Научная статья на тему 'Цифровизация экономики в России: вызовы и императивы'

Цифровизация экономики в России: вызовы и императивы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВАЯГРАМОТНОСТЬ / БЕДНОСТЬ / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION OF EDUCATION / NEW LITERACY / POVERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

Рассматриваются вызовы и императивы новой цифровой экономики, или экономики знаний, в Российской Федерации; для выявления различий между стартовыми условиями развитых стран мира и технологиями управления социально-экономическими процессами в России используется сравнительный метод; определяются возможности российской системы образования как одного из главных условий технологического прорыва в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA: CHALLENGES AND IMPERATIVES

Addresses the challenges and imperatives of the new digital economy, or the knowledge economy, in the Russian Federation; to identify differences between the starting conditions of the developed countries and the technologies of socio economic processes management in Russia, a comparative method is used; the possibilities of the Russian education system as one of the main conditions of technological breakthrough in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Цифровизация экономики в России: вызовы и императивы»

УДК94 (470)

Шаяхметова Венера Рюзальевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: perm_venera@mail.ru;

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ВЫЗОВЫ И ИМПЕРАТИВЫ

Venera R. Shaiakhmetova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: perm_venera@mail.ru

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA: CHALLENGES AND IMPERATIVES

Аннотация. Рассматриваются вызовы и императивы новой цифровой экономики, или экономики знаний, в Российской Федерации; для выявления различий между стартовыми условиями развитых стран мира и технологиями управления социально-экономическими процессами в России используется сравнительный метод; определяются возможности российской системы образования как одного из главных условий технологического прорыва в РФ.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, новая грамотность, бедность.

Abstract. Addresses the challenges and imperatives of the new digital economy, or the knowledge economy, in the Russian Federation; to identify differences between the starting conditions of the developed countries and the technologies of socio© Шаяхметова В.Р., 2018

economic processes management in Russia, a comparative method is used; the possibilities of the Russian education system as one of the main conditions of technological breakthrough in the Russian Federation.

Key words: digital economy, digitalization of education, new literacy, poverty.

В современных средствах массовой информации и выступлениях представителей правящей элиты достаточно частым лейтмотивом звучит мысль о России как о стране огромных возможностей, в том числе возможностей в деле цифровизации экономики и цифровизации образования. Амбициозные планы правительства РФ по обеспечению «своевременного технологического развития России» в первую очередь направляются на создание высокоэффективных отраслей экономики, использующих интеллектуальный потенциал, передовые информационные технологии и интернет-решения.

Экономика данного типа требует нематериальных ресурсов -квалифицированного персонала, стратегических, прорывных идей развития (стартапов) и ряда других. При утрате промышленным сектором доминирующей роли в регулировании социальной жизни именно нематериальные ресурсы становятся ключевым фактором цифровой экономики, что неоднократно отмечалось исследователями: «Превосходство в знаниях - это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе. Природные ресурсы, рабочая сила, капитал теряют свою значимость, ни один человек или фирма не могут более добиться конкурентного преимущества и удержать его, используя свободный доступ к ресурсам. Напротив, победит тот, у кого лучший рецепт. Индивидуум, община, регион или организация, которые превзойдут всех и каждого в выработке инновационных концепций и идей по вопросам смешивания или скрещивания ингредиентов, будут наиболее успешными....» [2, с. 23]. Фактически цифровая экономика, она же «новая экономика», «экономика постиндустриального общества», «информационная экономика в постэкономическом обществе», становится экономикой знаний, экономикой превосходства человеческого капитала.

Российская экономика отдельными отраслями отвечает на вызовы глобализации рынков, усиления конкуренции, изменения форм и методов ведения бизнеса, роста электронного бизнеса и активного развития неиндустриальных секторов экономики. Тем самым страна постепенно втягивается в процесс формирования экономики знаний, которая представляется как «мир, в котором люди работают мозгами, а не руками. Мир, в котором инновации важнее, чем массовые продукты. Мир, в котором быстрые изменения

24

происходят постоянно. Мир, настолько иной, что его возникновение можно описать только словом "революция"» [4]. Экономика знаний переходит от выпуска товаров к производству инноваций и услуг. В большинстве развитых стран мира 60 процентов прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности населения [10, с. 44].

Технологический прорыв России востребует качественные, неимитационные изменения в сфере образования. В Послании Федеральному Собранию РФ Президент В.В. Путин высказал пожелание довести «модернизацию образовательной сферы до того уровня, чтобы за российским образованием приезжали из других стран мира, а у российских студентов не возникало желание уехать за рубеж» [3]. Данная идея является признанием того факта, что в настоящее время система российского образования соответствует требованиям экономики знаний не в полной мере. Она подстраивается под существующие социально-экономические вызовы рынка труда, не особо активно внедряя технологии, работающие «на опережение» и на формирование у подростков и молодежи линейки навыков новой экономики - softskills и hardskШs.

Новая экономика - это принципиально новый метод хозяйствования, основанный на технологиях, доступной и достоверной информации, частных инвестициях, характеризующийся низкими издержками и высокой производительностью труда. Представители российской правящей элиты новую экономику понимают как информационные технологии, электронные устройства и процессы, отсюда и установка на мегафинансовую поддержку таких проектов, как Сколково, при общем снижении показателей российской экономики. Между тем формирование новой экономики определяет повышение спроса на человеческий капитал, который представляет сумму врожденных способностей, приобретенных в ходе образования и практики теоретических и опытных знаний и мотиваций, морально-психологического и физического здоровья, способных создавать реальные блага и приносить доход.

По величине накопленного человеческого капитала на душу населения Россия превосходит мир в целом в 4,6 раза и немного уступает ведущим развитым странам мира [5, с. 76]. Это главное преимущество РФ и обязательное стартовое условие цифровизации экономики и образования, ведущий фактор индустриально-информационной экономики. Следовательно, сохранение и приумножение человеческого капитала в РФ должно проходить через все социальные программы и инициативы, а не по какой-то одной из ряда подобных. Расходы же на социальное развитие должны рассматриваться как

25

высокоэффективные вложения в человеческий капитал. Однако в период трансформационных реформ в России этот императив новой экономики -создание максимальных условий для развития человеческого капитала, а также накопления и использования в производстве интеллектуальных продуктов, освоения новых наукоемких видов продукции и услуг - практически не учитывался и не учитывается по сию пору. Экономическая политика российского правительства по-прежнему основывается на старой парадигме общественного воспроизводства как воспроизводства и накопления вещественных элементов национального богатства.

Новая экономика формирует повышенный спрос на высококвалифицированный труд, который наиболее востребованным в настоящее время является в развитых странах мира (США, страны ЕС). В России низкий уровень оплаты труда высококвалифицированных специалистов не способствует инновационному энтузиазму: часть специалистов, способных к работе «мозгами, а не руками», либо уходит в сферы финансов и коммерции, либо выезжает на временную или постоянную работу в страны с более высоким, чем в России, спросом на такие кадры. По итогам исследований, проведенных аналитиками РАНХ и ГС «Мониторинг социального самочувствия населения», в зонах нищеты, риска и нестабильности в 2018 году оказались 72 % россиян, а экономический рост - удел 28 % населения, находящихся в «зоне потребительского комфорта» [1, с. 9].

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), уточняя прогноз развития российской экономики до 2022 г., уверено в «стрессовом сценарии» развития событий [7]. За последние три года в России наращивание численности среднего класса не отмечается. При этом в названной категории населения преобладают те, кто занят в структурах бизнеса, финансов, но не в сфере образования и науки. Неблагоприятная внешнеполитическая ситуация и ориентация нашей экономики на сырьевой экспорт не создают условий для роста экономики и, тем более, для технологического прорыва.

Данные аналитических агентств, независимых исследователей не коррелируют с показателями победных отчетов российского правительства о постоянном экономическом росте и улучшении качества жизни населения. «Всю официальную статистику об экономических улучшениях не стоит брать во внимание: с помощью изощренных методик данные завышаются. Но, даже по Росстату, за последние три года падение реальных доходов населения составило 11 % и еще долго не будет компенсировано, так что россияне продолжат жить в "зоне бедности"», - таков неутешительный прогноз Института экономической

26

политики им. Е. Гайдара [1, с. 9]. Снижение потребительских возможностей россиян коснулось и возможностей получения услуг высокотехнологичной медицины и образования. Часть россиян не вникает в проблемы технологического прорыва нашей экономики или цифровизации образования. Некоторые по-прежнему находятся в состоянии вынужденной бездетности либо не способны дать детям нормальное образование.

По величине валового накопления в расчете на одного жителя страны Россия уже в 2000 г. отставала от США и Японии в 12-13 раз, а от стран Шенгенской зоны - в 8 раз [6]. При подобном низком уровне накопления для России характерна и низкая доля инвестиций, направляемых в отрасли, связанные с новой экономикой. Накопления в отраслях науки, образования, здравоохранения, культуры, финансово-кредитной сферы в совокупности в развитых странах составляют 60-65 % общего объема накоплений, а в России -менее 25 %. По показателю роста доли цифровой экономики в ВВП Россия показывает скромные успехи: в 2000 г. - 1,9 %, в 2006 г.-2,8 % (на уровне ЮАР, не рассматривающей себя в числе государств с цифровой экономикой). Безусловными лидерами по данному показателю являются Великобритания (2006 г. - 12,4 %) и Южная Корея (2006 г. - 8 %) [9].

Где выход из столь безнадежной ситуации? Требуется осознание правящей элитой глубины проблемы, требуются государственные и негосударственные инвестиции в человеческий капитал с обязательной оценкой его рентабельности, требуется уход от имитации действий по формированию «новой экономики» к ее реальному формированию. Локомотивом социально-экономического и технологического развития должно стать российское образование.

В этой сфере необходимо в первую очередь преодолеть растерянность большинства российских педагогов в вопросах методологии цифрового обучения, в содержательном понимании «новой грамотности» выпускника. Без данного фундамента не будет реализован проект программы «Цифровая экономика России», подготовленный Минкомсвязи по поручению президента РФ. Проект предполагает постепенное введение с 2019 г. цифровых персональных траекторий развития россиян с образовательными и трудовыми отношениями. Планируется, что к 2025 г. персональные траектории развития охватят 80 % россиян трудоспособного возраста, с их помощью будет проводиться до 60 % квалификационных экзаменов и оценочных работ с последующим предоставлением информации потенциальным работодателям [8].

Чтобы соответствовать новым задачам, уже в школе должна быть выстроена система персонализации обучения ученика с постоянной оценкой его

27

когнитивного потенциала ученика. При этом должен соблюдаться аддитивный принцип, то есть постепенное наращивание востребованных компетенций с учетом постоянно меняющихся социальных и личностных запросов.

Одним из безусловных преимуществ перехода на цифровую экономику признается, по версии Всемирного банка, преодоление бедности населения и социального неравенства [9]. Поэтому императивом новой цифровой экономики в России должно стать создание максимальных условий для развития человеческого капитала, накопления и использования в производстве интеллектуальных продуктов, освоения новых наукоемких видов продукции и услуг.

Список литературы

1. Московский комсомолец. 2018. 28 нояб - 5 дек.

2. Норстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб.: Стокгольм. шк. экономики в СПб., 2000. 328 с.

3. О чем говорил президент: важнейшие тезисы послания Путина Федеральному собранию - 2018. URL: https://inforeactor.ru/137181-o-chem-govoril-prezident-vazhneishie-tezisy-poslaniya-putina-federalnomu-sobraniyu-2018 (дата обращения: 19.05.2018).

4. Репьев А. Десять отличий новой экономики // Босс. 2002. № 9. С. 46-48.

5. Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / отв. ред. Д.С. Львов. М.: Наука, 2004. 740 с.

6. Россия и страны мира — 2002 год / Федерал. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B02_39/Main.htm (дата обращения: 19.05.2018).

7. Стрессовые сценарии становятся более вероятными для российской экономики. Экономика РФ: уточнение прогноза до 2022 года и альтернативные сценарии. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/946 (дата обращения: 29.11.2018).

8. Цифровая экономика России: городам - беспилотники, деревням - быстрый интернет // ТАСС. URL: http://tass.ru/ekonomika/4235807 (дата обращения: 19.05.2018).

9. Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира // Управление производством. URL: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend.html (дата обращения: 02.11.2018).

10. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 42-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.