УДК 33 - 338
Рустамова М.Ш. студент магистратуры Научный руководитель: Ташпулатова Л.М., к.э.н.
доцент
заведующий кафедрой "Международная экономика" Университет мировой экономики и дипломатии
Узбекистан, Ташкент
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ИКТ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛЕЙ ВРЕМЕННОГО РЯДА И
ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
УЗБЕКИСТАНА
Аннотация. Целью данного исследования является изучение цифровизации как движущей силы экономического роста в Узбекистане. Используя данные по странам с различным уровнем дохода за период с 2002 по 2017 годы, было обнаружено, что индекс развития ИКТ оказывает значительное положительное влияние на ВВП стран. Результаты показывают, что инновационная деятельность, основанная на ИКТ и цифровизации, играет важную роль для экономического роста Узбекистана в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова. Цели устойчивого развития, цифровизация, экономический рост, индекс развития ИКТ, классификация стран по уровню дохода, ВВП на душу населения.
Rustamova M.Sh. master student
Scientific supervisor: Tashpulatova L.M., Ph.D.
associate professor Head of the Department of International Economics University of World Economy and Diplomacy
Uzbekistan, Tashkent
DIGITIZATION AS A FACTOR TO ACHIEVE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS: FORECASTING THE ICT DEVELOPMENT INDEX USING TIME SERIES MODELS AND ASSESSING ITS IMPACT ON THE ECONOMIC GROWTH OF UZBEKISTAN
Abstract. The purpose of this study is to study digitalization as a driving force of economic growth in Uzbekistan. Using the data from countries with different income levels from 2002 to 2017, the ICT Development Index was found
to have a significant positive impact on countries' GDP. The results show that innovation activities based on ICT and digitalization play an important role for the economic growth of Uzbekistan in the long term.
Key words. Sustainable development goals, digitalization, economic growth, ICT development index, classification of countries by income level, GDP per capita.
ВВЕДЕНИЕ
В 1987 году "Комиссией Брундтланд" было сформулировано понятие устойчивого развития, а в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро была предложена концепция устойчивого развития [7]. Основная цель устойчивого развития - удовлетворение потребностей и стремлений людей, при этом обеспечивая равные возможности для всех. В Узбекистане с 2022 года проводятся реформы в соответствии со стратегией развития на 2022-2026 годы, которая соответствует целям устойчивого развития [2]. Одной из таких целей является цель №28 - содействие экономическому росту, полной занятости и достойной работе для всех. Рост экономики важен для улучшения качества жизни и удовлетворения потребностей населения, но он должен быть устойчивым и не вредить окружающей среде. В настоящее время мировая экономика восстанавливается после кризиса, но неравенство доходов продолжает расти, и требуется создание большего количества рабочих мест для растущего населения. По данным Международной организации труда за 2020 год, безработными являются 6, 5% трудоспособного населения [8].
Одно из решений проблемы низкой производительности труда и недостаточного дохода состоит в повышении качества работы и условий труда. Для этого необходимо создать качественные рабочие места, обеспечить равные возможности трудоустройства для женщин и мужчин, а также улучшить социальную защиту и безопасность на рабочем месте.
Однако просто наличие работы не гарантирует достойный доход для многих людей. Чтобы преодолеть бедность, необходимо обеспечить всему трудоспособному населению достойную работу, которая приносит достаточный доход и позволяет интегрироваться в общество. До 2030 года приоритетом для всех стран является обеспечение устойчивого экономического роста. Это достигается поддержкой роста ВВП на душу населения в соответствии с национальными условиями и, в частности, рост валового внутреннего продукта на уровне не менее 7 процентов в год в наименее развитых странах [7].
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 20.10.2018 г. № 841 «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» Узбекистан поставил перед собой задачу (8.1) значительно увеличить ВВП на душу населения к 2030 году [1]. Для достижения этой цели страна
активно внедряет программы цифровизации, используя цифровые технологии для создания добавленной стоимости и повышения эффективности производства. Развитие информационно -коммуникационных технологий в последние десятилетия стало одним из ключевых факторов экономического роста. Инновации в ИКТ обеспечивают доступ к информации, улучшают коммуникацию и повышают эффективность различных видов экономической деятельности. Размер международной цифровой экономики составляет 11, 5 триллиона долларов США, согласно данным Oxford Economics [9].
Целью данного исследования является изучение причинно -следственной связи между экономическим ростом и индексом развития ИКТ. Используя линейную корреляционную модель, было выявлено, что индекс развития ИКТ является положительным и значимым для экономического роста большинства стран. Все страны были разделены на три группы на основе классификации стран Всемирного банка (Атласный метод) в зависимости от уровня их доходов, а именно страны с высоким, средним и низким уровнем дохода [10]. Категоризация доходов позволяет изучить, различаются ли результаты в зависимости от группы доходов, что приводит к разработке более конкретной политики и рекомендаций для каждой группы. Изменение показателей развития ИКТ в Узбекистане дает ценную политическую информацию о значимости ИКТ в стимулировании экономического роста за счет преимуществ технологического расширения.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Нибель (2018) исследует взаимосвязь между ИКТ и экономическим ростом в выборке из 59 стран за период 1995-2010 годов, используя оценки панельной регрессии. Результаты исследования показывают, что общее развитие ИКТ является важным показателем экономического роста. В исследовании также подчеркивается, что значительный эффект от ИКТ выражен в странах с разным уровнем экономического развития. Автор подчеркивает необходимость дальнейших инвестиций в ИКТ для поддержания стабильных темпов роста ВВП. [6]
Маджид и Аюб (2018) опираются на более крупную выборку стран (N = 149) за период 1980-2015 годов для изучения связей между ИКТ и экономическим ростом. Результаты показывают, что ИКТ имеют значение для экономического роста. Более того, эмпирическое моделирование показывает, что телекоммуникации и электронное правительство оказывают более сильное влияние на рост ВВП. [5]
ИКТ влияют на производительность через свои прямые и обратные связи с экономикой. Кроме того, ИКТ могут улучшить экономические показатели, предоставляя рыночную информацию; содействие распространению информации; и усиление конкуренции, предпринимательской деятельности, процессов поиска работы и распространения идей. Кроме того, использование ИКТ в бизнесе
способствовало повышению производительности труда (Евангелиста и др., 2014 г.) и увеличению конкурентных преимуществ и эффективности, что способствовало росту бизнеса (Генри и Стефан, 2010 г.). [3-4]
Таким образом, главный вывод заключается в том, что необходимо создать больше стимулов для поощрения инвестиций в сектор ИКТ.
ДАННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЯ
Зависимой переменной в данном исследовании является ВВП на душу населения (1111С) по постоянным ценам в международных долларах по данным Международного Валютного Фонда [11]. В нашей выборке взяты показатели ВВП на душу населения (1111С) по постоянным ценам в международных долларах за период 2002-2017 годов в 15 странах с различным уровнем дохода (Таблица 1). Основной независимой переменной в данном исследовании является индекс развития ИКТ, рассчитанный по данным Международного союза электросвязи и приведенный в Таблице 2 [12].
Таблица 1. Валовой внутренний продукт на душу населения, в постоянных _ценах, по 1ШС; Международный доллар 2017 года_
Валовой внутренний продукт на душу населения, в постоянных ценах, по паритету _покупательной способности; Международный доллар 2017 года_
Годы / Страны 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Страны с высоким уровнем дохода
Швейцария 59, 911 59, 389 60, 494 61, 774 63, 959 66, 031 67, 063 64, 590
Япония 36, 36, 37, 38, 38, 39, 38, 36,
224 712 485 156 682 252 792 624
Германия 44, 152 43, 857 44, 427 44, 815 46, 618 48, 115 48, 714 46, 100
Австралия 41, 177 41, 945 43, 193 43, 907 44, 365 45, 450 45, 608 45, 668
США 50, 51, 52, 54, 55, 55, 55, 53,
460 387 884 222 206 761 314 410
Страны со средним уровнем дохода
Казахстан 12, 13, 15, 16, 18, 19, 19, 19,
859 976 192 507 063 450 575 540
Грузия 5, 557 6, 211 6, 618 7, 291 8, 037 9, 084 9, 364 9, 066
Южная Африка 11, 399 11, 623 12, 022 12, 511 13, 053 13, 572 13, 807 13, 393
Узбекистан 3, 167 3, 260 3, 463 3, 661 3, 892 4, 205 4, 515 4, 799
Вьетнам 4, 012 4, 266 4, 556 4, 855 5, 146 5, 461 5, 715 5, 965
Страны с низким уровнем дохода
Судан 4, 435 4, 588 4, 701 4, 851 5, 037 5, 190 5, 253 4, 979
Мали 1, 773 1, 874 1, 842 1, 899 1, 922 1, 925 1, 952 1, 978
Того 1, 659 1, 725 1, 664 1, 546 1, 543 1, 481 1, 498 1, 537
Эфиопия 850 811 883 969 1, 053 1, 138 1, 224 1, 312
Конго 690 713 743 790 804 845 878 855
Чад 1, 096 1, 210 1, 556 1, 625 1, 579 1, 577 1, 572 1, 584
Годы / Страны 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Страны с высоким уровнем дохода
Швейцария 65, 948 66, 473 66, 557 67, 071 67, 773 68, 031 68, 699 68, 910
Япония 38, 38, 38, 39, 39, 40, 40, 41,
111 050 657 500 684 348 658 409
Германия 48, 148 50, 039 50, 158 50, 237 51, 137 51, 451 52, 175 53, 374
Австралия 46, 124 46, 662 47, 563 47, 840 48, 353 48, 747 49, 235 49, 644
США 54, 54, 55, 56, 57, 58, 58, 59,
438 891 746 384 260 387 939 879
Страны со средним уровнем дохода
Казахстан 20, 21, 22, 23, 24, 24, 24, 24,
664 903 677 664 320 210 089 699
Грузия 9, 702 10, 488 11, 263 11, 736 12, 262 12, 617 12, 960 13, 596
Южная Африка 13, 589 13, 804 13, 921 14, 049 14, 033 14, 005 13, 886 13, 839
Узбекистан 5, 053 5, 224 5, 513 5, 829 6, 128 6, 458 6, 721 6, 898
Вьетнам 6, 285 6, 696 6, 989 7, 299 7, 685 8, 133 8, 585 9, 086
Страны с низким уровнем дохода
Судан 5, 040 5, 994 4, 635 4, 581 4, 649 4, 732 4, 809 4, 705
Мали 2, 018 2, 017 1, 943 1, 930 2, 002 2, 060 2, 112 2, 154
Того 1, 588 1, 645 1, 708 1, 766 1, 824 1, 881 1, 938 1, 973
Эфиопия 1, 415 1, 539 1, 633 1, 750 1, 881 2, 028 2, 140 2, 303
Конго 893 930 979 1, 040 1, 081 1, 115 1, 084 1, 087
Чад 1, 740 1, 684 1, 772 1, 812 1, 874 1, 847 1, 690 1, 600
Источник: данные Международного Валютного Фонда [11]
Таблица 2. Индекс развития ИКТ по странам
Индекс развития ИКТ
гч го 1Л во С\ о ^ч гч го 1Л
Годы / о о о о о о о о ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч
Страны о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч о гч
Страны с высоким уровнем дохода
Швейцари 5. 5. 5. 6. 6. 6. 7. 7. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 8. 8.
я 4 8 9 2 6 9 1 3 6 7 9 1 4 6 7 7
4. 5. 5. 5. 6. 6. 7. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 8. 8. 8.
Япония 8 3 6 9 3 6 0 4 7 8 2 2 3 5 3 4
Германия 5. 5. 5. 6. 6. 6. 6. 7. 7. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 8.
0 4 7 0 4 6 9 1 3 4 7 9 1 2 2 4
Австралия 5. 5. 5. 6. 6. 6. 6. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 8. 8. 8.
0 4 9 1 3 6 8 1 3 1 0 2 2 3 1 2
/"""ИТ А 5. 5. 5. 5. 6. 6. 6. 6. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 8. 8.
США 3 5 8 9 3 4 6 9 3 5 9 0 1 2 1 2
Страны со средним уровнем дохода
Казахстан 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 6. 6. 6. 6.
2 3 5 7 0 3 4 1 8 3 8 1 1 2 7 8
Грузия 2. 2. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 4. 4. 4. 5. 5. 5. 5.
1 3 5 6 8 9 0 5 8 2 5 9 0 3 6 8
Южная 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 4. 4. 4. 5.
Африка 1 3 5 6 7 7 7 3 7 4 2 4 7 9 9 0
Узбекистан 1. 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 3. 4. 4. 4.
1 2 6 8 1 3 4 9 2 5 9
8 8 8 9 9
Вьетнам 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 3. 4. 4. 4. 4. 4.
0 3 6 8 2 6 7 9 1 1 3 2 4
6 7 9
Страны с низким уровнем дохода
1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2. 2.
Судан 0 1 3 3 5 6 8 9 1 3 7 9 9 9 6 6
0. 0. 0. 0. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 2.
Мали 8 8 8 9 0 1 1 3 5 4 9 0 2 2 1 2
1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 2. 1. 2.
Того 0 1 1 2 2 3 4 5 6 7 7 9 0 0 9 2
Эфиопия 0. 0. 0. 1. 1. 1. 0. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1.
8 9 9 0 0 0 9 0 1 2 2 3 4 5 4 7
1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 1. 1.
Конго 1 1 2 2 3 4 0 4 8 3 1 2 3 3 5 6
II,. 0. 0. 0. 0. 0. 0. 0. 0. 0. 0. 1. 1. 1. 1. 1. 1.
Чад 7 7 7 8 8 8 8 8 9 9 1 1 2 2 1 3
Источник: данные Международного союза электросвязи [12]
АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В данной работе была проанализирована взаимосвязь между индексом развития ИКТ и ВВП на душу населения (1111С) в 3 странах с различными уровнями дохода (Германия - страна с высоким уровнем дохода, Казахстан - страна со средним уровнем дохода, Чад - страна с низким уровнем дохода). Можно прийти к выводу, что существует сильная положительная линейная связь между индексом развития ИКТ и ВВ1 на душу населения (1ШС), особенно в странах с высоким и средним уровнем дохода. Регрессионные модели, построенные по данным Германии и Казахстана показали, что изменение индекса развития ИКТ на 90% отражает изменение ВВЛ на душу населения (1111С) (Рисунок 1 и 2).
Germany's reported GDP per capita as a function of ICT Development Index
■>2000"
5 6 7 В
X
Рисунок 1. Регрессионная модель зависимости ВВП Германии на душу населения (1111С) от индекса развития ИКТ Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
Kazakhstan's reported GDP per capita as a function of ICT Development Index
X
Рисунок 2. Регрессионная модель зависимости ВВП Казахстана на душу населения (1111С) от индекса развития ИКТ Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
Основываясь на данном выводе, были построены различные модели временного ряда для индекса развития ИКТ Узбекистана, и выбрана лучшая из них (представлена на Рисунке 3) для дальнейшего прогнозирования значения индекса и оценки его влияния на темпы экономического роста Узбекистана.
Time
Рисунок 3. Параболический тренд временного ряда индекса развития ИКТ
Узбекистана (синяя линия) Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
Для того, чтобы выбрать лучшую модель, были проанализированы и сравнены погрешности построенных моделей временного ряда и результаты представлены в Таблице 3. Из Таблицы 3 можно увидеть, что лучшей моделью для нашего временного ряда по индексу развития ИКТ Узбекистана является параболическая модель, так как ее погрешность минимальная, по сравнению с другими моделями.
Уравнение параболического тренда временного ряда:
Xt=Tt+st= 1.7116-0.0046*t+0.0129*t2+wt (1) где: t - индекс развития ИКТ Узбекистана.
Следовательно, используя уравнение параболического тренда временного ряда (1) были спрогнозированы значения индекса развития ИКТ Узбекистана в период с 2018 по 2030 годы с достоверностью 95% (Таблица 4).
Таблица 3. Погрешности моделей временного ряда индекса развития ИКТ
Узбекистана
Вид модели временного ряда RMSE MAE
Наивная модель 0.251 0.21
Параболическая модель 0.065 0.058
Модель сглаживания на основе значений скользящего среднего 0.106 0.079
Модель простого экспоненциального сглаживания 0.115 0.083
Авто-регрессионная модель AR(p) 0.126 0.092
МА(ф 0.355 0.295
ARMA (р, q) 0.171 0.134
ARIMA (р, ^ д) 0.106 0.074
Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
Таблица 4. Прогноз индекса развития ИКТ согласно параболическому
тренду временного ряда, а также прогноз ВВП на душу населения (1111С) _согласно уравнению линейной регрессии_
Узбекистан прогноз / Годы Индекс развития ИКТ (X) ВВП на душу населения (ППС) (У), международные доллары Темпы прироста ВВП на душу населения (ППС), %
2017 4.900 6, 898 -
2018 5.347 8, 016 16.2%
2019 5.792 8, 550 6.7%
2020 6.263 9, 115 6.6%
2021 6.759 9, 711 6.5%
2022 7.281 10, 338 6.5%
2023 7.829 10, 995 6.4%
2024 8.403 11, 683 6.3%
2025 9.002 12, 403 6.2%
2026 9.627 13, 153 6.0%
2027 10.278 13, 934 5.9%
2028 10.954 14, 745 5.8%
2029 11.657 15, 588 5.7%
2030 12.384 16, 461 5.6%
Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
Далее, построив линейную регрессию между ВВП на душу населения (1111С) и индексом развития ИКТ Узбекистана, удалось вывести уравнение (2) и посмотреть, какой экономический рост будет наблюдаться в Узбекистане благодаря цифровой трансформации (Таблица 4). Уравнение линейной регрессии:
Y=1600+1200*X (2)
где:
Y- валовой внутренний продукт Узбекистана на душу населения, в постоянных ценах, по паритету покупательной способности; Международный доллар 2017 года;
X - индекс развития ИКТ Узбекистана.
зшэгагу (л, у. lm¡
IfIf Residual standard error: 269.2 or. 14 degrees of freedom If If Multiple E-s^uar&d: 0.95 69, Ad;ii3Ted R-squared: 0.953Э If If f-statistic: 310.9 on 1 and 14 Di", p-vslue: 5.EBSe-ll
Рисунок 4. Анализ линейной регрессии между ВВП на душу населения (1111С) и индексом развития ИКТ Узбекистана Источник: составлено автором на основе эконометрического исследования
На основе этих результатов мы можем заключить, что существует сильная положительная связь между ВВП на душу населения (1111С) и индексом развития ИКТ Узбекистана (значение p <0, 001, R-квадрат: 0, 9569), и на каждую единицу увеличения Индекса развития ИКТ ВВП Узбекистана на душу населения (1111С) увеличится на 1166, 75 международных долларов. Ломимо этого, согласно полученным данным Таблицы 4 можно заметить, что при таком прогнозе с 2026 года Узбекистан сможет попасть в группу стран с высоким уровнем дохода благодаря продолжению активной цифровой трансформации.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ходе исследования была проанализирована взаимосвязь между индексом развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и экономическим ростом стран в контексте достижения восьмой цели устойчивого развития ООН. Результаты исследования позволили выработать рекомендации по ускорению цифровой трансформации в Узбекистане с целью повышения экономического роста.
1ервым предложением является создание благоприятной экосистемы для развития ИКТ в Узбекистане. Это включает в себя создание соответствующего законодательства, поддержку стартапов и инновационных проектов, а также программы обучения и подготовки кадров с учетом цифровых технологий.
Вторым предложением является развитие качественной и доступной инфраструктуры для ИКТ. Улучшение доступности широкополосного
интернета и развитие сотовой связи способствуют распространению ИКТ в обществе и созданию новых возможностей для бизнеса и граждан.
Третье предложение - активное использование ИКТ в государственном управлении и предоставлении услуг. Внедрение цифровых решений в государственные службы позволит повысить качество предоставляемых услуг, упростить процессы и улучшить доступность для населения.
Четвертым предложением является развитие цифровой экономики и электронной коммерции. Поддержка электронного бизнеса, создание легкого и удобного процесса онлайн-торговли и привлечение инвестиций в ИКТ-сектор способствует ускорению экономического роста страны.
Построение моделей временного ряда позволило выбрать лучшую из них и спрогнозировать значения индекса развития ИКТ Узбекистана и ВВП на душу населения до 2030 года. В результате прогноза можно утверждать, что к 2026 году Узбекистан войдет в группу стран с высоким уровнем дохода, предприняв необходимые меры по ускорению цифровой трансформации и развитию ИКТ. Это открывает широкие перспективы для экономического роста и устойчивого развития страны в будущем.
Использованные источники:
1. Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 20.10.2018 г. № 841 «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». [Электронный ресурс] // Lex.uz, 2018 - Режим доступа: 841-сон 20.10.2018. О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года (lex.uz) Дата обращения: 16.12.2023
2. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60 «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. [Электронный ресурс] // Lex.uz, 2022 - Режим доступа: УП-60-сон 28.01.2022. О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (lex.uz) Дата обращения: 16.12.2023
3. Генри О. и Стивен О. (2010 г.), «Внедрение информационных и коммуникационных технологий на МСП: обзор литературы», Журнал китайского предпринимательства, Emerald Group Publishing, Vol. 2 №2 1, стр. 93-104.
4. Евангелиста Р., Геррьери П. и Меличиани В. (2014), «Экономическое воздействие цифровых технологий в Европе», Экономика инноваций и новых технологий, Routledge, Vol. 23 № 8, стр. 802-824.
5. Маджид М.Т. и Аюб Т. (2018). Связь между информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и экономическим ростом: сравнительный глобальный анализ. Пакистанский журнал торговли и социальных наук (PJCSS), 12 (2), 443-476.
6. Нибель Т. (2018). ИКТ и экономический рост. Сравнение развивающихся, развивающихся и развитых стран. Мировое развитие, 104, 197-211.
7. Официальный сайт ООН. Цели в области устойчивого развития. [Электронный ресурс] // un.org, 2023 - Режим доступа: Первая страница — Устойчивое развитие (un.org) Дата обращения: 10.12.2023
8. Официальный сайт МОТ (Международная Организация Труда). [Электронный ресурс] // ilo.org, 2023 - Режим доступа: International Labour Organization (ilo.org) Дата обращения: 15.12.2023
9. Официальный сайт Oxford Economics. [Электронный ресурс] // oxfordeconomics.com, 2023 - Режим доступа: Oxford Economics Дата обращения: 10.12.2023
10. Официальный сайт ВБ (Всемирный Банк). [Электронный ресурс] // worldbank.org, 2023 - Режим доступа: World Bank Group - International Development, Poverty, & Sustainability Дата обращения: 10.12.2023
11. Официальный сайт МВФ (Международный Валютный Фонд). [Электронный ресурс] // imf.org, 2023 - Режим доступа: Report for Selected Countries and Subjects (imf.org) Дата обращения: 14.12.2023
12. Официальный сайт МЭС (Международный союз электросвязи). [Электронный ресурс] // itu.int, 2023 - Режим доступа: The ICT Development Index (itu.int) Дата обращения: 12.12.2023