Научная статья на тему 'Цифровизация и новые подходы к управлению агропродовольственным комплексом'

Цифровизация и новые подходы к управлению агропродовольственным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
агропродовольственный рынок / платформы / потребности экономики / цифровизация / управление / цифровые технологии / digitalization / platforms / management / economy needs / digital technologies / agri-food market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отмахова Юлия Сергеевна, Усенко Наталья Ивановна

Агропродовольственный комплекс является важнейшим сектором российской экономики, который характеризуется сложностью экономических отношений и разнонаправленных интересов на рынке данной продукции. Информационные технологии оказывают существенное влияние на экономику всех стран мира и являются базой для цифровых изменений в бизнесе. В мировой экономике идет масштабное внедрение цифровых технологий, компании переходят на новые бизнесмодели развития и внедряют инновационные технологии на основе использования искусственного интеллекта, больших данных и робототехники. В современных условиях необходимы новые подходы к управлению рынком сырья и пищевой продукции с учетом происходящих трансформационных изменений секторов и отраслей под влиянием глобальной цифровизации. Цель данного исследования заключается в определении возможностей развития агропродовольственного бизнеса с учетом использования новой цифровой платформенной модели на основе анализа теоретических исследований и существующей эффективной практики цифровой экономики. В первой части статьи выделены цифровые технологии и цифровые платформы для современного агропродовольственного рынка. Вторая часть статьи посвящена обсуждению методических аспектов формирования современных цифровых платформенных моделей бизнеса, в том числе инструментария для измерения и оценки готовности участников агропродовольственного рынка к цифровой трансформации, приведены результаты предварительной оценки потребностей использования в российском агропродовольственном секторе сквозных технологий в цифровых платформах и связанных с ними приложениях. В заключение авторами предложены рекомендации по формированию платформенной модели российского агропищевого бизнеса. Методологической основой исследования являются системный и институциональный подходы к формированию цифровой платформы для эффективного развития АПК. Практическая значимость данного исследования приобретает особую актуальность при формировании новых управленческих алгоритмов и разработке систем поддержки принятия управленческих решений в условиях цифровизации и информатизации российского агропродовольственного комплекса. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18‑29‑03086.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitization and new approaches to the management of the agro-food complex

Agri-food complex is the most important sector of the Russian economy, which is characterized by the complexity of economic relations and multidirectional interests in the market of these products. Information technologies have a significant impact on the economies of all countries of the world and are the basis for digital changes in business. In the global economy there is a large-scale introduction of digital technologies, companies are moving to new business models of development and introduce innovative technologies based on the use of artificial intelligence, big data and robotics. In modern conditions, new approaches to the management of the market of raw materials and food products are needed, taking into account the ongoing transformational changes in sectors and industries under the influence of global digitalization. The purpose of this study is to identify opportunities for the development of agri-food business, taking into account the use of a new digital platform model based on the analysis of theoretical studies and existing effective practices of the digital economy. The first part of the article highlights digital technologies and digital platforms for the modern agri-food market. The second part of the article is devoted to the discussion of methodological aspects of the formation of modern digital platform business models, including tools for measuring and assessing the readiness of agri-food market participants for digital transformation, the results of a preliminary assessment of the needs of the use of endtoend technologies in digital platforms and related applications in the Russian agri-food sector. In conclusion, the authors offer recommendations on the formation of the platform model of the Russian agricultural business. Methodological basic research is a systematic and institutional approach to the formation of a digital platform for the effective development of agriculture. The practical significance of this study is particularly relevant in the formation of new management algorithms and the development of systems to support management decision-making in the conditions of digitalization of the Russian agri-food complex. The project is supported by the Russian Foundation for Basic Research, project number 18‑29‑03086.

Текст научной работы на тему «Цифровизация и новые подходы к управлению агропродовольственным комплексом»

УДК 004:63:664(045)

DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10192

Цифровизация и новые подходы к управлению агропродовольственным комплексом

Ю.С. Отмахова*, канд. экон. наук; Н.И. Усенко, канд. экон. наук новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Дата поступления в редакцию 08.07.2019 Дата принятия в печать 28.12.2019

* otmakhovajs@yandex © Отмахова Ю.С., Усенко Н.И., 2019

Реферат

Агропродовольственный комплекс является важнейшим сектором российской экономики, который характеризуется сложностью экономических отношений и разнонаправленных интересов на рынке данной продукции. Информационные технологии оказывают существенное влияние на экономику всех стран мира и являются базой для цифровых изменений в бизнесе. В мировой экономике идет масштабное внедрение цифровых технологий, компании переходят на новые бизнес-модели развития и внедряют инновационные технологии на основе использования искусственного интеллекта, больших данных и робототехники. В современных условиях необходимы новые подходы к управлению рынком сырья и пищевой продукции с учетом происходящих трансформационных изменений секторов и отраслей под влиянием глобальной цифрови-зации. Цель данного исследования заключается в определении возможностей развития агропродовольственного бизнеса с учетом использования новой цифровой платформенной модели на основе анализа теоретических исследований и существующей эффективной практики цифровой экономики. В первой части статьи выделены цифровые технологии и цифровые платформы для современного агропродовольственного рынка. Вторая часть статьи посвящена обсуждению методических аспектов формирования современных цифровых платформенных моделей бизнеса, в том числе инструментария для измерения и оценки готовности участников агропродовольственного рынка к цифровой трансформации, приведены результаты предварительной оценки потребностей использования в российском агропродовольственном секторе сквозных технологий в цифровых платформах и связанных с ними приложениях. В заключение авторами предложены рекомендации по формированию платформенной модели российского агропищевого бизнеса. Методологической основой исследования являются системный и институциональный подходы к формированию цифровой платформы для эффективного развития АПК. Практическая значимость данного исследования приобретает особую актуальность при формировании новых управленческих алгоритмов и разработке систем поддержки принятия управленческих решений в условиях цифровизации и информатизации российского агропродовольственного комплекса. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-29-03086.

Ключевые слова

агропродовольственный рынок, платформы, потребности экономики, цифровизация, управление, цифровые технологии Для цитирования

Отмахова Ю.С., Усенко Н.И. (2019) Цифровизация и новые подходы к управлению агропродовольственным комплексом // Пищевая промышленность. 2019. № 12. С. 35-38.

Digitization and new approaches to the management of the agro-food complex

Agri-food complex is the most important sector of the Russian economy, which is characterized by the complexity of economic relations and multidirectional interests in the market of these products. Information technologies have a significant impact on the economies of all countries of the world and are the basis for digital changes in business. In the global economy there is a large-scale introduction of digital technologies, companies are moving to new business models of development and introduce innovative technologies based on the use of artificial intelligence, big data and robotics. In modern conditions, new approaches to the management of the market of raw materials and food products are needed, taking into account the ongoing transformational changes in sectors and industries under the influence of global digitalization. The purpose of this study is to identify opportunities for the development of agri-food business, taking into account the use of a new digital platform model based on the analysis of theoretical studies and existing effective practices of the digital economy. The first part of the article highlights digital technologies and digital platforms for the modern agri-food market. The second part of the article is devoted to the discussion of methodological aspects of the formation of modern digital platform business models, including tools for measuring and assessing the readiness of agri-food market participants for digital transformation, the results of a preliminary assessment of the needs of the use of end-to-end technologies in digital platforms and related applications in the Russian agri-food sector. In conclusion, the authors offer recommendations on the formation of the platform model of the Russian agricultural business. Methodological basic research is a systematic and institutional approach to the formation of a digital platform for the effective development of agriculture. The practical significance of this study is particularly relevant in the formation of new management algorithms and the development of systems to support management decision-making in the conditions of digitalization of the Russian agri-food complex. The project is supported by the Russian Foundation for Basic Research, project number 18-29-03086.

digitalization, platforms, management, economy needs, digital technologies, agri-food market For citation

Otmakhova J.S., UsenkoN.I. (2019) Digitization and new approaches to the management of the agro-food complex // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2019. No.12. P. 35-38.

J.S. Otmakhova*, Candidate of Economic Sciences; N.I. Usenko, Candidate of Economic Sciences Novosibirsk State University

Received: July 8, 2019 Accepted: December 28, 2019

* otmakhovajs@yandex © Otmakhova J.S., Usenko N.I., 2019

Abstract

Key words

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Введение. Агропродовольственный комплекс является важнейшим сектором российской экономики и характеризуется сложностью экономических отношений и разнонаправленных интересов на рынке данной продукции. В настоящее время Россия стала крупнейшим поставщиком продовольствия в мире. Однако успешному экспорту способствовали разные факторы, в том числе плохие погодные условия для выращивания пшеницы в Западной Европе, при этом именно показатели эффективности российского сельскохозяйственного сектора значительно ниже показателей мировых лидеров. Зарубежный опыт внедрения цифровых технологий показывает, что новые возможности цифровых технологий позволяют расширять экспортный потенциал пищевой промышленности и сельского хозяйства, формируя условия для создания более устойчивой цепочки добавленной стоимости. Цель данного исследования заключается в определении возможностей развития агропродовольственного бизнеса с учетом использования новой цифровой платформенной модели на основе анализа теоретических исследований и существующей эффективной практики цифровой экономики. в качестве методической базы в рамках данной статьи использовались нормативно-правовые документы в области организации в россии развития агропромышленного комплекса, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «Стратегия инновационного развития РФ», современные научные публикации по проблемам цифровизации экономики и развития агропродоволь-ственного рынка.

Цифровые технологии и цифровые платформы для современного агропродовольственного рынка

В настоящее время развитие агропродовольственного рынка в России становится приоритетной и стратегической задачей развития страны. В мировой экономике идет масштабное внедрение цифровых технологий, компании переходят на новые бизнес-модели развития и внедряют инновационные технологии на основе использования искусственного интеллекта, возможностей обработки больших данных и робототехники. В современных условиях под влиянием глобальной циф-ровизации необходимы новые подходы к управлению рынком сырья и пищевой продукции с учетом происходящих трансформационных изменений секторов и отраслей.

Цифровизацию можно трактовать как использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей для получения доходов и создания стоимости; это процесс перехода к цифровому бизнесу [1].

Авторы статьи согласны с мнением исследователей, изложенным в работе [2],

о том, что применение цифровых технологий создает конкурентные преимущества и в секторах низкотехнологичной экономики. По нашему мнению, увеличение эффективности аграрного производства и производства пищевых продуктов до мирового уровня невозможно без внедрения принципов «Индустрии 4.0». Следует отметить, что цифровая трансформация может повлечь серьезное изменение структуры деятельности компании в целях существенного увеличения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой промышленности за счет внедрения сквозных технологий и передовых бизнес-моделей рыночного взаимодействия предприятий на основе модели РЫ^гт^-а^егасе - «платформа как сервис». Поэтому, по нашему мнению, при определении степени готовности к цифровизации необходимо также учитывать возможности подключения участников российского агропродовольственного рынка к существующим глобальным платформенным моделям бизнеса.

Авторы разделяют трактовку такого термина, как «платформа», в качестве сети участников, взаимодействие которых обеспечивается и регулируется посредством специального набора компонентов (аппаратных, программных и сервисных модулей), представленной в работе [3]. При этом возникающие сетевые эффекты при взаимодействии участников платформ являются не только важной характеристикой платформ, но и служат экономическим катализатором создания особой экосистемы - среды для бизнеса. Необходимо отметить, что существует возможность возникновения и обратного сетевого эффекта, когда увеличение количества взаимодействий не может обеспечивать их качество.

Для российского агропродовольственного рынка трансформация будет происходить в соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ 28 июля 2017 г. [4]. Программа предусматривает три уровня ее развития:

1) рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

2) платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

3) среда развития платформ и технологий, эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности), которая охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

одной из целей программы «Цифровая экономика» является повышение

конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом. В этих условиях, на наш взгляд, следует рассматривать возможности цифровых технологий в агропродовольствен-ном секторе для производства пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью с точки зрения усиления экспортных возможностей и импортозамещения по важнейшим продуктам питания.

Вопросы измерения и оценки готовности участников агропродовольственного рынка к цифровой трансформации

В настоящее время серьезные методологические проблемы представляет определение степени готовности агропро-довольственного рынка к внедрению цифровых технологий. Можно выделить одну из немногих работ по данной тематике, в которой предложена обобщенная группировка участников АПК с выделением хозяйствующих субъектов, обладающих высокой и относительной готовностью, способных и неспособных к самостоятельной адаптации к условиям цифровой экономики [5].

Практика цифровизации существенно опережает экономические исследования по данной тематике и демонстрирует в некоторых странах мира успешные примеры выстраивания технологической экосистемы в агросекторе [6]. Так, в Бразилии для объединения всех участников цепочки агропроизводства, включая финансовые и страховые институты, использовали платформенный подход и систему искусственного интеллекта. А применение технологий блокчейна для контроля семян и идентификации производителей в этой стране позволило повысить не только качество, но и доверие в экосистеме [7].

В ряде публикаций отмечается, что циф-ровизация сельского хозяйства нарастает в странах с развитой экономикой и оказывает все большее воздействие на развивающиеся страны [8-13], но ввиду ряда характеристик аграрного сектора (высокая степень локализации, плохая связанность в сельских районах, недостаток квалифицированных кадров и научных исследований, давление со стороны глобальных игроков) требует особого внимания со стороны правительств и лидеров отрасли.

На наш взгляд, необходимо учитывать не только сельское хозяйство, но и сектор производства продуктов питания, который характеризуется динамичным развитием. В настоящее время объем рынка продуктов питания в россии, разработанных с учетом необходимости придерживаться определенной диеты по медицинским показаниям и индивидуальным мотивам, составляет по экспертной оценке около 6 млрд руб. Согласно прогнозам экспертов «дорожной карты» развития рынка продовольствия Food Net, которая являет-

ся частью Национальной технологической инициативы, перспективный объем этого рынка, исходя из реальных потребностей, может составлять до 40 млрд руб. Российские компании согласно плану дорожной карты к 2035 г. должны занять более 5% мирового рынка в приоритетных сегментах: «умное» сельское хозяйство (автоматизация, искусственный интеллект, большие данные), ускоренная селекция, доступная органика, «новые источники сырья» и персонализированное питание.

В рамках данного исследования потребность сектора экономики рассматривается на примере комплексного агро-продовольственного сектора, а именно включает пищевую и перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство. Данный подход позволяет рассматривать развитие проектов агропродовольствен-ного сектора с применением передовых цифровых технологий для локализации на территории России полной цепочки создания пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

При этом высокая добавленная стоимость возможна не только с точки зрения переработки, но и через создание особых свойств продукта или его предложения вне зависимости от сезона произрастания. В качестве примера могут быть рассмотрены возможности применения цифровых технологий и платформ в России для полного цикла выращивания и реализации через сектор B2B и B2C всесезонной ягодной продукции (клубники) на основе успешных мировых практик цифровиза-ции (рис. 1). При этом сквозная технология «большие данные» может быть ис-

пользована во всех выделенных секторах сбыта и производства продукции. Так, в системе метеорологических данных позволит оценить влияние почвенных условий и микроклимата; в системе оптимизации посевного материала для анализа истории высадки, химического и физического состава почв; в системе орошения для анализа водного режима и влияния удобрений на урожайность культур; в системе сбыта для анализа экономических и производственных показателей, конъюнктуры рынка, маркетингового анализа покупательских предпочтений.

В настоящее время требуется новый методологический инструментарий для оценки готовности участников агропродоволь-ственного рынка к внедрению цифровых технологий и цифровой трансформации. Не представляется возможным использовать только статистические данные для оценки, так как статистические формы наблюдения Росстата не содержат полного спектра необходимых данных. При этом представляют интерес показатели Росста-та, характеризующие уровень интеграции информационных систем организации с информационными ИС контрагентов и электронной коммерции.

Необходимо учитывать интегральную оценку, сочетающую как конкретные показатели предприятий по регионам, так и опросы руководителей предприятий, данные Единой Федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (космический мониторинг, беспилотные летательные аппараты, распознавание образов и др.). При этом для оценки уровня готовности

сельскохозяйственных производителей и предприятий пищевой промышленности необходимо учитывать региональную специфику как на уровне макрорегионов -федеральных округов, так и на уровне отдельных регионов и административных подразделений. Существенным индикатором для высокой степени готовности региона может явиться такой, как количество крупных и средних предприятий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Крупные агрохолдинги и предприятия пищевой промышленности могут создавать максимальную добавленную стоимость, и с этой точки зрения внедрение цифровых платформ может создать максимальный сетевой эффект. С нашей точки зрения для агропродовольственно-го рынка основными будут являться такие платформы, как «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа».

Необходимо отметить и проводимую работу по применению проектного подхода, которая проводится экспертами Минсельхоза России с 2017 г., а именно формирования представления о сельском хозяйстве как наборе типовых проектов с определением параметров наиболее эффективных и выявлением наиболее приемлемых моделей ведения хозяйства через информационную платформу, агрегирующую около 13 тысяч показателей по сельскохозяйственным производителям. Но на текущий момент к системе подключено только 16 регионов России, а по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности ведение такого реестра не прописано в программах и проектах развития отрасли.

Ниже приведены результаты предварительной оценки потребностей использования в российском агропродоволь-ственном секторе сквозных технологий в цифровых платформах и связанных с ними приложениях (рис. 2.). Сквозные технологии приведены в соответствие с Программой «Цифровая экономика» и «Стратегией научно-технологического развития России до 2035 г.» [14]. Оценка потребностей сельского хозяйства и пищевой промышленности производилась по таким сквозным технологиям, как робототехника и сенсорика, большие данные, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, промышленный интернет, новые производственные технологии.

Выводы. Ключевым трендом глобального бизнеса становятся цифровые платформы, а современный агропродовольственный рынок требует новых стандартов ведения бизнеса и новые бизнес-модели в условиях изменения границ традиционных отраслей и секторов экономики.

Рис. 1. Возможности использования цифровых технологий и изменение границ отдельного сектора сельского хозяйства в условиях цифровизации

экономика и управление

Большие данные

Системы распределенного реестра

Технологии беспроводной связи

Технологии виртуальной и дополненной реальностей

Робототехника и сенсорика

Новые производственные технологии

Промышленный Интернет или Интернет вещей (loT)

--Сельское хозяйство » ■ Пищевая и перерабатывающая промышленность

Источник: составлено авторами на основе экспертных оценок по 5-балльной шкале Рис. 2. Оценка потребности использования сквозных технологий в российском агропродовольственном секторе

В рамках данного исследования потребность сектора экономики рассматривается на примере комплексного агропродоволь-ственного сектора, а именно включает пищевую и перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство. Данный подход позволяет рассматривать развитие проектов агропродовольственного сектора с применением передовых цифровых технологий для локализации на территории России полной цепочки создания стоимости пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью. По нашему мнению, в приоритетном порядке необходимо выделить такие сквозные технологии, как робототехника, большие данные, технологии беспроводной связи, промышленный интернет для первоочередного внедрения в агропищевой комплекс России с учетом объективного анализа существующих успешных практик циф-ровизации. С точки зрения методических аспектов формирования современных цифровых платформенных моделей агро-продовольственного бизнеса необходимо проведение дальнейших исследований как в части уточнения структуры платформ, так и в части функций и особенностей взаимодействия участников платформы. Важно отметить, что применяющиеся практики цифровизации сельского хозяйства и продовольственного комплекса существенно опережают методологические и методические экономические исследования в этой области. При этом при проектировании платформенной модели российского агробизнеса необходимо исходить из преимуществ возникающего сетевого

эффекта, который проявляется в наибольшей степени при включении большого числа пользователей платформы.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-29-03086.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gray, J. Models for digitalization/J. Gray,

B. Rumpe // Soft & Systems Modeling. - 2015. -V. 14. - No. 4. - P. 1319-1320.

2. Zhu, K. Research note: lock-in strategy in software competition: open-source software/ K. Zhu, Z. Zhou // Information Systems Research. - 2012. - V. 23. - No. 2. -P. 53б-545.

3. Eisenmann, T. Platform Envelopment/ T. Eisenmann, G. Parker, M. Alstine // Strategic Management Journal. - 2011. - No. 32 (12). -P. 1270-1285.

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1б32-р [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/28б53 (дата обращения 31.05.2019).

5. Щетинина, И.В. Взаимодействия субъектов АПК в условиях цифровой экономики /И.В. Щетинина, М. В. Стенкина // АПК: экономика, управление. - 2017. - №. 10. -

C. 22-33.

6. Вартанова, М.Л. Перспективы цифрови-зации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения/М.Л. Вартанова, Е.В. Дробот // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 1-18. DOI: 10.18334/eo. 8.1.38881.

7. Akatkin, Y.M. Digital economy: Conceptual architecture of a digital economic sector

ecosystem/Y.M. Akatkin, O.E. Karpov, V.A. Ko-nyavskiy [et al.] // Business Informatics. -2017. - No. 4 (42). - P. 17-28. DOI: https: // doi.org/10.17323/l998-0663.2017.4.17.28.

8. Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/ media/files/WXRSEBj6jnRWNrumRkDakLcqfAzY 14VE. pdf (дата обращения 01.06.2019).

REFERENCES

1. Gray J, Rumpe B. Models for digitalization. Soft & Systems Modeling. 2015. V. 14. No. 4. P. 1319-1320.

2. Zhu K, Zhou Z. Research note: lock-in strategy in software competition: open-source software. Information Systems Research. 2012. V. 23. No. 2. P. 536-545.

3. Eisenmann T, Parker G, Alstine M. Platform Envelopment. Strategic Management Journal. 2011. No. 32 (12). P. 1270-1285.

4. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossi-yskoy Federatsii»: utverzhdena rasporyazhe-niem Pravitelstva RF ot 28 iyulya 2017 goda 1632-r [Program «Digital economy of the Russian Federation»: approved by the order of the government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-R]. - [Electronic resource]. (Data obrascheniya: 31.05.2019) [Date of the application: 31.05.2019]. Available from: http://government.ru/ docs/ 28653.

5. Schetinina IV, Stenkina MV. Vzaimodejst-vija subektov APK v uslovijah cifrovoj jekono-miki [Interactions of subjects of agrarian and industrial complex in the conditions of digital economy]. APK: ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: economy, management]. 2017. No. 10. P. 22-33 (In Russ.).

6. Vartanova ML, Drobot EV. Perspektivy tsifrovizatsii selskogo khozyaystva kak prior-itetnogo napravleniya importozamescheniya [Prospects for digitalization of agriculture as a priority direction of import substitution]. Ekonomicheskie otnoshenija [Journal of International Economic Affairs]. 2018. V. 8. No. 1. P. 1-18 (In Russ.). DOI: https: // doi.org/10.18334/eo. 8.1.38881.

7. Akatkin YM, Karpov OE, Konyavskiy VA, Ya-sinovskaya ED. Digital economy: Conceptual architecture of a digital economic sector ecosystem. Business Informatics. 2017. No. 4 (42). P. 17-28. DOI: https: //doi.org/10.17323/1998-0663.2017.4.17.28.

8. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii do 2035 goda [Strategy of scientific and technological development of Russia until 2035]. - [Electronic resource]. (Data obrascheniya: 01.06.2019) [Date of the application: 01.06.2019]. Available from: http:// static.government.ru/media/files/WXRSEBj6j-nRWNrumRkDakLcqfAzY14VE. pdf

Авторы

Отмахова Юлия Сергеевна, канд. экон. наук, Усенко Наталья Ивановна, канд. экон. наук

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1, otmakhovajs@yandex, n.i.usenko@yandex.ru

Authors

Yuliya S. Otmachova, Candidate of Economic Sciences,

Natalya I. Usenko, Candidate of Economic Sciences

Novosibirsk State University, 1, Pirogova str., Novosibirsk, Russia,

630090, otmakhovajs@yandex, n.i.usenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.