Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова Кира Викторовна

Переход к цифровым технологиям в современных условиях реформирования высшего образования являет собой острую необходимость совершенствования образовательного процесса, изменения подходов в образовании, расширения используемых педагогических приемов. Цифровизация высшего образования становится направлением инновационной политики вуза, максимально открывая возможности выпускникам формировать hard - skills (профессиональные навыки) и soft - skills (навыки ориентации в жизненных ситуациях, с применение креативного подхода) для удовлетворения рынка труда в сотрудниках гибко и быстро ориентирующихся в цифровом пространстве. Эти возможности в сочетании с самонаправленным обучением позволяют индивидуализировать процесс восприятия, усвоения и закрепления знаний. В статье представлены возможности цифровизации высшего образования на примере использования тренажера виртуальной реальности (VR) в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России по курсу оказания первой медицинской помощи. Целью применения в процессе обучения тренажера VR является приобретение опыта и уверенности при выполнении действий по оказанию первой медицинской помощи как в нормальных, так и нестандартных условиях. Проведено исследование «Влияние виртуальной реальности на формирование навыков оказания первой медицинской помощи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глебова Кира Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A NEW APPROACH TO HIGHER MEDICAL EDUCATION

The transition to digital technologies in modern conditions of higher education reform is an urgent need to improve the educational process, change approaches in education, expand the pedagogical techniques used. Digitalization of higher education is becoming the direction of the university's innovation policy, maximally opening up opportunities for graduates to form hard - skills (professional skills) and soft - skills (orientation skills in life situations, with the use of a creative approach) to meet the labor market in employees who are flexibly and quickly oriented in the digital space. These opportunities, combined with self-directed learning, make it possible to individualize the process of perception, assimilation and consolidation of knowledge. The article presents the possibilities of digitalization of higher education by the example of using a virtual reality simulator (VR) in the Federal State Educational Institution of the Ministry of Health of the Russian Federation on the course of first aid. The purpose of using the VR simulator in the learning process is to gain experience and confidence in performing first aid actions both in normal and non-standard conditions. The study "The influence of virtual reality on the formation of first aid skills" was conducted.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Цифровизация как новый подход к высшему медицинскому образованию Digitalization as a new approach to higher medical education

Глебова Кира Викторовна

Студентка ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», Россия, г. Челябинск, 2023г.

kiraglebova@bk.ru

Glebova Kira Viktorovna

Student

of the Federal State Educational Institution of Higher Education "YUrGGPU",

Russia, Chelyabinsk, 2023. kiraglebova@bk.ru

Аннотация.

Переход к цифровым технологиям в современных условиях реформирования высшего образования являет собой острую необходимость совершенствования образовательного процесса, изменения подходов в образовании, расширения используемых педагогических приемов. Цифровизация высшего образования становится направлением инновационной политики вуза, максимально открывая возможности выпускникам формировать hard - skills (профессиональные навыки) и soft - skills (навыки ориентации в жизненных ситуациях, с применение креативного подхода) для удовлетворения рынка труда в сотрудниках гибко и быстро ориентирующихся в цифровом пространстве. Эти возможности в сочетании с самонаправленным обучением позволяют индивидуализировать процесс восприятия, усвоения и закрепления знаний.

В статье представлены возможности цифровизации высшего образования на примере использования тренажера виртуальной реальности (VR) в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России по курсу оказания первой медицинской помощи. Целью применения в процессе обучения тренажера VR является приобретение опыта и уверенности при выполнении действий по оказанию первой медицинской помощи как в нормальных, так и нестандартных условиях. Проведено исследование «Влияние виртуальной реальности на формирование навыков оказания первой медицинской помощи».

Annotation.

The transition to digital technologies in modern conditions of higher education reform is an urgent need to improve the educational process, change approaches in education, expand the pedagogical techniques used. Digitalization of higher education is becoming the direction of the university's innovation policy, maximally opening up opportunities for graduates to form hard - skills (professional skills) and soft - skills (orientation skills in life situations, with the use of a creative approach) to meet the labor market in employees who are flexibly and quickly oriented in the digital space. These opportunities, combined with self-directed learning, make it possible to individualize the process of perception, assimilation and consolidation of knowledge.

The article presents the possibilities of digitalization of higher education by the example of using a virtual reality simulator (VR) in the Federal State Educational Institution of the Ministry of Health of the Russian Federation on the course of first aid. The purpose of using the VR simulator in the learning process is to gain experience and confidence in performing first aid actions both in normal and non-standard conditions. The study "The influence of virtual reality on the formation of first aid skills" was conducted.

Ключевые слова: медицинское образование, цифровизация, цифровые технологии, высшее образование, виртуальная реальность, психологический аспект.

Key words: medical education, digitalization, digital technologies, higher education, virtual reality, psychological aspect.

«В нашем мире, где техника постепенно занимает господствующие позиции, основное внимание необходимо уделять ее использованию в целях образования, а также подготовке людей к овладению техникой,

облегчающей повседневную жизнь и работу» Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» 2007г.

Медицинское образование в России сегодня требует принципиально нового подхода, как и новые условия образовательной деятельности требуют новой кадровой политики. Традиционные подходы к обучению, дающие определенный набор знаний, должны уступить место инновационным методам, развивающим индивидуальные способности обучаемых, креативность, способность принимать решения и осуществлять профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных условиях [1; 7]. Проблематику формирует как слабая методологическая и методическая разработка средств и способов формирования компетенций, так и почти полное отсутствие инструментария проверки их сформированное™ [5]. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в настоящее время, ориентация профессионального образования именно на использование практико-ориентированных подходов в обучении специалистов. Применительно ко всем сферам и направлениям разрабатываются образовательные программы с учетом совершенствования системы практической подготовки, автором исследуется «Медицина и медицинские науки» как система практической подготовки будущих врачей.

Медицина - одна из областей человеческой деятельности, в которой вопросы качества имеют особое значение, а уровень компетенции и профессионализма, который должен закладываться при обучении студента в медицинском ВУЗе и впоследствии будет предоставлен пациентам в виде качества оказываемых медицинских услуг. [9] В современных условиях обучаемый должен освоить и развить определенные компетенции, а не только приобрести набор знаний, умений и навыков. Универсальные и профессиональные компетенции включают широкий диапазон компетенций различной направленности, в том числе:

- функциональные компетенции - уровень знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью, решать профессиональные задачи;

- когнитивные компетенции - способность к обучению и освоению современных знаний, умений и навыков, к решению проблем в условиях неопределенности;

- креативность - способность к генерированию инновационных подходов в профессиональной деятельности;

- личные качества - самооценка, психофизиологические особенности, ответственность, уровень мотивации [6].

В понятие «компетенция» входят также такие характеристики, как социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют у будущих врачей способность самостоятельно ориентироваться в типовой ситуации, способствуют развитию у них творческих способностей, и в итоге, позволяют квалифицированно решать сложные врачебные задачи. [3; 5]. Современная система образования по конкретному направлению подготовки устанавливает требования к набору общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Количество этих компетенций и их содержание, естественно, зависят от направления подготовки, только очень небольшая их часть приобретается в ходе изучения какой-то одной дисциплины, подавляющее большинство - в процессе освоения нескольких дисциплин.

В профессиональном медицинском образовании важна эффективная интеграция научно-исследовательской, дисциплинарной и учебно-педагогической сфер деятельности, реализация которой осуществляется исключительно через максимальное вовлечение студента в процесс обучения, чего можно добиться при личностно-ориентированном подходе. Эффективность данного подхода заключается в глубокой внутренней мотивации всех участников образовательного процесса, как важное условие формирования профессиональной личности будущего врача. При личностно-ориентированном подходе акцент ставится на

раскрытие творческого потенциала, на то как ученик будет самореализовываться в профессиональной деятельности. При обучении будущих врачей в творческой системе образования с использованием и применением самых современных и актуальных методик для учащихся открывается возможность развития их интеллекта, аналитического типа мышления и креативности. Связующим звеном в современной системе медицинского образования как раз становятся цифровые технологии как инструмент совместного достижения учеником и педагогом новых эвристических открытий [4, 11].

Международные стандарты и международная практика, потребности и приоритеты в области здравоохранения РФ, технологический прогресс в медицине свидетельствуют о необходимости внедрения симуляционных технологий приближенных к реальности в образовательный процесс с целью совершенствования подготовки студентов медицинских специальностей. В связи с развитием процесса информатизации образования происходят изменения в содержании учебного материала. Для ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (ЮУГМУ) оптимальной является модель образования, которая сочетает в себе высокий уровень теоретической и фундаментальной подготовки в сочетании с практической составляющей обучения, помогающей освоить новые технологии, овладеть высоким уровнем умений и навыков. Цель данного обучения состоит в формировании у студентов профессиональных компетенций путем повышения уровня владения клиническими навыками [2]. В рамках реализации задач по достижению данной цели в университете появилось множество возможностей для применения наглядных средств обучения. И в качестве одного из таких средств выступает виртуальная реальность. 28 апреля 2022г. в ЮУГМУ состоялось открытие уникального в Челябинской области класса обучения студентов по курсу «Оказание первой медицинской помощи» в многофункциональном интерактивном пространстве, которое предоставляет возможность учителю донести материал максимально наглядно и сформировать 100% вовлеченность учеников в процесс обучения с помощью интерактивного оборудования и ^-тренажеров (рис. 1).

Интерактивный класс ЮУГМУ оснащен тремя зонами обучения: 1 зона - для подготовки студентов теоретической части курса оказания первой медицинской помощи с помощью интерактивной доски и монитора для демонстрации презентаций (рис. 2)

Рисунок 1. Процесс обучения студентов ЮУГМУ в на тренажере VR

Рисунок 2. Интерактивная доска 2 зона - закрепление теоретического материала на интерактивных панелях и отработки навыка на

манекене. (Рис. 3 и 4)

Рисунок 3. Процесс закрепления знаний на интерактивной панели

Рисунок 4. Процесс отработки навыка оказания первой медицинской помощи на манекене 3 зона - практическая, для отработки навыка с использованием тренажера (рис. 5).

Рисунок 5. Процесс отработки навыка с использованием тренажера 'УК

2 зона - закрепление теоретического материала на интерактивных панелях и отработки навыка на манекене.

(Рис. 3 и 4)

В настоящее время использование виртуальной реальности в образовании приобретает все большую популярность и распространение. Это связано с тем, что данные технологии позволяют вывести преподавание на принципиально новый качественный уровень, лучше усваивать информацию, пробудить интерес к изучаемому материалу у учащихся. Обучающиеся постепенно, но неукоснительно, в игровой форме осваивают сложные темы курсов и учатся применять теоретический материал на практике. [10]

Применение в медицинском образовании технологий дополненной и виртуальной реальности позволит решить ряд проблем: 1) доступ учащихся к уникальным учебным курсам преподающих (узко-специализирующихся) экспертов, практически закрепляя в процессе обучения теоретический материал тренажер помогает оттачивать полученные навыки; 2) проведение редких операции, получение подобного опыта в реальной жизни крайне маловероятно, так как студенты могут просто не столкнутся с подобным случаем за период своего обучения; 3) неограниченное количество попыток при закреплении врачебных навыков и проведении манипуляций, тестов, лабораторных анализов не смотря на фактическое отсутствие в ряде медицинских образовательных учреждений современного оборудования, качественных материалов и достаточного количества инструментов; 4) исключение опасного фактора при работе с инфекциями и химическими веществами.

Встраивание чего-то нового в существующий отлаженный механизм, в нашем случае: механизм преподавания медицинских дисциплин, происходит с целью развития и перехода на новый уровень в практическом медицинском образовании, но сам процесс встраивания почти никогда не обходится без наличия проблем. С какими же проблемами сталкиваются педагоги и студенты медицинских вузов при использовании технологий виртуальной и дополненной реальности: 1) большое количество неиспытанных приложений, которые предлагаются для внедрения в процесс обучения, что формирует риск причинения пациенту вреда и противоречит главному принципу медицины; 2) исследование и подстраивание приложений под процесс обучения часто занимает много времени и требует глубокого погружения и заинтересованности педагога; 3) использование исключительно цифровых методов в процессе медицинского образования - недопустимо, конкретного при использовании технологий виртуальной и дополненной реальности стоит опасаться уменьшения уровня эмпатии при регулярном бесконтактном взаимодействии врача и пациента в процессе обучения; 4) формирование зависимости учащихся и практикующих врачей от системности работы приложений, вследствие чего растерянность действий и риск потери профессиональной репутации [9, 12].

На основании проведенных теоретических исследований автор пришел к выводу, что в случае понимания необходимости и готовности медицинского учреждения внедрять цифровые технологий необходимо провести анализ готовых к бесшовной интеграции цифровых решений в процесс медицинского образования с обязательным акцентом на педагога, его готовность к работе с цифровыми технологиями и уровнем его обучаемости и заинтересованности. Такими решениями будут являться уже апробированные приложения в других ВУЗах с очевидной пользой для формирования навыков учащихся и минимальным сроком встраивания в процесс обучения. Самым же успешным вариантом внедрения в процесс медицинского образования цифровых технологий, в нашем случае технологий виртуальной реальности, становится разработка VR--тренажера по техническому заданию профессорского состава ВУЗа, что и было успешно реализовано в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Данный вариант требует больших временных трудозатрат, задействование многочисленного количества экспертов и консультантов как по теме курса, так и квалифицированных ИТ-специалистов -разработчиков VR-тренажеров, но эффективность такого метода неоспорима.

По итогам работы в интерактивном классе ЮУГМУ был проведен опрос студентов по темам «Доступность подачи материала» - 100% студентов отметило, что в интерактивном формате материал подается доступно, и «Уровень заинтересованности студента в процесс обучения с применением VR тренажера и без», 84,3% - отметили, что хотели бы изучать курс оказания первой помощи только в интерактивном классе, меньшее количество респондентов отметили, что до сих пор не пробовали проходить обучение в таком формате, но хотят это сделать в ближайшее время. Таким образом результаты исследования свидетельствуют о необходимости таких цифровых технологий как симуляционный тренажеры виртуальной реальности в процесс обучения студентов.

Необходимость внедрения цифровых технологий в обучение студентов медиков с каждым годом становится все более острой. Образовательные ресурсы совершенствуются и оптимизируются. Кроме того, опыт дистанционного обучения в прошедшие пару лет показал, что такой формат имеет свои значительные преимущества для студентов медицинских вузов. Качественная подготовка будущих врачей является первостепенной задачей в современной системе высшего медицинского образования. Применение практико-ориентированных технологий обучения и использование симуляционных технологий, многократная отработка навыков выполнения отдельных диагностических и лечебных манипуляций способствуют развитию у студентов уверенности в собственных действиях, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов. Обучение студентов практическим навыкам с использованием тренажеров, симуляционных технологий, доступных в ЮУГМУ, позволяет эффективнее подготовить молодого врача к самостоятельной практической деятельности, дает возможность молодым врачам быстрее адаптироваться на рабочем месте и в будущем качественно оказывать медицинскую помощь пациентам.

Список используемой литературы:

1. Астанина С.Ю. Совершенствование модели непрерывного профессионального медицинского образования врачей / С.Ю. Астанина, О.Л. Задворная // Инновации в образовании. - 2014. - № 10. - С. 5-17.

2. Борисова, Н.В. Оценка качества медицинского образования в рамках внедрения федеральных стандартов / Н.В. Борисова, П.Г. Петрова, Е.В. Пшенникова и др. // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. - 2013. - № 20. - С. 64-68. 4. Гоголев, Н.М. Подготовка медицинских кадров в Арктической зоне России / Н.М. Гоголев, С.М. Дмитриева, С.С. Слепцова и др. // Современные наукоемкие технологии. - № 2. - 2020. - С. 91-95.)

3. Васютина Н.Ю. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http:// festival.1september.ru/articles/581708/

4. Винокур В.А. Психологические аспекты формирования проблемно-ориентированного подхода в медицинском образовании // Медицинская психология в России Т. 11, № 2(55)2019. С. 1-11.

5. Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Самостоятельная работа студентов как способ формирования компетенций // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1 (1). С. 25-29.

6. Прахова М.Ю. Оценка сформированности профессиональных компетенций / М.Ю. Прахова, Н.В. Зайченко, А.Н. Краснов // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С.21.

7. Профессиональный стандарт. Специалист в области организации здравоохранения. Проект. [Электронный ресурс]. URL: http://mednet.ru/ru/novosti/1921-01072016-czniioiz-publikuet-proekt-professionalnogostandarta-speczialista-v-oblasti-organizaczii-zdravooxranemya.html (Дата обращения 05.02.2017 г.).

8. Технологии AR и VR в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/435996/)

9. Тычков А. Ю., Грачев А. В., Алимурадов А. К., Чураков П. П. Исследование особенностей передачи мультимедийной и параметрической информации в среде виртуальной реальности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2020. № 4. С. 27-38.

10. Мармыш, Г.Г. Качество высшего медицинского образования: значение практико-ориентированного обучения / Г.Г. Мармыш, О.И. Дубровщик, А.А. Масловская и др. // Электронная библиотека БГУ/ Республиканский институт высшей школы // Вышэйшая школа: навуковаметадычны и публщыстычны часотс. - 2017. - № 4. - С. 17-21).

11. Эткина Э.И., Сакаева Г.Д., Гурьева Л.Л., Бабенкова Л.И., Бикташева А.Р., Фазылова А.А., Орлова Н.А., Рамазанова Н.Н., Данилова Л.Я., Якута С.Э., Левашева С.В. Психологические аспекты подготовки студентов медицинского ВУЗа // Международный научно-исследовательский журнал № 11 (42), Часть 4, Декабрь 2021. С. 105-106.

12. Jerald J. The VR Book: Human-Centered Design for Virtual Reality. New York : Association for Computing Machinery and Morgan & Claypool, 2016. Р. 636.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.