Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОАО «РЖД»'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / Российские железные дороги / цифровые услуги / digitalization / Russian railways / digital services

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О.В. Кашпурова, В.А. Щербакова

В статье рассмотрены возможности и проблемы развития цифровизации на примере компании ОАО «РЖД». Проведенное исследование показывает, что помимо новых возможностей и ряда преимуществ, также существую проблемы в введении цифровых технологий. Решение этих проблем может значительно повысить производительность труда и снизить финансовые затраты компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A PROMISING DIRECTION OF DEVELOPMENT OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS"

The article discusses the possibilities and problems of digitalization development on the example of the company JSC «Russian Railways». The conducted research shows that in addition to new opportunities and a number of advantages, there are also problems with the introduction of digital technologies. Solving these problems can significantly increase labor productivity and reduce the financial costs of the company.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОАО «РЖД»»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ОАО «РЖД»

О.В. Кашпурова, канд. экон. наук, доцент В.А. Щербакова, студент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-2-96-99

Аннотация. В статье рассмотрены возможности и проблемы развития цифровиза-ции на примере компании ОАО «РЖД». Проведенное исследование показывает, что помимо новых возможностей и ряда преимуществ, также существую проблемы в введении цифровых технологий. Решение этих проблем может значительно повысить производительность труда и снизить финансовые затраты компании.

Ключевые слова: цифровизация, Российские железные дороги, цифровые услуги.

Первая железная дорога в России была построена в 19 веке. В связи с этим, железнодорожная отрасль часто воспринимается как консервативная. Однако эпоха информационных технологий доказывает нам, что с тех пор произошло много изменений, которые продолжаются и в наше время. Беспилотные составы, переход на безбумажный документооборот, цифровой профиль клиента и т.д.

Цифровизация - это не просто преобразование процессов компании с применением современных технологий, а изменение процессов взаимодействия с партнерами. Компания ОАО «РЖД» активно развивает цифровые технологии, чтобы повысить эффективность своей деятельности и удовлетворить потребности клиентов.

Рассмотрим, как происходит развитие информационных систем компании.

Изменения в информационных системах ОАО «РЖД»

Развитие информационных систем РЖД происходит постепенно, в связи с развитием технологий и изменением потребностей компании. Ниже представлен краткий обзор основных изменений в информационных системах РЖД по годам:

- 2000-е годы: в этот период РЖД начали активно внедрять автоматизированные системы управления железнодорожным транспортом, такие как «Транспорт-2003» и «Транспорт-2006». Также была создана система электронной коммерции, позво-

ляющая заказывать билеты на поезда через интернет.

- 2010-е годы: в этот период РЖД продолжили развивать цифровые технологии и услуги. Была запущена система электронного билета «РЖД-Пассажирам», которая позволяет покупать билеты онлайн и получать их на мобильный телефон. Также была запущена система онлайн-регистрации на поезда, а для грузовых перевозок - система «Электронный вагоно-парк».

- 2020-е годы: в настоящее время РЖД продолжает развивать цифровые сервисы и услуги. Была запущена система онлайн-проверки багажа, которая позволяет пассажирам проверять вес своего багажа перед поездкой. Также внедряется система «Цифровой дворец», которая объединит все информационные системы РЖД в одной платформе.

Таким образом, развитие информационных систем происходит постепенно и было связано с изменениями потребностей компании и развитием технологий.

Влияние цифровизации

Цифровизация значительно повлияла на работу РЖД. Внедрение новых цифровых технологий позволило оптимизировать процессы и повысить эффективность работы компании.

Одним из главных преимуществ цифро-визации является улучшение системы безопасности на железнодорожном транспорте. Были введены новые системы контроля

и мониторинга, что позволило снизить количество аварий и нештатных ситуаций.

Также цифровизация помогла сократить время на обслуживание и ремонт железнодорожного транспорта. Были разработаны новые системы диагностики и контроля технического состояния поездов, что позволяет заранее выявлять возможные поломки и предотвращать их.

Внедрение цифровых технологий улучшило качество обслуживания пассажиров. Были созданы новые сервисы для покупки билетов, поиска информации о расписании и задержках поездов, а также для заказа услуг на вокзалах.

Цифровизация также оказала влияние на изменение системы управления персоналом. В связи с цифровизацией процессов возникла потребность в новых профессиях, профессиональных квалификациях и должностях. Например, машинисты, дистанционно контролирующие подвижной состав, операторы беспилотных летательных аппаратов для диагностики инфраструктуры и др.

Для более удобного взаимодействия работников и компании был создан сервисный портал. Сервисный портал - это инновационный проект, реализованный на самой современной технологической платформе; виртуальный личный кабинет работника, который позволяет быстро и дистанционно получать нужную информацию. Доступ к сервисному порталу может осуществляться с любого устройства в любой удобный момент. На сегодняшний день на портале реализовано более 30 функций, которые сгруппированы в 12 блоков [2].

Таким образом, цифровизация значительно повлияла на работу РЖД, улучшив безопасность, эффективность и качество обслуживания.

Одной из основных целей цифровиза-ции в ОАО «РЖД» является повышение качества обслуживания пассажиров и грузоперевозок. Для этого компания предо-

ставляет ряд удобных цифровых сервисов и технологий.

Цифровые услуги

На сегодняшний день объекты цифро-визации широко используются на производстве. Например, квадрокоптеры. Они используются в целях соблюдения технологической дисциплины, усовершенствования процессов ремонта пути, контролируют качество выполняемых работ. БПЛА доказали свою эффективность при инвентаризации складированных материалов.

Также РЖД предоставляет ряд цифровых услуг для удобства пассажиров и гру-зоперевозчиков [5]:

1. Мобильное приложение «РЖД Пассажирам» для покупки билетов, отслеживания движения поездов и получения информации о задержках и изменениях в расписании.

2. Система электронных билетов для пассажиров, которая позволяет купить билеты онлайн и не тратить время на оформление бумажных билетов.

3. Сервис «Платформа-онлайн» для грузоперевозок, который позволяет заказать и оплатить перевозку груза в Интернете, а также отслеживать статус груза на всем маршруте.

4. Система «Электронный журнал движения» для контроля и учета движения поездов на железнодорожных станциях и участках.

5. Система «Электронный документооборот» для упрощения процесса оформления и обмена документами между РЖД и его партнерами.

6. Сервис «РЖД-Карта» для оплаты проезда на общественном транспорте в регионах, где действует система безналичной оплаты проезда.

7. Система онлайн-бронирования номеров в гостиницах, находящихся на территории железнодорожных станций.

Рассмотрим гистограмму целевых показателей эффективности цифровизации (рис. 1) [1].

Целевой показатель

Рис. 1. Целевые показатели эффективности развития цифровизации

Глядя на данную гистограмму, можно сделать вывод о том, что цифровизация существенно влияет на эффективность деятельности и способствует развитию ОАО «РЖД».

Проблемы, связанные с развитием цифровизации

Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулась цифровизация за период своего развития [3].

Одной из основных проблем внедрения цифровизации в ОАО «РЖД» является сложность модернизации устаревшей инфраструктуры и оборудования. Это требует больших финансовых затрат и времени на выполнение работ. Кроме того, появление новых технологий может столкнуться с сопротивлением со стороны части сотрудников, которые не желают менять свои привычки и способы работы.

Еще одной проблемой может быть недостаток квалифицированных специалистов в области цифровых технологий, которые могли бы разрабатывать и внедрять новые решения.

Также возможны проблемы с безопасностью данных, поскольку внедрение

цифровых технологий предполагает большое количество информации, которую необходимо защищать от несанкционированного доступа.

Проблемы внедрения цифровизации в ОАО «РЖД» также могут быть связаны с:

1. Цифровым неравенством на рынке труда.

Цифровое неравенство - это ограничение возможностей группы немолодых людей из-за отсутствия доступа к современным технологиям или отсутствия навыков владения ими.

2. Дополнительной нагрузкой на работников.

Поскольку цифровизация не стоит на месте и с каждым днем появляются новые программы, требующие изучения, при этом выполняя основные задачи. Это вызывает дополнительную нагрузку на сотрудника и оказывает влияние на его психологическое состояние, что отрицательно влияет на результаты работы [4].

Источники проблем внедрения цифро-визации в ОАО «РЖД» могут быть связаны с отсутствием единой стратегии развития цифровых технологий, сложностью

координации действий между разными подразделениями компании, нехваткой ресурсов для проведения масштабных проектов и недостаточной готовностью бизнес-процессов к цифровизации.

Заключение

Многие считают, что компания ОАО «РЖД» консервативная и почти не совершенствуется, но это совсем не так. Выше мы представили хронологический список усовершенствований в данной компании, где видно развитие ^-сферы, автоматизации и удалённой работы. На сегодняшний день тема цифровизации очень актуальна, т.к. сталкиваемся с ней буквально каждый день. Например, при покупке билетов.

После изучения данного вопроса мы выяснили, что несмотря на все проблемы, цифровизация ОАО «РЖД» продолжает искать новые способы для своего дальнейшего развития. Это и дефицит ресурсов, и цифровое неравенство, и дополнительные нагрузки на работников.

В целом, цифровизация является перспективным направлением развития ОАО «РЖД». Компания активно внедряет новые цифровые технологии, чтобы повысить качество обслуживания своих клиентов и оптимизировать свою деятельность. Благодаря этому, ОАО «РЖД» остается одной из ведущих транспортных компаний в России и продолжает развиваться в соответствии с современными технологиче-

скими трендами.

Библиографический список

1. Информационные технологии в РЖД» от 2023.02.07. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационные_технологии_в_РЖД.

2. АО «Издательский дом «Гудок», газета «Гудок» выпуск №112 от 28.06.2019. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gudok.m/zdr/168/?ID=1468741.

3. АО «Издательский дом «Гудок», газета «Гудок» выпуск №46 от 23.03.2017. - 5 с.

4. Коновалова В.Г. Оборотная сторона медали: социальные и этические проблемы внедрения цифровых технологий. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - №1 (40). - С. 61-67.

5. РЖД: официальный сайт. - Москва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rzd.ru/.

DIGITALIZATION AS A PROMISING DIRECTION OF DEVELOPMENT OF

JSC "RUSSIAN RAILWAYS"

O.V. Kashpurova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.A. Shcherbakova, Student Irkutsk State University of Railways (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article discusses the possibilities and problems of digitalization development on the example of the company JSC «Russian Railways». The conducted research shows that in addition to new opportunities and a number of advantages, there are also problems with the introduction of digital technologies. Solving these problems can significantly increase labor productivity and reduce the financial costs of the company.

Keywords: digitalization, Russian railways, digital services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.