитие сельскохозяйственного производства - приоритетный вопрос, с которым сталкиваются все страны, поэтому реализация мероприятий в данной области должна осуществляться комплексно на всех уровнях с учетом проникновения интернет-технологий в сельскохозяйственное производство [2].
В настоящее время очень актуальны вопросы разработки методов, способных оценивать изменения качества цифровых продуктов при анализе уровня продовольственного обеспечения и проводить измерения объема агроэкономики совместного потребления за счет использования онлайн-платформ [4]. Исходя из требований продовольственной независимости основным источником пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой
промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.
Объективные условия функционирования сельскохозяйственного производства в условиях рынка в России с неизбежностью ставят перед государством вопрос об особом статусе аграрной отрасли в рамках существующей цифровой экономики, которая должна предусматривать определенный протекционизм и обеспечение конкурентоспособности продукции национальных товаропроизводителей. Это усугубляется тем, что эффективность регулирования через государственные расходы ограничена, так как возможности мобилизации дополнительных средств для финансирования аграрной отрасли сокращаются [5].
По мнению аналитиков, сейчас все больше бизнесменов, использующих интернет-технологии в производстве, разрабатывают свои стратегии дальнейших действий, и это благодаря мерам, направленным на цифровизацию российской экономики.
Основными направлениями проникновения цифровых технологий являются:
1) контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
2) контроль за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
3) развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса;
4) формирование запасов и резервов;
5) обеспечение государственных информационных ресурсов населения в области продовольственной безопасности;
6) защита экономических интересов населения в оптовом продовольственном комплексе;
7) оказание методического и организационного содействия организациям опто-
вого продовольственного комплекса в проведении эффективной политики по защите экономических интересов населения;
8) взаимодействие с некоммерческими организациями в области обеспечения продовольственной безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение продовольственной безопасности.
Обеспечение населения продовольствием сопряжено с рисками, которые могут существенно изменить этот процесс в негативную сторону.
Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер налогового регулирования для преодоления:
- низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
- недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
- ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;
- недостаточного уровня информационно-инновационной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
- дефицита квалифицированных кадров;
- различий в уровне жизни городского и сельского населения;
- искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.
В связи с этим обоснование эффективной цифровой платформы налогообложения, стимулирующей развитие сельскохозяйственного производства, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогового воздействия на аграрную экономику являются актуальными и предопределяют решение следующих задач:
- исследование функций налогов и их воздействия на социально-экономические процессы, международный опыт в области функционального влияния налогов на экономику сельского хозяйства, а также происходящих изменений в отечественном налогообложении на основе цифровизации;
- исследование основных форм налогового стимулирования, возможностей их воздействия на производство и на этой основе обоснование необходимости создания нового налогового механизма на современных цифровых платформах, обеспечивающего предпосылки для воспроизводства сельскохозяйственного производства.
Эволюция системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в западных странах шла по пути упрощения, сокращения числа действующих налогов (их объединения), снижения уровня ставок и расширения налогооблагаемой базы. В Германии, Франции, Италии одна из важнейших функций налоговых льгот в сельском хозяйстве заключается в регулировании развития технического прогресса, ускорении практической реализации информационно-технологических новаций, которые, как правило, требуют крупных вложений капитала.
Для того чтобы стимулировать инвестирование фермерского капитала в информационно-технологические новшества, в налоговом законодательстве многих стран предусматриваются специальные льготные условия налогообложения. К ним относятся:
- установление налоговых скидок на прирост инвестиций;
- бюджетная компенсация налоговых платежей на прирост инвестиций в циф-ровизацию;
- пролонгация налоговых платежей на прирост капиталовложений на период завершения информационно-инвестиционного процесса.
В США, Великобритании и ряде других стран все большее распространение находит механизм пролонгации налоговых платежей на прирост капитала. Эта льгота
предоставляется фермерам, принимающим участие в проведении государственных аграрных программ. Она заключается в предоставлении им возможности увеличивать сроки выплаты налога на прирост капиталовложений до полного завершения информационно-инвестиционного процесса. Тем самым (в условиях инфляции) размер налогов уменьшается на процент инфляции, а сумма налога равномерно распределяется по годам.
В ряде стран существуют льготы для фермеров и по налогу на приращение капитала (т. е. на прирост его балансовой оценки). В Канаде такой налог должны платить с 75% прироста балансовой стоимости предприятия. Но в сельском хозяйстве существует более льготный тариф, причем первые 500 тыс. долларов прироста стоимости вообще освобождаются от налога, тогда как в других отраслях этот льготный порог установлен со 100 тыс. долларов [1]. С учетом же реальной стоимости ферм это означает, что большинство хозяйств такого налога не платят вообще.
Таким образом, с помощью льготного налогообложения, а также льготной налоговой ставки на прирост капитала развитые страны стимулируют на перспективу капиталовложения в передовую технику и цифровые технологии, многолетние насаждения, мелиорацию, прирост поголовья скота и другие мероприятия. Стимулирующие налоговые механизмы наиболее распространены в странах, где в структуре производства преобладают относительно мелкие производственные единицы.
В США, где размеры ферм больше и эффективность производства выше, реформирование налогообложения идет по пути постепенной отмены некоторых льгот с сохранением их при внедрении цифровых технологий.
Наряду с другими экономическими субъектами сельскохозяйственные производители помимо бюджетных налогов уплачивают социальные платежи. Соотношение между налогами и социальными выплатами существенно различается по
странам. Это зависит от государственной политики поддержки населения и внедрения цифровых технологий. Самая высокая доля социальных выплат в общей сумме налоговых платежей сельского хозяйства характерна для Франции (примерно 50% от общего размера выплат).
Налоги должны платить все юридические и физические субъекты налогообложения, но издержки по внедрению цифровых технологий данными субъектами должны компенсироваться налоговыми вычетами. Кроме того, подходы к субъектам налогообложения различаются в зависимости от уровня получаемого дохода, возрастных характеристик, формы организации производства и т. д. [7].
Формирование единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного производства подразумевает внедрение цифровизации, что должно способствовать формированию единого информационного и правового поля в области обеспечения населения продовольствием. Скорость трансформации цифровизации в аграрный сектор показывает возможную недооценку мероприятий по повышению продовольственной безопасности, связанных с цифровыми продуктами.
Анализ статистических данных подтверждает гипотезу о том, что продовольственная безопасность России зависит от расширения налоговой базы аграрного сектора в системе экономических отношений, включая предоставление субсидий или бюджетных инвестиций, а также государственных гарантий сельхозтоваропроизводителям, внедряющим цифровые платформы.
Теоретический анализ показал, что обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшей стратегической задачей государства, необходимым условием его национальной безопасности и суверенитета, гарантией социального спокойствия в обществе.
Таким образом, проникновение информационных технологий на цифровые платформы аграрного сектора для повышения налогового потенциала сельского
хозяйства требует масштабной реализации научных, технических, технологических инноваций, являющихся неизменными атрибутами современной экономики. Для этого требуется реализация комплекса мер по цифровизации экономики и росту налогового потенциала, в числе которых:
- сохранение специального инвестиционного контракта, который был введен в 2015 г. в рамках политики импортозамеще-ния. Специнвестконтракт - это соглашение между государством и бизнесом, которое призвано развивать производство в России. Этот механизм предусматривает инвестиции со стороны бизнеса в обмен на преференции со стороны государства, в частности, льготы по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество и земельного налога на срок до 10 лет, а также получение статуса российского производителя;
- создание системы взаимодействия национальных налоговых органов с налоговыми органами других стран и международными организациями, посредством которой будет проводиться обмен налоговой информацией;
- усиление борьбы с коррупцией, так как она является прямой спутницей цифровой экономики и порождает отток капитала в офшоры;
- введение налога на финансовые транзакции, связанные с движением спекулятивного капитала;
- продолжение преследования фирм-однодневок, конечные бенефициары которых могут быть задействованы в офшорных юрисдикциях;
- усиление контроля за трансфертным ценообразованием, которое является основой перемещения капитала в офшоры;
- усиление ответственности за нарушение национального законодательства в части уклонения от уплаты налогов посредством офшорных схем;
- улучшение условий ведения бизнеса в России (обеспечение постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и др.).
Список литературы
1. Братцев В. И. Налоговые аспекты обеспечения продовольственной безопасности страны // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции : труды Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. - Ч. I. - М. : ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015.
2. Братцев В. И. Совершенствование инструментов налогово-бюджетного регулирования и стимулирования инновационных процессов в сфере АПК // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза : РИО ПГСХА, 2014.
3. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. - М. : ВНИИГеосистем, 2017.
4. Воронин Б. А. Проблемы обеспечения продовольственной независимости в Российской Федерации в современных условиях // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 11. - С. 11-14.
5. Ушачев И. Г., Серков А. Ф. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. - URL: http://www. vniiesh.ru/publications/Stat/4949.html
6. Швецова И. В. Продовольственная безопасность РФ // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - Октябрь. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3149
7. Bratcev У. I. State Régulation of Agriculture in a Market Economy : trans. to German. -Saarbrucken, Germany : Lambert Academie Publishing, 2016.
References
1. Bratcev V. I. Nalogovye aspekty obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti strany [Taxation Aspects of Ensuring Food Security of the Country]. Agrarnaya politika Rossii v usloviyah mezhdunarodnoy i regional'noy integracii, trudy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyashchennoy 85-letiyu Vserossiyskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta ekonomiki sel'skogo hozyaystva [Agrarian Policy of Russia in Conditions of International and Regional Integration, materials of the International Conference dedicated to the 85th anniversary of All-Russian Research Institute of Agriculture Economics]. Part I. Moscow, FGBNU VNIIESH, 2015. (In Russ.).
2. Bratcev V. I. Sovershenstvovanie instrumentov nalogovo-byudzhetnogo regulirovaniya i stimulirovaniya innovacionnyh processov v sfere APK [Developing Tools of Taxation-Budget Regulation and Stimulation of Innovation Processes in the Agro-Industrial Complex]. Aktual'nye problemy finansirovaniya i nalogooblozheniya APK v usloviyah globalizacii ekonomiki, sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Acute Problems of Financing and Taxation in the Agro-Industrial Complex in Conditions of Economy Globalization, collection of articles of the Russian Conference]. Penza, RIO PGSHA, 2014. (In Russ.).
3. Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku [Introduction to 'Digital' Economics], edited by A. V. Keshelav. Moscow, VNIIGeosistem, 2017. (In Russ.).
4. Voronin B. A. Problemy obespecheniya prodovol'stvennoy nezavisimosti v Rossiyskoy Federacii v sovremennyh usloviyah [Ensuring Food Independence in the Russian Federation in Current Situation]. Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and Land Law], 2009, No. 11, pp. 11-14. (In Russ.).
5. Ushachev I. G., Serkov A. F. Sostoyanie i problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti strany [State and Problems of Ensuring Food Security of the Country]. (In Russ.). Available at: http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/ 4949.html
6. Shvecova I. V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' RF [Food Security of the Russian Federation]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Current Scientific Research and Innovation], 2011, Oktyabr'. (In Russ.). Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/ 10/3149
7. Bratcev V. I. State Regulation of Agriculture in a Market Economy, trans. to German. Saarbrucken, Germany, Lambert Academie Publishing, 2016.
Сведения об авторах
Валерий Иванович Братцев
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Андрей Васильевич Ройбу
аспирант кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Valeriy I. Bratcev
Doctor of Economics, Professor of the Department for Accounting and Taxation of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Andrey V. Roybu
Post-Graduate Student of the Department for Accounting and Taxation of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]