Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / РЖД / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Г. П., Колчин О. Ю., Зотов Ф. П.

Работа посвящена влиянию цифровизации на формирование конкурентных преимуществ отечественного железнодорожного транспорта с учетом опыта ведущих зарубежных компаний данной отрасли. Среди наиболее значимых конкурентов выступают автотранспорт с мощной сетью прогрессивных автомобильных дорог. Для формирования системы показателей оценки предложен критерий - прирост ценности организации, обоснована его целесообразность. Оценку цифровой значимости конкурентоспособности российских железных дорог предлагается производить по показателю приращения конкурентных преимуществ каждой организации с учетом ее весового коэффициента. Предложено рассчитывать следующие показатели: доля рынка, логистическое освоение, внедрение интернета, создание цифровой платформы, перспективные бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF AN ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

The work is devoted to the impact of digitalization on the formation of competitive advantages of domestic railway transport, considering the experience of leading foreign companies in this industry. Among the most significant competitors are vehicles with a powerful network of progressive highways. For the formation of a system of evaluation indicators, a criterion is proposed - an increase in the value of the organization, its expediency is substantiated. The assessment of the digital significance of the competitiveness of Russian railways is proposed to be carried out in terms of the increase in the competitive advantages of each organization, taking into account its weight coefficient. It is proposed to calculate the following indicators: market share, logistics development, the introduction of the Internet, the creation of a digital platform, promising business processes.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Управление экономическими системами Economic systems management

УДК 65.011+004.63 DOI 10.29141/2782-4934-2023-2-1-7 EDN ZZVCRY

Г. П. Бутко1, О. Ю. Колчин2, Ф. П. Зотов1

1Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2Уральское отделение АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

Конкурентные преимущества организации в условиях цифровой трансформации экономики

Аннотация. Работа посвящена влиянию цифровизации на формирование конкурентных преимуществ отечественного железнодорожного транспорта с учетом опыта ведущих зарубежных компаний данной отрасли. Среди наиболее значимых конкурентов выступают автотранспорт с мощной сетью прогрессивных автомобильных дорог. Для формирования системы показателей оценки предложен критерий - прирост ценности организации, обоснована его целесообразность. Оценку цифровой значимости конкурентоспособности российских железных дорог предлагается производить по показателю приращения конкурентных преимуществ каждой организации с учетом ее весового коэффициента. Предложено рассчитывать следующие показатели: доля рынка, логистическое освоение, внедрение интернета, создание цифровой платформы, перспективные бизнес-процессы.

Ключевые слова: конкурентное преимущество; РЖД; железнодорожный транспорт;

цифровизация; критерий; показатель.

Дата поступления статьи: 16 февраля 2023 г.

Для цитирования: Бутко Г. П., Колчин О. Ю., Зотов Ф. П. Конкурентные преимущества организации в условиях цифровой трансформации экономики // Цифровые модели и решения. 2023. Т. 2, № 4. DOI: 10.29141/2782-4934-2023-2-1-7. EDN: ZZVCRY.

Управление экономическими системами Economic systems management

G. P. Butko1, O. Y. Kolchin2, F. P. Zotov1

!Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia 2Ural Branch of the Research Institute of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia

Competitive advantages of an organization in the context of digital transformation of the economy

Abstract. The work is devoted to the impact of digitalization on the formation of competitive advantages of domestic railway transport, considering the experience of leading foreign companies in this industry. Among the most significant competitors are vehicles with a powerful network of progressive highways. For the formation of a system of evaluation indicators, a criterion is proposed - an increase in the value of the organization, its expediency is substantiated. The assessment of the digital significance of the competitiveness of Russian railways is proposed to be carried out in terms of the increase in the competitive advantages of each organization, taking into account its weight coefficient. It is proposed to calculate the following indicators: market share, logistics development, the introduction of the Internet, the creation of a digital platform, promising business processes.

Key words: competitive advantage; JSC Russian Railways; railway transport; digitalization; criterion; index.

Paper submitted: February 16, 2023

For citation: Butko G. P., Kolchin O. Y., Zotov F. P. Competitive advantages of an organization in the context of digital transformation of the economy. Digital models and solutions. 2023. Vol. 2, no. 1. DOI: 10.29141/2782-4934-2023-2-1-7. EDN: ZZVCRY.

Введение

Современный этап развития экономики характеризуется высокой степенью сокращения продолжительности циклов запуска и внедрения новых технологий, восприимчивостью к цифровизации, что обеспечивает безопасность важных отраслей промышленности. Результатом решения проблемы цифровизации железнодорожного транспорта, как и железных дорог в целом, выступает прежде всего обеспечение высокого уровня цифровой зрелости. Огромное значение имеет при этом управление на государственном уровне. Характерной особенностью железнодорожного транспорта является наращивание объема оказываемых услуг и, что особенно важно, внедрение российских информационных технологий в реальную практику использования в различных сферах деятельности.

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

Т. 2 № 1 2023 m2 No.:l nigitnlmndPknnH solutions_ISSN 2782-4934 (onHne)

Управление экономическими системами Economic systems management

Авторские разработки [1-3] и процессы трансформации, происходящие сегодня в экономике, подтверждают актуальность проводимого исследования на основе количественных и качественных показателей цифровизации отдельных хозяйственных объектов.

В связи с вышесказанным цель настоящей работы - выявление факторов цифровизации, определяющих конкурентные преимущества организации в условиях трансформации экономики. Для достижения поставленной цели в работе используются методы структурного и комплексного сравнения, логического и причинно-следственного анализа.

Обзор цифровой конкурентоспособности в глобальном аспекте

В современном мире конкуренция выступает сильным стимулом экономического развития, результатом воздействия которого становится повышение эффективности производства и распределения. В этих условиях чрезвычайно важна конкурентоспособность - способность транспортных продуктов быть более привлекательными для покупателя благодаря лучшему соответствию их качественных и стоимостных характеристик ожиданиям потребителя. Формирование сети транспортно-логистических центров представляет собой комплексное решение, позволяющее за счет модернизации инфраструктуры, а также совершенствования технологий транспортного обслуживания как на уровне местной работы, так и при формировании поездов достичь существенного повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Важным фактором формирования стратегии ОАО «РЖД» представляется развитие 33 дочерних обществ («ТрансКонтейнер», «Русская Тройка», «РейлТрансАвто» и др.), а также конкурентные проекты развития терминально-складской инфраструктуры.

Большое значение сегодня уделяется исследованию подходов взаимодействия субъектов цифровых экономических систем и их интерпретации в условиях инновационного подхода и конкуренции [1; 2].

Мы солидарны с Л. М. Капустиной и ее коллегами в отношении внешних факторов конкурентоспособности в условиях цифровизации [4]:

• развитие цифровой экономики в стране;

• переход на использование цифровых технологий во всех сферах жизни общества;

• удовлетворение потребности общества в цифровых сервисах.

Одними из первостепенных при исследовании цифровизации являются вопросы взаимодействия реального и виртуального секторов экономики [5]. Важное место отводится нововведениям цифровизации в международном аспекте [6]. За рубежом данной проблематике также уделяется большое внимание [7-10].

Исследуя практику зарубежных железнодорожных компаний, отметим высокую степень функционирующих цифровых платформ с наличием специальных инновационных центров и лабораторий (например, Deutsche Banh в Германии). Приоритетными направлениями развития цифровизации в зарубежных компаниях являются совершен-

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

Т. 2 № 1 2023 m2 No.:l nigitnlmndPknnH solutions_ISSN 2782-4934 (onHne)

Управление экономическими системами Economic systems management

ствование автоматизированных цифровых систем, аддитивные и виртуальные технологии [6; 9].

Перспективным является формирование российско-китайских телекоммуникационных цифровых центров. Деятельность каждого такого центра основана на двухстороннем сотрудничестве в векторе беспроводных сетей, логистических сетей и искусственного интеллекта [11].

Цифровые технологии и платформы изменили факторы конкурентоспособности во многих отраслях. Кроме того, как справедливо замечают Л. М. Капустина и ее коллеги, «механизм управления конкурентоспособностью в условиях цифровой экономики также основывается на таких факторах конкурентного преимущества, как гибкость и способность к изменениям» [4]. Следовательно, на данный момент существует тенденция трансформации факторов конкурентоспособности: переход от традиционной концепции пяти сил конкуренции М. Портера [10] к использованию современных IT-систем и цифровизации бизнес-процессов.

Современная экономика оперирует с целой системой показателей и их системными признаками конкурентных преимуществ, такими как перспективный и цифровой потенциал человеческого капитала, использование цифровых технологий в бизнес-процессах, использование искусственного интеллекта.

Показатели и методы оценки цифровой модели конкурентных преимуществ ОАО «РЖД»

В условиях цифровой трансформации следует рассматривать железнодорожный транспорт как конкурента автомобильным дорогам.

Методические подходы к цифровизации в данной области разнообразны. Известны подходы к оценке цифровой конкурентоспособности в области внешнеэкономической деятельности. Так, Швейцарский институт менеджмента (IMD) разрабатывает цифровой рейтинг стран, в который включены более 60 стран мира [6; 8].

В рамках формирования собственного инструментария (рейтинга) имеет смысл дополнить оценку цифровизации показателем конкурентного преимущества по группе факторов.

По мнению авторов, конкурентные позиции хозяйствующих субъектов на основе цифровизации необходимы для формирования эталонных оценок.

Конкурентные позиции хозяйствующих субъектов на примере Свердловской железной дороги, включающей пять субъектов хозяйствования, представлены в табл. 1, где y - зависимая переменная от Si; Sii - фактор цифровизации; t - критерий Стьюдента.

Проверка искомой зависимости на достоверность определяется по неравенству

t22;0,05 Sli х ay < y <Si + t22;0,05 Slj x Oy.

где ay - ошибка аппроксимации.

Значение t-критерия Стьюдента определяется при уровнях значимости 0,10; 0,05; 0,01 в зависимости от числа степеней свободы от 1 до 100.

Управление экономическими системами Economic systems management

Таблица 1. Конкурентные позиции хозяйствующих субъектов на основе цифровизации Свердловской железной дороги

Хозяйствующие субъекты на территории Свердловской железной дороги (макеты проектов железной дороги) Sli t22;0,05 Sli yi - t22;0,05 Sli У i + t22;0,05 Sli

Свердловская область 2,05 2,24 8,76 7

Пермский край 1,96 15,70 30,10 35,10

Тюменская область 2,15 4,45 17,25 26,50

Ханты-Мансийский автономный округ 1,86 3,85 30,75 42,40

Ямало-Ненецкий автономный округ 1,92 3,94 19,20 6,48

На основе неравенства получены доверительные интервалы конкурентных позиций пяти хозяйствующих субъектов проектов железной дороги. В данном решении проверка на достоверность выполнялась при уровне значимости 0,05 и 22 степенях свободы, в результате значение критерия Стьюдента составило 2,074.

Отметим возможность дальнейшей интерпретации. Расчеты производятся по программе Statistica 13.

С точки зрения авторов, конкурентоспособность ОАО «РЖД» с точки зрения обеспечения экономической безопасности позволяет достичь высокого уровня экономического развития. Для этого необходим функциональный подход к исследованию.

При обосновании и непосредственном формировании системы управления ОАО «РЖД» целесообразно исследовать как формы и содержание функций, так и перечень операций и последовательность их реализации. Продолжающаяся стабилизация и развитие системы управления организацией позволяют по-новому анализировать потенциал функционального подхода в повышении эффективности деятельности менеджмента и рост конкурентных преимуществ и конкурентоспособности РЖД в условиях трансформации экономики. Авторами уделено внимание обеспечивающей и конструктивной функциям как наиболее значимым для ОАО «РЖД». В основу положено значение приращения конкурентных преимуществ.

Показатель приращения конкурентных преимуществ ДКПП предлагается рассчитывать на основании авторского подхода:

ДКПП = ЧП + А / Активы - ЗС,

где ЧП - чистая прибыль за отчетный период; А - отчисления по амортизации; Активы - суммарная стоимость закрепленных активов; ЗС - заемные средства.

Предложенный показатель ДКПП важен для формирования стратегии инновационного развития. Кроме того, важно обосновать приоритетные направления развития ОАО «РЖД». Для этого могут служить следующие показатели:

• доля рынка;

• логистическое освоение;

• внедрение интернета;

Управление экономическими системами Economic systems management

• создание цифровой платформы;

• перспективные бизнес-процессы.

Считаем, что наиболее значимыми направлениями развития для ОАО «РЖД» сегодня являются завоевание сегмента рынка перевозок пассажиров и грузов, стремление к росту доли рынка транспортных услуг.

В табл. 2 представлены расчеты предлагаемого показателя и исходного, который традиционно определяется в виде соотношения прибыли к размеру активов. Расчеты выполнены на основе информации хозяйствующих субъектов за 2021 г.

Таблица 2. Реализация функционального подхода к исследованию на основе показателя приращения конкурентных преимуществ

Показатель Территория Свердловской железной дороги

Свердловская область Пермский край Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ

Исходный (отношение прибыли к активам) 0,27 0,19 0,32 0,21 0,20

Новый (ДКПП) 0,31 0,25 0,37 0,30 0,28

Место в рейтинге 2 5 1 3 4

Как видим, среди исследуемых объектов лидирует Тюменская область, затем следуют Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ. На основе аналитических расчетов возможно определить рост эффективности за счет внедрения цифровых технологий.

В качестве объектов конкуренции на входе выступают подразделения ОАО «РЖД».

На заключительном этапе исследования готовится экономическое обоснование на базе альтернативных подходов с акцентом на следующие показатели:

• чистая текущая стоимость;

• приращение конкурентных преимуществ (ДКПП);

• период окупаемости с учетом дисконтирования и изменения кредитной политики;

• внутренняя норма доходности;

• доля рынка.

В ходе исследования была проанализирована цифровая конкурентоспособность и конкурентные преимущества Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Расчет авторского показателя «приращение конкурентных преимуществ» (ДКПП) может быть далее дополнен расчетом еще одного критерия - прирост ценности организации на основе конкурентных преимуществ, что может рассматриваться в качестве научной новизны исследования.

В качестве объектов исследования выступили шесть хозяйствующих субъектов, в том числе пять, представленных в табл. 2, и один дополнительный на основе инновационной модели развития.

Управление экономическими системами Economic systems management

Многоугольник КПП построен по 15-балльной шкале, в которой лучи отражают исследуемые показатели, характеризующие конкурентные преимущества. Для получения исходной информации было проведено интернирование с группой ведущих специалистов в данной области в количестве 12 человек. Как видно из рис. 1, среди конкурентных позиций лидируют искусственный интеллект и цифровые технологии.

Цифровая зрелость

Платформа цифровизации

Искусственный интеллект

Цифровые технологии

- Свердловская область

Пермский край

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

- Объект на основе

инновационной модели развития

Кибезбезопасность

Рис. 1. Конкурентные преимущества исследуемых объектов ОАО «РЖД»

На многоугольнике видно, что лидером является Свердловская железнодорожная компания. Конкуренты недостаточно готовы к лидерству по заявленным факторам.

Современный этап процесса гармонизации международных транспортных коридоров подтверждает важность развития нормативно-правовой базы в целях приведения в соответствие с международными стандартами в развитии железнодорожного транспорта.

Первостепенными остаются вопросы транспортного обслуживания, прежде всего пунктуальность перевозок и скорость сообщения, цифровой компонент участия каждого клиента.

Аспекты цифровой трансформации цифровой модели конкурентных преимуществ РЖД

По мнению авторов, целесообразно использовать SWOT-анализ, включив в него дополнительно блок, характеризующий перспективы цифровой инфраструктуры. Такая модификация инструментария SWOT-анализа позволит наиболее полно исследовать факторы и в будущем проводить экспресс-анализ конкурентных преимуществ ОАО «РЖД». Данный подход позволит проанализировать возникающие угрозы цифро-визации.

В дальнейшем предполагается использовать PEST-анализ. В рамках PEST-анализа анализируются следующие факторы:

• наличие цифровой инфраструктуры;

• политика мирохозяйственных связей;

Управление экономическими системами Economic systems management

• социально-экономические условия;

• финансовая устойчивость;

• ценовая политика;

• налоговая политика.

Риски чаще всего возникают от недостаточной проработки законодательной базы и нормативно-правового обеспечения. Учету подлежит и состояние онлайн-сервиса по обучению цифровой доступности.

В условиях конкуренции даже при идентичных позициях можно остаться на рынке, но только за счет внедрения цифровых систем можно удержать свои позиции и достичь конкурентоспособности. Процесс цифровизации в ОАО «РЖД», ведущей отечественной компании с государственным участием, подтверждает значимость разработки стратегии цифровой трансформации.

По нашему мнению, важным для ОАО «РЖД» является объединение инновацион-

и и 1 гр и

ной, технической политики и цифровизации. Т акой подход реален в результате востребованности инструментария корпоративного управления в границах холдинга и непо-

и и и и -■—г

средственно совместной единой технической и инновационной политики. Приоритеты инновационной политики формируются на основе социально-экономических и экологических критериев по схеме:

• анализ тенденций;

• прогнозирование;

• экономико-математическое моделирование;

• информационные системы.

Начиная с критического периода 2020 г. в результате воздействия пандемии корона-вируса ОАО «РЖД» в определенной степени изменило вектор развития и стало ориентироваться на модели цифровой трансформации, которые обеспечивают онлайн-функ-ционирование как с внешними участниками, так и непосредственно в структурных подразделениях компании (рис. 2).

Отметим, что необходимо акцентировать внимание на новых подходах, позволяющих расширить и представить решения при нескольких целевых функциях, таких как:

• анализ полезности стоимости;

• метод организации предпочтительного ранжирования;

• метод определения решения при нескольких целевых функциях;

• аналитический процесс определения иерархии целей (АНР-метод).

Вполне очевидно, что существующие зарубежные методы [12] не всегда возможно использовать в отечественной действительности. Генезис моделей цифровой экономики рассмотрен поэтапно на основе критериев развития [13]. В работе справедливо отмечается рост эффективности цифровых технологий. Цифровая трансформация бизнеса и приоритеты развития являются первостепенными, как справедливо отмечают специалисты, учитывая актуальность и перспективность тематики [13-17].

I. 2 № 1 2023 Vol.2 No.1

ISSN 2782-4934 (online)

Управление экономическими системами Economic systems management

Рис. 2. Ключевые приоритеты развития ОАО «РЖД»1

Анализ отечественных публикаций позволяет сделать вывод о необходимости избавления от зависимости от импорта, что предполагает работу в следующих направлениях:

• разработка импортонезависимой системы управления инфраструктурой;

• внедрение программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков;

• формирование импортонезависимой системы планомерного учета локомотивов.

1 Ответственность в каждом действии: годовой отчет 2020 / ОАО «РЖД». С. 313. URL: https://ar2020. rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_pages_rzd_2020.pdf (дата обращения: 29.09.2022).

Управление экономическими системами Economic systems management

Результаты эффективности оптимизации на примере цифрового формата взаимодействия с клиентом, как правило, раскрывают особенности развития цифровизации и определяются на основе внедрения:

• электронного документооборота;

• грузовых смарт-контрактов;

• технологии блокчейн.

Конкурентные позиции ОАО «РЖД» по сравнению с зарубежными конкурентами отражены на рис. 3.

Разработка программных продуктов прогнозирования

Импортозамещение управления инфраструктурой

I

Цифровизация информационных систем

Усовершенствование ПО АСУ «Экспресс»

Разработка ПО Формирование

для оперативного единой системы

управления учета

перевозками локомотивов

Рис. 3. Конкурентные позиции ОАО «РЖД» по сравнению с зарубежными конкурентами

Как видно из рис. 3, на основе данного подхода возможно определить оптимум цифровизации информационных систем на основе пяти указанных векторов развития (формирование единой системы учета, новых программных продуктов прогнозирования и др.). Направления развития ОАО «РЖД» в контексте зарубежного программного обеспечения имеют значимость для отечественной практики. Результативность такого подхода может быть оценена на основе реализации проектного метода цифровизации в ОАО «РЖД» (табл. 3).

В результате внедрения цифровизации на ОАО «РЖД» появляется возможность сосредоточить внимание на управлении инновациями и их внедрении в совокупности с цифровыми технологиями в реальные условия деятельности.

Управление экономическими системами Economic systems management

Таблица 3. Проекты цифровизации в ОАО «РЖД»

Программа Характеристика

«Интертран» Запущена международная интермодальная перевозка контейнеров по маршруту порт ст. Колядичи (Беларусь) - порт Владивосток (Россия) -Нинбо (Китай)

Межведомственный электронный документооборот (МЭДО) Ведется электронный документооборот, а также запущено взаимодействие в режиме налогового мониторинга с ФНС. В эксперименте в области электронного кадрового документооборота участвуют 126 подразделений ОАО «РЖД»

Новый сайт компании Главная страница имеет пассажиро-ориентированный характер: бонусная программа, билеты, контактная информация и акции. Развитие мобильных сервисов (результат - при помощи мобильного приложения оформлено 2 млн билетов на маршруты пригородного сообщения и 14,7 млн билетов на поезда дальнего следования)

Развитие цифровых инструментов На портале для работников появилось 10 новых сервисов. На сегодняшний день сотрудники ОАО «РЖД» имеют доступ к более 40 цифровых сервисов, а количество пользователей портала превышает 600 тыс. чел.

Карьерный портал ОАО «РЖД» Ежемесячно фиксируется более 100 тыс. посещений не только сотрудников, но и внешних пользователей, которые заинтересованы в карьере в ОАО «РЖД»

Блокчейн-технология Внедрение сервиса жизненного цикла рельсовой продукции на основе технологии блокчейн

Интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) Завершена разработка основного функционала проекта ИСУЖТ на Восточном полигоне благодаря внедрению новых программных модулей

При этом важно учитывать показатели эффективности. В целях формирования стратегии устойчивого развития следует акцентировать внимание на привлечении инвестиций, поиске новых источников финансирования, в том числе в виде налоговых льгот. Следующий этап - оценка интегрального эффекта с определением статуса существующих цифровых проектов и разработка стратегии развития. Особое внимание нужно уделить вопросам информационной безопасности и импортозамещения. Необходимо совершенствовать методические основы управления человеческим капиталом в цифровой трансформации с позиции мультиатрибутивности.

Заключение

Трансформация экономики и повсеместное использование интернета создали условия для изучения цифровизации и проведения аналитических расчетов в этой области. В научных публикациях исследователи свободно оперируют понятием «показатели цифровизации», а также непосредственно используют их на практике. Сетевая и цифровая экономика во многом предопределила стратегию конкурентных преимуществ ОАО «РЖД».

Управление экономическими системами Economic systems management

Грамотное решение вопросов управления конкурентоспособностью организации позволяет внедрять современные цифровые технологии в бизнес-процессы. Особое внимание необходимо уделить использованию грузовых смарт-контрактов, так как это обеспечивает удобство и минимизирует затраты при заключении контрактов на оказание услуг по перевозке грузов.

Источники

1. Бутко Г. П. Ресурсы инноваций. Екатеринбург: УГЛТУ, 2021. 135 с. ISBN: 978-594984-805-0.

2. Бутко Г. П. Конкуренция: теория, методология, практика: монография. Екатеринбург: УрФЮИ, 2012. 342 с. ISBN: 978-5-4430-0033-6.

3. Бутко Г. П. Перепелкина Л. А., Шурмина О. А. Повышение конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности / под ред. Г. П. Бутко. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. 142 с. ISBN: 978-5-94984-700-8. EDN: QRBFOS.

4. Капустина Л. М., Миколенко А. С., Тимохина Г. С. Оценка цифровой конкурентоспособности промышленных компаний // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1, № 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-1. EDN: NVLDHD.

5. Уколов В. Ф., Черкасов В. В. Цифровизация: взаимодействие реального и виртуального секторов экономики: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 203 с. ISBN: 978-516015640-8. EDN: YRQJVC.

6. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А., Тарасевич Л. С. Международный менеджмент. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 720 с. ISBN: 978-5-496-00691-0.

7. Schwab K. The fourth industrial revolution. Ginebra: World Economic Forum, 2016. 172 p. ISBN 978-1-944835-01-9.

8. Maintaining competitive conditions in the era of digitalization: OECD report to G-20 Finance Ministers and Central Bank Governors, July 2018. URL: https://www.oecd.org/ g20/Maintaining-competitive-conditions-in-era-of-digitalisation-0ECD.pdf (дата обращения: 11.02.2023).

9. Weill P., Woerner S. L. What's your digital business model? Six questions to help you build the next-generation enterprise. Boston: Harvard Business Review Press, 2018. 256 p. ISBN: 978-978-1-6336-9270-1.

10. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина, 2022. 948 с. ISBN 978-5-907394-63-6.

11. Хайлин Ю. Исследование инновационного сотрудничества цифровой экономики Китая и России // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 7. С. 1239-1256. DOI: https:// doi.org/10.18334/ce.14.7.110560. EDN: GMIWSO.

12. Железнов М. М., Матвеев А. С., Манойло Д. С. Испытательный полигон геоинфор-мацонных технологий // Мир транспорта. 2012. № 1(39). С. 118-121. EDN: OWZJEF.

13. Усова Н. В., Логинов М. П. Генезис моделей цифровой экономики // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1, № 3. С. DOI: https://doi.org/10.29141/2782-4934-2022-1-3-1. EDN: NVLDHD.

Управление экономическими системами Economic systems management

14. Веригина А. В., Никифорова А. Н. Цифровая трансформация и пути ее реализации в ОАО «РЖД» // Теория и практика общественного развития. 2022. № 10(176). С. 85-90. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2022.10.11. EDN: SHOVAS.

15. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 257 с. ISBN: 978-5-9614-2184-2.

16. Попов Е. В., Семячков К. А., Файрузова Д. Ю. Приоритеты экономической политики в развитии цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 7. С. 1198-1214. DOI: https://doi.Org/10.24891/ni.15.7.1198. EDN: HTYUEB.

17. Тарасов И. В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. 2018. № 6(50). С. 57-63. EDN: UWAXCR.

18. Швецов Ю. Теория цифровой экономики // Общество и экономика. 2021. № 7. С. 6-16. DOI: https://doi.org/10.31857/S020736760015757-1. EDN: QJNVTI.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Бутко Галина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и статистики. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: gpbutko@mail.ru.

Колчин Олег Юрьевич, заместитель директора по науке. Уральское отделение АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», 620027, РФ, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 15. E-mail: okolchin@bk.ru.

Зотов Федор Павлович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: fzotov@inbox.ru.

Information about the authors

Butko Galina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Technologies and Statistics. Ural State University of Economics, 620144, Russian Federation, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: gpbutko@mail.ru.

Kolchin Oleg Yurievich, Deputy Director for Science. Ural branch of JSC All-Russian Research Institute of Railway Transport, 620027, Russian Federation, Yekaterinburg, Chely-uskintsev St., 15. E-mail: okolchin@bk.ru.

Zotov Fedor Pavlovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Entrepreneurship. Ural State University of Economics, 620144, Russian Federation, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: fzotov@ inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.