Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2020
В.П. ШУЙСКИЙ
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье представлен анализ результатов цифровизации в России за последние 18 лет. Показаны сильные и слабые стороны цифровой трансформации. В качестве индикатора уровня цифровизации в России выбран один из наиболее авторитетных международных источников - Индекс сетевой готовности (ЫШ). Элемент новизны в данной работе состоит в том, что выявленные Индексом сильные и слабые стороны цифровизации в России сопоставляются с задачами, поставленными перед страной национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и указом Президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года». По мнению автора, такое сравнение позволяет убедиться в адекватности выбранной стратегии цифровизации России, а также выявляет направления, которым уделяется недостаточно внимания.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровые технологии, возможности и риски цифровизации, Индекс сетевой готовности, 1Т-отрасль, государственная программа, национальный проект.
1БЬ: Б1, Б2, 014, 032.
Э01: 10.24411/2073-6487-2020-10076.
Опыт последних лет наглядно показывает, как цифровые технологии кардинально и практически повсеместно вторглись в жизнь, преобразовывая экономику, общественные отношения и меняя образ жизни и привычки людей. Ключевым фактором новой экономики является цифровая информация, имеющая ряд преимуществ по сравнению с аналоговой информацией. Так, ее значительно легче собирать, хранить, обрабатывать и анализировать. Цифровая форма позволяет копировать и распространять информацию без потери ее точности, обеспечивает многократное увеличение ее плотности и скорости передачи, а ее алгебраические свойства облегчают процесс совершенствования цифровых технологий [1; 2].
Опыт многих государств доказывает, что при грамотном использовании цифровые технологии могут стать мощным драйвером эконо-
мического роста, инноваций и эффективности. Имеются свидетельства того, что уровень развития цифровой экономики тесно коррелирует с уровнем конкурентоспособности [3; 4], облегчает доступ к глобальным рынкам, способствует появлению новых форматов и возможностей для международного бизнеса [5, с. 17]. Одновременно цифровизация существенно меняет организацию и структуру международной торговли, в частности, повышая в ней долю услуг, предоставляемых в цифровой форме.
Мощный толчок цифровизации придала эпидемия коронавируса, охватившая мир в 2020 г. Значительная часть экономической активности, насколько это возможно, была переведена на дистанционный режим, когда коммуникации осуществляются преимущественно при помощи интернета (работа в удаленном режиме, виртуальные классы, видеоконференции и другие дистанционно оказываемые услуги). Все эти новации стали формой повышения безопасности с целью снижения инфицирования в обществе, однако в целом они соответствовали общей тенденции развития. Пандемия лишь ускорила процессы, которые происходили и до нее. Многие преимущества цифрового взаимодействия стали очевидны и даже привычны, так что значительная часть нововведений в цифровой области, вероятно, останется востребованной и по завершении пандемического кризиса. В частности, не вызывает никаких сомнений, что будет продолжаться цифровизация международной торговли. Залогом этому является быстрое совершенствование цифровых технологий, подтверждаемое, в частности, динамикой их патентования1.
Однако процесс цифровизации в мире начался не в связи с СОУГО'ом, и российские власти последовательно работают над цифровой трансформации отечественной экономики и общественной жизни еще с начала XXI в. Так, в 2002 г. была разработана и принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2011 г. на смену ей пришла государственная программа «Информационное общество», параллельно в 2008 г. была одобрена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, в 2017 г. стартовал национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации».
Возникает вопрос, как далеко наша страна продвинулась по пути цифровой трансформации и что еще можно сделать для эффективного содействия этому процессу в России. К сожалению, набор статистических показателей, регулярно публикуемых Росстатом, лишь частично характеризует развитие цифровой экономики в России. Более того, он не показывает, по каким показателям Россия опережает другие страны, а по каким отстает. Вместе с тем, существует целый
1 World Trade Report 2019. The Future of Service Trade., WTO, 2019, P. 100.
ряд международных источников, оценивающих эффективность и степень охвата стран мира цифровизацией (Глобальный инновационный индекс GII, Международный индекс цифровой экономики и общества I-DESI, публикуется также немало отраслевых индексов цифровиза-ции). Одним из наиболее авторитетных из них (комплексным и удобным в пользовании) является Индекс сетевой готовности (Network Readiness Index, NRI). Данный индекс показывает, насколько эффективно страны мира используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности, и оценивает значимость факторов, влияющих на развитие цифровой экономики. Ежегодные результаты расчета этого индекса предоставляются Всемирному экономическому форуму в рамках доклада «Глобальный отчет по информационным технологиям» (The Global Information Technology Report).
Россия включена в рейтинг NRI с 2010 г. На тот момент ее готовность к цифровизации была оценена 80-м местом. В дальнейшем наша страна последовательно улучшала свой рейтинг, доведя его к 2016 г. до 41-ого места. Однако, по итогам 2019 г. Россия опустилась на 48-ю позицию (уступая практически всем развитым странам и ряду развивающихся стран)2. Среди основных причин ухудшения положения Российской Федерации в рейтинге можно назвать следующие: во-первых, несколько изменилась методика расчетов, во-вторых, вероятно, сыграло свою роль принятие «пакета Яровой», а также затягивание решения вопроса о перераспределении частот, что создает трудности для развития сетей 5 поколения. Цифровому имиджу России могли навредить и участившиеся в эти годы разговоры о создании в стране — по аналогии с Китаем - своего рода «автономного интернета» с целью защиты национального цифрового пространства от вредоносного воздействия извне. Учитывая, что это пространство становится в современных условиях элементом критической инфраструктуры, его, конечно, надо охранять, но при этом следует помнить, что цифровая экономика по своей сути интернациональна и ее нельзя дробить на куски. Поэтому, несмотря на стремление к защите, одновременно в мире наблюдается противоположная тенденция, связанная с унификацией технических стандартов и правил регулирования в этой сфере [4, с. 41].
Индекс NRI рассчитывается по 56 параметрам, отражающим различные аспекты готовности страны к цифровой трансформации, сводимым в 12 суб-индексов и 4 интегральных суб-индекса (Технологии, Народ, Управление, Воздействие), и, наконец, в сводный индекс страны (место в рейтинге среди 121 страны или баллы).
2 The Network Readiness Index 2019.Toward a Future-Ready Society, www.portulansinstitute. org. P. 141.
Наиболее сильные позиции наша страна имеет по интегральному суб-индексу Народ - 38-е место (см. табл. 1, 2). Данный индикатор показывает, какими ресурсами и навыками эффективного использования ИКТ располагают индивидуалы, бизнес и власти страны. Особенно успешно Россия проявляет эти способности в бизнесе (35 место) и работе правительственных организаций (32 место). Правда, навыки населения (индивидуалов) в этой сфере оцениваются сравнительно низко (57 место). Еще ниже (76 место), по мнению ЫШ, активность россиян в социальных сетях.
Наиболее низкие рейтинги у России по интегральному суб-индексу Воздействие (59 место), что свидетельствует о сравнительно небольшом влиянии цифровизации на ситуацию в экономике (54 место) и, тем более, на Качество жизни (85 место). В последний показатель составители Индекса включают, в частности, свободу выбора образа жизни (95 место) и ожидаемую продолжительность жизни населения (86 место). Вклад цифровизации в достижение ЦУР (Цели устойчивого развития ООН) примерно соответствует сводному индексу страны (49 место). Консалтинговая группа БСС предполагает, что недостаточно благоприятный деловой климат в России продолжает препятствовать получению цифровых дивидендов. Кроме того, на экономический рост в стране сильно влияют цены на нефть и газ, которые могут перевесить успехи цифровизации. Примерно также считают эксперты МсКгпвеу [6; 7].
Низки наши рейтинги и в Управлении (56 место). Данный индикатор показывает, насколько активно национальная политическая среда и институты способствуют участию страны в цифровизации, насколько уверенно и безопасно чувствуют себя в сетевой экономике население и бизнес, насколько эффективно власти содействуют их участию в сетевой экономике, а также делают это участие инклюзивным для всех. Согласно ЫШ 2019, особенно слабы наши позиции по таким показателям, как Регулирование (91 место), Нормативно-правовая среда ИКТ (116 место), а также Верховенство закона (107 место).
Значение интегрального суб-индекса Технологии (51 место) незначительно отличается от значения сводного индекса страны. По наличию и качеству сетевой инфраструктуры Россия все еще существенно отстает от стран-лидеров (59 место), при этом особенно велико наше отставание по развитию инфраструктуры 4 и 5 поколения (87 место), однако известно, что стоимость различных электронных гаджетов в стране сравнительно низка, а среди провайдеров Интернета наблюдается сильная конкуренция. Довольно низко ЫШ 2019 оценивает и наши возможности по освоению Технологий будущего (72 место). Речь, в частности, идет об отставании в освоении Искусственного интеллекта и Интернета вещей. Еще ниже мы стоим по наличию и разработке новейших технологий (77 место).
Таблица 1
Индекс сетевой готовности России 2019
Показатели Рейтинг Баллы
Индекс сетевой готовности 48 54,98
Технологии 51 50,16
Народ 39 53,32
Управление 56 62,44
Воздействие 59 53,98
Источник: составлено автором по: The Network Readiness Index 2019: Toward a Future-Ready Society, www.portulansinstitute.org. P. 141.
Таблица 2
Индекс сетевой готовности России 2019 (детализация)
Показатели Рейтинг Баллы
Технологии
Доступ 59 69,43
Мобильные тарифы 59 66,09
Цены на телефон 37 58,97
Домашние хозяйства с доступом в интернет 52 75,01
Покрытие мобильной сети 4С 87 70,00
Фиксированно-широкополостные подписки 50 76,74
Международная пропускная способность интернета 53 69,74
Доступ в Интернет в школах нет данных нет данных
Контент 44 52,67
Цифровое участие и создание контента — —
Разработка мобильных приложений 43 70,39
Поступления за пользование интеллектуальной собственностью 40 1,0
Будущие технологии 72 28,39
Наличие новейших технологий 77 43,63
Инвестиции компании в новые технологии 47 44,57
Государственные закупки передовых технологических продуктов 56 42,91
ИКТ РСТ патентных заявок 36 19,61
Расходы на компьютерное программное обеспечение 59 18,18
Использование роботов 49 1,42
Продолжение табл. 2
Показатели Рейтинг Баллы
Народ
Индивидуалы 57 56,46
Интернет-пользователи 36 79,09
Активные абоненты мобильной широкополосной связи 49 33,31
Использование виртуальных социальных сетей 76 48,02
Высшее образование 17 59,72
Уровень грамотности среди взрослых 10 99,62
Навыки ИКТ 54 19,02
Бизнес 35 45,24
Фирмы с сайтом 49 59,71
Интернет-магазины 40 34,47
Профессионалы 12 64,06
Техники и ассоциированные специалисты 32 56,29
Масштаб обучения персонала 60 40,02
Расходы на НИОКР предприятий 31 16,90
Правительство 32 58,24
Правительственные онлайн-сервисы 25 90,77
Публикации и использование открытых данных 25 48,53
Использование ИКТ и эффективность работы правительства 42 54,50
Расходы на НИОКР со стороны правительства и высшего образования 42 39,17
Управление
Доверие 54 58,81
Верховенство закона 107 34,74
Распространение пиратства программного обеспечения 60 36,49
Безопасные интернет-серверы 45 72,99
Кибербезопасность 28 89,58
Интернет-доверие и безопасность 54 60,27
Регулирование 91 53,89
Качество нормативных актов 99 39,51
Окончание табл. 2
Показатели Рейтинг Баллы
Простота ведения бизнеса 27 84,78
Приспособляемость правовых рамок к цифровым бизнес-моделям 37 54,98
Законодательство об электронной коммерции 66 75,00
Эффективность соцзащиты 80 33,15
Нормативно-правовая среда ИКТ 116 35,91
Инклюзивность 29 74,63
Участие в цифровизации 23 91,08
Социальный разрыв в использовании платежей отрыв в использовании цифровых платежей 33 83,18
Наличие местного онлайн-контента 44 63,11
Гендерный разрыв в использовании интернета 34 63,10
Отставание села в использовании цифровых платежей 44 72,70
Воздействие
Экономика 54 23,78
Средне- и высокотехнологичная промышленность 49 38,54
Высокотехнологичный экспорт 41 20,77
Патентные заявки РСТ 47 2,07
Производительность труда на одного работника 52 33,74
Качество жизни 85 54,42
Благополучие 68 51,16
Свобода делать жизненный выбор 95 46,47
Неравенство доходов 62 66,58
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни 86 53,48
Вклад в Цели устойчивого развития ООН 49 83,74
Доступ к основным услугам 68 91,80
Загрязнение окружающей среды 34 90,95
Безопасность дорожного движения 79 52,19
Использование чистых видов топлива и технологий 1 100,00
Источник: составлено автором по: The Network Readiness Index 2019: Toward a Future-Ready Society, www.portulansinstitute.org. P. 141.
Главное достоинство индексов ЫШ и других подобных индексов состоит в том, что они показывают, какие конкретные коррективы необходимо внести в процесс цифровизации, чтобы она действительно превратилась в драйвер экономического и социального развития. Судя по рейтингу ЫШ 2019, России нужно подтягиваться по многим направлениям цифровизации: повышать компьютерную грамотность населения, активизировать инвестиции в цифровую инфраструктуру, особенно в инфраструктуру 5 поколения, а также в новейшие цифровые технологии. Очень много вопросов к качеству государственного управления. Необходимо не только повышать доверие населения и бизнеса к власти, но также кардинально повысить эффективность регулирующей функции государства, поднять качество принимаемых нормативных актов, совершенствовать деловую и инновационную среду, существенно улучшить состояние нормативно-правовой среды ИКТ. С решением этих задач нельзя медлить. Скорость разработки и внедрения новых технологий в мире постоянно ускоряется, и промедление может привести к тому, что большая часть плодов цифровизации достанется тем странам, которые проведут ее наиболее грамотно и быстро.
Представляется интересным сравнить набор вышеназванных рекомендаций, сформулированных на основе анализа Индекса ЫШ 2019, с задачами, поставленными перед страной Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], и Указом президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года» [9]. По нашему мнению, такое сравнение позволит убедиться в правильности курса, нацеленного на дальнейшую цифрови-зацию страны, предусмотренного данными документами, и в случае необходимости дополнить их некоторыми пунктами из Индекса сетевой готовности.
Основными целями указанной программы (в редакции 2017 г.) объявлено: создание условий для развития высокотехнологичных отраслей и недопущение появления ограничений и трудностей в традиционных отраслях экономики; повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и усиление ее позиций на мировом рынке. Программа состоит из пяти разделов: нормативное регулирование; образование и трудовые ресурсы; формирование исследовательских компетенций; ИТ-инфраструктура; кибербезопасность.
Документ содержит ряд конкретных показателей. Так, указано, что к 2024 г. в России должны появиться не меньше десяти национальных компаний-лидеров, которые смогли бы конкурировать на мировых рынках. К этому же году в стране должны функционировать 10 цифровых платформ для базовых областей экономики: в цифровом образовании, цифровом здравоохранении, для создания «умного города». Кроме того, в России должны функционировать не меньше 500 малых
и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания цифровых услуг.
В программе также указано, что количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет будет составлять 120 тыс. в год. А количество выпускников, обладающих профессиональными знаниями на среднем уровне, должно составлять 800 тыс. в год. Для справки: на сегодняшний день в вузах России на 1Т-специальностях обучается около 50 тыс. человек.
Акцент в программе ставится на построении инфраструктуры, которая необходима при создании и функционировании цифровой экономики. Прежде всего это центры обработки данных, сети связи и доступ к интернету.
В Указе президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года» названо еще несколько показателей цифровой трансформации нашей страны, в том числе: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%; рост доли домохозяйств с широкополосным доступом к интернету до 97%; увеличение вложений в отечественные решения в сфере 1Т в четыре раза по сравнению с уровнем 2019 г. [9].
Решимость российских властей придать новый импульс цифровой трансформации подтверждается принятием в июле 2020 г. правительством страны пакета мер государственной поддержки 1Т-отрасли (новый налоговый режим, стимулирование спроса, поддержка внедрения инноваций, помощь стартапам, развитие государственно-частного партнерства, расширение кадровой базы отрасли) [10]. Одной из самых долгожданных из указанных мер стало снижение практически в два раза с 14 до 7,6% ставки страховых взносов с 1Т-компаний, разрабатывающих программное обеспечение и облачные сервисы. Налог на прибыль таких компаний также будет уменьшен с 20 до 3%. Данные льготы распространены и на дизайн-центры в сфере микро- и радиоэлектроники.
В рамках объявленного пакета господдержки российским 1Т-ком-паниям-лидерам планируется предоставлять гранты на новые разработки в размере до четверти млрд рублей в год. В 2020 г. гранты могут покрыть 80% расходов на разработку и выпуск новых продуктов, выпуск которых инициирован коронавирусной пандемией. Предусмотрено и выделение грантов стартапам на разработку прототипов новых продуктов и их вывод на рынок. Будут реализованы различные программы акселерации и поддержки технологических компаний, которые разрабатывают решения в области искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей, блокчейна [10].
Кроме того, правительство предусматривает скорое создание единой технологической платформы для разработки информационных систем органов власти. Она также будет открыта для встраивания российских программных продуктов.
В пакете поддержки 1Т-производителей имеется пункт, который, как нам представляется, может вызвать бурную дискуссию среди экспертов. Речь идет о предложении правительства распространить ограничения на закупки иностранного программного обеспечения на компании с государственным участием, а также на их дочерние структуры (ранее эти ограничения касались только закупок для государственных нужд). Помимо этого, данные компании будут обязаны подготовить программы цифровой трансформации, которые предусматривают приоритетное использование отечественных программных решений. Это, по расчетам властей, позволит активизировать спрос на российские программные продукты. Следует напомнить, что правительство России давно огласило идею сократить импорт иностранного программного обеспечения (ПО) государственными компаниями. Однако этот процесс шел очень плохо, и к концу 2019 г. доля российских продуктов в общем объеме программного обеспечения, используемого в государственных компаниях, составляла около 10%3. Главная причина медленного перехода на российское ПО - сомнения в его качестве и функциональности. По мнению экспертов, если господдержка российских производителей программного обеспечения окажется действенной, и отечественное ПО по функциональности не будет уступать импортному, никаких ограничений и запретов импорта вообще не понадобится. Если же качество нашего программного продукта будет хуже импортного, его использование не повысит эффективность российской экономики.
Как видим, российская цифровая повестка во многом совпадает с оценкой итогов цифровой трансформации России, выявленной Индексом ЫШ, что позволяет убедиться в ее адекватности и надеяться на то, что она окажется успешной. Вместе с тем, некоторые аспекты Индекса не нашли четкого отражения в Национальной программе: на наш взгляд, прежде всего потому, что часть суб-индексов Индекса включает индикаторы, непосредственно к цифровизации не относящиеся (Продолжительность жизни населения, Свобода выбора образа жизни, Ощущение счастья и др.), хотя и существенные для осуществления цифровой трансформации (например, Верховенство закона). Вместе с тем имеются некоторые показатели Индекса, которые на наш взгляд, было бы целесообразно включить в программу цифровизации России. Речь,
3 www.tadviser.ru/index.php/Статья:Импортозамещение_программного_обеспечения_в госсекторе.
в частности, идет о таких пунктах, как повышение качества госрегулирования, совершенствование деловой и инновационной среды, улучшение состояния нормативно-правовой среды ИКТ. Мы обращаем внимание на указанные пункты не потому, что они отсутствуют в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», а потому, что, согласно ЫШ 2019, Россия очень сильно отстает по названным направлениям цифровизации, и эти задачи надо ставить более четко и жестко.
Имеются и другие отличия в рассматриваемых показателях. Так, ни один пункт Индекса не регламентирует уровень импорта иностранного ПО, а российская программа его лимитирует. С другой стороны, составители Индекса придают большое значение показателю Верховенство закона. В российских программах цифровизации акцент на таком требовании отсутствует. А между тем, укрепление законности, повышение независимости судей, активизация защиты интеллектуальной собственности могли бы значительно увеличить положительные последствия цифровизации на российскую экономику и качество жизни россиян. Некоторые разночтения наблюдаются также в отношении умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. В наших программах упор делается на подготовку 1Т-специалистов, Индекс ЫШ - на повышение навыков населения. На наш взгляд, важно и то, и другое направление. И, тем не менее, именно высокая готовность населения пользоваться компьютером и интернетом приводит к цифровой трансформации экономики и общества. Вывод очевиден: Россия должна уделить больше внимания повышению компьютерной грамотности населения.
Несмотря на очевидные достоинства цифровых технологий и их положительный в целом эффект для производителей и потребителей товаров и услуг, некоторые последствия их широкого применения вызывают беспокойство и вопросы, в частности, возможная потеря контроля за персональными данными, рост киберпреступности, усиливающееся доминирование крупных компаний на рынках и цифровое неравенство [1]. Особенно большую опасность для любой страны, вставшей на путь цифровизации, представляет вероятность, и даже неизбежность значительного изменения структуры трудовой занятости. Для снижения или элиминирования названных рисков нужны специальные усилия, они должны стать неотъемлемой частью общих программ содействия цифровизации. Это позволит не только снять эти угрозы, но и полнее воспользоваться преимуществами цифрови-зации, вывести национальную экономику и социальную сферу страны на уровень, соответствующий новой технологической эпохе.
Как представляется, Россия также может активизировать использование цифровых технологий для повышения эффективности экономики и улучшения качества жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development. UNCTAD, 2017.
2. Доклад о цифровой экономике 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран // Обзор. ЮНКТАД. 2019.
3. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.
4. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Управленческое консультирование. 2019. № 4. С. 38-49.
5. Спартак А.Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 5. С. 7-23.
6. Банке Б., Бутенко В., Мишенина Д., Полунин К., Степаненко А, Сычева Е. Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике // The Boston Consulting Group. October 2017. image-src.bcg.com/Images/Russia-Online_tcm27-178074.pdf (дата обращения 16.07.2020).
7. How to achieve and sustain the impact of digital manufacturing at scale // McKinsey. June 2017. www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/how-to-achieve-and-sustain-the-impact-of-digital-manufacturing-at-scale Accessed: 19.02.2020).
8. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. government.ru/docs/28653.
9. Указ Президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года». rg.ru/2020/07/21/rg-publikuet-ukaz-o-nacionalnyh-celiah-razvitiia-rossii-na-pereod do 2030 goda.
10. Панельная дискуссия с участием представителей IT-индустрии. government.ru/ news/39995.
ABOUT THE AUTHOR
Shuisky Vyacheslav Pavlovich - Candidate of Economic Sciences, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Sciences the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS) Moscow, Russia [email protected]
DIGITALIZATION OF RUSSIAN ECONOMY: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS The article presents an analysis of the results of digitalization in Russia over the past 18 years. The strengths and weaknesses of digital transformation are shown. One of the most authoritative international sources, the Network Readiness Index (NRI), has been chosen as an indicator of the level of digitalization in Russia. The element of novelty in this work is that the strengths and weaknesses of digitalization in Russia identified by the Index are compared with the tasks set for the country by the national program "Digital Economy of the Russian Federation" and the decree of the President of the Russian Federation "On national development goals of Russia for the period up to 2030" ... According to the author, such a comparison allows us to make sure of the adequacy of the chosen digitalization strategy in Russia, and also reveals areas that are not given enough attention. Key words: digitalization, digital economy, digital technologies, opportunities and risks of digitali-zation, Networked Readiness Index, IT industry, government program, national project. JEL: F1, F2, O14, O32.