Научная статья на тему 'Цифровизация коммерческого арбитража: зарубежный опыт и современное состояние в России'

Цифровизация коммерческого арбитража: зарубежный опыт и современное состояние в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коммерческий арбитраж / правоприменительная деятельность / цифровая экономика / информационные технологии / информационные системы / цифровые платформы. / commercial arbitration / law enforcement / digital economy / information technology / information systems / digital platforms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловых С.Ж., Волков А.В.

в статье рассматривается зарубежный опыт организации процедуры в институциональном арбитраже с применением цифровых технологий, а также использование цифровых технологий в области российского арбитража. Анализируется применение механизмов онлайн-разрешения споров, а также разрешение споров на цифровых платформах в иностранных арбитражных правопорядках (платформах Арбитражного института Стокгольмской палаты, Немецкого арбитражного института). Авторы делают вывод о том, что применение цифровых технологий в сфере организации арбитражного разбирательства положительно влияет на доступность разрешения споров, что в целом отвечает требованиям участников экономического оборота. В Российской Федерации арбитраж пока ограничивается отдельными экспериментами в области применения цифровых технологий, в большей степени используя их как средство и способы осуществления правоприменительной деятельности, не затрагивая ее содержательную часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of commercial arbitration: foreign experience and current state in Russia

the article examines the foreign experience of organizing procedures in institutional arbitration using digital technologies, as well as the use of digital technologies in the field of Russian arbitration. The application of online dispute resolution mechanisms, as well as dispute resolution on digital platforms in foreign arbitration law and order (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber, German Arbitration Institute) is analyzed. The authors conclude that the use of digital technologies in the field of arbitration has a positive effect on the availability of dispute resolution, which generally meets the requirements of participants in economic turnover. In the Russian Federation, arbitration them to a greater extent as a means and methods of law enforcement, without affecting its substantive part.

Текст научной работы на тему «Цифровизация коммерческого арбитража: зарубежный опыт и современное состояние в России»

С. Ж. Соловых,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Саратовской государственной юридической академии А. В. Волков, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Ульяновского государственного университета

Б01:

S. J. Solovykh,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law of the Saratov State Law Academy swetlanasolo@mail.ru A. V. Volkov,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil and Business Law of the Ulyanovsk State University volkov@ab-irbis.ru

J= s

t

J= §

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматривается зарубежный опыт организации процедуры в институциональном арбитраже с применением цифровых технологий, а также использование цифровых технологий в области российского арбитража. Анализируется применение механизмов онлайн-разрешения споров, а также разрешение споров на цифровых платформах в иностранных арбитражных правопорядках (платформах Арбитражного института Стокгольмской палаты, Немецкого арбитражного института). Авторы делают вывод о том, что применение цифровых технологий в сфере организации арбитражного разбирательства положительно влияет на доступность разрешения споров, что в целом отвечает требованиям участников экономического оборота. В Российской Федерации арбитраж пока ограничивается отдельными экспериментами в области применения цифровых технологий, в большей степени используя их как средство и способы осуществления правоприменительной деятельности, не затрагивая ее содержательную часть.

Ключевые слова: коммерческий арбитраж, правоприменительная деятельность, цифровая экономика, информационные технологии, информационные системы, цифровые платформы.

DIGITALIZATION OF COMMERCIAL ARBITRATION:

FOREIGN EXPERIENCE

AND CURRENT STATE IN RUSSIA

t

169

Abstract: the article examines the foreign experience of organizing procedures p p in institutional arbitration using digital technologies, as well as the use of digital ™ ^ technologies in the field of Russian arbitration. The application of online dispute resolution g 0 mechanisms, as well as dispute resolution on digital platforms in foreign arbitration law | o and order (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber, German Arbitration Institute) 5 is analyzed. The authors conclude that the use ofdigital technologies in the field ofarbitration has a positive effect on the availability of dispute resolution, which generally meets the requirements of participants in economic turnover. In the Russian Federation, arbitration

is currently limited to individual experiments in the field of digital technologies, using them to a greater extent as a means and methods of law enforcement, without affecting its substantive part.

Keywords: commercial arbitration, law enforcement, digital economy, information technology, information systems, digital platforms.

Использование цифровых технологий в правоприменительной деятельности стало достаточно массовым явлением. Влияние развития техники и технологий на современное общество не вызывает сомнений и порождает активное использование цифровых технологий в том числе в сфере частной юрисдикции. Все большее внедрение цифровых технологий в правоприменительную деятельность органов частной юрисдикции является не только внутрироссийской, но и общемировой тенденцией, что обусловливает необходимость изучения их влияния на правоприменительную деятельность. При этом зарубежные юрисдикции опережают Российскую Федерацию в неко-

I

I 8

со g

I

торых аспектах внедрения цифровых технологий в деятельность ор ганов коммерческих арбитражных учреждений.

Проблемными при разрешении споров, по мнению некоторых ученых [1, с. 57], являются как вопросы использования цифровых способов фиксации прав участников, к которым можно отнести различные способы цифровой идентификации сторон [2, с. 130], так и вопросы, связанные с деятельностью цифровых сервисов, искусственного интеллекта [3, с. 99] и т.п. В науке данная проблематика освещена недостаточно и, как следствие, требует дальнейшего изучения.

С Как объективно вызванная необходимость использование циф-

^ ровых технологий порождает постановку ряда проблем, связанных

§ с: а) модификацией процедуры разрешения споров; б) функциями, 00

которые выполняет технология при взаимодействии лиц, вовлеченных С в сферу коммерческого арбитража; в) обеспечением кибербезопасно-сти прав лиц, вовлеченных в сферу коммерческого арбитража. 170 Использование цифровых технологий при разрешении правовых ' споров посредством коммерческого арбитража (третейского раз-су бирательства) уже является достаточно традиционным для данной ® области. Это обусловлено тем, что цифровизация позволяет обеспечить удобство и эффективность третейского разбирательства для сторон, арбитров и сотрудников аппарата арбитражного учреждения, экономию времени и человеческих ресурсов, а также безопасность электронного документооборота, в том числе персональных данных сторон коммерческого арбитража [4, с. 99].

О

J= s

t

J=

il

Данные обстоятельства и послужили основой активного внедрения информатизации в деятельность арбитражных учреждений по администрированию коммерческого арбитража. Ввиду этого сложившаяся во всем мире ситуация с ограничениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не привела к стрессам в сфере коммерческого арбитража.

С сентября 2019 г. все арбитражные разбирательства Арбитражного института Стокгольмской палаты управляются на платформе SCC PLATFORM [5] - защищенной цифровой платформе для связи и об- I мена файлами между SCC PLATFORM, сторонами и трибуналом. Это безопасный и эффективный способ передачи и подачи в арбитраж всех материалов дела, таких как процессуальные постановления, представления, доказательства и иные исковые материалы, т.е. платформа представляет собой форум, через который SCC PLATFORM взаимодействует со сторонами, адвокатами и арбитрами на протяжении всего разбирательства. После получения запроса на арбитражное разбирательство делу выделяется индивидуальный «сайт» на платформе SCC PLATFORM, на который приглашаются и к которому имеют доступ только участники арбитража.

Использование платформы бесплатное от начала до конца | для любого арбитража, начатого во время вспышки COVID-19. Это | означает, что любой арбитраж, зарегистрированный до 31 декабря s 2020 г., освобожден от всех сборов, связанных с возможностями о платформы. 1

SCC PLATFORM работает от HighQ - ведущего мирового постав- | щика безопасных цифровых решений для юридической профессии, § которым доверяют более 250 юридических фирм. Система сертифи- 8 цирована по стандарту ISO 27001 и имеет отчет SOC2. |

Несомненно интересным представляется опыт Немецкого ар- I битражного института. Арбитражный регламент DIS устанавливает о (ст. 4), что все письменные сообщения сторон и арбитражного суда s передаются в DIS в электронной форме, а именно электронной почтой, на переносном носителе информации или другим одобренным 171 DIS способом. И только если электронная передача невозможна, тогда письменное сообщение передается в бумажной форме. ш ^

В приложении 3 Арбитражного регламента DIS в качестве меры S 0 повышения эффективности арбитражного разбирательства указано § о на возможность использования информационных технологий. Каким Д образом они будут использованы (обмен персональными данными и их защита, обмен документами по электронной почте, аудио-, видео-конференция), состав арбитража обсуждает со сторонами в ходе

организационного совещания. Итоги оформляются процессуальным распоряжением сторон.

Рекомендации ICC1 по повышению эффективности процедуры международного коммерческого арбитража включают в себя пункт об использовании аудио- или видеосвязи для проведения слушаний. В регламенте ICC разъяснено, что право сторон быть услышанными (т.е. право на слушание) не означает, что слушание может быть только офлайн, при физическом присутствии всех в одном месте. В связи с этим в некоторых случаях, когда эффективное и быстрое разрешение спора того требует, арбитры могут назначать слушание в формате видео-конференц-связи даже при возражении одной из сторон.

Российские арбитражные центры (МКАС при ТПП РФ, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей) также используют информационные средства и технологии, такие как видео-конференц-связь, онлайн-заседания, ¡^ электронный документооборот, что, несомненно, указывает на опти-

S

мизацию деятельности российского арбитража.

Использование информационных технологий требует осмысления проблемы: как рассматривать процесс цифровизации - как появление новой категории прав, в том числе цифровых процессуальных, или как одну из форм реализации традиционных прав посредством адекватных современному развитию технологии технико-правовых средств, меняющих характер взаимодействия субъектов правоотношений?

Первый подход указывает на то, что технологические инновации не только требуют реинтерпретации традиционных прав человека [6, с. 79; 7, с. 82], но и обусловливают появление их новых категорий, С которые могут быть определены как sui generis поколение цифровых 3 прав [8, с. 88]. Второй подход предполагает, что использование циф-<5 ровых технологий как правовых средств оптимизации разрешения ® коммерческих споров должно соответствовать требованиям законно-С сти (правовой определенности) и соразмерности [9, с. 982-983]. Все эти аспекты доступа к механизмам разрешения правовых конфликтов 172 посредством цифровых технологий, по сути, должны представлять ' собой юридические гарантии осуществления возможности получать pj информацию о процессе разбирательства, участвовать в нем и выра-® жать свою правовую позицию, гарантии права на защиту персональной ^ информации.

Таким образом, можно констатировать, что арбитраж - это гибкий механизм разрешения частноправовых споров. Традиционные преиму-

1 ICC - Международная торговая палата (англ. International Chamber of Commerce).

щества арбитража по сравнению с судебным процессом становятся еще более ценными во времена цифровизации [10, с. 100]. В части создания условий для реализации прав сторон арбитража можно отметить следующие его плюсы:

гибкость арбитражных правил. Стороны могут адаптировать про- ^

цедуру под свои потребности, например согласовать процедурный 4

график, легко корректировать сроки, отложить слушания или согла- §

ситься на их виртуальное проведение либо принять другие меры для Ц

уменьшения рисков для здоровья; I

технологии. Видеоконференции и виртуальные слушания ши- §

роко использовались в международном арбитраже еще до пандемии |

COVID-19; £

непрерывная административная поддержка. Все основные между- | народные арбитражные институты продолжают работать, и стороны

могут рассчитывать на полную административную поддержку всех 8

дел; 1

дигитализация. Электронная регистрация и безбумажное про- ^

изводство - еще одна общая черта международного арбитражного ^

разбирательства. Это обычное явление в международном арбитраже. |

Свидетельские показания, доказательства, экспертные заключения, 2

а также вся процедурная корреспонденция подлежат обмену только |

в электронном виде. Особенность, которая до сих пор не присуща ^

многим национальным судебным системам; §

время и затраты. Арбитраж считается менее дорогой и более бы- §

строй альтернативой национальным судам. Основное преимущество |

связано с тем, что нет обращений, которые могут тянуться годами I

во многих внутренних судебных системах с увеличением судебных 8

издержек. В нынешних обстоятельствах, когда суды задерживаются, |

стороны могут рассчитать расходы заранее и рассмотреть возможность I

обращения в арбитраж. |

Таким образом, арбитраж в условиях цифровизации дает более § широкий спектр возможностей для эффективного разрешения правовых конфликтов, а гибкость процедуры позволяет учесть интересы

173

сторон арбитража при соблюдении основополагающих принципов

ьп

правовой системы. П ^

Следует отметить, что в условиях распространения коронави- 5 |

русной инфекции COVID-19 применение цифровых технологий под- § § твердило свой положительный эффект в деятельности арбитражных Д институциональных учреждений, осуществляющих администрирование арбитражного разрешения коммерческих споров. Различные инструменты, направленные на дистанцирование, упрощение или

автоматизацию разрешения споров органами частной юрисдикции в рамках цифровых технологий, оказывают влияние на содержание данной юрисдикционной деятельности, что несомненно приводит к ее качественному изменению. И этот факт следует учитывать, т.к. принципиальное изменение сущности такой деятельности предполагает необходимость дальнейшего изучения ее генезиса.

Зарубежный опыт показывает, что в целях оптимизации российского арбитражного разбирательства назрела острая необходимость концептуального подхода к разработке электронных платформ, их законодательному закреплению, а также их исследованию и совершенствованию.

Список литературы:

1. Брановицкий, К. Л. Цифровые технологии и цивилистический процесс: проблемы взаимовлияния / К. Л. Брановицкий, И. Г. Ренц, Ал. В. Не-

ЭС знамов, Ан.В. Незнамов, В. В. Ярков // Herald of The Euro-Asian Law Cong gress. - 2018. - № 2. - С. 56-68.

2. Kupchina, E. V. Cybersecurity in the international commercial arbitration 0; for intellectual property disputes / E . V. Kupchina // Legal Concept . - 2020. -§ Vol. 19, No . 2 . - P. 129-135 .

§ 3. Спицин, И. Н. Использование искусственного интеллекта при от-

g правлении правосудия: теоретические аспекты правовой регламентации С (постановка проблемы) / И.Н. Спицин, И.Н. Тарасов // Актуальные про-S блемы российского права. - 2020. - Т. 15, № 8. - С. 96-107. S 4. Попов, Е. В. Вызовы цифровой и информационной эпохи и третейская

¡S реформа в России / Е. В. Попов // Закон. - 2017. - № 9. - С. 91-101. jj 5 . SCC PLATFORM: Guidelines for parties and arbitral tribunals latest § revision. May 25, 2020. - URL: https://sccinstitute . com/media/1736163/scc-C platform-guidelines.pdf (датаобращения: 12.03.2023).

5 6 . Chaduteau, O . Panorama des legaltechs / O. Chaduteau // Enjeux nume-

g riques. - 2018 . - Vol . 3 . - P. 77-80.

cq 7. Dusseaux, A. Doctrine . fr: l'intelligence artificielle au service du droit /

2 A . Dusseaux, H . Ruggieri // Enjeux numeriques . - 2018 . - Vol . 3 . - P. 81-85

С

174

8 . Larret-Chahine, L . L'ethique de la justice predictive / L . Larret-Chahine // Enjeux numeriques . - 2018 . - Vol . 3 . - P. 86-91 .

9 . Cohen, S . Fordham International Arbitration & Mediation Conference Issue: a Call to Cyberarms: the International Arbitrator's Duty to Avoid

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Digital Intrusion / S . Cohen, M. Morril // Fordham International Law Journal . -O 2016 . - Vol . 40 . - P. 981-986 .

10 . Waincymer, J. Procedure and Evidence in International Arbitration / CO J. Waincymer. - The Hague : Wolters Kluwer, 2012. - 1408 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.