Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЕЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЕЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Модебадзе Н. П., Культурбаева Д. С., Шогенова Л. А.

Реализация решения прорывного развития экономики связана с разработкой новых технологий, новых подходов к организации производства и труда. Цифровые технологии формируют возможности прорывного развития, обеспечивая рост производственно-сбытовых процессов, снижение бюрократического бремени, доступ населению к ранее малодоступным услугам. Активизация деятельности научного и бизнес-сообществ России по формированию цифровой экономики началась по инициативе «сверху», что свидетельствует о недостаточной оперативности, «отзывчивости», восприимчивости науки и бизнеса по отношению к передовому, инновационному. Цифровая экономика известна как сетевая, постиндустриальная, электронная, интернет-экономика, программная экономика, APJ экономика. Цифровую экономику связывают с новыми электронными технологиями организации процессов производства, управления и сбыта. Ее характеризуют как определенный вид экономических отношений, как новую модель бизнеса, как новый уклад экономики. Принятая в России программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентирована на развитие высокотехнологичных отраслей и повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и включает пять базовых направлений. Результативность реализуемой программы во многом будет зависеть от того, удастся ли сформировать высококонкурентную экономику, в условиях которой поиск и оперативное внедрение инноваций станут обязательным условием успешного предпринимательства. Из сложившихся в теории и практике рыночного и планового подходов формирования цифровой экономики, для России предпочтительным является плановый, в силу доминирования в экономике государственных корпораций и технологического отставания, недостаточного количества бизнес-субъектов. Цифровые технологии предполагают создание современных цифровых платформ, которые обеспечивают взаимодействие участников рынка технически, программно и институционально, позволяют избавиться от услуг посредников. Создание цифровых платформ в системе российского АПК будет способствовать созданию новой модели экономического поведения сельскохозяйственных производителей, обеспечит получение дополнительного дохода, сопоставимого с объемами государственной поддержки АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF RUSSIA AS A STRATEGIC AIM IN ITS BREAKTHROUGH DEVELOPMENT

Breakthrough innovations, as a foundation of the economic growth, are usually associated with the development of new technologies, new approaches to the organization of production and labor. New digital technologies create opportunities for breakthrough development, ensuring the growth of production and sales processes, reduce bureaucratic burden, and provide access to previously unavailable services for the population. The revitalization of the scientific and business communities in Russia in the formation of the digital economy began in a top-down fashion and was initiated by the government, which indicates a lack of agility, «responsiveness», and sensitivity of science and business to innovations. The digital economy is known as network, postindustrial, Internet economics, software economics, or APJ economics. The digital economy is associated with new technologies for organizing the processes of production, management and marketing. It is characterized as a certain type of economic relationship, as a new business model, as a new economy. The program «Digital Economy of the Russian Federation», adopted in Russia, is focused on the development of high-tech industries and increasing the competitiveness of sectors of the national economy and includes five basic sections. The effectiveness of the implemented program will largely depend on whether it will be possible to form a highly competitive economy, in which the search and rapid implementation of innovations will become a prerequisite for a successful entrepreneurship. From two major types of organization of the digital economies, market and planned approaches, the planned, or command type, is preferable for Russia due to the dominance of the state-owned corporations in the economy, technological lag, and insufficient number of business entities. Digital technologies involve creation of modern digital platforms, which ensure interaction of market participants technologically, programmatically and institutionally, and allow to get rid of the services of intermediaries. Creation of digital platforms in the Russian agricultural sector will contribute to development of a new model of economic behavior of agricultural producers and provide additional income comparable to the volume of the state support for the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЕЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 338.2:004.9

Модебадзе Н. П., Культурбаева Д. С., Шогенова Л. А.

Modebadze N. P., Kulterbaeva D. S., Shogenova L. A.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

ЕЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ

THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF RUSSIA AS A STRATEGIC AIM IN ITS BREAKTHROUGH DEVELOPMENT

Реализация решения прорывного развития экономики связана с разработкой новых технологий, новых подходов к организации производства и труда. Цифровые технологии формируют возможности прорывного развития, обеспечивая рост производственно-сбытовых процессов, снижение бюрократического бремени, доступ населению к ранее малодоступным услугам.

Активизация деятельности научного и бизнес-сообществ России по формированию цифровой экономики началась по инициативе «сверху», что свидетельствует о недостаточной оперативности, «отзывчивости», восприимчивости науки и бизнеса по отношению к передовому, инновационному.

Цифровая экономика известна как сетевая, постиндустриальная, электронная, интернет-экономика, программная экономика, APJ экономика.

Цифровую экономику связывают с новыми электронными технологиями организации процессов производства, управления и сбыта. Ее характеризуют как определенный вид экономических отношений, как новую модель бизнеса, как новый уклад экономики.

Принятая в России программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентирована на развитие высокотехнологичных отраслей и повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и включает пять базовых направлений. Результативность реализуемой программы во многом будет зависеть от того, удастся ли сформировать высококонкурентную экономику, в условиях которой поиск и оперативное внедрение инноваций станут обязательным условием успешного предпринимательства.

Из сложившихся в теории и практике рыночного и планового подходов формирования цифровой экономики, для России предпочтительным является плановый, в силу доминирования в экономике государственных корпораций и технологического отставания, недостаточного количества бизнес-субъектов.

Breakthrough innovations, as a foundation of the economic growth, are usually associated with the development of new technologies, new approaches to the organization of production and labor. New digital technologies create opportunities for breakthrough development, ensuring the growth of production and sales processes, reduce bureaucratic burden, and provide access to previously unavailable services for the population.

The revitalization of the scientific and business communities in Russia in the formation of the digital economy began in a top-down fashion and was initiated by the government, which indicates a lack of agility, «responsiveness», and sensitivity of science and business to innovations.

The digital economy is known as network, postindustrial, Internet economics, software economics, or APJ economics.

The digital economy is associated with new technologies for organizing the processes of production, management and marketing. It is characterized as a certain type of economic relationship, as a new business model, as a new economy.

The program «Digital Economy of the Russian Federation», adopted in Russia, is focused on the development of high-tech industries and increasing the competitiveness of sectors of the national economy and includes five basic sections. The effectiveness of the implemented program will largely depend on whether it will be possible to form a highly competitive economy, in which the search and rapid implementation of innovations will become a prerequisite for a successful entrepreneurship.

From two major types of organization of the digital economies, market and planned approaches, the planned, or command type, is preferable for Russia due to the dominance of the state-owned corporations in the economy, technological lag, and insufficient number of business entities.

Э к о но м ич е ски е науки

Цифровые технологии предполагают создание современных цифровых платформ, которые обеспечивают взаимодействие участников рынка технически, программно и институционально, позволяют избавиться от услуг посредников. Создание цифровых платформ в системе российского АПК будет способствовать созданию новой модели экономического поведения сельскохозяйственных производителей, обеспечит получение дополнительного дохода, сопоставимого с объемами государственной поддержки АПК.

Ключевые слова: цифровая экономика, циф-ровизация, цифровая платформа, цифровая трансформация бизнес-процессов.

Digital technologies involve creation of modern digital platforms, which ensure interaction of market participants technologically, programmatically and institutionally, and allow to get rid of the services of intermediaries. Creation of digital platforms in the Russian agricultural sector will contribute to development of a new model of economic behavior of agricultural producers and provide additional income comparable to the volume of the state support for the agricultural sector.

Key words: digital economy, digitalization, digital platform, digital transformation of business processes.

Модебадзе Нодари Парменович -

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8(8662) 72 25 62 E-mail: [email protected]

Шогенова Ляна Артуровна -

студентка 2-го курса направления подготовки «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 909 492 00 00 E mail: [email protected]

Культурбаева Диана Султановна -

студентка 2-го курса направления подготовки «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 967 422 16 72 E-mail: [email protected]

Modebadze Nodari Parmenovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8(8662) 72 25 62 E-mail: [email protected]

Shogenova Liana Arturovna -

student of the 2nd course of specialty «Economy», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel: 8 909 492 00 00 E-mail: [email protected]

Kulturbaeva Diana Sultanovna -

student of the 2nd course of specialty «Economy», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel: 8 967 16 422 72 E-mail: [email protected]

Поставленная Президентом России задача прорывного развития экономики по-прежнему актуальна и остается главным вопросом повестки дня. Очевидно, что в современных условиях прорыв в экономическом и технико-технологическом развитии может обеспечить прогрессивные технологии, новые подходы к организации производства и труда.

Цифровизация экономики как нельзя лучше вписывается в стратегию прорывного развития. Чтобы убедиться в корректности данного положения рассмотрим сущность циф-ровизации и цифровой экономики.

Появление термина «цифровая экономика» связывается с именами Дона Тапскотты, опубликовавшим в 1994 году свою книгу «Электронно-цифровое общество», и Николаса Негропонте - профессора Массачусетского университета. Николас Негропонте ввел данный термин в широкое употребление в 1995 году.

Однако последовавший за этим двадцатипятилетний период не привел к формированию общепринятого понятия цифровой экономики. По сей день существует большой разброс мнений, как называть такую экономику.

В специальной литературе ее называют сетевой экономикой, постиндустриальной экономикой, электронной экономикой, интернет-экономикой, программируемой экономикой, APJ экономикой и т.д. Термин «цифровая экономика» получил распространение в Европе, тогда как в США цифровая экономика известна как «APJ экономика».

Существующие определения цифровой экономики в своей основе содержат положение об использовании возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые коренным образом переформатируют традиционные хозяйственные связи и существующие бизнес-модели. Это новые электронные технологии организации процессов производства, управления и сбыта.

Цифровую экономику характеризуют как определенный вид экономических отношений. Эти экономические отношения опосредуются информационно-коммуникационными технологиями и сетью Интернет. Именно особенности указанных технологий определяют специфику сопутствующих им экономических отношений.

Бизнес-сообществом цифровая экономика воспринимается как новая модель бизнеса. Она охватывает людей, бизнес, вещи в масштабе всего мира путем использования Интернета, информационных технологий и всех их свойств. Такая модель бизнеса предполагает эффективное персональное обслуживание всех, в любое время и в любом месте. Другая точка зрения касается использования онлайн-общения, а также инновационных цифровых технологий. Эти возможности используются всеми участниками экономической системы. Это отдельные индивидуумы, крупные компании и государства.

В России цифровая экономика стала объектом пристального внимания с конца 2016 года, когда Президентом РФ было озвучено поручение Федеральному собранию и к подготовке программы развития цифровой экономики. (Указанная программа была принята в июле 2017 года).

В своем Послании Федеральному собранию Президент России поставил задачу «запустить масштабную системную программу развития экономики». Этим самым был развернут стратегический вектор развития страны, что нашло воплощение в Стратегии раз-

вития информационного общества в России на 2017-2030 годы.

На сегодняшний день в отечественных и зарубежных исследованиях представлены различные варианты определения цифровой экономики. В наибольшей степени сущность цифровой экономики, на наш взгляд, отражает трактовка, представленная Всемирным банком. Во-первых, цифровая экономика определяется как новый уклад экономики. Во-вторых, отмечается базис этого уклада - знания и цифровые технологии. В-третьих, указывается на следствия развития этого нового уклада - новые цифровые навыки, новые возможности у общества, бизнеса и государства.

Оценивая масштабы и глубину трансформации экономики в результате ее цифровиза-ции, эксперты проводят параллель с промышленной революцией Х"УШ-Х1Х веков, которая изменила саму модель развития человечества. В основу таких оценок заложены те позитивные эффекты и последствия для экономического развития, которые сопутствуют внедрению новых цифровых технологий в производственной, финансовой, управленческой, социальной и других сферах.

Прежде всего, цифровые технологии обеспечивают рост производительности труда. Высокотехнологичные процессы способствуют снижению цен, созданию новых рабочих мест. Практика использования цифровых технологий в США показала, что одно рабочее место в сфере информационно-коммуникационных технологий приводит к созданию пяти новых рабочих мест в других секторах. Отметим, однако, что цифровизация приводит к утрате рабочих мест работников средней и низкой квалификации в существующих отраслях. Рост производительности труда, снижение затрат, значительное ускорение многих производственно-сбытовых процессов в значительной мере повышает конкурентоспособность как отдельных отраслей и сфер деятельности, так и стран в целом.

Необходимо отметить и социальный аспект цифровой трансформации. Благодаря цифровым технологиям в значительной степени снижается бюрократическое бремя. Примером может служить оказание государственных услуг через систему Интернет. Внедрение цифровых технологий позволяют государственным органам более эффективно

осуществлять интеграцию социально мало-защищенных групп населения. Цифровые технологии открывают доступ населению к ранее малодоступным услугам. Все это в совокупности приводит к повышению качества жизни.

В России научное и бизнес-сообщества стали наиболее активно заниматься проблемами цифровой экономики после Послания Президента России Федеральному собранию в 2017 году. Был издан Указ «О стратегии развития информационного сообщества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Вслед за ним последовало распоряжение Правительства РФ, которым была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». При всей позитивности указанных процессов, необходимо отметить определенную консервативность российского научного и бизнес-сообщества, его недостаточную «отзывчивость» на новое и прогрессивное. Была «отмашка сверху», после чего лавиной пошли публикации, конференции и т.п. Локомотивом в таких процессах должны быть наука и бизнес и они должны подсказывать государственным органам, какие законодательные и программные документы принимать.

Возвращаясь к программе «Цифровая экономика Российской Федерации», отметим ее основные цели: это создание условия для развития высокотехнологичных отраслей, повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Указанная программа включает пять базовых направлений:

1. Нормативное регулирование.

2. Образование и трудовые ресурсы.

3. Формирование исследовательских компетенций.

4. ИТ-инфраструктура.

5. Кибер безопасность.

При всей значимости всех отмеченных направлений, отметим направление образования и формирования исследовательских компетенций. Успешность цифровой трансформации будет зависеть в первую очередь от эффективной реализации этих двух направлений.

С нашей точки зрения еще одним важным дополнительным направлением должно стать формирование высоко конкурентной экономики, в условиях которой оперативный поиск

и внедрение инноваций станут залогом и обязательным условием успешного предпринимательства.

Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» намечены рубежные ориентиры деятельности по формированию цифровой экономики в РФ. В частности, к 2024 году намечен выход на рынок десяти национальных компаний-лидеров. Данные компании должны успешно конкурировать на мировых рынках. К указанному периоду предусмотрено ввести в действие десять цифровых платформ. Они должны функционировать в базовых областях экономики. Это цифровое образование, цифровое здравоохранение, а также создание «умного города». Программой предусматривается успешное функционирование в сфере цифровых услуг около 500 малых и средних бизнесов по созданию цифровых технологий и цифровых услуг. Большое внимание уделяется образованию: по истечении 8 лет каждый год будут готовиться 120 тыс. студентов в высших учебных заведениях по специальностям информационных технологий. Количество специалистов с профессиональными знаниями среднего уровня составит 800 тысяч в год.

Одним из приоритетных направлений Программы является формирование инфраструктуры для построения и функционирования цифровой экономики. Речь, прежде всего, идет о центрах обработки данных, доступе к интернету, сетях связи. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит перечень нормативно закрепленных рубежных ориентиров формирования цифровой экономики в России до 2024 года. Мероприятия по достижению указанных ориентиров, источники финансирования, механизмы реализации должны быть отражены в трехлетнем плане правительства с учетом их регулярного пересмотра. На все вышеотмечен-ные мероприятия Программы выделяется 1,634 трлн. руб. (период 2018-2024 годы). На долю федерального бюджета, при этом, приходится 1,1 трлн. руб., а на внебюджетные источники 534 млн. руб.

Теория и практика построения цифровой экономики сформировали два полярных подхода - плановый и рыночный. В то же время все реально реализуемые стратегии построе-

ния цифровой экономики представляют комбинацию этих двух подходов.

Рыночный подход предполагает возложение на государство функции создания оптимальных условий для построения цифровой экономики. Первоочередная задача в этом плане - формирование благоприятной среды для функционирования цифровой экономики, что откроет новые, действенные стимулы для бизнеса по интенсивному освоению цифровых технологий. Оптимальные условия могут быть достигнуты путем реализации комплекса мер нормативно-правового, экономического и социального характера. При этом необходимо также наличие соответствующей технологической базы. Как показывает практика, для достижения значимого положительного эффекта цифровой экономики необходим соответствующий масштаб деятельности, что в свою очередь, предполагает наличие достаточного количества хозяйствующих субъектов - частного бизнеса.

Предполагается, что частный бизнес в условиях новой среды и благодаря сотрудничеству с государственными институтами развития будет оказывать стимулирующее воздействие на последующее развитие сферы цифровой экономики. В рамках этой сферы ожидается формирование множества точек роста. Каждая такая точка будет характеризоваться определенной спецификой, определяемой интересами соответствующей отрасли. Точки роста будут постепенно расширяться и заполнять все сферы деятельности. Данный процесс будет определять реализацию развития и распространения цифровых технологий. В этом состоит преимущество рыночного подхода.

Плановый подход предполагает ведущую роль государства в процессе построения цифровой экономики и поэтапное развитие ее инфраструктуры. Под руководством государства должно происходить целенаправленное наполнение экономическими субъектами соответствующих секторов. Отличительной чертой планового подхода является первоочередность формирования инфраструктуры и технологического базиса цифровой экономики. Создание же благоприятствующих для развития частного бизнеса условий происходит одновременно с формированием инфра-

структуры и технологического базиса или даже с наибольшим опозданием.

Еще одна особенность рассматриваемого подхода узконаправленность развития технологического базиса, которое согласуется с приоритетными направлениями плановой цифровой экономики. Другие технологии поступают по импорту. При этом, многие из них остаются слаборазвитыми.

По мнению экспертов, преимуществом планового подхода выступает скорость формирования, а также универсальность создаваемой базисной инфраструктуры.

Для России в большей степени приемлем плановый подход формирования цифровой экономики, что объясняется следующими обстоятельствами:

1. В стране практически отсутствуют условия для стихийного построения зрелой цифровой экономики в относительно короткий период времени. Негативную роль в данном случае играют технологическое отставание и отсутствие необходимой массы бизнес-субъектов.

2. В России на долю государственных корпораций (компаний со значительным государственным участием) приходится большая часть ВВП.

В таких условиях государство должно взять на себя весь комплекс управленческих усилий по развитию цифровой экономики.

В контексте решения задачи преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и создания цифровых платформ были разработаны отраслевые программы цифровизации для промышленности, сельского хозяйства, строительства, образования, здравоохранения и др. Жесткие условия разработки указанных программ и недостаточная компетенция специалистов-разработчиков негативно отразились на их качестве. Кроме того, в подавляющей части отраслевых проектов цифровая трансформация представлена как автоматизация управления технологическими процессами с использованием новых цифровых технологий.

Автоматизация управления в экономике СССР и России в сельском хозяйстве, в частности, в своем развитии, прошла ряд этапов. На организацию и внедрение этих процессов затрачены огромные суммы, однако отдача от

этих проектов крайне низкая. К примеру, в России созданы и функционируют более 400 федеральных и 2000 региональных государственных информационных систем. Однако их мощность используется на 1 -2%. При этом обеспечение работы этих систем обходится государству около 2000 млрд. руб. в год. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что «... на всех этапах технологического развития решалась практически одна и та же задача -автоматизация уже сложившихся управленческих процессов» [1]. При этом оставались неизменными экономические и управленческие модели. Задачи по их изменению просто не ставились. В такой ситуации никакого прорывного развития не могло быть.

Для обеспечения решения задачи экономического прорыва необходимо добиться, чтобы цифровая трансформация бизнес-процессов была нацелена на использование новых экономических моделей, качественно новых систем управления. Эти модели и системы вполне реальны и будут обладать необходимой эффективностью и прибыльностью в условиях революционной трансформации цифровых технологий.

Цифровые технологии возводят организацию экономической жизни на качественно более высокий уровень, открывают широкие возможности развития. Такие возможности представляют, в частности, современные цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие между участниками рынка технически, программно и институционально. Практически любой рынок может быть превращен в цифровую платформу. При этом соответственно должно быть изменено экономическое поведение участников рынка. Современные цифровые платформы позволяют сформировать состоящую из действующих на свой страх и риск индивидуальных предпринимателей рыночную систему, в рамках которой цены оперативно и без искажений становятся доступными каждому участнику рынка. Цифровые платформы сводят напрямую производителей и потребителей, что исключает участие посредников. Определяющей составляющей механизма платформенного бизнеса выступает сервисный формат продукта, а также гибкий формат оплаты. Прибыльность

платформенной деятельности всецело зависит от количества участников. Количество и привлекательность сервисов и продуктов, в свою очередь, определяет численность участников. То есть больше представляемых на базе платформы сервисов и продуктов, обеспечивает и большую численность участников и, следовательно, большую эффективность функционирования цифровой платформы.

Очень важно создание описанных выше цифровых платформ в системе российского АПК. В рыночных условиях актуализируется проблема продвижения и сбыта продукции. В ее решении заинтересованы все предприятия агропромышленного комплекса. Хорошо известен тот факт, что львиная доля прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции аккумулируется предприятиями оптовой и розничной торговли. Существование большого количества посредников негативно сказывается на эффективности сельскохозяйственного производства. В большей степени страдают мелкие сельскохозяйственные производители, не имеющие доступа к объектам торговой сети. Зачастую им приходится реализовывать свою продукцию оптовикам по цене ниже себестоимости ее производства. Несколько лучше положение у крупных предприятий и то при условии, что они интегрированы с торговыми сетями и предприятиями переработки. В целом же, 90% получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции маржи достается предприятиям оптово-розничной торговли и банкам. Организация функционирования цифровых платформ позволит решить данную проблему, являясь эффективным механизмом поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таковой должна стать Цифровая платформа продвижения сельскохозяйственных товаров и продуктов переработки до потребителя. По оценке экспертов функционирование такой цифровой платформы будет способствовать созданию новой модели экономического поведения производителей сельскохозяйственной продукции. При этом они смогут получить дополнительный доход, сопоставимый с объемом государственной поддержки АПК.

Литература

1. Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. №2(368). 2019. С. 77-80.

2. Сагинбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «Теория, практика, инновации». Апрель, 2018.

3. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. 2016. №3. С. 12-16.

References

1. Ognivtsev S.B. Tsifrovizatsiya jekonomiki i jekonomika tsifrovizatsii APK // Mezhduna-rodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhumal. №2(368). 2019. S.77-80.

2. Saginbekova A.S. Tsifrovaya jekonomika: ponyatie, perspektivy, tendentsii razvitiya v Rossii // Mezhdunarodnyj nauchno-tekhnicheskij zhumal «Teoriya, praktika, innovatsii». Aprel', 2018.

3. Yudina T.N. Osmyslenie tsifrovoj jekonomiki // Teoreticheskaya jekonomika. 2016. №3. S.12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.