Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / «УМНЫЙ ГОРОД» / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Антон Юрьевич, Макарова Ирина Валерьевна

В статье рассмотрены этапы формирования концепции «умного города», основные тенденции изменения индекса цифровизации хозяйства («IQ городов») российских городов. Обосновано, что в эпоху цифровой экономики и сетевизации бизнеса, огромную роль в развитии отдельных муниципальных образований играет их экономическая безопасность. Уточнены и раскрыты элементы обеспечения экономической безопасности «умного города».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE URBAN ECONOMY TO STRENGTHEN THE ECONOMIC SECURITY OF THE MUNICIPALITY

The article discusses the stages of formation of the concept of a "smart city", the main trends in the change in the index of digitalization of the economy ("IQ cities") of Russian cities. It has been substantiated that in the era of the digital economy and business networkization, their economic security plays a huge role in the development of individual municipalities. The elements of ensuring the economic security of the "smart city" were clarified and disclosed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 332.1

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ю. Фомин1, И.В. Макарова2

1 Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45;

2Администрация губернатора Пермского края, 614006, г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 14

В статье рассмотрены этапы формирования концепции «умного города», основные тенденции изменения индекса цифровизации хозяйства («IQ городов») российских городов. Обосновано, что в эпоху цифровой экономики и сетевизации бизнеса, огромную роль в развитии отдельных муниципальных образований играет их экономическая безопасность. Уточнены и раскрыты элементы обеспечения экономической безопасности «умного города».

Ключевые слова: экономическая безопасность, муниципальное образование, инновационные технологии, «умный город», цифровизация.

DIGITALIZATION OF THE URBAN ECONOMY TO STRENGTHEN THE ECONOMIC

SECURITY OF THE MUNICIPALITY

Yu. Fomin, I. V. Makarova

Ural State University of Economics, 620144, Yekaterinburg, 8 Marta str. Narodnaya Volya, 62/45;

Administration of the Governor of the Perm Region, 614006, Perm, Kuibyshev str., 14

The article discusses the stages of formation of the concept of a "smart city", the main trends in the change in the index of digitalization of the economy ("IQ cities") of Russian cities. It has been substantiated that in the era of the digital economy and business networkization, their economic security plays a huge role in the development of individual municipalities. The elements of ensuring the economic security of the "smart city" were clarified and disclosed.

Key words: economic security, municipal formation, innovative technologies, "smart city", digitalization

Современный этап человеческого развития характеризуется активной интеграцией цифровых технологий в структуру общества. Социальная действительность подвергается изменениям, источниками которых являются инновационные разработки оцифровывания общественных процессов и алгоритмизация видов деятельности. Активное внедрение цифровых технологий характерно для управленческой сферы регулирования в среде города, в которой параллельно происходит активная урбанизация. Переплетение двух процессов стало основой для разработки программ по созданию «умного города».

Тенденция на формирование научно-технологической базы «умного города» возникла в 2008 году, когда соответствующие разработки начала вести компания IBM [1]. В эпоху 2010-х годов данное направление приобрело официальную поддержку на международном уровне, что отражено в проекте «Объединённые «умные» города», совместно разработанном

ООН и Международным союзом электросвязи. Данный проект фиксирует базовые показатели, относительно которых можно определить стабильность развития «умного» города [2].

Декабрь 2016 года ознаменован принятием Генеральной Ассамблеей ООН в рамках Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию резолюции, содержащей положения программы развития городской среды. В основу разработки программы участники конференции заложили концепцию «умного» города и взяли на себя обязательства следовать направлению создания благополучной городской среды [3].

В 2017 года тенденции на внедрение технологий «умного города» прослеживаются при реализации политики социально-экономического развития Российская Федерация. В июле 2017 года Правительство РФ принимает программный блок «Цифровая экономика Российской Федерации», указывающий на необходи-

1 Фомин Антон Юрьевич, магистрант, тел. +7 909 024-77-76, e-mail: a250685@gmail.com;

2Макарова Ирина Валерьевна - доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края, тел. +7 902 874-27-63, e-mail: k5H@mail.ru

мость проработки содержания концепции «умного города» в соответствии с уровнем развития российских городов. В 2018 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ организовало группу специалистов, занимающихся проектировкой «умного города» и вопросами запуска соответствующей программы [4].

Технологии «умного города» ориентированы на объединение информационно-коммуникационных технологий с «Интернетом вещей» для управления городским имуществом. Они призваны обеспечить устойчивое и эффективное развитие городской среды за счет решения задач: 1) сбора и передачи и анализа информации для представителей управления; 2) обмена информацией между представителями управления и населением; 3) благоустройства среды обитания человека. К компонентам системы интеллектуальных городов относят [5]: видеонаблюдение и фотофиксацию; интеллектуальные транспортные системы (ИТС); единую систему экстренного вызова; единую диспетчерскую службу и ситуационные центры; интернет вещей; пятое поколение мобильной связи (5G). Одним из критериев устойчивости развития является экономическая безопасность муниципалитета.

Экономической безопасностью называется состояние экономических отношений, существующих в условиях реализации принципов экономической независимости и свободной конкуренции. Данное состояние является основой для экономического благополучия. Под экономической безопасностью муниципальных образований понимается стабильное развитие экономического сегмента в структуру муниципалитета, происходящее в условиях защищённости от угроз экономического характера. Экономическая безопасность, как состояние, достижимо благодаря эффективной реализации управленческой функции и рациональным использованием имеющейся ресурсной базы [6].

Современная экономика ориентируется на перевод любого объекта в цифровой эквивалент. Данный процесс называется цифровиза-цией. Цифровизация в классическом понимании рассматривается как преобразование информационных каналов. Особое значение приобретает цифровая экономика, базирующаяся на электронном предпринимательстве и функционировании сетевых экономических сервисов [7].

Начиная с 2018 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ совместно с МГУ им. Ломоносова разработали методологию и ежегодно рассчитывают

индекс цифровизации городского хозяйства («Щ городов») по десяти направлениям. Официальные данные и результаты расчетов представлены в таблице 1.

Сравнивая итоги данного рейтинга за два года можно констатировать, что невозможно установить единые тенденции в развитии процессов цифровизации городского хозяйства. Резкий рост индекса цифровизации в 2019 году продемонстрировали: из городов-миллионников - гг. Екатеринбург, Воронеж, Самара; из крупных городов - гг. Рязань, Краснодар, Нижневар-торск, Сургут, Белгород; из прочих городов -Домодедово, Долгопрудный, Одинцово и Раменки. Из 120 возможных только г.Москва превысила порог 100 баллов, Щ остальных городов России - ниже 73 баллов. Интересно, что малые города подмосковья демонстрируют более высокие показатели, благодаря конвертации лучших цифровых решений в экономическую среду, в повышение качества жизни и обеспечение безопасности населения.

Экономическая безопасность муниципалитета базируется на совокупном действии нескольких факторов. К основным, содержание которых представлено технологической базой концепции «умного города», относятся: качество жизни; среда, способствующая развитию предпринимательства на основе научно-технического прогресса; степень прозрачности управления городским пространством, осуществляемого искусственным интеллектом; рационализация имеющихся расходных статей [8].

Каждый фактор регулируется определённой подсистемой или группой подсистем единой концепции «умного города». Подсистемами принято считать «умную экономику», «умных людей», «умное руководство», «умную мобильность», «умную среду» и «умный образ жизни» [9; 10].

Технологии «умной экономики» больше всего по содержанию близки к обеспечению экономической безопасности. Устройство современной экономической системы предполагает, что отдалённость муниципального городского образования от процессов экономики связана с определёнными рисками. Экономическая безопасность муниципалитета находится в прямой зависимости от включенности в экономические связи, установленные с другими городскими муниципалитетами вне зависимости от их государственной принадлежности. Инновации в области коммуникаций обеспечивают мобильность информационных потоков между городами.

Таблица 1 - Итоги рейтинга городов России по индексу цифровизации городского хозяйства

(«^ городов») в 2018-2019 гг.

Топ-10 городов баллы

2018 2019 (изменение места)

1 2 3

Города-миллионники

1. Москва 81,19 101,65

2. Казань 52,58 53,91 (4 3 место)

3. Санкт-Петербург 50,37 53,62 (4 4 место)

4. Нижний Новгород 46,50 49,68 (4 7 место)

5. Уфа 42,05 45,65

6. Пермь 39,77 41,25(4 12 место)

7. Ростов-на-Дону 36,09 47,21(4 8 место)

8. Новосибирск 33,31 25,89 (4 15 место)

9. Самара 30,33 49,78 (Тб место)

10. Омск 28,58 43,52

13. Воронеж 22,48 52,38 (Т5 место)

15. Екатеринбург 17,35 55,05 (Т2 место)

Крупные города (250 тыс. - 1 млн.чел)

1. Химки 66,32 68,90

2. Балашиха 59,38 63,16 (4 3 место)

3. Тюмень 58,31 67,01 (Т2 место)

4. Подольск 56,60 57,48

5. Ставрополь 45,69 47,50 (4 12 место)

6. Калининград 44,50 47,02 (4 17 место)

7. Брянск 44,48 48,48 (4 10 место)

8. Белгород 44,29 51,96 (Тб место)

9. Оренбург 43,22 47,27 (4 13 место)

10. Грозный 42,53 47,77 (4 18 место)

19. Сургут 40,18 51,93 (Т7 место)

27. Нижневартовск 30,80 50,00 (Т8 место)

40. Рязань 25,17 55,55 (Т5 место)

41. Краснодар 19,58 49,84 (Т9 место)

Все города России

1. Москва 81,19 101,65

2. Дубна 72,48 72,88

3. Реутов 71,35 71,46 (4 5 место)

4. Химки 66,32 68,90 (4 б место)

5. Серпухов 63,50 64,01 (4 11 место)

6. Ивантеевка 62,18 63,03 (4 13 место)

7. Электросталь 61,88 61,93(4- 16 место)

8. Домодедово 60,58 72,74 (Т4 место)

9. Орехово-Зуево 60,15 63,83 (4 12 место)

10. Долгопрудный 58,72 67,01 (Т8 место)

11. Щелково 53,42 74,00 (Т2 место)

12. Тюмень 58,31 67,01 (Т7 место)

15. Одинцово 58,17 66,81(Т9 место)

16. Раменки 52,46 64,88 (Т10 место)

Внутренняя экономическая среда отдельно взятого города не способна обеспечить собственную экономическую независимость в условиях установления цифрового единства в осуществлении экономической деятельно-сти.Деятельность местного предпринимательского контингента малого и среднего звена невозможна без расширения клиентской базы за счёт включения в её состав потребительского спроса других муниципальных образований. Также цифровые технологии «умной экономики» позволяют обеспечить гибкость рынка труда и повышение производительности.

Развитие «умного города» невозможно без формирования особой культуры в сознании городского населения. Житель «умного города», «умный человек», обучается на протяжении всей своей жизни по причине существования постоянного информационного потока, в рамках которого информация за вчерашний день к настоящему моменту может утратить актуальность. Обеспечению экономической безопасности будет способствовать готовность такого типа людей к изменчивости окружающей социально-экономической среды и смене вида профессиональной деятельности на более востребованную профессию с целью сохранения собственной финансовой и экономической независимости как субъекта отечественных экономических отношений.

Важным компонентом в формировании защищённости муниципалитета выступает комплекс технологий «умного руководства». Суть «умного руководства» заключается в демократизации муниципального управления. Процесс демократизации предполагает активное привлечение городского населения к выполнению управленческой функции в принятии решений, связанных с изменением городской среды, а также обеспечением её социально-экономического благополучия. Принципами производимой демократизации муниципального управления являются прозрачность деятельности органов власти, ограниченной конкретными потребностями отдельных граждан. Экономическая безопасность зависит от рационального распределения бюджета в соответствии с потребностями населения и эффективности прогноза, составленного по вопросу возможного возникновения упомянутых потребностей.

Примерами, иллюстрирующими технологии «умного руководства», являются:

- телеконференции с участием общественности в электронном формате; электронные коммуникативные метеосистемы и централизованные системы дорожных ситуаций; возможности выбора форм и расписания коммуникационных взаимодействий с общественностью;

- краудсорсинговые проекты, обеспечивающие понимание пожеланий общественности,

выявление и сбор идей, продвижение среди общественности и муниципальной среды информационных компонентов (вирусный «маркетинг» идей). Подобный проекты, имеющие определенный алгоритм (генерация идеи - отсев идей посредством экспертного метода - обсуждение общественностью отобранных идей - процедуры реализации) способны обеспечить креативный подход к решению совместных общественно-значимых вопросов;

- коммуникативные информационные системы по оказанию государственных услуг (порталы, МФЦ, использование технологий «открытых данных») и пр.;

- технология «активный гражданин» - использование системы общественных голосований на уровне города и муниципальных районов по расширенному перечню вопросов;

- системы моделирования развития территорий.

Важным вопросом в компетенции муниципального управления становится рациональное использование имеющегося территориального пространства города. Важность территориальной структуры для национальной экономики РФ отмечал отечественный урбанист Г.М. Лаппо [11]. Рациональная структуризация городского пространства способствует формированию экономического единства в межмуниципальном пространстве.

Технологии «умной мобильности» призваны усовершенствовать инфраструктурное пространство. Системы моделирования позволяют рассмотреть варианты возможной модернизации транспортных магистралей и дорожных структур. Использование цифровой логистики позволяет оценить уровень возможных финансовых затрат с учётом имеющейся муниципальной ресурсной базы, что важно для экономической устойчивости.

Аналогичные расчёты проводятся в области регулирования технологиями «умной среды». Электронно-вычислительные программы оценивают уровень необходимости затрачиваемой энергии в зависимости от меняющихся условий среды. Примером такого рода технологий является «умное освещение» городского пространства.

Одним из критериев устойчивости развития является экономическая безопасность муниципалитета. Технологии «умного города» призваны обеспечить устойчивое и эффективное развитие городской среды. Одним из критериев устойчивости развития является экономическая безопасность муниципалитета. Экономическая безопасность муниципалитета базируется на совокупном действии нескольких факторов: качество жизни, формирование среды, способствующей развитию предпринимательства на основе научно-технического прогресса,

степень прозрачности управления городским пространством, осуществляемого искусственным интеллектом, рационализация имеющихся расходных статей бюджета.

Технологии «умного города» способны предложить следующие профилактические меры обеспечения экономической безопасности муниципалитета:

- «цифровая гигиена». Данный термин широко распространен в практике корпоративного управления (наиболее - в кредитно-финансовой сфере и сетевой торговле). Означает этот термин формирование системы защиты от внешних факторов, ограничение доступа к информационным ресурсам и т.д. Однако эффективная реализация данного инструмента возможно только при условии понимания каждым субъектом обеспечения безопасности того факта, безопасная работа с информацией требует строгого подхода в выборе форм, методов и целей работы с информационными источниками. Безопасность экономической среды обеспечивается предусмотрительностью;

- когнитивное целеполагание. Следующий фундаментальный инструмент - четкое понимание целей использования в муниципальной среде цифровизации и информационных технологий, а также того, насколько цифровизация способна стать одним из направлений функционального развития человечества, либо ее цель -замена ценностных ориентиров на установки;

- институциональные трансформации. Общество непрерывно изменяется, и одним из факторов этих изменений как раз и являются информационные технологии, включая муниципальный уровень. Как следствие - от того, насколько институты неформального характера способны обеспечить деятельность формальных (в рамках соблюдения основополагающих принципов экономической безопасности) институтов, напрямую зависит уровень общественного благосостояния и муниципального развития [7].

Таким образом, экономическая безопасность муниципалитета находится в прямой зависимости от включенности в экономические связи, установленные с другими городскими муниципалитетами вне зависимости от их государственной принадлежности. Одновременно, внутренняя экономическая среда отдельно взятого города не способна обеспечить собственную экономическую независимость в условиях установления цифрового единства в осуществлении экономической деятельности. Следовательно, обеспечение экономической безопасности муниципалитета должно производиться

путем использования профилактических мер с использованием «умных» технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002.

Литература

1. Smarter Planet. IBM 100 [Электронный ресурс]. -URL:

03.ibm.com/ibm/history/ibm100/us/en/icons/smarterpla net/ (дата обращения: 07.03.2020).

2. The UNECE-ITU Smart Sustainable Cities Indicators. The United Nations Economic Commission for Europe. 2015 [Электронный ресурс]. - URL: unece.org/filead-

min/DAM/hlm/projects/SMART_CITIES/ECE_HBP_2 015_4.pdf (дата обращения: 07.03.2020).

3. Новая программа развития городов. Резолюция N° A/RES/71/256 // Генеральная Ассамблея ООН. 2016 [Электронный ресурс]. - URL: undocs.org/ru/A/RES/ 71/256 (дата обращения: 07.03.2020).

4. Протокол заседания рабочей группы по запуску проекта «Умный город» от 05.04.2018 № 241-ПРМ-А4 // Официальный портал Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды и ЖКХ» [Электронный ресурс]. - URL: go-rodsreda.ru/upload/iblock/9da/protokol-241_prm_ach-itog.pdf (дата обращения: 07.03.2020).

5. Горелова О.А., Ломака А.И. Умный город: система формирования // Строительство. Экономика и управление. - 2019. - № 1 (33). - С.53-60.

6. Ганин И.О. Отраслевые аспекты обеспечения экономической безопасности муниципалитета // ARS ADMINISTRANDI. 2016. №4 [Электронный ресурс].

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otraslevye-aspekty-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-munitsipaliteta (дата обращения: 08.03.2020).

7. Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасность муниципалитета: генезис, сущность и содержание понятия // ARS ADMINISTRANDI. - 2015. - №1.

- С. 61-84..

8. Концепция «Москва 2030: Умный город» [Электронный ресурс]. - URL: https://2030.mos.ru/netcat_ files/userfiles/documents_2030/concept.pdf (дата обращения: 07.03.2020)

9. Овчинников А.В. Введение в проблематику «смарт сити» // Городские тактики. - 2015. - № 7. -С. 3-7.

10. Развитие 2500 ИТ-систем государства: тихая революция [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/articles/2016-04-12_razvitie_2500_itsistem_gosudarstva_tihaya_revolyut siya (дата обращения: 14.01.2017).

11. Горулев Д.А. Экономическая безопасность в условиях цифровой экономики // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2018. - №1 (43). - С. 77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.