Научная статья на тему 'Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период'

Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Испания / цифровая экономика / мировая экономика / Spain / digital economy / world economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Татьяна Викторовна

Статья посвящена исследованию первых результатов реализации национальной стратегии цифровой трансформации экономики и общества Испании, принятой в 2021 г. и направленной на усовершенствование экономической модели Испании за счет внедрения новейших цифровых технологий и инструментов. Подчеркивается, что успехи Испании в сфере цифровизации определяются как наличием национальной программы, так и огромными финансовыми вливаниями, которые страна получает из европейских структурных фондов. Особое место уделено анализу «цифровых» пробелов, препятствующих успешному продвижению страны по пути цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitization as a driver for Spain’s economic development in the post-covid period

The article is devoted to the study of the first results of the implementation of the national strategy for the digital transformation of the economy and society of Spain, adopted in 2021 and aimed at improving the economic model of Spain through the introduction of the latest digital technologies and tools. It is emphasized that Spain’s successes in the field of digitalization are determined both by the presence of a national program and by the huge financial injections that the country receives from European structural funds. Particular attention is paid to the analysis of “digital” gaps that impede the country’s successful progress along the path of digital transformation.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период»

Сидоренко Татьяна Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: Tsidoren@yandex.ru

Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период

Статья посвящена исследованию первых результатов реализации национальной стратегии цифровой трансформации экономики и общества Испании, принятой в 2021 г. и направленной на усовершенствование экономической модели Испании за счет внедрения новейших цифровых технологий и инструментов. Подчеркивается, что успехи Испании в сфере цифровизации определяются как наличием национальной программы, так и огромными финансовыми вливаниями, которые страна получает из европейских структурных фондов. Особое место уделено анализу «цифровых» пробелов, препятствующих успешному продвижению страны по пути цифровой трансформации.

Ключевые слова: Испания, цифровая экономика, мировая экономика.

Для цитирования: Сидоренко Т.В. Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период // Мировая экономика и мировые финансы. 2023. Т. 2. № 4. С. 9-12. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0240

Tatiana V. Sidorenko <E>

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of World Economy and Global Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: Tsidoren@yandex.ru

Digitization as a driver for Spain's economic development in the post-covid period

The article is devoted to the study of the first results of the implementation of the national strategy for the digital transformation of the economy and society of Spain, adopted in 2021 and aimed at improving the economic model of Spain through the introduction of the latest digital technologies and tools. It is emphasized that Spain's successes in the field of digitalization are determined both by the presence of a national program and by the huge financial injections that the country receives from European structural funds. Particular attention is paid to the analysis of "digital" gaps that impede the country's successful progress along the path of digital transformation.

Keywords: Spain, digital economy, world economy.

JEL Classification: F63

For citation: Sidorenko T.V. Digitization as a driver for Spain's economic development in the post-covid period. World Economy and World Finance, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 9-12. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0240

Как известно, пандемия COVID-19 значительно ускорила процесс цифровой трансформации промышленно развитых стран, начатый еще в конце прошлого столетия. В результате этого цифровизация превратилась в труднообратимый мегатренд современной мировой экономики. Что касается влияния пандемии COVID-19 на процесс цифровой трансформации испанской экономики, то необходимо подчеркнуть, что локдаун спровоцировал переход к удаленной работе, доля которой возросла в два раза, с 10% в 2019 г. до 20% в 2020 г. [Anuario cOtEC 2021. P. 273], а также ускорение использования цифровых технологий в финансовом секторе, торговле и ресторанном бизнесе. Последнее способствовало росту вклада цифровой экономики в ВВП страны. Так, если в 2019 он составил 18,7% ВВП, то в 2020 г. он возрос до 22%. При этом прямой вклад цифровой экономики (финансовый сектор, торговля, ресторанный бизнес и, прежде всего доставка еды) в рассматриваемый период увеличился с 9% до 10,9%. Интересно заметить, что в 2013 г. данный показатель составлял всего 4,5% [Economia digital en España. P. 11-12]. Тем не менее, уровень цифровизации, достигнутый в 2020 г., значительно ниже целевого показателя в 40%, который правительство Испании планирует достичь к 2030 г. [Economia digital en España. P. 50].

Отставание Европейского союза как интеграционного объединения в сфере внедрения цифровых технологий от США и Китая поставило его и страны-члены перед необходимостью стимулирования процесса цифровизации экономики и общества. Что касается Испании, то в 2021 г. в этой стране была принята программа «Цифровая Испания 2025».

В современных условиях цифровая трансформация испанской экономики выступает одним из основных столбов Национального плана восстановления, трансформации и устойчивости, одобренного в июне 2021 г., а сама программа представляет собой важнейший стратегический государственный проект, направленный на усовершенствование экономической модели Испании за счет внедрения новейших цифровых технологий и инструментов.

Важно отметить, что программа «Цифровая Испания 2025», с одной стороны, продолжает реализацию четырех основных направлений деятельности, зафиксированных в принятой в феврале 2013 г. Повестке по цифровизации Испании, а именно развертывание широкополосных сетей, цифровизация национальной экономики, повышение уровня владения цифровыми навыками и цифровая трансформация органов государственного управления, а с другой стороны, нацелена на преодоление «цифровых» пробелов, обнажившихся во время пандемии COVID-19 и препятствующих успешному продвижению страны по пути цифровой трансформации. К таким пробелам, прежде всего, необходимо отнести дефицит цифровых талантов, медленный процесс развертывания инфраструктуры 5G и неготовность малых и средних предприятий, составляющих основу производственной структуры страны, к внедрению цифровых технологий.

Программа «Цифровая Испания 2025» поставила самые общие цели, которые были конкретизированы в восьми программах, разработанных правительством страны. В целом для достижения целей в сфере цифровой трансформации национальной экономики и общества Испания выделит 28,2% средств из 70 млрд евро, направляемых на осуществление структурных реформ в рамках Национального плана восстановления, трансформации и устойчивости, т.е. 19,6 млрд евро. Важно отметить, что 15 млрд евро из 20 млрд, выделенных на эти цели, будут профинансированы Европейским союзом из таких источников, как структурные фонды по цифровой трансформации, фонд Connecting Europe, программа Horizon Europe R&D+i и программа по цифровиза-ции Digital Europe, рассчитанной на период с 2021 по 2027 г. [Spain accelerates digital transformation and places itself on the European connectivity podium]. 25% всех средств будет направлено на цифро-визацию МСБ, 22% — на развитие цифровых компетенций населения страны, 15% — на развитие широкополосной связи, 28% — на цифровую трансформацию органов государственной власти и 10% — на осуществление инвестиций в НИОКР, связанных с цифровыми технологиями [Índice de la Economía y la Sociedad Digitales (DESI) 2021. P. 5].

Проанализировав результаты и проблемы претворения в жизнь цифровой повестки Испании в период с 2021 г. по середину 2022 г., правительство П. Санчеса актуализировало национальную программу по цифровой трансформации страны, добавив в нее два сквозных направления, целью которых является реализация стратегических проектов, которые должны иметь сильное воздействие на развитие национальной экономики и общества. Предполагается, что данные проекты будут финансироваться как государством, так и бизнесом, а управление ими должно осуществляться совместно правительством и региональными органами управления. Актуализированная стратегия по цифровизации экономики страны получила название «Цифровая Испания 2026». Кроме того, в актуализированной программе уточняются задачи правительства в каждом из основных направлениях политики в сфере цифровой трансформации, которые необходимо решить к 2026 г.

1G Усилия правительства П. Санчеса, направленные на цифровизацию национальной эконо-

мики, подкрепленные существенными финансовыми вливаниями, дали определенные положи-

Цифровизация как драйвер экономического развития Испании в постковидный период

тельные результаты, которые ярко прослеживаются в улучшении позиции этой иберийской страны в Индексе цифровой экономки и общества (DESI), который с 2014 г. рассчитывает Европейская комиссия с целью определения успехов стран Европейского Союза (ЕС) в цифровой трансформации экономики и общества. Индекс DESI с 2021 г. охватывает четыре основные области:

• человеческий капитал (использование цифровых технологий гражданами страны);

• связь (доступность и покрытие широкополосной связи);

• интеграция цифровых технологий в бизнесе;

• цифровизация государственных услуг.

Так, если в 2020 г. Испания занимала 11-е место среди 27 стран Евросоюза, то в 2021 г. она поднялась на девятую позицию, а в 2022 г. уже заняла седьмое место, что свидетельствует об успешной траектории развития процесса цифровой трансформации испанской экономики [Índice de la Economía y la Sociedad Digitales (DESI) 2021. P. 3, 9]. Однако в 2023 г. Европейская комиссия заменила отчет «Индекс цифровой экономики и общества» на Отчет «О цифровом десятилетии 2023», в котором проводится мониторинг прогресса каждой страны-члена ЕС в сфере цифровизации, но не указывается место стран в цифровой трансформации.

Что касается положения, занимаемого Испанией, в каждой из областей, учитываемых при расчете индекса DESI, то, прежде всего, необходимо отметить улучшение ее позиции по качеству человеческого капитала. Страна поднялась с 16-го место в 2020 г. до 10-го места в 2022 г. В последние годы наблюдается рост доли населения страны, которое обладает базовыми цифровыми навыками, в 2023 г. данный показатель оставил 64%, что на десять процентных пункта больше, чем в среднем по ЕС. Однако этот показатель значительно ниже целевого показателя в 80%, который должен быть достигнут к 2030 г. В настоящее время 36% активного населения Испании не обладает набором базовых цифровых компетенций, что значительно осложняет процесс цифровизации национальных предприятий и внедрение передовых цифровых технологий в производственные процессы. Вышесказанное ставит Испанию перед вызовом создания специальных программ по обучению как работающего населения, так и рядовых граждан базовым цифровым навыкам, что в перспективе создаст необходимые условия для ускорения внедрения цифровых технологий в производство и повседневную жизнь.

Принимая во внимание, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются основой цифровой трансформации экономики и общества, исключительно важное значение имеет роль, которую ИКТ отрасль играет в экономике страны, и доля ИКТ специалистов в общей занятости населения. Что касается второго показателя, то в 2023 г. он составил в Испании 4,3%, хотя в 2021 г. был на уровне 3,9%. Тем не менее, страна испытывает дефицит специалистов в ИКТ индустрии, что негативно сказывается на росте производительности труда. Данная проблема с особой остротой проявляется в секторе малых и средних предприятий [2023 Report on the state of the Digital Decade. P. 3]. Последнее ставит задачу реформирования системы высшего образования и интенсивное развитие новых направлений подготовки кадров в области информационных технологий.

Необходимо подчеркнуть, что отставание Испании в развитии ИКТ индустрии в значительной степени вызвано низкими объемами инвестиций в НИОКР, в том числе в НИОКР, связанные с цифровыми технологиями. Так, в 2022 г. доля расходов на НИОКР в Испании впервые превзошла докризисный уровень и составила 1,44% ВВП. Однако важно подчеркнуть, что данный показатель значительно ниже целевого ориентира в 2,12% ВВП, который страна должна достичь к 2027 г. в соответствии с Национальной стратегией в сфере науки, технологий и инноваций на период с 2021 по 2017 гг. Крайне важно отметить, что несмотря на положительную динамику роста расходов на НИОКР Испания не только не смогла сократить разрыв со странами ЕС по данному показателю, но и брешь, отделяющая ее от них, возросла. Так, если в 2008 г. разрыв между показателем Испании и средним показателем по ЕС составлял 0,52%, то в 2022 г. он возрос до 0,78% [Análisis de la Fundación Cotec elaborado...]. При этом вклад бизнеса в осуществление инвестиций в НИОКР незначителен, хотя именно он должен играть первостепенную роль. Так, в 2019 г. доля частного сектора в инвестиции в НИОКР составила лишь 0,71% ВВП, в то время как средний показатель по ЕС был на уровне 1,3%. В странах ОЭСР — 1,7%, а в Израиле — 4% [Álvarez, Biurrun, 2022. P. 201].

Что касается второго показателя, а именно связи (доступность и покрытие широкополосной связью), то Испания поднялась с пятого места в 2020 г. до третьего места в 2021 г. среди стран в ЕС, и таким образом вошла в тройку лидеров. В 2022 г. она сохранила свое место.

Важно отметить, что практически во всех сферах, учитываемых при расчете данного показателя, Испания значительно превосходит средний уровень по Евросоюзу. В частности, Испания выгодно отличается от ЕС в целом по такому показателю как доступность сетей с очень высокой ц мощностью. Так, охват такими сетями домохозяйств в этой иберийской стране возрос с 89% в 2019 г. до 93% в 2023 г., в то время как средний показатель по ЕС равен 73%. Успехи, достигнутые

Испанией в развертывании скоростных сетей для доступа в Интернет, а также в преодолении «цифрового» разрыва между городом и сельской местностью создают необходимые условия для внедрения цифровых технологий в различных сферах жизни [2023 Report on the state of the Digital Decade. P. 6].

По третьему показателю, а именно интеграция цифровых технологий в бизнесе, в 2022 г. Испания заняла 11-е место, и ее уровень немного выше среднего показателя по ЕС. Однако положение Испании значительно хуже, чем у европейских лидеров. При этом существуют огромные различия в уровне цифровизации крупных предприятий, с одной стороны, и малых и средних, с другой. Так, 98% предприятий, на которых занято более 10 человек, являются пользователями Интернета, в то время как аналогичный показатель для предприятий с количеством занятых менее 10 человек составляет 79%. С другой стороны, облачными технологиями в среднем пользуются практически 30% национальных предприятий. А показатель для малого и среднего бизнеса (МСБ) составляет менее 9%. Что касается использования робототехники, то 9% предприятий, на которых занято более 10 человек, используют роботы, а для малых и средних предприятий данный показатель составляет 2% [Álvarez, Biurrun, 2022. P. 204-205]. Кроме того, среди персонала малых и средних предприятий (МСП) крайне мало ИКТ специалистов. Их доля составляет лишь 2,5% на микропредприятиях, 13% — на малых и 39,5% — на средних, в то время как на крупных предприятиях она достигает 67,7% [Informe la digitalización de la Economía. P. 82].

Важно подчеркнуть, что в 2023 г. 68% испанских малых и средних предприятий имели хотя бы базовый уровень цифровой интенсивности. Однако это ниже целевого показателя в 90%, который необходимо достигнуть к 2030 г. При этом 29% из них продают онлайн. Данный показатель на 5 процентных пунктов выше по сравнению с показателем 2021 г. и на 10 процентных пунктов выше среднего показателя по ЕС. Но только 9% МСП ведут трансграничную торговлю с другими странами. 10% оборота МСП приходится на онлайн-продажи. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Испания стоит перед вызовом ускорения цифровизации малого и среднего бизнеса, который является основой производственной структуры этой иберийской страны [2023 Report on the state of the Digital Decade. P. 10].

Что касается четвертого показателя, а именно цифровизации государственных услуг, то в 2022 г. Испания заняла пятое место в ЕС, и ее показатель (83,5%) значительно выше среднего показателя по ЕС, который составляет 67,3% [Countries' performance in digitisation]. Важно подчеркнуть, что в последние годы наблюдается рост пользователей электронными услугами, предоставляемыми правительством страны. В результате в 2023 г. 84% пользователей Интернетом обращались к электронным услугам правительства, в то время как средний показатель по ЕС был на уровне 74%. Одновременно Испания находится в группе лидеров по предоставлению электронных услуг как гражданам страны, так и бизнесу. Тем не менее, важно подчеркнуть, что к 2030 г. страны-члены ЕС должны обеспечить стопроцентный охват и граждан, и бизнеса электронными услугами, предоставляемыми правительством [2023 Report on the state of the Digital Decade. P. 15].

References

2023 Report on the state of the Digital Decade. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/2023-report-state-digital-decade (data of access: 5.12.2023).

Álvarez I., Biurrun A. La digitalización como baza de recuperación pospandemia. Informacion Comercial Española Revista de Economía, 2022, no. 924, pp. 197-213.

Análisis de la Fundación Cotec elaborado a partir de los últimos datos de INE sobre la actividad de la I+D en España. URL: https://cotec.es/observacion/evolucion-de-la-i-d/e77c3832-ed59-78b1-ca2c-88517073c6b4 (data of access: 23.11.2023).

Anuario COTEC 2021. URL: http://cotec.es/observacion/anuario-2021/2ba99ebe-1932-6a29-823d-567ea9611084 (data of access: 23.11.2023).

Countries' performance in digitisation. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/countries-digitisation-performance (data of access: 28.11.2023).

Economia digital en España. URL: http://www.adigital.org/doc/202202_informe-economia-digital.pdf (data of access: 30.11.2023).

Índice de la Economía y la Sociedad Digitales (DESI) 2021. URL: https://espanadigital.gob.es/sites/agendadigital/files/2021-11/ DESI_2021_Spain_es_STMRZhHU9bUhcKa5kUTestGx9vM_80601.pdf (data of access: 5.12.2023).

Informe la digitalización de la economía. URL: https://www.ces.es/documents/10180/4509980/Inf0317.pdf (data of access: 28.11.2023).

Spain accelerates digital transformation and places itself on the European connectivity podium. URL: http://www.lamoncloa. gob.es/lang/en/gobierno/news/Paginas/2021/20211202_spain-digital-day.aspx#:~:text=For%20the%20deployment%20 of%20the,enable%20a%20technological%20leap%20forward (data of access: 30.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.