2020, №1
ISSN 2411-2550
УДК 332.145
Генералова С.В.
Поволжский институт управления-филиал РАНХиГС, г.Саратов, Россия
Цифровизация как стратегический приоритет территориального развития
В статье рассматриваются актуальные вопросы цифровизации территорий как стратегического приоритета их развития. Отмечается, что одним из направлений цифровизации территорий является формирование сети "умных" городов, а именно комплексной инновационно- цифровой, социально-технической, информационно-коммуникативной системы городской территории. Раскрыты особенности реализации пилотного проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город". Отмечено, что цифровизация как инновационное направление территориального развития, требует совершенствования системы государственного и муниципального управления. Предложено при цифровизации территорий применять инструментарий бенчмаркинга, что на практике означает непрерывный процесса изучения и оценки лучших практик других территорий с целью использования полученной информации для принятия эффективных управленческих решений для улучшения работы своей территории. Описан процесс применения методологии бенчмаркинга в системе разработки стратегии цифровизации территорий.
Ключевые слова: цифровизация, территориальное развитие, "умный город", бенчмаркинг
Образец цитирования: Генералова С.В. Цифровизация как стратегический приоритет территориального развития // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.19-23 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10003
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._
Generalova S. V.
Digitalization as a strategic priority of territorial development
The article discusses topical issues of digitalization of territories as a strategic priority for their development. It is noted that one of the areas of digitalization of territories is the formation of a network of "smart" cities, namely, a complex innovative-digital, social-technical, information and communication system of the city territory. The features of the implementation of the pilot project of digitalization of urban economy "Smart city" are highlighted. It is noted that digitalization as an innovative area of territorial development requires improvement of the system of state and municipal administration. It is proposed to use benchmarking tools for digitalization of territories, which in practice means a continuous process of studying and evaluating the best practices of other territories in order to use the information received to make effective management decisions to improve the work of their territory. The process of applying the benchmarking methodology in the system of developing a strategy for digitalization of territories is described. Keywords: digitalization, territorial development, smart city, benchmarking For citation: Generalova S. V. Digitalization as a strategic priority of territorial development // Humanitarian scientific journal. 2020. №1. p.19-23 (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10003
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._
Цифровые технологии направлены на принятие инновационных решений, которые позволяют производить изменения в социально-экономическом развитии территорий. При внедрении цифровых технологий
13115111
необходимо учитывать не только их положительное воздействие на развитие территорий, но и возникновение различных рисков и угроз. При цифровизации системы территориально развития необходимо искать новые инструменты управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.
В настоящее время в России, с целью увеличения внутренних затрат на развитие цифровой экономики, создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использования преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями была принята национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" сроки реализации которой с 01 октября 2018 по 31 декабря 2024 [1].
Одним из стратегических приоритетов развития цифровизации территорий является формирование сети "умных" городов ("smart" cities). "Умный" город можно назвать "цифровым" городом, что на практике означает комплексную инновационно-цифровую, социально-техническую, информационно-коммуникативную систему городской территории.
В настоящее время в России запущен пилотный проект цифровизации городского хозяйства "Умный город". С 2019 года его реализация обязательна на всей территории страны, в городах с населением более 100 тыс. чел. Проект "Умный город" реализуется в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика".
"Умный" город имеет свои особенности, среди которых можно отметить следующие: ориентацию на «зеленые» технологии; использование возобновляемых источников электроэнергии; эффективную переработку ТБО; эффективное управление транспортными потоками; GPS/GLONASS мониторинг городского транспорта; внедрение эффективных систем городского информирования; эффективное управление деятельностью экстренных и оперативных служб; внедрение принципа «Одного окна» для жителей и организаций; городское видеонаблюдение для предотвращения правонарушений и др.
Реализация проекта "Умный город" должна способствовать повышению конкурентоспособности территорий, формированию эффективной системы управления городским хозяйством, обеспечению безопасных и комфортных условий для жизни населения.
При реализации проекта "Умный город" необходимо, прежде всего, соблюдать принцип "ориентации на человека". Кроме этого, проект базируется на следующих принципах: технологичность городской
инфраструктуры; повышение качества управления городским хозяйством; комфортная и безопасная среда; акцент на экономическую эффективность.
Основным методом реализации этих принципов является широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Вышеуказанные принципы должны стать основой для формирования конкретных стратегий социально-экономического развития территорий. С перечисленными принципами должны соотноситься мероприятия дорожных карт пилотных городов, а также региональных и муниципальных проектов (программ) цифровизации городского хозяйства.
В марте 2019 года утвержден стандарт "Умный город", а также разработан банк решений, который позволяет на единой площадке аккумулировать и собирать уже апробированные и эффективные решения. Мероприятия стандарта "Умный город" разделены на две группы: базовые и дополнительные. К базовым мероприятиям Стандарта «Умный город» относятся мероприятия, реализация которых является тем необходимым минимумом для того, чтобы соответствующая территория могла быть охарактеризована как "умная". Дополнительными являются мероприятия, которые реализуются сверх базового уровня цифровизации, выбираются по усмотрению территории, исходя из ее возможностей и предпосылок к реализации. Безусловно, реализация дополнительных мероприятий (при условии реализации базовых) приветствуется и будет давать территории возможность быть в лидерах [2].
Стратегическим элементом цифровизации территориального развития является созданный Национальный Центр компетенций проекта «Умный город», который представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку, осуществляющую деятельность, направленную на разработку, внедрение и популяризацию технологий, оборудования и иных инструментов, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства, распространение информационных материалов о лучших практиках, подготовку и оказание содействия проектам международного сотрудничества по вопросам жилищной политики, территориального развития и управления природными ресурсами [3].
Цифровизация как инновационное направление территориального развития, требует совершенствования системы государственного и муниципального управления. В процессе цифровой трансформации территорий, формирования "умных" ("цифровых") городов целесообразно изучить мировой опыт по их созданию и развитию в различных странах. Так, в настоящее время заслуживает внимания изучение опыта, связанного с пространственным интеллектом, таких городов как Сувон , Стокгольм, Онтарио, Тайбэй, Глазго и других.
Рассматривая глобальные тренды цифровизации городов принято выделять три условные фазы развития (поколения) "умных" городов: SMART CITY 1 - технологически ориентированный город; SMART CITY 2 — высокотехнологичный управляемый город; SMART CITY 3 — высокоинтеллектуальный интегрированный город. Цифровизациия городов в России должна быть ориентирована на достижение уровня SMART CITY 3. Следует отметит, что некоторые российские города уже перешли к созданию и развитию именно этой модели (г. Москва, г. Санкт-Петербург).
При изучении и внедрении опыта цифровизациии территорий целесообразно применять инструментарий бенчмаркинга. Под бенчмаркингом следует понимать непрерывный процесс изучения и оценки лучших практик других территорий с целью использования полученной информации для принятия эффективных управленческих решений для улучшения работы своей территории.
Исследуя лучшие мировые практики формирования "умных" городов можно сделать вывод, что в настоящее время к цифровым городам в основном относятся мегаполисы: Амстердам, Барселона. Вместе с тем, в мире, наметилась тенденция цифровизации территорий небольших населенные пунктов.
Также, при формировании цифрового города следует учитывать, что в мировой практике существует два способа его создания:
- создание "умного" города с нуля, к примеру Сонгдо, арабский Масдар;
- создание "умного" города в пределах городской территории с устоявшейся инфраструктурой. Примерами таких городов можно считать Нью-Йорк, Вену, Лондон.
Следует отметить, что при цифровизации территорий целесообразно применять методологию "умного", а не "упрощенного" бенчмаркинга [4]. Описанный впервые в 2001 году "умный" бенчмаркинг основан на предварительной оценке объекта-эталона на предмет его схожести с анализируемым объектом. Из этого следует, что "умный" бенчмаркинг предполагает разработку направлений развития территорий на основе сравнения их с территориями-лидерами, имеющими схожие условия функционирования (например, природно-ресурсные) [5].
Процесс применения методологии "умного" бенчмаркинга в системе разработки стратегии цифровизации территорий можно представить следующим образом:
Первый этап. Поиск объекта бенчмаркинга, т.е. территории-лидера, где успешно реализована стратегия цифровизации. При этом территория должна иметь идентичный природно-ресурсный, институциональный, производственно-экономический потенциал [6].
2020, №1
ISSN 2411-2550
Второй этап. Осуществление сбора репрезентативной информации, по заранее сформированной научно-обоснованной системе показателей. На данном этапе, также необходимо определить источники информации и методы ее сбора.
Третий этап. Сравнение фактических показателей развития анализируемой городской территории с показателями территории-лидера.
Четвертый этап. Определение стратегических приоритетов цифровизации на анализируемой территории [7].
Установление стратегических приоритетов цифровизации территорий должно содержать анализ влияния изменений на определенные процессы ее развития [8]. Опыт показывает, что некоторые изменения положительно влияют на значение одного показателя, но одновременно оказывают отрицательное влияние на значение других показателей. Используя анализ изменений можно установить их очередность, оценить влияние каждого из них и спрогнозировать результаты.
Библиографический список
1. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 04.01.2020)
2. Базовые и дополнительные требования к умным города (Стандарт "Умный город"). URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/18039/ (дата обращения: 04.01.2020)
3. Национальный центр компетенций «Умный город». URL: http://city-smart.ru/news/2788.html (дата обращения: 05.01.2020)
4. Дубровская Ю.В., Кудрявцева М.Р., Козоногова Е.В. «Умный» бенчмаркинг как основа стратегического планирования регионального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - Т. 11. - № 3. - С. 100-116.
5. Navarro J. Smart specialisation benchmarking and assessment: pilot study on wind energy. 2017. URL:http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106035 (дата обращения: 05.01.2020)
6. Щербаков В.А., Генералова С.В. Формирование и контроль использования производственно-экономического потенциала предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.- 2007.- №1(15).- С.60-66
7. Генералова С.В. Разработка стратегии социально-экономического развития региона на основе «умного» бенчмаркинга // Модернизация государственного и муниципального управления: концепции, технологии, практики: сб. науч. трудов. -Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС.- 2019. - С. 20-23.
8. Генералова С.В. Стратегия управления конкурентным потенциалом малых и средних предприятий // Гуманитарный научный журнал. - 2019. - №1. - С. 5-11.
13115111