Научная статья на тему 'Цифровизация как драйвер развития мировой экономики'

Цифровизация как драйвер развития мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева Елена Борисовна, Маркова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются проблемы функционирования цифровой экономики различных стран; трансформации их бизнеса под влиянием новых технологий, развития сбалансированности услуг на основе достижения партнерства между банками и другими участниками финансового рынка cо стартапами и технологическими компаниями. В заключении делается вывод о том, что благодаря цифровой экономике обеспечивается проникновение финансовых услуг в различные сферы экономики и банковского дела, усиливая конкуренцию между банками и финтехом, что способствует формированию локальных экосистем в финансовом секторе и появлению новых финансовых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как драйвер развития мировой экономики»

Цифровизация как драйвер развития мировой экономики

I

ей

2 ©

Стародубцева Елена Борисовна,

д-р экон. наук, профессор, Департамент мировой экономики и

международного бизнеса, Финансовый университет, evdokija59@mail.ru

Маркова Ольга Михайловна,

канд. экон. наук, доцент, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет, markova1310@bk.ru

В статье рассматриваются проблемы функционирования цифровой экономики различных стран; трансформации их бизнеса под влиянием новых технологий, развития сбалансированности услуг на основе достижения партнерства между банками и другими участниками финансового рынка со стартапами и технологическими компаниями. В заключении делается вывод о том, что благодаря цифровой экономике обеспечивается проникновение финансовых услуг в различные сферы экономики и банковского дела, усиливая конкуренцию между банками и финте-хом, что способствует формированию локальных экосистем в финансовом секторе и появлению новых финансовых сервисов. Ключевые слова: цифровая экономика; финансовые институты; экосистема

В условиях технологической революции, сопровождающейся глобальным разделением труда и занятости, произошли изменения в области экономических систем, расширения поля деятельности финансового и нефинансового секторов экономики, представления людей о возможностях новой техники. Произошли существенные изменения в характере и скорости протекания экономических процессов, которые стали менее предсказуемыми и управляемыми.

Указанные направления развития мировой экономики сопровождались увеличением числа участников, трансформацией бизнеса под влиянием новых технологий, что способствует формированию локальных экосистем в финансовом секторе и появлению новых финансовых сервисов. Банки сокращают затраты и повышают доступность своих сервисов, в том числе путем отказа от обслуживания клиентов в отделениях и предоставления услуг через системы дистанционного банковского обслуживания. Конкурируя друг с другом, участники рынка также стремятся повысить спрос на свои продукты путем персонализации предложений, для чего необходимы сбор и обработка большого объема информации, в том числе нефинансовой.

Низкая маржинальность банковских услуг, преобразование участниками финансового рынка своих бизнес-моделей и стремление к созданию экосистем, способствуют потери банками монополии на оказание традиционных (платежных и иных) услуг, приобретению нефинансовыми организациями значительной роли на финансовом рынке- все это вызывает необходимость введения цифровой экономики на основе достижения партнерства между банками и другими участниками финансового рынка со стартапами и технологическими компаниями. В свою очередь, высокотехнологичные компании все активнее создают новые стандарты качества на финансовом рынке, что позволяет банкам применять указанные нововведения в своей деятельности, что приводит к росту их эффективности, снижению издержек на ведение бизнеса и привлечению новых клиентов. Таким образом, обеспечивается проникновение финансовых услуг за счет их цифровизации в различные сферы экономики и банковского дела, усиливая конкуренцию между банками и финтехом.

Цифровая экономика постепенно набирает обороты и охватывает все большее количество пользователей и стран-участников. Эффект роста прибыли от использования новых технологий уже сейчас перекрывает затраты на их внедрение, что проявляется также и в росте ВВП. Так, согласно исследованиям Capgemini, Linkedln, EFMA, классическим кредитным институтам полностью доверяют 36,6% клиентов, а финтех-компаниям - 23,6%.Кроме того, у тех клиентов, которые имели положительный опыт работы с этими институтами, полное доверие к кредитным институтам имеют 52,9%, тогда как к компаниям финтеха - 56,3% [1]. Благодаря использованию преимуществ цифровых технологий в мире уже сейчас создается около 22% мирового ВВП. В частности, можно рассмотреть факторы воздействия процесса диджитализации на состо-яние( рост, снижение) прибыли банков( в % от чистой прибыли)( табл.1).

Из таблицы 1 видно, что воздействие процесса цифровизации экономики требует от банков пересмотреть бизнес-модели в пользу большей вариативности высокотехнологичных продуктов и изменения каналов предоставления продуктов и возможностей увеличения кросс-продаж. Это позволяет банкам получать дополнительные источники дохода и обеспечивать конкурентные позиции в рейтинге.

Следует отметить, что мировое сообщество активно использует возможности применения высокотехнологичных продуктов, каналов оказания услуг и применяют новые стандарты работы. Рассмотрим показатели развития цифровой экономики, в частности на основе индекса BCG е-Шепвйу ( табл.2 и 3). Из табл.2 видно, что динамика цифрового развития у Великобритании выше, чем у стран Европейского союза. Наибольшие показатели индекса имеются в Дании, Люксембурге, Швеции, Южной Корее и других странах. Что касается России, то несмотря на то, что она занимает в рейтинге стран в области интернет-экономик по индексу BCG е-МепБ^ 39 позицию , она также успешно внедряет финансово-технологические услуги. Так, согласно ис-

Таблица 1

Воздействие цифровизации на рост( снижение) прибыли банка( в % от чистой прибыли) [2]

Показатели, отрицательно влияющие на прибыль в зависимости от: Показатели, положительно влияющие на прибыль в зависимости от:

снижения процентной маржи( -16%) снижения операционных расходов (+ 30%)

инновационных решений конкурентое(-13%) увеличения выручки от внедрения новых Продуктов И услуг. Каналов ИХ предоставления и увеличения кросс-продаж( +10%)

растущих операционных рисков(-бУо) более совершенных бизнес-моделей (+5%)

Всего - 35% Всего : I 45%

Баланс - 10%

Таблица 2

Рейтинг стран в области интернет-экономик по индексу ВС е-Шепв^у Источник: BCG

Позиция в рейтинге Страна Среднее значение индекса BCG e-Intensity

1 Дания 213

2 Люксембург 212

3 Швеция 208

4 Южная Корея 205

5 Нидерланды 198

6 Норвегия 191

7 Великобритания 191

35 Китай 120

36 Израиль 118

37 Румыния 118

38 Словения 114

39 Россия 113

40 Италия 109

43 Бразилия 97

Таблица 3

Прибавка к ВВП за счет использования цифровых технологий к 2020 году Источник: BCG

11рибавка к ВВП Ежегодно

Развитые страны 1.8 0,25

Развивающиеся 3,4 0,5

10 лидеров 2,3 0,32

следованию Е^ в 2017 г. Россия получила 3 место из 20 стран по степени проникновения финансово-технологических услуг в городах с миллионным населением ( вслед за Китаем и Индией, но опережая Великобританию), данный показатель для Москвы и Санкт-Петербурга увеличился с 35 до 46% [3].

Развитие цифровых экономик приносят существенную прибавку к ВВП( табл.3).

Очевидно, что наиболее важным регионом с точки зрения развития цифровой экономики является Азия. Китай и Малайзия - яркие тому подтверждения. Можно ожидать повышенного интереса инвесторов и предпринимателей к этому региону. Однако важно, чтобы полити-

ческие институты в этих странах были более стабильными и оказывали бы поддержку технологическому сектору. Индия прикладывает значительные усилия на законодательном уровне, чтобы повысить свой уровень цифровизации. К ним относятся программа «Цифровая Индия» и инициативы, направленные на расширение использования электронных платежей. Тем не менее, Индии следует помнить о своём низком темпе развития цифровой экономики, поскольку он может тормозить любые подобные начинания. Чтобы ускорить цифровое развитие в такой среде, нужны более масштабные и системные изменения.

В Африке две крупнейшие экономики в регионе, Нигерия и ЮАР, находятся в

группах перспективных и проблемных стран соответственно, в то время как лучше внедряющая цифровые технологии Кения набирает существенные темпы роста и создаёт успешную технологическую экосистему. Одновременно с этим некоторым странам в Латинской Америке стоило бы поучиться на примере менее крупных и быстро растущих стран, таких как Колумбия и Боливия.

Единственной страной, которой удалось утроить объем цифровой экономики за период с 2000-го по 2016 г., является Китай. В Китае на цифровую экономику уже приходится 30% ВВП или $3,4 трлн (22,6 трлн юаней). По данному показателю Китай занимает второе место в мире. По объему рыночной капитализации IT компаний ( к которым относят компании Tencent и Alibaba)) Китай занимает 6 и 7 места( вслед за компаниями Apple, Google, Microsoft, Amazon, Facebook) . Также Китай работает над реализацией масштабных государственно-частных проектов, связанных с цифровизацией экономики и социальной сферы. Была сформирована государственная база информационных данных, в которой были заняты 1,4 млрд.чел. Начата реализация пилотного проекта по введению в стране системы социального скоринга. Согласно данному проекту , каждый житель страны будет иметь так называемое электронное досье, в котором с точки зрения общественной этики будут отражаться сведения о его добропорядочности, количестве совершенных им «хороших» и «плохих поступках», которые в свою очередь будут оцениваться по балльной системе по типу кредитного скоринга. При более высоких балльных оценках жителя страны, ему могут быть предоставлены кредиты с более низкими процентными ставками, более низкая оплата за пользование медицинскими услугами и т.д. И наоборот, если гражданин имеет более низкие рейтинги с точки зрения общественной этики, тем общество становится к нему менее дружественным [4].

В России начинает активно развиваться информационно-технологическая инфраструктура, благодаря которой успешно реализуются крупные IT- проекты в различных отраслях экономики. По уровню развития цифровой экономики Россия обладает достаточно мощным потенциалом, связанным с развитием технологий, которые, по мнению руководителей кредитных организаций и финтехкомпаний, могут быть предпочтительными для инвестирования в ближайшей перспективе. Так, в 2016-2017

О À

В

№ N

I

S

о

гг. Россия находилась : на втором месте в мире среди 50 крупнейших экономик по уровню ценовой доступности средств мобильного интернета [5]; 35 место из 193 стран по уровню развития электронного правительства [6], 44 место из 148 стран по средней скорости интернет-соединения [7], 45 место в мире из 176 стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий [8]. Она опережает страны БРИКС по уровню развития инфраструктуры. За последние пять лет уровень цифровизации экономики страны позволил вырваться из «догоняющих» и пробиться в основную группу среди развитых стран мира.

Однако интернет-экономика России, развивалась «без прорывных успехов» по сравнению, например, с Китаем. По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), доля цифровой экономики России по итогам 2016 г. составила $75 млрд, или 2,8% ВВП страны. Большая часть (84%) в сумме 63 млрд.долл. приходится на сферу потребления: интернет-торговлю, услуги, он-лайн-поиск и покупки офлайн. При этом расходы на рекламу в Интернете также увеличились: с 10,8% (900 млн. долл.) в 2010 г. до 19% (4 млрд. долл.) в 2016 г.[9].

Следует отметить, что во многих странах развитие информационных технологий обусловлено введением дистанционного банковского обслуживания, в котором большинство операций проводится без визита клиента в банк. Преимущества обслуживания банков розничных клиентов постепенно размываются, растет число нефинансовых компаний, которые готовы внедрять передовые технологии и методики и предоставлять клиентам высокотехнологичные продукты и услуги, могут предложить более нишевые решения. Это приводит к отставанию банков в конкурентной борьбе и вызывает отток клиентов к новым поставщикам финансовых услуг.

Развитие новых технологий и одновременное увеличение населения пользоваться этими услугами должны предусматривать важные особенности, связанные с необходимостью расширения функциональных возможностей доступа клиентов к проведению операций; внедрение технологии Big Data, которая позволяет обрабатывать не только структурированную информацию о заказах и пред-

почтениях клиента, но и неструктурированную информацию об иерархии предпочтений клиентов с применением технологий machine learning и data mining, позволяют создать и совершенствовать искусственный интеллект.

Перспективы развития инноваций, в основе которых лежит использование информационных технологий, ставит перед финансовыми институтами ряд проблем, связанных с :

- увеличением рисков нарушений бесперебойного характера предоставления клиентам различного рода услуг и гарантирования им высокого уровня безопасности транзакций и защиты персональных данных, что требует повышения доверия между участниками рынка ;

- усилением регуляторного давления на банки, что приводит к миграции банковских клиентов к небанковским институтам - поставщикам более дешевых услуг с помощью социальных сетей и мес-сенджеров: ВКонтакте, WeChat и других, а также влечет за собой утрату монополии банков на проведение платежей;

- увеличением операционных рисков и рисков легализации(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) , возрастающих информационных рисков, что требует от банков и небанковских кредитных организаций усиления партнерства в области информационных технологий.

Таким образом, характер цифровой экономики по-прежнему будут определять: ёмкость рынка; темп его роста; стоимость услуг; стандартизация и скорость внедрения новых каналов оказания услуг и новых стандартов работы. Это позволит обеспечить преобразование участниками финансового рынка своих бизнес-моделей и стремление к созданию экосистем, увеличению проникновения финансовых услуг за счет их цифровизации. Развитие цифровой экономики побуждает Россию вступить в конкурентную борьбу с западными кредитными организациями за внедрение новейших технологий в бизнес-процессы, быть готовыми и способными к технологической интеграции с финтехами, позволяющими наиболее полно удовлетворять запросы потребителей.

Литература

1. Capgemini, Linkedln ,EFMA. World FinTech Report 2017.P.15.

2. https;//www. mckinsey.com/ industries/financial-services

3. EY. Проникновение финансово-технологических услуг в мегаполисах России и в мире(http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets, с.3,8.

4. htth://carntgie.ru/commentary/ 71546

5. https:// www.vedomosti.ru/ technology/ articles/2016/03/01

6. United Nations E - Covernment Survey 2016( http://workspace.unpan/org/ sites/Internet/Dokuments/UNPAN97453/ pdf).P.151

7.Akamais State of Internet( https:// www.akamai.com/us/ en/ multimedia/ documents/

8.International Telecommunikation Union.ICT Development Index 2017

9.Миркин Я.М. Отчет о НИР по теме «Разработка Стратегии развития финансовых рынков государств-членов ТС и ЕЭП на период до 2025 года»

Development of the digital economy in

modern conditions Starodubtseva E.B., Markova O.M.

Financial University

The article deals with the problems of the functioning of the digital economy of different countries; transformation of their business under the influence of new technologies, development of the balance of services on the basis of achieving partnership between banks and other participants of the financial market with start-ups and technology companies. In conclusion, it is concluded that thanks to the digital economy, financial services penetrate into various spheres of economy and banking, strengthening competition between banks and finteh, which contributes to the formation of local ecosystems in the financial sector and the emergence of new financial services. Keywords: digital economy; financial institutions; ecosystem

References

1. Capgemini, Linkedln ,EFMA. World FinTech Report 2017.P.15.

2. https;//www.mckinsey.com/industries/financial-

services

3. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ EY-

fintech-index-russia-rus-2017/s FILE/EY-fintech-index-russia-rus-2017.pdf, с.3,8.

4. htth://carntgie.ru/commentary/71546

5. https:// www.vedomosti.ru/technology/ articles/

2016/03/01

6. United Nations E - Covernment Survey 2016(

http://workspace.unpan/org/sites/Internet/ Dokuments/UNPAN97453/pdf).P.151

7.Akamais State of Internet( https:// www.akamai.com/us/ en/ multimedia/ documents/

8.International Telecommunikation Union.ICT

Development Index 2017 9. Mirkin Ya.M. Otchet o NIR po teme «Razrabotka Strategii razvitiya finansovyih ryinkov gosudarstv-chlenov TS i EEP na period do 2025 goda»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.