Научная статья на тему 'Цифровизация электроэнергетики России'

Цифровизация электроэнергетики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1344
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / DIGITALIZATION / ELECTRIC POWER INDUSTRY / ENERGY SECTOR / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатенко Надежда Андреевна

За последнее время значительно активизировалось обсуждение тематики, которая связана с цифровизацией электроэнергетики. Не ставя под сомнение перспективность и необратимость процесса цифровизации, следует отметить, что сплошная цифровизация электроэнергетики в целом и электросетевого комплекса РФ в частности, ставит большое количество важных вопросов, на многие из которых пока нет однозначных ответов. В статье обозначены только основные из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY IN RUSSIA

Recently, the discussion of topics related to the digitalization of the electric power industry has significantly intensified. Without calling into question the prospects and irreversibility of the digitalization process, it should be noted the continuous digitalization of the electric power industry in General and the power grid complex of the Russian Federation in particular, raises a large number of important questions, many of which still have no clear answers. Only the main ones are indicated the article.

Текст научной работы на тему «Цифровизация электроэнергетики России»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ Горбатенко Н.А. Email: Gorbatenko684@scientifictext.ru

Горбатенко Надежда Андреевна - магистрант, кафедра электроэнергетики, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

Аннотация: за последнее время значительно активизировалось обсуждение тематики, которая связана с цифровизацией электроэнергетики. Не ставя под сомнение перспективность и необратимость процесса цифровизации, следует отметить, что сплошная цифровизация электроэнергетики в целом и электросетевого комплекса РФ в частности, ставит большое количество важных вопросов, на многие из которых пока нет однозначных ответов. В статье обозначены только основные из них.

Ключевые слова: цифровизация, электроэнергетика, энергетический сектор, современная Россия.

DIGITALIZATION OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY IN

RUSSIA Gorbatenko N.A.

Gorbatenko Nadezhda Andreevna - Undergraduate, ELECTRIC POWER DEPARTMENT, MURMANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, MURMANSK

Abstract: recently, the discussion of topics related to the digitalization of the electric power industry has significantly intensified. Without calling into question the prospects and irreversibility of the digitalization process, it should be noted the continuous digitalization of the electric power industry in General and the power grid complex of the Russian Federation in particular, raises a large number of important questions, many of which still have no clear answers. Only the main ones are indicated the article. Keywords: digitalization, electric power industry, energy sector, modern Russia.

УДК 621.311

Актуальность и необходимость процесса цифровизации в электроэнергетической отрасли не вызывает сомнений, поскольку он направлен на формирование энергетики будущего на новой основе.

Цифровизация электроэнергетики является элементом цифровизации экономики. Цифровизация экономики есть новая социо-культурно-экономическая реальность («умная» действительность) как результат внедрения и дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий, основанных на использовании двоичного кода [3].

В 2017 году цифровизация экономики была включена в перечень основных направлений стратегического развития РФ до 2025 года [1]. В том же году была утверждена Правительством РФ государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. Суть цифровой электроэнергетики - создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и аппаратно-программных средств, обеспечивающих технологическую возможность применения решений промышленного интернета, мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой и нормативно-технической документации, меры по кадровому и информационному обеспечению [5].

В подготовке заявки по направлению «Цифровая энергетика» в рамках программы РФ по цифровой экономике участвовали Минэнерго России, Россети, Росатом, ИнтерРАО, Ростех, Ростелеком, Русгидро [5]. Первая в мире цифровая подстанция (110 кВ, Qujing, Yunnan) была введена в эксплуатацию в Китае в 2006 г., в России - в 2017 г. (110 кВ, ПС им. М.П. Моргунова, Красноярский край) [4]. В РФ сроки перехода к новой технологической парадигме возможны в период с 2020 по 2035 годы.

Сегодня цифровизация практически становится синонимом конкурентоспособности и открывает доступ к рынкам будущего. Она позволяет управлять более сложными энергосистемами, способствуя развитию широкого спектра новых технологий, в том числе распределенной генерации.

Для достижения системного эффекта от цифровизации необходимо объединить усилия всех сторон — государства, компаний, инновационного сообщества, науки [4].

Энергетический сектор находится на пороге одной из самых значительных технологических трансформаций с 1880 года. Тогда компания Edison Electric Light Company открыла секрет производства практичной и доступной лампочки — с нитью накаливания из обугленной стружки японского бамбука. В течение нескольких лет после этого газовые лампы освещения стали устаревшей технологией.

Цифровизация позволит энергетическим предприятиям увеличить доходы на 3-4% в краткосрочной перспективе.

Какие перспективы в связи с этим можно отметить? Например, Бизнес-модели будут выстраиваться вокруг инновационных технологий, в том числе технологий децентрализованной генерации энергии, таких как виртуальные электростанции и хранилища энергии.

Кроме того, в условиях повсеместной электрификации и «энергетического перехода» (структурного изменения энергетической отрасли) предприятия энергетического сектора, в том числе традиционные коммунальные предприятия, будут постепенно отказываться от создания масштабной инфраструктуры. В скором времени регулирование отрасли по новым технологиям — субсидирование возобновляемой электроэнергии, требования по интеллектуальным системам учета — должно смягчиться.

Также стоит отметить, что в краткосрочной перспективе цифровая трансформация может увеличить доходы компании в отрасли на 4% в год. Основной рост доходов — в генерации и распределении — достигается за счет использования не анализируемых в настоящий момент данных, автоматизации процессов и точечного внедрения цифровых решений.

К 2025 году цепочка создания стоимости в энергетической отрасли будет децентрализована, а перечень предлагаемых продуктов и услуг расширится. В более долгосрочной перспективе появятся персонализированные решения, а также возможность объединения существующих продуктов и услуг с продуктами и услугами из других отраслей.

Из-за сложности и фрагментарности тех систем, которые должны быть выстроены в рамках цифровой трансформации, наиболее продвинутые компании фокусируются на достижении «быстрых побед» — получении ощутимого результата в краткосрочной перспективе. В результате мобилизация всей компании дает необходимый толчок для запуска более долгосрочных инициатив [6].

Процесс цифровой трансформации начинается сверху — с лидеров организации, которые способны объяснить сотрудникам компании, в чем состоит ощутимое преимущество цифровизации для них.

Цифровая трансформация требует более глубоких изменений, чем обыкновенная программа по снижению затрат, поэтому она должна быть интегрирована в корпоративную стратегию и получать соответствующее внимание со стороны руководства. Важно определить, какие направления являются ключевыми, сколько

ресурсов компания готова потратить на каждое ключевое направления и насколько широкой будет трансформация.

Главное в настоящее время — сохранить гибкость и быстро реагировать на новые технологии.

Например, технология блокчейн до недавнего времени ассоциировалась с криптовалютами, а сейчас активно используется в торговле энергоносителями, при обмене информацией в микросетях и между электромобилями, гарантирует защищенный доступ к активам и данным компаний.

Одни объекты энергоснабжения инвестируют в создание собственных аналитических инструментов и развитие системы «умных» счетчиков, другие передают эти сферы деятельности на аутсорсинг. Во втором случаем предприятиям необходимо критически оценивать цифровые навыки и возможности своих поставщиков (и даже поставщиков своих поставщиков), чтобы определить, соответствуют ли они будущему цифровому видению компании.

Энергетические компании все чаще сотрудничают со стартапами и технологическими компаниями, чтобы объединить свои усилия для разработки новых продуктов и поиска наиболее современных решений.

Совместные предприятия становятся способом получения доступа к ноу-хау и навыкам, которые могут отсутствовать в организации на текущем этапе развития. Кроме того, энергетические предприятия также работают с муниципалитетами, чтобы находить решения в области электротранспорта и «умных» городов.

Существуют и отрицательные моменты внедрения этого направления. Зависимость критически важных инфраструктур энергетики от зарубежных поставок, представляет высокие риски для экономики и безопасности России. Ситуацию с оборудованием усиливают санкции, которые распространяются и на оборудование и технологии двойного назначения. Уже была проблемная ситуация с генерирующим газотурбинным оборудованием большой мощности для тепловых электростанций Краснодарского края и Крыма [2].

Кроме того, многих интересует вопрос: кто будет производителем сложного электронного оборудования и соответствующего программного обеспечения? Это будет в подавляющем большинстве случаев импортное оборудование. Существенно лучше ситуация с отечественными программными разработками, но это не решает проблемы с выпуском отечественного оборудования, по качеству соответствующего мировым стандартам. По самым оптимистичным оценкам, его массовое производство возможно не ранее, чем через 3 - 5 лет.

Отдельные опытные образцы такого оборудования в стране есть, но в серию они пока не пошли [5].

Такие инциденты могут возникать и дальше, что скажется на экономической и энергетической безопасности страны.

Заключение. Рассмотрев аспекты «за» и «против», можно выделить тот факт, что, несмотря на все отрицательные стороны этого аспекта, цифровизация как процесс является одним из приоритетных направлений стратегического развития страны, и имеет решающее значение для стабильного развития экономики.

Список литературы /References

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).

2. Завальный П. Что такое цифровизация российской энергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energovector.com/ (дата обращения: 22.01.2020).

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).

4. Сочетание цифровых и энергетических технологий - необходимое требование развития энергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smartenergysummit.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).

5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).

6. Цифровая энергетика будущего. Ч. 3. Переход к «интернету энергии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.2035.media.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).

7. Электроэнергетика 4.0: перейти на цифру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/nti/132228/ (дата обращения: 22.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.