цифровизация экономики как важный фактор формирования новых трендов рынка труда
DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE FORMATION OF NEW TRENDS IN THE LABOUR MARKET
ПОЛУЧЕНО 20.10.2019 ОДОБРЕНО 20.10.2019 ОПУБЛИКОВАНО 30.12.2019
УДК 331.5 DOI 10.12737/2305-7807-2020-59-70
свистунов в.м.
Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
svistunov v.m.
Doctor ofEconomic Sciences, Professor, Department ofHuman Resource Management, State University ofManagement, Moscow
e-mail: [email protected]
митрофанова е.а.
Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
mitrofanova e.a.
Doctor ofEconomic Sciences, Professor, Department ofHuman Resource Management, State University ofManagement, Moscow
e-mail: elmitr@mail ru
лобачев в.в.
Канд. экон. наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
lobachev v.v.
Candidate ofEconomic Sciences, Professor, Department oflnternational Manufacturing Business, State University ofManagement, Moscow
e-mail: vvl310@yandex .ru
бакиева в.б.
Студентка, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
bakieva v.b.
Student State University ofManagement, Moscow e-mail: bakieva5vika@gmail .com
полуляхова д.д.
Студентка, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
poluliakhova d.d.
Student State University ofManagement, Moscow e-mail: dariapolulyahova@gmail . com
Аннотация
Статья посвящена анализу ключевых цифровых технологий и их влиянию на формирование новых трендов рынка труда. Особое внимание уделено этапам развития цифровой экономики и современному состоянию дел в части практического применения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации. Проведен содержательный анализ ключевых цифровых технологий, практическое использование и применение которых делают современный бизнес успешным и эффективным с точки зрения его конечных результатов. Представлены результаты анализа индексов (показателей), наиболее часто используемых на практике для оценки уровня развития информационно-коммуникационных технологий в различных странах. На основе анализа значений различных индексов, с использованием методологии SWOT-анализа, дана оценка положения дел в Российской Федерации с практическим использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Выделены основные причины недостаточного уровня использования ИКТ в развитии экономики РФ. Результатом проведенного анализа стало выделение основных факторов, позитивным образом влияющих на эффективность использования цифровых технологий в производственной и управленческой практике отечественных компаний. Изложена авторская позиция на новые тренды рынка труда, формируемые как ответная реакция на активное проникновение цифровой экономики в социально-экономическую сферу общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, персонал, экономика труда, цифровая экономика. Abstract
The article analyzes the key digital technologies and their impact on the formation of new trends in the labor market. Particular attention is paid to the stages of development of the digital economy and the current state of Affairs in the practical application of information and communication technologies in the Russian Federation. A meaningful analysis of the key digital technologies, the practical use and application of which make modern business successful and effective in terms of its final results. The article presents the results of the analysis of indices (indicators) most commonly used in practice to assess the level of development of information and communication technologies in various countries of the world community. Based on the analysis of the values of various indexes using the methodology of SWOT-analysis, assessed the situation in the Russian Federation practical use of information and telecommunication technologies. The main reasons for the insufficient use of ICT in the development of the Russian economy are highlighted. The result of the analysis was the identification of the main factors that positively affect the effectiveness of the use of digital technologies in the production and management practices of domestic companies. The article presents the author's position on the new trends of the labor market, formed as a response to the increasingly active penetration of the digital economy in the socio-economic sphere of society.
Keywords: information and communication technologies, personnel, labor economics, digital economy.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Общепризнанным является мнение о том, что эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) — основа не только эффективного управления любой современной организацией, но и залог ее устойчивого рыночного положения. В современном мире нет единого подхода к характеристике этапов развития ИКТ. Одни эксперты оценивают этапы по степени влияния ИКТ на технологию производства товаров и услуг (технологические уклады), другие — по техническим и языковым характеристикам ИКТ на конкретном временном интервале их развития [3, 4, 9]. Не вдаваясь в экспертную полемику, можно сказать, что практика применения ИКТ для решения разнообразных задач производственного бизнеса к сегодняшнему дню прошла три важных этапа развития. На первом этапе ИКТ в основном использовались для автоматизации производственных и технологических процессов. Классическим примером является практика использования в производственном процессе станков с ЧПУ. Второй этап был ознаменован широким применением ИКТ для автоматизации общекорпоративных бизнес-процессов. Третий этап характеризуется постоянным обновлением старых и регулярным появлением новых все более мощных инструментов и возможностей, носителями которых являются ИКТ Здесь следует отметить, прежде всего, «всемирную паутину», позволившую «стереть границы» стран и рынков, количественные и качественные изменения в средствах вычислительной техники, в ее технологических возможностях, распространение ИКТ во все сферы деятельности человека: производственно-хозяйственную, культурную, социальную, образовательную, бытовую.
Сегодня данные инструменты и возможности делают процесс совершенствования и трансформации бизнеса постоянным, а управленческие решения, разрабатываемые и реализуемые с их помощью, являются зачастую прорывными, т.е. не имеющими аналогов в прошлом. В последнее десятилетие в специализированной литературе и публикуемых результатах проводимых исследований термин ИКТ
все чаще заменяется термином «цифровые технологии». А для описания и характеристики процессов их разработки, внедрения и практического использования на различных организационных уровнях используется термин «цифрови-зация».
В силу первостепенной значимости процесса цифрови-зации для успеха современной организации, изучению особенностей протекания данного процесса посвящено множество теоретических и прикладных исследований, для которых характерно порой неоднозначное использование категориального аппарата. В самом широком смысле, большинство авторов под «цифровизацией» обычно понимают «социально-экономическую трансформацию, инициированную массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации», реализуемых на различных организационных уровнях. Если на предыдущих этапах своего развития современные ИКТ, главным образом, использовались для роста объемных показателей и дифференциации бизнеса, то цифровые технологии — основа разработки и практического использования принципиально новых продуктивных бизнес-моделей. Другими словами, основной целью применения ИКТ на ранних стадиях их развития, базировавшихся на прикладных вычислениях и автоматизации отдельных функциональных комплексов операций, было предоставление человеку дополнительных инструментов, облегчающих его труд. Современный этап ознаменован стремлением не только облегчить любой вид труда, сколько добиться полного, а если это невозможно, то максимально возможного замещения человека в процессах не только физического, но и умственного труда (искусственный интеллект). Следовательно, цель данного этапа — превращение ИКТ в ключевой фактор общественного производства или, другими словами, обеспечение максимально полной цифровизации экономики.
Впервые термин «цифровая экономика» был употреблен сравнительно недавно. В 1995 году Николас Негропонте, основатель лаборатории антидисциплинарных исследований (MIT Media Lab) Массачусетского университета (США), давая разъяснения коллегам в преимуществах экономиче-
ского уклада, основанного на интенсивном развитии информационно-коммуникационных технологий, употребил данный термин. При этом под цифровой экономикой он понимал систему экономических, социальных и культурных отношений, возникающих в обществе и основанных на все более широком использовании ИКТ. Отдельные авторы, характеризуя указанную систему отношений, используют термин интернет-экономика или веб-экономика. В стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, используется следующее определение категории «цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].
Таким образом, сегодня мы говорим, что цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в основе которой создание добавленной стоимости базируется на применении информационно-коммуникационных технологий, использующих данные в цифровом виде, и способствующих повышению эффективности производства за счет изменения технологических методов обработки, состава и конфигурации оборудования, перераспределения труда между человеком и машиной [9].
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основой современных цифровых технологий, дающих возможность бизнесу обеспечивать экспоненциальный рост, являются высокопроизводительные интеграционные технологические платформы, такие как облачные технологии и промышленный интернет вещей, социальные сети и электронное взаимодействие в них, блокчейн и квантовые вычисления, мобильные устройства и носимые технологии (например, очки дополненной реальности или датчики положения сотрудников), предоставляющие возможность человеку в любое время суток и практически в любом месте в режиме оп-1те (реального времени) не только вести обработку больших данных, но и формировать данные, характеризующие текущее состояние внешней и внутренней среды организации. В табл. 1 приведены ключевые цифровые технологии, практическое использование и применение которых делают современный бизнес успешным и эффективным с точки зрения его конечных результатов.
Современные тенденции глобализации мировой экономики и расширения рынков товаров и услуг неизбежно приводят не только к ужесточению конкурентной борьбы, но и усложнению реализуемых и используемых менеджментом компаний процессов и инструментов управления. Возрастающая сложность управления все чаще диктует менеджменту компаний необходимость более широкого применения в своих бизнес-процессах ключевых цифровых технологий. Практики пользования цифровыми сервисами уже сегодня определяют технологические, внутри-организационные, кадровые и иные изменения, происходящие в организациях. И если для крупных и специализированных компаний цифровизация уже стала повседневной реальностью, то в организациях, представляющих средний и мелкий бизнес и не работающих в 1Т-сфере, основные изменения в этой области — это дело ближайших лет.
ФАКТОРЫ УСПЕХА ЦИФРОВИЗАЦИИ
Отечественная экономика все шире открывает «окно цифровых возможностей», привлекающее большое количество участников экономической системы. Многие из них стремятся им воспользоваться. Результатом данного процесса являются формируемые новые идеи, инициативы, возможные пути эффективного развития его участников. При этом главная задача государства представляется не столько в финансовой, сколько в законодательной и ведомственной поддержке лучших IT-практик и проектов. Тем самым будут формироваться необходимые и достаточные условия не только для роста новых бизнесов и развития передовых информационных технологий, но и для их активного внедрения в повседневную практику работы все большего числа отечественных компаний.
Уровень развития цифровизации страны определяет ее место в мировом не только экономическом, но и социально-политическом пространствах. В этой связи важным вопросом является текущий рейтинг Российской Федерации по уровню развития информационно-телекоммуникационных технологий в мировом информационном сообществе и в способах его практического повышения. При этом к основным целям странового рейтинга следует отнести:
- измерение текущего уровня и динамики развития ИКТ страны в сравнении с другими странами;
- расчет показателей, определяющих степень прогресса в процессе развития ИКТ в развитых и развивающихся странах;
- определение (расчет) «цифрового разрыва» между странами с разным уровнем развития ИКТ-инфраструк-туры [13].
Сегодня в мировой практике наиболее известными и часто используемыми для оценки уровня развития информационно-коммуникационных технологий являются следующие индексы (показатели).
1. Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI). Был разработан Отделом статистических данных и информации по ИКТ Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи. Разработка была рекомендована на Всемирной встрече на высшем уровне, посвященной вопросам развития информационного общества. С 2009 года Международным союзом электросвязи в отчете «Измерение информационного общества» ежегодно публикуется индекс ИКТ.
2. Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index, NRI) ежегодно рассчитывается международной организацией «Всемирный экономический форум» совместно с Международной школой бизнеса «INSEAD». Он отражает фактический уровень готовности страны к всестороннему и повсеместному применению ИКТ для целей социально-экономического развития общества. Индекс готовности стран к сетевому обществу формируется на основе 68 показателей, которые интегрированы в 9 тематических блоков. Блоки, в свою очередь, собраны в 3 субиндекса (направления оценки). Для ранжирования используются как количественные, так и качественные показатели. Из 68 составляющих NRI переменных 27 (или 40%) отражают количественные данные, а 41 переменная (или 60%) — качественные. Количественные показатели представляют собой данные различных международных организаций, дополненные информацией национальной статистики и прочими источниками [6]. Для расчета значения индекса NRI все применяемые показатели нормализуются в рамках семибалльной шкалы (максимальное значение индекса — 7 пунктов, минимальное — 1).
Таблица 1
Характеристика ключевых современных и перспективных цифровых технологий
№ п/п Цифровая технология Характеристика
1. Мейнфрейм-архитектура Мейнфрейм (от англ . mainframe) представляет собой универсальный, высокопроизводительный и отказоустойчивый сервер, с большим ресурсом ввода-вывода информации и значительным объёмом как оперативной, так и внешней памяти . Технические характеристики обеспечивают возможность использования сервера не только в стандартных, но и критически важных системах, требующих интенсивную пакетную и оперативную транзакционную обработку информации. Ведущий разработчик — корпорация IBM . К наиболее известным мейнфреймам IBM относят: System/360, 370, 390, zSeries . Основные особенности современных мейнфреймов. 1. Примерных срок эксплуатации: 12-15 лет. Высокая надёжность мейнфреймов является результатом их почти 60-летнего процесса развития и совершенствования . Так, группой разработки ОС VM/ESA потрачено около 20 лет на выявление и устранение ошибок . 2. Повышенная устойчивость системы (обеспечивается имеющейся возможностью изолировать и исправлять большинство аппаратных и программных ошибок за счёт наличия резервных процессоров и модулей памяти, альтернативных путей доступа ко всем периферийным устройствам) . 3. Целостность данных (память, применяемая в мейнфреймах, позволяет исправлять возникшие ошибки, чем обеспечивает устойчивую защиту данных в ней, ожидающих вывода на внешние устройства) . 4. Допускается 80-95 процентная рабочая нагрузка от предельной (пиковой) производительности . 5. Применяемая архитектура ОС мейнфрейма обеспечивает параллельную обработку всех заказов в режиме тесного сотрудничества всех используемых программных приложений при совместном использовании общих компонентов программного обеспечения
2 . Клиент-серверная архитектура и ПК Предполагает взаимодействие между структурными компонентами сети на основе заранее определенных принципов её организации: структурные компоненты — сервер и узлы, поставляющие определенные специализированные функции-сервисы, а также клиенты-пользователи данных сервисов . Такая архитектура обеспечивает доступ к различным ресурсам с помощью сетевых технологий: серверы приложений, баз данных, почтовые, прокси- и Web-серверы, файрволы . Разработка клиент-серверных приложений даёт возможность повысить надёжность, безопасность, производительность различных приложений, а также сети в целом . Как правило, клиент-серверные приложения применяют при автоматизации бизнес-процессов
3 . Web 2.0 Электронная коммерция Концепция Web 2 .0 предполагает сервисы и проекты, активно улучшаемые и развиваемые самими пользователями: вики-проекты, блоги, социальные сети и т. д . Данная методика позволяет проектировать системы, в том числе и бизнес-системы, которые на основе учёта процессов взаимодействия в сети становятся тем лучше, чем больше пользователей их применяют. Web 2 .0 основан на принципе привлечения пользователей к процессам наполнения и многократной выверки информации. Основной недостаток Web 2.0 — возможность быстрого и практически бесплатного использования значительного количества мощных интернет-сервисов с высокими потребительскими качествами, часто приводит к появлению огромного количества однообразных ресурсов, и, как следствие, обесцениванию большинства из них
4. Web 3.0 Облачные и мобильные решения Концепция Web 3 .0 представляет собой развитие интернет-технологий, базирующихся на технологической платформе Web 2.0 и предоставляющая потребителям возможность доступа к более высококачественным контентам и сервисам . Web 3.0 базируется на использовании метаязыка, не только описывающего содержание сайтов, но и организующего автоматический обмен информацией между множеством различных серверов; постоянном совершенствовании используемой технологической базы, способствующей непрерывному развитию сети Internet
5 . «Большие данные», аналитика, визуализация К разряду «больших данных» (Big Date) принято относить информационные массивы объемом от 1000 гигабайт до нескольких терабайт. Важная характеристика Big Date — включение и хранение в соответствующих информационных массивах не только исходных данных, но и абстрактной информации, являющейся результатом вычислительных и логических процессов, выполняемых в ходе исследований и обработки исходных информационных массивов . Big Date — это результат не только информационного описания, но и сложного компьютерного моделирования объектов или процессов . Визуализация данных — результат новых технико-технологических возможностей интернет-технологий, обеспечивающих представление информации в том виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу пользователя по её изучению и дальнейшей обработке
6. Промышленный интернет Промышленный интернет (индустриальный интернет вещей, Industrial Internet of Things, IIoT) — концепция построения информационно-коммуникационных инфраструктур, предполагающая обеспечение следующих возможностей: 1. подключения к сети Internet практически любых не бытовых устройств (разнообразного оборудования, датчиков, сенсоров, АСУТП и др .); 2. интеграцию указанных выше элементов между собой, обеспечивая тем самым формирование новых бизнес-моделей в процессе создания товаров или оказания услуг, а также их доставке потребителям . Основной результат реализации концепции промышленного интернета — существенное повышение эффективности существующих технологических процессов производства, а также сокращение инвестиционных затрат
7. Автономные роботы Робот (чеш. Robot, подневольный труд) — автоматическое устройство, обладающее способностью выполнения различного рода механических операций в соответствии с заранее разработанными программами. Получение информации, характеризующей состояние внешней среды, обеспечивается за счет использования различных датчиков и сенсоров, являющихся, в данном случае, техническими аналогами органов чувств живых организмов . На практике робот самостоятельно осуществляет производственно-технологические операции, заменяя частично или полностью труд человека . В рабочее состояние робот приводится с помощью команд, поступающих через информационные каналы связи с оператором (ручное управление), или способен действовать автономно, в соответствии с заложенной программой (автоматическое управление) . В информационных технологиях «роботами» также называют некоторые автономно действующие программы, например, боты или поисковые роботы
8. Компьютерная симуляция Имитация процессов управления и принятия решений, отличающаяся максимальным приближением к реально происходящим процессам, реализованная на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий и экономико-математического моделирования, представляет собой компьютерные симуляции. Применение компьютерных симуляций в практике управленческой деятельности представляет собой мощное средство разработки и выбора оптимального решения, учитывающего практически всю совокупность характеристик текущего состояния внешней и внутренней среды управляемого объекта . Основой компьютерных симуляций является процесс моделирования, с помощью которого осуществляется представление реально существующих или не существующих объектов (процессов, явлений) в виде идеальных абстрактных образов-моделей и проведение исследований объектов с применением этих моделей .
Окончание табл. 1
№ п/п Цифровая технология Характеристика
Содержательная сторона компьютерной симуляции — типовой алгоритм выработки решения, т.е . совокупность операций и процедур, выполняемых в определенной последовательности и приводящих к желаемому результату. Разрабатываемый алгоритм должен предоставлять возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования для обеспечения возможности воспроизведения различных вариантов реакции управляемого (изучаемого) объекта на происходящие изменения Ситуации эффективного применения компьютерных симуляций: 1. При исследовании объектов, функционирование которых поддается описанию с помощью формализованных процедур (структурированные проблемы) 2. В условиях наличия достоверной информации о характеристиках и условиях функционирования управляемого объекта, включая поведение внешней среды . 3. При прогнозировании возможных вариантов поведения управляемого (изучаемого) объекта или явления в различных внештатных ситуациях. 4 . В случаях наличия времени и средств на проведение исследования для выбора соответствующего метода компьютерной симуляции 5. При наличии необходимых теоретических и технических средств моделирования . 6 . В случае необходимости расширения круга управляемых (изучаемых) объектов и необходимости изучения не только повторяющихся явлений, но и явлений прошлого и будущего указанных объектов, которые не воспроизводятся в реальных условиях 7 . Исследование явлений и процессов в динамике их реализации. 8 . Необходимость наглядной визуализации управляемых (изучаемых) объектов и процессов, включая объекты живой природы, в том числе и абстрактные. 9 . Проведение многоразовых испытаний модели с возможностью ее возвращения в исходное состояние . 10 . Проведение опытных экспериментов без риска нанесения вреда или ущерба здоровью человека или окружающей среды
9. 3D печать 3D печать, являясь разновидностью аддитивного производства, представляет собой современный инструмент быстрого прототипирования (создания упрощенной модели конечного продукта) . Тем самым разработчики имеют возможность установить возможные недостатки проектируемой продукции, фактически не приступая к процессу её создания . Отличительная особенность практического применения 3D печати — создание прототипов (моделей) изделий, отличающихся геометрической конфигурацией повышенной сложности, на базе первоначального проектирования их цифровых аналогов с использованием передовых информационных технологий . Использование 3D печати обеспечивает максимальную точность изготовления изделия, минимизирует расход используемых материалов, значительно повышает эффективность данной технологии
10 . Кибербезопас-ность Кибербезопасность - это разработка, внедрение и практическая реализация совокупности мер по защите систем, сетей и программных приложений от цифровых атак, основной целью которых является получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, с её последующим изменением и/или уничтожением . Совокупность мер по защите систем, сетей и программных приложений от цифровых атак представляет собой многоуровневую защиту, базирующуюся на использовании: разработанной системы базовых организационных и программных мер, направленных на противодействие предпринимаемым внешним цифровым атакам; межсетевых экранов нового поколения; фильтрации DNS («Domain name system»); защиты от вредоносного ПО; антивирусного ПО и решений для защиты электронной почты; ПО, способного восстановить работоспособность системы после успешной цифровой атаки. Компонентами, требующими обязательной защиты от цифровых атак, являются: оконечные устройства (компьютеры, интеллектуальные устройства и маршрутизаторы); сети и облачная среда
11. Искусственный интеллект (А1) Искусственный интеллект (ИИ, artificial intelligence, AI) — область научных знаний, изучающая теорию и практику разработки и использования интеллектуальных технологий и компьютерных программ для решения задач интеллектуальной и творческой деятельности человека. Основа ИИ — сумма знаний об области интеллектуальной и/или творческой деятельности человека, хранящаяся в базе знаний, являющейся частью интеллектуальной системы . Вторая составляющая — компьютерные технологии и вычислительные методы, обеспечивающие моделирование процессов человеческого мышления . Результат работы программы искусственного интеллекта — моделирование интеллектуального рассуждения или разумного действия человека . Для информационного обмена в системах ИИ используется интеллектуальный интерфейс . Отличительное свойство программ ИИ — способность не только обучаться (на основе совершенствования используемого программного обеспечения), но и самообучаться (на основе анализа процессов и результатов своей деятельности и тех изменений внешней среды, которые произошли)
12 . Квантовые вычисления Квантовый компьютер — это вычислительный прибор, основанный на использовании для вычислений таких квантовоме-ханических явлений, как суперпозиция и перепутывание состояний для преобразования входных данных в выходные . В классическом компьютинге (computing) количество данных измеряется битами, а в квантовом — кубитами . Основополагающий принцип квантовых вычислений состоит в использовании квантовомеханических объектов для представления данных и их обработки . За последние 15 лет квантовые компьютеры прошли путь от чистой теории до первых работающих образцов . Квантовые компьютеры позволят увеличить на порядки не только используемые вычислительные мощности, но и возможности искусственного интеллекта
Составлено авторами на основе [2, 3, 4].
3. Индекс развития электронного правительства (E-Go-vemment Development Index). С помощью данного индекса отражается потенциал и возможность развития ИКТ в конкретной стране. Рассчитывается Департаментом экономического и социального развития ООН (UN DESA, the United Nations Department of Economic and Social Affairs) один раз в два года. Значение индекса позволяет оценить готовность и способность государственных структур к формированию соответствующей ИКТ-инфраструктуры, позволяющей су-
щественно повысить качество предоставляемых населению и бизнесу услуг. В ходе обследований определяется: наличие у правительственных организаций web-сайтов и их содержание, оценивается набор предоставляемых ими услуг, возможность реализации обратной связи с населением, учет мнений и конкретных пожеланий клиентов по вопросам функционирования органов власти. Особое внимание обращается на предпринимаемые на правительственном уровне усилия по приобщению к внедряемым ИКТ тех ре-
гионов и конкретных групп населения, которые по различным причинам не могли использовать их возможности и преимущества. Индекс развития электронного правительства формируется на основе показателей, которые интегрированы в 3 субиндекса (направления оценки).
4. Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index, KEI) является составной частью общей методологии оценки знаний (Knowledge Assessment Methodology, KAM), разработанной в рамках программы Всемирного банка «Знания для развития» (Knowledge for Development Programme, K4D). Как и методология KAM в целом, индекс KEI основан на модели экономики знаний (Knowledge Economy model, KE). Индекс является композитным показателем, дающим количественную (числовую) оценку уровня развития экономики знаний в конкретной стране мира (0 — худший результат, 10 — лучший). По мнению экспертов Всемирного банка, индекс позволяет сформировать представление о недостатках и преимуществах (возможностях) национальной экономики конкретной страны, а также других стран. При этом одним из важнейших аспектов является состояние ИКТ-инфраструктуры, оказывающей серьезное влияние на процессы аккумулирования мировых знаний, создания и использования новых, в том числе информационных технологий. Экспертами Всемирного банка используется система из 147 количественных и качественных показателей, объединенных в 5 логических блоков (субидексов).
5. Индекс цифровых возможностей (Digital opportunity index, DOI) предназначен для оценки интегрального уровня развития ИКТ в соответствующей стране. Введен в практику по инициативе Всемирного форума по вопросам информационного сообщества (World Summit on the Information Society, WSIS). Разработчик — Международный телекоммуникационный союз (ITU) при ООН. Отличительная черта индекса в том, что показатели, применяемые для его расчета, согласованы на международном уровне, в то время как для других индексов перечень показателей устанавливается организацией, являющейся автором индекса. Используемые показатели относятся к наиболее доступным и распространенным в большинстве стран; WSIS призвал все страны к обязательному представлению достаточной статистической информации для расчета индекса DOI. При расчетах используют 11 количественных показателей, объединенных в три базовые группы (субиндекса).
6. Индекс электронной готовности (Е-Readiness Ranking) разработан Аналитическим центром «Economist Intelligence Unit» (EIU) совместно с Институтом стоимости бизнеса (Institute for Business) компании IBM. Результаты расчета индекса показывают степень готовности страны и ее способность к внедрению ИКТ для социально-экономического развития с учетом политических, экономических, технологических и социальных аспектов. В 2010 г. для более адекватного отражения степени влияния ИКТ на экономику и социальную сферу страны EIU переименовал результаты своего исследования в «Индекс цифровой экономики» («Digital Economy Rankings»). При расчете индекса используется свыше 100 различных количественных и качественных показателей, которые объединены в шесть групп (субиндексов).
7. Глобальный индекс сетевого взаимодействия (GCI) разработан компанией Huawei, одним из лидеров в области IT и представлен в рамках конференции Huawei Cloud Congress (HCC) в 2014 году. Расчет индекса GCI основывается на показателях инвестиций, внедрения, а также опыте и потенциале в построении соответствующей ИКТ-инфра-структуры в стране. При этом учитывается степень развития таких технологий, как BigData, облачное хранение, центры обработки данных, Интернет вещей (IoT-технологии) и ши-
рокополосная передача данных. При расчете индекса проводится количественная оценка национальных сетевых взаимодействий и их ценность на основе данных по развитым и развивающимся странам, имеющим свыше 60% мирового населения и обеспечивающим более 70% мирового ВВП. Данный индекс показывает, в каком объеме разные отрасли промышленности внедряют ИКТ в ключевые технологии широкополосной связи, центры обработки данных, облачные вычисления, большие данные и 1оТ-технологии в 79 странах мира. Индекс наглядно показывает путь этих стран к цифровой экономике, а также отражает ее связь с ВВП. В проводимых экспертами компании Huawei расчетах учитываются национальные результаты деятельности по 10 отраслям, включая финансы, производство, образование, транспорт и логистику. При этом основное внимание уделяется влиянию на отраслевое развитие 1Т.
В табл. 2 приведена характеристика индексов, наиболее известных и часто используемых на практике для оценки уровня развития ИКТ в различных странах мира.
Результаты проведенного анализа показывают, что каждый из представленных рейтингов имеет собственную уникальную методологию, используя при этом свой набор показателей для выполнения исследования (как качественных, так и количественных). Отсюда появляется реальная возможность всесторонней оценки и объективного качественного анализа эффективности внедрения и использования ИКТ в каждой стране. Выполнение подобных оценок обеспечивает получение большего объема данных для объективного позиционирования страны в мировом рейтинге и принятия стратегических решений (как политических, так и экономических) о развитии цифровизации. Позиционирование России в рейтинге ведущих экономик мира в части информатизации общества зависит, в первую очередь, от реализации системного подхода к развитию 1Т-инфраструктуры, доступности и готовности информационных ресурсов к их использованию гражданами, бизнесом и органами власти.
Инновации и новые элементы 1Т входят в круг приоритетов стран-лидеров. Именно страны, ориентирующиеся в своем развитии на повсеместное и приоритетное использование ИКТ во всех сферах, занимают более высокие позиции по большинству показателей в рейтингах инновационного и цифрового развития. При этом процесс инновационного развития в этих странах предусматривает не только разработку, но и коммерциализацию цифровых продуктов. По оценкам экспертов компании Huawei, стоимость глобальной цифровой экономики уже к началу 2018 года составляла $12,9 млрд, т.е. 17,1% мирового ВВП и по прогнозам к 2025 году может составлять $23 млрд [10].
Анализ опубликованных рейтингов по представленным индексам свидетельствует о том, что развитие цифровой экономики и процессы внедрения цифровых технологий в России характеризуются сдержанной динамикой. Как правило, только по отдельным субиндексам наблюдается сдержанный рост в рамках основного индекса. К позитивным моментам, наблюдающимся в Российской Федерации и характеризующимся увеличением значений в отчетном периоде используемых при расчете соответствующих субиндексов количественных показателей, следует отнести рост числа подписчиков фиксированных телефонных линий; числа владельцев мобильных телефонов; ширины трансграничного канала; процентных показателей домохозяйств с компьютером и с подключением к сети Интернет; процентных показателей пользования Интернетом; числа домохозяйств, имеющих фиксированный проводной доступ к Интернету; числа активных подписчиков на мобильный широкополосный доступ; числа граждан РФ имеющих сред-
Таблица 2
Характеристика индексов, используемых на практике для оценки уровня развития информационно-коммуникационных технологий в различных странах мира
Наименование индекса Организация, проводящая расчет Периодичность расчета Наименование субиндексов Место РФ в мировом рейтинге
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index, IDI) Международный союз электросвязи Ежегодно с 2009 года 1. Инфраструктура и доступность ИКТ (5 показателей) . 2. Использование ИКТ (3 показателя) . 3. Знания и навыки в сфере ИКТ (3 показателя) 42 место среди 166 стран
Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index, NRI) Всемирный экономический форум Ежегодно с 2002 года 1. Конъюнктура (среда) внедрения и использования ИКТ (30 показателей) . 2. Готовность сферы ИКТ (23 показателя) . 3. Использование ИКТ (15 показателей) 74 место из 134 стран
Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index) Департамент экономического и социального развития ООН Один раз в два года с 2003 года 1. Развитие правительственных веб-сайтов (спецобследование экспертов ООН) . 2. Телекоммуникационная инфраструктура (6 показателей) 3. Человеческий капитал (2 показателя) 32 место среди 193 стран
Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index, KEI) Всемирный банк Ежегодно с 1995 года 1. Общие экономические показатели (8 показателей) . 2. Экономические стимулы и институциональный режим (17 показателей) . 3. Инновационная система (28 показателей) . 4. Система образования и человеческие ресурсы (81 показатель) . 5. Информационные и коммуникационные технологии (13 показателей) 55 место среди 146 стран
Индекс цифровых возможностей (Digital opportunity index, DOI) Международный телекоммуникационный союз (ITU) при ООН Ежегодно с 2001 года 1. Возможности использования ИКТ (3 показателя) . 2. Инфраструктура ИКТ (5 показателей) . 3. Использование ИКТ (3 показателя) 72 место из 115 стран
Индекс электронной готовности («Е-Readiness Ranking»), с 2010 года индекс цифровой экономики («Digital Economy Rankings») Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с институтом IBM Institute for Business Value Ежегодно с 2000 года 1. Возможность доступа к инфраструктуре . 2 Состояние среды электронного бизнеса в стране 3. Социальный, образовательный уровень . 4 . Правовая среда . 5. Государственная политика. 6 . Готовность рынка к использованию ИКТ 59 место из 180 стран
Глобальный индекс сетевого взаимодействия (GCI) Компания Huawei Ежегодно с 2014 года 1. Инвестиции в ИКТ. 2 . Внедрение ИКТ. 3 . Опыт и потенциал трансформации ИКТ. 4. Влияние ИКТ на результаты развития отрасли (соответствующие субиндексы рассчитываются по 10 ведущим отраслям) 36 место из 79 стран
Составлено авторами на основе [2, 3, 6, 13].
нее и высшее образование и др. При этом даже при росте значения рейтингового индекса Российской Федерации соответствующее его значение нередко оказывается ниже среднего мирового значения, что приводит порой к снижению рейтинга страны в целом по отдельным индексам. Все это говорит о недостаточном уровне участия и использования ИКТ в развитии экономики страны.
В табл. 3 представлены результаты проведенного SWOT-анализа, отражающие уровень развития ИКТ России относительно других стран мира.
К числу основных причин недостаточного уровня использования ИКТ в развитии экономики страны следует отнести.
1. Низкие темпы экономического роста страны в целом и большинства отечественных компаний.
2. Недостаточные темпы технологического развития отечественных компаний.
3. Малое число организаций, осуществляющих серьезные технологические инновации.
4. Низкие темпы внедрение цифровых технологий, как в экономической, так и социальной сферах.
5. Отсутствие в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и высококвалифицированных кадров.
Основной особенностью цифровой экономики от экономики традиционной следует считать датацентричность или первичность и доступность (в любой момент времени) пользователя ко всем требуемым данным, необходимым для
разработки и принятия требуемого управленческого решения или разработки и успешного внедрения соответствующего проектного решения. При этом для традиционной экономики характерен документоцентричный подход, при котором основной единицей информации, как правило, является бумажный документ, завизированный подписью ответственного лица. При этом перевод и хранение документа на соответствующем электронном носителе не меняет сути подхода. В этом случае получение необходимых данных сопровождается открытием файла (массива или банка данных) и только после этого пользователь получает доступ к интересующим его данным. Непосредственное использование данных, содержащихся в документе, как правило, не представляется возможным.
Сегодня данные и программные продукты все чаще становятся важнейшим инструментом создания добавленной стоимости и ключевым механизмом управления большинством технологических и производственных процессов, а основным каналом и пространством обращения данных становится Интернет. Проведенный ранее анализ содержательной части современных и перспективных цифровых технологий позволил сформулировать ключевые факторы успеха отечественных организаций, вставших или стремящихся встать на путь их активного внедрения и использования в своей практической деятельности.
1. Создание безопасной и устойчивой ИКТ-инфраструк-туры для хранения, обработки и высокоскоростной передачи больших объемов данных, доступных для предприятий, ор-
Таблица 3
Результаты SWOT-анализа, характеризующего уровень развития информационно-коммуникационных технологий в России относительно других стран мира
Сильные стороны Возможности
1. Заинтересованность, финансовая и организационная поддержка на государственном уровне 2. Высокое качество образования населения 3. Высокий уровень доступа к Интернету в школах 4. Высокий научный потенциал специалистов 1Т-сферы 5. Высокий уровень технической оснащенности отечественных компаний и населения 1. Более эффективное использование научного потенциала для развития инноваций в ПЧфере 2. Активное внедрение ИКТ в компании среднего и малого бизнеса 3. Совершенствование законодательства в 1Т-сфере 4. Интеграция бизнеса и науки 5. Создание финансовых институтов для финансирования 1Т-компаний среднего и малого бизнеса 6 . Усиление контроля со стороны государства в области защиты авторских прав специалистов ГГ-сферы 7 . Развитие 1Т-инфраструктуры 8 . Импортозамещение производственных и технологических процессов в 1Т-сфере
Слабые стороны Угрозы
1. Импортозависимость отраслей 1Т-сферы 2. Высокая степень инвестиционной зависимости 1Т-сферы 3. Снижение качества подготовки 1Т-специалистов в вузах 4 . Низкий уровень защиты интеллектуальной собственности в 1Т-сфере 5. Недостаточное развитие сетевой инфраструктуры, особенно в сельской местности 6 . Низкий уровень развития электронных услуг в государственных структурах 1. Слабая заинтересованность и возможность бизнес-структур в развитии инновационных технологий ГГ-сферы 2. Недостаточная поддержка внедрения и развития ИКТ на ведомственном и муниципальном уровнях 3. Низкая интеграция науки с бизнес-структурами в 1Т-сфере 4 . Высокая зависимость от импортных товаров для ИКТ 5. Значительный износ инфраструктуры
Составлено авторами на основе [2, 3, 6, 13].
ганизаций и домохозяйств, а также использование преимущественно отечественного ПО в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях.
2. Формирование гибкой и эффективной системы управления, опирающейся не на ранее разработанные и действующие сегодня корпоративные регламенты, а на использование методологии гибкого цифрового проектного управления. Данная методология обеспечивает переход от принципа «перспективного планирования и обоснования» с циклом реализации проектов от 2 до 5 лет к принципу «эксперимента и творчества», обеспечивающему значительно меньший цикл реализации проектов.
3. Применение принципиально новых организационных и управленческих схем: создание специализированной организационной структуры управления цифровой трансформацией (Digital Hub); реализация гибких итерационных подходов к внедрению проектов (Agile, Scrum); разработка и поддержка эффективных управленческих решений в режиме реального времени (Hackaton, DevOps).
4. Значительная экономия финансовых, материальных и других видов ресурсов и средств при реализации технологических и производственных процессов и/или эксплуатации машин, механизмов и оборудования, основанных на использовании элементов искусственного интеллекта.
5. Развитие новых компетенций у персонала организации в области использования цифровых технологий.
6. Формирование ценностей и организационной культуры, обеспечивающих привлечение, удержание, мотивацию и развитие цифровых талантов.
7. Готовность владельцев бизнеса и/или инвесторов вкладывать значительные средства в долгосрочное цифровое развитие организации, допуская при этом возможное увеличение сроков окупаемости капиталовложений.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Активное формирование и развитие экономики знаний, внедрение цифровых технологий ведет к неизбежной трансформации всех секторов экономики, в том числе к транс-
формации рынка труда. Среди основных направлений данного процесса следует выделить.
1. Сокращение производственной сферы, сопровождающееся ростом занятости в сфере услуг.
2. Активизация процессов глобализации и распространение фриланса.
3. Существенная корректировка квалификационных требований для большинства «традиционных» для современной экономики профессий.
4. Значительное сокращение, а также полное исчезновение некоторых «традиционных» профессий, сопровождаемое появлением новых.
Отдельного рассмотрения заслуживает тема влияния на рынок труда постоянно растущей автоматизации производства и использования различных роботизированных технологий и оборудования. Так, данные, полученные в результате исследования McKinsey Global Institute, свидетельствуют о том, что темпы роботизации и автоматизации уже к 2030 году вынудят более 375 миллионов человек обучиться новой специальности [12]. Одной из причин подобного явления выступает процесс формирования высокотехнологичных рабочих мест, необходимых для обслуживания и поддержания роботизированной техники в рабочем состоянии. Также результаты исследования свидетельствуют о том, что при незначительном увеличении скорости роботизации через 13 лет около одной пятой всех трудовых ресурсов в мире останется без работы. Современные технологии к 2030 году позволят внедрить роботов или автоматизировать процессы для 60% видов трудовой деятельности, а полная автоматизации ждет не более 5% видов труда. При этом прогнозируется, что в России сокращение рабочих мест может составить порядка 40—45 миллионов. Роботы больше всего угрожают специальностям, связанным с физическим трудом, управлением механизмами, приготовлением фастфуда, а также экспертам по сбору, обработке данных и бухгалтерскому учету. Меньше всего роботы угрожают тем, кто работает с людьми, а также специальностям, для которых необходим высокий уровень знаний. В списке таких профессий ученые, преподаватели, работники медучреждений, ИТ-специалисты, а также инженеры, социальные работники и слесари.
Таким образом, в ближайшее десятилетие развитие мировой экономики и рынков труда будет зависеть от ключевых трендов, уже сегодня существенно влияющих на процессы занятости. Безусловно технологии продолжат активно совершенствоваться и развиваться. Доступ к ним будет получить относительно просто. А вот специалистов, умеющих правильно воспользоваться всеми их преимуществами и возможностями, будет не хватать. Уже сегодня наблюдается серьезный дефицит цифровых талантов по всему миру.
Указанные тенденции неизбежно приводят к необходимости организационных изменений в рамках компании, реинжиниринга ее ключевых бизнес-процессов. Сегодня этого не сможет избежать ни одна организация, независимо от вида деятельности, размера и географического позиционирования, так как основа большинства современных технологий менеджмента — изменение взаимодействия субъектов рынка, их информационного обмена, как в материальной сфере, так и в финансовой [8].
Центром мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития проведены исследования [11], результаты которых показывают, достаточно высокий (около 50%) общий потенциал автоматизации труда в России. Основная причина — в преобладании отраслей, использующих преимущественно «рутинный» труд, который легче поддается автоматизации. Учитывая макроэкономические изменения, эксперты предполагают, что наибольшее сокращение рабочих мест к 2027 году (до 23,9%) будет наблюдаться в обрабатывающих производствах, до 14,8% — в сельском хозяйстве и до 9,3% — в транспортной сфере экономики.
Не менее интересны значения прогнозных показателей по сокращению рабочих мест в разрезе регионов. В основу исследований были взяты сведения о преобладающих в каждом субъекте РФ отраслях экономики, а также прогнозы о возможном потенциале автоматизации бизнес-процессов в рамках каждой отрасли. По мнению экспертов, цифрови-зация в наибольшей степени приведет к сокращению работающих в столичном регионе (в Москве — около 670 тысяч рабочих мест, в Московской области — более 350 тысяч). Далее идут: Санкт-Петербург (более 270 тысяч), Краснодарский край (более 230 тысяч) и Свердловская область (более 190 тысяч). По экспертным оценкам, за ближайшие 10 лет в Российской Федерации будет автоматизировано свыше 6,7 млн рабочих мест [11].
Уже сегодня очевидно, что в условиях цифровизации большинство отечественных компаний столкнется с серьезными проблемами в области подбора высококвалифицированного персонала. Сотрудников, не только обладающих новым мышлением, но и, что более важно, способных обеспечить компании достижение устойчивого конкурентного преимущества [9].
Любая компания должна обратить внимание на четыре важных аспекта:
- оценить, кто из специалистов «доступен» на рынке труда и кто из уже работающих в компании сотрудников входит в разряд «цифровых» талантов;
- разработать профили новых цифровых позиций и понять, сколько сотрудников потребуется уже в ближайшем будущем;
- понять, где можно найти требуемых специалистов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, как их привлечь и как удержать. При этом, приток «цифровых» талантов должен быть обеспечен не только за счет внешнего найма, но и путем развития цифровых навыков у уже имеющихся сотрудников;
- определить, какие цифровые навыки необходимо формировать и развивать у существующего персонала, так
как без квалифицированных кадров цифровая трансформация невозможна.
Таким образом, можно сформировать некий алгоритм поиска «цифровых талантов», который будет заключаться в следующем.
1. Проведение анализа внутреннего и внешнего рынка с целью определения числа «цифровых талантов».
2. Разработка профилей цифровых позиций.
3. Проведение анализа потребности в кадровом обеспечении цифровых позиций.
4. Проведение анализа «локации» «цифровых талантов».
5. Разработка стратегии привлечения и удержания цифровых талантов.
6. Проведение анализа соответствия квалификации имеющегося персонала требованиям цифровых позиций.
7. Разработка плана развития имеющегося персонала в соответствии с требованиями цифровых позиций.
В этой связи заслуживают внимания результаты исследования консалтинговой компании «The Boston Consulting Group» (BCG) [7], аналитики которой рассмотрели подходы рада ведущих мировых компаний, позволившие на базе консенсус-мнения экспертов сформировать для мирового рынка труда Целевую модель универсальных компетен-ций-2025. При этом для анализа структуры рынка труда, согласно подходу датского ученого Йенса Расмуссена, применялось деление всех занятых в экономике на три условные категории: «Умение», «Правило» и «Знание»
В категории «Умение»: более 50% составляет физический труд, связанный с выполнением повторяющихся типовых задач (функций). Для их выполнения не требуется какая-либо специализированная подготовка или она реализуется за короткий цикл обучения. К данной категории относятся продавцы, охранники, уборщики, грузчики, водители.
В рамках категории «Правило» более половины задач — это техническая, рутинная работа. Принятие решений осуществляется в пределах заранее определенных правил и прописанных инструкций. Для выполнения работ необходима специализированная (прикладная) подготовка. Основные профессиональные группы: бухгалтеры, офисные администраторы, слесари, медсестры.
В категории «Знание» большинство профессиональных задач связано с выполнением аналитической работы, в том числе в условиях неопределенности, включающей творчество и импровизацию. При этом, предполагается достаточно высокий уровень автономности в процессе принятия решений. Это предполагает наличие высокого уровня специализированного профессионального образования, связанного с продолжительным временным циклом подготовки, и широкий кругозор специалиста. Основные профессиональные группы: ученые, врачи, преподаватели, руководители, высококвалифицированные инженеры.
На рис. 1 представлена структура занятости в экономике РФ по категориям профессий [7].
Представленные данные свидетельствуют о том, что более трети россиян (35%), занятых в стране, относятся к категории «Умение». При этом самыми массовыми профессиями в РФ являются водители (7,1% занятых), продавцы (6,8%) и охранники (1,8%). Суммарная доля этих профессий в структуре занятости неуклонно растет с 2000 года.
Отставание в развитии «цифровых навыков» у трудоспособного населения России неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности национальной экономики, и, как следствие, к отставанию страны от лидеров цифровой экономики, снижению позиций на региональном и глобальном уровнях. Сегодня показатели привлекательности и открытости мирового рынка труда благоприятствуют продолжа-
Умение Правило Знание
Рис. 1. Структура занятости в экономике РФ по категориям профессий, (%)
ющейся «утечке мозгов» из страны. Крайне важно сформировать и удержать достаточный резерв «цифровых» талантов.
Поэтому кадровая стратегия в стране ощущает необходимость:
- существенного изменения структуры национального рынка труда с перераспределением в пользу рабочих мест категории «Знание»;
- развития в рамках системы профессионального образования универсальных компетенций у широкого круга работников как до их выхода на рынок труда, так и в процессе работы (в рамках системы ДПО или корпоративного обучения).
Одновременная реализация этих двух направлений в России сегодня затруднительна по нескольким причинам.
1. Нет должного спроса на работников из категории «Знания». В международном разделении труда Россия ассоциируется как экспортер топливно-сырьевых ресурсов (более 76% товарного экспорта составляют энергоресурсы и 17% — продукция добывающих отраслей промышленности и металлургии).
2. Экспорт «высокотехнологичной» продукции в основном представлен продукцией авиакосмической отрасли и машиностроения (7% товарного экспорта). Если учесть, что доля продукции машиностроения в структуре импорта достаточно высока (45%), то неизбежен вывод о дефиците конкурентоспособной продукции отечественного производства и на внутреннем рынке.
«Сырьевая» направленность экономики способствует формированию и укреплению простейшей занятости трудоспособного населения.
Проведенный опрос российских работодателей для выявления наиболее актуальных для них компетенций сотрудников в разрезе категорий «Умение», «Правило» и «Знание» показал, что они считают наиболее актуальным развитие универсальных компетенций у персонала категории «Знание» (в среднем на 4,5 из 5). Для сравнения, для категории «Правило» среднее значение по итогам опроса — 3,7, с особым вниманием к навыкам коммуникации, межличностным навыкам и самоорганизованности (табл. 4) [7].
Развитие универсальных компетенций сотрудников в категории «Знание», закладывает основу не только для их личной конкурентоспособности на рынке труда, но и конкурентоспособности компании и страны в целом. В решении этой
Таблица 4
Целевая модель компетенций-2025
83 % трудовых ресурсов 17 % трудовых ресурсов
Умение Правило Знание
1 — 3,5 1 — 4,0 1 — 4,7
2 — 3,4 2 — 3,8 2 — 4,2
3 — 1,8 3 — 3,0 3 — 4,0
4 — 1,9 4 — 2,2 4 — 4,7
5 — 1,5 5 — 2,0 5 — 4,5
6 — 1,6 6 — 2,2 6 — 4,6
7 — 1,3 7 — 2,3 7 — 4,2
8 — 2,1 8 — 3,9 8 — 4,8
9 — 2,2 9 — 2,5 9 — 4,5
Социально-поведенческие Когнитивные
1 — Коммуникация 4 — Адаптивность 7 — Управленческие навыки
2 — Межличностные навыки 5 — Решение нестандартных задач 8 — Организованность
3 — Межкультурное взаимодействие 6 — Достижение результатов 9 — Саморазвитие
задачи огромная ответственность ложится на отделы кадров предприятий, так как им необходимо разработать соответствующие модели тестирования компетенций сотрудников, новые формы их аттестации и создать систему формирования индивидуальных планов развития.
Как и в любой другой сфере деятельности, работа с кадрами потребует внедрения современных систем — в данном случае решений HCM (Human Capital Management), обеспечивающих сквозную интеграцию всех жизненных циклов управления персоналом. Цель такой сквозной интеграции — получить единое информационное пространство, позволяющее работникам кадровых служб оперативно, в режиме реального времени формировать цифровой профиль любого сотрудника, исходя из сложившихся компетенций, загруженности, производительности труда, предпочтений и увлечений, в том числе и вне рабочего времени. В дальнейшем совокупность подобных данных может быть использована для выработки рекомендаций по повышению квалификации и карьерному росту сотрудника. Подобная задача эффективно решается через внедрение систем искусственного интеллекта и рекомендательного анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы», от 05.09.2017 № 203 / [Электронный ресурс] URL: https:// http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201705100002.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
2. Гнездова Ю.В. Развитие цифровой экономики России как фактора повышения глобальной конкурентоспособности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 5. С. 16-19.
3. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. URL: https://medium.com/cemi-ras/цифровая-экономика-и-цифровизация-в-исторической-ретроспективе-1ad034c16373 (дата обращения: 20.10.2019).
4. Компаративный анализ стратегических аспектов развития цифровой экономики / Е.В. Попов, К.А. Семячков // Вестник Пермского госуниверситета. 2018. Т 13. № 1. С. 19-36.
5. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Проблемы и тенденции использования цифровых технологий в управлении персоналом // Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Шаг в будущее: Искусственный интеллект и цифровая экономика» / Государственный университет управления. Москва: Издательский дом ГУУ, 2017. С. 264-271.
6. Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний / Д.О. Бортвин, Е.В. Лобза, Р.Р. Хасаншин // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. №1. (27). С. 33-50.
7. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: https://www.bcg. com/ru-ru/default.aspx (дата обращения: 20.10.2019).
8. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. № 3 (42). С. 5-14.
9. Свистунов В.М., Лобачев В.В. Четыре вопроса о цифровой экономике / / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. № 1 (40). С. 5-15.
10. Сопутствующий эффект цифровизации. Измерение реального воздействия цифровой экономики. / Аналитический отчет HUAWEI. и Oxford Economics // [Электронный ресурс] URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/ digital-spillover/?utm_source=yandex&utm_medium= cpc&utm_campaign=general_rsya&utm_content= gid_ 3533855827_aid_6485515646_14721537036_&utm_term= цифровая%20экономика&yclid=1778700462728177664 (дата обращения: 20.10.2019).
11. Центр НТР выявил основные отрасли, где внедрение цифровых технологий приведет к наибольшему сокращению рабочих мест / [Электронный ресурс] URL: https://onf. ru/2017/06/19/centr-ntr-vyyavil-osnovnye- otrasli-gde-vnedrenie-cifrovyh-tehnologiy-privedet-k / (дата обращения: 20.10.2019).
12. Цифровая Россия: новая реальность. URL: https://www. mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Digital %20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 20.10.2019).
13. Elena N. Klochkova, Olga V. Ledneva. Statistical analysis of regional IDI index in the Сommonwealth of Independent States (CIS). Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific-practical conference. Part 3. / Ed. Uvay-sov S.U., Ivanov I.A. M.: MIEM NRU HSE, 2014. P. 490-498.
14. Mitrofanova, E.A., Konovalova, V.G., Mitrofanova, A.E. Opportunities, problems and limitations of digital transformation
of HR management // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. 57. Pp. 1717-1727. DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.174.
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta RF «O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017—2030 gody», ot 05.09.2017 № 203 [Decree of the President of the Russian Federation "On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030", dated 05.09.2017 No. 203]. Available at: https:// http://static. kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (accessed 10 September 2019).
2. Gnezdova Yu.V. Razvitie cifrovoj ekonomiki Rossii kak faktora povysheniya global'noj konkurentosposobnosti [The development of the digital economy of Russia as a factor in increasing global competitiveness]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation Investments]. 2017, I. 5, pp. 16-19.
3. Kozyrev A.N. Cifrovaya ekonomika i cifrovizaciya v istoricheskoj retrospective [Digital economy and digitalization in historical retrospective]. Available at: https://medium.com/cemi-ras/cifrovaya-ekonomika-i-cifrovizaciya-v- istoricheskoj -retrospektive-1ad034c16373 (accessed 20 October 2019).
4. Popov E.V., Semyachkov K.A. Komparativnyj analiz strate-gicheskih aspektov razvitiya cifrovoj ekonomiki [Comparative analysis of strategic aspects of the development of the digital economy]. VestnikPermskogogosuniversiteta [Bulletin of Perm State University]. 2018, V. 13, I. 1, pp. 19-36.
5. Mitrofanova E.A., Mitrofanova A.E. Problemy i tendencii ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij v upravlenii personalom [Problems and Trends in the Use of Digital Technologies in Personnel Management]. Materialy 1-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Shag v budushchee: Iskusst-vennyj intellekt i cifrovaya ekonomika» / Gosudarstvennyj univer-sitet upravleniya [Materials of the 1st International Scientific and Practical Conference "Step into the Future: Artificial Intelligence and the Digital Economy" / State University of Management]. Moscow: GUU Publ., 2017, pp. 264-271.
6. Bortvin D.O., Lobza E.V., Hasanshin R.R. Ocenka innovacion-nogo potenciala cherez prizmu indikatorov razvitiya informa-cionnogo obshchestva i ekonomiki znanij [Assessment of innovative potential through the prism of indicators for the development of the information society and knowledge economy]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, no-vaya ekonomika [Bulletin of international organizations: education, science, new economy]. 2010, I. 1, (27), pp. 33-50.
7. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam [Russia 2025: from cadres to talents]. Available at: https://www.bcg.com/ru-ru/default. aspx (accessed 20 October 2019).
8. Svistunov V.M., Kuzina G.P., Lobachev V.V. Uroven' doveriya v organizacii kak faktor povysheniya effektivnosti vnedreniya novyh tekhnologij menedzhmenta [The level of trust in the organization as a factor in increasing the efficiency of introducing new management technologies]. Upravleniepersonalom i intel-lektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2019, I. 3 (42), pp. 5-14.
9. Svistunov V.M., Lobachev V.V. Chetyre voprosa o cifrovoj ekonomike [Four questions about the digital economy]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2019, I. 1 (40), pp. 5-15.
10. Soputstvuyushchij effekt cifrovizacii. Izmerenie real'nogo vozdejstviya cifrovoj ekonomiki [Concomitant effect of digitalization. Measuring the real impact of the digital economy]. Analiticheskij otchyot HUAWEI. i Oxford Economics [HUAWEI Analyst Report. and Oxford Economics]. Available at: https://
www.huawei.com/minisite/rassia/digital-spillover/?utm_ source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign= general_rsya&utm_content=gid_3533855827_aid_64855 15646_14721537036_&utm_term=cifrovaya%20ekonomika& yclid=1778700462728177664 (accessed 20 October 2019).
11. Centr NTR vyyavil osnovnye otrasli, gde vnedrenie cifrovyh tekhnologij privedet k naibol'shemu sokrashcheniyu rabochih mest [The NTR Center has identified the main industries where the introduction of digital technologies will lead to the greatest reduction in jobs]. Available at: https://onf.ru/2017/06/19/ centr-ntr-vyyavil-osnovnye-otrasli-gde-vnedrenie-cifrovyh-tehnologiy-privedet-k / (accessed 20 October 2019).
12. Cifrovaya Rossiya: novaya real'nost' [Digital Russia: a new reality]. Available at: https://www.mckinsey.com/~ymedia/
McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/ Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (accessed 20 October 2019).
13. Elena N. Klochkova, Olga V. Ledneva. Statistical analysis of regional IDI index in the Sommonwealth of Independent States (CIS). Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific-practical conference. Part 3. / Ed. Uvaysov S.U., Ivanov I.A. M.: MIEM NRU HSE, 2014. P. 490-498.
14. Mitrofanova, E.A., Konovalova, V.G., Mitrofanova, A.E. Opportunities, problems and limitations of digital transformation of HR management // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. 57. Pp. 1717-1727. DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.174.